ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Оценка 4.6

ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
математика
1 кл—2 кл
15.06.2020
ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Предлагаемый интегрированный курс «Математика и конструирование» рассчитан на первые два года начального обучения. Его задача — дать учащимся основные (базисные) математические знания и умения, включающие: • формирование представлений о натуральном числе и нуле, об арифметических действиях, приемах вычислений; • выработку прочных и сознательных вычислительных навы¬ков; • умение решать простые и несложные составные арифметические задачи; • знакомство с основными величинами и их измерением. Наряду с арифметическим материалом уроки интегрированного курса включают геометрический материал, задания графического характера, а также практические задания с элементами конструирования. Основная цель курса состоит в том, чтобы не только обеспечить математическую грамотность учащихся, но и расширить пространственные и геометрические представления, на доступном для них материале — начальных элементах конструирования — для коррекции мышления и речи детей. Конструкторские умения включают в себя: умение узнавать основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах; умение выделять эти фигуры; умение собрать несложный заданный объект (фигуру) из предложенных частей; умение видоизменить (трансформировать) объект; умение разделить данную фигуру (объект) на составные части; умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.
Математика - конструирование1-2 кл.doc

ПРОГРАММА внеурочной деятельности:

«МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Пояснительная записка.

Предлагаемый интегрированный курс «Математика и конструирование»[1] рассчитан на первые два года начального обучения. Его задача — дать учащимся основные (базисные) математические знания и умения, включающие:

·       формирование представлений о натуральном числе и нуле, об арифметических действиях, приемах вычислений;

·       выработку прочных и сознательных вычислительных навы­ков;

·       умение решать простые и несложные составные арифметические задачи;

·       знакомство с основными величинами и их измерением.

Наряду с арифметическим материалом уроки интегрированного курса включают геометрический материал, задания графического характера, а также практические задания с элементами конструирования. Основная цель курса состоит в том, чтобы не только обеспечить математическую грамотность учащихся, но и расширить пространственные и геометрические представления, на доступном для них материале — начальных элементах конструирования — для коррекции мышления и речи детей.

Конструкторские умения включают в себя:

умение узнавать основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах;

умение выделять эти фигуры;

умение собрать несложный заданный объект (фигуру) из предложенных частей;

умение видоизменить (трансформировать) объект; умение разделить данную фигуру (объект) на составные части;

умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.

Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» активной практической деятельностью учащихся. Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ним рекомендуется выполнять задания конструкторского характера, которые постепенно усложняются. На основе предметно-практической деятельности у учащихся формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания. Доступная детям практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое час­то возникает у детей с ослабленным здоровьем. С этой же целью материал, особенно на первых годах обучения, рекомендуется предлагать в занимательной форме, с максимальным использо­ванием дидактических игр и упражнений.

В течение первого года обучения предлагается элементы конструирования включать в каждый урок математики, приблизительно 10 минут каждого урока, в зависимости от цели урока и его вида. На втором году обучения предлагается проводить уроки математики с элементами конструирования (5 ч. в неделю) и конструирования с элементами математики (1 ч. в неделю)[2]. Это предполагает единство, взаимное влияние и дополнение практи­ческой и мыслительной деятельности детей. Специально организованная практическая деятельность с элементами конструирования поможет закреплению и сознательному усвоению математических знаний, создаст условия для развития логического мышления учащихся, а полученные математические знания создадут базу для овладения курсом.

Элементы конструирования равномерно распределяются на первых двух годах обучения, причем органично увязываясь с изучением арифметического материала. Например, в пропедевтический период учащиеся 1 класса выкладывают различные геометрические фигуры по показу и словесной инструкции учителя, располагают их в заданной последовательности, сравнивают предметы и группы по количеству, форме, цвету, величине, уравнивают неравночисленные группы. Они также вырезают эти фигуры из бумаги или картона, рисуют, моделируют из палочек. При конструировании различных объектов (цифр, фигур, предметов) из палочек, кусков проволоки, из отдельных частей геометрических фигур дети отсчитывают нужное количество элементов, увеличивают или уменьшают их, подсчитывают результат и т. д.

Обучение математике, особенно на первоначальных этапах, носит наглядно-действенный характер. Учащиеся работают раздаточным счетным материалом, а также выполняют разнообразные задания графического характера (обводка, штриховка, рисование, раскрашивание) с элементами конструирования, сопровождая практические действия словесным отчетом. Некоторые дети недостаточно подготовлены к изучению математики как учебного предмета из-за пробелов в их дошкольном математическом развитии, поэтому для них несколько увеличен пропедевтический период — на первом году обучения. Рекомендуется систематически осуществлять специальную пропедевтическую работу перед изучением наиболее трудных, основных разделов курса начальной школы — путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков.

С целью развития навыков контроля и самоконтроля следует чаще предлагать им развернутое комментирование вычислительных операций.

Указанные специфические особенности организации учебного процесса на уроках математики позволят обеспечить индиви­дуализацию обучения в соответствии с возможностями позна­вательной деятельности и состоянием здоровья детей.

Прочное усвоение полного объема содержания I—II классов начальной общеобразовательной школы создаст фундамент для успешного продолжения обучения.

I класс (128 ч., 4 ч. в неделю)

Пропедевтический период (22 ч.)

Выявление знаний детей по математике. Умение считать однородные предметы, понимание отношений «больше», «меньше», «равно»; сравнение и уравнивание неравночисленных количеств, знание цифр, геометрических фигур, простейшие счетные операции.

Формирование первоначальных навыков учебной деятельности: работоспособность, усидчивость, умение приготовиться к уроку, выслушать и выполнить задание.

Овладение навыками работы с раздаточным счетным материалом, а также навыками работы карандашом, ручкой, фломастером.

Действия с группами предметов. Геометрические фигуры. Признаки предметов: цвет, форма, размер.

Соотношение «одинаковые разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку и различных по другим признакам. Понимание слов каждый, остальные, все, кроме.

Сравнение групп предметов методом взаимо однозначного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов на, над, под.

Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами прибавил, стало больше, стало поровну, убавил, стало меньше.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Штриховка, обводка, раскрашивание. Конструирование из палочек.

Размер предметов. Способы сравнения (приложение, наложение). Сходство и различие предметов по их размеру. Умение правильно использовать термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление групп из предметов с заданными свойствами. Измерение и сравнение предметов по длине, ширине и высоте с помощью условной мерки.

Пространственные и временные представления. Положение предметов в пространстве: справа—слева, вверху—внизу, спереди—сзади, в середине, перед, за, между, рядом, один за другим, внутри—снаружи, далеко—близко.

Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Умение ориентироваться в тетради.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Их последовательность. Неделя, дни недели.

Линейные и плоскостные представления. Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая. Получение прямой путем перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой. Практическое изучение свойства прямой. Отрезок. Рассмотрение и изготовление моделей отрезка путем перегибания листа бумаги, вырезание полосок из бумаги, из кусков проволоки, вычерчивание отрезков.

Отыскивание моделей отрезков в окружающих предметах.

Сравнение отрезков («на глаз», наложением).

Количество и счет. Понятия: много—мало—один, несколько, столько же, каждый, пара, больше—меньше—на основе сравнения двух групп предметов.

Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Независимость результата счета от размера, формы, расстояния между предметами. Счет на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?».

Счет предметов до 10, умение ответить на вопросы: «Сколько?» и «Который по счету?».

Воспроизведение ряда чисел начиная с любого числа. Состав чисел 2, 3, 4, 5 из отдельных единиц и двух меньших чисел (на наглядном материале).

Подготовка к письму цифр. Графические работы в тетради: соединение точек по клеткам, рисование орнаментов, раскрашивание, обводка шаблонов, штриховка. Письмо элементов цифр.

Десяток

Конструирование линейных и плоскостных объектов (86 ч)

Нумерация (26 ч). Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов, их изображений, геометрических фигур и т. д. Соотнесение цифры, числа и количества. Счет равными группами. Число 0 и его обозначение. Сравнение чисел. Знаки >, <, =.

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых десяти порядковых числительных. Определение порядкового места предмета. Нахождение предмета по занимаемому порядковому месту.

Отрезок. Сравнение отрезков наложением, приложением. Конструирование линейных и плоскостных объектов и предметов из счетных палочек, отдельных отрезков бумаги, кусков проволоки (цифры, буквы, геометрические фигуры, домики, елочки, флажки, лодочки и т. д.). Преобразование одного предмета в другой заданный предмет или фигуру путем перекладывания заданного числа элементов.

Состав чисел от 2 до 10 из отдельных единиц и двух меньших чисел. Умение иллюстрировать различные случаи на наглядных пособиях. 10 единиц = 1 десяток. Представление о плоском угле.

Конструирование моделей угла из палочек, из проволоки (выкладываются на бумаге), из бумаги или картона.

Сравнение углов «на глаз» и путем наложения. Выделение равных углов. Отыскивание углов в окружающих предметах. Зарисовка углов произвольной величины. Знакомство с прямым углом. Изготовление модели ломаной линии из палочек различной длины, из проволоки. Рисование ломаной линии.

Сложение и вычитание в пределах 10 (60 ч)

Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям.

Название действий и их обозначение. Знаки +, —. Запись действий в виде примеров.

Овладение приемами вычислений: присчитывание и отсчитывание по 1, прибавление (вычитание) числа по частям, перестановка слагаемых. Понимание связи и взаимо обратности действий сложения и вычитания. Решение примеров. Название компонентов сложения.

Знакомство с задачей. Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Составление задач на основе наблюдений и предметно-практических действий учащихся.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Многоугольник. Изготовление модели многоугольника на плоскости из палочек разной длины. Изготовление каркаса многоугольника из проволоки.

Геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат. Получение моделей этих фигур путем перегибания листа бумаги. Изготовление каркасов моделей этих фигур из проволоки.

Конструирование геометрических фигур (предметов) из за­данных частей.

Чтение, запись и нахождение значения числовых выражений в 1—2 действия (без скобок). Сложение и вычитание вида 7—7, 0+7, 7—0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение простых задач на нахождение суммы, остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Величины и их измерение. Длина. Сравнение длин отрезков (предметов). Сантиметр. Измерение отрезка в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины. Вычерчивание отрезка, длина которого на несколько сантиметров больше (меньше) данного.

Второй десяток

Сложение и вычитание в пределах 20 (16 ч)

Образование чисел из 1 десятка и единиц путем присчитывания по 1 единице.

Название и обозначение чисел от 11 до 20. Счет предметов по одному, по два, по три и т. д. Счет от одного заданного числа до другого. Соотнесение числа и количества. Запись и сравнение чисел.

Черчение и измерение отрезков с точностью до 1 см. Нахождение суммы длин двух отрезков. Нахождение длины ломаной (из 2—3 отрезков).

Измерение длины и ширины прямоугольника. Разметка и вырезание прямоугольника заданных размеров по краю бумаги прямоугольной формы.

Изготовление из бумаги (картона) изделий прямоугольной формы и аппликаций.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. Краткая запись (схема) задачи.

Десятичный состав чисел 11—20. Сравнение однозначных и двузначных чисел.

Случаи сложения и вычитания, основанные на десятичном составе чисел и на знании последовательности чисел в натураль­ном ряду: 10+8, 8+10, 18+1, 18—1, 18—8, 18—10.

Изготовление композиций из геометрических фигур по замыслу учащихся.

Повторение (4ч)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

последовательность чисел от 0 до 20;

таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;

термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, сантиметр; названия и назначение материалов (бумага, картон, проволока и др.);

названия и назначение инструментов и приспособлений (линейка, чертежный треугольник, ножницы, кисточка для клея и т. д.); правила безопасной работы с инструментами и правила личной гигиены.

 Учащиеся должны уметь:

считать предметы в пределах 20, читать и записывать числа от 0 до 20;

решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник;

измерять и чертить отрезки;

собрать простейшую фигуру из заданных геометрических фигур или частей;

определять материал (бумага, картон, ткань и др.), из которого изготовлено изделие;

сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая правила безопасности, по линиям разметки, различать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из бумаги.

II класс (204 ч, 5 ч в неделю — математика с элементами конструирования, 1 ч в неделю—конструирование с элементами математики)[3]

Повторение (8 ч)

Десяток. Устная и письменная нумерация чисел в пределах 20. Сравнение однозначных и двузначных чисел. Черчение и из­мерение отрезков.

Табличное сложение и вычитание (40 ч)

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

Сложение и вычитание с числом 0.

Повторение состава чисел первого десятка как подготовка к сложению и вычитанию чисел с переходом через десяток.

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых равна 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,—с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Название компонентов вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.

Решение задач на нахождение суммы, остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого.

Дециметр. Соотношение 1 дм=10 см. Черчение и измерение отрезков.

Экскурсия и знакомство с персональными ЭВМ. Отработка таблицы сложения и соответствующих случаев вычитания.

Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге (по кромке листа).

Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы. Вырезание из бумаги (картона) прямоугольников (квадратов) разных размеров.

Деление прямоугольника с помощью инструментов (линейки и угольника) на прямоугольники меньших размеров, на квадрат и прямоугольник, на два квадрата, на два треугольника.

Деление квадрата на прямоугольники, квадраты, треугольники.

Построение прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, треугольника.

Числа от 1 до 100 (146 ч)

Нумерация. Величина (35 ч)

Названия и последовательность чисел в пределах 100. Чтение, запись чисел от 21 до 100. Сравнение чисел.

Десятичный состав чисел. Практические упражнения, иллюст­рирующие образование чисел из десятков и единиц. 1 сот.= 10 дес.= 100 ед.

Числа однозначные и двузначные. Наибольшие и наименьшие однозначные и двузначные числа. Счет десятками и единицами. Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого.

Единица длины — метр. Соотношение между единицами длины (см, дм, м).

Упражнения, подготавливающие учащихся к решению задач в два действия: постановка вопроса, подбор числовых данных, самостоятельное составление задач, решение цепочек задач и т. д. Решение задач в два действия.

Конструирование фигур, объектов из отрезков разной длины и геометрических фигур. Построение и рисование бордюров из геометрических фигур и отрезков.

Сложение и вычитание в пределах 100 (75 ч)

Устные приемы сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел. Числовые выражения.

Порядок действий в числовых выражениях, содержащих два действия. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Проверка действий сложения и вычитания. Знакомство с письменным сложением и вычитанием. Нахож­дение неизвестных компонентов действий.

Кривая. Замкнутая кривая. Окружность и овал. Сходство и различие.

Изображение окружности с помощью циркуля. Центр окружности. Радиус окружности (без использования терминологии). Изготовление модели окружности из проволоки, из ниток.

Круг. Изготовление модели круга из бумаги (картона). Сходство и различие между окружностью и кругом. Деление круга на части.

Решение задач в одно и два действия. Сравнение задач.

Умножение и деление (36 ч)

Практические действия, подготавливающие усвоение умножения и деления. Счет группами, нахождение суммы одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых.

Умножение. Знак умножения. Названия компонентов умножения. Умножение чисел 2 и 3 на однозначное число. Прием перестановки множителей и его использование в вычислениях.

Деление. Название действия. Знак деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деления. Деление на 2 и на 3, деление с частным, равным 2 и 3. Связь действий умножения и деления.

Знакомство с деталями металлоконструктора и приемами работы с ним.

Повторение (10 ч)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа;

таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);

термины: прямой угол, кривая линия, окружность, овал, круг;

соотношения между изученными единицами длины: сантиметром, дециметром, метром;

правила безопасности при работе ручным инструментом.

Учащиеся должны уметь:

находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более легких случаях — устно, в более сложных — письменно;

решать задачи в 1 и 2 действия на сложение и вычитание;

начертить и изготовить модель отрезка, угла, прямоугольника, квадрата, круга, треугольника;

измерять и сравнивать отрезки, в том числе длины сторон прямоугольника;

переводить одни единицы измерения длины в другие;

самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу и по описанию, проводить анализ образца изготовленного изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Данный курс разработан с учетом «Программ  общеобразовательных учебных заведений в российской Федерации» (М.: Просвещение, 1994).

[2] Один час берется из предмета «Технология».

 

[3] Один час берется из предмета «Технология».

ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «МАТЕМАТИКА

ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «МАТЕМАТИКА

Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» активной практической деятельностью учащихся

Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» активной практической деятельностью учащихся

Они также вырезают эти фигуры из бумаги или картона, рисуют, моделируют из палочек

Они также вырезают эти фигуры из бумаги или картона, рисуют, моделируют из палочек

I класс (128 ч., 4 ч. в неделю)

I класс (128 ч., 4 ч. в неделю)

Составление групп из предметов с заданными свойствами

Составление групп из предметов с заданными свойствами

Подготовка к письму цифр. Графические работы в тетради: соединение точек по клеткам, рисование орнаментов, раскрашивание, обводка шаблонов, штриховка

Подготовка к письму цифр. Графические работы в тетради: соединение точек по клеткам, рисование орнаментов, раскрашивание, обводка шаблонов, штриховка

Зарисовка углов произвольной величины

Зарисовка углов произвольной величины

Величины и их измерение. Длина

Величины и их измерение. Длина

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ

II класс (204 ч, 5 ч в неделю — математика с элементами конструирования, 1 ч в неделю — конструирование с элементами математики) [1]

II класс (204 ч, 5 ч в неделю — математика с элементами конструирования, 1 ч в неделю — конструирование с элементами математики) [1]

Деление прямоугольника с помощью инструментов (линейки и угольника) на прямоугольники меньших размеров, на квадрат и прямоугольник, на два квадрата, на два треугольника

Деление прямоугольника с помощью инструментов (линейки и угольника) на прямоугольники меньших размеров, на квадрат и прямоугольник, на два квадрата, на два треугольника

Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками

Учащиеся должны уметь: находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более легких случаях — устно, в более сложных — письменно; решать задачи в…

Учащиеся должны уметь: находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более легких случаях — устно, в более сложных — письменно; решать задачи в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020