Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Куликовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Логика»,
общеинтеллектуальное направление
1-4 классы
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
· проговаривать последовательность действий;
· учиться высказывать свое предположение (версию);
· учиться работать по предложенному педагогом плану;
· учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
· учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
· учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
· учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
· учиться выражать свои мысли;
· учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
· овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
· сравнивать предметы по заданному свойству;
· определять целое и часть;
· устанавливать общие признаки;
· находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
· определять последовательность действий;
· находить истинные и ложные высказывания;
· наделять предметы новыми свойствами;
· переносить свойства с одних предметов на другие.
В результате изучения данного курса во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
· учиться выражать свои мысли, аргументировать;
· овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
· учиться отличать факты от домыслов;
· овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
· формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
· овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
· перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
· находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
· развивать доброжелательность и отзывчивость;
· развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
· применять правила сравнения;
· задавать вопросы;
· находить закономерность в числах, фигурах и словах;
· строить причинно-следственные цепочки;
· упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
· находить ошибки в построении определений;
· делать умозаключения.
В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
· сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
· формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
· овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
· соблюдать нормы этики и этикета;
· овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
· учиться аргументировать, доказывать;
· учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
· выделять свойства предметов;
· обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
· сопоставлять части и целое для предметов и действий;
· описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
· приводить примеры истинных и ложных высказываний;
· приводить примеры отрицаний;
· проводить аналогию между разными предметами;
· выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
· рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
В результате изучения курса «Логика» в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
· развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
· формировать личностный смысл учения;
· формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
· осваивать способы решения проблем поискового характера;
· определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
· осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
· познавательные УУД;
· осознанно строить речевое высказывание;
· овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
· учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
· учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
· формировать мотивацию к работе на результат;
· учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
· определять виды отношений между понятиями;
· решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
· находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
· устанавливать ситуативную связь между понятиями;
· рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
· решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса
1 класс
1. Свойства, признаки и составные части предметов.
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
2. Действия предметов.
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
3. Элементы логики.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
4. Сравнение.
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
5. Комбинаторика.
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
6. Развитие творческого воображения.
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
7. Практический материал.
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
2 класс
1. Свойства, признаки и составные части предметов.
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
2. Сравнение.
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
3. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями.
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
4. Комбинаторика.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
5. Элементы логики.
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
6. Развитие творческого воображения.
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
7. Практический материал.
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
3 класс
1. Свойства, признаки и составные части предметов.
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
2. Сравнение.
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
3. Комбинаторика.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
4. Действия предметов.
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
5. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
6. Элементы логики.
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
7. Развитие творческого воображения.
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
8. Практический материал.
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
4 класс
1. Сравнение.
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
2. Комбинаторика.
Решение задач с помощью таблиц и графов.
3. Элементы логики.
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
4. Развитие творческого воображения.
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
5. Практический материал.
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
III.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Примечания |
|
1 |
Вводный тест. |
1 |
Тест №1 |
|
2 |
Сравнение предметов по свойству. |
1 |
|
|
3 |
Целое и часть. |
1 |
|
|
4 |
Знакомство с отрицанием (термин не вводится). |
1 |
|
|
5 |
Признаки предметов. |
1 |
|
|
6 |
Признаки предметов и значение признаков. |
1 |
|
|
7 |
Обобщение по признаку. |
1 |
|
|
8 |
Закономерности в значении признаков у серии предметов. |
1 |
|
|
9 |
Описание последовательности действий. |
1 |
|
|
10 |
Логические упражнения. |
1 |
|
|
11 |
Последовательность действий и состояний в природе. |
1 |
|
|
12 |
Целое действие и его части. |
1 |
|
|
13 |
Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. |
1 |
|
|
14 |
Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. |
1 |
|
|
15 |
Одно действие, применяемое к разным предметам. |
1 |
|
|
16 |
Промежуточный тест. |
1 |
Тест №2 |
|
17 |
Функции предметов. |
1 |
|
|
18 |
Логическая операция «и». |
1 |
|
|
19 |
Выделение главных свойств предметов. |
1 |
|
|
20 |
Закономерность в расположении фигур и предметов. |
1 |
|
|
21 |
Закономерность в расположении фигур и предметов. |
1 |
|
|
22 |
Упорядочивание серии предметов по разным признакам. |
1 |
|
|
23 |
Последовательность событий. |
1 |
|
|
24 |
Высказывания. |
1 |
|
|
25 |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
|
|
26 |
Комбинаторика. Расстановки и перестановки. |
1 |
|
|
27 |
Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения). |
1 |
|
|
28 |
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. |
1 |
|
|
29 |
Перенос свойств с одних предметов на другие. |
1 |
|
|
30 |
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. |
1 |
|
|
31 |
Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. |
1 |
|
|
32 |
Часть-целое ( в действиях). |
1 |
|
|
33 |
Итоговый тест. |
1 |
Тест №3 |
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Примечания |
|
1 |
Вводный тест. |
1 |
Тест №1 |
|
2 |
Выделение признаков. |
1 |
|
|
3 |
Различие. |
1 |
|
|
4 |
Сходство. |
1 |
|
|
5 |
Существенные признаки. |
1 |
|
|
6 |
Характерные признаки. |
1 |
|
|
7 |
Упорядочивание признаков. |
1 |
|
|
8 |
Правила сравнения. |
1 |
|
|
9 |
Значение сравнения. |
1 |
|
|
10 |
Тест «Сравнение». |
1 |
Тест №2 |
|
11 |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
|
|
12 |
Отрицание высказывания. |
1 |
|
|
13 |
Понятие о классах. |
1 |
|
|
14 |
Правила классификации. |
1 |
|
|
15 |
Вопросы. |
1 |
|
|
16 |
Алгоритм. |
1 |
|
|
17 |
Тест «Алгоритм». |
1 |
Тест №3 |
|
18 |
Закономерность в числах и фигурах. |
1 |
|
|
19 |
Закономерность в буквах и словах. |
1 |
|
|
20 |
Комбинаторика. Перестановки. |
1 |
|
|
21 |
Комбинаторика. Размещения. |
1 |
|
|
22 |
Комбинаторика. Сочетания. |
1 |
|
|
23 |
Причина и следствие. |
1 |
|
|
24 |
Причинно-следственные цепочки. |
1 |
|
|
25 |
Противоположные отношения между понятиями. |
1 |
|
|
26 |
Отношения: род-вид. |
1 |
|
|
27 |
Упорядочивание по родовидовым отношениям. |
1 |
|
|
28 |
Виды отношений. |
1 |
|
|
29 |
Тест «Отношения». |
1 |
Тест №4 |
|
30 |
Определения. |
1 |
|
|
31 |
Ошибки в построении определений. |
1 |
|
|
32 |
Суждения. |
1 |
|
|
33 |
Итоговый тест. |
1 |
Тест №5 |
|
34 |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
|
|
35 |
Резерв |
1 |
|
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Примечания |
|
1 |
Входной тест. |
1 |
Тест №1 |
|
2 |
Закономерности в чередовании признаков. |
1 |
|
|
3 |
Классификация по какому-то признаку. |
1 |
|
|
4 |
Сравнение предметов по признакам. |
1 |
|
|
5 |
Тест «Сравнение». |
1 |
Тест №2 |
|
6 |
Состав предметов. |
1 |
|
|
7 |
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». |
1 |
|
|
8 |
Найди отличия. |
1 |
|
|
9 |
Действия предметов. Игра «Кто так делает?» |
1 |
|
|
10 |
Комбинаторика. Перестановки, размещения. |
1 |
|
|
11 |
Функциональные признаки предметов. |
1 |
|
|
12 |
Симметрия. Симметричные фигуры. |
1 |
|
|
13 |
Логическая операция «и». |
1 |
|
|
14 |
Координатная сетка. |
1 |
|
|
15 |
Решение логических задач и задач-шуток. |
1 |
|
|
16 |
Результат действия предметов. |
1 |
|
|
17 |
Обратные действия. |
1 |
|
|
18 |
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. |
1 |
|
|
19 |
Тест «Отношения». |
1 |
Тест №3 |
|
20 |
Порядок действий, последовательность событий. |
1 |
|
|
21 |
Комбинаторика. Размещение, сочетание. |
1 |
|
|
22 |
Составление загадок, чайнвордов. |
1 |
|
|
23 |
Множество. Элементы множества. |
1 |
|
|
24 |
Классификация по одному свойству. |
1 |
|
|
25 |
Тест «Классификация». |
1 |
Тест №4 |
|
26 |
Способы задания множества. |
1 |
|
|
27 |
Сравнение множеств. |
1 |
|
|
28 |
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). |
1 |
|
|
29 |
Решение задач с использованием понятий о множествах. |
1 |
|
|
30 |
Выражения и высказывания. |
1 |
|
|
31 |
Высказывания со связками «и», «или». |
1 |
|
|
32 |
Отрицание. |
1 |
|
|
33 |
Итоговый тест. |
1 |
Тест №5 |
|
34 |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
|
|
35 |
Резерв |
1 |
|
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Примечания |
|
1 |
Входной тест. |
1 |
Тест №1 |
|
2 |
Повторение основных мыслительных операций. |
1 |
|
|
3 |
Причинно-следственные цепочки. |
1 |
|
|
4 |
Интегрированный: логика в окружающем мире. |
1 |
|
|
5 |
Интегрированный: логика в русском языке. |
1 |
|
|
6 |
Виды отношений между понятиями. |
1 |
|
|
7 |
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. |
1 |
|
|
8 |
Понятие о графах. |
1 |
|
|
9 |
Рефлексивность отношений. |
1 |
|
|
10 |
Симметричность отношений. |
1 |
|
|
11 |
Тест «Отношения между понятиями». |
1 |
Тест №2 |
|
12 |
Классификация. |
1 |
|
|
13 |
Язык и логика. Фразеологизмы. |
1 |
|
|
14 |
Язык и логика. Образность и меткость речи. |
1 |
|
|
15 |
Язык и логика. Речевые ошибки. |
1 |
|
|
16 |
Язык и логика. Пословицы. |
1 |
|
|
17 |
Тест «Язык и логика». |
1 |
Тест №3 |
|
18 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
19 |
Логические связки «или», «и». |
1 |
|
|
20 |
Логическая связка «если …, то». |
1 |
|
|
21 |
Логические возможности. |
1 |
|
|
22 |
Ситуативная связь между понятиями. |
1 |
|
|
23 |
Оценка ситуации с разных сторон. |
1 |
|
|
24 |
Образное сравнение. |
1 |
|
|
25 |
Синонимы. Многозначность. |
1 |
|
|
26 |
Антонимы. |
1 |
|
|
27 |
Тест «Языковая логика». |
1 |
Тест №4 |
|
28 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
29 |
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. |
1 |
|
|
30 |
Рассуждения. |
1 |
|
|
31 |
Выводы в рассуждениях. |
1 |
|
|
32 |
Юмор и логика. |
1 |
|
|
33 |
Юмор и логика. |
1 |
Творческий отчет |
|
34 |
Конкурс эрудитов. |
1 |
|
|
35 |
Резерв |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.