Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Ø Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Ø Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-
295/06;
Ø Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Ø Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
Ø основной образовательной программы НОО ГБОУ ООШ №23 г.о. Чапаевск, утвержденной приказом от 29.09.2022 № 106-од..СП 2.4.3648-20;
Ø СанПиН 1.2.3685-21;
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детсковзрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также количество занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от предлагаемых для остальной начальной школы. Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в каждом месяце четверти.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса, приобретённых ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:
• понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
• применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
• демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
№ п/п
|
Тема раздела |
Количество часов |
1. |
Подготовительный этап к участию в программе. |
5ч |
2. |
«Орлёнок – Эрудит». |
5ч |
3. |
«Орлёнок – Доброволец». |
5ч |
4. |
«Орлёнок – Мастер». |
5ч |
5. |
«Орлёнок – Спортсмен». |
5ч |
6. |
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти». |
5ч |
7. |
«Орлёнок – Эколог». |
5ч |
8. |
«Орлёнок – Лидер». |
5ч |
9. |
Подведение итогов |
1ч |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема |
Виды деятельности |
Дата по плану |
Дата по факту |
Подготовительный этап 5 ч |
|
|
||
1. |
Игровая программа «Найди друзей в классе» |
Познавательная, игровая. Взаимодействие групповое |
|
|
2. |
«Мы будем друзьями в классе» |
|
|
|
3. |
«Волшебные слова дружбы» |
|
|
|
4. |
« Правила настоящих друзей» |
|
|
|
5. |
Вводный Орлятский урок. |
|
|
|
«Орлёнок – Эрудит» 5ч |
|
|
||
6. |
« Кто такой Эрудит?» |
Познавательная, игровая. Взаимодействие– групповое. Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействиегрупповое |
|
|
7. |
«Эрудит – это…..» |
|
|
|
8. |
«Всезнайка» |
|
|
|
9. |
«Встреча с интересным эрудитом – книгой» |
|
|
10. |
Подведём итоги. |
|
|
|
« Орлёнок – Доброволец» 5 ч |
||||
11. |
«От слова к делу» |
Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействиегрупповое.
|
|
|
12. |
«Спешить на помощь безвозмездно» |
|
|
|
13 |
Совместное родительское собрание «Наша забота!» |
|
|
|
14 |
«Доброволец – это доброе сердце» |
|
|
|
15 |
Подведём итоги. |
|
|
|
« Орлёнок – Мастер» 5 ч |
||||
16 |
«Мастер – это…» |
Познавательная, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое |
|
|
17 |
«Мастерская Деда Мороза» |
|
|
|
18 |
«Класс мастеров» |
|
|
|
19 |
«Классная ёлка» |
|
|
|
20 |
«Новогоднее настроение» |
|
|
|
« Орлёнок – Спортсмен» 5 ч |
||||
21 |
«Утро мы начнём с зарядки» |
Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, физкультурноспортивная. Взаимодействие – парное, групповое
|
|
|
22 |
«Сто затей для всех друзей» |
|
|
|
23 |
«Весёлые старты» |
|
|
|
24 |
«Самые спортивные ребята моей школы» |
|
|
|
25 |
«Азбука здоровья» |
|
|
|
«Орлёнок – хранитель исторической памяти» 5ч |
||||
26 |
«Орлёнок – хранитель исторической памяти» |
Познавательная, проблемноценностное общение, художественное творчество. Взаимодействие - групповое |
|
|
27 |
«История школы – моя история» |
|
|
|
28 |
«Поход в музей» |
|
|
|
29 |
«Поход в музей» |
|
|
|
30 |
«Историческое чаепитие» |
|
|
|
« Орлёнок – Эколог» 5ч |
||||
31 |
«Эколог и Я» |
Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. |
|
|
32 |
«Каким должен быть настоящий эколог?» |
|
|
|
33 |
«В гости к природе» |
|
|
|
34 |
«Мы друзья природы» |
|
|
|
35 |
«Орлята - экологи» |
|
|
|
« Орлёнок – Лидер» 5 ч |
||||
36 |
«Лидер – это…» |
Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействиегрупповое |
|
|
37 |
«Я хочу быть лидером!» |
|
|
|
38 |
«С командой действую!» |
|
|
|
39 |
«Как становятся лидерами?» |
|
|
|
40 |
«Мы дружный класс» |
|
|
|
Подведение итогов 1ч |
||||
41 |
Подведение итогов в программе в текущем учебном году |
Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, художественное творчество. Взаимодействие - групповое |
|
|
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции:
1. Онлайн курс «Академия гражданина»
2. Онлайн курс «Основы социального проектирования»
3. Онлайн курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)»
4. Онлайн курс «Фотостудия с РДШ»
5. Онлайн курс «Экологическое мышление»
6. Онлайн курс «Совместное лидерство»
7. Онлайн курс «В порядке»
8. Онлайн курс «Медиашкола»
9. Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху»
10. Онлайн курс «Семьошибокпри выборепрофессии»
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции:
1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ»
2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов)
3. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы»
4. Онлайн курс «Формирование гражданской идентичности у обучающихся 4-11классов»
5. Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда»
6. Онлайн курс «Школа классных кураторов»
7. Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ»
8. Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.