Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через уровневую дифференциацию
Оценка 4.9

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через уровневую дифференциацию

Оценка 4.9
pdf
14.01.2024
Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через уровневую дифференциацию
Научно-методическая статья
Статья_Ефремова Г.В..pdf

Ефремова Галина Владимировна  учитель математики 

МАОУ СОШ №220 им. К. Д. Ушинского г. Новосибирск

 

 

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через уровневую дифференциацию

 

«Важнейшая задача педагога – научить   человека    мыслить» 

                                                                                                          (Т. Эдисон)

            Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании предусматривает использование образовательных технологий, которые обеспечивали бы самообразование, саморазвитие, самореализацию и самовоспитание личности ученика. Эти технологии должны способствовать переходу ученика из объекта обучения и воспитания в субъект.

            В центре внимания  личностно – ориентированных  технологий  уникальная целостная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации),  и открыта для восприятия нового опыта. Она способна на осознанный и ответственный выбор жизненных ситуаций. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.  

            Обучающиеся  школ очень разные, даже ученические параллельные классы  различны, поэтому учителю нужно учитывать  индивидуальные особенности обучающихся, особенности классных коллективов, чтобы разумно  их использовать для осуществления общих целей  обучения и воспитания.  Учитель должен организовывать и руководить познавательной деятельностью учеников по переработке полученной информации в собственные личностные знания, по выработке у себя по данным образцам соответствующих умений и навыков. Надо создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.  Основой индивидуально-ориентированной системы обучения является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создавать условия для развития его потенциальных возможностей.

Дифференцированный подход в обучении – это:

1.     создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с  учётом особенностей их контингента;

2.     комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах (это группы учащихся, составленные с учётом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств).

 

       На протяжении  нескольких лет вместе с учителями математики и физики нашей школы проблему усвоения знаний обучающимися мне удаётся решать через технологию уровневой дифференциации.

В результате обобщения опыта работы  определена последовательность действий при организации дифференцированного обучения:

        Определение содержания учебного материала;

        Разработка  диагностических карт для учащихся, классов;

        Отработка системы отслеживания результативности обучения математике

(СОРОМ)

 

 

 

 

 

 

 

 

        Блочное изучение материала;

        Создание методического инструментария (задания разноуровневого характера) для контроля  знаний обучающихся.

 

           Начиная работать с классом, провожу диагностическую работу, в результате которой выявляются обучающиеся с низким, средним, высоким уровнем обучаемости.

Уровни усвоения знаний

Требования к действиям учащихся

Примеры  разноуровневых заданий по геометрии по

теме «Перпендикулярность

плоскостей» 

1 уровень.

Воспроизведение и запоминание связано с непосредственным  воспроизведением содержания учебного материала различной сложности.

 

Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определения,

пересказывать. (приводить подобные слагаемые, определять степень уравнения, вид квадратного уравнения.)

 

 

 

  М                      К

Плоскости квадратов АВСД  и АВКМ перпендикулярны. МК=а. Найдите расстояние между точками:

1. Д и М, К и С; 2. Д и К.

2 уровень.

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение действий с чётко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма.

 

Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т.д. (Решать уравнения 1 и 2 степени, сравнивать обыкновенные дроби, объяснять формулы.)

 

 

Плоскости прямоугольных треугольников АВС и АВК перпендикулярны. АВ=8см,

АК=6см,

∟АВК=∟АВС=900, ∟ВАС=450. Вычислите расстояние между:

1.      точками К и С; 

2.      прямыми ВК и АС.

 

3 уровень.

Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески. Предлагает применение в качестве ориентира какой – либо обобщённой идеи, методологических знаний.

Составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, приводить и обосновывать собственные примеры, искать необходимую информацию, дать отзыв или рецензию и т.д.  Например: применять свойства параллелограмма к доказательству свойств ромба; различные способы решения задач (задача – бенефис);  работа с литературой по теме.

Ребро куба АВСДА1В1С1Д1 равно 12см. Точка К делит АС на отрезки, пропорциональные числам 1 и 3. Через точку К проведена плоскость β, перпендикулярная  плоскости АСС1.

1.      Постройте сечение куба плоскостью β.

2.      Вычислите площадь построенного сечения.

 В результате ежегодного анализа выработана  схема тематического планирования, которая позволяет  экономить время на подготовку  наиболее трудоёмких этапов учебного занятия (повторение, применение, контроль знаний), на планирование,  подбор  и составление индивидуальных разноуровневых заданий в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся данного класса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью изучения обучающихся новых классов, их индивидуальных особенностей и для сохранения преемственности в обучении, провожу подготовительную работу  в виде собеседования с учителями, классными руководителями, анкетирование, диагностику способностей обучающихся и нулевые контрольные срезы. Данные этой работы заносятся в диагностические карты и помогают в применении уровневой дифференциации на уроках и внеурочной деятельности.   

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

 

Навыки  учебного труда

Быто вые влия ния

Образовательная подготовленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для реализации дифференцированного подхода в обучении каждый  урок планируется  выполнение упражнений с учётом особенностей класса и индивидуальных способностей обучающихся, благодаря чему повышается интерес учеников к изучению математики. В оценке знаний обучающихся также учитываются их индивидуальные способности, темперамент, характер, психическое состояние.

 С целью развития познавательного интереса к математике и созданию нестандартных условий применения знаний использую следующие формы  организации  познавательной  деятельности  обучающихся:  индивидуальные, групповые, работа в парах, работа с консультантами.

Технология дифференцированного обучения применяется  на различных этапах урока: проверке, систематизации, обобщения и закрепления знаний.      В результате использования технологии уровневой дифференциации удаётся достигать следующих результатов: все обучающиеся овладевают обязательным минимумом  содержания образования, появилась возможность уделять внимание и время одарённым  обучающимся.

На протяжении последних   лет  мои ученики являются призёрами Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по математике олимпиады. Участвуют в конкурсе  «Кенгуру – математика для всех»,  Всероссийском молодежном математическом чемпионате.

 Ежегодно с выпускниками школы обмениваемся  мнениями и впечатлениями от уроков математики: что было хорошо, а что бы они изменили на уроках математики. Это очень помогает в работе со старшеклассниками.

 В ходе работы не всегда удаётся преодолеть неравенство детей, вызванное социально-экономическими условиями, что мешает порой добиваться положительной мотивации  у отдельных обучающихся  к изучению предмета. Для преодоления этого требуется особое внимание в формировании у обучающихся взаимопомощи, взаимопонимания,  корректного отношения друг к другу.

Все эти и другие трудности в использовании уровневой дифференциации преодолеваются благодаря  выработанной системе работы: - с учебными программами (внесение локальных изменений);

-         с дидактическим материалом;

-         по диагностике способностей обучающихся;

-         в освоении и отработке новых методических приёмов по организации и проведению нетрадиционных типов уроков (урок-зачёт, урок-соревнование, урок взаимного обучения, урок-аукцион).

 Основными направлениями своей работы в рамках технологии уровневого обучения считаю:

1.совершенствование методики применения уровневой дифференциации в классах с различной биосоциальной характеристикой (интеллект, навыки учебного труда, биологические особенности, социально-бытовые влияния и т.д.);

2.изучение методической литературы по использованию дифференцированного подхода в условиях предпрофильного и профильного обучения;

3.освоение, развитие, совершенствование навыков работы по применению профильной дифференциации на уроках математики;

4.создание инструментария для осуществления профильной дифференциации  в условиях данной  школы;

5.совершенствование диагностической работы с целью более эффективного применения уровневой  и профильной дифференциации в обучении  обучающихся  данной школы.

 

 

Список литературы.

1.     Блинков А.Д. «Стратовая дифференциация обучения»//Журнал «Завуч», №4, 1998 год.

2.     Винокурова Н.К. «Управление процессом развития творческих способностей школьников»//Журнал «Завуч», №4, 1998 год.

3.     Волкова Г.Л., Чикурова М.В. «Устремим ум на радость творчества»//Журнал «Завуч», № 8, 1999 год.

4.     Иванова Е.О. « Пути реализации Индивидуальных учебных планов школьников»// Журнал «Завуч», № 4, 1998 год.

5.     Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М.: «Народное образование», 1998 год.

6.     Фридман Л. М. «Опыт преодоления неуспеваемости»//Журнал «Завуч», № 7,8 1999год.

7.     Щипулина Л.М. «Разноуровневое обучение в «Школе для всех» или как научить всех и каждого в общеобразовательной школе»// Журнал

«Завуч», №1,1998 год.

 

 

Ефремова Галина Владимировна учитель математики

Ефремова Галина Владимировна учитель математики

Надо создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность

Надо создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность

Блочное изучение материала; •

Блочное изучение материала; •

Воспроизведение и запоминание связано с непосредственным воспроизведением содержания учебного материала различной сложности

Воспроизведение и запоминание связано с непосредственным воспроизведением содержания учебного материала различной сложности

Применение знаний в незнакомой ситуации, т

Применение знаний в незнакомой ситуации, т

С целью изучения обучающихся новых классов, их индивидуальных особенностей и для сохранения преемственности в обучении, провожу подготовительную работу в виде собеседования с учителями, классными руководителями,…

С целью изучения обучающихся новых классов, их индивидуальных особенностей и для сохранения преемственности в обучении, провожу подготовительную работу в виде собеседования с учителями, классными руководителями,…

Для реализации дифференцированного подхода в обучении каждый урок планируется выполнение упражнений с учётом особенностей класса и индивидуальных способностей обучающихся, благодаря чему повышается интерес учеников к…

Для реализации дифференцированного подхода в обучении каждый урок планируется выполнение упражнений с учётом особенностей класса и индивидуальных способностей обучающихся, благодаря чему повышается интерес учеников к…

Все эти и другие трудности в использовании уровневой дифференциации преодолеваются благодаря выработанной системе работы: - с учебными программами (внесение локальных изменений); - с дидактическим материалом;…

Все эти и другие трудности в использовании уровневой дифференциации преодолеваются благодаря выработанной системе работы: - с учебными программами (внесение локальных изменений); - с дидактическим материалом;…

Блинков А.Д. «Стратовая дифференциация обучения»//Журнал «Завуч», №4, 1998 год

Блинков А.Д. «Стратовая дифференциация обучения»//Журнал «Завуч», №4, 1998 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024