Ефремова Галина Владимировна учитель математики
МАОУ СОШ №220 им. К. Д. Ушинского г. Новосибирск
Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через уровневую дифференциацию
«Важнейшая задача педагога – научить человека мыслить»
(Т. Эдисон)
Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании предусматривает использование образовательных технологий, которые обеспечивали бы самообразование, саморазвитие, самореализацию и самовоспитание личности ученика. Эти технологии должны способствовать переходу ученика из объекта обучения и воспитания в субъект.
В центре внимания личностно – ориентированных технологий уникальная целостная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), и открыта для восприятия нового опыта. Она способна на осознанный и ответственный выбор жизненных ситуаций. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Обучающиеся школ очень разные, даже ученические параллельные классы различны, поэтому учителю нужно учитывать индивидуальные особенности обучающихся, особенности классных коллективов, чтобы разумно их использовать для осуществления общих целей обучения и воспитания. Учитель должен организовывать и руководить познавательной деятельностью учеников по переработке полученной информации в собственные личностные знания, по выработке у себя по данным образцам соответствующих умений и навыков. Надо создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность. Основой индивидуально-ориентированной системы обучения является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создавать условия для развития его потенциальных возможностей.
Дифференцированный подход в обучении – это:
1. создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с учётом особенностей их контингента;
2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах (это группы учащихся, составленные с учётом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств).
На протяжении нескольких лет вместе с учителями математики и физики нашей школы проблему усвоения знаний обучающимися мне удаётся решать через технологию уровневой дифференциации.
В результате обобщения опыта работы определена последовательность действий при организации дифференцированного обучения:
• Определение содержания учебного материала;
• Разработка диагностических карт для учащихся, классов;
• Отработка системы отслеживания результативности обучения математике
(СОРОМ)
• Блочное изучение материала;
• Создание методического инструментария (задания разноуровневого характера) для контроля знаний обучающихся.
Начиная работать с классом, провожу диагностическую работу, в результате которой выявляются обучающиеся с низким, средним, высоким уровнем обучаемости.
Уровни усвоения знаний |
Требования к действиям учащихся |
Примеры разноуровневых заданий по геометрии по теме «Перпендикулярность плоскостей» |
1 уровень. Воспроизведение и запоминание связано с непосредственным воспроизведением содержания учебного материала различной сложности. |
Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определения, пересказывать. (приводить подобные слагаемые, определять степень уравнения, вид квадратного уравнения.) |
М К Плоскости квадратов АВСД и АВКМ перпендикулярны. МК=а. Найдите расстояние между точками: 1. Д и М, К и С; 2. Д и К. |
2 уровень. Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение действий с чётко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма. |
Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т.д. (Решать уравнения 1 и 2 степени, сравнивать обыкновенные дроби, объяснять формулы.)
|
Плоскости прямоугольных треугольников АВС и АВК перпендикулярны. АВ=8см, АК=6см, ∟АВК=∟АВС=900, ∟ВАС=450. Вычислите расстояние между: 1. точками К и С; 2. прямыми ВК и АС.
|
3 уровень. Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески. Предлагает применение в качестве ориентира какой – либо обобщённой идеи, методологических знаний. |
Составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, приводить и обосновывать собственные примеры, искать необходимую информацию, дать отзыв или рецензию и т.д. Например: применять свойства параллелограмма к доказательству свойств ромба; различные способы решения задач (задача – бенефис); работа с литературой по теме. |
Ребро куба АВСДА1В1С1Д1 равно 12см. Точка К делит АС на отрезки, пропорциональные числам 1 и 3. Через точку К проведена плоскость β, перпендикулярная плоскости АСС1. 1. Постройте сечение куба плоскостью β. 2. Вычислите площадь построенного сечения. |
В результате ежегодного анализа выработана схема тематического планирования, которая позволяет экономить время на подготовку наиболее трудоёмких этапов учебного занятия (повторение, применение, контроль знаний), на планирование, подбор и составление индивидуальных разноуровневых заданий в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся данного класса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С целью изучения обучающихся новых классов, их индивидуальных особенностей и для сохранения преемственности в обучении, провожу подготовительную работу в виде собеседования с учителями, классными руководителями, анкетирование, диагностику способностей обучающихся и нулевые контрольные срезы. Данные этой работы заносятся в диагностические карты и помогают в применении уровневой дифференциации на уроках и внеурочной деятельности.
|
|
|
Навыки учебного труда |
|
Быто вые влия ния |
Образовательная подготовленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для реализации дифференцированного подхода в обучении каждый урок планируется выполнение упражнений с учётом особенностей класса и индивидуальных способностей обучающихся, благодаря чему повышается интерес учеников к изучению математики. В оценке знаний обучающихся также учитываются их индивидуальные способности, темперамент, характер, психическое состояние.
С целью развития познавательного интереса к математике и созданию нестандартных условий применения знаний использую следующие формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые, работа в парах, работа с консультантами.
Технология дифференцированного обучения применяется на различных этапах урока: проверке, систематизации, обобщения и закрепления знаний. В результате использования технологии уровневой дифференциации удаётся достигать следующих результатов: все обучающиеся овладевают обязательным минимумом содержания образования, появилась возможность уделять внимание и время одарённым обучающимся.
На протяжении последних лет мои ученики являются призёрами Муниципального этапа Всероссийской олимпиады по математике олимпиады. Участвуют в конкурсе «Кенгуру – математика для всех», Всероссийском молодежном математическом чемпионате.
Ежегодно с выпускниками школы обмениваемся мнениями и впечатлениями от уроков математики: что было хорошо, а что бы они изменили на уроках математики. Это очень помогает в работе со старшеклассниками.
В ходе работы не всегда удаётся преодолеть неравенство детей, вызванное социально-экономическими условиями, что мешает порой добиваться положительной мотивации у отдельных обучающихся к изучению предмета. Для преодоления этого требуется особое внимание в формировании у обучающихся взаимопомощи, взаимопонимания, корректного отношения друг к другу.
Все эти и другие трудности в использовании уровневой дифференциации преодолеваются благодаря выработанной системе работы: - с учебными программами (внесение локальных изменений);
- с дидактическим материалом;
- по диагностике способностей обучающихся;
- в освоении и отработке новых методических приёмов по организации и проведению нетрадиционных типов уроков (урок-зачёт, урок-соревнование, урок взаимного обучения, урок-аукцион).
Основными направлениями своей работы в рамках технологии уровневого обучения считаю:
1.совершенствование методики применения уровневой дифференциации в классах с различной биосоциальной характеристикой (интеллект, навыки учебного труда, биологические особенности, социально-бытовые влияния и т.д.);
2.изучение методической литературы по использованию дифференцированного подхода в условиях предпрофильного и профильного обучения;
3.освоение, развитие, совершенствование навыков работы по применению профильной дифференциации на уроках математики;
4.создание инструментария для осуществления профильной дифференциации в условиях данной школы;
5.совершенствование диагностической работы с целью более эффективного применения уровневой и профильной дифференциации в обучении обучающихся данной школы.
Список литературы.
1. Блинков А.Д. «Стратовая дифференциация обучения»//Журнал «Завуч», №4, 1998 год.
2. Винокурова Н.К. «Управление процессом развития творческих способностей школьников»//Журнал «Завуч», №4, 1998 год.
3. Волкова Г.Л., Чикурова М.В. «Устремим ум на радость творчества»//Журнал «Завуч», № 8, 1999 год.
4. Иванова Е.О. « Пути реализации Индивидуальных учебных планов школьников»// Журнал «Завуч», № 4, 1998 год.
5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М.: «Народное образование», 1998 год.
6. Фридман Л. М. «Опыт преодоления неуспеваемости»//Журнал «Завуч», № 7,8 1999год.
7. Щипулина Л.М. «Разноуровневое обучение в «Школе для всех» или как научить всех и каждого в общеобразовательной школе»// Журнал
«Завуч», №1,1998 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.