Программа внеурочной деятельности «Основы этической культуры» для обучающихся 5 класса направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности обусловлены реализацией цели получения лицеистами опыта самостоятельного общественного действия; приобретения учащимися социальных знаний; формирования ценностного отношения к социальной реальности;
освоения обучающимися навыков культурного поведения; воспитания уважительного отношение к себе, к окружающим, к лицею.
Планируемые результаты, включающие формирование УУД
Личностные результаты:
Получение лицеистами опыта самостоятельного общественного действия:
- знание норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
- развитие способности увидеть нравственную ситуацию; осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению; оценка нравственных поступков;
- внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения; стремление к выполнению норм; переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю; формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений; самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- обогащение личного опыта общения учащихся;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Приобретение учащимися социальных знаний: овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности: получение лицеистами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладеть начальными сведениями об этических нормах и правилах поведения.
Предметные результаты:
Должны знать:
- историю, виды и значение этикета;
- культуру внешнего вида, правила гигиены;
- правила жизни в обществе;
- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
- культуру поведения в общественных местах;
- особенности поведения в школе;
- представление о вреде курения употребления алкоголя;
- правила гостеприимства;
- правила дарения и получения подарков;
- правила оформления писем, поздравлений;
- правила ведения переписки в сети Интернет.
Овладеть понятиями:
этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, толерантность, культура речи, совесть, порядочность, рыцарство; вежливость, тактичность. Должны уметь:
- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте;
- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.
Должны иметь четкое представление:
- о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
- что в дружбе нужно больше отдавать, чем брать.
2. Содержание программы внеурочной деятельности
«Основы этической культуры» 5 класс
|
Темы |
Форма организации |
Вид деятельности |
Раздел 1. Правила поведения. 8 часов. |
|||
1-2 |
Этика. Этикет. Эстетика. |
познавательная деятельность |
этическая беседа, викторина |
3-4 |
Человечный поступок. |
проблемно-ценностное общение |
этическая беседа, просмотр учащимися видео материалов. |
5-6 |
Сочувствие и понимание. |
познавательная деятельность |
познавательная беседа |
7-8 |
Человечное отношение к животным. |
игровая деятельность |
Моделирование ситуаций
|
Раздел 2. Внешний вид - 6 часов. |
|||
9-10 |
Качества воспитанного человека. |
проблемно-ценностное общение |
игра с ролевым акцентом |
11-12 |
Как себя вести. |
игровая деятельность |
коллективное творческое дело |
13-14
|
Требовательное отношение к себе и доброжелательное к окружающим. |
познавательная деятельность |
тест |
Раздел 3. Культура поведения - 8 часов |
|||
15-16 |
Совесть. |
проблемно-ценностное общение |
викторина |
17-18 |
Самоотверженность. |
познавательная деятельность |
просмотр учащимися видео материалов. |
19-20 |
Дружба. |
познавательная деятельность |
познавательная беседа |
21-22 |
Отношения между мальчиками и девочками. |
проблемно-ценностное общение |
Моделирование ситуаций
|
Раздел 4. Нравственное воспитание - 13часов |
|||
23-34 |
Правдивость. |
игровая деятельность |
игра с ролевым акцентом |
25-26 |
Сдержанность. |
игровая деятельность |
коллективное творческое дело |
27-28 |
Чувство долга. |
познавательная деятельность |
тест |
29-30 |
Опасность вредных привычек. |
проблемно-ценностное общение |
этическая беседа |
31-32 |
Помечтаем о будущем. |
познавательная деятельность |
проблемно-ценностная дискуссия |
33-34 |
Хороший поступок. |
познавательная деятельность |
тематический диспут |
35 |
Повторение и закрепление изученного материала |
художественное творчество
|
взаимоконтроль |
3. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Основы этической культуры» 5 класс
№ |
Тема занятия |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Дата |
Раздел 1. Правила поведения. 8 часов. |
||||
1-2 |
Этика. Этикет. Эстетика. |
Этикет как правила хорошего тона. «Золотое» правило этикета. Роль воспитания, образования, общества в формировании культуры человека. Понятие о нравственности. Как и когда возникла? Учение различных народов о нравственности. Раскрытие понятий мораль, этика. Самоценность и вечность нравственных ценностей. |
коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!», |
|
3-4 |
Человечный поступок. |
Понятие нравственных категорий: добро, совесть, честь, верность, любовь, ответственность, великодушие, стыд и т. д. Восхождение по «ступенькам» нравственности к счастью. Отражение нравственных качеств в словах, поступках, делах, поведении человека. «Золотое правило нравственности». |
поведенческий тренинг «Поиграй-ка!», знать понятия «добро», «совесть», «честь», «верность», «любовь», «ответственность», «великодушие», «стыд». Уметь применять изученные правила. |
|
5-6 |
Сочувствие и понимание. |
Вежливая просьба, вежливый отказ. Уступчивость. Отношение к природе и человеку, отношение к себе. Человек – часть природы.
|
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Словесно-ролевая игра «Вежливая просьба, вежливый отказ». |
|
7-8 |
Человечное отношение к животным. |
Человечность. Милосердие. Ответственность за тех, кого приручили. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение.
|
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. |
|
Раздел 2. Внешний вид - 6 часов. |
||||
9-10 |
Качества воспитанного человека. |
Понятие внешность. Составные внешности: физический облик, функциональные признаки, оформление внешности (движение, осанка, мимика, поза и т. д.). Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия). |
коммуникативный тренинг «Культура общения в разных ситуациях», познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. |
|
11-12
|
Как себя вести. |
Столовый этикет. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.
|
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость». Сюжетно-ролевая игра в “гости”. |
|
13-14
|
Требовательное отношение к себе и доброжелательное к окружающим. |
Понятие о красоте. Красота внутренняя и внешняя и их взаимосвязь
|
проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого», познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. |
|
Раздел 3. Культура поведения - 8 часов |
||||
15-16 |
Совесть. |
Основные понятия: неписаные нормы и правила поведения, совесть, общественное мнение. Проявление нравственных качеств в отношении к людям, природе, самому себе. Воспитание этих качеств у себя.
|
круглый стол, познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. |
|
17-18 |
Самоотверженность. |
Самоотверженный поступок. Я нужен людям. Труд на благо себе и другим.
|
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. |
|
19-20 |
Дружба. |
Доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказание им внимания и помощи. Чувство коллективизма. Дружба как духовная ценность. Понятия “знакомый – приятель – товарищ – друг”, доверие, уважение, ответственность. |
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.
|
|
21-22 |
Отношения между мальчиками и девочками. |
Воспитанность как важное качество личности. Содержание понятия воспитанность. Составные части воспитанности: культура общения, культура внешности, культура организации повседневной жизни. Воспитанность как отражение нравственности. |
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций
|
|
Раздел 4. Нравственное воспитание - 13часов |
||||
23-34 |
Правдивость. |
Уважение себя и окружающих людей. Смысл жизни. Цель жизни. Как справиться с завистью? Как прожить долгую и счастливую жизнь? |
коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?». Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!». Познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. |
|
25-26 |
Сдержанность |
Правила поведения на уроках и на переменах, школьные правила этикет по отношению к учителям и работникам школы, одноклассникам, гостям школы. Саморегуляция.
|
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения». |
|
27-28 |
Чувство долга. |
Законы. Право и ответственность. Долг. Справедливое общество. Свобода. Права человека. Твои права.
|
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. |
|
29-30 |
Опасность вредных привычек. |
Методы воздействия на личность: внушение, убеждение, подражание. Виды средств массовой информации. Приемы и средства манипулирования массовым сознанием. Проблема насилия в средствах массовой информации. Формирование культуры взаимодействия со средствами массовой информации. |
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.
|
|
31-32 |
Помечтаем о будущем. |
Ценности жизнеобеспечения и ценности человеческого существования. Убеждения. Жизненные установки. Духовная опора. Святыни человека. Выбор жизненных установок. Иерархия ценностей Формирование эстетической культуры. Простые формы нравственности. |
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.
|
|
33-34 |
Хороший поступок. |
Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах. |
познавательная беседа, просмотр учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций
|
|
35 |
Повторение и закрепление изученного материала |
правила поведения в разных общественных местах и умение применять их на практике.
|
взаимоконтроль.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.