Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Оценка 4.7
docx
21.01.2020
Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"
5 класс Основы этической культуры.docx

 

 

    

Программа внеурочной деятельности «Основы этической культуры» для обучающихся  5 класса  направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

1.    Результаты освоения программы  внеурочной деятельности обусловлены реализацией цели получения  лицеистами  опыта самостоятельного общественного  действия; приобретения учащимися  социальных знаний; формирования ценностного отношения к социальной  реальности;

освоения обучающимися навыков культурного поведения;  воспитания уважительного отношение к себе, к окружающим, к  лицею.

        Планируемые результаты, включающие формирование УУД

Личностные результаты:

Получение  лицеистами  опыта самостоятельного общественного  действия:

- знание норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

- развитие способности увидеть нравственную ситуацию; осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению; оценка нравственных поступков;

- внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения; стремление к выполнению норм; переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю; формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

приобретение  опыта  общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений;  самоорганизации,  организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;          нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- обогащение личного опыта общения учащихся;

- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Приобретение учащимися  социальных знаний: овладение способами общения и сотрудничества, самопознания,  рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Формирование ценностного отношения к социальной  реальности: получение лицеистами  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

Метапредметные  результаты:

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

- формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок;

- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определять общую цель и пути ее достижения;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладеть начальными сведениями об этических нормах и правилах поведения.

Предметные  результаты:

Должны   знать:

- историю, виды и значение этикета;

- культуру внешнего вида, правила гигиены;

- правила жизни в обществе;

- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

- культуру поведения в общественных местах;

- особенности поведения в школе;

- представление о вреде курения употребления алкоголя;

- правила гостеприимства;

- правила дарения и получения подарков;

- правила оформления писем, поздравлений;

- правила ведения переписки в сети Интернет.

Овладеть понятиями:

этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, толерантность, культура речи, совесть, порядочность, рыцарство;  вежливость, тактичность. Должны   уметь:

- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте;

- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;

- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.

Должны  иметь четкое представление:

- о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

- что в дружбе нужно больше отдавать, чем брать.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание программы внеурочной деятельности

«Основы этической культуры» 5 класс

 

Темы

Форма организации

Вид деятельности

Раздел 1. Правила поведения. 8 часов.

1-2

Этика. Этикет. Эстетика.

познавательная деятельность

этическая беседа, викторина

3-4

Человечный поступок.

проблемно-ценностное общение

этическая беседа, просмотр  учащимися видео материалов.

5-6

Сочувствие и понимание.

познавательная деятельность

познавательная беседа

7-8

Человечное отношение к животным.

игровая деятельность

Моделирование ситуаций

 

Раздел 2. Внешний вид -  6 часов.

9-10

Качества воспитанного человека.

проблемно-ценностное общение

игра с ролевым акцентом

11-12

Как себя вести.

игровая деятельность

коллективное творческое дело

13-14

 

 

Требовательное отношение к себе и доброжелательное к окружающим.

познавательная деятельность

тест

Раздел 3. Культура поведения -  8 часов

15-16

Совесть.

проблемно-ценностное общение

викторина

17-18

Самоотверженность.

познавательная деятельность

просмотр  учащимися видео материалов.

19-20

Дружба.

познавательная деятельность

познавательная беседа

21-22

Отношения между мальчиками и девочками.

проблемно-ценностное общение

Моделирование ситуаций

 

Раздел 4. Нравственное воспитание -  13часов

23-34

Правдивость.

игровая деятельность

игра с ролевым акцентом

25-26

Сдержанность.

игровая деятельность

коллективное творческое дело

27-28

Чувство долга.

познавательная деятельность

тест

29-30

Опасность вредных привычек.

проблемно-ценностное общение

этическая беседа

31-32

Помечтаем о будущем.

познавательная деятельность

проблемно-ценностная дискуссия

33-34

Хороший поступок.

познавательная деятельность

тематический диспут

35

Повторение и закрепление изученного материала

художественное творчество 

 

взаимоконтроль

 

 

3. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Основы этической культуры» 5 класс

 

 

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

Раздел 1. Правила поведения. 8 часов.

1-2

Этика. Этикет. Эстетика.

Этикет как правила хорошего тона. «Золотое» правило этикета. Роль воспитания, образования, общества в формировании культуры человека. Понятие о нравственности. Как и когда возникла? Учение различных народов о нравственности. Раскрытие понятий мораль, этика. Самоценность и вечность нравственных ценностей.

коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»,

 

3-4

Человечный поступок.

Понятие нравственных категорий: добро, совесть, честь, верность, любовь, ответственность, великодушие, стыд и т. д. Восхождение по «ступенькам» нравственности к счастью. Отражение нравственных качеств в словах, поступках, делах, поведении человека. «Золотое правило нравственности».

поведенческий тренинг «Поиграй-ка!», знать понятия  «добро», «совесть», «честь», «верность», «любовь», «ответственность», «великодушие», «стыд». Уметь применять  изученные правила.

 

5-6

Сочувствие и понимание.

Вежливая просьба, вежливый отказ.

Уступчивость. Отношение к природе и человеку, отношение к себе. Человек – часть природы.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Словесно-ролевая игра «Вежливая просьба, вежливый отказ».

 

7-8

Человечное отношение к животным.

Человечность. Милосердие. Ответственность за тех, кого приручили. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

Раздел 2. Внешний вид -  6 часов.

9-10

Качества воспитанного человека.

Понятие внешность. Составные внешности: физический облик, функциональные признаки, оформление внешности (движение, осанка, мимика, поза и т. д.). Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).

коммуникативный тренинг  «Культура общения в разных ситуациях», познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

11-12

 

 

 

Как себя вести.

Столовый этикет. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость». Сюжетно-ролевая игра в “гости”.

 

13-14

 

 

Требовательное отношение к себе и доброжелательное к окружающим.

Понятие о красоте. Красота внутренняя и внешняя и их взаимосвязь

 

проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать  другого», познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

Раздел 3. Культура поведения -  8 часов

15-16

Совесть.

Основные понятия: неписаные нормы и правила поведения, совесть, общественное мнение. Проявление нравственных качеств в отношении к людям, природе, самому себе. Воспитание этих качеств у себя.

 

круглый стол,  познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

17-18

Самоотверженность.

Самоотверженный поступок. Я нужен людям. Труд на благо себе и другим.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

19-20

Дружба.

Доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказание  им внимания  и помощи. Чувство коллективизма. Дружба как духовная ценность. Понятия “знакомый – приятель – товарищ – друг”, доверие, уважение, ответственность.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

 

21-22

Отношения между мальчиками и девочками.

Воспитанность как важное качество личности. Содержание понятия воспитанность. Составные части воспитанности: культура общения, культура внешности, культура организации повседневной жизни. Воспитанность как отражение нравственности.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций

 

 

Раздел 4. Нравственное воспитание -  13часов

23-34

Правдивость.

Уважение  себя и  окружающих людей. Смысл жизни. Цель жизни. Как справиться с завистью? Как прожить долгую и счастливую жизнь?

коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?». Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

Познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

25-26

Сдержанность

Правила поведения на уроках и на переменах, школьные правила этикет  по отношению к учителям и работникам школы, одноклассникам, гостям школы. Саморегуляция.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение  человека и культура общения».

 

27-28

Чувство долга.

Законы. Право и ответственность. Долг.      Справедливое общество. Свобода. Права человека. Твои права.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

29-30

Опасность вредных привычек.

Методы воздействия на личность: внушение, убежде­ние, подражание. Виды средств массовой информации. Приемы и средства манипулирования массовым сознанием. Проблема насилия в средствах массовой информации. Фор­мирование культуры взаимодействия со средствами массо­вой информации.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

 

31-32

Помечтаем о будущем.

Ценности жизнеобеспечения и ценности человеческого существования. Убеждения. Жизненные установки. Духовная опора. Святыни человека. Выбор жизненных установок. Иерархия ценностей Формирование  эстетической культуры. Простые формы нравственности.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

 

33-34

Хороший поступок.

Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций

 

 

35

Повторение и закрепление изученного материала

правила поведения в разных общественных местах и умение применять их на практике.

 

взаимоконтроль.

 

 

 

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020