Программа внеурочной деятельности "Основы этической культуры"

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс Основы этической культуры.docx

 

 

    

Программа внеурочной деятельности «Основы этической культуры» для обучающихся  5 класса  направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

1.    Результаты освоения программы  внеурочной деятельности обусловлены реализацией цели получения  лицеистами  опыта самостоятельного общественного  действия; приобретения учащимися  социальных знаний; формирования ценностного отношения к социальной  реальности;

освоения обучающимися навыков культурного поведения;  воспитания уважительного отношение к себе, к окружающим, к  лицею.

        Планируемые результаты, включающие формирование УУД

Личностные результаты:

Получение  лицеистами  опыта самостоятельного общественного  действия:

- знание норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

- развитие способности увидеть нравственную ситуацию; осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению; оценка нравственных поступков;

- внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения; стремление к выполнению норм; переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю; формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

приобретение  опыта  общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений;  самоорганизации,  организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;          нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- обогащение личного опыта общения учащихся;

- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Приобретение учащимися  социальных знаний: овладение способами общения и сотрудничества, самопознания,  рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Формирование ценностного отношения к социальной  реальности: получение лицеистами  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

Метапредметные  результаты:

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

- формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок;

- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определять общую цель и пути ее достижения;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладеть начальными сведениями об этических нормах и правилах поведения.

Предметные  результаты:

Должны   знать:

- историю, виды и значение этикета;

- культуру внешнего вида, правила гигиены;

- правила жизни в обществе;

- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

- культуру поведения в общественных местах;

- особенности поведения в школе;

- представление о вреде курения употребления алкоголя;

- правила гостеприимства;

- правила дарения и получения подарков;

- правила оформления писем, поздравлений;

- правила ведения переписки в сети Интернет.

Овладеть понятиями:

этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, толерантность, культура речи, совесть, порядочность, рыцарство;  вежливость, тактичность. Должны   уметь:

- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте;

- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;

- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.

Должны  иметь четкое представление:

- о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

- что в дружбе нужно больше отдавать, чем брать.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание программы внеурочной деятельности

«Основы этической культуры» 5 класс

 

Темы

Форма организации

Вид деятельности

Раздел 1. Правила поведения. 8 часов.

1-2

Этика. Этикет. Эстетика.

познавательная деятельность

этическая беседа, викторина

3-4

Человечный поступок.

проблемно-ценностное общение

этическая беседа, просмотр  учащимися видео материалов.

5-6

Сочувствие и понимание.

познавательная деятельность

познавательная беседа

7-8

Человечное отношение к животным.

игровая деятельность

Моделирование ситуаций

 

Раздел 2. Внешний вид -  6 часов.

9-10

Качества воспитанного человека.

проблемно-ценностное общение

игра с ролевым акцентом

11-12

Как себя вести.

игровая деятельность

коллективное творческое дело

13-14

 

 

Требовательное отношение к себе и доброжелательное к окружающим.

познавательная деятельность

тест

Раздел 3. Культура поведения -  8 часов

15-16

Совесть.

проблемно-ценностное общение

викторина

17-18

Самоотверженность.

познавательная деятельность

просмотр  учащимися видео материалов.

19-20

Дружба.

познавательная деятельность

познавательная беседа

21-22

Отношения между мальчиками и девочками.

проблемно-ценностное общение

Моделирование ситуаций

 

Раздел 4. Нравственное воспитание -  13часов

23-34

Правдивость.

игровая деятельность

игра с ролевым акцентом

25-26

Сдержанность.

игровая деятельность

коллективное творческое дело

27-28

Чувство долга.

познавательная деятельность

тест

29-30

Опасность вредных привычек.

проблемно-ценностное общение

этическая беседа

31-32

Помечтаем о будущем.

познавательная деятельность

проблемно-ценностная дискуссия

33-34

Хороший поступок.

познавательная деятельность

тематический диспут

35

Повторение и закрепление изученного материала

художественное творчество 

 

взаимоконтроль

 

 

3. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Основы этической культуры» 5 класс

 

 

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Дата

Раздел 1. Правила поведения. 8 часов.

1-2

Этика. Этикет. Эстетика.

Этикет как правила хорошего тона. «Золотое» правило этикета. Роль воспитания, образования, общества в формировании культуры человека. Понятие о нравственности. Как и когда возникла? Учение различных народов о нравственности. Раскрытие понятий мораль, этика. Самоценность и вечность нравственных ценностей.

коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»,

 

3-4

Человечный поступок.

Понятие нравственных категорий: добро, совесть, честь, верность, любовь, ответственность, великодушие, стыд и т. д. Восхождение по «ступенькам» нравственности к счастью. Отражение нравственных качеств в словах, поступках, делах, поведении человека. «Золотое правило нравственности».

поведенческий тренинг «Поиграй-ка!», знать понятия  «добро», «совесть», «честь», «верность», «любовь», «ответственность», «великодушие», «стыд». Уметь применять  изученные правила.

 

5-6

Сочувствие и понимание.

Вежливая просьба, вежливый отказ.

Уступчивость. Отношение к природе и человеку, отношение к себе. Человек – часть природы.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Словесно-ролевая игра «Вежливая просьба, вежливый отказ».

 

7-8

Человечное отношение к животным.

Человечность. Милосердие. Ответственность за тех, кого приручили. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

Раздел 2. Внешний вид -  6 часов.

9-10

Качества воспитанного человека.

Понятие внешность. Составные внешности: физический облик, функциональные признаки, оформление внешности (движение, осанка, мимика, поза и т. д.). Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).

коммуникативный тренинг  «Культура общения в разных ситуациях», познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

11-12

 

 

 

Как себя вести.

Столовый этикет. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость». Сюжетно-ролевая игра в “гости”.

 

13-14

 

 

Требовательное отношение к себе и доброжелательное к окружающим.

Понятие о красоте. Красота внутренняя и внешняя и их взаимосвязь

 

проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать  другого», познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

Раздел 3. Культура поведения -  8 часов

15-16

Совесть.

Основные понятия: неписаные нормы и правила поведения, совесть, общественное мнение. Проявление нравственных качеств в отношении к людям, природе, самому себе. Воспитание этих качеств у себя.

 

круглый стол,  познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

17-18

Самоотверженность.

Самоотверженный поступок. Я нужен людям. Труд на благо себе и другим.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

19-20

Дружба.

Доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказание  им внимания  и помощи. Чувство коллективизма. Дружба как духовная ценность. Понятия “знакомый – приятель – товарищ – друг”, доверие, уважение, ответственность.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

 

21-22

Отношения между мальчиками и девочками.

Воспитанность как важное качество личности. Содержание понятия воспитанность. Составные части воспитанности: культура общения, культура внешности, культура организации повседневной жизни. Воспитанность как отражение нравственности.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций

 

 

Раздел 4. Нравственное воспитание -  13часов

23-34

Правдивость.

Уважение  себя и  окружающих людей. Смысл жизни. Цель жизни. Как справиться с завистью? Как прожить долгую и счастливую жизнь?

коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?». Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».

Познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

25-26

Сдержанность

Правила поведения на уроках и на переменах, школьные правила этикет  по отношению к учителям и работникам школы, одноклассникам, гостям школы. Саморегуляция.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций. Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение  человека и культура общения».

 

27-28

Чувство долга.

Законы. Право и ответственность. Долг.      Справедливое общество. Свобода. Права человека. Твои права.

 

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

29-30

Опасность вредных привычек.

Методы воздействия на личность: внушение, убежде­ние, подражание. Виды средств массовой информации. Приемы и средства манипулирования массовым сознанием. Проблема насилия в средствах массовой информации. Фор­мирование культуры взаимодействия со средствами массо­вой информации.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

 

31-32

Помечтаем о будущем.

Ценности жизнеобеспечения и ценности человеческого существования. Убеждения. Жизненные установки. Духовная опора. Святыни человека. Выбор жизненных установок. Иерархия ценностей Формирование  эстетической культуры. Простые формы нравственности.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций.

 

 

33-34

Хороший поступок.

Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.

познавательная беседа, просмотр  учащимися видео материалов. Моделирование ситуаций

 

 

35

Повторение и закрепление изученного материала

правила поведения в разных общественных местах и умение применять их на практике.

 

взаимоконтроль.