Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
21.01.2020
Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Рабочая программа разработана на основе программы культурологического курса для общеобразовательных школ, начальная школа (1-4 классы), «Основы православной культуры», автор А.В. Бородина.
Основы православной культуры (3).docx

 

Приложение к ООП НОО ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 15

 

 

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                       решением педагогического совета

МБОУ-СОШ № 15 протокол  № 1                       

от  30 августа  2018  года

Председатель  педсовета

 _______________  И.М.Золотова

                                                                                                                                            подпись директора ОУ                                  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ориентированная на достижение результатов третьего уровня

по духовно-нравственному направлению

кружок «Основы православной культуры»

срок реализации  3 года

возраст 6,5-10 лет

 

 

 

                                                                         Учителя: Ворожко Ольга Николаевна

      Канатова Светлана Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

1. Пояснительная записка.       

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечи­вать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллек­туальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника»,

говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.

Наиболее подходящим для светского образования средством достижения глубокой осознанности учащимися духовно-нравствен­ных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изуче­нию религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной.

 Программа курса внеурочной деятельности  выбрана с учётом выбора родителей (законных представителей) учащихся.

Рабочая программа  разработана на основе программы культурологического  курса для общеобразовательных школ,  начальная школа (1-4 классы), «Основы православной культуры», автор А.В. Бородина. Издательство  Москва, 2017г.

Программа отличается от авторской тем, что увеличено общее количество часов со 132 авторской программы до 135 часов  в рабочей, материал изучается за 3 года. Темы разделов авторской программы для 1-3 классов  перераспределены для изучения в 1и 2 год обучения, темы 4 класса авторской программы изучаются в 3 год обучения. В связи с этим были сокращены темы:

в 1 год обучения «Красота в нашем мире» - на 1 час

                   «Хранилища культуры» - на 2 часа

                   «Всегда живое» - на 2 часа

                   «Наша Родина» - на 8 часов, т.к. большинство тем этого раздела изучаются в «Окружающем мире»

           «Семья»  - на 2 часа, т. к. изучается в 4 классе на предмете ОРКСЭ

во 2 год обучения «Жизнь Иисуса Христа и православные праздники» - на 4 часа

                            «Образ Вселенной в православной культуре» - на 2 часа

                   «По праздничным иконам вспоминаем Евангелие» на 1 час

                   «Библия рассказывает о событиях до Спасителя» - на 8 часов.

Очерёдность изучения тем связана с православным календарём;  возможны перестановка и разрыв тем для проведения интенсивов во время каникул.

Цель и задачи изучения данного курса совпадают с целями и задачами, отражёнными в авторской программе.

Сведения о сроках реализации программы

Год обучения

1 класс

2 класс

3 класс

Количество учебных недель

33

34

34

Количество часов в неделю

1

1

1

Количество  часов в год

33

34

34

Итого

101

Возраст учащихся, на которых рассчитана  программа 6,5 – 10 лет.

Периодичность проведения занятий смешанная: еженедельно и интенсивы для проведения экскурсий.

Количество экскурсий по темам и годам обучения:

Год обучения, тема

Количество экскурсий

1 год обучения

 

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей.   Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры

России и мировой культуры. Представление о единстве культуры России. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».  Российская государственная библиотека.

1

Музеи как хранилища предметов культуры. Человек — хранитель культуры.  Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

1

Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов.

1

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

1

2 год обучения

 

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

1

Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная радость».  Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания.

1

Икона Андрея Рублёва «Троица».

1

3 год обучения

 

Святой равноапостольный князь Владимир. День памяти святого князя Владимира.

1

Крещение Руси. Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.

1

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвящённый Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности храма. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

1

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

1

Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

1

 

2. Планируемые результаты освоения кружка внеурочной деятельности «История православной культуры».

В результате освоения кружка внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению обучающиеся достигнут третьего уровня: получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

         В результате освоения программы «История православной культуры» ученик достигнет следующих результатов:

Личностные результаты.

Курс способствует становлению сле­дующих личностных характеристик ученика:

-осознающий свою российскую гражданскую идентичность;

-сознающий свою национальную принадлежность;

-патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-умеющий ценить демократические права и свободы гражданско­го общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), националь­ную культуру, родной язык;

-обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей обще­ства: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

-обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;

-обладающий такими качествами, как добросовестность, спра­ведливость, верность, долг, честь, благожелательность;

-имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль­тур и религии;

-понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

-умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

-доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосно­вывать свою позицию;

-умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

-владеющий навыками социально-культурной адаптации и культу­рой потребления информации;

-отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близ­ких, товарищах, чужих людях;

-имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-имеющий представления о традиционных нравственных установ­ках;

-имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здо­ровью, природе, всему живому;

-уважительно относящийся к святыням;

-владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;

-способный к организации собственной деятельности;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступ­ки перед семьёй и обществом;

-способный к творческому труду;

-бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следую­щим образом:

-владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

-умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реа­лизации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-способный понимать причины успеха или неуспеха учебной дея­тельности; -способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

-освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;

-умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

-умеющий использовать знаково-символические средства информации;

-активно использующий речевые средства и средства информа­ционных и коммуникативных технологий для решения коммуникатив­ных и познавательных задач;

-использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информацион­ной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);

-овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову; овладевший логическими действиями сравнения, анализа, син­теза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;

-готовность слушать собеседника, вести диалог;

-умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

-умеющий определять общие цели, договариваться о распреде­лении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

3. Содержание кружка внеурочной деятельности «История православной культуры»  с указанием форм организации  и видов деятельности учащихся.

 

п\п

Наименование разделов, блоков, тем.

Авторская программа

Рабочая программа

Количество часов по годам обучения

1

год

2

год

3

год

 

Мы и наша культура

30

15

15

 

 

1

Красота в нашем мире

3

2

2

 

 

2

Хранилища культуры

5

3

3

 

 

3

Всегда живое

6

4

4

 

 

4

Наша Родина

10

2

2

 

 

5

Спаситель

3

3

3

 

 

6

Семья

2

-

-

-

-

7

Итоговый урок по теме.

1

1

1

 

 

 

Мир вокруг и внутри нас.

34

30

18

12

 

8

Духовное в реальном мире

3

3

3

 

 

9

Жизнь Иисуса Христа и православные праздники

30

26

14

12

 

10

Итоговый урок.

1

1

1

 

 

 

О чём рассказывает Библия.

34

22

 

22

 

11

Что мы знаем о Евангелии

2

2

 

2

 

12

Образ Вселенной в православной культуре

7

5

 

5

 

13

По праздничным иконам вспоминаем Евангелие.

6

5

 

5

 

14

Библия рассказывает о событиях до Спасителя

18

10

 

10

 

15

Итоговый урок.

1

 

 

 

 

 

Православие– культурообразующая религия России

34

34

 

 

34

15

Культура - всеобщее достояние

3

3

 

 

3

16

Как Русь стала православной

8

8

 

 

8

17

Православие и Российское государство

5

5

 

 

5

18

Православный храм

2

2

 

 

2

19

О православном богослужении

4

4

 

 

4

20

О церковных  колоколах

4

4

 

 

4

21

За монастырскими стенами

2

2

 

 

2

22

Дом и семья

3

3

 

 

3

23

Русь святая

2

2

 

 

2

24

Итоговый урок.

1

1

 

 

1

 

Итого

128

101

33

34

34

1 год обучения

Раздел 1. «Мы и наша культура» - 15ч

Тема 1. «Красота в нашем мире» - 2ч

Аудиторные. Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Внеаудиторные. Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество.

Тема 2. «Хранилища культуры» - 3ч

Внеаудиторные. Библиотеки — хранилища культуры. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.

 Экскурсия. Музеи как хранилища предметов культуры. Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».  Российская государственная библиотека.

Тема 3- «Всегда живое» - 4ч.

Внеаудиторные.  Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Экскурсия. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

Тема 4. «Наша Родина» - 2 ч.

Аудиторные. Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Внеаудиторные. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Тема 5. «Спаситель» — 3 ч

Аудиторные. Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Итоговый урок по теме. 1ч

Аудиторные.  Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

Раздел 2. «Мир вокруг и внутри нас» - 18 ч

Тема 1. «Духовное в реальном мире»» — 3 ч.

Аудиторные. Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы. Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём?

Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Внеаудиторные. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью. Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

Тема 2 «Жизнь Иисуса Христа и православные праздники» - 14ч.

Аудиторные. С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.

Сретение Господне.

Внеаудиторные. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Экскурсия. Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов.

Экскурсия. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

Итоговый урок – 1ч.

Аудиторные. Евангелие в нашем мире.

 

2 год обучения

Раздел 2. «Мир вокруг и внутри нас» - 12 ч

Тема 1.  «Жизнь Иисуса Христа и православные праздники»  - 12ч

Аудиторные.  Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб.  Крещение Иисуса Христа.  Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря.

Внеаудиторные. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу. Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа. Пасха Господня.  Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица. Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

Экскурсия. Православные праздники.  Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

Раздел 3. О чём рассказывает Библия  - 22 ч

Тема 1. «Что мы знаем о Евангелии?» - 2ч

Аудиторные. Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении. Как распространялось Евангелие.

Тема 2. «Образ Вселенной в православной культуре»  - 5ч

Аудиторные. Библия — Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель.

Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Внеаудиторные. Экскурсия. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная радость». Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания.

Тема 3. «По праздничным иконам вспоминаем Евангелие»  - 5ч

Аудиторные.  История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения.

Внеаудиторные. Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова. Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.

Тема 4. «Библия рассказывает о событиях до Спасителя»  - 10ч

Аудиторные. Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира.

Первые люди. Представление о рае. Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Гибель Содома и Гоморры. Солёное море — Мёртвое море. Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.

Синайское законодательство. Золотой телец. Земля обетованная. Пророк Илия.

Ветхозаветные пророки о Мессии.

Внеаудиторные. Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа.

 Экскурсия. Икона Андрея Рублёва «Троица».

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

3 год обучения

Раздел 4. «Православие – культурообразующая религия России» 34 часа

Тема 1. «Культура – всеобщее достояние»  - 3ч

Аудиторные. Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д. Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

Внеаудиторные.  Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики.

Тема 2. «Как Русь стала православной»  - 8ч

Аудиторные. Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель. Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.  Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранение некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

Внеаудиторные.  Экскурсия. Святой равноапостольный князь Владимир. День памяти святого князя Владимира.

Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Фёдор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Экскурсия Крещение Руси. Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.

Тема 3. «Православие и Российское государство»  - 5ч.

Аудиторные. Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах. Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Внеаудиторные. Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвящённый человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве Священного Писания и Священного Предания.

Тема 4. «Православный храм» — 2 ч

Внеаудиторные. Экскурсияю. Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвящённый Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5 «О православном богослужении»  - 4ч

Аудиторные. Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре. Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Внеаудиторные. Экскурсия. Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Тема 6. «О церковных колоколах»  - 4ч

Аудиторные. Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Колокололитейное искусство.

Внеаудиторные. Экскурсия Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

Тема 7. «За монастырскими стенами»  - 2ч

Аудиторные. Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри — стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.

Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи последнего императора Николая II.

Тема 8, «Дом и семья»  - 3ч

Аудиторные. Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья — малая Церковь.

Образец семейной святости царственных мучеников Николая II, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Внеаудиторные. Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.

Тема 9- «Русь святая »  - 2ч

Аудиторные. Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери. Легенда о граде Китеже. Образы Святой Руси в русской художественной культуре

Внеаудиторные.  Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери

Итоговый урок - 1 ч.

Аудиторные. Итоговый урок.

Формы организации детского коллектива:  посещение храма, беседа со священнослужителем, посещение библиотеки, просмотр и обсуждение видеоматериалов

Виды деятельности:

- изучение истории христианства;

- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

- изучение устроения православного храма;

- ознакомление с особенностями церковного искусства;

    - воспитание волевых качеств, культуры, мышления и культуры чувств;

- формирование культуры общения.

 

4. Тематическое планирование кружка  «История православной культуры»

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Аудиторные

Внеаудитор

ные

 

I  год обучения

 

 

 

 

«Мы и наша культура»

15

6

9

 

 «Красота в нашем мире»

2

1

1

1

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

1

1

 

2

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество.

1

 

1

 

«Хранилища культуры»

3

 

3

3

Библиотеки — хранилища культуры. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.

1

 

1

4

5

Экскурсия. Музеи как хранилища предметов культуры. Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».  Российская государственная библиотека.

2

 

2

 

«Всегда живое»

4

 

4

6

 

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

1

 

1

7

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв

1

 

1

8

9

Экскурсия. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

2

 

2

 

«Наша Родина»

2

1

1

10

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

1

1

 

11

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

1

 

1

 

«Спаситель»

3

3

 

12

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

1

1

 

13

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

1

1

 

14

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни

1

1

 

 

 Итоговый урок по теме.

1

1

 

15

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

1

1

 

 

Раздел 2. «Мир вокруг и внутри нас»

18

9

9

 

«Духовное в реальном мире»

3

1

2

16

Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы. Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области

1

1

 

17

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

1

 

1

18

 

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

1

 

1

 

«Жизнь Иисуса Христа и православные праздники»

14

7

7

19

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении.

1

1

 

20

Рождество Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя.

1

1

 

21

Архангел Гавриил. Дух Святой.

1

1

 

22

Праздник Благовещения.

1

1

 

23

Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

1

1

 

24

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.

1

1

 

25

Сретение Господне.

1

1

 

26

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

1

 

1

27

28

 

Экскурсия. Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов.

2

 

2

29

30

Экскурсия. Иоанн Предтеча и Креститель

Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

2

 

2

31

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

1

 

1

32

Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

1

 

1

 

Итоговый урок

1

1

 

33

Евангелие в нашем мире.

1

1

 

 

Итого:

33

15

18

 

II год обучения

34

17

17

 

«Мир вокруг и внутри нас»

12

 

 

 

«Жизнь Иисуса Христа и православные праздники»

12

8

4

1

Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.

1

1

 

2

Исцеление расслабленного

1

1

 

3

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.

1

1

 

4

Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

1

1

 

5

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

1

1

 

6

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

1

1

 

7

Крещение Иисуса Христа.

1

1

 

8

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря.

 

1

1

 

9

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу. Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя.

1

 

1

10

Воскресение Иисуса Христа. Пасха Господня.  Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица. Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

1

 

1

11

12

Экскурсия. Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

2

 

2

 

Раздел 3. О чём рассказывает Библия

22

11

11

 

«Что мы знаем о Евангелии?»

2

2

 

13

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия.

1

1

 

14

Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении. Как распространялось Евангелие.

1

1

 

 

«Образ Вселенной в православной культуре»

5

3

2

15

Библия — Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель.

1

1

 

16

Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.

1

1

 

17

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

1

1

 

18

19

Экскурсия. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная радость».  Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания.

2

 

2

 

«По праздничным иконам вспоминаем Евангелие»

5

1

4

20

История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения.

1

1

 

21

 

Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

1

 

1

22

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова.

1

 

1

23

 

Иконы Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим.

1

 

1

24

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.

1

 

1

 

 

«Библия рассказывает о событиях до Спасителя» 

10

5

5

25

Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира.

1

1

 

26

Первые люди. Представление о рае. Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

1

1

 

27

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Гибель Содома и Гоморры. Солёное море — Мёртвое море.

1

1

 

28

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.

1

1

 

29

Синайское законодательство. Золотой телец. Земля обетованная. Пророк Илия.

Ветхозаветные пророки о Мессии.

1

1

 

30

Ной. Строительство ковчега.

1

 

1

31

Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа.

1

 

1

32

33

Экскурсия. Икона Андрея Рублёва «Троица».

2

 

2

34

Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

1

 

1

 

Итого:

34

19

15

 

III год обучения

 

 

 

 

Православие – культурообразующая религия России»

34

15

19

 

Культура – всеобщее достояние» 

3

1

2

1

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д. Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

1

1

 

2

 

Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

1

 

1

3

Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики.

1

 

1

 

«Как Русь стала православной»

8

3

5

4

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель. Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.

1

1

 

5

Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.

1

1

 

6

Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранение некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

1

1

 

7

8

Экскурсия. Святой равноапостольный князь Владимир. День памяти святого князя Владимира.

2

 

2

9

Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Фёдор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

1

 

1

10

11

Экскурсия. Крещение Руси. Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.

2

 

2

 

«Православие и Российское государство»

5

2

3

12

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

1

1

 

13

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.

Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

1

1

 

14

 

Таинства и богослужение Православной Церкви.

1

 

1

15

Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвящённый человек, совершающий богослужение.

1

 

1

16

Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве Священного Писания и Священного Предания.

1

 

1

 

«Православный храм»

2

 

2

17

18

 

Экскурсия.  Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвящённый Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности храма. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

2

 

2

 

«О православном богослужении» 

4

2

2

19

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

1

1

 

20

21

 

Экскурсия. Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

2

 

2

22

 

Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви

1

1

 

 

«О церковных колоколах» 

4

2

2

23

Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.

1

1

 

24

Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Колокололитейное искусство.

1

1

 

25,26

Экскурсия. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.

2

 

2

 

«За монастырскими стенами» 

2

2

 

27

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

1

1

 

28

Русские монастыри — стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи последнего императора Николая II.

1

1

 

 

«Дом и семья»  

3

1

2

29

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья — малая Церковь. Образец семейной святости царственных мучеников Николая II, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

1

1

 

30

Святые образы семейного благочестия.

1

 

1

31

Святые Пётр и Феврония Муромские.

1

 

1

 

«Русь святая »

2

1

1

32

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери. Легенда

1

1

 

 

 о граде Китеже. Образы Святой Руси в русской художественной культуре

 

 

 

33

Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери

1

 

1

 

Итоговый урок.

1

1

 

34

Итоговый урок.

1

1

 

 

Итого:

34

15

19

 

Итого

101

49

52


 

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"

Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020