МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24»г.ВОЛГОДОНСКА)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска от «__»августа 2019 года №1 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Герасимова С.В./
«__» августа 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска _______________Н.В. Белан Пр. от «__» августа 2019 г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Удивительная математика каждому»
Класс 8 «» общеобразовательный
Уровень общего образования: основное общее
Количество часов: 35
Учитель: Черенко Ирина Александровна
Рабочая программа по курсу «Удивительная математика каждому», разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС), на основе планируемых результатов основного общего образования, образовательной программы основного общего образования и примерной программы по математике и авторского тематического планирования спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления» Н.А. Криволаповой, 8 класс. Программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования и плану внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска.
Внеурочная деятельность «Удивительная математика каждому» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 8-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.
В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозор и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-,- является «популяризация математических знаний и математического образования».
Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится «сформированности представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира».
Данная программа «Удивительная математика каждому» для 8 е класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
· Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать, показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была предназначена данная программа «Удивительная математика каждому», реализация которой проводится учащихся 8е класса
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Цели программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создание условий для интеллектуального развития школьников, способствовать развитию положительной мотивации к активной учебной и проектной деятельности; сформировать навыки воображение, расширить кругозор.
Задачи программы:
· стимулирование интереса к изучению дисциплины «Математика»;
· развивать математическую грамотность, навыки устного счета, расширять кругозор;
· развивать мышление и формировать навыки интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение, умозаключении);
· формировать учебно-информационные умения;
· способствовать формированию умений и навыков проектной деятельности; самостоятельного решения проблемы;
Достигаться это будет с помощью приемов, разработанных Я.И.Перельманом:
· экскурсы с историю математики;
· использование математических игр, фокусов, головоломок;
· приведение примеров применения математики при решении проблем и задач в других науках.
Принципы программы:
1. Актуальность: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность: Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность: Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность: Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации.
Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат понимать основных тем на уроках математики.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Магия математики» состоит в привлечении школьников к познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.
Для реализации целей программы применялись формы учебных занятий – эврестическая беседа, дидактическая ролевые игры, парная и групповая работа, коллективное творческое дело, проектная деятельность, КВН -игра.
Педагогическая технология, применяемая при реализации программы-технология проблемного обучения и проектная технология.
Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что «Удивительная математика каждому» предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на уроках спецкурсов и кружков по математике; обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их детьми дисциплины.
Место учебного предмета в учебном плане.
Является обязательной частью ОП ООО. Количество часов в неделю 1 , общее количество часов в год 35. Программа составлена для 8е класса. В связи с тем, что занятия по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (5.05) программа составлена на 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Удивительная математика каждому» для 8 класса.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
· быстро считать, применять на практике свои знания;
· приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
· научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
· применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
· участвовать в проектной деятельности;
· умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
· формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
· находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 8-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
Проверка результатов работы организована в виде:
· игровые занятия;
· подготовка домашнего задания и его защита в группе;
· подготовка сообщения по тематике занятия;
· участие в КВН;
· подготовка проекта в группе.
Реализуемая программа предусматривает подведение итогов в конце года и награждение победителей по результатам проведения мероприятия:
· активное участие при решении логических задач и составления математических ребусов;
· подготовка домашнего задания;
· участие в конкурсах и играх;
· участие в КВН;
· подготовка проекта в группе.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 е класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1. |
За страницами учебника алгебры |
11 |
2 |
Решение нестандартных задач |
5 |
3 |
Геометрическая мозаика |
7 |
4 |
Окно в историческое прошлое |
5 |
5 |
Конкурсы, игры |
7 |
Итого: |
35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
Название темы |
часов |
Формирование УУД |
||
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
|||
1 |
За страницами учебника алгебры |
11 |
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; · ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи . делать выводы на основе обобщения знаний. ·
|
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа |
аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
2 |
Решение нестандартных задач |
5 |
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
|
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи
|
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
|
3 |
Геометриче ская мозаика |
7 |
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей исходной конструкции; составлять фигуры из частей, сравнивать и группировать факты и явления; определять причины событий. |
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием |
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
|
4 |
Окно в историческое прошлое |
5 |
-строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -уметь работать с различными источниками информации |
определять цель работы; планировать этапы её выполнения, оценивать полученный результат; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов.
|
-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. |
5 |
Конкурсы, игры |
7 |
-строить речевые высказывания; - владеть общим приемом решения задач; - уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
- оценивать правильность выполнения действий; -находить и исправлять ошибки, объяснять их причины; - выстраивать аргументацию при доказательстве и диалоге; - выбирать рациональный способ вычислений и поиска решений |
- уметь работать в режиме диалога; - уметь сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
6 |
Итоговый урок |
1 |
Подведение итогов |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класса рассчитано на 35 часов в год в связи с выпадение урока на праздничный день ___.
№ п/п |
дата |
Тема занятия |
1 |
|
1.Математика в жизни человека 2. Фокус с разгадыванием чисел |
2 |
|
Системы счисления. Почему нашу запись называют десятичной? |
3 |
|
1.Проценты простые. Решение задач 2. Развитие нумерации на Руси |
4 |
|
Решение олимпиадных задач прошлых лет. |
5 |
|
Решение олимпиадных задач |
6 |
|
Задачи на разрезание и складывание фигур |
7 |
|
Как появилась алгебра? |
8 |
|
Решение текстовых задач |
9 |
|
Игры - головоломки и геометрические задачи. |
10 |
|
Весёлый час. Задачи в стихах |
11 |
|
1 Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. |
12 |
|
1 Решение типовых текстовых задач 2.Выпуск математического бюллютеня .Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа. |
13 |
|
1.Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим» Геометрическая задача – фоку« Продень монетку». 2.шуточные вопросы по геометрии |
14 |
|
1.Задачи на составление уравнений 2.Математический кроссворд |
15 |
|
Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»» |
16 |
|
Модуль числа. Уравнения со знаком модуля |
17 |
|
Решение уравнений со знаком модуля |
18 |
|
Киоск математических развлечений |
19 |
|
График линейных функций с модулем |
20 |
|
График линейных функций с модулем |
21 |
|
Линейные неравенства с двумя переменными |
22 |
|
1.Задание функции несколькими формулами |
23 |
|
Преобразование алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения |
24 |
|
Интеллектуальный марафон |
25 |
|
Урок решения одной геометрической задачи на доказательство |
26 |
|
Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд |
27 |
|
1.Что такое - Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. 2 . Математический бюллетень: Георг Александр Пик |
28 |
|
Тайна « золотого сечения» |
29 |
|
Урок решения одной геометрической задачи на доказательство |
30 |
|
Геометрические головоломки. Пентамино. Танграм |
31 |
|
Геометрические головоломки. Танграм. |
32 |
|
«Дурацкие» вопросы |
33 |
|
Системы линейных неравенств с двумя переменными |
34 |
|
«Математическая карусель» |
35 |
|
Итоговое занятие |
ЛИТЕРАТУРА.
1. Депман И.Я. За страницами учебника математики.: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И.Я. Депман, Н.Я Виленкин. – М.: Просвещение,1989.-278.с.
2. Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Гл ред. Физ-мат.лит., 1991.-128с.
3. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с.
4. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
5. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
6. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
7. Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ авт –сост. В.В.Трошин. - М.: глобус, 2007-382с.
8. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
9. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.
10. Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.-224с.
11. Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015-192с.
12. Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
13. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
14. Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2009.-144с.
Электронные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru
3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.