МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКИЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Программа по внеурочной деятельности для 1 класса
«Светофорик»
Составитель:
Якубовская Полина Васильевна
2020 год
Пояснительная записка.
При увеличении собственников транспортных средств, за последние десятилетия, возросла статистика дорожно-транспортных происшествий, а в списке причин гибели людей от несчастных случаев первым пунктом является дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.
Чтобы сократить гибель и травмы у детей, необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Выполнение всех требований правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Программа «Светофорик» составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании», Федеральным и государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов за 1 год – 33 часа, по 1 часу в неделю.
Возрастной диапазон освоения программы – 7–8 лет.
Направление – социальное.
Программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании», новыми федеральными стандартами.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Цели программы:
Образовательная
Развивающая:
Воспитательная:
Программа обучения
Содержание данного курса включает теоретические и практические занятия по безопасному поведению человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций. Оценить влияние полученных знаний на собственную безопасность, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа включает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний Правил Дорожного Движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригад, театрализованные представления, рейды, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяются знания ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по поселку.
Ценностные ориентиры учебного предмета способствуют:
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
Формы реализации программы:
- экскурсии;
- праздники;
- викторины;
- ролевые игры;
- акции.
Тематический план программы внеурочной деятельности.
№№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
|||
Теоретических |
Практических |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Правила дорожного движения |
||||
1 |
Введение в курс внеурочной деятельности |
1 |
1 |
|
2 |
История появления правил дорожного движения |
1 |
1 |
|
3 |
Дорога, ее элементы. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Кто участвует в дорожном движении? |
1 |
1 |
|
5 |
Каким бывает транспорт? |
1 |
1 |
|
6 |
Как должны вести себя пешеходы, водители и пассажиры? |
2 |
1 |
1 |
7 |
«Светофор – наш друг». Виды и назначение светофоров. |
1 |
1 |
|
8 |
Сигналы регулировщика |
1 |
1 |
|
9 |
Правила перехода на сигналы светофора и регулировщика |
1 |
1 |
|
10 |
Работа сотрудников ГИБДД. |
1 |
1 |
|
11 |
Дорожные знаки для пешеходов |
1 |
1 |
|
12 |
Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. Виды пешеходных переходов. |
1 |
1 |
|
13 |
Перекрестки. |
1 |
1 |
|
14 |
Переход дороги на регулируемом перекрестке. |
1 |
1 |
|
15 |
Переход дороги на нерегулируемом перекрестке. |
2 |
1 |
1 |
16 |
Как переходить железнодорожные пути. |
1 |
1 |
|
17 |
Как вести себя в жилых зонах. |
1 |
1 |
|
Раздел 2. «Основы безопасности дорожного движения» |
||||
18 |
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте |
1 |
1 |
|
19 |
Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных условий |
1 |
1 |
|
20 |
Опасности видим издалека |
2 |
1 |
1 |
21 |
Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей. |
1 |
1 |
|
22 |
Как оценить тормозной и остановочный пути автомобиля? |
2 |
1 |
1 |
23 |
Общественный транспорт – объект повышенной опасности! |
2 |
1 |
1 |
24 |
«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!» |
2 |
1 |
1 |
25 |
Правила поведения на дороге в летний период |
2 |
1 |
1 |
Итого |
33 |
Содержание программы
Введение в курс внеурочной деятельности. |
Беседа, презентация, загадки, стихи |
История появления правил дорожного движения |
Загадки, исторический материал, презентация по истории развития автопроизводства, появления ПДД |
Дорога, ее элементы. |
Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра. |
Кто участвует в дорожном движении? |
Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра. |
Каким бывает транспорт? |
Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах). |
Как должны вести себя пешеходы, водители и пассажиры? |
Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа. |
«Светофор – наш друг». Виды и назначение светофоров. |
Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов) |
Сигналы регулировщика |
Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке». |
Правила перехода на сигналы светофора и регулировщика |
Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение. |
Работа сотрудников ГИБДД. |
Беседа, викторина, мультфильм |
Дорожные знаки для пешеходов |
Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра. |
Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. Виды пешеходных переходов. |
Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра. |
Перекрестки. |
Блиц – опрос, презентация, беседа |
Переход дороги на регулируемом перекрестке. |
Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило) |
Переход дороги на нерегулируемом перекрестке. |
Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило) |
Как переходить железнодорожные пути. |
Блиц – опрос, презентация, беседа |
Как вести себя в жилых зонах. |
Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады. |
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте |
Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра. |
Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных условий |
Ролевая игра, работа в группах (оцени опасность), презентация. |
Опасности видим издалека |
Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра. |
Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей. |
Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра. |
Как оценить тормозной и остановочный пути автомобиля? |
Беседа, викторина |
Общественный транспорт – объект повышенной опасности! |
Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады. |
«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!» |
Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация. |
Правила поведения на дороге в летний период |
Тест, презентация, загадки |
Календарно-тематический план программы
№№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего |
Дата |
По факту |
1 |
2 |
4 |
3 |
|
1 |
Введение в курс внеурочной деятельности |
1 |
||
2 |
История появления правил дорожного движения |
1 |
||
3 |
Дорога, ее элементы. |
2 |
||
4 |
Кто участвует в дорожном движении? |
1 |
||
5 |
Каким бывает транспорт? |
1 |
||
6 |
Как должны вести себя пешеходы, водители и пассажиры? |
2 |
||
7 |
«Светофор – наш друг». Виды и назначение светофоров. |
1 |
||
8 |
Сигналы регулировщика |
1 |
||
9 |
Правила перехода на сигналы светофора и регулировщика |
1 |
||
10 |
Работа сотрудников ГИБДД. |
1 |
||
11 |
Дорожные знаки для пешеходов |
1 |
||
12 |
Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. Виды пешеходных переходов. |
1 |
||
13 |
Перекрестки. |
1 |
||
14 |
Переход дороги на регулируемом перекрестке. |
1 |
||
15 |
Переход дороги на нерегулируемом перекрестке. |
2 |
||
16 |
Как переходить железнодорожные пути. |
1 |
||
17 |
Как вести себя в жилых зонах. |
1 |
||
18 |
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте |
1 |
||
19 |
Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных условий |
1 |
||
20 |
Опасности видим издалека |
2 |
||
21 |
Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей. |
1 |
||
22 |
Как оценить тормозной и остановочный пути автомобиля? |
2 |
||
23 |
Общественный транспорт – объект повышенной опасности! |
2 |
||
24 |
«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!» |
2 |
||
25 |
Правила поведения на дороге в летний период |
2 |
||
Итого |
33 |
Формы и методы контроля:
Ресурсное обеспечение программы:
Материалы, используемые на занятиях:
Дидактические игры:
1. «Наша улица»
2. «Поставь дорожный знак»
3. «Угадай, какой знак»
4. «Виды перекрёстков»
5. «Улица города»
6. «Запрещается - разрешается»
7. «Собери светофор»
8. «О чём говорят знаки?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.