Тема: Остановочный и тормозной путь транспортных средств.
Цель занятия: сформировать у младших школьников чувство опасности при переходе проезжей части перед близко идущим транспортом; дать понятие тормозного и остановочного пути; разъяснить учащимся, как правильно выбрать безопасное расстояние до транспортного средства при переходе дороги.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент |
-Ребята, я очень хочу, чтобы у всех сегодня было замечательное настроение. (предлагает детям передать друг другу «солнечный лучик» для передачи тепла и хорошего настроения) |
Приветствуют учителя |
Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность |
2. Актуализация знаний |
-Почему нельзя переходить проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом? - Какое расстояние до движущегося транспортного средства они считают безопасным? - Автомобиль и другие транспортные средства быстро остановить нельзя. При торможении автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед по инерции проходят какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Поэтому переходить дорогу перед близко идущим транспортом опасно. Если дорога скользкая после дождя или на ней образовалась ледяная корка при отрицательной температуре, то переходить проезжую часть становится ещё опаснее - автомобиль до полной остановки проходит ещё больший путь. |
Мажем попасть под машину
Слушают учителя |
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать учебное);
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии);
Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме) |
3. Изучение нового материала. |
- Ребята, что такое тормозной путь? Машина начинает движение медленно. Тяжело груженный автомобиль с трудом набирает скорость. От скорости автомобиля зависит безопасность движения. Безопасной является скорость, которая обеспечивает остановку автомобиля до места опасности. Такая скорость может быть достигнута, если правильно выбрана длина остановочного пути или дистанция безопасности. Остановочный путь — это расстояние, которое пройдет автомобиль после того, как водитель заметил опасность, до момента, когда автомашина полностью остановится, не доезжая до места или объекта опасности. Тормозным путем называется расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки. На величину тормозного пути оказывают влияние: скорость движения автомобиля перед началом торможения, тип и профиль дороги, вид дорожного покрытия и его состояние, тип и состояние шин автомобиля, состояние тормозов. Опыт: (Один из учеников идет спокойным шагом и по команде учителя пытается резко остановиться. Сделать ему это не удается - после команды он проходит ещё один-два шага. Затем ученику предлагается перемещаться бегом и по команде учителя остановиться. Сделать это ему ещё труднее.) - Так и с автомобилем. Водитель нажимает на педаль тормоза, а автомобиль продолжает некоторое время двигаться. - Чем больше масса автомобиля, тем труднее его остановить. Например, легковой автомобиль остановить легче, чем грузовой автомобиль или автобус. А велосипед остановить легче, чем легковой автомобиль. Зимой на скользкой дороге остановить транспортное средство очень трудно - оно проходит большее расстояние до полной остановки, чем на сухой дороге. Кроме того, в морозную погоду стекла автомобиля замерзают, и водитель позже замечает пешехода. Ночью, когда видимость ограничена, переходить проезжую часть становится особенно опасно - водитель поздно замечает препятствие и может совершить наезд. Кроме того, в темное время суток наступает усталость, и водитель с запозданием реагирует на препятствие. - А сейчас послушайте рассказ и скажите, как вы его поняли? Одна секунда это что? «Как ты думаешь, одна секунда - много это или мало? Что для пешехода одна секунда - один шаг шагнуть. А машина, у которой скорость 60 - 80 километров в час, проезжает больше 20 метров. Иногда пешеход видит - машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. Думает: водитель успеет затормозить. Он не хочет понимать, что водитель при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, не успеет остановиться. Сразу не срабатывают даже самые надежные тормоза. А если дорога скользкая, то тормозной, или остановочный путь удлиняется. В результате при скорости 80 километров в час машина окончательно остановится только через 400 метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра! Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам». |
Не знаем
Слушают учителя
Проводят опыт
Наблюдают
Слушают учителя
Слушают рассказ учителя
|
Коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Регулятивные УУД (производят оценку результатов деятельности, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
Познавательные УУД ( строить речевые высказывание в устной форме; строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию) |
4. Итоги урока. Рефлексия. |
1. Какие транспортные средства вы знаете? 2. Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль? 3. Что такое тормозной путь и от чего зависит его длина? 4. Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складывается? 5. Есть ли у велосипеда тормозной путь? |
Отвечают на вопросы |
Познавательные УУД ( строить речевые высказывание в устной форме; строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.