Рабочая программа «Подготовка к ГВЭ по русскому языку»
Программа предназначена для учащихся 9 классов, сдающих государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ и рассчитана на 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
· совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;
· способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;
· воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.
В ходе занятий учащиеся должны:
· овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
· научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;
· владеть формами обработки информации исходного текста;
· работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
· четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
· самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
· систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
Курс, являясь предметно ориентированным, даёт возможность учащимся получить практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
На занятиях используются следующие виды работ:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ,
выводы);
• Самостоятельный отбор материала
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Написание изложений и сочинений.
Учащиеся должны уметь:
· понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
· понимать основную мысль прослушанного текста;
· понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
· подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
· интерпретировать информацию звучащего текста;
· точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
· определять средства связи предложений в тексте;
· проводить звукобуквенный анализ слова;
· определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
· проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
· определять основные способы образования слов;
· определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
· определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
· находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
· применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
· создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
· выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
· последовательно излагать собственные мысли;
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
· использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
· оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Контроль знаний.
Тренировочные упражнения; практические работы.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
2. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
4. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
5. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
6. Видеоуроки http://videouroki.net/
7. Тренинг «Учимся писать изложения» http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/konsultatsii/914-trening-dlya-devyatiklassnikov-uchimsya-pisat-izlozhenie
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
|
План |
Факт |
||||
1 |
Введение. Структура экзаменационной работы. |
|
|
ГВЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса, для детей с ОВЗ. Особенности проведения ГВЭ по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
Знать: особенности проведения ГВЭ по русскому языку. Уметь: ориентироваться в терминах. |
2 |
Сжатое изложение. Микротемы исходного текста |
|
|
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
|
Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства ,используя прочитанный текст |
3 |
|
||||
4 |
Сжатое изложение. Абзацное членение текста. |
|
|
||
5 |
|
||||
6 |
Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. |
|
|
||
7 |
|
||||
8 |
Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста. |
|
|
||
9 |
|
||||
10 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. |
|
|
||
11 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. |
|
|
||
12 |
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. |
|
|
||
13 |
Практическая работа. Написание изложения. |
|
|
||
14 |
Практическая работа. Написание изложения. |
|
|
||
15 |
Сжатое изложение. Редактирование текста. |
|
|
||
16 |
|
||||
17 |
Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения. |
|
|
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения. Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса. |
Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
|
18 |
|
||||
18 |
Сочинение-рассуждение. Тезис. |
|
|
||
20 |
|
||||
21 |
Сочинение-рассуждение. Аргументы. |
|
|
||
22 |
|
||||
23 |
Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения. |
|
|
||
24 |
|
||||
25 |
Текст как речевое произведение. Стили речи. |
|
|
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. |
Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка. Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности; определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами. |
26 |
|
||||
27 |
Смысловая и композиционная целостность текста. |
|
|
|
|
28 |
|
||||
29 |
Текст. Средства выразительности |
|
|
||
30 |
|
||||
31 |
Практическая работа. Написание изложения и сочинения-рассуждения.
|
|
|
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Проведение пробных ГВЭ. |
Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Работа по распределению отведенного времени на экзамен. Развитие навыка работать по времени. |
32 |
|
|
|||
33 |
|
|
Литература:
1. Н.Н.Соловьёва. «Изложение без шпаргалки»». Издательство «Альфа», Москва, 2004 год.
2. Г.К.Лидман – Орлова. Учимся писать изложения.- М.: Дрофа, 2005.
3. Т.Ю.Угроватова. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. Москва, «Просвещение», 2005.
4. В.И.Капинос. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс.- М.: «Интеллект – Центр», 2008.
5. Е.А.Арбатова. Русский язык: Знаки препинания в простом и сложном предложениях. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
6. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. 378с.
7. Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.