Рабочая программа кружка по математике "Юный эрудит"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблематика объединения разнообразна:
Увеличение занятости детей в свободное время
Организация полноценного досуга
Развитие личности
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Глобальная – формирование мировоззрения личности ребенка.
Общепедагогическая – нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива
Дидактическая – развитие личностных качеств, организация полноценного досуга..
ЗАДАЧИ КРУЖКА
Познавательная ……………. развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность.
Развивающая ……………….. развитие активности, самостоятельности, общения ребёнка .
Мотивационная ……………. создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включение в активную деятельность.
Социально – педагогическая… формирование общественной активности, реализация в социуме
Обучающая ………………… формирование знаний, умений, удовлетворение обра зовательных потребностей
.
Эстетическая …………….. аккуратность, опрятность, культура поведения, уме ние ценить красоту
.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:
Актуализировать у детей систему ценностных ориентаций
Создание условий для развития интеллектуальной одаренности учащихся
УНИКАЛЬНОСТЬ
Уникальность программы состоит в построении структуры содержания образования, она реализуется по этапам
Актуальность
в современных условиях необходимо нравственное, этическое и эстетическое воспитание
Прогностичность отражает требования сегодняшнего и завтрашнего дней
Рационалистичность………..при минимальных затратах можно получить ожидаемый результат
Целостность……………….. ..взаимосвязь тем программы
Контролируемость………….всегда можно провести контроль полученных детьми знаний
Принципы программы.
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Математический кружок ориентирован на учащихся 1-2 класса. Возраст 7, 8лет .Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы дополнительной образовательной программы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации
Дополнительная образовательная программа «Эрудит» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 0,5 часа. Основными формами образовательного процесса являются: − практико-ориентированные учебные занятия − творческие мастерские − тематические праздники, конкурсы, выставки На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: − индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); − фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); − групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); − коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности
: − решение занимательных задач; − оформление математических газет; − участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; − знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; − проектная деятельность − самостоятельная работа; − работа в парах, в группах; − творческие работы
Формы подведения итогов реализации образовательной программы Оценка УУД учащихся проводится через: − олимпиады − участие в интеллектуальной игре «Кенгуру» − участие в международных и всероссийских олимпиадах, играх − смотр знаний для родителей
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Темы занятий |
Количество часов |
|
|
|||
1. |
Из истории математики |
2 |
|
|
|||
2. |
Считаем устно |
1 |
|
||||
3. |
Решение задач разных видов |
12 |
|
||||
4. |
Игры с числами |
7 |
|
|
|
||
5. |
Занимательная математика |
7 |
|
|
|||
6. |
Комбинаторика в играх |
4 |
|
|
|||
7. Круглый стол.Итоги |
1 |
|
|||||
Итого |
34 |
|
|||||
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ И
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
1 ЭТАП – ОРГПЕРИОД – изучить существующий уровень знаний по предмету
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ ПЕРИОД – заложить основы знаний по программе «Юный эрудит»
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД – определить результативность восприятия детьми программы, организовать с детьми работу на «последействие».
Оценкой эффективности работы кружка может быть:
Сохранность контингента детей до конца года (детям нравится посещать этот кружок)
Отвлечение детей из стихии улицы в творческое содружество (получение дополнительного образования для лучшей адаптации в обществе, получение необходимой доли общения, участие в мероприятиях )
Углубление знаний детей по математике
ЛИТЕРАТУРА
1) Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2012
2) Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 7 – 11 лет. С. – Пб,2010
3) Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2011
4) Белякова О. И. Занятия математического кружка. – Волгоград: Учитель, 2012.
5) Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2012
6) Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
7) Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2014
8) Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2014
9) Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2015
10) Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2014
11) Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016
12) «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Интернет ресурсы
. 1) Официальный сайт образовательной системы «Школа2100»: http://wwwschool2100.ru
2) Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru
3) Справочно - информационный Интернет портал: http://www.gpamota.ru
4) Я иду на урок начальной школы; http://nsc.1september.ru/urok
5) Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
Календарно-тематическое планирование кружка
"Юный эрудит"(34часа)
Тема |
Дата проведения |
|
|
Из истории математики
|
2 ч |
|
|
Вводное занятие Математика-царица наук |
8.09 |
1 |
|
Как люди научились считать История счёта |
15.09 |
1 |
|
Считаем устно |
1 ч |
|
|
Интересные приёмы устного счёта |
22.09 |
1 |
|
Решение задач разных видов |
12 ч |
|
|
Занимательные задачи в стихах |
29.09 6.10 |
2 |
|
Решение логических задач |
13.10 |
|
1 |
Задачи с лишними данными
|
20.10 |
|
1 |
Загадки-смекалки
|
27.10 10.11 |
|
2 |
Обратные задачи |
17.11 |
|
1 |
Задачи с изменениями |
24.11 |
|
1 |
Решение нестандартных задач
|
1.12 8.12 |
|
2 |
Математические горки
|
15.12 22.12 |
|
2 |
Игры с числами
|
7 ч |
|
|
Упражнения с числами
|
19.01 |
|
1 |
Числа-великаны |
26.01 |
|
1 |
Коллективный счёт |
2.02 |
|
1 |
Упражнения с числами
|
9.02 16.02 |
|
2 |
Игра"Знай свой разряд"
|
22.02 |
|
1 |
Игры с числами |
2.03 |
|
1 |
Занимательная математика |
7 ч |
|
|
Геометрия для малышей |
23.03 |
|
1 |
Ребусы |
16.03 6.04
|
|
2 |
Математическая газета
|
13.04 |
|
1 |
Великие математики
|
20.04 |
|
1 |
Знакомьтесь:Архимед!
|
27.04 |
|
1 |
Знакомьтесь:Пифагор! |
4.05 |
|
1 |
Комбинаторика в играх
|
4ч
|
|
|
Учимся комбинировать
|
11.05
|
|
1 |
Олимпиады |
18.05 |
|
1 |
Круглый стол.Итоги |
1 ч 25.05 |
|
1 |
Резерв |
|
|
2 |
ИТОГО |
34 ч |
|
34 ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.