Программа внеурочной деятельности "Волшебные пальчики"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Волшебные пальчики"

Оценка 5
docx
24.05.2020
Программа внеурочной деятельности "Волшебные пальчики"
Волшебные пальчики.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

Средняя общеобразовательная школа Перспектива

Утверждено

Директором МБОУ СОШ

«Перспектива»_________

Т.В. Воронецкой

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

«Волшебные пальчики» на 2019-2020 уч.год

 

 

 

Автор-составитель:

Учитель первой квалификационной категории

Ламм Н.В.

 

 

 

Новосибирск 2019

 

Пояснительная записка

При детском аутизме мы можем наблюдать не только задержку нормального хода развития ребёнка, но и его искажение. В том числе и моторное развитие подвергается изменениям. Наибольшие затруднения появляются там, где ребёнку необходимо выполнять действия по инструкции и осуществлять контроль над данными манипуляциями.

Развитие мелкой моторики у детей  с РАС имеет некоторые особенности: нарушение мышечного тонуса, недостаточная точность, сила движений и их координированность.  В движениях зачастую присутствует напряженная скованности, либо вялость.

К моменту поступления в школу  у таких детей зачастую не вырабатываются простейшие навыки самообслуживания. Одной из причин является тот факт, что они не стараются кому-либо подражать в естественной среде, и следственно, обучить их моторным навыкам можно только используя специальные приёмы развития подражания.

Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики»  направлена на развитие мелкой моторики рук учащихся с расстройставми аутистического спектра с учётом психоэмоциональных особенностей данной категории детей.

Особенностью организации внеурочной деятельности является коррекционная направленность процесса, учет возрастных особенностей и навыков обучающихся.

Для  успешной реализации программы необходимо учитывать  следующие условия

- Ориентация на интересы и жизненный опыт  учащегося

- Использование сюжетных комментариев, позволяющих увеличивать время концентрации учащегося на задании

-Обязательное эмоциональное поощрение ребёнка

- Варьирование  интенсивности и количественного состава упражнений на занятии  в зависимости от эмоционального состояния учащегося

- Постепенное усложнение материала « от простого - к сложному»

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Волшебные пальчики» разработана на основе авторской программы «Тренируем пальчики- развиваем речь» Фоминой Е.А.

Цель:  создание условий для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей с расстройствами аутистического спектра

Задачи:

·         Формировать   внимание  и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;

·          Развивать точность выполнения движений с помощью игр и в различных видах продуктивной деятельности

·         Развивать  умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;

·         Развивать  внимание, восприятие, воображения.

 

Методические приёмы

Основные формы реализации

Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

 Количество занятий 34, два из них диагностических. Наполняемость в группе  до 7  человек. Возраст детей 8-10 лет.
Место проведения - классная комната.

Предполагаемые результаты освоения программы

Личностные:

·         принятие  социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

·         формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·         развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные:

·         освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

·         формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·         освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

·         готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

·         организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности;

·         делать самомассаж рук под контролем учителя;

·         правильно выполнять движения для сцепления рук;

·         делить вату на маленькие кусочки и наматывать на палочку;

·         делать небольшие поделки из бумаги;

·         отрывать полоски бумаги по намеченной линии;

·         сворачивать бумагу в гармошку;

·         выполнять несложные аппликации;

·         делить пластилин на кусочки по заданному глубокому надрезу;

·         разминать пластилин до мягкого состояния;

·         раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями;

·         создавать шарообразные формы;

·         раскатывать пластилин между ладонями или на доске;

·         создавать цилиндрические формы.

Содержание курса

Программа включает в себя следующие разделы:

-пальчиковая гимнастика;

-самомассаж

-графические упражнения;

-игры и действия с предметами;

-упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений;

- ручная умелость.

 

В разделе «Пальчиковая гимнастика» собраны игры, способствующие овладению слаженными,   точными,  координированными  движениями  рук и пальцев. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Самомассаж» - стимулирование кинестетических ощущений

мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и

нормализация мышечного тонуса, а также развитие мелкой моторики,

улучшение координации произвольных движений, снятие излишнего напряжения.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить

координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (счѐтные палочки, природный материал, нетрадиционное оборудование).

В разделе «Упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений» используются дидактические игры (пазлы, шнуровки, рисование на крупе, песке) и упражнения на равновесие, формирование ощущение границ своего тела и его положения в пространстве. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало

плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.

 

 

Тематическое планирование

Тема занятий

Содержание

Количество часов

1

Диагностика

 Диагностическая работа по выявлению уровня развития мелкой моторики учащихся.

1

2

Золотая осень

1. Пальчиковая гимнастика:  «Осенние листья»,  «Курочка пьёт воду»

2. Самомассаж шариком «Су-джок»

3.  Штриховка листьев деревьев длинными прямыми   короткими косыми линиями.

4. Аппликация из природного материала « Осенний лес»

5. «Дождик» - работа с пипеткой

1

3

Овощи

1.           Пальчиковая гимнастика « Капуста», « Овощи»

2.            Самомассаж ребристым карандашом.

3.           Выкладывание по контуру геометрической фигуры, изображения фасолью.

4.            Работа с трафаретом: обведи и раскрась овощи

 

1

4

Фрукты

1.           Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», « В сад за сливами пошли»

2.           Самомассаж шариком « Су-джок»

3.           «Сушим фрукты». Нанизывание фруктов из картона с отверстием на шнурок.

4.           Дорисовывание недостающих деталей на изображении фрукта по образцу.

5.           Работа с пластилином: деление на куски, размягчение. Лепка простых фигур, фруктов.

1

5

Мир вокруг меня

1.           Пальчиковая гимнастика: « Дружная семейка», «Очки», «Малыш»

2.           Самомассаж : катание бигуди между ладошками

3.           «Домик». Выкладывание из счётных палочек дома разной высоты

4.           «Помощь маме» . Сортировка круп

5.           «Помощь бабушке» . Наматывание разноцветных ниток на клубок.

1

6

Пернатые друзья

1.           Пальчиковая гимнастика:  «Ворона», «Гуси», «Дятел»

2.           Самомассаж «Лучи солнца» . прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого)

3.           «Напои птичку»- работа с пипеткой

4.           «Накорми птички». Деление ваты на маленькие кусочки, скатывание.

5.           Аппликация из рваной бумаги « Сова»

1

7

Домашние животные

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Бычок», «Котик», «Лошадка»

2.                 Самомассаж: точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию.

3.                 Обвести понравившееся домашнее животное по точкам.  Раскрасить красками, используя ватные палочки.

4.                 «Мячик для собачки». скомкивание бумаги в шарики разного размера.

1

8

Дикие животные

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Белка», «Зайка», «Лисичка»

 2. катание бигуди между ладонями

3.  «Слон». Круговая штриховка картинки

4. Перекладывание палочек разними способами ( разным сочетанием пальцев)

5.  Аппликация «Ёжик» .

 

1

9

Моя Родина

1.                 Пальчиковая гимнастика:  « Здравствуй»

2.                 Самомассаж шариком су-джок

3.                 «Флаг» . Нанизывание бусинок на  шнурок  с соблюдением цветовой последовательности. ( белый, синий, красный)

4.                 «Кирпичный дом». Штриховка «сетка» изображения дома.

5.                 Рисование по опорным точкам

 

1

10

Без труда…

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Грабельки», «Помощники»

2.                 Самомассаж ребристым карандашом

3.                 «Мебель». Выкладывание из палочек шкафа, стола.

4.                 Шнуровка на игрушке-основе

5.                 Рисование пальчиковыми красками

1

11

Моя безопасность

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»        

2.                 Самомассаж расчёской-щёткой

3.                 Рисование крупой телефонов служб спасения

4.                 Шнуровка на игрушке-основе

5.                 «Трудные виражи». Прохождение лабиринта не касаясь линий

1

12

День матери

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Большая стирка», «Наши мамы»

2.                 Самомассаж «Подарок маме»

3.                 Работа с прищепками. Прикрепляем носочки из картона на верёвку.

4.                 Аппликация «Цветы для мамы»

5.                 Нанизывание бусинок на верёвку

1

13

Что такое добро?

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Дружба», «Доброта»

2.                 Самомассаж «Молоточек»

3.                 Аппликация из обведённых по контуру ладошек.

4.                 «Эмоции».  Создаём при помощи жгутиков пластилина различные выражения лица на шаблоне

5.                 Пальчиковый театр

1

14

Светофор- наш друг

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Светофор»

2.                 Самомассаж «Плотник»

3.                 Выкладывание дорожки из камушков разного цвета

4.                 Штриховка изображений  машин в разном направлении

5.                 Игра «Зеркало»

1

15

Новый год приходит к нам

1.                 Пальчиковая гимнастика:  «Ёлочка», «На ёлке»

2.                 Самомассаж  ребристым карандашом

3.                 Аппликация «Сугробы» из рваных салфеток

4.                 Обводка по точкам новогодней картинки

5.                 «Бусы на ёлку». Нанизывание разноцветных бус на верёвку

1

16

Зимние забавы

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Прогулка», «Спортсмены»

2.                 Самомассаж ладоней сосновыми шишками

3.                 Шнуровка «коньки»

4.                 Дорисовывание недостающих деталей у снеговика

5.                 Скатывание «снежков» из бумаги

6.                 Размазывание пластилина внутри контура на зимнюю тематику

1

17

Снег, снежок

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Птички зимой»

2.                 Самомассаж ладоней массажными мячиками

3.                 «Цветные льдинки». При помощи пинцета разложить кристаллы по тарелкам

4.                 Обводка по точкам изображение снежинок

5.                 «Зима пришла». Аппликация с использованием манки

1

18

Птицы зимой

1.                 Пальчиковая гимнастика:  «Зимой», «Мороз»

2.                 Самомассаж  ладоней сушёным горохом

3.                 «Покормим птиц». Сортировка семян тыквы, подсолнечника, арбуза.

4.                 Шнуровка на игрушке-основе

5.                 Рисование свечой и красками

1

19

Опасности вокруг нас

1.                 Пальчиковая гимнастика: « Мы пожарные»

2.                 Самомассаж пуговицами

3.                 Рисование языков пламени одновременно двумя руками

4.                 «Змейка» выкладывание ниткой по контуру рисунок.

5.                 «Солнышко» лепка из солёного теста

1

20

Здоровье-золото

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Как живёшь?», «Жил-был зайчик»

2.                 Самомассаж : катание бигуди между ладонями

3.                 Работа  в книжках-раскрасках

4.                 Игра «Съедобное - несъедобное»

5.                 Составление контуров предметов из палочек по образцу

 

1

21

Кто в домике?

1.     Пальчиковая гимнастика «Домик», «Есть у каждого свой дом»

2.     Самомассаж ладоней массажными мячиками

3.     Различные виды штриховок

4.     Лепка из пластилина героев сказки «Теремок»

1

22

День защитника отечества

1.                 Пальчиковая гимнастика:  «Бойцы», «Капитан»

2.                 Самомассаж ребристым карандашом

3.                 Выкладывание из круп салют по контуру

4.                 Штриховка короткими косыми линиями « танк»

5.                 Самолётик из картона и пластилина

1

23

Папа может всё что угодно

1.                 Пальчиковая гимнастика:  «Семья», «Кто приехал?»

2.                 Самомассаж ладоней сосновыми шишками

3.                 Штриховка картинок  длинными параллельными отрезками

4.                 Завинчивание и раскручивание крышек банок и бутылок разного размера

5.                 Собирание конструктора по схеме

1

24

Женский день

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы» , «Дружная семья»

2.                 Точечный самомассаж ватными палочками

3.                 Открытка для мамы. Обматывание картонную восьмёрку нитками. Украшаем бусинами

4.                 Складывание пуговиц «пирамидкой»

5.                 Дорисовывание деталей на картинке.  

1

25

Масленица

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Масленица», «Раз, два, три, четыре, пять»

2.                 Самомассаж шариком су-джок

3.                 «Блины» из пластилина

4.                 «Солнце» Круговая штриховка

5.                 Плетение скатерти из полос цветной бумаги

1

26

Народные сказки

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Колобок»

2.                 Самомассаж рук губкой

3.                 Дорисовывание деталей  героев сказок

4.                 Пальчиковый театр

5.                 Собирание мозаики

1

27

Весна, весна!

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Подснежник», «Грачи»

2.                 Самомассаж ладоней шестигранным карандашом

3.                 «Ручейки». Рисование на манке/ песке

4.                 Нанизывание пуговиц на нитку и с чередованием

5.                 Прохождение лабиринтов «от дома к дому»

1

28

Растения у нас дома

1.                 Пальчиковая гимнастика:  «Друзья –садоводы» , «цветы растут»

2.                 Самомассаж  пуговицами

3.                 Украшаем кактус колючками ( прищепками)

4.                 Аппликация из рваной бумаги «Цветок в горшке»

5.                 Обводка по точкам « фиалка»

1

29

Далёкий космос

1.                 Пальчиковая гимнастика: «будем в космосе летать», « Космонавт».

2.                 Самомассаж сосновыми шишками

3.                 Круговая штриховка планет цветными карандашами

4.                 Комкание и скатывание бумажного мячика

5.                 Аппликация «Звёздное небо» из пшенной крупы

1

30

Маленькие, да удаленькие

(насекомые)

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Комар», «Пчела»

2.                 Самомассаж  прицепками и грецким орехом.

3.                 Дорисовывание недостающих  частей тела насекомых

4.                 Шнуровка  на игрушке основе

5.                 «Ловушка».  Выкладывание ниткой паутину.

6.                 Собирание мозаики

1

31

День Победы

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Аты -баты!», « Я плыву на лодке белой»

2.                 Самомассаж ватными палочками «иголка»

3.                 Георгиевская ленточка». Вырезаем из цветной бумаги

4.                 Ниткография «Салют»

5.                 Раскрашивание мелкими штрихами

1

32

Зелёные листочки и цветочки

1.                 Пальчиковая гимнастика:  «Цветок», «Дружные пальчики»

2.                 Самомассаж губкой и прищепками

3.                 Штриховка  листьев короткими прямыми линиями

4.                 Составление узора из пуговиц

5.                 Нанизывание бусинок на нитку в определённой последовательности

1

33

Это интересно

1.                 Пальчиковая гимнастика: «Я с игрушками играю», «Весёлый человечек»

2.                 Самомассаж пуговицами

3.                 «Волшебный мешочек». Угадывание предметов на ощупь

4.                 «Тир». Попадание маленьким мячом в цель

5.                 Рисование и раскрашивание пальцем

1

34

Диагностика

Выявление уровня развития мелкой моторики учащихся после завершения курса 

1

 

 

Всего

34

 

 

Материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных игр;

 · Мультимедийные проектор;

· Интерактивная доска;

 · ПК.

Для  успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:

 - разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);

 - наборов счетных палочек;

- наборов цветных спичек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

 - мячей (колючих, каучуковых, рифленых);

- кистевых эспандеров;

- прищепок бельевых;

- трафаретов по лексическим темам;

 - природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);

 - «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

 - различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- простые и цветные карандаши;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

 - различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии.

Список литературы для учителя

1.Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. №2. с.46-67

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст ]: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 385с

3. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57

4. Сечкина, О.К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики / О.К.Сечкина // Современный мир и образование : сборник научных статей. - Самара : СГПУ, 2008.

5.Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. — СПб., 2010. — 160 с.

6.Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. — М., 2002. — 20 с.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Пояснительная записка При детском аутизме мы можем наблюдать не только задержку нормального хода развития ребёнка, но и его искажение

Пояснительная записка При детском аутизме мы можем наблюдать не только задержку нормального хода развития ребёнка, но и его искажение

Использование сюжетных комментариев, позволяющих увеличивать время концентрации учащегося на задании -Обязательное эмоциональное поощрение ребёнка -

Использование сюжетных комментариев, позволяющих увеличивать время концентрации учащегося на задании -Обязательное эмоциональное поощрение ребёнка -

Место проведения - классная комната

Место проведения - классная комната

Предметные: · организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности; · делать самомассаж рук под контролем учителя; · правильно выполнять движения для сцепления рук; ·…

Предметные: · организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности; · делать самомассаж рук под контролем учителя; · правильно выполнять движения для сцепления рук; ·…

В разделе «Пальчиковая гимнастика» собраны игры, способствующие овладению слаженными, точными, координированными движениями рук и пальцев

В разделе «Пальчиковая гимнастика» собраны игры, способствующие овладению слаженными, точными, координированными движениями рук и пальцев

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации

Дорисовывание недостающих деталей на изображении фрукта по образцу

Дорисовывание недостающих деталей на изображении фрукта по образцу

Мячик для собачки». скомкивание бумаги в шарики разного размера

Мячик для собачки». скомкивание бумаги в шарики разного размера

Шнуровка на игрушке-основе 2

Шнуровка на игрушке-основе 2

Зимние забавыПальчиковая гимнастика: «Прогулка», «Спортсмены» 2

Зимние забавыПальчиковая гимнастика: «Прогулка», «Спортсмены» 2

Самомассаж : катание бигуди между ладонями 3

Самомассаж : катание бигуди между ладонями 3

Обматывание картонную восьмёрку нитками

Обматывание картонную восьмёрку нитками

Космонавт». 2.

Космонавт». 2.

Это интересно 1.

Это интересно 1.

Список литературы для учителя 1

Список литературы для учителя 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020