Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
Средняя общеобразовательная школа Перспектива
Утверждено
Директором МБОУ СОШ
«Перспектива»_________
Т.В. Воронецкой
Программа внеурочной деятельности
«Волшебные пальчики» на 2019-2020 уч.год
Автор-составитель:
Учитель первой квалификационной категории
Ламм Н.В.
Новосибирск 2019
Пояснительная записка
При детском аутизме мы можем наблюдать не только задержку нормального хода развития ребёнка, но и его искажение. В том числе и моторное развитие подвергается изменениям. Наибольшие затруднения появляются там, где ребёнку необходимо выполнять действия по инструкции и осуществлять контроль над данными манипуляциями.
Развитие мелкой моторики у детей с РАС имеет некоторые особенности: нарушение мышечного тонуса, недостаточная точность, сила движений и их координированность. В движениях зачастую присутствует напряженная скованности, либо вялость.
К моменту поступления в школу у таких детей зачастую не вырабатываются простейшие навыки самообслуживания. Одной из причин является тот факт, что они не стараются кому-либо подражать в естественной среде, и следственно, обучить их моторным навыкам можно только используя специальные приёмы развития подражания.
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» направлена на развитие мелкой моторики рук учащихся с расстройставми аутистического спектра с учётом психоэмоциональных особенностей данной категории детей.
Особенностью организации внеурочной деятельности является коррекционная направленность процесса, учет возрастных особенностей и навыков обучающихся.
Для успешной реализации программы необходимо учитывать следующие условия
- Ориентация на интересы и жизненный опыт учащегося
- Использование сюжетных комментариев, позволяющих увеличивать время концентрации учащегося на задании
-Обязательное эмоциональное поощрение ребёнка
- Варьирование интенсивности и количественного состава упражнений на занятии в зависимости от эмоционального состояния учащегося
- Постепенное усложнение материала « от простого - к сложному»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Волшебные пальчики» разработана на основе авторской программы «Тренируем пальчики- развиваем речь» Фоминой Е.А.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей с расстройствами аутистического спектра
Задачи:
· Формировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;
· Развивать точность выполнения движений с помощью игр и в различных видах продуктивной деятельности
· Развивать умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;
· Развивать внимание, восприятие, воображения.
Методические приёмы
Основные формы реализации
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Количество занятий 34, два из них диагностических. Наполняемость в группе до 7 человек. Возраст детей 8-10
лет.
Место проведения - классная комната.
Предполагаемые результаты освоения программы
Личностные:
· принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
· организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности;
· делать самомассаж рук под контролем учителя;
· правильно выполнять движения для сцепления рук;
· делить вату на маленькие кусочки и наматывать на палочку;
· делать небольшие поделки из бумаги;
· отрывать полоски бумаги по намеченной линии;
· сворачивать бумагу в гармошку;
· выполнять несложные аппликации;
· делить пластилин на кусочки по заданному глубокому надрезу;
· разминать пластилин до мягкого состояния;
· раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями;
· создавать шарообразные формы;
· раскатывать пластилин между ладонями или на доске;
· создавать цилиндрические формы.
Содержание курса
Программа включает в себя следующие разделы:
-пальчиковая гимнастика;
-самомассаж
-графические упражнения;
-игры и действия с предметами;
-упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений;
- ручная умелость.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» собраны игры, способствующие овладению слаженными, точными, координированными движениями рук и пальцев. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Самомассаж» - стимулирование кинестетических ощущений
мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и
нормализация мышечного тонуса, а также развитие мелкой моторики,
улучшение координации произвольных движений, снятие излишнего напряжения.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить
координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (счѐтные палочки, природный материал, нетрадиционное оборудование).
В разделе «Упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений» используются дидактические игры (пазлы, шнуровки, рисование на крупе, песке) и упражнения на равновесие, формирование ощущение границ своего тела и его положения в пространстве. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало
плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятий |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Диагностика |
Диагностическая работа по выявлению уровня развития мелкой моторики учащихся. |
1 |
2 |
Золотая осень |
1. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Курочка пьёт воду» 2. Самомассаж шариком «Су-джок» 3. Штриховка листьев деревьев длинными прямыми короткими косыми линиями. 4. Аппликация из природного материала « Осенний лес» 5. «Дождик» - работа с пипеткой |
1 |
3 |
Овощи |
1. Пальчиковая гимнастика « Капуста», « Овощи» 2. Самомассаж ребристым карандашом. 3. Выкладывание по контуру геометрической фигуры, изображения фасолью. 4. Работа с трафаретом: обведи и раскрась овощи
|
1 |
4 |
Фрукты |
1. Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», « В сад за сливами пошли» 2. Самомассаж шариком « Су-джок» 3. «Сушим фрукты». Нанизывание фруктов из картона с отверстием на шнурок. 4. Дорисовывание недостающих деталей на изображении фрукта по образцу. 5. Работа с пластилином: деление на куски, размягчение. Лепка простых фигур, фруктов. |
1 |
5 |
Мир вокруг меня |
1. Пальчиковая гимнастика: « Дружная семейка», «Очки», «Малыш» 2. Самомассаж : катание бигуди между ладошками 3. «Домик». Выкладывание из счётных палочек дома разной высоты 4. «Помощь маме» . Сортировка круп 5. «Помощь бабушке» . Наматывание разноцветных ниток на клубок. |
1 |
6 |
Пернатые друзья |
1. Пальчиковая гимнастика: «Ворона», «Гуси», «Дятел» 2. Самомассаж «Лучи солнца» . прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) 3. «Напои птичку»- работа с пипеткой 4. «Накорми птички». Деление ваты на маленькие кусочки, скатывание. 5. Аппликация из рваной бумаги « Сова» |
1 |
7 |
Домашние животные |
1. Пальчиковая гимнастика: «Бычок», «Котик», «Лошадка» 2. Самомассаж: точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию. 3. Обвести понравившееся домашнее животное по точкам. Раскрасить красками, используя ватные палочки. 4. «Мячик для собачки». скомкивание бумаги в шарики разного размера. |
1 |
8 |
Дикие животные |
1. Пальчиковая гимнастика: «Белка», «Зайка», «Лисичка» 2. катание бигуди между ладонями 3. «Слон». Круговая штриховка картинки 4. Перекладывание палочек разними способами ( разным сочетанием пальцев) 5. Аппликация «Ёжик» .
|
1 |
9 |
Моя Родина |
1. Пальчиковая гимнастика: « Здравствуй» 2. Самомассаж шариком су-джок 3. «Флаг» . Нанизывание бусинок на шнурок с соблюдением цветовой последовательности. ( белый, синий, красный) 4. «Кирпичный дом». Штриховка «сетка» изображения дома. 5. Рисование по опорным точкам
|
1 |
10 |
Без труда… |
1. Пальчиковая гимнастика: «Грабельки», «Помощники» 2. Самомассаж ребристым карандашом 3. «Мебель». Выкладывание из палочек шкафа, стола. 4. Шнуровка на игрушке-основе 5. Рисование пальчиковыми красками |
1 |
11 |
Моя безопасность |
1. Пальчиковая гимнастика: «Транспорт» 2. Самомассаж расчёской-щёткой 3. Рисование крупой телефонов служб спасения 4. Шнуровка на игрушке-основе 5. «Трудные виражи». Прохождение лабиринта не касаясь линий |
1 |
12 |
День матери |
1. Пальчиковая гимнастика: «Большая стирка», «Наши мамы» 2. Самомассаж «Подарок маме» 3. Работа с прищепками. Прикрепляем носочки из картона на верёвку. 4. Аппликация «Цветы для мамы» 5. Нанизывание бусинок на верёвку |
1 |
13 |
Что такое добро? |
1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба», «Доброта» 2. Самомассаж «Молоточек» 3. Аппликация из обведённых по контуру ладошек. 4. «Эмоции». Создаём при помощи жгутиков пластилина различные выражения лица на шаблоне 5. Пальчиковый театр |
1 |
14 |
Светофор- наш друг |
1. Пальчиковая гимнастика: «Светофор» 2. Самомассаж «Плотник» 3. Выкладывание дорожки из камушков разного цвета 4. Штриховка изображений машин в разном направлении 5. Игра «Зеркало» |
1 |
15 |
Новый год приходит к нам |
1. Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка», «На ёлке» 2. Самомассаж ребристым карандашом 3. Аппликация «Сугробы» из рваных салфеток 4. Обводка по точкам новогодней картинки 5. «Бусы на ёлку». Нанизывание разноцветных бус на верёвку |
1 |
16 |
Зимние забавы |
1. Пальчиковая гимнастика: «Прогулка», «Спортсмены» 2. Самомассаж ладоней сосновыми шишками 3. Шнуровка «коньки» 4. Дорисовывание недостающих деталей у снеговика 5. Скатывание «снежков» из бумаги 6. Размазывание пластилина внутри контура на зимнюю тематику |
1 |
17 |
Снег, снежок |
1. Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Птички зимой» 2. Самомассаж ладоней массажными мячиками 3. «Цветные льдинки». При помощи пинцета разложить кристаллы по тарелкам 4. Обводка по точкам изображение снежинок 5. «Зима пришла». Аппликация с использованием манки |
1 |
18 |
Птицы зимой |
1. Пальчиковая гимнастика: «Зимой», «Мороз» 2. Самомассаж ладоней сушёным горохом 3. «Покормим птиц». Сортировка семян тыквы, подсолнечника, арбуза. 4. Шнуровка на игрушке-основе 5. Рисование свечой и красками |
1 |
19 |
Опасности вокруг нас |
1. Пальчиковая гимнастика: « Мы пожарные» 2. Самомассаж пуговицами 3. Рисование языков пламени одновременно двумя руками 4. «Змейка» выкладывание ниткой по контуру рисунок. 5. «Солнышко» лепка из солёного теста |
1 |
20 |
Здоровье-золото |
1. Пальчиковая гимнастика: «Как живёшь?», «Жил-был зайчик» 2. Самомассаж : катание бигуди между ладонями 3. Работа в книжках-раскрасках 4. Игра «Съедобное - несъедобное» 5. Составление контуров предметов из палочек по образцу
|
1 |
21 |
Кто в домике? |
1. Пальчиковая гимнастика «Домик», «Есть у каждого свой дом» 2. Самомассаж ладоней массажными мячиками 3. Различные виды штриховок 4. Лепка из пластилина героев сказки «Теремок» |
1 |
22 |
День защитника отечества |
1. Пальчиковая гимнастика: «Бойцы», «Капитан» 2. Самомассаж ребристым карандашом 3. Выкладывание из круп салют по контуру 4. Штриховка короткими косыми линиями « танк» 5. Самолётик из картона и пластилина |
1 |
23 |
Папа может всё что угодно |
1. Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Кто приехал?» 2. Самомассаж ладоней сосновыми шишками 3. Штриховка картинок длинными параллельными отрезками 4. Завинчивание и раскручивание крышек банок и бутылок разного размера 5. Собирание конструктора по схеме |
1 |
24 |
Женский день |
1. Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы» , «Дружная семья» 2. Точечный самомассаж ватными палочками 3. Открытка для мамы. Обматывание картонную восьмёрку нитками. Украшаем бусинами 4. Складывание пуговиц «пирамидкой» 5. Дорисовывание деталей на картинке. |
1 |
25 |
Масленица |
1. Пальчиковая гимнастика: «Масленица», «Раз, два, три, четыре, пять» 2. Самомассаж шариком су-джок 3. «Блины» из пластилина 4. «Солнце» Круговая штриховка 5. Плетение скатерти из полос цветной бумаги |
1 |
26 |
Народные сказки |
1. Пальчиковая гимнастика: «Колобок» 2. Самомассаж рук губкой 3. Дорисовывание деталей героев сказок 4. Пальчиковый театр 5. Собирание мозаики |
1 |
27 |
Весна, весна! |
1. Пальчиковая гимнастика: «Подснежник», «Грачи» 2. Самомассаж ладоней шестигранным карандашом 3. «Ручейки». Рисование на манке/ песке 4. Нанизывание пуговиц на нитку и с чередованием 5. Прохождение лабиринтов «от дома к дому» |
1 |
28 |
Растения у нас дома |
1. Пальчиковая гимнастика: «Друзья –садоводы» , «цветы растут» 2. Самомассаж пуговицами 3. Украшаем кактус колючками ( прищепками) 4. Аппликация из рваной бумаги «Цветок в горшке» 5. Обводка по точкам « фиалка» |
1 |
29 |
Далёкий космос |
1. Пальчиковая гимнастика: «будем в космосе летать», « Космонавт». 2. Самомассаж сосновыми шишками 3. Круговая штриховка планет цветными карандашами 4. Комкание и скатывание бумажного мячика 5. Аппликация «Звёздное небо» из пшенной крупы |
1 |
30 |
Маленькие, да удаленькие (насекомые) |
1. Пальчиковая гимнастика: «Комар», «Пчела» 2. Самомассаж прицепками и грецким орехом. 3. Дорисовывание недостающих частей тела насекомых 4. Шнуровка на игрушке основе 5. «Ловушка». Выкладывание ниткой паутину. 6. Собирание мозаики |
1 |
31 |
День Победы |
1. Пальчиковая гимнастика: «Аты -баты!», « Я плыву на лодке белой» 2. Самомассаж ватными палочками «иголка» 3. Георгиевская ленточка». Вырезаем из цветной бумаги 4. Ниткография «Салют» 5. Раскрашивание мелкими штрихами |
1 |
32 |
Зелёные листочки и цветочки |
1. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Дружные пальчики» 2. Самомассаж губкой и прищепками 3. Штриховка листьев короткими прямыми линиями 4. Составление узора из пуговиц 5. Нанизывание бусинок на нитку в определённой последовательности |
1 |
33 |
Это интересно |
1. Пальчиковая гимнастика: «Я с игрушками играю», «Весёлый человечек» 2. Самомассаж пуговицами 3. «Волшебный мешочек». Угадывание предметов на ощупь 4. «Тир». Попадание маленьким мячом в цель 5. Рисование и раскрашивание пальцем |
1 |
34 |
Диагностика |
Выявление уровня развития мелкой моторики учащихся после завершения курса |
1 |
|
|
Всего |
34 |
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных игр;
· Мультимедийные проектор;
· Интерактивная доска;
· ПК.
Для успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- кистевых эспандеров;
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- простые и цветные карандаши;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии.
Список литературы для учителя
1.Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. №2. с.46-67
2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст ]: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 385с
3. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57
4. Сечкина, О.К.
Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор
развития психомоторики / О.К.Сечкина // Современный мир и образование : сборник
научных статей. - Самара : СГПУ, 2008.
5.Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой
моторики: Картотека пальчиковых игр. — СПб., 2010. — 160 с.
6.Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. — М., 2002. — 20 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.