РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
Клуб "Я познаю себя" |
|
Возраст обучающихся |
5 класс |
|
Составлена учителем математики высшей квалификационной категории Мартыновой У.Н.
|
Пояснительная записка.
Кто однажды обрел самого себя, тот уже
ничего на этом свете утратить не может.
И кто однажды понял человека в себе,
тот понимает всех людей.
Цвейг С.
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию психологической культуры и познавательных интересов на ступени начального общего образования являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
3. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
При разработке данной программы использовался следующий опыт работы: авторская программа «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко. а также практические материалы известных психологов: Битяновой Н.Р., Пономоренко Л.П., Белоусовой Р.В., Дереклеевой Н.И., Савченко М.Ю.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы очевидна. Личностные требования к результатам обучающихся включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и личностноориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.
В пятом классе меняется социально-педагогическая ситуация развития ребенка: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое социальное положение, выполняя новые функции.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Пятый класс – это ранний подростковый возраст. Начинается период бурного физического роста, повышается утомляемость, что связано с отставанием развития кровоснабжения мозга от роста его структур. Начинается перестройка гормональной системы, характерны перепады самочувствия. Аккуратность и послушность нередко сменяет несдержанность, эгоистичность, агрессивность. Ребёнок становится подростком, теряя при этом психологическое равновесие.
Учение остаётся главным видом деятельности подростка, а основной, ведущей становится деятельность общения, включение в групповую деятельность (трудовую, спортивную). Потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении становятся доминирующими. Они проявляются:
Характерная особенность всего подросткового периода (10-15 лет) — всё возрастающее стремление стать взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отмежеваться от всего явно детского и присвоить образцы (не всегда положительные) взрослой жизни.
Продолжают совершенствоваться познавательные процессы: произвольность внимания, восприятия, память, способности к обобщению, анализу, рефлексии. Просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своим способностям.
В нравственной сфере пятиклассник начинает осознанно искать ответы на жизненные вопросы: Кто я? Какой я? Это возраст исследования своего «Я». Начинают осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарищество, долг, честь).
Таким образом, познание себя — тот центр, опорный, отправной пункт, из которого исходят все направления самосовершенствования личности: самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение.
В курсе «Я познаю себя» пятикласснику раскрываются сильные стороны и индивидуальные качества его личности, которые могут впоследствии стать стержневыми, определят его жизненный путь. Примеры из жизни выдающихся людей будут способствовать социальному взрослению подростков, созданию идеалов, которые послужат надёжными ориентирами молодого человека на всю дальнейшую жизнь.
Курс предлагает материалы, которые помогут детям разобраться в своем «Я», узнать основные качества личности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах. Приводятся способы их самопознания и самооценки, разъясняется необходимость осознания ребенком своих защитных возможностей и важность обучения его способам социально-психологической адаптации. Таким образом, дети познают не только себя, но и других.
Целью данного курса является:
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Работа по адаптации пятиклассников
Для этого применяются методы, позволяющие ребенку проживать конкретные ситуации, через организацию совместной деятельности проблемы взаимодействия, осмыслять свои действия и действия других.
Формы организации занятий позволяют:
- ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее;
- ставить ребенка в ситуацию ценностного выбора, рефлексивного анализа, получения обратной связи;
- создавать ситуации проектирования дальнейших событий и реализации задуманных проектов – стимулировать саморазвитие;
- отвечать потребностям и интересам детей.
Во время занятий применяются интерактивные технологии:
- групповая дискуссия;
- большие психологические игры;
- психогимнастика;
- интерактивные игры;
- рисуночные методики;
- самоанализ;
- психотехники самооценки и взаимооценки;
- методика неоконченных предложений.
Курс осуществляется в форме активного общения педагога и обучающихся.
Курс рассчитан на 1 год, на 35 часов (1 час в неделю).
Формы занятий и механизм отслеживания: уроки, семинары, практическая деятельность, тренинги и упражнения, деловые и ролевые игры, также предусмотрено создание проектов по определённым темам
Содержание учебной программы
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Раздел I «Я - это Я. Учимся понимать себя». |
13 |
|||
Блок "Мы в 5 классе!" |
6 |
|||
1. |
Здравствуй, пятый класс! |
1 |
||
2 |
Мы – исследователи! |
1 |
||
3 |
Что поможет мне учиться? |
1 |
||
4 |
Знаю ли я себя? Знакомство с собой. |
1 |
||
5-6 |
Я - это мои цели. |
2 |
||
Блок «Мой внутренний мир» |
7 |
|||
7 |
Я и мой внутренний мир. |
1 |
||
8 |
Темперамент. |
1 |
||
9 |
Какой бывает характер? |
1 |
||
10 |
Воля. Самостоятельность. |
1 |
||
11-12 |
Мои интересы |
2 |
||
13 |
Я - лидер |
1 |
||
Раздел II «Учимся понимать себя и других» |
8 |
|||
Блок «Я и ты» |
4 |
|||
14 |
Я и окружающие. |
1 |
||
15 |
Все мы разные и одинаковые. |
1 |
||
16 |
Я и мои друзья |
1 |
||
17 |
Понимаем друг друга |
1 |
||
Блок «Учимся решать проблемы» |
4 |
|||
18 |
Конфликты и их виды |
1 |
||
19 |
Учимся решать проблемы вместе. |
1 |
||
20-21 |
Учимся договариваться и уступать. |
2 |
||
Раздел III "Я и мир вокруг" |
14 |
|||
Блок " Я и мой край" |
5 |
|||
22 |
Край в котором я живу |
1 |
||
23 |
История моего города |
1 |
||
24-25 |
Ливны и Ливенский район в годы ВОВ. Герои-земляки |
2 |
||
26 |
Моя семья, моя родословная |
1 |
||
Блок "Я и моё здоровье" |
4 |
|||
27 |
Правила ЗОЖ. Личная гигиена. |
1 |
||
28 |
Где и как мы едим |
1 |
||
29 |
Курение - враг здоровья |
1 |
||
30 |
Наркомания и алкоголь - опасные ловушки |
1 |
||
Блок "Я и общество" |
5 |
|||
31 |
Этикет |
1 |
||
32 |
Как сделать свою жизнь безопасной |
1 |
||
33 |
Я - покупатель |
1 |
||
34 |
Я и мои права |
1 |
||
35 |
Я -творец своей судьбы |
1 |
||
|
Итого за год: |
35 |
||
В основу программы «Я познаю себя» положены следующие принципы:
v принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;
v принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
v принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
v принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
· развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
· развитие творческих способностей;
· осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
· осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
· ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
· этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников.
· первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
· способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
· представления о себе как гражданине России;
· проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания, ЗОЖ; овладение установками, нормами и правилами ЗОЖ;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами;
- строить небольшие сообщения в устной форме;
- находить ответ на заданный вопрос;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
-устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
- под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
Коммуникативные:
- договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания;
- контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
- проявлять инициативу в коллективных работах.
- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
- адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам; активная гражданская позиция.
Используемая литература.
1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками(5-6 класс). Под редакцией Кривцовой С.В., М., «Генезис», 2012.
2. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4 т. М., «Генезис», 1998.
3. Первый раз в пятый класс! Программа адаптации детей к средней школе. Коблик Е.Г. М., «Генезис», 2007.
4. Познай себя. Селевко Г.К., М., «Народное образование», 2000.
5. Познаю себя и учусь управлять собой. Смирнова Е.Е. С-Петербург, «Речь», 2007.
6. Практическая психология образования. Под редакцией Дубровиной И.В. М., ТЦ «Сфера», 1997.
7. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Слободяник Н.Л., М. Айрис-пресс, 2006.
8. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. Авт.-сост. Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. , Волгоград, «Учитель», 2009.
9. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. Дубровиной И.В. М., ИЦ «Академия», 1995.
10. Развитие эмоционального мира личности. Рожина Л.Н. Минск, 1999.
11. Сделай себя сам. Селевко Г.К. М., «Народное образование», 2001.
12. Тропинка к своему Я. Средняя школа (5-6 классы). Хухлаева О.В. М., «Генезис», 2008.
13. Трудные подростки. Практические материалы. Авт.-сост. В.И. Екимова. М., «Аркти», 2009.
14. Тренинги с подростками. Программы, конспекты занятий. Авт.-сост. Голубева Ю.А. и др. Волгоград, «Учитель», 2009.
15. Учимся решать проблемы. Программа развития проективного мышления у младших школьников. Битянова М.Р., М, «Генезис», 2005.
16. Я – подросток. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006.
17. Я, ты, мы в зеркале познания. Спичак С.Ф. М., 1995.
Календарно - тематический планирование
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Лекция |
Практика |
Дата |
Фактические сроки реализации |
|
|
Раздел I «Я - это Я. Учимся понимать себя». |
|
|||||||
Блок "Мы в 5 классе!" |
|
|||||||
1. |
Здравствуй, пятый класс! |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Мы – исследователи! |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
Что поможет мне учиться? |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Знаю ли я себя? Знакомство с собой. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
5-6 |
Я - это мои цели. |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Блок «Мой внутренний мир» |
|
|||||||
7 |
Я и мой внутренний мир. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Темперамент. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
9 |
Какой бывает характер? |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
10 |
Воля. Самостоятельность. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
11-12 |
Мои интересы |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
13 |
Я - лидер |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Раздел II «Учимся понимать себя и других» |
|
|||||||
Блок «Я и ты» |
|
|||||||
14 |
Я и окружающие. |
1 |
|
|
|
|
|
|
15 |
Все мы разные и одинаковые. |
1 |
|
|
|
|
|
|
16 |
Я и мои друзья |
1 |
|
|
|
|
|
|
17 |
Понимаем друг друга |
1 |
|
|
|
|
|
|
Блок «Учимся решать проблемы» |
|
|
|
|||||
18 |
Конфликты и их виды |
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Учимся решать проблемы вместе. |
1 |
|
|
|
|
|
|
20-21 |
Учимся договариваться и уступать. |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Раздел III "Я и мир вокруг" |
|
|||||||
Блок " Я и мой край" |
|
|||||||
22 |
Край в котором я живу |
1 |
|
|
|
|
|
|
23 |
История моего города |
1 |
|
|
|
|
|
|
24-25 |
Ливны и Ливенский район в годы ВОВ. Герои-земляки |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
26 |
Моя семья, моя родословная |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
Блок "Я и моё здоровье" |
|
|||||||
27 |
Правила ЗОЖ. Личная гигиена. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
28 |
Где и как мы едим |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
29 |
Курение - враг здоровья |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
30 |
Наркомания и алкоголь - опасные ловушки |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Блок "Я и общество" |
|
|||||||
31 |
Этикет |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
32 |
Как сделать свою жизнь безопасной |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
33 |
Я - покупатель |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
34 |
Я и мои права |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
35 |
Я -творец своей судьбы |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Итого за год: |
35 |
|
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.