Программа внеурочной деятельности "Я познаю себя"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Я познаю себя"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
классное руководство
5 кл
19.09.2021
Программа внеурочной деятельности "Я познаю себя"
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации.
Я познаю себя моя.doc

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Клуб "Я познаю себя"

Возраст обучающихся

5 класс

 

Составлена  учителем математики  высшей квалификационной категории

Мартыновой У.Н.

 

 

Пояснительная записка.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже

 ничего на этом свете утратить не может.

 И кто однажды понял человека в себе,

 тот понимает всех людей.

Цвейг С.

 

      Наше общество переживает период переоценки ценностей:       напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию психологической культуры и познавательных интересов на ступени начального общего образования являются:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

3. Конвенция ООН «О правах ребёнка»

При разработке данной программы использовался следующий опыт работы: авторская программа «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко. а также практические материалы известных психологов: Битяновой Н.Р., Пономоренко Л.П., Белоусовой Р.В., Дереклеевой Н.И., Савченко М.Ю.

Актуальность и  педагогическая целесообразность программы очевидна.  Личностные требования к результатам обучающихся включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и  личностноориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.

В пятом классе меняется социально-педагогическая ситуация разви­тия ребенка: он включается в новую систему отношений и об­щения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое социальное положение, выполняя новые функ­ции.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки уверенного поведения;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

• навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Пятый класс – это ранний подростковый возраст. Начина­ется период бурного физичес­кого роста, повыша­ется утомляемость, что связано с отставанием развития крово­снабжения мозга от роста его структур. Начинается перестройка гормональной сис­темы, характерны перепады са­мочувствия. Аккуратность и послушность нередко сменяет  несдержанность, эго­истичность, агрессивность. Ребёнок становится подро­стком, теряя при этом психологическое равновесие.   

Учение оста­ётся главным видом деятельно­сти подростка, а основной, ве­дущей становится деятельность общения, включение в группо­вую деятельность (трудовую, спортивную). Потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении становятся доминирующими. Они проявля­ются:

  • в стремлении к такому по­ложению среди сверстников, которое соответствует пред­ставлению подростка о себе;
  • в повышенной (часто эго­центрической) потребности в признании, внимании, уважении со стороны родителей и других членов семьи;
  • в боязни изоляции в пре­делах своих малых групп;
  • в увеличении требователь­ности к другим, чувствительно­сти к несправедливости других.

Характерная особенность всего подросткового периода (10-15 лет) — всё возрастаю­щее стремление стать взрос­лым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отме­жеваться от всего явно детско­го и присвоить образцы (не всегда положительные) взрослой жизни.

Продолжают совершенствовать­ся познавательные процессы: произвольность внимания, восприятия, память, способнос­ти к обобщению, анали­зу, рефлексии. Просыпается ин­терес к самому себе, своему внешнему облику, своим спо­собностям.

В нравственной сфере пя­тиклассник начинает осознанно искать ответы на жизненные вопросы: Кто я? Какой я? Это возраст ис­следования своего «Я». Начина­ют осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарище­ство, долг, честь).

Таким образом, познание себя — тот центр, опорный, от­правной пункт, из которого ис­ходят все направления самосо­вершенствования личности: са­мовоспитание, самообразова­ние, самоутверждение, самооп­ределение.

В курсе «Я познаю себя» пятикласснику раскрываются силь­ные стороны и индивидуальные качества его личности, которые могут впоследствии стать стер­жневыми, определят его жиз­ненный путь. Примеры из жизни выдаю­щихся людей будут способство­вать социальному взрослению подростков, созданию идеалов, которые послужат надёжными ориентирами молодого челове­ка на всю дальнейшую жизнь.

Курс предлагает материалы, которые помогут детям разобраться в своем «Я», узнать основные качества личности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах. Приводятся способы их самопознания и самооценки, разъясняется необходимость осознания ребенком своих защитных возможностей и важность обучения его способам социально-психологической адаптации. Таким образом, дети познают не только себя, но и других.

Целью данного курса является:

  • расширение знаний обучающихся о себе, своих возможностях и способностях;
  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • Подготовить обучающихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых.
  • Научить обучающихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.
  • Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои силы и слабые стороны.
  • Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития, самовоспитания.
  • способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, гражданской позицию, пониманию и осознанию прав и свобод личности;
  • формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье
  • Гармонизация отношений к миру, к себе и к окружающим.

 

Работа по адаптации пятиклассников

Для этого применяются  методы, позволяющие ребенку проживать конкретные ситуации, через организацию совместной деятельности проблемы взаимодействия, осмыслять свои действия и действия других.

 

Формы организации занятий позволяют:

- ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее;

- ставить ребенка в ситуацию ценностного выбора, рефлексивного анализа, получения обратной связи;

- создавать ситуации проектирования дальнейших событий и реализации задуманных проектов – стимулировать саморазвитие;

- отвечать потребностям и интересам детей.

 

Во время занятий применяются интерактивные технологии:

- групповая дискуссия;

- большие психологические игры;

- психогимнастика;

- интерактивные игры;

- рисуночные методики;

- самоанализ;

- психотехники самооценки и взаимооценки;

- методика неоконченных предложений.

 

Курс осуществляется в форме активного общения педагога и обучающихся.

Курс рассчитан на 1 год, на 35 часов (1 час в неделю).

Формы занятий и механизм отслеживания: уроки, семинары, практическая деятельность, тренинги и упражнения, деловые и ролевые игры, также предусмотрено создание проектов по определённым темам

 

 

 

Содержание учебной программы

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия

Количество часов

Раздел I «Я - это Я. Учимся понимать себя».

13

Блок "Мы в 5 классе!"

6

1.

Здравствуй, пятый класс!

1

2

Мы – исследователи!

1

3

Что поможет мне учиться?

1

4

Знаю ли я себя? Знакомство с собой.

1

5-6

Я - это мои цели.

2

Блок «Мой внутренний мир»

7

7

Я и мой внутренний мир.

1

8

Темперамент.

1

9

Какой бывает характер?

1

10

Воля. Самостоятельность.

1

11-12

Мои интересы

2

13

Я - лидер

1

Раздел II «Учимся понимать себя и других»

8

Блок «Я и ты»

4

14

Я и окружающие.

1

15

Все мы разные и одинаковые.

1

16

Я и мои друзья

1

17

Понимаем друг друга

1

Блок «Учимся решать проблемы»

4

18

Конфликты и их виды

1

19

Учимся решать проблемы вместе.

1

20-21

Учимся договариваться и уступать.

2

Раздел III "Я и мир вокруг"

14

Блок " Я и мой край"

5

22

Край в котором я живу

1

23

История моего города

1

24-25

Ливны и Ливенский район в годы ВОВ. Герои-земляки

2

26

Моя семья, моя родословная

1

Блок "Я и моё здоровье"

4

27

Правила ЗОЖ. Личная гигиена.

1

28

Где и как мы едим

1

29

Курение - враг здоровья

1

30

Наркомания и алкоголь -  опасные ловушки

1

Блок "Я и общество"

5

31

Этикет

1

32

Как сделать свою жизнь безопасной

1

33

Я - покупатель

1

34

Я и мои права

1

35

Я -творец своей судьбы

1

 

Итого за год:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В основу программы  «Я познаю себя» положены следующие принципы:

v  принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;

 

v  принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

 

v  принцип социальной адекватности воспитания,  что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

v принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

·                    формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

·                    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

·                    развитие творческих способностей;

·                    осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;  

·                    долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

·                    осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

·                    ориентация на оценку ре­зультатов собственной пред­метно-практической деятель­ности;

·                    этические чувства (стыда, вины, совести) на основе ана­лиза собственных поступков и поступков одноклассников.

·                    первоначальной ориентации на оценку результатов кол­лективной деятельности;

·                    способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

·                    представления о себе как гражданине России;

·                    проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания, ЗОЖ; овладение установками, нормами и правилами ЗОЖ;

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учеб­ную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- под руководством учителя осуществлять пошаговый конт­роль по результату;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- преобразовывать практи­ческую задачу в познаватель­ную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном  со­трудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в кон­це действия.

Познавательные:

- пользоваться знаками, сим­волами, таблицами, схемами;

- строить небольшие сообще­ния в устной форме;

- находить ответ на заданный воп­рос;

- осуществлять анализ объек­тов с выделением существен­ных и несущественных при­знаков;

- сравнивать между собой два объекта, выделяя существен­ные признаки;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

 -устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- описывать по определенно­му алгоритму объект наблю­дения;

- под руководством учителя, осуществлять синтез как со­ставление целого из частей;

- осуществлять поиск допол­нительного познавательного материала, используя соотве­тствующие возрасту словари, энциклопедии;

Коммуникативные:

- договариваться с партнера­ми, в т. ч. в ситуации столкно­вения интересов;

- строить понятные для парт­нера высказывания;

- контролировать действия партнеров в совместной дея­тельности;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, адекват­ные данной ситуации, позво­ляющие оценить ее в процессе общения;

- проявлять инициативу в коллективных работах.

- учитывать в сотрудничест­ве позицию других людей, от­личную от собственной;

- ориентироваться на пози­цию   партнера   в   общении и взаимодействии;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- оценивать действия парт­нера и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения коммуникативных за­дач.

 

Предметные результаты отражены в содержании программы.

 

Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам; активная гражданская позиция.

 

 

 

Используемая литература.

 

1.                 Жизненные навыки. Тренинговые занятия  с младшими подростками(5-6 класс). Под редакцией Кривцовой С.В., М., «Генезис», 2012.

2.                 Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4 т. М., «Генезис», 1998.

3.                 Первый раз в пятый класс! Программа адаптации детей к средней школе. Коблик Е.Г. М., «Генезис», 2007.

4.                 Познай себя. Селевко Г.К., М., «Народное образование», 2000.

5.                 Познаю себя и учусь управлять собой. Смирнова Е.Е. С-Петербург, «Речь», 2007.

6.                 Практическая психология образования. Под редакцией Дубровиной И.В. М., ТЦ «Сфера», 1997.

7.                 Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Слободяник Н.Л., М. Айрис-пресс, 2006.

8.                 Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. Авт.-сост. Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. , Волгоград, «Учитель», 2009.

9.                 Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. Дубровиной И.В. М., ИЦ «Академия», 1995.

10.             Развитие эмоционального мира личности. Рожина Л.Н. Минск, 1999.

11.             Сделай себя сам. Селевко Г.К. М., «Народное образование», 2001.

12.             Тропинка к своему Я. Средняя школа (5-6 классы). Хухлаева О.В. М., «Генезис», 2008.

13.             Трудные подростки. Практические материалы. Авт.-сост. В.И. Екимова. М., «Аркти», 2009.

14.             Тренинги с подростками. Программы, конспекты занятий. Авт.-сост. Голубева Ю.А. и др. Волгоград, «Учитель», 2009.

15.             Учимся решать проблемы. Программа развития проективного мышления у младших школьников. Битянова М.Р., М, «Генезис», 2005.

16.             Я – подросток. Программа уроков психологии. Микляева А.В. С-Петербург, «Речь», 2006.

17.             Я, ты, мы в зеркале познания. Спичак С.Ф. М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематический планирование

Тема занятия

Количество часов

Лекция

Практика

Дата

Фактические сроки реализации

 

Раздел I «Я - это Я. Учимся понимать себя».

 

Блок "Мы в 5 классе!"

 

1.

Здравствуй, пятый класс!

1

1

 

 

 

 

2

Мы – исследователи!

1

1

 

 

 

 

3

Что поможет мне учиться?

1

1

 

 

 

 

4

Знаю ли я себя? Знакомство с собой.

1

1

 

 

 

 

5-6

Я - это мои цели.

2

1

1

 

 

 

Блок «Мой внутренний мир»

 

7

Я и мой внутренний мир.

1

1

 

 

 

 

8

Темперамент.

1

1

 

 

 

 

9

Какой бывает характер?

1

1

 

 

 

 

10

Воля. Самостоятельность.

1

1

 

 

 

 

11-12

Мои интересы

2

1

1

 

 

 

13

Я - лидер

1

1

 

 

 

 

Раздел II «Учимся понимать себя и других»

 

Блок «Я и ты»

 

14

Я и окружающие.

1

 

 

 

 

 

15

Все мы разные и одинаковые.

1

 

 

 

 

 

16

Я и мои друзья

1

 

 

 

 

 

17

Понимаем друг друга

1

 

 

 

 

 

Блок «Учимся решать проблемы»

 

 

 

18

Конфликты и их виды

 

 

 

 

 

 

19

Учимся решать проблемы вместе.

1

 

 

 

 

 

20-21

Учимся договариваться и уступать.

2

1

1

 

 

 

Раздел III "Я и мир вокруг"

 

Блок " Я и мой край"

 

22

Край в котором я живу

1

 

 

 

 

 

23

История моего города

1

 

 

 

 

 

24-25

Ливны и Ливенский район в годы ВОВ. Герои-земляки

2

1

1

 

 

 

26

Моя семья, моя родословная

1

 

1

 

 

 

Блок "Я и моё здоровье"

 

27

Правила ЗОЖ. Личная гигиена.

1

1

 

 

 

 

28

Где и как мы едим

1

 

1

 

 

 

29

Курение - враг здоровья

1

1

 

 

 

 

30

Наркомания и алкоголь -  опасные ловушки

1

1

 

 

 

 

Блок "Я и общество"

 

31

Этикет

1

 

1

 

 

 

32

Как сделать свою жизнь безопасной

1

1

 

 

 

 

33

Я - покупатель

1

 

1

 

 

 

34

Я и мои права

1

1

 

 

 

 

35

Я -творец своей судьбы

1

1

 

 

 

 

 

Итого за год:

35

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению

Таким образом, дети познают не только себя, но и других

Таким образом, дети познают не только себя, но и других

Содержание учебной программы №

Содержание учебной программы №

Как сделать свою жизнь безопасной 1 33

Как сделать свою жизнь безопасной 1 33

Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач; v принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает…

Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач; v принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает…

Коммуникативные: - договариваться с партнера­ми, в т

Коммуникативные: - договариваться с партнера­ми, в т

Практическая психология образования

Практическая психология образования

Знаю ли я себя? Знакомство с собой

Знаю ли я себя? Знакомство с собой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2021