ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я в мире общества»
Планируемые результаты.
Личностные результаты включают:
• мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты проявляются в:
· умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
· способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель, избиратель и др.)
; · овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
· умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения
Предметные результаты включают:
· относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
· знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с этих позиций явления социальной действительности;
· знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
· умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
· приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой
· знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
● понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
● понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
· знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
· понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
· понимание значения коммуникации в межличностном общении
Личностные результаты включают
: • мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;6
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:
· умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
· способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель, избиратель и др.);
· овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
· умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, 7 выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной
· относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
· знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с этих позиций явления социальной действительности;
· знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
· умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
· понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
· знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
· приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; трудовой
· знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
● понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической
● понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
● понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
· знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
· знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
· понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
· понимание значения коммуникации в межличностном общении.
Содержание курса внеурочной деятельности
Как человек становился человеком (10 часов)
Человек – существо живое: признаки человека как живого существа; биологические особенности человека, отличающие его от других живых существ; природные особенности человека, обусловившие его становление как субъекта культуры. Человек – существо социальное: особенности человека, определившие его социальную сущность; роль людей и общества в жизни человека; Человек как субъект культуры: понятие «культура»; возникновение и причины возникновения культуры; культура как качественное отличие человека от других живых существ; культура как необходимое условие существования человека и развития общества. Язык – важнейший элемент культуры: особенности «языка» животных, особенности речи человека; становление речи человека; возникновение и развитие человеческой речи; речь в жизни человека и общества; речь как показатель уровня культуры человека. Два мира человека: общество как создатель культуры; особенности освоения культуры человеком; культура как необходимое условие превращения биосоциального существа в человека; отличия мира животных от человеческого мира; мир культуры и мир природы в жизни людей мира человека; разнообразие культуры; культура и антикультура; развитие и обновление – особенность существования культуры
Как живёт общество (8 часов)
Что такое общество: общество – мир людей; социальные группы и их признаки; большие и малые социальные группы; первичные и вторичные группы, группы постоянные и временные. Первые правила в жизни человеческого общества: правила как условия выживания и развития 9 человеческого общества; особенности правил, существующих в человеческом обществе; обычай и его признаки. Ещё одни правила: отличие социальных норм от других видов норм; правила, как достижения культуры; причины изменения социальных норм; появление норм морали; особенности морали. Новые правила: добро и зло как основные понятия морали; моральный выбор; совесть, честь, долг; мораль и обычай: общее и отличия. В законах спасение: новые социальные условия и причины появления законов; роль законов в жизни общества; признаки законов как социальных регуляторов
Какие мы, люди? (12 часов)
Врождённые различия человека: темперамент, как врождённая особенность человека; виды темпераментов; право и левое полушария мозга и их роль в развитии человека. Неповторимость человека: что такое индивидуальность; отрицательные качества личности; положительные качества человека; самосознание и самопознание, самооценка. О свободе и правах человека: понятие «свобода»; признаки свободы; границы свободы; права человека; Люди с неограниченными возможностями: история отношения к инвалидам; связь культуры, уровня развития знаний и отношения к людям с ограниченными возможностями; исторические этапы становления гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями; современное понимание человека и изменение отношения к людям с ограниченными возможностями. Без помощи друг друга нет надежды для нас….: что такое частная жизнь; значение частной жизни для личностного становления и развития людей; общество и человек – расширение сферы частной жизни в зависимости от уровня развития общества; роль культурного обмена и сотрудничества разных народов в развитии общества; роль и влияние солидарности людей на общественный прогресс;
Повторение и контроль (4 часа)
Формы внеурочной деятельности:
выставки рисунков;
№ п\п |
Содержание (разделы и темы) |
Часы |
1. |
Вводный урок. Что изучает обществознание.
|
1 |
Как человек становился человеком |
||
2. |
Два человеческих начала. |
1 |
3. |
Человек – существо живое. |
1 |
4. |
Человек – существо общественное. |
1 |
5. |
Роль людей и общества в жизни человека. |
1 |
6. |
Человек – субъект культуры. |
1 |
7. |
Многообразие проявлений культуры. Миф о Прометее. |
1 |
8. |
Язык - важнейший элемент культуры. |
1 |
9. |
Речь в жизни человека и общества. |
1 |
10 |
Два мира человека. |
1 |
11 |
Разнообразие культуры; культура и антикультура. |
1 |
12. |
Обобщающее повторение по теме: «Как человек становился человеком». |
1 |
Как живёт общество |
||
13. |
Понятие общества. Роль общества в жизни человека. |
1 |
14. |
Общество и социальные группы. |
1 |
15. |
Первые правила в жизни человеческого общества. |
1 |
16. |
Как возникали правила? Обычай и его признаки. |
1 |
17. |
Новые правила. Мораль. |
1 |
18. |
Мораль и обычай. |
1 |
19. |
От обычая к закону. |
1 |
20. |
«В законах спасение» |
1 |
21. |
Обобщающее повторение по теме: «Как живет общество». |
1 |
Какие мы, люди? |
||
22. |
Врожденные различия человека. |
1 |
23. |
Темперамент. |
1 |
24. |
Характер человека. |
1 |
25. |
Темперамент и характер. |
1 |
26. |
Неповторимость человека. |
1 |
27. |
Индивидуальность человека и его самооценка |
1 |
28. |
О свободе человека. Границы свободы. |
1 |
29. |
Права человека. |
1 |
30. |
Люди с неограниченными возможностями. |
1 |
31. |
Современное понимание человека. |
1 |
32. |
«Без помощи друг друга нет надежды для нас» |
1 |
33. |
Что такое солидарность. |
1 |
34. |
Обобщающее повторение по теме: «Какие мы, люди?». |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.