Рабочая программа
«Зеленая лаборатория»
для 5 класса
Составлено учителем :
Сопруновой Е.В.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Рабочая программа «Зеленая лаборатория» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1) Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании».
2) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрированные в Министерстве Юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
4) Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного общего образования).
5) Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
6) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
7) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 г., утвержденный Приказом Министерства образования от 27.12.2011 г. № 2885.
8) Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит
изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты
изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей,
поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым
образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций ,художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
На биологию в 5 классе выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической
направленностью, поэтому возникла идея создания курса
«Зеленая лаборатория». До введения в действие нового Стандарта в
образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов,
были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В факультативный курс включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью,любознательностью.
При организации процесса обучения 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
-использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику
формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
-использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
-организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-
проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Данный курс разработан в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего
образования.
Программа курса «Зеленая лаборатория» соответствует
целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать,отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и
практические занятия.Программа курса «Зеленая
лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения,
необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить
основы жизненно важных компетенций.
Цель и задачи изучения данного курса.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение
практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса
заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии
самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на
Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе
комплексного изучения организмов нашей планеты.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
-формирование системы научных знаний о системе живой природы,
-формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
-формирование основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
-формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.
-освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.
На внеурочную деятельность отводится 17 часов. Рекомендовано данное
распределение часов, но при этом учитель имеет право самостоятельно
варьировать его в зависимости от уровня подготовленности учащихся,
природно-климатических условий территории и целеполагания. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Вовремя каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание данного курса строится на основедеятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы,приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Структура программы
Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с
изучением теоретического материала «Биология. 5 класс». На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучении содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Зеленая лаборатория» будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Курс «Зеленая лаборатория» направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.
Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские,
творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование
проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную
проектную и исследовательскую работу индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
-сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, )и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
-необходимость защиты окружающей среды;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-различение на таблицах частей и органоидов
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
растениями, и размножения культурных растений ,ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Содержание учебного курса
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в
роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
Ботаника — наука о растениях.
Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы.
. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов.
Программа по биологии выдвигает одно из требований - это сформировать у учащихся определённый круг практических умений.
К числу важных практических умений относится умение пользоваться увеличительными приборами, готовить и рассматривать микропрепараты. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к школьному оборудованию.
Именно внеурочная деятельность помогает при многократных упражнениях работы с микроскопом сформировать умение и навыки работы с микроскопом, что позволит применять сформированные умения в дальнейшем.
Рассматривая объекты, учащиеся смогут сформировать знания об единстве органического мира.
При изучении комнатных растений учащиеся будут овладевать навыками по уходу за ними.
При знакомстве с растениями из «Красной книги» у учащихся будет прививаться правильное отношение к природе.
Также к числу практических умений относится умение определять растения, ставить опыты и выполнять задания разных видов.
Именно занятия помогают вырабатывать при многократном повторении определённые навыки и умения.
Увеличительные приборы :ручная лупа, микроскоп- их устройство ,правила работы ,инструктаж по технике безопасности .Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепаратов разных органов растения . Культура труда и техника безопасности.
Клетка - основная структурная единица организма растения .Строение растительной клетки.
Знакомство с приемами работы с увеличительными приборами и
Работа с «Красной книгой», изучение редких, охраняемых растений Пермского края.
Развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
Работа с дидактическим материалом ,что способствует экологическому образованию.
Приобретение навыков и умений ухода за комнатными растениями, правилами пересадки растений и при этом соблюдение правил техники безопасности.
Календарно - тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тем |
Часы |
|
1. |
1.Увеличительные приборы Знакомство с увеличительными приборами(т/б)
|
1 |
|
2.3 |
Увеличительный прибор – микроскоп (т/б)
|
2 |
|
4 |
Рассматривание кожицы лука (т/б) Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука
|
1 |
|
5 |
Рассматривание препаратов корней (т/б) Приготовление и рассматривание препарата корня |
1 |
|
6 |
Рассматривание препаратов стеблей (т/б) Приготовление и рассматривание микропрепарата стебля
|
1 |
|
7 |
Рассматривание препарата листа (т/б) Приготовление и рассматривание препаратов кожицы и мякоти листа разных растений |
1 |
|
8
|
Рассматривание препарата лепестков (т/б) Приготовление и рассматривание микропрепарата лепестков цветков разных растений
|
1 |
|
9 |
Рассматривание готовых препаратов (т/б)
|
1 |
|
10 |
Создание модели клетки из пластилина |
1 |
|
11 |
Химический состав растений |
1 |
|
12 |
Создание конструктора: Царства живой природы |
|
|
13-15 |
2.Комнатные растения Знакомство с комнатными растениями
|
3 |
|
16-18 |
Уход за комнатными растениями(т/б) |
3 |
|
19,20 |
3.Постановка опытов. Фотосинтез.
|
2 |
|
21,22 |
Испарение воды листьями
|
2 |
|
23 |
4.«Красная книга» Что такое «Красная книга» |
1 |
|
24,25,26 |
Растения «Красной книги» |
3 |
|
27,28,29 |
Животные «Красной книги» |
3 |
|
30,31 |
Узнай по следу животное |
1 |
|
32,33 |
Мой любимый питомец. |
2 |
|
Литература.
1.А.Никишов. «Рабочая тетрадь» Ботаника.
«Открытый мир»,М.1998г
2.А.Никишов. «Рабочая тетрадь» Цветковые растения
«Открытый мир»,М.1998г
3. «Красная книга», «Уральский университет»,Екатеринбург,1996г.
4.Научно-методический журнал «Биология в школе»
«Школа-Пресс 1»М.,2009-2010г
Методическое обеспечение.
1.В.Н.Семенцова. «Биология»6 класс , С-Петербург, «Паритет»,2002г.
2. «Биология в школе»2007г.,№2,5.
3.Д.И.Трайтак , Н.Д.Трайтак «Сборник задач и упражнений по биологии растений»,М., «Мнемозина»,1998г.
4.Т.С.Сухова «Контрольные и проверочные работы по биологии»,М., «Дрофа»,1997г.
5.Ю.В.Щербакова «Занимательная биология» ,М, «Глобус»,2008г
Оборудование
1. Лупы ручные и штативные
2. Микроскопы
3. Препаровальные иглы
4. Предметные и покровные стекла
5. Пипетки и стаканы с водой и раствором
6. Готовые микропрепараты
7. Наборы открыток: «Комнатные растения»
«Растения «Красной книги»
8. Комнатные растения
9. Комнатные растения
10.«Красная книга»
Ожидаемый результат
1.Выроботка умений и навыков работы с микроскопом
2.Умение ухаживать за растениями
3.Бережное отношение к природе
4.Выработка умений и навыков по постановке опытов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.