Программа: «Информационные технологии в 5-11 классах»
Пояснительная записка.
СОГОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» - учебное заведение, в котором получают образование дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В виду их заболеваний детям не доступны некоторые виды профессий, но задача педагогического коллектива наиболее полно адаптировать воспитанников к жизни в современных, далеко не лёгких условиях. Одним из направлений автор считает освоение воспитанниками таких видов деятельности, в которых используется практическое знание компьютера и информационных технологий.
Данная программа была разработана для решения проблемы подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий обучения.
Задачей учителя на данных уроках является формирование у ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, и этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде.
Так как в современной школе происходит изменение приоритетов школьного образования, поворот его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно-ориентированной модели образования, то возникла естественная потребность в применении новых методов и форм обучения, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.
За последние десятилетия понятия информации и информационных процессов стали выходить за рамки теории самоуправляемых систем и применяться к описанию самых различных природных и социальных явлений. Появление понятий «экономической информации», «информационного бизнеса», «информационного права», «защиты информации» и прочих говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного мировоззрения, но и важнейшей чертой современной цивилизации.
Именно эта всеобщность понятия информации как социального и культурного феномена позволяет расширить более строгое толкование понятия информации, которое сложилось в теории самоуправляемых систем.
Очевидно, что данный курс, чтобы удовлетворить социальным запросам, должен охватывать все возможные аспекты современных информационных технологий.
Также создание данной программы стало возможным благодаря существованию достаточной материально-технической базы, включающей в себя: современный компьютерный класс, локальную сеть, выход в Интернет, средства мультимедиа, сканирующие и печатные устройства, программные и методические материалы, обширную медиатеку.
Цели и задачи курса.
Цели и задачи курса связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования.
1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае речь идёт, прежде всего, о формировании представлений об информации как одного из трёх основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.
2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.
Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и, особенно, прогноз её развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодёжи в области информационных технологий.
Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.
4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
5. Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации.
Предлагаемая программа предназначена для реализации основной, на наш взгляд, цели обучения – практическое освоение компьютера как инструмента деятельности человека.
Мы склонны рассматривать данную программу как расширение программы по информатике, имеющее более практическую направленность.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение технологии:
V класс – 2часа в неделю, всего 68 часов;
VI класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов;
VII класс – 1 часа в неделю, всего 68 часов;
VIII класс – 2 час в неделю, всего 34 часа;
IX класс – 1 час в неделю, всего 34 часа ( ведётся как предпрофильная подготовка);
X класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов (при наличии часов, отведённых на элективные курсы, либо 1 час в неделю);
XI класс - 2 часа в неделю, всего 68 часов (при наличии часов, отведённых на элективные курсы, либо 1 час в неделю).
Для преподавания «Информационных технологий» используется 5класс-2часа; 6класс-2часа; 7класс-1час; 8класс-2часа.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме не менее 10% от общего количества часов. Содержание данного курса осваивается как в рамках отдельного школьного предмета, так и в межпредметной проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
образовательного учреждения основного общего образования по данному курсу.
В результате изучения данного курса ученик должен
знать/понимать
v термины и понятия: информация, информационные процессы, виды информации и способы её обработки, свойства информации, информационная технология;
v историю развития вычислительной техники;
v устройство и программный принцип работы компьютера;
v назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
v основные аспекты применения информационных технологий в учебной деятельности;
v основные аспекты применения информационных технологий в профессиональной деятельности людей массовых профессий;
v назначение и возможности текстовых редакторов, приёмы редактирования и форматирования текстов;
v назначение и возможности графических редакторов; приёмы создания и редактирования изображений;
v назначение и возможности электронных таблиц; методы вычисления в электронных таблицах;
v назначение и возможности СУБД;
v назначение и возможности редактора презентаций;
v назначение и возможности программы публикаций;
v назначение и возможности средств Microsoft Office;
v назначение и возможности редакторов WEB-страниц;
v назначение и возможности локальных сетей (сетевой адаптер, сервер, клиент, канал связи);
v назначение и возможности глобальной сети (модем, передача данных, доступ, безопасность);
v назначение и возможности специальных программ;
v этические вопросы работы с информацией.
уметь
v оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
v оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
v создавать информационные объекты, в том числе:
· структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
· создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
· создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
· создавать записи в базе данных, работать с базой данных (создавать БД методами заполнения формы и таблицы, изменять имена и значения полей, редактировать и форматировать данные, выполнять поиск и сортировку данных, создавать отчёты);
· создавать презентации;
· создавать разные виды полиграфической продукции, пользуясь шаблонами;
v искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
v пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
v создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;
v проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
v создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
v организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
v передачи информации по телекоммуникационным и личным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
ü Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
ü Проектор – подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т.п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
ü Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использовать бумаги и изображения большого формата.
ü Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
ü Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
ü Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
ü Устройства создания графической информации (графический планшет) – используется для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
ü Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
ü Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
ü Датчики.
ü Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т.д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Ø Операционная система.
Ø Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Ø Антивирусная программа.
Ø Программа-архиватор.
Ø Клавиатурный тренажёр.
Ø Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы и библиотеку шаблонов документов.
Ø Звуковой редактор.
Ø Простая система управления базами данных.
Ø Простая геоинформационная система.
Ø Система автоматизированного проектирования.
Ø Виртуальные компьютерные лаборатории.
Ø Программа-переводчик.
Ø Система оптического распознавания текстов.
Ø Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем и др.).
Ø Система программирования.
Ø Почтовый клиент (входит в состав операционных систем и др.).
Ø Браузер (входит в состав операционных систем и др.).
Ø Программа интерактивного общения.
Ø Простой редактор WEB-страниц.
Общая характеристика учебного предмета
В предлагаемой программе предмет «Информационные технологии» рассматривается как практический профессионально-ориентированный курс, который разбит на части соответственно классам, с учётом индивидуальных и возрастных, а также физиологических особенностей учащихся.
5 класс – «Издательское дело. Дизайн полиграфической продукции»; «Графика – это просто!».
6 класс – «Застывшие мгновения жизни. Фотография – это интересно!»; «Уроки Photoshop».
7 класс – «Презентация? Презентация. Презентация!»; «Информационный бум: быстро найти, надёжно сохранить, выгодно представить».
8 класс - «Семейная экономика и прикладная математика в электронных таблицах».
Все вышеперечисленные курсы могут рассматриваться как отдельные элективные курсы, но при их последовательном изучении призваны сформировать у учащихся необходимый уровень ЗУН, а также дают возможность без особых затруднений продолжить образование на следующей ступени по данному профилю и даже выбрать данное направление в качестве своей будущей специальности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.