Программа внеурочной работы по информатике
Оценка 4.8

Программа внеурочной работы по информатике

Оценка 4.8
docx
10.09.2022
Программа внеурочной работы по информатике
Авторская программа 2021 обновлённая.docx

Программа: «Информационные технологии  в 5-11 классах»

 

Пояснительная записка.

СОГОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» - учебное заведение, в котором получают образование дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В виду их заболеваний детям не доступны некоторые виды профессий, но задача педагогического коллектива наиболее полно адаптировать воспитанников к жизни в современных, далеко не лёгких условиях. Одним из направлений автор считает освоение воспитанниками таких видов деятельности, в которых используется практическое знание компьютера и информационных технологий.

Данная программа была разработана для решения проблемы подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий обучения.

Задачей учителя на данных уроках является формирование у ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, и этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде.

Так как в современной школе происходит изменение приоритетов школьного образования, поворот его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно-ориентированной модели образования, то возникла естественная потребность в применении новых методов и форм обучения, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.

За последние десятилетия понятия информации и информационных процессов стали выходить за рамки теории самоуправляемых систем и применяться к описанию самых различных природных и социальных явлений. Появление понятий «экономической информации», «информационного бизнеса», «информационного права», «защиты информации» и прочих говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного мировоззрения, но и важнейшей чертой современной цивилизации.

Именно эта всеобщность понятия информации как социального и культурного феномена позволяет расширить более строгое толкование понятия информации, которое сложилось в теории самоуправляемых систем.

Очевидно, что данный курс, чтобы удовлетворить социальным запросам, должен охватывать все возможные аспекты современных информационных технологий.

Также создание данной программы стало возможным благодаря существованию достаточной материально-технической базы, включающей в себя: современный компьютерный класс, локальную сеть, выход в Интернет, средства мультимедиа, сканирующие и печатные устройства, программные и методические материалы, обширную медиатеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи курса.

 

Цели и задачи курса связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования.

1.                  Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае речь идёт, прежде всего, о формировании представлений об информации как одного из трёх основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

2.                  Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

3.                  Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.

Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и, особенно, прогноз её развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодёжи в области информационных технологий.

Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны видят в этом залог успешного государственного и экономического развития.

4.                  Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

5.                  Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации.

 

Предлагаемая программа предназначена для реализации основной, на наш взгляд, цели обучения – практическое освоение компьютера как инструмента деятельности человека.

Мы склонны рассматривать данную программу как расширение программы по информатике, имеющее более практическую направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место предмета в учебном плане.

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение технологии:

V класс – 2часа в неделю, всего 68 часов;

VI класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов;

VII класс – 1 часа в неделю, всего 68 часов;

VIII класс – 2 час в неделю, всего 34 часа;

IX класс – 1 час в неделю, всего 34 часа ( ведётся как предпрофильная подготовка);

X класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов (при наличии часов, отведённых на элективные курсы, либо 1 час в неделю);

XI класс - 2 часа в неделю, всего 68 часов (при наличии часов, отведённых на элективные курсы, либо 1 час в неделю).

Для преподавания «Информационных технологий» используется 5класс-2часа; 6класс-2часа; 7класс-1час; 8класс-2часа.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме не менее 10% от общего количества часов. Содержание данного курса осваивается как в рамках отдельного школьного предмета, так и в межпредметной проектной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников

образовательного учреждения основного общего образования по данному курсу.

 

В результате изучения данного курса ученик должен

 

знать/понимать

v    термины и понятия: информация, информационные процессы, виды информации и способы её обработки, свойства информации, информационная технология;

v    историю развития вычислительной техники;

v    устройство и программный принцип работы компьютера;

v    назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

v    основные аспекты применения информационных технологий в учебной  деятельности;

v    основные аспекты применения информационных технологий в профессиональной деятельности людей массовых профессий;

v    назначение и возможности текстовых редакторов, приёмы редактирования и форматирования текстов;

v    назначение и возможности графических редакторов; приёмы создания и редактирования изображений;

v    назначение и возможности электронных таблиц; методы вычисления в электронных таблицах;

v    назначение и возможности СУБД;

v    назначение и возможности редактора презентаций;

v    назначение и возможности программы публикаций;

v    назначение и возможности средств Microsoft Office;

v    назначение и возможности редакторов WEB-страниц;

v    назначение и возможности локальных сетей (сетевой адаптер, сервер, клиент, канал связи);

v    назначение и возможности глобальной сети (модем, передача данных, доступ, безопасность);

v    назначение и возможности специальных программ;

v    этические вопросы работы с информацией.

 

уметь

v    оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

v    оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

v    создавать информационные объекты, в том числе:

·        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

·        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

·        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

·        создавать записи в базе данных, работать с базой данных (создавать БД методами заполнения формы и таблицы, изменять имена и значения полей, редактировать и форматировать данные, выполнять поиск и сортировку данных, создавать отчёты);

·        создавать презентации;

·        создавать разные виды полиграфической продукции, пользуясь шаблонами;

v    искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

v    пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным  проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при  работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

v    создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;

v    проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

v    создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

v    организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

v    передачи информации по телекоммуникационным и личным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 

 

 

 

 

 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

 

Аппаратные средства

ü    Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

ü    Проектор – подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т.п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

ü    Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использовать бумаги и изображения большого формата.

ü    Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

ü    Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

ü    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

ü    Устройства создания графической информации (графический планшет) используется для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

ü    Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

ü    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и  видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

ü    Датчики.

ü    Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т.д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

Ø    Операционная система.

Ø    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Ø    Антивирусная программа.

Ø    Программа-архиватор.

Ø    Клавиатурный тренажёр.

Ø    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы и библиотеку шаблонов документов.

Ø    Звуковой редактор.

Ø    Простая система управления базами данных.

Ø    Простая геоинформационная система.

Ø    Система автоматизированного проектирования.

Ø    Виртуальные компьютерные лаборатории.

Ø    Программа-переводчик.

Ø    Система оптического распознавания текстов.

Ø    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем и др.).

Ø    Система программирования.

Ø    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем и др.).

Ø    Браузер (входит в состав операционных систем и др.).

Ø    Программа интерактивного общения.

Ø    Простой редактор WEB-страниц.

Общая характеристика учебного предмета

 

В предлагаемой программе предмет «Информационные технологии» рассматривается как практический профессионально-ориентированный курс, который разбит на части соответственно классам, с учётом индивидуальных и возрастных, а также физиологических особенностей учащихся.

5 класс – «Издательское дело. Дизайн полиграфической продукции»; «Графика – это просто!».

6 класс – «Застывшие мгновения жизни. Фотография – это интересно!»; «Уроки Photoshop».

7 класс – «Презентация? Презентация. Презентация!»; «Информационный бум: быстро найти, надёжно сохранить, выгодно представить».

8 класс - «Семейная экономика и прикладная математика в электронных таблицах».

Все вышеперечисленные курсы могут рассматриваться как отдельные элективные курсы, но при их последовательном изучении призваны сформировать у учащихся необходимый уровень ЗУН, а также дают возможность без особых затруднений продолжить образование на следующей ступени по данному профилю и даже выбрать данное направление в качестве своей будущей специальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Программа: «Информационные технологии в 5-11 классах»

Программа: «Информационные технологии в 5-11 классах»

Появление понятий «экономической информации», «информационного бизнеса», «информационного права», «защиты информации» и прочих говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного…

Появление понятий «экономической информации», «информационного бизнеса», «информационного права», «защиты информации» и прочих говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного…

Цели и задачи курса связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования

Цели и задачи курса связываются с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей, подготовкой к жизни, труду, продолжению образования

Предлагаемая программа предназначена для реализации основной, на наш взгляд, цели обучения – практическое освоение компьютера как инструмента деятельности человека

Предлагаемая программа предназначена для реализации основной, на наш взгляд, цели обучения – практическое освоение компьютера как инструмента деятельности человека

V класс – 2часа в неделю, всего 68 часов;

V класс – 2часа в неделю, всего 68 часов;

В результате изучения данного курса ученик должен знать/понимать v термины и понятия: информация, информационные процессы, виды информации и способы её обработки, свойства информации, информационная технология;…

В результате изучения данного курса ученик должен знать/понимать v термины и понятия: информация, информационные процессы, виды информации и способы её обработки, свойства информации, информационная технология;…

БД методами заполнения формы и таблицы, изменять имена и значения полей, редактировать и форматировать данные, выполнять поиск и сортировку данных, создавать отчёты); · создавать презентации;…

БД методами заполнения формы и таблицы, изменять имена и значения полей, редактировать и форматировать данные, выполнять поиск и сортировку данных, создавать отчёты); · создавать презентации;…

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Проектор – подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т

Проектор – подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т

В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося

В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося

В предлагаемой программе предмет «Информационные технологии» рассматривается как практический профессионально-ориентированный курс, который разбит на части соответственно классам, с учётом индивидуальных и возрастных, а также физиологических…

В предлагаемой программе предмет «Информационные технологии» рассматривается как практический профессионально-ориентированный курс, который разбит на части соответственно классам, с учётом индивидуальных и возрастных, а также физиологических…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2022