Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Доволенского района Новосибирской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РАТОБОРЕЦ»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст детей: 13-17 лет
|
Автор Составитель: Вертков Сергей Николаевич Педагог дополнительного МКОУ ДО ДДТ на базе МКОУ Баклушевской СОШ Им. Е.М. Дергай
|
|
|
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2. Цель и основные задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.3.1.Содержание учебно-тематического плана первого года обучения.
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана второго года обучения.
1.3.3. Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Условия реализации программы.
2.2.Формы аттестации.
2.3.Особенности организации образовательной программы
1. Пояснительная записка
Концептуальное обоснование, новизна и актуальность программы
Программа «Ратоборец» носит военно-патриотический и общеразвивающий характер, способствуя формированию у детей нравственных установок и ценностных ориентаций гражданина и патриота как своей малой Родины, так и страны в целом.
В настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания приобрели особую актуальность в связи с изменением социального и технологического уклада. Сегодня значительно увеличился разрыв между ценностями старшего и младших поколений, обострились проблемы межнациональных отношений, усложнилась картинна мира, в которой всё большее значение приобретает влияние доступной информации о жизненных позициях людей, об их убеждениях, идеалах, принципах познания и деятельности, часто противоречивых ценностных ориентациях и духовных ориентирах.
В тоже время, при определении актуальности воспитательных программ необходимо учитывать территориальную специфику, особенно специфику сельской местности, так как она имеет выраженное своеобразие по сравнению с городскими поселениями.
На современном этапе отличительными чертами жизни на селе продолжают оставаться: занятость населения в аграрном секторе, преобладание среди населения людей пенсионного возраста, ведение личных подсобных хозяйств, отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, ограниченность в выборе формы досуга, культурной деятельности.
Село Баклуши находится в Юго-западной части Новосибирской области, в 45 км от районного центра с. Довольное. Ближайшая железнодорожная станция Каргат 155 км., областной центр г. Новосибирск в 350 км. За последние пять лет в селе отмечена тенденция к снижению численности населения, что делает актуальным создание условий для закрепления на молодёжи на территории поселения, в том числе за счёт формирования мотивации получения образования, востребованного в селе, что может обеспечить возвращение молодых специалистов на малую Родину по завершении обучения.
Образовательная инфраструктура с.Баклуши включает в себя среднюю школу, детский сад, что в силу довольно узкого охвата, обостряет проблему занятости подрастающего поколения и, в первую очередь, подростков.
В 2012 году на базе МКОУ Баклушевская СОШ имени Е.М. Дергай, создан военно-патриотический клуб «Ратоборец». Деятельность военно-патриотического клуба получило поддержку администрации села, педагогического коллектива школы, и вызвала интерес учащихся.
Для обеспечения эффективного развития военно-патриотического клуба, с учетом требований времени разработана военно-патриотическая общеразвивающая программа.
Актуальность программы обусловлена общими тенденциями развития общества и местной спецификой, связанной с социо-культурными и демографическими условия малого поселения.
Особенностью программы является сочетание военно-спортивной подготовки и социо-культурной деятельности, обеспечивающей формирование у воспитанников представлений об историческом пути развития российских территорий, навыков технического продуктивного творчества, закрепление у них интереса к изучению истории своей страны.
Концептуальной идеей военно-патриотической общеобразовательной программы «Ратоборец» является идея целостного и гармоничного развития личности ребёнка, как социально активного субъекта российского общества, за счёт комплексного освоения знаний и умений в сфере технического творчества, творческой самореализации и производительного труда.
Новизна программы связана с реализацией системного подхода и сочетания трех взаимосвязанных системных направлений деятельности:
-военно-патриотического, которое предполагает начальную военную подготовку и освоение навыков сохранения жизни и здоровья в критических ситуациях;
-историко-поискового, в рамках которого реализуется деятельность, направленная на изучение истории и реализацию исследовательских проектов по освоению исторических традиций, в том числе связанных с военным делом;
-творческо-прикладного, связанного с освоением навыков ремесленного труда и обеспечивающего процесс реконструкции доспехов и вооружения, изученных в ходе поисковой деятельности;
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
3. Постановление Главного санитарного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
5.Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
7.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
8.Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Объем и сроки реализации программы
Военно-патриотическая программа «Ратоборец» рассчитана на 3 года обучения:
1 год обучения - 120 часов, 4 часа в неделю;
2 год обучения –120 часов, 4 часа в неделю;
3 год обучения –120 часов, 4 часа в неделю.
Итого 360 часов.
Форма занятий– очная.
Каждое занятие продолжительностью 45 минут.
Режим занятий по программе соответствует Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 в части определения рекомендуемого режима занятий.
Состав группы – постоянный, разновозрастный.
Оптимальная наполняемость учебных групп: 10-20 человек.
Программа первого года охватывает круг первоначальных знаний и навыков военной подготовки, предусматривает включение в деятельность клуба, усвоение основных принципов работы клуба, развитие дисциплинированности и ответственности курсантов.
Программа второго года расширяет знания курсантов в области военной подготовки и предусматривает практические занятия в мастерских предусматривающих несложные технические действия. На этом этапе возможно привлечение курсантов к участию в мероприятиях районного уровня, в т.ч. несению Вахты памяти, при условии отличных результатов в освоении программы.
Программа третьего года закрепляет полученные навыки и способствует реализации личности каждого курсанта в том или ином направлении деятельности военно-патриотического клуба. Наиболее успешные курсанты получают право отстаивать честь клуба на межрайонных и областных соревнованиях, все обучающиеся третьего года участвуют в показательных выступлениях, сами выступают организаторами мероприятий для младших школьников.
Программа ориентирована на учащихся: 7-11 классов. Занятия проводятся на базе школы согласно учебному плану в рамках реализации новых федеральных стандартов второго поколения.
1.2.
Задачи программы распределены в соответствии с каждым смысловым элементом, позволяя акцентировать его значение для развития личности и сознания курсантов.
Военно-патриотическое направление обеспечивает готовность к посильному служению своей отчизне, проявлению активной жизненной позиции. В его рамках решаются задачи:
· формирование личности гражданина и патриота, способного встать на защиту своей страны;
· формирование умений и навыков, необходимых для защиты жизненно важных интересов личности, в том числе навыков здорового образа жизни
Историко-поисковое направление формирует уважительное и бережное отношение к военным и культурным традициям своего народа. Достигается решением следующих задач:
· формирование патриотических чувств на основе бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, его традициям и историческим ценностям;
· утверждение в сознании воспитанников уважительного отношения к родному краю, к своим землякам;
· развитие навыков поисковой деятельности для изучения исторического прошлого нашей Родины;
Творческо-прикладное направление обеспечивает инициативное и творческое отношение к труду, осознание значимости труда. В нём реализуются следующие задачи:
· создание условий для продуктивной творческой активности, освоение воспитанниками навыков ручного труда;
· развитие ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности, обеспечивающих готовность юношей и девушек приносить пользу обществу и государству, быть верным своему Отечеству;
1.3. Содержание программы
1.3.1.Учебно-тематический план первого года обучения
РАЗДЕЛ 1.3.1.1 НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА.
(ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
|
|||||
№ |
Тема занятия |
Время проведения |
Форма занятия |
Место проведения |
Кол –во часов |
Строевая подготовка |
20 |
||||
1 |
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на предстоящий год. Правила поведения на занятиях. |
18.00- 18.45
|
теория |
Кабинет ОБЖ |
2 |
2 |
Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. |
18.00- 18.45
|
теория |
Кабинет ОБЖ |
2 |
3 |
Основные понятия и термины строевого устава. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
4 |
Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
5 |
Дистанция, ширена строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд, колона. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
6 |
Строевая стойка
|
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
7 |
Повороты на месте |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
8 |
Движение строевым и походным шагом |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
9 |
Выход из строя и возращение в строй. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
10 |
Подход к начальнику и отход от него. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
Огневая подготовка |
20 |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности, при проведении занятий по огневой подготовке. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
2 |
Назначение, боевые свойства автомата Калашникова |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
3 |
Устройство и работа автомата |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
4 |
Разборка и сборка автомата |
18.00- 18.45
|
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
5 |
Выполнение норматива №7 и 8. |
18.00- 18.45
|
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
6 |
Уход за автоматом, его хранение сбережение. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
7 |
Правила стрельбы из автомата и духового ружья. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
8 |
Снаряжение магазина, осмотр патронов. Выполнение норматива. № 10. |
18.00- 18.45
|
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
9 |
Стрельбы из спортивной пневматической винтовки. |
18.00- 18.45
|
практика |
тир |
2 |
10 |
Сдача норматива №7 и 8. |
18.00- 18.45
|
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
Защита от химического и радиоактивного заражения |
10 |
||||
1 |
Виды ядерных взрывов и их отличие по внешним признакам. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
2 |
Характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
3 |
Назначение и устройство фильтрующего противогаза и респиратора. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
4 |
Подбор лицевой части, сборка, проверка исправности, укладка противогаза и респиратора в сумку |
18.00- 18.45 |
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
5 |
Правила пользования противогазом и респиратором. Обучение выполнению нормативов № 1 и 2. |
18.00- 18.45 |
|
Класс ОБЖ |
2 |
Основы медицинских знаний |
10 |
||||
1 |
Виды ранений и их причины. |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
2 |
Общая характеристика кровотечений. |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
3 |
Способы остановки кровотечений. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
4 |
Наложение давящей повязки. |
18.00- 18.45
|
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
5 |
Способы переноски пострадавших. |
18.00- 18.45
|
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
Физическая подготовка |
10 |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физической подготовке. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
2 |
Влияние физической подготовке на боеспособность. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
3 |
Тренировка передвижений в узких проходах, в проходах лабиринта. |
18.00- 18.45
|
практика |
Спортгородок |
2 |
4 |
Подтягивание на перекладине |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
5 |
Отжимание от пола. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
РАЗДЕЛ 1.3.1.2. ИСТОРИКО-ПОИСКОВОЕ И ТВОРЧЕСКИ-ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
|
|||||
Реконструкция доспехов и вооружения |
10 |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. |
18.00- 18.45
|
теория |
мастерская |
2 |
2 |
Виды доспехов и вооружения. |
18.00- 18.45
|
теория |
мастерская |
2 |
3 |
Варианты изготовления кольчуги. |
18.00- 18.45
|
практика |
мастерская |
2 |
4 |
Соединение лямелярного (пластинчатого) доспеха |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
2 |
5 |
Зачистка и шлифование доспеха. |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
2 |
Историческое фехтование. |
14 |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
2 |
Боевые стойки с одноручным мечом. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
3 |
Нанесение ударов одноручным мечом |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
4 |
Защита и блокировка ударов одноручным мечом |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
5 |
Использование щита для защиты и при нападении. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
6 |
Обезоруживание. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
7 |
Отработка полученных навыков. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
Игра клинка. |
14 |
||||
1 |
Введение в дисциплину - игра клинка |
18.00- 18.45
|
теория |
спортзал |
2 |
2 |
Изучение элементов -кольцо, восьмерки |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
3 |
Изучение элементов - восьмерки обратным хватом |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
4 |
Изучение элементов –фронтальные девятки |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
5 |
Изучение элементов – фронтальные девятки обратным хватом |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
6 |
Изучение элементов – горизонтальные девятки |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
7 |
Отработка изученных элементов |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
Военные и культурные традиции. |
10 |
||||
1 |
Введение в культурные и военные традиции. |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
2 |
Разучивание народных игр |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
3 |
Изучение правил силовых состязаний |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
4 |
История создания родного края. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
5 |
Проведение “Молодецких игр” |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
|
Итоговое занятие. Подведение итогов. |
18.00- 18.45 |
собрание |
Класс ОБЖ |
2 |
Итого |
120 |
Участие курсантов в мероприятиях по итогам первого года обучения
–театрализованное представление, посвященное дню Героев Отечества;
–участие в соревнованиях, приуроченных к Дню Защитника Отечества;
–принятие Торжественной Клятвы курсанта клуба «Ратоборец».
1.3.2.Учебно-тематический план второго года обучения
РАЗДЕЛ 1.3.2.1. НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА.
(ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Строевая подготовка |
||||
№ |
Тема занятия |
Время проведения |
Форма занятия |
Место проведения |
1 |
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на предстоящий год. |
18.00- 18.45
|
Собрание клуба |
Кабинет ОБЖ |
2 |
Повороты на месте в составе отделения |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
3 |
Построение в одну (две) шеренги, в колону по одному (по два, по три) |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
4 |
Движение строевым шагом в составе отделения |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
5 |
Повороты в движении |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
6 |
Повороты в движении в составе отделения |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
8 |
Отдание воинской чести |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
9 |
Отдание воинской чести в составе отделения. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
10 |
Прохождение торжественным маршем с песней |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
Огневая подготовка |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности, при проведении занятий по огневой подготовке. |
18.00- 18.45
|
теория |
Кабинет ОБЖ |
2 |
Назначение и боевые свойства ручных гранат. |
18.00- 18.45
|
теория |
Кабинет ОБЖ |
3 |
Выполнение упражнений № 1, 2 по метанию учебных гранат. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортгородок |
4 |
Повторение неполной разборки и сборки. |
18.00- 18.45
|
практика |
Кабинет ОБЖ |
5 |
Приемы стрельбы из автомата. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортгородок |
6 |
Изготовка для стрельбы лежа с упора. выполнение нормативов № 1, 2. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортгородок |
7 |
Передвижение с оружием по пластунски. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортгородок |
8 |
Отработка норматива: доставка боеприпасов. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортгородок |
9 |
Изучение теории боя. |
18.00- 18.45
|
теория |
Кабинет ОБЖ |
10 |
Способы передвижения солдата в бою. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортгородок |
Защита от химического и радиоактивного заражения |
||||
1 |
Оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
Средства коллективной защиты |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
3 |
Размещение и правила поведения в убежище |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
4 |
Отработка норматива надевание противогаза |
18.00- 18.45 |
практика |
Класс ОБЖ |
Основы медицинских знаний |
||||
1 |
Наложение повязки на руку, на ногу. |
18.00- 18.45 |
практика |
Кабинет ОБЖ |
2 |
Наложение повязки на голову. |
18.00- 18.45 |
практика |
Кабинет ОБЖ |
3 |
Оказание помощи при переломах. |
18.00- 18.45
|
практика |
Кабинет ОБЖ |
4 |
Первая помощь при ожогах и обморожении. |
18.00- 18.45
|
практика |
Кабинет ОБЖ |
5 |
Первая помощь при бытовых отравлениях |
18.00- 18.45 |
практика |
Кабинет ОБЖ |
6 |
Первая медпомощь при поражении ядовитыми веществами |
18.00- 18.45 |
практика |
Кабинет ОБЖ |
Физическая подготовка |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физподготовке. |
18.00- 18.45
|
теория |
спортзал |
2 |
Разучивание специальных прыжково- беговых упражнений. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
3 |
Челночный бег. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
4 |
Техника перетягивания каната. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
5 |
Закаливание организма |
18.00- 18.45
|
теория |
Кабинет ОБЖ |
РАЗДЕЛ 1.3.2.2. ИСТОРИКО-ПОИСКОВОЕ И ТВОРЧЕСКО-ПРИКЛАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
||||
Реконструкция доспехов и вооружения |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. |
18.00- 18.45
|
теория |
мастерская |
2 |
Виды щитов и способы изготовления |
18.00- 18.45
|
теория |
мастерская |
3 |
Выпиливание щита из фанеры |
18.00- 18.45
|
практика |
мастерская |
4 |
Обтягивание щита кожей |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
5 |
Изготовление умбона |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
Историческое фехтование. |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию. |
18.00- 18.45
|
теория |
спортзал |
2 |
Боевые стойки с двуручным мечом. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
3 |
Постановка и движение ног. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
4 |
Смена боевых стоек в движении. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
5 |
Отработка ударов двуручным мечом |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
6 |
Блокировка и защита от атаки противника. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
7 |
Отработка уколов и защита от них. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
Игра клинка. |
||||
1 |
Закрепление изученного материала. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
Перехваты меча. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
3 |
Перебросы меча. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
4 |
Отработка перебросов меча. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
5 |
Изучение элемента: Задний щит. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
6 |
Изучение элемента: Ладошки |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
7 |
Связка элементов между собой. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
Военные и культурные традиции. |
||||
1 |
Народные праздничные обряды |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
Игры на народных гуляниях |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
3 |
Дни воинской славы |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
4 |
Великие полководцы и битвы в истории России |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
5 |
Исторические события в истории района. |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
|
Итоговое занятие. Подведение итогов. |
18.00- 18.45 |
собрание |
Кабинет ОБЖ |
Итого 120 часов |
Участие курсантов клуба в мероприятиях (2 год):
–участие в районных соревнованиях среди военно -патриотических клубов;
–написание исследовательских и творческих проектов;
–участие в профильной смене военно-патриотических клубов;
1.3.3.Учебно-тематический план третьего года обучения
120 часов с расчетом 4 часа в неделю
РАЗДЕЛ 1.3.3.1 НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА.
Строевая подготовка |
20 |
||||||
№ |
Тема занятия |
Время проведения |
Форма занятия |
Место проведения |
Кол –во часов |
||
1 |
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на предстоящий год. Правила поведения на занятиях. |
18.00- 18.45
|
собрание |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
2 |
Строевая стойка с оружием. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
3 |
Выполнение команды на-РЕМЕНЬ |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
4 |
Выполнение команды: на-ГРУДЬ |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
5 |
Выполнение команды: На пле-ЧО |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
6 |
Выполнение команды: к но-ГЕ |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
7 |
Выполнение команды: Ремень ОТПУСТИТЬ, (ПОДТЯНУТЬ) |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
8 |
Выполнение команды: Оружие – ЗА СПИНУ |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
9 |
Движение строевым шагом с оружием |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
10 |
Сдача зачета по строевой подготовке |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
Огневая подготовка |
10 |
||||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности, при проведении занятий по огневой подготовке. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
||
2 |
Разборка и сборка автомата. |
18.00- 18.45
|
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
||
3 |
Стрельба из пневматической винтовки. |
18.00- 18.45
|
практика |
тир |
2 |
||
4 |
Военнезированная эстафета. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
5 |
Сдача зачета по огневой подготовке |
18.00- 18.45
|
практика |
Класс ОБЖ |
2 |
||
Защита от химического и радиоактивного заражения |
10 |
||||||
1 |
Средства защиты кожи |
18.00- 18.45
|
теория |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
2 |
Правила пользования ОЗК |
18.00- 18.45
|
практика |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
3 |
Индивидуальные противохимические пакеты |
18.00- 18.45 |
теория |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
4 |
Отработка норматива: Химическая тревога! |
18.00- 18.45 |
практика |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
5 |
Сдача зачета по РХБ заражению |
18.00- 18.45 |
практика |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
Основы медицинских знаний |
10 |
||||||
1 |
Первая помощь при черепно – мозговой травме. |
18.00- 18.45 |
теория |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
2 |
Первая помощь при травмах груди и живота. |
18.00- 18.45 |
теория |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
3 |
Экстренная реанимационная помощь |
18.00- 18.45
|
практика |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
4 |
Первая помощь при травматическом шоке |
18.00- 18.45
|
теория |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
5 |
Сдача зачета по оказанию первой мед. помощи |
18.00- 18.45
|
практика |
Кабинет ОБЖ |
2 |
||
Физическая подготовка |
10 |
||||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физической подготовке |
18.00- 18.45
|
теория |
спортзал |
2 |
||
2 |
Виды и варианты полосы препятствия |
18.00- 18.45
|
теория |
спортзал |
2 |
||
3 |
Преодоление полосы препятствий |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
4 |
Силовые упражнения на перекладине. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
5 |
Сдача зачета по физической подготовке |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
РАЗДЕЛ 1.3.3.2. ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
|
|||||||
Реконструкция доспехов и вооружения |
20 |
||||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. |
18.00- 18.45
|
теория |
мастерская |
2 |
||
2 |
Виды и типы древнерусского шлема |
18.00- 18.45
|
практика |
мастерская |
2 |
||
3 |
Изготовление шаблонов для шлема |
18.00- 18.45
|
практика |
мастерская |
2 |
||
4 |
Вырезание деталей, рихтование и сверление отверстий |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
2 |
||
5 |
Соединение частей шлема заклепками |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
2 |
||
6 |
Виды и типы наручей и поножей. |
18.00- 18.45 |
теория |
мастерская |
2 |
||
7 |
Изготовление шаблонов для наручей и поножей |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
2 |
||
8 |
Вырезание деталей, рихтование и сверление отверстий. |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
2 |
||
9 |
Шлифование и зачистка деталей наручей. |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
2 |
||
10 |
Соединение частей ремешками. |
18.00- 18.45 |
практика |
мастерская |
2 |
||
Историческое фехтование. |
14 |
||||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по фехтованию. |
18.00- 18.45
|
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
||
2 |
Тренировка: удар – защита в парах |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
3 |
Разбор и отработка приемов ведения боя. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
4 |
Приемы обезоруживания. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
5 |
Отработка навыков в спарингах. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
6 |
Повторение всего изученного материала. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
||
7 |
Сдача зачета по историческому фехтованию |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
||
Игра клинка. |
14 |
||||||
1 |
Введение в элементы с двумя мечами. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
2 |
Двойные восьмерки. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
3 |
Двойные девятки. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
4 |
Два меча с обратным хватом. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
5 |
Варианты переброса мечей. |
18.00- 18.45
|
практика |
спортзал |
2 |
||
6 |
Разработка своих связок с элементами. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
||
7 |
Сдача зачета по технике владения клинком. |
18.00- 18.45 |
практика |
спортзал |
2 |
||
Военные и культурные традиции. |
10 |
||||||
1 |
Вооруженные силы РФ |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
||
2 |
Боевые традиции ВС |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
||
3 |
Символы воинской чести |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
||
4 |
Служба в ВС по призыву и по контракту |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
||
5 |
Участие односельчан в военных конфликтах. |
18.00- 18.45 |
теория |
Класс ОБЖ |
2 |
||
|
Итоговое занятие. Подведение итогов. |
18.00- 18.45 |
собрание |
Класс ОБЖ |
2 |
||
Итого |
120 |
||||||
Всего |
360 |
||||||
Участие курсантов клуба в мероприятиях (3 год) :
–участие в показательных выступлениях;
–участие в несении Вахты Памяти 9 мая;
–получение сертификата об освоении программы ВПК (выдает ДДТ).
1.4. Планируемые результаты и способы определения их результативности
|
Знать |
Уметь |
Приобретенные навыки |
|||
Первый год |
Технику безопасности на огневой и физ. подготовке, элементы строя, обязанности перед построением и в строю, устройства АК и пневматической винтовки, правила поведения в ЧС природного и техногенного характера. |
Выполнять элементы одиночной строевой подготовки, разбирать и собирать АК, пользоваться противогазом. |
Строевая стойка, шаг. Стрельба из пневматической винтовки, наложение повязок. |
|||
Технику безопасности по фехтованию, история России в средних веках, история родного края.
|
Выполнять боевые стойки с одноручным мечом, атака и защита, элементы” игры клинка” |
Базовый уровень по историческому фехтованию, силовые упражнения, |
||||
Технику безопасности при работе с ручным инструментом, история создания доспехов, материалы и инструменты для изготовления доспехов. |
Пользоваться ручным инструментом, выбирать материалы, делать разметку и шаблоны. |
Составление тех. кары, изготовление заготовок, снятие мерок. |
||||
Опыт эмоционально-ценностных отношений: |
||||||
- устойчивое желание заниматься в военно-патриотическом клубе; - успешное овладение теоретическими и практическими разделами программы; - понимание своих возможностей и ограничений; - проявление самостоятельности и упорства в учебно-познавательной деятельности; - стремление к сотрудничеству с окружающими. |
||||||
Второй год |
Знать |
Уметь |
Приобретенные навыки |
|||
Боевые свойства стрелкового оружия и гранат, порядок хранения и чистки оружия, коллективные средства защиты. |
Выполнять строевые приемы в составе отделения, надевать ОЗК, накладывать шины и переносить пострадавших. |
Движение строевым шагом, повороты в движении в составе отделения, выполнение нормативов по огневой подготовке на время, преодоление полосы препятствий. |
||||
Россия в 1 и 2 Мировой Войне, герои НСО, народные игры и состязания. |
Выполнять боевые стойки с двуручным мечом, атака и защита, элементы” игры клинка” |
Ведение боя с соперником, обезоруживание, |
||||
Тех. безопасности при работе на станках, виды доспехов и вооружения, |
Выполнять технологические операции по изготовлению доспехов- резать, сверлить, точить, рубить, шлифовать, клепать. |
Работа на станках, порядок надевания и уход за доспехом |
||||
|
Опыт эмоционально-ценностных отношений: - стремление к активной социально-значимой деятельности, - выработка самодисциплины и самоконтроля; - интерес к истории своей страны и своей малой Родины; - ценностное отношение к труду; |
|||||
Третий год |
Знать |
Уметь |
Приобретенные навыки |
|||
Современные ВС РФ, уставы ВС РФ, тактические приемы ведения боя. |
Выполнять строевые приемы с оружием, выполнять реанимационные действия, |
Строевая подготовка, обращение с оружием, пользование средствами защиты кожи и дыхания, оказания первой помощи. |
||||
Боевые традиции и символы воинской чести, дни воинской славы и памятные даты российской федерации |
Применять подручные средства в качестве самообороны, составлять связки элементов «Игры клинка» |
Владение холодным оружием, способы защиты, нападения и обезоруживание |
||||
Назначение каждого элемента доспеха, историю русского вооружения. |
Различать доспехи по видам и типам, изготавливать детали и собирать доспех |
Технологии изготовления доспеха -кольчужного, чешуйчатого, пластинчатого. |
||||
Опыт эмоционально-ценностных отношений: - стремление к активной преобразовательной деятельности, рационализаторской работе; - понимание командной ответственности и значимости личного вклада в общее дело; - готовность к несению срочной службы в рядах РА; - бережное отношение к историческим традициям своего народа. |
||||||
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
1. Кабинет ОБЖ, где проходят занятия по предмету ОБЖ и теоретических занятий клуба “Ратоборец”. Кабинет оснащен стендами с государственными символами России, учебными стендами по основам безопасности, по основам медицинских знаний, стенды по основам военной службы и историко – патриотическими материалами.
2. Оружейная палата, где находится все боевое вооружение и доспехи клуба, сделанное все своими руками и содержащие в начищенном состоянии, готовы к эксплуатации.
3. Мастерская, где проводятся работа по изготовлению доспехов клуба. Мастерская оснащена всеми необходимыми инструментами и электроприборами, что позволяет выполнять любую необходимую работу.
4. Тир, для стрельбы из пневматической винтовки.
5. Спортзал с душевыми кабинками, тренажерный зал. На территории школы есть высотный и гимнастический городок, плац, для занятий по строевой подготовке, а также полоса препятствий. Занятия по историческому фехтованию проходят в спортзале.
6. Для практических занятий имеется: макет АК-74 – 1шт., пневматическая винтовка – 2 шт., солдатская каска – 3 шт., меч деревянный – 10шт., меч пластиковый – 7шт., меч поролоновый – 4 шт., шлем тренировочный – 4 шт., а также все необходимое туристическое оборудование.
7. Наличие символики клуба: герб, гимн, стяг, форма одежды: головной убор в виде берета, шевроны двух видов и курсивы, текст “Торжественной клятвы”, древне -русские доспехи и оружие.
2.2. Формы аттестации
Формой подведения итогов реализации настоящей образовательной программы по каждой теме или разделу является выполнение тестовых заданий, участие в соревнованиях различного уровня, показательных выступлениях. В систему отслеживания результата (диагностику) входит педагогическое наблюдение за уровнем развития взаимоотношений в клубе.
На начальном, промежуточном и заключительном этапах работы по усвоению программы проводится мониторинг знаний и умений обучающихся.
Результаты проверки фиксируются руководителем клуба во входящей, промежуточной и итоговой аттестации
Традиционные комплексные итоговые мероприятия –Показательные выступления.
В конце первого года курсанты принимают торжественную клятву (Приложение 1), по итогам работы второго года принимают участие в показательных выступлениях. Лучшие, способные воспитанники отмечаются памятными дипломами, грамотами, подарками. Все это способствует сплочению и сохранению состава военно-патриотического клуба.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для отслеживания и фиксации результатов освоения образовательной программы обучающимися используются:
- грамота, диплом, сертификат участника;
- материальный результат проекта, представленный на выставке или конкурсе;
- дневник проектов;
-журнал посещаемости;
- фото-, видеофиксация показательных выступлений и театрализованных постановок.
Кроме того, систематически используются традиционные методы педагогической диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, письменные и устные опросы.
2.3. Особенности организации образовательного процесса
Организационные формы обучения по данной программе преимущественно групповые.
Теоретические занятия сочетаются с практическими, на последние отводится преимущественное количество учебных часов. Предусмотрены такие формы практических занятий, как работа по реконструкции вооружения, овладения навыками конструированию и построению моделей, проведение и участие в соревнованиях, выставках технического творчества.
При организации самостоятельной работы и работы по индивидуальным заданиям используются инструктаж, консультации, разработка и реализация индивидуальных творческих проектов, экспертиза.
Основные формы занятий:
· теоретические учебные занятия;
· практические учебные занятия;
· контрольные учебные занятия;
· экскурсии;
· спортивные соревнования;
· упражнение с использованием тренажера;
· учебно-исследовательская и проектная деятельность;
· учебно-исследовательская конференция;
· тестирование с выполнением контрольных нормативов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.