ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
обучающихся начальной школы
(4 года обучения)
2017-2021у.г.
Составитель:
учитель МБОУ «Перемская ООШ»
Смоленцева С.И.
Воспитывать не значит только
выкармливать и вынянчивать, но
и дать направление сердцу и уму.
В.Г.Белинский.
Анализируя проблемы межличностного общения сегодняшних школьников, осознавая, что общество теряет многие нравственные устои, наблюдая противоречия между требованиями, которые предъявляет к младшим школьникам современная жизнь, и реальным уровнем духовно-нравственной воспитанности, понимая, что внимание общества к вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников возрастает, я, как классный руководитель, вижу, что нужен не просто план воспитательной работы, в котором имеют место все направления деятельности, а программа воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества, сотворчества, содружества.
Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами общеобразовательной школы. Ориентация на интересы ребёнка, создание условий для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей – одна из основных задач школы.
Необходимо:
- создать воспитательные условия, обеспечивающие не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- организовать сотрудничество нескольких социальных объектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, согласовать их усилия.
По ведущему типу деятельности следует различать воспитание и социализацию младших школьников.
Воспитание – межличностная деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т.д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребёнка.
Социализация – содействие духовно-нравственному развитию ребёнка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических и других задач.
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающегося, социально открытого уклада школьной жизни.
Цель программы: создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной, творчески активной, культурной, толерантной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Задачи:
v воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
v воспитание душевной доброты;
v воспитание потребности в здоровом образе жизни;
v воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде;
v воспитание эстетического и художественного вкуса.
Воспитательная система предполагает:
- создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребёнка, семьи и общества в целом;
- обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого воспитанника;
- интегрирование основного общего и дополнительного образования.
В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребёнка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.
Способ достижение цели – участие детей в управлении классом, а позднее в управлении школой (организация самоуправления).
Это предполагает:
· совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
· совместное (с учителем) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных его членов;
· самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
· гласность жизни (заметки в школьную газету, а также районные и всероссийские газеты).
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
§ творчество в процессе обучения (на уроках);
§ творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
§ возможности проявления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
· проведение классных часов, на которых обсуждаются проблемы, возникающие у детей и способы их решения (классный руководитель);
· проведение психологических обучающих занятий (школьный психолог).
Чтобы достичь сформулированные цели, я, как учитель и классный руководитель, должна:
- учитывать развитие прирождённых задатков;
- создавать условия, направляющие развитие прирождённых задатков;
- предоставлять ребёнку возможность свободно проявлять индивидуальные особенности;
- предоставлять ребёнку свободно выбирать и пробовать;
- слушать ребёнка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
- согласовывать с ребёнком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
- создавать условия, чтобы ребёнок мог осознанно следовать правилам;
- включать ребёнка в создание правил, которым он должен следовать.
При выстраивании воспитательной работы следует учитывать психологические особенности младшего школьного возраста: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функций головного мозга; развитие способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны высокая эмоциональность, преобладание предметного, чувственного восприятия окружающего, выделение собственного «я2 из окружающего мира по мере взросления. Нужно постараться сделать так, чтобы школа стала для ребёнка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно.
Идея: игра-путешествие «Строим Солнечный город».
Реализация игры – путешествия: 1-4 классы, т.е. 4 года обучения детей в начальной школе.
Данная игра: 1) создаёт условия для развития личности ребёнка, формирование его жизненной позиции, характера.
2) позволяет учитывать индивидуально- психологические, физиологические, возрастные, социальные особенности детей.
3) отвечает принципам личностно ориентированного подхода к воспитанию.
Цель игры: формирование у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с социоприродной средой.
Задачи игры:
v организовать педагогическое сопровождение младших школьников в процессе освоения ими социоприродной среды, обеспечивающее формирование у них социокультурных установок.
v Создать игровое пространство, обеспечивающее формирование у младших школьников эмоционального опыта взаимодействия с людьми, позитивного опыта ролевого взаимодействияс объектами социоприродной среды
v Включить детей в творчески нравственно ориентированную деятельность в целях формирования позитивного отношения к окружающему миру.
v Организовать интенсивное взаимодействие школьников с окружающим миром в целях повышения у детей мотивации к познавательной, творческой, добротворческой, нравственно значимой деятельности.
Игровые роли: Президент СОЛНЕЧНОГО ГОРОДА – Знайка.
Жители СОЛНЕЧНОГО ГОРОДА:
Пилюлькины – «Друзья чистоты и порядка» ( заботятся о чистоте, порядке и уюте в своём классе, о своём внешнем виде и внешнем виде своих товарищей, учатся оказывать первую медицинскую помощь, помогают подготовить классные часы о здоровом образе жизни.)
Гусля, Тюбик – «Друзья творческих дел» (помогают в проведении праздников, участвуют в оформлении классного уголка, пишут заметки в школьную газету, следят за книжным уголком).
Медуницы - «Друзья природы» (заботятся о комнатных растениях, ведут календарь природы, помогают организовать природоохранные операции).
Шпунтик, Винтик – «Друзья труда» (обеспечивают порядок в хозяйстве класса, оказывают помощь в мелком ремонте, организуют подвижные перемены).
Синеглазка, Кнопочка – «Друзья интересного отдыха» (помогают проводить интересные конкурсы и праздники, готовят творческие поздравления с Днём рождения, помогают создать игротеку класса).
Торопыжки – «Друзья спорта» (организуют и проводят спортивные соревнования, проводят физкультминутки и игры на переменах, ведут рекламу здорового образа жизни).
Подходы к воспитанию:
- Аксиологический (социальная деятельность, обеспечивающая передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от старших товарищей к младшим);
- Системно-деятельностный (собственная деятельность ребёнка, педагогически организованное сотрудничество с учителями, родителями, сверстниками);
- Развивающий (ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы) и принимаемы (применимы ребёнком в практических ситуациях).
Принципы построения программы:
- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности);
- принцип воспитания в коллективе с учётом индивидуальных особенностей личности;
- принцип преемственности, последовательности, систиматичности.
План поэтапной реализации программы воспитания и социализации (этапы развития игры):
1. Подготовительный период «Делай, как я!» (деятельность при непосредственном руководстве взрослых) –
начало года, 1 класс.
- Диагностика обучающихся «МОЯ АНКЕТА», диагностика родителей.
- Классное обсуждение образования города.
- Рассмотрение вопроса об образовании СОЛНЕЧНОГО ГОРОДА на родительском собрании, вовлечение родителей в игру.
- Распределение поручений.
- Выбор эмблемы города и каждого его жителя.
- Определение плана работы.
- Создание первых законов города.
2. Основной этап «Делай, как большинство из нас!» (проявление инициативы при непосредственном руководстве взрослых, самостоятельное проявление инициативы без непосредственного руководства) – середина 1 класса – 4 класс.
2 класс. Организация работы жителей города на более самостоятельном уровне (с достаточно большой ролью классного руководителя).
3-4 классы. Выход на самоуправление, корректируемое классным руководителем.
3.Заключительный этап – конец 4 класса.
-Подведение итогов путешествия.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний.
Социальное знание – это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.
Социальное знание передается обучающимся педагогом в форме учебного знания (например, с помощью «примеров из жизни»), в форме повседневного знания (в ситуациях общения «лицом к лицу»). Обучающиеся овладевают способами самопознания, рефлексии, учатся организовывать собственную жизнь и быт, учатся взаимодействовать, понимать партнеров по группе, осваивают способы поведения одногруппников в различных ситуациях, учатся управлять социокультурным пространством. Поступив в 1 класс дети, особенно восприимчивые к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Полнота социального знания школьников – показатель личностного роста, а также важнейшая задача воспитательной деятельности педагога.
Этот уровень результатов достигается с помощью эстетических, познавательных бесед, игр с ролевым акцентом, выходом на дебаты (в обучающей форме), занятий в музее, экскурсий и прогулок.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения этого уровня результатов большое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне группы, где занимается ребенок, на уровне школы т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, незнакомых людей, школьник действительно становится (а не просто узнает как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты реализации программы.
1. Проявление индивидуальности классного коллектива.
2. Развитие классного и школьного самоуправления.
3. Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
4. Рост познавательного интереса и расширение знаний о малой родине, посещение учащимися организованных выставок, выступлений и других мероприятий.
5. Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности.
6. Участие детей и их родителей в конкурсах, олимпиадах.
7. Рост включённости детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
8. Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом детей и родителей дел, проектов и инициатив по различным направлениям.
9. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
10. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
11. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
12. Развитие партнёрских отношений между школой и семьёй через различные формы взаимодействия.
Воспитательная работа опирается на семь тематических блоков:
1. «Я и Россия».
2. «Мир людей: Ты, да я, да мы с тобой».
3. «Мир природы».
4. «Мир красоты».
5. «Мир знаний и труда».
6. «Я здоровье сберегу»
и имеет шесть направлений деятельности: учебно-познавательное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, нравственное, физкультурно-оздоровительное, трудовое, профориентационное.
Вид программы воспитания и социализации: модифицированная.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.