Программа воспитания и
социализации подростков «Я и мой мир»
Я, Михайлова Светлана Борисовна, вот уже 30 лет работаю в школе, и второй год являюсь классным руководителем 6Б класса. Это очень милые, озорные, весёлые ребята. У нас сложились дружеские доверительные отношения, мне с ними всегда интересно.
В настоящее время ребята из моего класса входят в очень сложный возраст, который часто называют «трудным». Мне приходится учитывать все особенности этого периода: и активное желание быть взрослыми, и интенсивный процесс физического и социального созревания.
Я, как классный руководитель, нацеливаю учащихся на поиск и выбор ценностных ориентаций их осмысления, оказываю помощь в оценке и самооценке своих действий, стараюсь вовлекать в творчество. В 5 классе мною была разработана программа «Я и мой мир», цель которой – «Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека».
Воспитательные задачи программы:
- предоставление возможности каждой личности производить индивидуальный выбор образа жизни;
- развитие познавательных, творческих, мыслительных способностей;
- знакомство со способами реализации личности в контексте современных культурных достижений.
Каждая задача разворачивается в 3 планах, раскрывая её содержание по схеме: «Мир – человек – деятельность»:
· «Мир» - акцентирование на расширение представлений о человеке;
· «Человек» - изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой;
· «Деятельность» - обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: коммуникативной, познавательной, трудовой, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и общественной.
Предполагаемый результат:
- сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, художественного и физического потенциала личности учащихся;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного коллектива в целом.
Воплощение воспитательной программы в жизнь ведётся по следующим направлениям:
I. Человек и школа,
II. Человек и природа,
III. Человек и спорт,
IV. Человек и профессия,
V. Человек и творчество,
VI. Человек и общение.
Программа воспитания тесно связана со школьной воспитательной концепцией «Урок – Домашнее задание – Внеклассное дело по предмету – Урок». Концепция подразумевает максимальное использование воспитательного потенциала учебных предметов.
Например, при проведении мероприятий по направлению
· «Человек и школа» - ученики класса принимают активное участие в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах.
· «Человек и природа» - в плане воспитательной работы запланированы: звёздный час «В мире животных»; экологическая акция «Ёлочкина школа»; викторина «Горицвет»; экологический десант «Операция муравейник».
· «Человек и спорт» были предусмотрены: викторина «История олимпийских игр»; участие в чемпионате по баскетболу, футболу; «Рыцарский турнир»; «Лыжня России».
· «Человек и профессия» - знакомство с людьми разных профессий через организацию экскурсий на предприятия района, в музеи, театры.
· «Человек и творчество» - участие в конкурсах рисунков, поделок, театральных постановок, смотрах художественной самодеятельности.
· «Человек и общение» - проведение традиционных вечеров общения в классе «День именинника», «День матери», «Рождественские посиделки», «Армейский магазин», «Мисс класса» и т.д.
Таким образом, в процесс воспитания более активно подключается группа педагогов, работающих в моём классе, а я, как классный руководитель, выступаю в роли координатора и помощника внеклассных мероприятий по предмету.
Рассмотрим подробно технологию организации деятельности классного
руководителя по схеме «Урок – Домашнее задание –
Внеклассное дело по предмету – Урок»
I. «Урок»
Путём анализа содержания учебного материала, программных требований учитель-предметник выстраивает единое взаимодополняющее целеполагание для урока, домашней работы, внеклассного дела. Это целеполагание носит триединый характер: познавательный, развивающий и воспитательный.
Например, к празднику сказок на иностранном языке была поставлена цель:
1) познакомить с творчеством авторов зарубежной литературы;
2) развивать навыки монологической и диалогической речи учащихся;
3) воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Осуществление целеполагания начинается на уроке, где учитель предъявляет учебный материал по программе, организует учеников на работу по теме, заинтересовывает их, настраивая на проведение внеклассного мероприятия, к которому необходимо готовиться заранее. Учащиеся на уроке выполняют задания различного уровня. Определённые виды заданий учителем выносятся на внеклассное мероприятие.
На данном этапе я как классный руководитель выступаю в роли координатора между детьми и учителями-предметниками, работающими в классе. Необходимо в начале года при составлении плана работы обсудить с учителями, по каким темам, какие мероприятия будут организованы, в какие сроки будут проведены, чтобы воспитательная деятельность носила целостный характер и была подчинена единой цели.
II. «Домашнее задание»
Подобранные учителем задания к мероприятию требуют от учащихся для их выполнения определённой подготовки. Поэтому ученики получают от учителя домашнее задание творческого характера, которое в зависимости от его уровня, вида, а также от места проведения мероприятия может быть дано заранее, за несколько дней до начала или конца изучения темы, или в ходе её изучения. Домашнее задание может быть одно: составить рассказ, подготовить сообщение, написать сочинение; либо можно предложить дифференцированные задания разноуровневого характера.
Например, к празднику Рождества ребята одной группы готовили инсценировку сказки, другие – разучивали стихи о празднике, третьи – репетировали песни и танцы. Все оформляли открытки с поздравлениями на иностранном языке.
Таким образом, учитываются возможности каждого ученика и реализуются принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.
Осуществив подбор необходимых заданий, учитель-предметник производит отбор различных форм проведения мероприятия. Сначала анализируется возможность использования традиционных форм таких, как беседа, диспут, ролевая игра, утренник, викторина, соревнование, устный журнал.
Но систематическое проведение мероприятий требует разнообразить формы, избегать повторов, поэтому я стараюсь вносить элементы новизны и придумать что- то своё, «неординарное». Так, в нашем классе прошли внеклассные мероприятия: праздник на иностранном языке «Рождество в разных странах мира», математический турнир смекалистых, конкурс модельеров «Школьная форма будущего», деловая игра «Города», заочное путешествие по городам мира с использованием интерактивной доски.
Нетрадиционные формы позволяют шире использовать способности учащихся. Школьники, имеющие художественные наклонности, готовят оформление праздника. Дети, занимающиеся хореографией, ставят танцы. Ученики, обладающие актёрскими данными, играют роли. Тем самым создаются условия для самовыражения и развития детей.
Выбрав форму внеклассного дела, я анализирую возможность привлечения родителей. Родители помогают в организации экскурсий (например, в лес, в музей, на предприятия), в изготовлении костюмов, оборудования, наглядности и принимают сами участие в мероприятии. Так, при подготовке утренника «Мамин день» родители помогали детям составлять родословную, рисовать древо семьи, писать сочинение о маме. А во время проведения Дня матери были активными участниками конкурсной программы «Дочки-матери».
Многие мероприятия требуют от ребят знаний по различным предметам, и здесь приходят на помощь учителя, работающие в классе.
Так, готовясь к празднику осени, ребята разучивали стихи, над выразительным чтением которых работала учитель литературы. На уроках рисования им дали задание изобразить осенние пейзажи. На биологии ребята узнали о приметах природных явлениях, а на истории – о народных традициях и обычаях осенних праздников. Всё это нам пригодилось при выполнении заданий сначала на классном празднике «Осень щедрая», а затем на общешкольном мероприятии «Осенняя сказка».
III. «Внеклассное дело по предмету»
Написав сценарий внеклассного дела, продумав его ход и форму, начинается этап подготовки и проведения мероприятия. От правильно организованных подготовительных действий зависит успех всего дела. И здесь мы работаем по принципу КТД (коллективно-творческих дел). Каждый ребёнок – индивидуальность, а потому для каждого придумывается своё поручение, причём на добровольной основе, т.е. оно должно соответствовать интересам учащегося. Например, во время месячника патриотического воспитания каждый ученик класса выполнял определённое задание. Группа «Умники» вела поисковую работу по сборам материалов о жизни ветеранов Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн. Группа «Затейники» разрабатывала сценарий к классному часу «Солдатами не рождаются, солдатами становятся». Группа «Художники» оформляла стенды и альбом об участниках войн. Группа «Муравей» навестила ветерана войны и оказала ему помощь по хозяйству. Группа «Спорт» готовила выступление класса на смотр строя и песни. Всем нашлось дело по душе. Во время проведения мероприятия учитывается направленность дела на конкретных ребят («День именинника», «Мисс класса»); продумывается сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для самовыражения, признание достижений и вклада каждого (награды, медали, «звёзды»), максимальное разнообразие ролей, добровольность участия.
Внеклассное дело проводится во внеурочное время, являясь логическим продолжением урока. Включение домашнего задания во внеклассное дело и последующее задавание домашнего задания к уроку позволяет обеспечить 100%-ое вовлечение учащихся в воспитательную работу.
По завершению внеклассного дела мною проводится оценка эффективности достижения поставленных целей по трём направлениям:
- педагогическая диагностика;
- рефлексия;
- учебная диагностика.
Совместно с учащимися анализируется достигнутые в ходе дела результаты: Что узнали нового? Что понравилось? Что было интересно? Что не понравилось? Для проведения рефлексии учащимся даются вопросы: Доволен ли ты своим участие? Что ты для себя понял? Что было для тебя трудным?
Для более полного получения информации я использую анкеты, карты интересов, невербальные приёмы обратной связи. Оценивается как подготовительная работа, так и участие учеников в мероприятии.
IV. «Урок»
От внеклассного дела мы возвращаемся к уроку, на котором, в зависимости от темы, либо ребята пишут сочинение о своих впечатлениях об экскурсии или просмотренном представлении, либо проводим обобщение по теме в форме дискуссии, конференции, либо организуем уроки – смотры знаний.
Подводя итоги воспитательной работы в классе, можно отметить, что за последние два года у ребят значительно расширился кругозор, каждый ученик получил навыки общения и поведения, на основе норм этикета, получил возможность проявить свои способности как организатора при проведении классных часов, внеклассных мероприятий. Сложились доброжелательные отношения не только между учащимися 6Б класса, но и в общении их со сверстниками в параллели. Проявляются способности верно оценивать жизненные ситуации, собственные поступки.
А закончить описание моего опыта работы хотелось бы высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.