Программа воспитания В ГОУ "Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат" на 2020-2025
Оценка 4.6

Программа воспитания В ГОУ "Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат" на 2020-2025

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—9 кл
11.10.2021
Программа воспитания В ГОУ "Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат" на 2020-2025
Программа воспитания в школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями
Программа воспитания.docx

 Министерство просвещения  Забайкальского края.

ГОУ «Черновская  специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

Согласовано с

Советом родителей

Председатель __________________

Утверждено

Педагогическим Советом

Протокол № ___от «___»______ 20__г

Директор_______          Е.А.Перфильева

 

Программа воспитательной работы

ГОУ «ЧЕРНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»

на 2021  - 2025 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Воспитание – есть управление процессом развития личности                                             через создание благоприятных для этого условий».                                                                                Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова

 

 

Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития обучающиеся коррекционной школы с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)  отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.

Программа воспитания школы-интерната определяет содержание и механизмы развития и проявления обучающимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускники нашей школы должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Исходя из этого, нужно отметить, что воспитательная система воплощает в себя совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной образовательной сферах.

Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.

Исходя из неоднородности, контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

При разработке содержания программы, главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с педагогом. В программе учтены три момента: цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.

Основные цели на каждом возрастном этапе, учитывая особенности возраста, определяют основной акцент деятельности классного руководителя, воспитателя, который не слепо следует рекомендациям, а индивидуально подходит к их использованию в конкретном классном коллективе, варьируя имеющимися педагогическими средствами.

         Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

В центре программы воспитания ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. 

Школа- интернат является Государственным образовательным учреждением, располагается в поселке Восточный Черновского округа города Читы Забайкальского края.  В настоящее время на территории поселка Восточный не функционирует ни одно промышленное предприятие, большинство жителей поселка являются безработными. Такое создавшееся положение в поселке негативно сказывается на детях нашей школы. К числу основных проблем и недостатков в жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести

 - низкий уровень сформированности  нравственной  направленности обучающихся

- недостаточно создана эффективная система социальной поддержки устремлений обучающихся к самоутверждению и самореализации

-  отрицательно сказывается отдаленность поселка от культурной жизни центра города.

 Воспитанники школы- интерната развиваются  в условиях деформированного процесса социализации.

- в условиях интернатного учреждения, где семья заменена учреждением

- в условиях социального сиротства

- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образом поведения.

 

          В связи со  всем вышеизложенным коллектив школы старается содействовать развитию личности обучающихся, формированию  познавательного, нравственного и физических потенциалов.

         Школа-интернат располагается в здании бывшего детского сада, реконструированного под проживание и обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

          В школе – интернат имеется 14 учебных кабинетов: в том числе 5 кабинетов трудового обучения, спортивный зал, 9 спален, комната отдыха, столовая на 48 мест, библиотека. Кабинеты трудового обучения оснащены швейными машинками, гладильными досками, имеется вязальная машина, оверлог. Кабинеты столярного и слесарного дела оборудованы фрезерными, сверлильными, токарными станками, имеется электролобзик, электродрель, перфоратор, шлифовальная машинка и необходимый столярный и слесарный инструмент. Имеется кабинет домоводства. Кабинет музыки оснащен музыкальными инструментами.  В школе имеется компьютерный класс, оснащенный самым современным оборудованием. Каждая воспитательная группа имеет видео- аудио аппаратуру, бытовую технику.

         В старших класса (5-9классы) обучающиеся получают знания по общеобразовательным предметам. Имеющим практическую направленность, навыки предпрофильной подготовки.

         Для обучающихся, имеющих специфические нарушения речи, организован логопедическое сопровождение, работает служба психологического, социального, медицинского сопровождений, коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

         В учебно-воспитательном  процессе осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе  данных психолого – педагогического и клинического изучения ребенка. Для обучающихся со сложными формами дефекта, составляется индивидуальный план работы.

         Режим дня, обеспечивающий сочетание обучения, труда и отдыха. Составляется с учетом круглосуточного пребывания обучающихся школы - интерната.

Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат - это учреждение для обучения и воспитания детей и подростков со специальными потребностями. Ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, путем создания в ней адаптивной педагогической системы и условий для умственного, физического и психического развития каждого ребенка. В конечном итоге главная цель всего учебно-воспитательного процесса - социализация детей в обществе.

 

  

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Процесс воспитания в ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:

 - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат»  являются следующие: 

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы-интерната  являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное меж классное и меж возрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; 

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, воспитатель,  реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

 

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. 

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания– личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

 

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. 

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; 

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; 

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; 

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

 

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; 

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; 

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; 

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и само реализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

 

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

  Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2) реализовывать потенциал классных руководителей и воспитателей  в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников во внеурочную деятельность и дополнительное образование (кружки), реализовывать их воспитательные возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока  (воспитательного занятия) поддерживать использование на уроках (занятиях) интерактивных форм занятий с обучающимися; 

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 

6) организовывать для школьников экскурсии,  походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

7) организовывать профориентационную работу со школьниками;

8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

 Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

 

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

 

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. 

Для этого ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; 

- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;

  На школьном уровне:

- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы (Традиционная линейка посвященная 1 сентября, ;

- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей (выпускные вечера в 4 и 9 классе, участие во Всероссийской акции «Внимание, дети!», Уроки финансовой грамотности, традиционные субботники осенью и весной, Акция «Милосердие» ко Дню пожилого человека - совместно с библиотеками района, Выборы Президента ученического самоуправления в Страну «Доброград», Осенний бал и выставка поделок из природного материала, День матери, Участие в международном Дне инвалидов, Новогодний карнавал, конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, «Масленица», «23 февраля», Месячник Предметных недель, Конкурс «Две звезды»- к 8 марта, Конкурс «Расписная пасха» совместно с Театром национальных культур «Забайкальские узоры», проведение литературно-музыкальной композиции «Праздник со слезами на глазах» (9 мая), конкурс «Мой дедушка-герой», Акция «Подарок ветерану», «Люди как люди» - посвященное Дню аутиста);

- капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы (участие педагогов в капустниках и поздравительных открытках на День учителя, 8 марта, 23 февраля, Выпускном вечере в 9 классе);

 - церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов: 

- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел (Участие в выборах Президента ученического самоуправления в Страну «Доброград» и представителей комитетов);  

- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел («Две звезды», «Парад войск», «Театр и дети»); 

- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне: 

- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.) (Встреча гостей во время общешкольных мероприятий, участие в работе волонтерского отряда «Радуга добрых дел», участие в работе ученического самоуправления) ;

- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 

 

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;  - проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения: Классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса,  позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные  на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.

 

- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями (воспитателями) и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса (День именинника); 

- Проект «Каникулы в Школе». Включает цикл интеллектуально развлекательных, театрально – игровых программ, организованных классным руководителем в каникулярное время. Проект «Каникулы в школе» несет минимальные затраты и полное участие всех детей в программах проекта, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, занятости детей в каникулярное время, привлечению родителей к совместной деятельности.

- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. 

Индивидуальная работа с обучающимися:

- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

- привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом (регулярные индивидуальные или групповые встречи, беседы по телефону);

- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями предметниками (работа службы примирения в школе); 

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса (участие в конкурсах:  ;

- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы,  анкетирование и тестирование родителей

 

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется преимущественно через: 

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность само реализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; 

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. 

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным  проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира: кружок «Самоделкин» - 9 класс. «Финансовая грамотность» - 5-9 класс, «Юный кулинар».

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для про социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие: «Уроки театра» - 5 класс, «Мастерская чудес» -3 класс, «Золотая иголочка» - 9 класс. Танцевальный «Шагая на встречу» -1 класс, Проект «Театр-ладошки» -1 класс, «Пластилиновая сказка» -2 класс, Театральная деятельность «Петрушка» -2 класс, «Театральный сундучок» - 4 класс, Хореография – 5 класс, «Петелька за петелькой», «Волшебный бисер», «Веселые краски», «Волшебный клубочек», «Домисолька». 

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: «Школа добрых дел» - 3 класс, «Робототехника» - 5 класс.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых: «Ритмика» - 4-5 класс. 

 

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся  возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;   

- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся  над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

 

3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. 

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

- через деятельность выборного Совета обучающихся (Президента школы), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией;

- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;

- через работу постоянно действующего школьного актива- комитетов, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников и т.п.);

- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. 

На уровне классов:

- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост классов), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;

- Организация дежурства по классу и школе;

- Активизация обучающихся класса для занятости в свободное время;

- Представление кандидатур обучающихся для награждения;

- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди обучающихся в ответственных должностей.

На индивидуальном уровне: 

- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

- Участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях, посадке деревьев и саженцев, разбивке цветников;

- Участие в работе Советов дел по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.;

 

 

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).

Воспитание в детском общественном объединении «Доброград» (основано на  идеях Республика юных Забайкальцев) осуществляется через: 

- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении «Доброград» демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;

- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; 

- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения «Доброград» - школы и «Доброград» - города для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий;

- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, театрализаций и т.п.);

- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);

- участие членов детского общественного объединения «Доброград» в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. 

 

3.7. Модуль «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающегося труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями, воспитателями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов»);

 

3.8. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: 

- циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия района, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

 - совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;

- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков «ПРОЕКТОРИЯ»;

- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

 

3.9. Модуль «Волонтерство»

 

 Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

В школе создан волонтерский отряд «Радуга добрых дел».

Воспитательный потенциал волонтерского отряда «Радуга добрых дел» реализуется:

На внешкольном уровне:

·          участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий районного и городского уровня от лица школы («День шахтера», «Спартакиада», «Масленица», Акция «Бессмертный полк»);

·         участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных, просветительских, образовательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного, городского, краевого характера: Акция «Люди как люди» -  посвященная Дню аутиста, конференции, стажировочные площадки для педагогов, День открытых дверей для родителей и будущих обучающихся, Поздравление пожилых людей с праздником День матери, День пожилого человека, Мероприятия в рамках Дня защиты детей, Мероприятия в рамках Дня Победы. );

·          посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в п.Восточный;

·     привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений)

На уровне школы:

·         участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы, Поздравление пожилых людей с праздником День матери, День пожилого человека, Мероприятия в рамках Дня защиты детей; Мероприятия в рамках Дня Победы.

·          участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;

·     участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа на огороде, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, субботники).

           Волонтерский отряд «Радуга добрых дел» имеет программу работы, своего руководителя, свою символику, деятельность отряда отражается на информационных стендах школы, на сайте школы, в социальных сетях. Ученическое самоуправление координирует деятельность волонтерского отряда. Тесная связь педагогов, родителей, обучающихся обеспечивает эффективное взаимодействие всех созданных в школе ученических структур для успешного решения воспитательных задач и воплощения идей наставничества.

 

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

 

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: 

- оформление интерьера школьных коридоров, окон и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия (оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), мотивационные плакаты, уголок безопасности;

- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (конкурс рисунков к знаменательным датам календаря, выставка фоторабот обучающихся и родителей, законных представителей.);

- благоустройство классных кабинетов, спален осуществляемое классными руководителями (воспитателями) вместе со школьниками своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя (воспитателя) со своими детьми (оформление классных уголков);

- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (создание фотозоны к традиционным школьным праздникам, оформление школы к традиционным мероприятиям);

- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг детского объединения «РЮЗ», эмблема  детского объединения «РЮЗ», т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории; 

- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах (оформление к праздникам: День знаний, День учителя, Праздник осени, День матери, Новый год,23 февраля, 8 марта, День Победы и т.д).

 

3.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 

На групповом уровне: 

- Общешкольный родительский комитет, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе: «День открытых дверей» - с посещением уроков, концертов родителями будущих обучающихся, посещение и участие родителей в подготовке и проведение общешкольных мероприятий «Две звезды», «23 февраля», «8 марта», «День знаний» ;

- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от психолога, социального работника и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей: консультативный центр «Мы рядом»;  

- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов: (классные группы в Viber, WhatsApp, страничка в социальной сети Одноклассники.)  

На индивидуальном уровне:

- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка (ППк школы, Совет профилактики;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности: «Две звезды». «23 февраля», «8 марта», «День знаний», «Новый год», День именинника и др.;

- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. 

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. 

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; 

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; 

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие:

 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. 

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. 

Осуществляется анализ классными руководителями (воспитателями) совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей  (воспитателей) или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. 

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

 Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. 

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, воспитателями,  активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. 

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей и воспитателей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей (воспитателей) и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности и дополнительного образования;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детского общественного объединения «Доброград»;

- качеством проводимых в школе экскурсий, походов; 

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу

 

Планируемые результаты можно разделить на три уровня:
Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с воспитателем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений воспитанника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие воспитанника на уровне группы, интерната, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение воспитанником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с социальными субъектами за пределами интерната, в открытой общественной среде.
К концу учебного года обучения воспитанники должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- для выполнения домашнего труда;
- для обогащения опыта восприятия окружающей действительности, красоты природы; 
- осуществления сотрудничества с другими людьми в процессе совместной работы или учебы; 
- оценки поступков и деятельности своих товарищей, себя и других людей;
- поиска дополнительной информации по интересующим вопросам и удовлетворения познавательных интересов;
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.

Личностное развитие

 

Обучающийся должен уметь:

К10 годам:

1.     Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения.

2.     Слушать собеседника не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами.

3.      Ориентироваться в понятиях «добро», «зло», «хорошо», «плохо».

4.      Анализировать свои и чужие поступки.

К13 годам:

1.      Понимать свой статус ученика.

2.     Ориентироваться в понятиях «товарищество», «дружба», «настроение».

3.      Понимать необходимость самообслуживания.

4.      Правильно вести себя в общественных местах.

К16 годам:

1.     Понимать свой статус гражданина.

2.      Ориентироваться в понятиях «долг», «ответственность», «свобода».

3.      Правильно использовать способы самовыражения.

4.      Владеть навыками адекватного социального поведения:

-      выполнять правила общепринятых норм этикета,

-      владеть основными формами речевого общения.

5.      Ставить цель и находить пути её реализации.

Межличностные отношения.

Обучающийся школы-интерната должен уметь:

К10 годам:

1.                      Играть в парах, группах.

2.                  Подчинять свои интересы интересам группы.

3.                   Владеть общепринятыми нормами общения со старшими, взрослыми, сверстниками.

4.                   Строить дружеские отношения.

5.                   Обозначать и анализировать конфликтную ситуацию.

К13 годам:

1.                Находить контакт с окружающими.

2.                   Регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.

3.                  Самостоятельно или с помощью взрослого находить пут выхода из конфликтной ситуации.

4.                   Самостоятельно организовывать совместную деятельность.

5.                   Осознавать смысл понятий «друг», «дружба».

К16 годам:


1.                Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.

2.                 Избегать конфликтных ситуаций.

3.                 Выбирать    стиль общения с окружающими в зависимости

от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т. д.).

4.                 Определять настроение партнера по общению.

5.                 Строить интимно-личностные отношения.

Профессиональная ориентация

К16 годам воспитанник должен:

1.     Понимать необходимость приобретения профессии.

2.      Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.

3.      Знать основы производственных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. –  М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Круглов В.В., Парфенова И.С., Степанова И.В., Черкашин Е.О., Шустова И.Ю. Авторы модулей, 2020.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство просвещения Забайкальского края

Министерство просвещения Забайкальского края

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий»

Исходя из неоднородности, контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

Исходя из неоднородности, контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

Читы Забайкальского края. В настоящее время на территории поселка

Читы Забайкальского края. В настоящее время на территории поселка

В учебно-воспитательном процессе осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого – педагогического и клинического изучения ребенка

В учебно-воспитательном процессе осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого – педагогического и клинического изучения ребенка

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели

Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий…

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий…

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную…

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную…

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников

На школьном уровне : - общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т

На школьном уровне : - общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т

На индивидуальном уровне: - вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,…

На индивидуальном уровне: - вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов,…

Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою

Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою

Работа с учителями, преподающими в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания,…

Работа с учителями, преподающими в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания,…

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов

Ритмика» - 4-5 класс. 3

Ритмика» - 4-5 класс. 3

Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности…

Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности…

Представление кандидатур обучающихся для награждения; - через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди обучающихся…

Представление кандидатур обучающихся для награждения; - через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди обучающихся…

Доброград» - школы и «Доброград» - города для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий; -…

Доброград» - школы и «Доброград» - города для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий; -…

Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб…

Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб…

Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение

Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение

Волонтерский отряд «Радуга добрых дел» имеет программу работы, своего руководителя, свою символику, деятельность отряда отражается на информационных стендах школы, на сайте школы, в социальных сетях

Волонтерский отряд «Радуга добрых дел» имеет программу работы, своего руководителя, свою символику, деятельность отряда отражается на информационных стендах школы, на сайте школы, в социальных сетях

РЮЗ», эмблема детского объединения «РЮЗ», т

РЮЗ», эмблема детского объединения «РЮЗ», т

На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых…

На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; - участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых…

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу

Личностное развитие Обучающийся должен уметь:

Личностное развитие Обучающийся должен уметь:

К16 годам:

К16 годам:

Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими

Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими

ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ

ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021