МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №6»
Рассмотрена МС протокол № 6 от 18.04.2022
|
«Утверждаю» приказом директора МАОУ «Лицей №6» от «19 » апреля 2022 г. №241 – ОД _____________В.Л. Зайцев
|
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ В ЛАГЕРЕ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»
Возраст учащихся: 8-11 лет
Срок реализации программы – 21 день
Авторы-составители:
Платухина Наталия Михайловна,
педагог-организатор
Селянина Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
Тамбов
2022
Информационная карта программы
1.Учреждение |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей №6»
|
2.Полное название программы |
Программа воспитания в лагере с дневным пребыванием детей «Путешествие по России»
|
3. Сведения об авторах: |
|
3.1. Ф.И.О., должность |
Платухина Наталия Михайловна – педагог-организатор, первая квалификационная категория Селянина Елена Александровна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория |
4. Сведения о программе |
|
4.1. Нормативная база |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Конвенцией ООН о правах ребенка; Конституцией РФ; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Приказ Министерства образования РФ о 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Положение о лагере дневного пребывания «Регата». Устав МАОУ «Лицея №6» |
4.2. Область применения |
Дополнительное образование
|
4.3.Направленность |
Комплексная
|
4.4. Тип программы |
Дополнительная
|
4.5. Вид программы |
Модифицированная
|
4.6. Возраст учащихся по программе |
8-11 лет |
4.7. Продолжительность обучения |
21 день |
5. Рецензенты и авторы отзывов |
|
6. Заключение экспертного совета |
Протокол №__ от _________________г. |
I. Комплекс основных характеристик дополнительной модифицированной программы пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Регата»
1.1.Пояснительная записка
Летние каникулы – достаточно большой период свободного общения детей друг с другом. Это время благоприятно для развития творческого потенциала детей, совершенствования личностных возможностей, воплощения своих планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Это возможность наиболее оптимального вхождения в систему социальных связей, и что является очень важным – приобщение к ценностям культуры и искусству нашей многонациональной страны.
Программа «Путешествие по России» составлена для детей младшего школьного возраста, имеет комплексную направленность, состоит из трех модулей, дополняющих друг друга, способствующих достижению основной цели.
1 модуль (1 неделя) имеет туристско-краеведческую направленность.
2 модуль (2 неделя) – военно-патриотическую.
3 модуль (3 неделя) – культурологическую.
Содержание модулей помогает каждому воспитаннику, на протяжении всей смены быть задействованным в работе отряда, успешно адаптироваться в социальной среде, проявить свои способности, таланты индивидуально и команде. В содержательном плане данная программа базируется на основных принципах Концепции нравственно - эстетического развития детей, это полностью соотносится с формулировками ее целей и задач.
1.2. Актуальность программы «Путешествие по России» заключается в том, что 2022 год в России объявлен годом народного искусства и культурного наследия. В связи с этим, есть возможность ближе познакомиться с культурой народов населяющих нашу страну: их искусством, природными особенностями.
При этом, в программе большое внимание отводится изучению родного края.
1.3. Цель программы: создание условий для формирования патриотичной, творчески активной личности, интересующейся культурой и историей своей страны и своей малой Родины.
Задачи:
Обучающие:
- получение теоретических знаний об истории нашей страны России и Тамбовской области в игровой форме;
- получение практических знаний в области изучения народного творчества: вокально-хорового, хореографического, театрального, изобразительного искусств;
- обучение детей мыслить, слушать и слышать педагога.
Развивающие:
- развитие кругозора и познавательной активности воспитанников;
– развитие сценических, музыкальных, хореографических способностей детей;
- развитие психических процессов ребенка: воображения, фантазии, памяти, внимания, ассоциативно-образного мышления;
- развитие эмоциональной сферы личности ребенка;
-
развитие критического мышления и импровизационных способностей.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине – России и малой Родине – Тамбовскому краю;
- формирование нравственно-эстетических идеалов, развитие и воспитание духовной культуры;
- воспитание в детях восприимчивости и любви к искусству;
- воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости;
- формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины, развитие межличностных отношений;
- воспитание самостоятельности и инициативы
- воспитание в ребенке самодисциплины, умения самоорганизоваться;
- знакомство детей с культурой народов России.
В основу программы «Путешествие по России» легла идея познания многонациональной культуры нашей Родины через сюжетно-ролевую игру – виртуального путешествия по России, остановками в местах проживания некоторых народов, знакомство с их бытом, искусством, историей. Сами воспитанники отрядов станут экскурсоводами во время презентации народа определенной национальности.
С учетом возрастных особенностей участников смены (8-11 лет) выбрана сюжетно-ролевая игра, которая позволит каждому участнику реализовать свои возможности в разных видах деятельности, развить кругозор, получить новый опыт в межличностных отношениях.
Новизна программы заключается в комплексном соединении трех самостоятельных модулей: туристско-краеведческого, военно-патриотического, культурологического. В течение смены, отряды совершают путешествие по стране, отправной точкой, которого является малая Родина Тамбов. Дети услышат о славных подвигах людей в городах-героях, увидят храмы городов «Золотого кольца России», соприкоснутся с культурой другого народа. Путешествие продлится 21 день. Кульминацией будет 3-дневный Национальный Фестиваль «Дружба народов». По пути дети будут изучать растительное и животное многообразие нашей страны. Выбранная форма сюжетно-ролевой игры создает условия для более насыщенного творческого развития ребенка, погружения в культуру другого народа, его коммуникации и взаимодействию с окружающим миром и людьми.
Модуль 1 Туристско-краеведческий знакомит с культурой родного края, его природным многообразием. Развивает интеллектуальные способности и творческий потенциал детей через приобщение к истории Тамбова и Тамбовской области посредством формирования навыков экскурсионной работы, развития коммуникативных и организаторских способностей.
Модуль 2 Военно-патриотический способствует формированию моральных и духовных качеств гражданина и патриота, таких как мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству, на примерах героев родной страны.
Модуль 3 Культурологический усиливает интерес к изучению культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации. Каждый отряд, в течение смены проводит исследовательскую работу по изучению одного, из предложенного на выбор народа (русские, татары, цыгане, якуты, алтайцы, адыгейцы). В конце смены отряд делает презентацию «своего» народа, проводит национальный праздничный день, в рамках Национального фестиваля «Дружба народов».
Программа разработана в соответствии с требованиями возрастной психологии детей, с учётом их индивидуальных особенностей и способностей, в соответствии с документом: «Приказ Министерства образования РФ о 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Рассчитана программа на детей младшего школьного возраста (8-11 лет).
Программа «Путешествие по России» рассчитана на 21 день, для детей в возрасте от 8 до 11 лет, занятия проводятся пять раза в неделю по 30 минут. (Примечание: все модули взаимосвязаны между собой, и предполагают обучение в системе всей программы). Программа «Путешествие по России» работает по расписанию Академии «Территория творчества»
Занятия строятся по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному. К окончанию смены, отряд представляет продукт своей деятельности – проведение национального праздника. Состав групп 23-24 человека позволяет вести групповые формы работы, наличие в каждом отряде двух воспитателей и вожатого, обеспечивают возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Сюжет смены заключается в организации и проведении Национального Фестиваля «Дружба народов» на территории лагеря с дневным пребыванием «Регата».
Своеобразие программы «Путешествие по России» – это знакомство с природным и культурным разнообразием нашей Родины, ее географическими и климатическими особенностями. Программа способствует популяризации внутреннего туризма. У детей появляется возможность самим стать экскурсоводами. Они погружаются в культуру другого народа, расширяя, таким образом, представления о себе и мире.
Изначально все участники Программы делятся на 6 отрядов по 23-24 человека. Деятельность каждого отряда сопровождают два воспитателя – учителя МАОУ «Лицея №6 и один вожатый. По отрядам дети распределяются с учетом возраста. Все отряды становятся турагентствами, которые разработают и проведут мероприятие, в рамках Национального Фестиваля.
На Фестиваль приглашены гости – это сотрудники краеведческого музея города Тамбова, они, в течение смены проводят мастер-классы для участников Фестиваля. Каждое турагентство готовит свое проектное задание – Праздничное мероприятие – подарок для всех участников Национального Фестиваля.
Вся деятельность Национального Фестиваля «Дружба Народов» отражается в прессе Фестиваля – издание детского журнала «Летняя карусель» размещение информации о работе лагеря на сайте лицея (http://www.lyceum6-68.ru/) и в социальных сетях (https://vk.com/li6tmb - группа ВКонтакте ДО «Тамбовчата»).
Данная программа позволит реализовать два важных момента:
1. дать возможность любому участнику Программы во время сюжетно-ролевой игры попробовать себя в разных ролях;
2. определить наиболее активных, инициативных участников Программы, которые смогут проявить себя в роли ведущих экскурсоводов. Оба этих момента помогут ребенку самоутвердиться, проявив себя в конкурентной борьбе; научиться проектировать собственную деятельность, ставя цели, определяя способы их достижения; адаптироваться в разных коллективах, которые будут создаваться в течение смены.
Участники Программы участвуют в различных событиях: городских конкурсных мероприятиях различной направленности и общелагерные и отрядные игры, Днях Единых Действий.
За победу в общелагерных конкурсах каждый отряд в зависимости от рейтинга выступления получает морскую валюту – «золотой кораблик». В конце смены идет подсчет корабликов и награждение самого успешного турагентства.
Каждый день, во время Общего Сбора все отряды будут получать письма от Министерства Туризма, в которых будет информация по теме дня смены и задания, которые нужно будет выполнить отрядам.
Данная программа по своей направленности является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с дневным пребыванием.
Основными методами организации деятельности являются:
· метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
· методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
· методы состязательности (распространяется на все сферы спортивной, творческой деятельности);
· метод коллективной творческой деятельности (КТД).
1.4. Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма аттестации |
1 |
1 Модуль «Туристско-краеведческий» |
7 |
|
|
|
1.1 |
История образования города-крепости «Тамбов» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, выполнение творческих заданий |
1.2 |
Пешеходная экскурсия вдоль канала реки Цны |
1 |
- |
1 |
Беседа, выполнение творческих заданий |
1.3 |
Великие люди науки и искусства Тамбова и ТО |
1 |
- |
1 |
Беседа, выполнение творческих заданий |
1.4 |
Пешеходная экскурсия к памятникам великих людей (Державин, Рахманинов, Сергеев-Ценский…) |
1 |
- |
1 |
Проведение экскурсии |
1.5 |
Подготовка к концерту «Моя малая Родина» |
2 |
- |
2 |
Проведение репетиционных работ |
1.6 |
Показ концерта |
1 |
- |
1 |
Подведение итогов работы 1 недели |
|
Всего за смену:
|
7 часов |
0,5 |
6,5 |
|
2. |
2 Модуль «Военно-патриотический» |
7 |
|
|
|
2.1 |
Символы Родины (Тамбова, Тамбовской области, России) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, выполнение творческих заданий |
2.2 |
Виртуальная экскурсия «Москва Златоглавая» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, выполнение творческих заданий |
2.3 |
Обзорная виртуальная экскурсия по городам Золотого кольца России |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, выполнение творческих заданий |
2.4 |
Пешеходная экскурсия «Герои моего города» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, выполнение творческих заданий |
2.5 |
Спортивно-патриотическая игра «Зарница» |
1 |
- |
1 |
Выполнение творческих заданий |
2.6 |
Квест «России славные сыны» |
1 |
- |
1 |
Выполнение творческих заданий |
2.7 |
Проведение мероприятия, посвященного Дню памяти и скорби |
1 |
- |
1 |
Подведение итогов работы 2 недели |
|
Всего за смену: |
7 часов |
2 |
5
|
|
3. |
3 Модуль «Культурологический» |
18 |
|
|
|
3.1 |
Знакомство с краем 1 из народов. Природа: животный и растительный мир |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение творческих заданий |
3.2 |
Национальные особенности, язык |
1 |
0,5 |
0,5 |
Рассказ. Выполнение творческих заданий |
3.3 |
Национальные праздники |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Выполнение творческих заданий |
3.4 |
Детские национальные игры |
1 |
- |
1 |
Выполнение творческих заданий |
3.5 |
Знакомство с национальным искусством, их авторами |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение творческих заданий |
3.6 |
Легенды и сказки народов России |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Выполнение творческих заданий |
3.7 |
Песни народов России |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Выполнение творческих заданий |
3.8 |
Танцы народов России |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Выполнение творческих заданий |
3.9 |
Кухни народов России |
1 |
- |
1 |
Выполнение творческих заданий |
3.10 |
Особенности национального поэтического жанра |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Выполнение творческих заданий |
3.11 |
Разработка виртуальной экскурсии по 1 из регионов России |
1 |
1 |
- |
Обсуждение. Выполнение творческих заданий |
3.12 |
Проведение виртуальной экскурсии |
1 |
- |
1 |
Виртуальная экскурсия |
3.13 |
Национальное достояние народа (великие люди, достижения в науке, искусстве, спорте) |
1 |
1 |
- |
Беседа. Выполнение творческих заданий |
3.14 |
Вклад народов России в Победу над фашизмом |
1 |
0,5 |
0,5 |
Пешеходная экскурсия к мемориалам ВОв. Возложение цветов |
3.15 |
Разработка сценария для участия в программе Национального Фестиваля «Дружба Народов», подбор материала (творческих номеров, заданий) |
1 |
1 |
- |
Составление сценария |
3.16 |
Подготовка к проведению Национального Фестиваля «Дружба Народов» |
2 |
- |
2 |
Репетиция номеров, подбор костюмов, реквизита |
3.17 |
Проведение Национального Фестиваля «Дружба Народов» |
1 |
- |
1 |
Подведение итогов работы смены. |
|
Всего за смену: |
18 часов |
7,5 |
10,5 |
. |
Модуль I. «Краеведение» (7 часов)
История образования города-крепости «Тамбов» ( 1 час)
Рассказ об основании Тамбова – исторический экскурс. Причины, выбор места основания, люди.
Пешеходная экскурсия вдоль канала реки Цны (1 час)
Особенности реки. Её животный и растительный мир.
Великие люди науки и искусства (1 час)
Виртуальная экскурсия к памятникам великих людей Тамбова (писатели, композиторы, дипломаты, ученые и др.)
Пешеходная экскурсия к памятникам Великих людей (Державин, Рахманинов, Сергеев-Ценский…) (1 час)
Подготовка к концерту «Моя малая Родина» (2 часа)
Подбор и репетиции творческих номеров. Образ внешний и образ внутренний. Сценические костюмы, реквизит.
Показ концерта (1 час)
Подведение итогов работы 1 недели
Модуль II. «Патриотический» (7 часов)
Символы Родины (Тамбова, Тамбовской области, России) (1 час)
Повторение символики Тамбова, Тамбовской области, РФ. Знакомство с символикой других национальностей России.
Виртуальная экскурсия «Москва Златоглавая» (1 час)
Рассказ о столице нашей Родины, ее символах, истории становления, развития. История Крещения Руси.
Обзорная виртуальная экскурсия по городам Золотого кольца России (1 час)
Экскурсия начинается с города, расположенного в Московской области – Сергиев Посад.
Пешеходная экскурсия «Герои моего города» (1 час)
Знакомство с биографией и подвигами великих людей Тамбова и области (В. Агапкин, З.Космодемьянская, Герои Советского Союза Школы №6)
Спортивно-патриотическая игра «Зарница» (1 час)
Конкурсная программа проводится командой, победителем Регионального этапа спортивно-патриотической игры «Победа», МАОУ «Лицей №6» «Товарищ», рук. Ю.В. Горелкин
Квест «России славные сыны» (1 час)
Игровая конкурсная программа военно-патриотической направленности, включает в себя интеллектуальные задания по истории, нумизматике и т.д.
Подготовка ко Дню памяти и скорби (1 час)
Составление сценария, подбор и репетиция творческих номеров
Проведение мероприятия, посвященного Дню памяти и скорби (1 час)
Подведение итогов работы 2 недели
Модуль III . «Культурологический» (18 часов)
Знакомство с краем 1 из народов. Природа: животный и растительный мир (1 час)
Географическое расположение народа, природа края.
Национальные особенности, язык (1 час)
Знакомство с языком и историей происхождения народа
Национальные праздники (1 час)
Знакомство с национальными обычаями и традициями на праздниках
Детские национальные игры (1 час)
Проведение национальных детских игр
Знакомство с национальным искусством, их авторами (1 час)
Знакомство с биографиями писателей, композиторов, художников
Легенды и сказки народов России (1 час)
Знакомство с легендами и сказками народов России
Песни народов России (1 час)
Знакомство с народными песнями
Танцы народов России (1час)
Знакомство с народным хореографическим творчеством
Кухни народов России (1 час)
Знакомство с кулинарным искусством народов России
Особенности национального поэтического жанра (1 час)
Знакомство с особенностями стихосложения у разных народов России
Разработка виртуальной экскурсии по 1 из регионов России (1 час)
Цель – популяризация внутреннего туризма. Презентация 1 из регионов России
Проведение виртуальной экскурсии (1 час)
Реализация себя в роли экскурсовода
Национальное достояние народа (великие люди, достижения в науке, искусстве, спорте) (1 час)
Знакомство с биографиями знаковых людей
Вклад народов России в Победу над фашизмом (1 час)
Знакомство с подвигами героев ВОв, проживающих в разных регионах России. Возложение цветов к мемориалам и памятникам
Разработка сценария для участия в программе Национального Фестиваля «Дружба Народов», подбор материала (творческих номеров, заданий) (1 час)
Составление плана мероприятия по презентации народа
Подготовка к проведению Национального Фестиваля «Дружба Народов» (2 час)
- Отработка отдельных творческих номеров
- Подбор костюмов и реквизита
- Работа над презентацией
Проведение Национального Фестиваля «Дружба Народов» (1 час)
Подведение итогов работы смены
1.5. Планируемые результаты смены
К концу смены воспитанники должны:
знать:
- историю Тамбова и Тамбовской области;
- символику Малой Родины и РФ;
-
характеристики, национальные особенности культуры одного народа РФ;
-
основные
этапы ВОв, героев ВОв;
- природу Тамбовского края;
- климатические зоны России
уметь:
- относительно четко и выразительно говорить;
-
работать с ролью;
- выступать на сцене;
- рассказать о людях, в честь которых воздвигнуты памятники в городе;
- провести пешеходную мини-экскурсию;
- отличать полезные растения от ядовитых;
- определять места обитания животных из разных регионов России
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы»
Календарный учебный график
Количество учебных занятий – 32.
Начало занятий – с 31 мая, окончание занятий – 29 июня. (Приложение 1)
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Организационно – педагогические
Кабинеты, соответствующие "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.
Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.
Организатором всей деятельности воспитанников смены является начальник летнего оздоровительного лагеря. Он следит за соблюдением расписания в работе Академии «Территория творчества».
Материально-технические
1. Занятия проводятся в классной, хореографической аудиториях и в актовом зале.
2. Перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа-проектор, фотоаппарат, видеокамера, колонки, сцена.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- конспекты разработок по темам занятий;
- музыкальный материал;
- наглядные пособия по темам;
- творческие групповые и индивидуальные задания.
Кадровое обеспечение
В рамках программы «Путешествие по России» работает Академия «Территория творчества»:
· Студия сценического движения и танца (рук. Чеснокова Я.В.);
· Студия сценической речи и импровизации (рук. Платухина Н.М.);
· Студия вокально-хорового пения (рук. Селянина Е.А. и Милосердова Л.С.);
· Студия изобразительного искусства (рук. Довженко Г.К.)
· Центр патриотической работы (рук. Горелкин Ю.В.)
· Медиа-центр (рук. Вальдман И.П.)
· Спортивная секция (рук. Кудряшов А.В.)
· Краеведение (рук. Болдырева И.М.)
· Десятилетие нашего Детства (рук. Журавлева С.Ю.)
Формы аттестации
В конце смены отряд делает презентацию «своего» народа, проводит национальный праздничный день (тематическое мероприятие), в рамках Национального фестиваля «Дружба народов».
Литература для учителя:
1. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л.Жуковская и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.
2. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками / Волгоград: Учитель, 2007.
3. Григорьев, В.М. Методика собирания и изучения народных игр / В.М. Григорьев. – М.: Рекл.-информ. бюро «Турист», 2002.
4. Евдокимова Е. Технология проектирования в ДОУ. Москва,2006.
5. Ершова А., Букатов Б. «Актерская грамота – подросткам», М., «Глаголь», 2019
6. Лепехин, А.Н. Казачество Тульского края / А.Н. Лепехин – М.: Витязь, 2010.
7. Максимцов, М.Д. Дорогами мужества / М.М. Максимцов. – Тула: Приокское книжное изд-во, 2016.
8. Материалы из периодических изданий «Музыкальная палитра», «Музыка в школе», «Обруч».
9. Нам дороги эти позабыть нельзя / под. ред. А.И. Федулова. – Тула: Пересвет, 2015.
10. Новицкая Л., «Уроки вдохновения», М., ВТО, 2014 г.
11. Ресурсы сети интернет: http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/8
12. Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/под ред. Ф.Виноградовой.-М.: Вентана-Граф,2011.
13. Фольклорные посиделки / Под ред. Л.И.Жук- Минск:Красико-Принт,2008
14. Цветкова И.В. Игры и проекты. Ярославль,1997
15. Черменский П.Н. Прошлое тамбовского края. Тамбов,1961
Литература для учащихся:
1. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37.
2. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. - Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.
3. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. Москва, 1999.
4. Барышникова Т., «Азбука хореографии», Аирис-Пресс Москва, 1999 г.
5. Дорожкина В. «Тамбовский край – ты часть моей России», 2002 г
6. Кряж В. Н., «Гимнастика Ритм Пластика», «Полымя» Минск, 1987
8. Станиславский К. «Работа актера над собой», М., «Искусство», 1985 г.
9. Щукин Ю.К., Горелов А.А., Молчанов Г.А. Тамбов старый, Тамбов новый, Тамбов, 2002.
Приложение 1
План реализации программы «Путешествие по России »
1 день – 31 мая
Знакомство с тематикой смены «Дружба Народов»
- презентация Дорожной карты смены;
- жеребьевка (выбор национальности);
- отрядное КТД (работа над созданием отрядного уголка)
- презентация отрядных уголков (название, девиз, тематическая музыка, слайды);
2 день – 1 июня
Открытие лагерной смены
- игровая конкурсная программа «Мы рисуем лето!»
- работа по модулю 1 «Туристско-краеведческий»: Экскурсия вдоль канала реки Цны
- подготовка творческих номеров к Национальному Фестивалю «Дружба Народов» (языковые особенности)
- работа Академии «Территория творчества»
3 день – 2 июня
Великие люди в истории страны
- работа по модулю 1 «Туристско-краеведческий»: Великие люди науки и искусства Тамбова и ТО
- Знакомство с национальными праздниками народов России
- работа Академии «Территория творчества»
4 день – 3 июня
Во что играли великие люди в детстве?
- работа по модулю 1 «Туристско-краеведческий»: Пешеходная экскурсия к памятникам (Державин, Рахманинов, Сергеев-Ценский)
- детские народные игры
- работа Академии «Территория творчества»
- старт познавательной игры «10-летие детства»
5 день – 6 июня
Моя малая Родина
- интеллектуальные познавательные игры, викторины, квесты на знание Тамбова и Тамбовской области (история, знаковые люди, природа края)
- знакомство с искусством народов России (музыка, живопись)
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
6 день – 7 июня
Пушкинский День России
- выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина
- Викторина по сказкам А.С. Пушкина
- Конкурс стихов, посвященный 221-летию со дня рождения поэта А.С.Пушкина
- легенды и сказки народов России
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
7 день – 8 июня
Люблю тебя, родной Тамбов!
- концертная программа, подведение итогов работы 1 недели смены
- песни народов России
- работа Академии «Территория искусства»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
8 день – 9 июня
Россия – Родина моя!
- работа по модулю 2 «Военно-патриотический»: Символы Родины (флаг, герб, гимн)
- выставка рисунков «Флаги народов России»
- Знакомство с хореографическим искусством народов России
- работа Академии «Территория творчества»
9 день – 10 июня
Города-герои РФ
- работа по модулю 2 «Военно-патриотический»: виртуальная экскурсия «Москва Златоглавая»
- игра-путешествие «Славные города России»
- работа Академии «Территория творчества»
- познавательная игра «Вкусные истории»
10 день – 14 июня
Белокаменная Русь
- работа по модулю 2 «Военно-патриотический»: обзорная экскурсия по Золотому кольцу России
- особенности народных литературных жанров
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
11 день – 15 июня
Экскурсионный тур
- работа по модулю 2 «Военно-патриотический»: пешеходная экскурсия к памятникам и мемориалам Славы ВОв
- разработка виртуальной экскурсии по 1 из регионов России
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
12 день – 16 июня
Равнение на смелых!
- работа по модулю 2 «Военно-патриотический»: проведение военно-спортивной игры «Зарница» (организаторы – участники отряда «Товарищ»)
- проведение виртуальной экскурсии по 1 из регионов РФ
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
13 день – 17 июня
Люди – главное богатство страны!
- работа по модулю 2 «Военно-патриотический»: интеллектуальный квест «России славные сыны»
- знакомство с выдающимися личностями, проживающими на территории РФ
- работа Академии «Территория творчества»
14 день – 20 июня
Никто не забыт, ничто не забыто
- работа по модулю 2 «Военно-патриотический»: подготовка к мероприятию, посвященного Дню памяти и скорби
- экскурсия к мемориалам ВОв, возложение цветов
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
15 день – 21 июня
Народ-победитель
- беседа «Вклад народов России в Победу над фашизмом»
- конкурс рисунков «Миру – Мир!»
- Викторина «Города – герои»
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
16 день – 22 июня
День памяти и скорби
- линейка «Свеча Памяти»
- участие в городских мероприятиях
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
17 день – 23 июня
Многонациональная Россия
- Подготовка к открытию Национального фестиваля «Дружба Народов» (составление сценария, репетиция номеров)
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
18 день – 24 июня
Искусство народов России
- Подготовка к фестивалю «Дружба Народов» (репетиция номеров)
- работа Академии «Территория творчества»
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
19 день – 27 июня
Открытие Национального фестиваля «Дружба Народов» (1 день)
- Выступление 1 и 2 отрядов
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
20 день – 28 июня
Национальный фестиваль «Дружба Народов» (2 день)
- Выступление 3 и 4 отрядов
- Познавательная игра «10-летие детства» (финал)
- работа Пресс-центра «Летняя карусель»
21 день – 29 июня
Закрытие Национального фестиваля «Дружба Народов» (3 день)
- Выступление 5 и 6 отрядов
- Подведение итогов Национального фестиваля «Дружба Нардов» (Закрытие смены)
- Работа Пресс-центра «Летняя карусель»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.