Программа всеобуча «Я и мой ребенок»
для родителей (законных представителей)
несовершеннолетних
по вопросам профилактики насилия и
жестокого обращения в семье,
суицидального поведения несовершеннолетних
Составитель:
Педагог-психолог
Резниченко А. А.
г. Миллерово
2023г.
Паспорт Программы
1. |
Наименование Программы |
Программа всеобуча «Я и мой ребенок» для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по вопросам профилактики насилия и жестокого обращения в семье, суицидального поведения несовершеннолетних |
2. |
Цель Программы |
Формирование психолого-педагогической, правовой, медико-социальной компетентности родителей (законных представителей) учащихся 1-11 классов по вопросам профилактики насилия в семье, жестокого обращения с несовершеннолетними детьми, а также по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков в семье. |
3. |
Задачи Программы |
1. Повышать правовую компетентность родителей (законных представителей) по формированию ненасильственной воспитательской позиции. 2. Оказать помощь родителям (законным представителям) по защите несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе в Интернет – пространстве. 3. Организовать информирование родителей (законных представителей) об особенностях современного психосексуального развития детей и подростков. 4. Организовать профилактику суицидального поведения детей и подростков в семье с целью снижения семейных факторов риска суицидального поведения детей и подростков.
|
4 . |
Срок реализации программы |
2023-2024г. |
5 . |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Изменение/укрепление воспитательной позиции родителей в пользу ненасильственных методов и приемом воспитания детей и подростков в семье. 2. Повышение информированности о способах получения специализированной помощи по вопросам воспитания детей и подростков в семье. 3. Расширение арсенала воспитательных методов по защите детей и подростков от информации, причиняющей вред их здоровью. 4. Ознакомление родителей с особенностями психосексуального развития современных детей и подростков. 5. Осознание родителями возможности снижения рискованного и суицидального поведения у своих детей. |
Программа разработана на основе следующих документов:
· Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН.
· Конституция Российской Федерации.
· Законы Российской Федерации:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29.12.2012 года.
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ.
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ.
- Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. №71-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
- Постановление областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 06.06.2019 № 2.3-П/27 (п.1.5.3).
Пояснительная записка
Среди множества проблем, находящихся на стыке педагогических, психологических, юридических, социальных и медицинских дисциплин проблема жестокого обращения с ребенком и подростком в семье является одной из наиболее актуальных.
В последнее время возросло насилие в семье, которое, очень часто, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками. По данным из ежегодного государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации» в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия.
Чаще всего жертвами физического насилия со стороны родителей становятся дети от 12 до 17 лет. Ситуация ухудшается с возрастом детей, достигая пика для 15 — 17-летних (14,2 случая на 1000 исследуемых). Тот же показатель гораздо ниже для дошкольников (6,3 на 1000). Дети виновными признают обоих родителей (94,2% всех случаев), однако в целом насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины (39,2%). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми, родные отцы — в 45 и 41% соответственно. Отвечая на вопрос «За что бьют детей в знакомых вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности — 26%; срывая раздражение — 29%; когда в доме беда — 20%; когда не могут справиться с ними другим способом — 19%; потому что их не любят — 5%; это делают психически неуравновешенные — 14%; это делают пьяницы, алкоголики — 29%.
В настоящее время увеличивается количество семей с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны к детям, но и грубы, неуважительны по отношению к ним; семей, где нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка; семей с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививается социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни; семей с недостатком воспитательных ресурсов, педагогически некомпетентных семей; семей с низким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе, общении и со сверстниками и др. Чаще всего в группу риска жестокого обращения с детьми входят:
· семьи с низким материальным уровнем жизни;
· многодетные семьи;
· неполные или конфликтные семьи;
· семьи, где есть усыновленные дети;
· алкоголизм одного или обоих родителей;
· умственная отсталость родителей;
· психические заболевания.
Проблемой на данный момент является и то, что большинство родителей, как правило, придерживаются авторитарных методов в воспитании, применяют к детям физические наказания, часто являющиеся причиной суицидального поведения ребенка. Либо, напротив, предоставляют полную свободу, не вмешиваются в жизнь детей, допускают бесконтрольность, и в то же время не оказывают достаточно поддержки, помощи, демонстрируют безразличие и психологическую глухоту к проблемам детей.
Родители, жестоко обращающиеся со своими детьми или пренебрегающие ими, встречаются в любой этнической группе, в любом классе общества и в любом географическом районе. В противовес общепринятому мнению, только 10% родителей жестоких со своими детьми, являются психическими больными. Остальные 90% — это люди, часто находящиеся в состоянии стресса, у которых личная жизнь нередко запутана и беспорядочна. Жестокое обращение с ребенком, обычно непреднамеренное, является результатом неконтролируемой ярости или плохого настроения. Большинство родителей, жестоких со своими детьми, говорят, что они чувствуют себя виноватыми после того, как причинят боль своему ребенку или обидят его. Жестокое обращение с ребенком может быть следствием чрезмерной реакции на стрессовую ситуацию, включающую в себя тяжелые условия жизни, кратковременные или долговременные финансовые затруднения, а также отсутствие необходимой информации о воспитании ребенка и родительского опыта. Подавляющее большинство родителей, обижающих своих детей, хотели бы быть хорошими родителями. Однако во время кризиса они стремятся вести себя так же, как вели себя их собственные родители: большинство людей, жестоко обращающихся со своими детьми, в детстве сами страдали от жестокого обращения. Большинство родителей, проявляющих физическую жестокость по отношению к своим детям, считают, что быть родителем — значит держать детей в строгости. Они откликаются на плохое поведение своего ребенка единственным известным им видом наказания — физическим насилием.
Другой острейшей проблемой современного российского общества – является проблема аутоагрессивного поведения и суицидов среди детей и подростков. 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых; бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей; черствости и безразличия окружающих.
В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем, именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т.п.).
Одной из причин появления данных проблем в нашем обществе является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Родители, как правило, не знают закономерностей возрастного развития детей, не умеют правильно налаживать отношения с детьми, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности в учебе в общении со сверстниками и т.п. Как показывают исследования, уровень психологической грамотности (или культуры) родителей оказывает существенное влияние на развитие социально значимых личностных характеристик подростков и их поведение, а также на характер отношения детей и подростков к себе и родителям.
Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все участники образовательного процесса только выиграют от того что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоническому развитию.
Школа может помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого-педагогического просвещения, помощником в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка.
Всеобуч для родителей (законных представителей) – один из важных видов деятельности специалистов, позволяющий решать различные задачи и, самое главное, повышать психолого-педагогические компетенции участников образовательного процесса, а именно: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знание о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, продуктивную связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа, организации профессионального образования).
Всеобуч для родителей (законных представителей) выступает как основа для поддержки, сотрудничества и мотивирования родителей, давая им уверенность в своих силах, в помощи специалистов и, что с любой, даже самой сложной ситуацией, можно справиться, объединив усилия.
Программа всеобуча «Я и мой ребенок» для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по вопросам профилактики насилия и жестокого обращения в семье, суицидального поведения несовершеннолетних рассчитана на родителей (законных представителей) учащихся 1-11 классов и включает 4 тематических блока, затрагивающих основные вопросы: профилактики жестокого обращения с детьми и подростками в семье, безопасности (в т.ч. информационной), полового воспитания, правового статуса несовершеннолетнего. В целом, Программа содержит 44 темы. Тематика занятий сформирована с учетом особенностей детей различного возраста, актуальных вопросов взросления на каждом этапе развития и необходимости создания оптимальных условий воспитания детей и подростков в семье. Занятия проводятся 1 раз в учебной четверти, продолжительностью 1,5-2 часа.
Программа реализуется такими Специалистами, как педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями), которые проводят занятия с родителями (законными представителями) по Программе, участвуют в проведении оценки эффективности, анализа и обсуждения результатов мероприятий Программы.
Программа предполагает разнообразные формы работы с родителями (интерактивные лекции, презентации, обучающие семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия и др.), которые позволят не только передать информацию, но и способствовать формированию у родителей навыков и умений, имеющих значение для профилактики насилия и жестокого обращения в семье в отношении несовершеннолетних, суицидального поведения несовершеннолетних.
Повысить эффективность проводимых занятий может привлечение специалистов других ведомств.
Цель Программы: повышение психолого-педагогической, правовой, медико-социальной компетентности родителей обучающихся по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми и суицидального поведения среди детей и подростков в семье.
Задачи Программы:
1. Способствовать формированию ненасильственной воспитательской позиции родителей.
2. Помочь родителям в защите детей и подростков от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе в Интернет – пространстве.
3. Информировать родителей об особенностях современного психосексуального развития детей и подростков.
4. Способствовать снижению семейных факторов риска суицидального поведения детей и подростков.
Принципы организации работы с родителями (законными представителями):
· принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность предполагает единство и преемственность всех звеньев программы;
· принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;
· принцип диалогичности, ориентированный на установление доверительных, взаимообогащающих отношений педагогов, специалистов межведомственных организаций, участвующих в реализации Программы.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Изменение/укрепление воспитательной позиции родителей (законных представителей) в пользу ненасильственных методов и приемом воспитания детей и подростков в семье.
2. Повышение информированности о способах получения специализированной помощи по вопросам воспитания детей и подростков в семье.
3. Расширение арсенала воспитательных методов по защите детей и подростков от информации, причиняющей вред их здоровью.
4. Ознакомление родителей (законных представителей) с особенностями психосексуального развития современных детей и подростков.
5. Осознание родителями (законными представителями) возможности снижения рискованного и суицидального поведения у своих детей.
Реализация Программных мероприятий позволит в значительной мере снизить социальную напряжённость и разобщённость родителей, детей, педагогов, повысить уровень культуры отношений между родителями, детьми, школой, комплексно решать вопросы профилактики суицидального поведения детей и подростков, насилия и жестокости в семье и среде сверстников в отношении несовершеннолетних.
Взаимодействие участников Программы будет способствовать укреплению института семьи. Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить проявления насилия и жестокости по отношению к детям и подросткам в семье и среде сверстников, снизить количество детей и подростков с суицидальным поведением, оптимизировать взаимоотношения в детско-родительской среде, позволит родителям продуманно действовать в острых кризисных ситуациях и периодах преодоления последствий ситуаций кризиса.
Методы и формы организации работы с родителями (законными представителями):
· круглый стол, педагогическая мастерская, дискуссионный клуб, собрание-диспут, проблемный семинар, родительское собрание;
· интерактивные лекции, деловая игра, мозговой штурм и т.п..
Помимо очной формы, в современных условиях рабочей загруженности родителей возникает необходимость в дистанционных способах просвещения, связанных с использованием ИКТ:
· электронные рассылки материалов;
· скайп-консультации;
· презентации на собственных сайтах педагогов, психологов и других специалистов;
· тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах образовательных организаций;
· Интернет – мастерские;
· родительские собрания в режиме видеоконференцсвязи.
В качестве критериев эффективности достижения результатов реализации Программы выделяются следующие:
1. Родители знают виды, признаки жестокого обращения, понимают причины появления жестокого обращения с детьми в семье.
2. Знают приемы ненасильственного воспитания и применяют их.
3. Владеют информацией об организациях и учреждениях, оказывающих специализированную помощь по вопросам воспитания.
4. Понимают свою роль в формировании безопасного поведения при использовании ребенком интернет-ресурсов.
5. Знают основы полового воспитания детей и подростков, понимают родительскую роль в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
6. Владеют информацией о влиянии семьи на формирование суицидального поведения у детей и подростков.
Обязательным условием реализации Программы всеобуча является оценка эффективности проводимых мероприятий по перечисленным критериям, которая проводиться в два этапа:
1 этап – оценка каждого мероприятия.
2 этап – оценка мероприятий по итогам учебного года.
Список рекомендованной литературы.
1. Алексеева И.А. Травля в школе: причины, последствия, помощь. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://psy.su/feed/2510/
2. Буллинг в школе: причины, последствия, помощь/ сост. Н.В. Ктотова – Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Нева, 2002. — С. 248.
4. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. - С. 304.
5. Березина А.Ф. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям.- Ростов н/Д, 2006.
6. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. — СПб.: Академический проспект, 2002. - С. 98.
7. Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
8. Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Флинта, 1998. - С. 27.
9. Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников. СПб.: 2005.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
11. Гордон Т. Курс эффективного родителя. М.: Ломоносовъ, 2010.
12. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
13. Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я, Цымбал Е.И. Помощь детям-жертвам насилия. М.: Генезис, 2006.
14. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003.
15. Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
16. Как прожить без насилия. Пособие для старшеклассников / Под ред. Е.А. Золотиловой. Ростов-на-Дону: Медиа-Полис, 2011.
17. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе // Педагогика. 1998, №5.
18. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. №11. С. 15-18.
19. Кузьмина З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами. СПб: Врачи детям, 2010.
20. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М .: Гардарики, 2005.-320с.
21. Леви В. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. М.: Торобоан, 2007.
22. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. М.: Амрита-Русь, 2008.
23. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
24. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления // http://www.nsportal.ru
25. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Речь, 2006.
26. Николаева Е. И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
27. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб.: Речь, 2005.-150с.
28. Образцова Л.Н. Нестандартный ребенок. Не хочу, не буду! 101 способ договориться: подсказки для родителей. М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010.
29. Паскал В.В. Тренинг «Проблемы дисциплины» //http://edu.of.ru/victoruy
30. Платонова С. М. Родительская азбука взаимодействия с ребенком. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
31. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье: методические материалы / Сост. А.И. Зырина, Т.Л.Индейкина. Пермь: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2009.
32. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2005.
33. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. М.: ВЛАДОС, 1997.
34. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. Лекции, консультирование, тренинги. М.: Психотерапия, 2008.
35. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2002.
36. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М.: РБФ HAH, 2007.
37.
Шишова Т.Л. Как правильно наказывать ребенка? М.: Лоза, 2007.
Отрощенко Е.Г. Профилактика явлений буллинга в школе. [Электрон. ресурс] –
Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/08/28/profilaktika-bullinga-v-shkole
38. Родительские собрания Авт.-сост. Л.А. Егорова М. «Вако» 2009
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Сайт rosppsy.ru, раздел лауреаты конкурса психолого-педагогических программ.
6. Сайт ГБУ РО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Тематика занятий всеобуча для родителей (законных представителей) учащихся 1-4 классов.
Тема |
Задачи
|
Сроки |
|
1 класс
|
|||
1. Трудности адаптации первоклассников. |
1. Познакомить родителей с психологическими особенностями периода школьной адаптации. 2. Дать представления о причинах трудностей в обучении, связанных с недостаточным развитием познавательной сферы, отсутствием организации учебной деятельности (режима дня). 3. Обсудить способы поддержки ребенка в адаптационный период. 4. Помочь родителям в нахождении возможных путей преодоления трудностей. |
I четверть |
|
2. «Когда мир жесток»: понятие жестокого обращения с детьми в семье, виды, формы, последствия для здоровья ребенка. |
1. Познакомить родителей с понятием «жестокое обращение» с детьми в семье, формами, видами, основными причинами и последствиями жестокого обращения для ребенка. 2. Обозначить виды ответственности в отношении лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. |
II четверть |
|
3. «Воспитание без насилия: методы и приемы ненасильственной педагогики». |
1. Познакомить с основными методами и приемами ненасильственного воспитания. 2. Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей. 3. Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье. |
III четверть |
|
4. «Цифровое воспитание или кибербезопасность ребенка в современном мире». |
1. Показать родителям важность и значимость цифрового воспитания детей. 2. Рассказать родителям о правилах общения в сети Интернет. 3. Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в сети Интернет. |
IV четверть |
|
2 класс |
|||
1. «Детская агрессия»: понятие, формы, причины. |
1. Информировать родителей о понятии «детская агрессия», ее вида и формах проявления. 2. Разъяснить родителям влияние семьи на появления детской агрессии (одной из которых является жестокое обращение с ребенком в семье). |
I четверть |
|
2. «Детская агрессия»: как научить ребенка справляться с гневом. (продолжение темы 1).
|
1. Способствовать формированию у родителей умений и навыков совладающего поведения в отношении проявления агрессии ребенка в семье. 2. Дать рекомендации родителям о том, как научить ребенка справляться со своим агрессивным состоянием, бороться со своим гневом. |
II четверть |
|
3.«Формирование половой идентичности у ребенка в семье». |
1. Познакомить родителей с содержанием, формами и методами воспитания детей в семье по проблеме половой идентификации, культуры взаимоотношений между полами. 2. Информировать родителей о способах формирования у детей знаний и навыков поведения того пола, к которому ребенок принадлежит. 3. Развивать представления родителей о просветительных воздействиях на ребенка, направленных на овладение ими нормами поведения, свойственными представителям его пола, полноценному формированию полового поведения. |
III четверть |
|
4.«Компьютер в жизни школьника: влияние на развитие ребенка». |
1. Обсудить с родителями проблему влияния компьютера и сети Интернет на развитие личности младшего школьника. 2. Познакомить родителей с рекомендациями СанПиНа при использовании компьютера. 3. Дать рекомендации родителям по организации контроля использования ресурсов сети Интернет младшим школьником в домашних условиях. 4. Показать возможности использования компьютера в учебной деятельности в домашних условиях для подготовки к урокам. |
IV четверть |
|
3 класс
|
|||
1. «Буллинг и насилие. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии в отношении него в группе сверстников?» |
|
I четверть |
|
2. «Как защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». |
1. Повысить уровень осведомленности родителей о негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных средств массовой коммуникации на детскую психику и способах его предупреждения. 2. Повысить уровень осведомленности родителей о нормах
Федерального Закона 3. Познакомить родителей с материалами «Методических рекомендаций о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» от 19.08.2019, разработанных Роспотребнадзором, Минпросвещения, Рособрнадзором и Российской академией образования, целью которых является профилактика возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса. 4. Познакомить родителей с информацией о последствиях длительного времени использования мобильных телефонов детьми и подростками, приводящих к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания. |
II четверть |
|
3. «Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания детей младшего школьного возраста». |
1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей младшего школьного возраста. 2. Объяснить роль родителей в воспитании мальчиков и девочек.
|
III четверть |
|
4. «Безопасность младшего школьника в семье и окружающей среде». |
1. Информировать родителей о необходимости создания безопасных условий для воспитания младшего школьника в доме и вне семьи, о способах самозащиты ребенка и порядка действий в опасной ситуации. 2. Дать рекомендации родителям по организации безопасности детей в каникулярное время. 3.Информировать родителей о роли семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 4. Познакомить родителей с типичными ошибками детей при переходе улиц и дорог, «безопасным маршрутом» движения ребенка в образовательную организацию и обратно. |
IV четверть |
|
4 класс
|
|||
1. «Интернет-общение в жизни ребенка - это хорошо или плохо?». |
1. Побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности за безопасность детей в сети Интернет путем активного участия в общении ребёнка с Интернетом, особенно на этапе освоения, обязательно следить за контактами детей в сети Интернет и знакомиться с сайтами, которые они посещают. 2. Познакомить родителей с советами специалистов по общению детей с Интернет-пространством, в том числе и в вопросе контроля траты денежных средств при скачивании платной информации, получении платных услуг. 3. Помочь родителям сформировать список полезных, интересных и безопасных ресурсов, которыми могут пользоваться младшие школьники. 4. Дать рекомендации по установлению на домашний компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». |
I четверть |
|
2.«Конфликты с ребенком: как их избежать?». |
1. Способствовать формированию у родителей представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций. 2. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку. 3. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё, роли матери и отца в формировании семейной атмосферы. |
II четверть |
|
3.« Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития современного ребенка». |
1. Познакомить родителей с возрастными закономерностями и особенностями психосексуального развития современного ребенка, задачами сексуального воспитания детей младшего школьного возраста в семье. 2. Показать родителям разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и патологического поведения. 3. Информировать о факторах риска, способных нарушить психосексуальное развитие детей (сексуальное насилие). |
III четверть |
|
4.«Безопасность Вашего ребенка или как уберечь ребенка от сексуального насилия». |
1. Познакомить родителей с правилами поведения, которые помогут уберечь ребенка от сексуального насилия. 2. Информировать родителей о том, что дети и подростки должны знать о сексуальном насилии, чтобы защитить себя, как научить своего ребенка противостоять опасности сексуального насилия. 3. Дать родителям рекомендации, как объяснять ребенку правила безопасного поведения дома и на улице; как организовать контроль за тем, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами, сценами насилия, нежелательные контакты ребенка в сети Интернет. |
IV четверть |
Тематика занятий всеобуча для родителей (законных представителей) учащихся 5-9 классов.
Тема |
Задачи
|
Сроки |
5 класс
|
||
1. «Трудности адаптации в среднем звене». |
1. Познакомить с психологическими особенностями детей этого возраста. 2. Рассказать о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе. 3. Помочь родителям осознать свою помощь в адаптации своих детей. |
I четверть |
2. «Возрастные особенности младшего подросткового возраста. Актуальные потребности». |
1. Дать характеристику особенностей подросткового возраста, основным признакам протекания подросткового кризиса. 2. Познакомить родителей с основными потребностями подростка в этом возрасте, дать объяснение их появлению (в то числе рискованному поведению). 3. Дать объяснение тому, что подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций, отсутствия жизненного опыта и навыков конструктивного решения проблемы, что увеличивает риск суицидального поведения. 4. Помочь родителям вовремя распознать риски для жизни детей и подростков, информировать о маркерах суицидального риска, а также дать информацию о центрах психологической помощи детям и родителям по данной проблематике. |
II четверть |
3. « Киберзависимость, ее проявления и последствия». |
1. Раскрыть понятие «киберзависимость» и ее разновидностей, способствовать формированию представления о негативном воздействии компьютерной зависимости на пользователя сети Интернет. 2. Довести до сведения родителей информацию по вопросам появления новых видов компьютерных и интернет-зависимостей, обозначить причины появления компьютерных зависимостей. 3. Обсудить задачи родителей в вопросах семейного воспитания в связи с появлением новых заболеваний эмоционального плана у пользователей сети Интернет. 4. Информировать родителей об оказании социальной и психологической помощи подросткам с признаками интернет - зависимости. |
III четверть |
4. «Начало полового созревания подростков и его влияние на психику». |
1. Познакомить родителей с особенностями поведения детей и подростков в период полового созревания, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. 2. Информировать родителей об особенностях пубертатного кризиса, проявляющегося в эмоциональной нестабильности, половой идентификации, влиянии темпа созревания на самосознание. |
IV четверть |
6 класс
|
||
1. «Интернет сообщества». |
1. Информировать родителей о деятельности деструктивных групп и сообществ, вовлекающих детей и подростков в «роковые» и смертельно опасные игры, так называемые «группы смерти». 2. Раскрыть понятие «кибербуллицид», т. е — суицид, произошедший вследствие столкновения с прямой или косвенной агрессией в сети Интернет. 3. Дать представление о поведенческих признаках того, что ребенок состоит в «группе смерти», пояснить родителям на что следует обратить внимание на странице ребенка в социальных сетях «в контакте», рассказать о том, что для вовлечения подростков в такие группы организаторы «групп смерти» используют возрастные особенности подростков и их бесконтрольное пользование интернетресурсами, через которые на него может оказываться деструктивное воздействие. 4. Информировать родителей о службах, которые оказывают социальную и психологическую помощь подросткам, с признаками вовлеченности в опасные контенты в сети Интернет. |
I четверть |
2. «Родители меня не понимают» или как услышать подростка». |
1. Повысить уровень родительских компетенций в области взаимодействия с подростками и их социальным окружением. 2. Способствовать расширению возможностей понимания возрастных особенностей подростка, активизации конструктивной коммуникации в семье. 3. Повышение информированности родителей о ряде социальных рисков, характерных для подросткового возраста, и способах родительского поведения в различных, связанных с данными рисками, ситуациях. 4. Рассмотреть разные способы эффективной коммуникации между родителями и подростками («Я-сообщение», «Активное слушание», «Позитивный настрой»). |
II четверть |
3. "Как относиться к детским влюбленностям?" |
1. Информировать родителей о типичных проблемах, возникающих в семье в связи с чувством первой влюбленности у детей. 2. Помочь родителям в осознании важности первой влюбленности в судьбе ребенка и необходимости его поддержки во время этого состояния. 3. Отработка с родителями навыков воспитательного взаимодействия с детьми, испытывающими чувство первой влюбленности. |
III четверть |
4. «Как оказать поддержку подростку в кризисной ситуации». |
1. Информировать родителей о понятии «кризисная ситуация», признаках наличия кризисного состояния у подростка. 2. Познакомить родителей со способами помощи подростку, находящемуся в кризисном состоянии. |
IV четверть |
7 класс
|
||
1. «Трудное поведение подростков». |
1. Информировать о факторах, провоцирующих трудное поведение детей. 2. Дать представление о влиянии поведения родителей на сложные поведенческие проявления подростков в семье. |
I четверть |
2. «Преодоление трудного поведения. Стратегии взаимодействия с подростками». (продолжение темы 1) |
1. Познакомить родителей с основными правилами построения конструктивного общения с подростком в семье. Показать возможности конструктивного решения конфликтных ситуаций между детьми и родителями, заинтересовать родителей в поиске контактов с ребенком, в готовности признать в нем личность и оценить его право быть самим собой, дать возможность проанализировать семейные ситуации, взглянуть на себя со стороны, в практических упражнениях развивать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях 2. Способствовать установлению и развитию неконфликтных детско-родительских отношений партнерства и сотрудничества в семье. |
II четверть |
3.«Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка». |
1. Раскрыть понятие «кибербуллинг». Дать представление о поведенческих признаках того, что ребенок подвергается «кибербуллингу» в сети Интернет. 2. Дать рекомендации родителям о том, как предотвратить кибербуллинг и травлю ребенка в сети Интернет, как провести с ребенком образовательную беседу о «кибербуллинге» и травле онлайн, продемонстрировать эффективные способы реагирования на ситуации, когда ребенок подвергается кибербуллингу. |
III четверть |
4. «Нежелательное сексуальное внимание в сети Интернет». |
1. Информировать родителей о наличии в сети Интернет откровенного сексуальный контента (порнография). 2. Помочь родителям в установлении доверительных отношений с детьми и подростками в семье, способствующих откровенным беседам с ребенком на тему наличия угрозы сексуального посягательства на него в сети Интернет, назначения встреч незнакомцами через сеть Интернет, наличия сексуальных домогательств в отношении него при виртуальном общении. 3. Дать рекомендации по организации контроля за посещением детьми и подростками различных сайтов, участия в чатах о сексе, просматривании им страниц о насилии. |
IV четверть |
8 класс
|
||
1.«Выбор профессии как один из основных жизненных выборов». |
1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей подростков. 2. Формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками. |
I четверть |
2.«Подростковый возраст – возраст кризисов». |
1. Информировать родителей о психологических особенностях подросткового кризиса, появлении проблем в поведении подростка, причинах возникновении конфликтов с родителями. 2. Помочь родителям проанализировать типичные конфликтные ситуации между родителями и подростками, рассмотреть возможности предупреждения/выхода из конфликтных ситуаций. |
II четверть |
3.«Возраст первой любви». |
1. Познакомить родителей с особенностями переживания чувства любви подростками, помочь осознать важность этого чувства и необходимость трепетного, бережного отношения к нему. 2. Помочь родителям, в случае неразделенной любви их ребенка, правильно объяснить ему, что его чувства могут быть не взаимны, научить ребенка правильно реагировать на них, помочь ему сохранить чувство собственного достоинства. |
III четверть |
4.«Правовое положение ребёнка в семейном праве. Права и обязанности несовершеннолетних детей и подростков». (рекомендуется проведение занятия с привлечением специалистов) |
1. Актуализировать проблему соблюдения прав детей и подростков в семье, обществе. 2. Познакомить родителей с правами, обязанностями и ответственностью несовершеннолетних детей по Российскому законодательству. 3. Ознакомить родителей с семейно-правовым статусом несовершеннолетних, правовым регулированием защиты прав несовершеннолетних, формой защиты семейных прав несовершеннолетних, судебной защитой семейных прав несовершеннолетних детей. |
IV четверть |
9 класс
|
||
1. «Профориентация: выбор учебного пути». |
1. Информировать родителей об основных факторах выбора учебного пути после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или начать обучение в среднем профессиональном учреждении. 2. Помочь родителям при выборе учебного пути подростком, учесть его интересы, склонности, способности. |
I четверть |
2. «Если в семье конфликт». |
1. Информировать родителей о последствиях супружеских конфликтов для детей и подростков в семье. 2. Познакомить родителей с приемами профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в семье (в случае хронических конфликтов между супругами, ситуации развода супругов, враждебных отношений между членами семьи и т.д.). 3. Информировать родителей о службах, которые оказывают социальную и психологическую помощь в период семейных кризисов. |
II четверть |
3. «Правила эффективной коммуникации с детьми и подростками по вопросу начала сексуальных отношений». |
1. Информировать родителей о правилах построения беседы с подростками о том, что положительного и отрицательного могут принести в их жизнь сексуальные отношения. 2. Объяснить роль родителей в вопросах формирования у подростков понимания ответственности, связанной с началом сексуальных отношений. |
III четверть |
4. «Как помочь подростку адаптироваться к новым жизненным условиям». |
1. Обсудить с родителями пути предупреждения возникновения у подростков трудных жизненных ситуаций, связанных с началом получения профессионального образования, адаптацией к новой образовательной организации, сменой места жительства, круга общения, снижением контроля родителей за проведением свободного времени подростком и др. 2. Помочь родителям в овладении способами и приемами оказания психологической помощи подросткам в период подготовки к сдаче ГИА, развитии у подростков качеств, умений и навыков, повышающих эффективность подготовки к прохождению ГИА, умений мобилизовать себя в ответственной ситуации, владеть своими эмоциями. |
IV четверть |
Тематика занятий всеобуча для родителей (законных представителей) учащихся 10-11 классов.
Тема |
Задачи
|
Сроки |
|
10 класс
|
|||
1. «Возрастные особенности юношества». |
1. Расширить представления родителей о психологических особенностях старшеклассников. 2. Помочь родителям в выработке гармоничных способов взаимоотношений с юношами и девушками в семье. |
I четверть |
|
2. «Молодежные субкультуры». |
1. Информировать родителей о понятии «субкультура» и ее значении для молодежи. 2. Способствовать формированию у родителей толерантного отношения к молодежной субкультуре. 3. Помочь родителям в выработке способов противодействия негативному влиянию субкультуры на развитие личности юноши или девушки (в случае необходимости). |
II четверть |
|
3. «Как понять взрослого ребенка». |
1. Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях старших школьников с родителями, наметить пути их решения. 2. Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с эмоциональными и поведенческими реакциями старших школьников. |
III четверть |
|
4. «Юношеская любовь: первые трудности». |
1. Информирование родителей об особенностях юношеской любви. 2. Обозначить роль родительской семьи в построении гармоничных отношений юноши или девушки с будущим партнером. |
IV четверть |
|
11 класс
|
|||
1. «Готовимся к ЕГЭ». |
1. Познакомить родителей с факторами, вызывающими стрессовые реакции у выпускника в период подготовки и сдачи ЕГЭ. 2. Обсудить возможности организации жизнедеятельности выпускника для сохранения психологического здоровья. |
I четверть |
|
2. «Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная угроза».
|
1. Информировать родителей о понятии «молодежный экстремизм», формах экстремистских действий, особенностях молодежного экстремизма, способах вовлечения молодежи в неформальные экстремистские объединения в социальных сетях. 2. Помочь родителям объяснить последствия участия в деятельности экстремистских организаций, познакомить с Федеральным законом РФ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в котором выделены признаки экстремистской деятельности. |
II четверть |
|
3. «Роль семьи на этапе жизненного самоопределения старших школьников».
|
1. Информировать родителей о процессе личностного и профессионального самоопределения старших школьников. |
III четверть |
|
4. «Как помочь выпускнику преодолеть предэкзаменационный стресс». |
1. Способствовать развитию психолого-педагогической культуры родителей для правильного сопровождения обучающихся в экзаменационный период. 2. Информировать родителей о способах снятия психоэмоционального напряжения, тревожности у выпускников в период подготовки и прохождения экзаменов. |
IV четверть |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.