Программа «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в образовательном процессе»
Оценка 5

Программа «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в образовательном процессе»

Оценка 5
Документация
doc
администрации +2
24.06.2021
Программа «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в образовательном процессе»
В программе представлены способы выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности.
Программа_Выявление_и_развитие_способностей_обучающихся_в_образовательном_процессе.doc

Программа

«Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

в образовательном процессе»

 

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, спортивной деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, спортивной деятельности

Способы выявления способностей

к творческой деятельности

Способы развития способностей

к творческой деятельности

1.      Анализ продуктов деятельности (творческих работ) обучающихся

1)      Сочинения, эссе

2)      Рисунки, предметы прикладного творчества

3)      Портфолио достижений

2.      Анкетирование обучающихся и их родителей

1) «Проявление специальных способностей»

А. И. Савенков

(анкета может использоваться родителями и учителями, обработка данных не требует специальных знаний в области психологии)

Цель: выявление признаков одарённости в определённой сфере деятельности

2) «Карта одарённости»

А. И. Савенков

(анкета может использоваться родителями и учителями, обработка данных не требует специальных знаний в области психологии)

Цель: выявление признаков одарённости в определённой сфере деятельности

3.      Наблюдение за обучающимися в ходе творческой деятельности

1)      Карта наблюдений для педагогов «Творческая самореализация школьников»

Л. Н. Дроздикова

Компоненты творческой самореализации:

·         Положительная мотивация к творческой деятельности

Критерии оценивания:

ü  осознанность цели деятельности;

ü  интерес к процессу творческой деятельности;

ü  стремление к успеху при решении творческих задач;

ü  стремление к лидерству в творческой деятельности;

ü  познавательные потребности;

ü  стремление к самосовершенствованию.

·         Самоорганизация в творческой деятельности

Критерии оценивания:

ü  умение выделять основные цели и приоритеты;

ü  способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции;

ü  умение преодолевать трудности в учении.

·         Использование творческих способностей

Критерии оценивания:

ü  гибкость мышления;

ü  оригинальность мышления;

ü  критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность;

ü  способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию;

ü  умение видеть альтернативу решения творческих задач;

ü  преобразование известных средств для новых решений проблемы.

Оценка критериев ведётся по степени их выраженности: всегда, иногда, никогда.

1.      Использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий

1.      Технология креативных методов обучения, или создание личного образовательного продукта в области литературного творчества и изобразительной  деятельности (А. В. Хуторской)

1)      Метод агглютинацииоединение (склеивание) несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов)

·         Упражнение «Что получится, если…»

«Что получится, если соединить утюг и пылесос, автомобиль и крылья, лампочку и авторучку?», «Изобразите бегающее дерево, летающую лису, горячий снег»

2)      Метод изменения контекста

·         Упражнение «Десять способов»

«Придумайте десять новых способов применения кастрюли, линейки, ботинка, канцелярской скрепки»

3)      Метод решения необычной проблемы

·         Упражнение «Если бы…»

«Что случилось бы, если ожили динозавры, люди переселились на Луну?», «Что вы будете делать, если научитесь читать мысли на расстоянии, станете лёгкими, как пушинка?»

4)      Метод импровизации

·         Упражнение «Спонтанная иллюстрация»

«Прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться, рисуйте, не задумываясь о том, что получится»

2.      Технология активных методов обучения (АМО) (В. Я. Рыбальский, И. Г. Абрамова, А. М. Смолкин, М. М. Бирштейн)

1)      Мозговой штурм или мозговая эстафета (создание банка идей для решения задачи)

2)      Метод коллективного творческого дела

3.      Технология игрового развивающего обучения (Б. П. Никитин, С. А. Шмаков)

1)      Дидактическая игра

2)      Метод инсценирования и театрализации

3)      Метод образного видения (развитие способностей к литературному творчеству и художественной деятельности)

2.      Проведение нетрадиционных форм урока

1)      Игровые уроки и уроки-конкурсы

2)      Презентации творческих проектов

3)      Экскурсии

4)      Встречи с людьми творческих профессий (художниками, музыкантами, театральными деятелями)

3.      Составление индивидуального плана работы с обучающимися

План может включать в себя направления:

1)      Творческие и опережающие домашние задания (по желанию ребёнка)

2)      Консультации по подготовке творческих проектов и презентаций

3)      Внеурочная деятельность по приоритетным областям (по выбору ученика)

Способы выявления способностей

к интеллектуальной деятельности

Способы развития способностей

к интеллектуальной деятельности

1.      Анализ продуктов деятельности обучающихся

1)      Промежуточные и итоговые контрольные работы

2)      Проверочные, самостоятельные работы и тесты

3)      Портфолио достижений

2.      Анкетирование обучающихся

1)      Опросник «Познавательная потребность»

В. С. Юркевич

(опросник может использоваться учителями, обработка данных не требует специальных знаний в области психологии)

Цель: выявление уровня развития познавательных потребностей школьников.

2)      Опросник «Диагностика учебной мотивации школьников»

3)      М. В. Матюхина

Цель: изучение мотивационной сферы, преобладающих мотивов учения

(опросник может использоваться учителями, обработка данных не требует специальных знаний в области психологии)

3.      Наблюдение за обучающимися в ходе решения учебных задач

4.      Мониторинг достижения планируемых предметных результатов освоения ООО НОО

1.      Использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий

1.      Технология когнитивных методов обучения (А. В. Хуторской)

1)      Метод эвристического наблюдения (конструирование новых знаний с помощью наблюдений за объектами или явлениями)

2)      Метод исследования (исследование объекта по заданному плану)

2.      Технология индивидуализации обучения (индивидуально-личностного подхода в обучении) (И. Э. Унт, В. Д. Шадрикова)

1)      Метод обучения на основе индивидуально-ориентированного плана

·         Разноуровневые и нестандартные домашние задания

·         Индивидуальные листы оценки достижения планируемых результатов по разделам и темам

·         Большой объём самостоятельной работы

2.      Вовлечение обучающихся в проектную деятельность и работу школьного научно-исследовательского общества

3.      Проведение нетрадиционных форм урока

1)      Урок-интеллектуальное путешествие, урок-квест

2)      Урок-исследование

 


Программа «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в образовательном процессе»

Программа «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в образовательном процессе»

Использование творческих способностей

Использование творческих способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2021