Пояснительная записка
Одной из задач психологической службы ОУ является выявление и развитие одарённости учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, создание условий для реализации познавательных и творческих потребностей каждого ребёнка.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках.
Программа разработана на основании:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
- Концепции развития дополнительного образования детей № 1725-р;
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Выделим три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.Дети
с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического
склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном
возрасте).
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития способностей обучающихся, создание условий для самореализации способностей обучающихся в разных предметных областях.
Задачи:
1. создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем потенциала;
2. ранняя диагностика способностей;
3. психолого - педагогическая поддержка одарённых (мотивированных) детей;
4. помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
5. создание системы симулирования творческой и научной деятельности обучающихся;
6. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу;
7. усиление методического сопровождения по данному направлению; (исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему).
8. расширение возможностей для участия в творческих выставках, конкурсах, конференциях различного уровня.
9. удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
Основные направления реализации программы
· выявление способностей обучающихся;
· создание банка данных «Одаренные дети»;
· разработка индивидуальных форм работы;
· внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития творческих способностей обучающихся;
· использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
· создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных и талантливыхобучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
· принцип доверия и поддержки;
· принцип добровольности;
· принцип индивидуальности;
· принцип выбора;
· принцип творчества и успеха;
· принцип привлекательности результатов;
· принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию способностей обучающихся:
· наблюдение;
· диагностика;
· беседы с участниками образовательного процесса;
· консультации;
· дифференцированные задания;
· учебные задания практико ориентированной направленности;
· проектная, исследовательская деятельность;
· ролевые игры;
· конкурсы, выставки;
· конференции творческого и исследовательского характеров.
Этапы психолого- педагогического сопровождения одаренных детей
В структуре работы по психолого – педагогическому сопровождению одарённых детей выделим три основных этапа:
1этап. Выявление потенциальных способностей учащихся и анализ их познавательных потребностей.
Цель: выявление потенциальных способностей учащихся в разных видах деятельности, определение направлений одарённости по видам деятельности, выявление и анализ образовательных потребностей.
Специальных методик для выявления одарённости ребёнка нет (т. е. нет пока какого – то единого теста, проведя который, можно с уверенностью диагностировать одарённость учащегося). Для выявления одарённости детей нами используется комплексный подход:
1. Наблюдение, которое осуществляют родители, педагоги, психологи
2. Психолого – диагностическое обследование учащихся, которое проводит психолог.
3. Анализ самоотчетов и самонаблюдений детей, который проводится и педагогами, и родителями, и психологами.
Результат первого этапа: создание банка данных одарённых детей и банка данных детей с высоким потенциалом.
В банк данных одарённых детей вносятся данные ребят, которые уже проявляют свои способности, являются победителями и призёрами олимпиад и конкурсов различных уровней.
Банк данных детей с высоким потенциалом включает ребят, которые, имея высокий интеллектуальный, творческий или мотивационный потенциал, пока не реализовали свои способности.
2 этап. Психолого–педагогическое сопровождение учащихся с выявленными латентными признаками одарённости.
После диагностики одарённости на втором этапе работы с одарёнными детьми нами организуется психолого - психологическое сопровождение учащихся.
Начальные классы (1 – 4 классы): развитие общих способностей обучающихся.
Средние и старшие классы (5 – 11 классы): в этом возрасте одарённость приобретает специфические черты, развитие одарённости приобретает предметную направленность. Задача специалистов школы на этом этапе – дать ребёнку возможность реализовать выявленные образовательные потребности и способности.
При организации психологического сопровождения одарённых детей, выборе форм и методов работы с ними, мы выделяем два основных фактора одарённости: инструментальный и мотивационный, то есть рассматриваем одаренность ребёнка в двух основных аспектах: могу и хочу. Инструментальный аспект одарённости характеризуется:
● наличием специфических стратегий деятельности (быстрым освоением деятельности и высокой успешностью её выполнения, использованием и изобретением новых способов деятельности в условиях поиска решения заданной ситуации, выдвижением новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом)
● индивидуальным стилем деятельности (самостоятельностью, склонностью все делать по – своему)
● структурированностью знаний (умением видеть изучаемый предмет в системе, улавливать главное)
● особым типом обучаемости (изменением структуры знаний при достаточном количественном накоплении)
Составляющие мотивационного фактора выглядят следующим образом:
● избирательная чувствительность к предметной деятельности (звукам, знакам, цвету, техническим устройствам, растениям и пр.)
● ярко выраженный интерес, способность «погружаться» в интересующий предмет
● высокая познавательная потребность
● предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации (неприятие стандартов, готовых ответов)
● высокая критичность к результатам своего труда, перфекционизм, склонность ставить сверхтрудные цели.
Основными формами работы на этапе организации психолого – педагогического сопровождения:
· организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся;
· занятия по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения;
· коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;
· создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;
· проектная деятельность учащихся;
· консультирование всех участников образовательного процесса (классного руководителя, учителей – предметников, родителей, детей)
3 этап. Создание условий для развития способностей и реализации у детей имеющегося потенциала, создание и развитие благоприятной образовательной среды для одарённых детей.
( 1 – 4 классы)
Успешность работы с одаренными детьми во многом
зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной
школе.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание
учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и
внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на
развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении
предметных недель, конкурсов необходимо постоянно вовлекать учащихся из
начальных классов.
На этой образовательной ступени происходит:
- формирование навыков научной организации труда
- вовлечение в активные формы познавательной деятельности
- формирование познавательного интереса
- выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что учащийся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.
( 5 – 7 классы)
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
На этой образовательной ступени происходит:
- совершенствование навыков научной организации труда
- формирование познавательного интереса
- творческое развитие учащихся
- индивидуальная работа со способными учащимися
- совершенствование навыков научной организации труда
- развитие и расширение познавательных интересов учащихся
- формирование исследовательских навыков
- развитие информационной культуры учащихся
На данном этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
( 8 – 9 классы)
На этой образовательной ступени происходит:
- совершенствование исследовательских навыков
- совершенствование информационной культуры учащихся
- самостоятельное применение знаний умений и навыков.
На этом этапе работы необходимо вовлекать обучающихся в проектную, научно – исследовательскую деятельность.
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конференциях, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;
Приложение
1. Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);
2. Диагностика на определение творческих способностей (тест Х. Зиверта)
3. Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин).
4. Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на занятии.
5. Оценка уровня мотивации (по Лускановой Н.Г.).
6. Анкета для учителя «Карта одарённости» (А. Савенков)
7. Анкета для родителей «Методика определения склонностей ребёнка» (А. Савенков)
8. Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»).
9. Методика «Оценка общей одаренности»
10. Методика самооценки обучающегося «Как я вижу себя».
11. Методика «Карта одарённости».
12. Проектная технология Джона Дьюи.
13. Метод проблемного изложения материала.
14. Исследовательский метод С.Т. Шацкого.
15. Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора».
16. «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» (методика Капустина Н.П.).
17. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
18. «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников» М. Ступницкая.
19. «Диагностика направленности мотивации» (Т.Д. Дубовицкая).
20. «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильин, Н.А.Курдюкова.
21. Методика Г.Дэвиса «Определения творческих способностей учащихся».
22. Опросник «Карта интересов» (Голомшток А.Е., Климов Е.А., Мешковская О.П. в модификации Филимоновой).
23. Исследование логического мышления
24. Оценка работоспособности и концентрации внимания
25. Изучение интеллектуального развития учащихся Л.Я. Ясюковой
26. Диагностика математических и лингвистических способностей (13-14лет)
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.