Программа "Я познаю мир"
Оценка 5

Программа "Я познаю мир"

Оценка 5
docx
19.12.2020
Программа "Я познаю мир"
Программа Я познаю мир.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

по социальному  направлению

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Я познаю мир»

(наименование)

4 года

(срок реализации программы)

7-11лет

(возраст обучающихся)

 

Гудым Екатерина Григорьевна

                   (Ф.И.О. учителя, составителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

2019г.

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

v  целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

v  междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

v  взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

v  соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

 

   Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

            Программа разработана на основе программы  «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

 

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

 

Задачи:

-          Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

-          Изучение природы родного края.

-          Развитие познавательного интереса учащихся к природе

-          Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.

 

II.                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Первый год обучения (1 класс)

 

Название темы

 

Количество часов

 

 

Характеристика

деятельности

всего

 

ауд

вне

ауд.

 

  Как мы понимаем друг друга

    5ч

 

 

Познакомиться с учителем и одноклассниками

 

 

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.

 

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

1

-

2-3

Школьные правила вежливости. 

 

2

1

1

4

Режим дня школьника.

 

1

 

1

5

Ты – ученик.

 

1

 

1

 

  Как мы узнаём, что перед нами

 

 

 

Называть окружающие предметы и их признаки

Различать предметы и выделять их признаки

6

Что за словом?

 

1

1

-

7

 Путешествие в Угадайку.  КТД

 

 

1

-

1

 

                     Времена года

 

 

 

Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

8

Осенние посиделки.

 

1

 

1

9

Зимушка-зима.

 

1

 

1

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

1

 

1

11

Весёлое лето.

 

1

1

-

 

                 Как ты узнаёшь мир

 

 

 

Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются

.

12

Глаза – главные помощники человека.

 

1

1

 

13

Память и ум – помощники человека.

 

1

1

 

14

Жить – с книгою дружить.  КТД

 

1

 

1

 

Твоя семья и друзья

 

 

 

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

     1

        -

      1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

    

     1

      

  

  1 

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

    

     1

       1      

      -

 

Что нас окружает

   

 

 

Экскурсия по станице.

 

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

 

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .

 

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

18

Моя станица. Достопримечательности станицы.

     1

      

       1

19

Мы – пешеходы.

     1

       -

       1

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

     1

       1

       -

21

Из чего что сделано?

     1

       1

       -

22

Водица-царица.(Три состояния воды)

     1

       -

       1

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

     1

       -

       1

24

Мой путь от дома до школы. КТД

     1

      1

        -

 

      Живые обитатели планеты

   

 

 

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

 

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)

 

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

 

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

 

25

Живое и неживое.

    1

      

1        -

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

    1

       1

        -

27

Путешествие по зоопарку.

     1

      

         1

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

     1

       1

         -

29

Собака – верный друг человека

     1

       1

         -

30

Строение тела человека.

     1

       1

         -

31

Правила поведения в природе.

 

     1

             

   1     

32

Земля – наш общий дом.

     1

       1

         -

 

Итоговое занятие

    1ч

 

 

33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»

     1

       -

         1

 

 

 

Второй год обучения (2-й класс)

№ п/п

Название темы

Всего

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности учащихся

ауд

вне

ауд

 

               НАША ПЛАНЕТА

22 ч

 

 

 

  1.

Мир живой и неживой природы.

1

 

1

 

2.

 

Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

1

 

1

3.

 

  Как без часов определить время суток?

 

1

 

1

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.

 

 

 

 

Извлекать  необходимую информацию о планетах Солнечной системы.

4.

Форма Земли.

 

1

 

1

  5.

О чём рассказывает Глобус.

 

1

1

 

  6.

Викторина «Занимательная география»

1

1

 

7.

Звёзды, созвездия, планеты.

1

1

 

8.

 Земное притяжение.

1

 

1

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления .

9.

Почему день сменяется ночью?

 

1

1

 

Сравнивать и различать день и ночь.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года

 

10.

Почему бывает лето?

 

1

1

 

11.

Где живут белые медведи и слоны?

1

1

 

12.

Прозрачный невидимка (воздух)

1

 

1

Наблюдать погоду и описывать её состояния

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра

 

Сравнивать погоду и климат

 

13.

Создание проекта «Солнечная система»

1

1

 

14.

Путешествие по карте России.

 

1

1

 

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .

15.

Адрес на глобусе и карте.

1

1

 

16.

       Что обозначают на

карте с помощью цвета?

1

1

 

17.

Путешествие по материкам и океанам.

1

1

 

18.

Куда текут реки?

 

1

1

 

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте России  и полушарий  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

 

19.

Как рождаются горы?

 

1

1

 

20.

Моря и острова.

 

1

 

1

 

21.

Обитатели морей.

1

1

 

22.

 

Проект «Моя страна»

1

1

 

 

 

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

12 ч

 

 

 

 

23.

 

Великий круговорот жизни.

 

1

 

1

Характеризовать экосистемы

24.

 

Путешествие по природным зонам.

1

1

 

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон

 

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон

 

Находить на карте изученные природные зоны

 

Обсуждать особенности 2-3 стран мира

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте

 

 

25.

 

Красная книга.

1

 

1

26.

 

   Жизнь леса. 

1

1

 

27.

 

Хрупкая природа степей и пустынь.

1

 

1

28.

 

 

Где растут тропические леса.

1

1

 

  29.

 

Жизнь в горах.

1

1

 

 

30.

 

Путешествуем по Европе.

.

1

1

 

.31

 

Страны Африки и Америки.

 

1

1

 

 

 

32.

Австралия. Антарктида.

 

1

1

 

Показывать территорию России, ее государственную границу

Находить на карте России родной регион.

 

33.

Моя Родина – Россия.

 

1

1

 

34.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

1

1

 

 

ИТОГО:

 34

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий год обучения (3-й класс)

 

 

Тема

Всего

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся:

ауд.

вне

ауд.

 

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

3 ч

 

 

 

1.

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

    1

1

 

Приводить примеры веществ 

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

2.

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

1

 

1

3.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1

 

1

 

   ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,

ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

4 ч

 

 

 

 

 

4.

 

Живая оболочка планеты.

1

1

 

 Характеризовать место обитания живых организмов

5.

 

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

1

 

1

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

6.

 

Солнце -  как источник энергии.

 

1

 

1

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

7.

 

 КВН «Планета загадок»  

 

1

1

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА    4 ч

 

 

 

8.

Цепи питания

1

1

 

Характеризовать экосистемы и природные сообщества

 

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

 

9.

 

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

 

1

 

1

10.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

1

1

 

11.

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

1

1

 

 

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ

КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

 

5 ч

 

 

 

 

 

 

 

12.

Растения и их роль на Земле

Экскурсия.

1

 

1

Выяснить  роль растений в природе и жизни людей

 

13.

О братьях наших меньших.

1

1

 

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .

 

14.

Рыбы и их многообразие. 

1

1

 

15.

Час  эрудитов «Птичьи имена».

 

1

1

 

16.

Проект «Сохраним красоту природы»

1

 

1

 

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА

 

3 ч

 

 

 

17.

Человек и его корни. Родословное древо семьи

 

1

1

 

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе  представителей разных поколений.

 

18.

 

Моя Родина – Россия!

 

1

1

 

 

19

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

1

 

1

 

 

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

 РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ,

СОВЕТСКОЙ РОССИИ

 И СССР                                             13 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

Откуда пошла земля Русская!

1

1

 

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.

 

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. 

 

 

Принять посильное участие в их охране.

 

21

 

Ледовое побоище.

1

1

 

22

Слово о полку Игореве.

1

 

1

23

 

Московское государство.

1

1

 

24

 

Московский Кремль.

1

1

 

25

 

Смутное время в России.

1

1

 

26

Преобразования Петра I

 

1

1

 

27

 

Екатерина Великая

1

1

 

28

 

Михаил Васильевич Ломоносов

1

1

 

29

Отечественная война 1812 года.

 

1

1

 

30

 

Император Александр  II

1

1

 

31

Времена Советской власти и СССР.

1

 

1

32

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

1

 

1

 

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

 2 ч

 

 

 

33.

Российская Федерация

 

1

1

 

. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. 

 

 

34

 

Проект «Сохраним иоторию родного края»

 

1

 

1

 

               ИТОГО:

34 ч

 

 

 

 

Четвёртый год обучения (4-й класс)

 

Тема

Все

го

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

ауд

вне

вуд.

 

КАК РАБОТАЕТ

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

7 ч

 

 

 

 

1.

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

1

 

 

 

 

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья

 

2.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. 

1

1

 

3

Опора тела и движение

 

1

 

1

4

Наше питание

 

1

1

 

 

5.

 

О дыхании и вреде курения.

1

1

 

6.

Органы чувств человека.

1

1

 

7.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

1

1

 

 

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

8 ч

 

 

 

8.

Растения и животные на службе у человека.

1

 

1

 

 

 Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..

 

 

9.

Изобретение рычага и колеса и их применение

1

1

 

10.

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

1

1

 

11

 

Как человек использует горные породы и минералы

1

1

 

12

 

Как обрабатывают металлы.

1

1

 

13

Невидимая сила

 

1

1

 

14

Человек проникает в тайны природы

1

 

1

15

Экологический проект «Земля – планета жизни»

1

1

 

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО

ВНУТРЕННИЙ МИР

 

3 ч

 

 

 

16

Как стать личностью?

 

1

1

 

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека

 

17

 

Эмоции и чувства

 

1

 

 

1

 

18

 

Как настроение?

 

1

 

1

 

 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

3 ч

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций

 

 

 

19

Почему возникают конфликты?

20

Совесть.

 

1

1

 

21

Путешествие по правам человека.

1

 

1

 

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4 ч

 

 

 

 

 

22

Добро и зло в Первобытном мире

1

1

 

Оценивать  легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. 

23

Мир средневековых цивилизаций

1

1

 

24

Технические достижения эпохи Нового времени

1

1

 

25

21 век

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

 

4 ч

 

 

 

 

 

 

26

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

1

 

1

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

27

Мы не похожи, ну и что же?

 

1

1

 

28

Пути духовных исканий.

 

1

 

1

29

Выставка работ «Дети разных народов»

1

1

 

 

 

ЧЕЛОВЕК И  ЕДИНОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

 

5 ч

 

 

 

 

30

Что такое деньги.

1

1

 

 

 

31

 

 

Почему разные страны помогают друг другу?

 

1

 

1

 

32

Сказки разных народов

 

1

 

1

33

Глобальные проблемы

 

1

1

 

34

Проект «Моё человечество»

1

1

 

 

 

ИТОГО:

34

 

 

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

1 класс

 

1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.

            Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций

 поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.                                                         

2.  Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

3. Времена года (4 ч.)

 Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

 Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –

признак весны.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

4. Как ты узнаёшь мир  (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

5. Твоя семья и друзья  (3 ч.)

            Твоя семья и её состав.

            Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

            Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

            Как вести себя на кухне, в ванне.

            Значение общения в жизни человека.

6. Что нас окружает( 6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

            Зависимость человека от природы.

            Три состояния воды.

7. Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека

о них.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

8. КТД (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

 Свойства предметов, их части и действия с ними.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

9. Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»

      

 

 

 

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.

Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?

 

Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч )

Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса.  Жизнь в горах.                       Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

 

 

3 класс

 

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце -  как источник энергии. КВН «Планета загадок»  

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА   ( 4 ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )

Растения и их роль на Земле .Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие. 

Час  эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи.

Моя Родина – Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

 

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

 РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР  (13 ч)

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года.

Император Александр  II

Времена Советской власти и СССР.

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)

Российская Федерация

Проект «Сохраним иоторию родного края»

 

4 класс

 

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч)

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. 

Опора тела и движение

Наше питание

О дыхании и вреде курения.

Органы чувств человека.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч)

Растения и животные на службе у человека.

Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Как человек использует горные породы и минералы

Как обрабатывают металлы.

Невидимая сила

Человек проникает в тайны природы

Экологический проект «Земля – планета жизни»

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч)

Как стать личностью?

Эмоции и чувства

Как настроение?

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч)

 

Почему возникают конфликты?

Совесть.

Путешествие по правам человека.

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч)

Добро и зло в Первобытном мире

Мир средневековых цивилизаций

Технические достижения эпохи Нового времени

21 век

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч)

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Мы не похожи, ну и что же?

Пути духовных исканий.

Выставка работ «Дети разных народов»

 

ЧЕЛОВЕК И  ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч)

Что такое деньги.

Почему разные страны помогают друг другу?

Сказки разных народов

Глобальные проблемы

Проект «Моё человечество»

 

 

IV.       Планируемые результаты

 

1 класс:

 

Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-        Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-        Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-        Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-        В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-        Учиться высказывать своё предположение (версию).

-        Учиться работать по предложенному учителем плану.

-        Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

-        Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

-        Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.

-        Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

-        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

-        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-        Слушать и понимать речь других.

-        Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-        Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс:

Личностные результаты :

-          Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-          Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-          Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-          В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-          Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

-          Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

-          Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-          Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

-          Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

-          Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

-          Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

-          Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-          Слушать и понимать речь других.

-          Вступать в беседу.

-           Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

3 класс:

Личностные результаты:

-          Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-          Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-          Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-          В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-          Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-          Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-          Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-          В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

-          Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

-          Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

-          Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-                         Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-                         Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-                         Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-                         Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-                         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-                         Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-                         Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-                         Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-                         Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-                         Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-                         Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-                         Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

 

 

 

4 класс:

Личностные результаты:

-                         Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-                         Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                         Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                         В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

 

 

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-          Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-          Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-          Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-          В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-          Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-          Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-          Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-          Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-          Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-          Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-          Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-                         Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-                         Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-                         Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-                         Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

-                         Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-                         Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные результаты

1        - 2 класс

·         доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

·         учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

3- 4 класс

·         оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

·         доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

·         объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

·         замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

 

 

4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

 

На первом уровне школьник должен уметь:

·               называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

·               называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

·               называть основные особенности каждого времени года.:

·               перечислять особенности  растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

·               объяснять, как люди помогают друг другу жить;

·               оценивать правильность поведения людей в природе;

·               оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1.      Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2.      Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3.      Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

         идея многообразия мира;

         идея экологической целостности мира;

         идея уважения к миру. 

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. 

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей вза­имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. 

Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд. (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

1

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

1

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

1

4

Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

1

5

Л.Экономов. Мир наших чувств

1

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

 

1

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

 

Библиотечный фонд. (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

1

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

1

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

1

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

1

5

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

1

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

1

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

1

8

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

1

9

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

10

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

1

11

Тайны живой природы. Рик Моррис

1

Наглядные пособия

1

натуральные живые пособия :растения, животные.

 

2

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

2

3

гербарии; коллекции насекомых;

3

4

изобразительные наглядные пособия – таблицы

5

5

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

 

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

медиапроектор

1

3

экран

1

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы»

1

2

Фильм «Многообразие животного мира»

1

3

Фильм «Природа в разное время года»

1

4

Фильм «Бережем природу»

1

5

Презентация «Человек как часть природы»

1

6

Презентация «Что такое снег»

1

7

Презентация  «Мой город в разное время года»

1

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

1

9

Презентация  «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

1

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

1

11

Презентация «Красная книга»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению (тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности) кружок (кружок, факультатив, научное объединение…

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению (тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности) кружок (кружок, факультатив, научное объединение…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении…

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе

Как ты узнаёшь мир 3ч

Как ты узнаёшь мир 3ч

Второй год обучения (2-й класс) № п/п

Второй год обучения (2-й класс) № п/п

Куда текут реки? 1 1

Куда текут реки? 1 1

Третий год обучения (3-й класс)

Третий год обучения (3-й класс)

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 3 ч 17

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 3 ч 17

ИТОГО: 34 ч

ИТОГО: 34 ч

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 3 ч 1 1

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 3 ч 1 1

Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

Где живут белые медведи и слоны?

Где живут белые медведи и слоны?

Император Александр II

Император Александр II

IV . Планируемые результаты 1 класс:

IV . Планируемые результаты 1 класс:

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты)

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты)

Проект «Моё человечество»

Проект «Моё человечество»

Земле в одно человечество; · замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка

Земле в одно человечество; · замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка

Индивидуальная работа Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету

Индивидуальная работа Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету

В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты

В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты

Земле в одно человечество; · замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка

Земле в одно человечество; · замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка
Скачать файл