РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Я познаю мир»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7-11лет
(возраст обучающихся)
Гудым Екатерина Григорьевна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
г. Хабаровск
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
v целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
v междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
v взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
v соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (1 класс)
№ |
Название темы |
|
Количество часов |
Характеристика деятельности |
|
всего
|
ауд |
вне ауд. |
|||
|
Как мы понимаем друг друга |
5ч |
|
|
Познакомиться с учителем и одноклассниками
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.
|
1 |
Вводное занятие. Как мы будем учиться. |
1 |
1 |
- |
|
2-3 |
Школьные правила вежливости.
|
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Режим дня школьника.
|
1 |
|
1 |
|
5 |
Ты – ученик.
|
1 |
|
1 |
|
|
Как мы узнаём, что перед нами |
2ч |
|
|
Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
6 |
Что за словом?
|
1 |
1 |
- |
|
7 |
Путешествие в Угадайку. КТД
|
1 |
- |
1 |
|
|
Времена года |
4ч |
|
|
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
8 |
Осенние посиделки.
|
1 |
|
1 |
|
9 |
Зимушка-зима.
|
1 |
|
1 |
|
10 |
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. |
1 |
|
1 |
|
11 |
Весёлое лето.
|
1 |
1 |
- |
|
|
Как ты узнаёшь мир |
3ч |
|
|
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются . |
12 |
Глаза – главные помощники человека.
|
1 |
1 |
|
|
13 |
Память и ум – помощники человека.
|
1 |
1 |
|
|
14 |
Жить – с книгою дружить. КТД
|
1 |
|
1 |
|
|
Твоя семья и друзья
|
3ч |
|
|
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
15 |
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. |
1 |
- |
1 |
|
16 |
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
|
1 |
|
17 |
Без друга в жизни туго. Мои друзья |
1 |
1 |
- |
|
|
Что нас окружает |
7ч |
|
|
Экскурсия по станице.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
18 |
Моя станица. Достопримечательности станицы. |
1 |
|
1 |
|
19 |
Мы – пешеходы. |
1 |
- |
1 |
|
20 |
Что такое профессия? Какие бывают профессии? |
1 |
1 |
- |
|
21 |
Из чего что сделано? |
1 |
1 |
- |
|
22 |
Водица-царица.(Три состояния воды) |
1 |
- |
1 |
|
23 |
Транспорт. Мы – пассажиры. |
1 |
- |
1 |
|
24 |
Мой путь от дома до школы. КТД |
1 |
1 |
- |
|
|
Живые обитатели планеты |
8ч |
|
|
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
|
25 |
Живое и неживое. |
1 |
|
1 - |
|
26 |
Какие бывают растения? Какие бывают животные? |
1 |
1 |
- |
|
27 |
Путешествие по зоопарку. |
1 |
|
1 |
|
28 |
Домашние любимцы и комнатные растения. |
1 |
1 |
- |
|
29 |
Собака – верный друг человека |
1 |
1 |
- |
|
30 |
Строение тела человека. |
1 |
1 |
- |
|
31 |
Правила поведения в природе.
|
1 |
|
1 |
|
32 |
Земля – наш общий дом. |
1 |
1 |
- |
|
|
Итоговое занятие |
1ч |
|
|
|
33 |
Итоговое занятие Игра «Поле чудес» |
1 |
- |
1 |
Второй год обучения (2-й класс)
№ п/п |
Название темы |
Всего |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
||||||||
ауд |
вне ауд |
|||||||||||
|
НАША ПЛАНЕТА |
22 ч |
|
|
|
|||||||
1. |
Мир живой и неживой природы. |
1 |
|
1 |
|
|||||||
2.
|
Вещи и вещества. Разнообразие веществ. |
1 |
|
1 |
||||||||
3.
|
Как без часов определить время суток?
|
1 |
|
1 |
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.
Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. |
|||||||
4. |
Форма Земли.
|
1 |
|
1 |
||||||||
5. |
О чём рассказывает Глобус.
|
1 |
1 |
|
||||||||
6. |
Викторина «Занимательная география» |
1 |
1 |
|
||||||||
7. |
Звёзды, созвездия, планеты. |
1 |
1 |
|
||||||||
8. |
Земное притяжение. |
1 |
|
1 |
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . |
|||||||
9. |
Почему день сменяется ночью?
|
1 |
1 |
|
Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года
|
|||||||
10. |
Почему бывает лето?
|
1 |
1 |
|
||||||||
11. |
Где живут белые медведи и слоны? |
1 |
1 |
|
||||||||
12. |
Прозрачный невидимка (воздух) |
1 |
|
1 |
Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра
Сравнивать погоду и климат
|
|||||||
13. |
Создание проекта «Солнечная система» |
1 |
1 |
|
||||||||
14. |
Путешествие по карте России.
|
1 |
1 |
|
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина . |
|||||||
15. |
Адрес на глобусе и карте. |
1 |
1 |
|
||||||||
16. |
Что обозначают на карте с помощью цвета? |
1 |
1 |
|
||||||||
17. |
Путешествие по материкам и океанам. |
1 |
1 |
|
||||||||
18. |
Куда текут реки?
|
1 |
1 |
|
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
|
|||||||
19. |
Как рождаются горы?
|
1 |
1 |
|
||||||||
20. |
Моря и острова.
|
1
|
1 |
|
||||||||
21. |
Обитатели морей. |
1 |
1 |
|
||||||||
22.
|
Проект «Моя страна» |
1 |
1 |
|
|
|||||||
|
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ |
12 ч |
|
|
|
|||||||
23. |
Великий круговорот жизни.
|
1 |
|
1 |
Характеризовать экосистемы |
|||||||
24.
|
Путешествие по природным зонам. |
1 |
1 |
|
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны
Обсуждать особенности 2-3 стран мира Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте
|
|||||||
25.
|
Красная книга. |
1 |
|
1 |
||||||||
26.
|
Жизнь леса. |
1 |
1 |
|
||||||||
27.
|
Хрупкая природа степей и пустынь. |
1 |
|
1 |
||||||||
28.
|
Где растут тропические леса. |
1 |
1 |
|
||||||||
29. |
Жизнь в горах. |
1 |
1 |
|
||||||||
30. |
Путешествуем по Европе. . |
1 |
1 |
|
||||||||
.31
|
Страны Африки и Америки.
|
1 |
1 |
|
|
|
||||||
32. |
Австралия. Антарктида.
|
1 |
1 |
|
Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион.
|
|||||||
33. |
Моя Родина – Россия.
|
1 |
1 |
|
||||||||
34. |
Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» |
1 |
1 |
|
||||||||
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
|
|||||||
Третий год обучения (3-й класс)
|
Тема |
Всего |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся: |
|||||||
ауд. |
вне ауд. |
||||||||||
|
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ |
3 ч |
|
|
|
||||||
1. |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
1 |
1 |
|
Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы |
||||||
2. |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
1 |
|
1 |
|||||||
3. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
1 |
|
1 |
|||||||
|
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ |
4 ч |
|
|
|
||||||
4. |
Живая оболочка планеты. |
1 |
1 |
|
Характеризовать место обитания живых организмов |
||||||
5.
|
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
1 |
|
1 |
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого |
||||||
6.
|
Солнце - как источник энергии.
|
1 |
|
1 |
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов |
||||||
7.
|
КВН «Планета загадок»
|
1 |
1 |
|
|
||||||
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч |
|
|
|
|||||||
8. |
Цепи питания |
1 |
1 |
|
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
|
||||||
9.
|
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
|
1 |
|
1 |
|||||||
10. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
1 |
1 |
|
|||||||
11. |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
1 |
1 |
|
|||||||
|
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ |
5 ч |
|
|
|
||||||
12. |
Растения и их роль на Земле Экскурсия. |
1 |
|
1 |
Выяснить роль растений в природе и жизни людей
|
||||||
13. |
О братьях наших меньших. |
1 |
1 |
|
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных . Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .
|
||||||
14. |
Рыбы и их многообразие. |
1 |
1 |
|
|||||||
15. |
Час эрудитов «Птичьи имена».
|
1 |
1 |
|
|||||||
16. |
Проект «Сохраним красоту природы» |
1 |
|
1 |
|||||||
|
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА |
3 ч |
|
|
|
||||||
17. |
Человек и его корни. Родословное древо семьи
|
1 |
1 |
|
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. |
||||||
18. |
Моя Родина – Россия!
|
1 |
1 |
|
|||||||
19 |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. |
1 |
|
1 |
|||||||
|
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 13 ч |
|
|
|
|||||||
20 |
Откуда пошла земля Русская! |
1 |
1 |
|
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
|
||||||
21
|
Ледовое побоище. |
1 |
1 |
|
|||||||
22 |
Слово о полку Игореве. |
1 |
|
1 |
|||||||
23
|
Московское государство. |
1 |
1 |
|
|||||||
24
|
Московский Кремль. |
1 |
1 |
|
|||||||
25
|
Смутное время в России. |
1 |
1 |
|
|||||||
26 |
Преобразования Петра I
|
1 |
1 |
|
|||||||
27
|
Екатерина Великая |
1 |
1 |
|
|||||||
28
|
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
1 |
|
|||||||
29 |
Отечественная война 1812 года.
|
1 |
1 |
|
|||||||
30
|
Император Александр II |
1 |
1 |
|
|||||||
31 |
Времена Советской власти и СССР. |
1 |
|
1 |
|||||||
32 |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
1 |
|
1 |
|||||||
|
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ |
2 ч |
|
|
|
||||||
33. |
Российская Федерация
|
1 |
1 |
|
. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
|
||||||
34 |
Проект «Сохраним иоторию родного края» |
1 |
1 |
|
|||||||
ИТОГО: |
34 ч |
|
|
|
|||||||
Четвёртый год обучения (4-й класс)
|
Тема |
Все го |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
||||||||||||
ауд |
вне вуд. |
|||||||||||||||
|
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА |
7 ч |
|
|
|
|||||||||||
1. |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
1 |
1 |
|
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья
|
|||||||||||
2. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
1 |
1 |
|
||||||||||||
3 |
Опора тела и движение
|
1 |
|
1 |
||||||||||||
4 |
Наше питание
|
1 |
1 |
|
||||||||||||
5. |
О дыхании и вреде курения. |
1 |
1 |
|
||||||||||||
6. |
Органы чувств человека. |
1 |
1 |
|
||||||||||||
7. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
1 |
1 |
|
||||||||||||
|
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА |
8 ч |
|
|
|
|||||||||||
8. |
Растения и животные на службе у человека. |
1 |
|
1 |
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..
|
|||||||||||
9. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
1 |
1 |
|
||||||||||||
10. |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
1 |
1 |
|
||||||||||||
11
|
Как человек использует горные породы и минералы |
1 |
1 |
|
||||||||||||
12
|
Как обрабатывают металлы. |
1 |
1 |
|
||||||||||||
13 |
Невидимая сила
|
1 |
1 |
|
||||||||||||
14 |
Человек проникает в тайны природы |
1 |
|
1 |
||||||||||||
15 |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
1 |
1 |
|
||||||||||||
|
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР |
3 ч |
|
|
|
|||||||||||
16 |
Как стать личностью?
|
1 |
1 |
|
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека |
|||||||||||
17 |
Эмоции и чувства |
1 |
|
1 |
||||||||||||
18 |
Как настроение? |
1 |
1 |
|
||||||||||||
|
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ |
3 ч |
|
|
|
|||||||||||
|
|
1 |
1 |
|
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций
|
|||||||||||
|
|
|||||||||||||||
19 |
Почему возникают конфликты? |
|||||||||||||||
20 |
Совесть.
|
1 |
1 |
|
||||||||||||
21 |
Путешествие по правам человека. |
1 |
|
1 |
||||||||||||
|
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА |
4 ч
|
|
|
|
|||||||||||
22 |
Добро и зло в Первобытном мире |
1 |
1 |
|
Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. |
|||||||||||
23 |
Мир средневековых цивилизаций |
1 |
1 |
|
||||||||||||
24 |
Технические достижения эпохи Нового времени |
1 |
1 |
|
||||||||||||
25 |
21 век |
|
|
|
||||||||||||
|
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
4 ч |
|
|
|
|||||||||||
26 |
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
1 |
|
1 |
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. |
|||||||||||
27 |
Мы не похожи, ну и что же?
|
1 |
1 |
|
||||||||||||
28 |
Пути духовных исканий.
|
1 |
|
1 |
||||||||||||
29 |
Выставка работ «Дети разных народов» |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||
|
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО |
5 ч |
|
|
|
|||||||||||
30 |
Что такое деньги. |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||
31
|
Почему разные страны помогают друг другу? |
1 |
1 |
|
||||||||||||
32 |
Сказки разных народов
|
1 |
|
1 |
||||||||||||
33 |
Глобальные проблемы
|
1 |
1 |
|
||||||||||||
34 |
Проект «Моё человечество» |
1 |
1 |
|
|
|||||||||||
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
|
|||||||||||
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 класс
1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
3. Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
5. Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
6. Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
7. Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
8. КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
9. Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
|
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
3 класс
|
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч) |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) |
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч) |
Цепи питания. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч ) |
Растения и их роль на Земле .Экскурсия. |
О братьях наших меньших. |
Рыбы и их многообразие. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
Проект «Сохраним красоту природы» |
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч) |
Человек и его корни. Родословное древо семьи. |
Моя Родина – Россия! |
Путешествие в прошлое. История моей Родины.
|
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч) |
Откуда пошла земля Русская! |
Ледовое побоище. |
Слово о полку Игореве. |
Московское государство. |
Московский Кремль. |
Смутное время в России. |
Преобразования Петра I |
Екатерина Великая |
Михаил Васильевич Ломоносов |
Отечественная война 1812 года. |
Император Александр II |
Времена Советской власти и СССР. |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч) |
Российская Федерация Проект «Сохраним иоторию родного края»
4 класс
|
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч) |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
Опора тела и движение |
Наше питание |
О дыхании и вреде курения. |
Органы чувств человека. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч) |
Растения и животные на службе у человека. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
Как человек использует горные породы и минералы |
Как обрабатывают металлы. |
Невидимая сила |
Человек проникает в тайны природы |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч) |
Как стать личностью? |
Эмоции и чувства |
Как настроение? |
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч) |
|
Почему возникают конфликты? |
Совесть. |
Путешествие по правам человека. |
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч) |
Добро и зло в Первобытном мире |
Мир средневековых цивилизаций |
Технические достижения эпохи Нового времени |
21 век |
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч) |
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
Мы не похожи, ну и что же? |
Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» |
|
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч) |
Что такое деньги. |
Почему разные страны помогают друг другу? |
Сказки разных народов |
Глобальные проблемы |
Проект «Моё человечество»
IV. Планируемые результаты
1 класс:
Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Учиться высказывать своё предположение (версию). - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2 класс: Личностные результаты : - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем . - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты |
1 - 2 класс
· доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. · учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. 3- 4 класс · оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; · доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; · объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; · замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь: · называть окружающие предметы и их взаимосвязи; · называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; · называть основные особенности каждого времени года.: · перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. На втором уровне школьник должен уметь: · объяснять, как люди помогают друг другу жить; · оценивать правильность поведения людей в природе; · оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). На третьем уровне школьник должен уметь:
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ. Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. 1. Индивидуальная работа Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем: - выявить уровень знаний учащихся о природе; - выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; - формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков; - определять сформированность познавательного интереса учащихся. 2. Работа в парах Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе. 3. Групповая работа Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: - распределение работы между участниками; - умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; - владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; - умение представить результат работы, обосновать выбор решения Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира; идея экологической целостности мира; идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.