1. Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Юный корреспондент» составлена с учётом новых требований ФГОС ООО к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Программа разработана для обучающихся 11-13 лет. Срок реализации программы: 1 год. Направленность: социально –педагогическая.
Данная программа существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей учащегося, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Актуальность программы в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению.
Программа доступна для детей, проживающих в сельской местности, рассчитана для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, не имеющие предварительной физической подготовки.
Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературы, обществознания.
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 34 часа за учебный год.
Конечным результатом реализации программы должны стать:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.
Выделяем следующие принципы построения программы:
1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
4. Изучение интересов и потребности детей.
5. Практическое участие детей.
6. Творческий подход в решении проблемы.
Цель программы - формирование учащегося-журналиста, способного к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы знаний, умений, навыков журналиста и создание условий для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Задачи программы:
В данной программе применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков в процессе создания заметок, репортажей, газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Процесс обучения строится на постоянной социальной практике.
Применяются такие формы работы, как социологические опросы, экскурсии, создание баз данных, подготовка творческих работ, выпуск школьных заметок (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.
2. Личностные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- видам печатного слова, новым способам самовыражения;
- адекватному пониманию причин успеха/неуспеха творческой деятельности;
- формировать внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты
Обучающиеся научатся:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные результаты
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
3. Содержание программы
5 класс
· Раздел I «Краткое введение в историю журналистики» (3 часа).
Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.
· Раздел II «Основы журналистики» (31 час).
Мастерская жанров.
Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров.
Как писать материал и что такое «подача» материала.
Как выбрать «главное». Секреты мастерства. Учимся писать для газеты.
Информация (новость).
Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт, как основа публикации. Способы отображения информации.
Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации.
Где искать свежие новости? Журналист всегда в гуще событий. Запоминаем и записываем.
Интервью.
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос.
Заметка.
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры.
Языковая игра. Лексика и фразеология. Тропы. Синтаксис.
Репортаж.
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Фоторепортаж.
Особенности жанра. Как снять интересный фоторепортаж.
Стили русского языка.
Многообразие стилей русского языка и их основные особенности.
Публицистический стиль.
Отличительные черты публицистического жанра. Как писать в газету.
Очерк.
Что такое очерк? Виды очерков: проблемный, портретный, путевой.
Эссе.
Задачи эссе. Место эссе в газете. Структура эссе
Фельетон.
Фельетон в современной прессе. История жанра. Особенности жанра.
Памфлет.
Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного жанра. Композиционно-стилистические особенности памфлета.
Культура речи.
Речевая культура журналиста – залог успешности его выступления, одно из важнейших требований к его профессиональным качества.
4. Тематическое планирование
5 класс
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Форма деятельности |
Форма контроля |
|
Краткое введение в историю журналистики |
3 |
|
|
|
Педагогическое наблюдение |
1 |
Как и почему возникла журналистика |
1 |
1 |
|
Беседа, работа в группах |
Педагогическое наблюдение |
2 |
Из истории детской прессы |
1 |
1 |
|
Беседа, работа в группах |
Педагогическое наблюдение |
3 |
Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практическая работа с журналами и газетами |
Педагогическое наблюдение |
|
Основы журналистики |
31 |
|
|
|
Педагогическое наблюдение |
4 |
Мастерская жанров |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение |
5 |
Как писать материал и что такое «подача» материала |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение |
6 |
Информация, новость, событие |
2 |
1 |
1 |
Беседа, подготовка материала, заметка |
Педагогическое наблюдение |
7 |
Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. |
2 |
1 |
1 |
Виртуальная экскурсия в газету |
Педагогическое наблюдение |
8 |
Интервью |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение |
9 |
Заметка |
2 |
1 |
1 |
Беседа, подготовка материала для школьной газеты, сайта |
Педагогическое наблюдение |
10 |
Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение Тестирование |
11 |
Репортаж |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
Педагогическое наблюдение |
12 |
Фоторепортаж |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
Педагогическое наблюдение |
13 |
Стили русского языка |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение Тестирование |
14 |
Публицистический стиль |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение |
15 |
Очерк |
2 |
1 |
1 |
Беседа, подготовка материала для школьной газеты |
Педагогическое наблюдение |
16 |
Эссе |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение |
17 |
Фельетон |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение |
18 |
Памфлет |
2 |
1 |
1 |
Беседа, подготовка материала для школьной газеты |
Педагогическое наблюдение |
19 |
Культура речи |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая работа |
Педагогическое наблюдение |
5. Список литературы
1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2006
3. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2001
4. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону. 1999
5. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
6. Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995
7. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000
8. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999
9. Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.
10. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000
11. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004
12. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М. 2002
Образовательные ресурсы Интернета для педагога и обучающихся
· http://window.edu.ru – единое окно доступа к образовательным ресурсам
· www.ug.ru/ - «Учительская газета»
· http://school-club.ru/ - «Школьный клуб»
· http://fcior.edu.ru/ - информационно-образовательные ресурсы
· gramota.ru справочно-информационный портал «Грамота»
· mirslovarei.com – коллекция словарей и энциклопедий
· online.multilex.ru – онлайн словари
· http://portal-school.ru/ - школьный портал
· http://portal.lgo.ru/ - портал школьной прессы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.