Программа "Занимательная математика" 4 класс

  • docx
  • 09.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа.docx

Ковалева Марина Ивановна

 

 

 

Рабочая  программа по математике «Занимательная математика» (в соответствии с ФГОС) для 4 класса

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по факультативному курсу «Занимательная математика» для  4 класса разработана на основе:

 Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);

 Концепция модернизации Российского образования;

 Концепция содержания непрерывного образования;

 Положение о рабочей программе;

 Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса «Занимательная математика» в 4 классе.

 

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

 

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Цель:

 

·         развивать математический образ мышления

 

Задачи:

 

·         расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·         расширять математические знания в области многозначных чисел;

·         содействовать умелому использованию символики;

·         учить правильно применять математическую терминологию;

·         развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

·         уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз 40 минут в 4 классе. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

9ч.

35ч.

10ч.

8ч.

34ч.

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Тема

 

Количество часов

 

 

 

 

 

1.

 

Числовые множества

 

2.

 

Разные задачи

 

3.

 

Забавная геометрия

 

4.

 

Математические развлечения

 

 

 

Итого:

 

34ч

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

ЧИСЛОВЫЕ МНОЖЕСТВА- 9ч.

Отгадывание одного или нескольких чисел, если каждое из них не превышает десяти.

Отгадывание чисел используя известные знаки действий, определенные цифры, количество цифр (Работа над вычислительными навыками и порядком действий).

Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата.

Перевод числа из одной системы счисления в другую и наоборот (Отработка навыка деления и умножения).

 

РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ- 9ч.

Решение задач на внимательное прочтение текста, простые логические задачи.

Решение задач с конца.

Преобразование задач в более простые и более сложные.

Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения.

Сравнение арифметического и алгебраического методов решения задач.

 

 ЗАБАВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ- 9ч.

Составление фигур с помощью спичек, используя свойства изученных фигур.

Вычерчивание фигуры без отрыва от начала до конца.

Умение разрезать данную фигуру на 2–3 других, используя свойства изученных фигур.

Различные способы изображения объемных тел на плоскости.

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ- 7ч.

Обобщение знаний о свойствах сложения и вычитания, умножения и деления.

Использование свойств сложения и вычитания, умножения и деления для рационализации их выполнения.

Построение с помощью чертежных инструментов различных фигур и объемных тел на плоскости.

Решение задач разного уровня трудности с использованием всех изученных действий.

 

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, математика, музыка,

изобразительное искусство.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

·         Усвоение базовых знания по математике; её ключевые понятия.

·         Овладения способами исследовательской деятельности.

·         Формирование творческого  мышления.

·         Способствование улучшения  качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

 

·         решение занимательных задач;

·         оформление математических газет;

·         участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

·         знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·         проектная деятельность

·         самостоятельная работа;

·         работа в парах, в группах;

·         творческие работы

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

 

материально – техническое и информационное  обеспечение образовательного процесса

 

 

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

4. Аменицкий Н.Н., Сахаров  И.П. Забавная математика. С-Петербург: «Лань», 2006.

5. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: «Омега», 2005.

7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

9. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

10. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

11. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

12. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2005

13. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

14. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

№ п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

(плановая)

Дата проведения

(фактическая)

 

 

Числовые множества.

9

 

 

1.

1.

Угадать число.

1

 

 

2.

2.

Волшебная таблица.

1

 

 

3.

3.

Угадать несколько задуманных чисел.

1

 

 

4.

4.

Отгадать несколько задуманных чисел, если каждое из них не превышает десяти.

1

 

 

5.

5.

Волшебные квадраты.

1

 

 

6.

6.

Числовые головоломки.

1

 

 

7.

7.

В мире чисел.

1

 

 

8.

8.

Игры с числами.

1

 

 

9.

9.

Игры с числами и предметами.

1

 

 

 

 

Разные задачи.

9

 

 

10.

1.

Задачи – шутки.

1

 

 

11.

2.

Шуточные задачи.

1

 

 

12.

3.

Шуточные задачи и загадки.

1

 

 

13.

4.

Комбинированные задачи с квадратами.

1

 

 

14.

5.

Старинные задачи.

1

 

 

15.

6.

Сказки и старинные истории.

1

 

 

16.

7.

Решение задач с конца.

1

 

 

17.

8.

Задачи на восстановление.

1

 

 

18.

9.

Разные задачи.

1

 

 

 

 

Забавная геометрия.

9

 

 

19.

1.

Упражнения со спичками.

1

 

 

20.

2.

Упражнения со спичками. Греческий храм.

1

 

 

21.

3.

Упражнения со спичками. Ключ.

1

 

 

22.

4.

Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком.

1

 

 

23.

5.

Упражнения с куском бумаги.

1

 

 

24.

6.

Разрежьте правильно на части.

1

 

 

25.

7.

Построения с препятствиями и ограничениями.

1

 

 

26.

8.

Геометрические головоломки.

1

 

 

27.

9.

Замечательные кривые.

1

 

 

 

 

Математические развлечения.

7

 

 

28.

1.

Арифметическая викторина.

1

 

 

29.

2.

Геометрическая викторина.

1

 

 

30.

3.

Головоломный лабиринт.

1

 

 

31.

4.

Лабиринт английского короля.

1

 

 

32.

5.

Веселые вопросы.

1

 

 

33.

6.

Развлечения и игры.

1

 

 

34.

7.

Математическая викторина.

1