Пояснительная записка
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Состояние здоровья учащися за последние годы говорит о необходимости внедрения в воспитательный процесс программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Формирование ЗОЖ – проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболевания. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь готовность к формированию ЗОЖ учащиxся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование ЗОЖ происходит на основе личностно-ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения здоровья.
Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последние годы, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и необходимости в компетентностном подходе к формированию здорового образа жизни воспитанников
Поэтому программа «ЗОЖ» призвана создавать условия для целостного развития личности сохранения и укрепления ее физического и психологического здоровья, как одного из важнейших факторов, определяющих успех в самореализации и самосовершенствовании.
Программа «ЗОЖ » состоит из нескольких направлений здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашем учреждении, в которых используется разный подход к охране здоровья:
1. Медико-гигиеническое направление, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий и функционирование медицинского кабинета.
2. Физкультурно-оздоровительное направление, направленно на физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются в работе спортивных секциях и на спортивных мероприятиях.
3. Экологическое здоровьесберегающее направление помогает воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, укрепляет духовно-нравственное здоровье воспитанников.
4. Направление по созданию условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья воспитанников, путем разработки и реализации мероприятий по устранению на них патогенных факторов.
Современным обществом востребовано, не только качество воспитания, и совершенствования его структуры, но и укрепление здоровья воспитанников, и обеспечение психологического комфорта участникам воспитательного процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а так же устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детей, является строгая реализация здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания личности.
Цель: Обеспечение воспитаннику условий для здорового образа жизни,
вооружив его багажом знаний, умений и навыков необходимых для
ведения ЗОЖ.
Задачи: - формировать интерес воспитанников к укреплению своего здоровья;
- способствовать формированию умений и навыков, необходимых для
самостоятельного самосовершенствования;
- воспитывать культуру общения, формировать нравственные и
волевые качества;
- содействовать формированию позиций познания ценности здоровья
чувства ответственности за него.
Основные принципы реализации программы «ЗОЖ»:
Принцип непрерывности. Программа носит непрерывный характер на протяжении всего времени проживания в детском доме.
Принцип активности. Только через активную деятельность личность имеет возможность самореализовываться.
Принцип жизненной реализации. Об эффективности воспитательного процесса судят по тому, насколько успешными будут жизненные планы воспитанников и первые активные шаги по их реализации.
Принцип успеха. Для того, чтобы воспитательный процесс был положительным о оптимистическим, необходимо опираться на успехи и достижения детей.
Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
Принцип наглядности.
Принцип учета возрастно-половых особенностей воспитанников в содержании мероприятий.
Принцип демократизации. Сотрудничество воспитателей и воспитанников.
Программа «ЗОЖ» рассчитана на три года. Каждый учебный год – это один из этапов по реализации программы, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Структурные компоненты программы:
1. Исследовательская деятельность
2. Воспитательная деятельность
3. Практическая деятельность
4. Апробация
Пути реализации программы:
Для реализации программы используются следующие методы работы:
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Репродуктивный ;
3. Проблемный;
4. Методы стимулирования и поощрения;
5. Практический
Формы работы:
Использование следующих форм работы обеспечит интерес и активность детей на занятиях:
- воспитательные часы;
- беседы;
- спортивные конкурсы;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- диспуты;
- круглые столы;
- тренинги;
- политинформации;
- интеллектуальные игры
Обеспечение программы:
Психологическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
- учет индивидуальных и психологических особенностей;
- психолого-педагогическая диагностика
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- магнитофон;
- спортивный инвентарь;
- DVD проигрыватель;
- брошюры
Критерии эффективности программы:
Программа предполагает осознание воспитанниками ценности здоровья, как в личном, так и общественном плане, формирование негативного отношения к вредным привычкам, соблюдения общественной дисциплины и порядка. Процедура отслеживания эффективности программы будет отслеживаться по следующим критериям:
- участие в подготовке и проведении мероприятий;
- умение анализировать свою деятельность;
- активность воспитанника при проведении спортивных мероприятий;
- занятость в спортивных секциях;
- отсутствие вредных привычек;
- овладение санитарно-гигиеническими требованиями.
Прогнозируемый результат:
- создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья
воспитанников снижение количества простудных заболеваний;
- рост уровня физического развития воспитанников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Медико-гигиеническое направление программы «ЗОЖ»
Цель: Формирование понятия ЗОЖ
Задачи: - изучать и отслеживать состояние здоровья воспитанников;
- изучить особенности своего организма
- формировать санитарно-гигиенические навыки;
- способствовать снижению простудных заболеваний
Медико-гигиеническое направление включает в себя единую образовательно-оздоровительную систему физического воспитания. Работа по данному направлению ведется под руководством мед. Работников, она включает в себя:
- просветительскую деятельность;
- изучение особенностей своего организма;
- формирования позиций познания ценности здоровья и чувства ответственности
за него
В рамках данного направления введены элементы оздоровления в воспитательный процесс (уроки здоровья, беседы с медиками, оздоровительные минутки, деловые игры, утренняя зарядка, «Дни здоровья», показ фильмов, лектории).
Физкультурно-оздоровительное направление программы «ЗОЖ»
Цель: приобщение к разумной физической активности
Задачи: - способствовать физическому развитию детей;
- развивать силу, выносливость, быстроту;
- формировать навыки командной игры;
- формировать устойчивый интерес к потребности в регулярных
занятиях физической культуры и спортом
Основная идея физкультурно-оздоровительного направления заключается в том, чтобы, через занятия спортом формировать навыки ЗОЖ, прививать любовь к различным видам спорта, воспитывать у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
В основном данное направление реализуется через:
- физкультурно-массовую деятельность;
- оздоровительную;
- спортивные секции
Экологическое направление программы «ЗОЖ»
Цель: воспитание у детей любви к природе
Задачи: - способствовать стремлению заботиться о природе;
- укреплять духовно-нравственное здоровье;
- приобщать к активной деятельности в сфере экологии
Экологическое направление помогает воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, все это обладает мощным воспитательным воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье воспитанника. Данное направление реализовывается на воспитательных часах и беседах, экскурсиях, деятельности на свежем воздухе, показе фильмов, интеллектуальных играх, трудовых акциях.
Направление по созданию условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья воспитанников
Цель: создание условий для развития психического и физического здоровья
Задачи: - способствовать укреплению здоровья;
- способствовать устранению влияния патогенных факторов и
окружающей среды на здоровье;
- формировать культуру ЗОЖ;
- учить преодолевать эмоциональное напряжение, стрессы;
- знакомить с техникой безопасности на занятиях спортом
Данное направление включает в себя обеспечение условий для проведения оздоровительного, спортивно-игрового комплекса. В рамках этого направления проводятся воспитательные часы и беседы, тренинги, спортивные мероприятия, комплексы занятий по релаксации, экскурсии.
Мероприятия каждого направления разработаны с учетом возрастных особенностей познавательной и физической деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности и методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучение в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации.
Содержание 1-го года обучения
Название направления программы |
Занятие № |
Тема занятия |
Форма работы |
Основная цель темы занятия |
Медико-гигиеническое направление
Физкультурно-оздоровительное направление
Экологическое направление
Направление по созданию условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья воспитанников
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. |
Зачем нужен режим дня.
Мы за здоровый образ жизни.
Лекарства, которые мы принимаем.
День здорового бега
Мы – одна семья
Золотая ракетка
Зимние забавы
Золотая лыжня
Хоккей
День зимнего футбола
День Батыра
День спорта
Папа, мама, я -спортивная семья Венок дружбы
Зимний Иртыш
Берегите природу – природа наш дом День эколога
Живи планета
Наше здоровье
Как правильно закаляться
ВИЧ. Знать, чтобы жить
Профилактика травматизма
Профилактика ОРВИ
Бросай курить, ты уже не маленький |
Сем час
Спорт. меропр.
Беседа
Спорт. с-е
Спорт. м-е
Спорт. м-е
Соревнование
Соревнование
Тренировка
Спорт. м-е
КТД
Спорт. м-е
Соревнование
Спорт.м-е
экскурсия
Сем.час
Трудовая акция
Фестиваль
Сем. час
Сем. час
Кинолекторий
Беседа
Беседа
кинолекторий |
Раскрыть значение соблюдения режима дня.
Пропаганда ЗОЖ
Рассказать о пользе и вреде лекарств.
Формирование ЗОЖ
Сплочение детского коллектива по средствам игры. Формирование интереса к игре в теннис. Пропаганда ЗОЖ.
Формировать интерес к зимним видам спорта Прививать любовь к занятиям спорта, к игре хоккей. Пропаганда ЗОЖ.
Формирование интереса к национальным играм. Пропаганда спорта
Сплочение детского коллектива
Воспитание культуры ЗОЖ Воспитание любви к природе
Воспитание бережного отношения к природе Пропаганда ЗОЖ Воспитание бережного отношения к природе
Формирование бережного отношения к своему здоровью
Познакомить с правилами закаливания
Профилактика ВИЧ заболевания
Профилактика травм
Формирование знаний о простудных заболеваниях
Формирование негативного отношения к курению |
Ожидаемый результат:
Дети должны знать: - значение понятий здоровье и режим дня;
- о вреде и пользе для здоровья лекарственных средств;
- как обезопасить себя, чтобы избежать ВИЧ заболевания;
- как избежать травм
Дети должны: - выполнять правила личной гигиены;
- соблюдать режим дня;
- заниматься спортом;
- бережно относиться к природе и к своему здоровью.
Список используемой литературы
1. Абдрахимова А. мы здоровьем дорожим-соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Нач. шк., № 20, 2003.
2. Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, № 8 / 2006.
3. Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твое здоровье: укрепление организма-СПб., 1998.
4. Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, № 1/ 2006.
5. Кокаева И.Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., № 7 2003.
6. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / под ред. В.Н. Кардошенко – М: Просвещение, 1986.
7. Латохина Л.И. Творим здоровье для души и тела – СПб., 1997.
8. Новолодская Е.Г. Уроки здоровья // Нач. шк.,№ 5 2001.
9. Щелчкова Л.А. Наша программа здоровье // Нач.шк., № 10 2000.
Содержание II года обучения
Название направления программы |
Заня-тие № |
Тема занятия
|
Форма работы |
Основная цель темы занятия |
Медико – гигиеническое направление
Физкультурно-оздоровительное Направление
Экологическое направление
Направление по созданию условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья воспитанников.
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24 |
Оформление стендов и наглядной агитации
Лекторий «Здоровье»
«ЗОЖ в моей жизни»
«День бегуна» (кросс + л/а эстафета)
«Папа, мама, я – спортивная семья»
«Мы против курения» в рамках всемирного дня курения
Золотая ракетка
«Зимние забавы»
Зимний футбол
Конкурс снежных фигур из снега
Тематическая игра «В здоровом теле здоровый дух»
Лыжная эстафета
Турнир по настольному теннису
Военно-патриотическая игра «Зарница»
«Юный эколог»
«Земля – наш общий дом»
Акция «Зеленый сад»
«Защитим планету!»
«День современной игры»
Профилактика травматизма
«Берегите глаза!»
«Скажи СПИДу нет!»
Профилактика острых кишечных заболеваний
«Как бороться с вредными привычками» |
КТД
Круглый стол
Просмотр фильма
Спортивное мероприятие
эстафета
акция
соревнование
спортивное мероприятие
соревнование
КТД
Развлекатель-но познават. деятельность
соревнование
соревнование
КТД
Сем.час
беседа
трудовая деятельность
сочинение
Спорт. игра
Лекция
Круглый стол
Просмотр фильма
Лекция Просмотр фильма |
Пропаганда ЗОЖ
Формирование бережного отношения к своему здоровью
Пропаганда ЗОЖ
Развитие физических качеств (выносливость, ловкость и т.д.)
Содействовать сплочению взрослых и детей.
Профилактика вредных привычек
Воспитание настойчивости стремления к победе
Развитие ЗОЖ, физ. закалки и выносливости
Сплочение команды
Развитие творческих способностей и умения работать в коллективе
Развитие творческой активности
Формирование устойчивого интереса к лыжному спорту
Формирование интереса к игре
Воспитание патриотических чувств
Воспитание бережного отношения к природе
Воспитание любви к природе
Развитие трудовых навыков и умений
Развитие уровня мастерства уч-ся
Формирование взаимодействию в команде
Знакомство с мерами профилактики травматизма
Профилактика заболеваний глаз
Профилактика ВИЧ заболеваний
Профилактика кишечных заболеваний
Пропаганда ЗОЖ |
Содержание III года обучения
Название направления программы |
Занятие № |
Тема занятия |
Форма работы |
Основная цель темы занятия |
Медико-гигиеническое направление
Физкультурно-оздоровительное направление |
1
2
3
4
5 |
Половое воспитание
«Оказание навыков по оказанию первой помощи»
«Скажи, нет всему, что несет вред!»
«Спортландия»
«Веселые старты» |
Лекция
Практикум
Просмотр видеофильма
Спортивное мероприятие
спартакиада |
Пропаганда ЗОЖ
Формирование навыков оказания первой помощи
Формирование негативного отношения вредным привычкам
Пропаганда спорта |
Утверждаю
Директор ГУ «СОШ №23»
________________
« »________________2012 г.
ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Руководитель Гульванский С.В.
г. Павлодар
2012-2015 уч.г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.