Воспитательная система класса "Патриот"
Оценка 5

Воспитательная система класса "Патриот"

Оценка 5
Документация
doc
администрации +1
5 кл—9 кл
31.05.2017
Воспитательная система класса "Патриот"
Материал содержит обоснование,аналитическую справку, концептуальные основы ВСК,нормативно-правовую базу,цель и задачи системы, ожидаемые результаты, механизм реализации, управление и мониторинг, используемую литературу. Материал может быть полезен классным руководителям , а также лицам, отвечающим за воспитательную работу в общеобразовательных учреждениях, включая завучей по воспитательной работе и директоров школ.
Воспит.система 5а класса.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 г.Н.Новгород Воспитательная система класса [Патриот]                                                    Автор воспитательной системы:                                                                                                Шалагинова Татьяна Аркадьевна                                                      классный руководитель 5 «а» класса                                         г. Н. Новгород,2016/2021 гг. Содержание стр.  Обоснование…………………………………………………………………       3  Аналитическая справка ……………………………………………………..       5 Концептуальные основы ВСК ……………………………………………         18 Нормативно­правовая основа ВСК ………………………………………..      20 Цель и задачи системы ……………………………………………………….   21 Ожидаемые результаты . . … …………………………………………………  22 Механизм реализации ……………………………………………………….    23 Управление и мониторинг ……………………………………………………  35 Используемая литература   …………………………………………………… 46 Приложения                                                               Обоснование Гордиться славою своих предков  не только можно, но и должно… Социально­экономические   преобразования, А.С. Пушкин   происходящие   в современном   обществе,   заставляют   нас   размышлять   о   будущем   России. Сейчас наше государство уделяет пристальное внимание системе образования и   воспитания.   Я   как   педагог   наблюдаю   системные   изменения   в   данном 2 общественном   институте,   связанные   с   введением   ФГОС,   а   также   в   свете нового   Закона   «Об   образовании».   В   данных   нормативных   документах представлен государственный заказ. Современное государство нуждается в компетентных   гражданах,   любящих   свою   Родину,   готовых   создать крепкую семью, способных и готовых трудиться на общее благо.  Решение данных   задач   является   актуальным   в   свете  традиционно   российского патриотического сознания.  В Стратегии 2020 и Указе Президента РФ от 1 июня   2012   года   отмечается1,  что   в   условиях   сокращения   численности населения   именно   качество   человеческого   потенциала   может   позволить России   быть   конкурентоспособной   и   адекватно   ответить   на   вызовы постиндустриальной   эпохи.    Действительно,   любому   обществу   граждане,   а   также   – прежде   всего:   здоровые,   мужественные,   грамотные, дисциплинированные. Поэтому, я считаю своим долгом, миссией – воспитать в  подрастающем   поколении   патриотов,  то   есть   тех   людей,  которые   любят свою страну, гордятся ее историей.  Как педагог я понимаю, что решить данную   задачу   я   могу   только   в   партнерстве   с   семьёй,   где   каждый родитель должен вместе со своим ребенком включаться в общественно­ полезную   деятельность,   вместе   со   школой   идти   в   ногу,   быть   её партнером в деле воспитания подрастающего поколения. Мониторинг развития воспитательной системы 4а класса показал, что у многих учащихся недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры,   чувство   патриотизма,   которое   гарантировало   бы   укрепление территориальной целостности, защиту Родины как в мирное, так и в военное время. Многие родители в своих анкетах отмечают, что они хотели бы видеть в   будущем   своих   детей   достойными   отцами   и   матерями,   а   достойного семьянина нельзя воспитать без любви к Отечеству. Поэтому, я как классный 1 Стратегия 2020[Электронный ресурс, сайт].URL: http://2020strategy.ru/ (дата обращения 05.02. 2014); Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ­ 2017   годы».   Извлечения.//Классный   руководитель   и   федеральный   государственный   образовательный стандарт. Нижний Новгород, 2012. 3 руководитель , а также родители и их дети решили, что главной идеей данной воспитательной   системы   будет   является   формирование   духовно   развитой личности, которая развивается и совершенствуется на основе любви к своей стране.   Данная   система   призвана   систематизировать   и   углубить   всю деятельность   класса,   семьи   и   социума   по   формированию   патриотического воспитания подрастающего поколения. Мы с ребятами и родителями решили назвать   нашу   воспитательную   систему  ПАТРИОТ,   в   название   которой вкладывается следующий смысл: П – позитивный, А – активный (активная гражданская позиция), Т – трудолюбивый (готовый созидать, любящий семьянин), Р – развивающийся (душой и телом),  И – интересующийся ( тяга к знаниям, компетентный), О – ответственный – (чувствующий ответственность за свои  поступки), Т – толерантный 4 Аналитическая справка Данная справка составлена в результате бесед с классным руководителей начальной   школы,   службой   СППС,   зам.директора   по   начальной   школе, методиста МО классных руководителей. В 2015­2016 учебном году ребята учились в четвертом классе, который состоял из 26 человек: 14 мальчиков и 12 девочек 2000, 2001 и 2002 года рождения.   В   основном   все   ребята   учатся   с   первого   класса   или   в   одной параллели.   В   классе   3   человека   отлично   закончили   начальную   школу,   22   человека   – хорошисты.  Ребята посещают разнообразные кружки и секции. Занятость в системе дополнительного образования Данные диаграммы показывают 90% занятость подростков в системе  дополнительного образования. 5 Танцы, театр. деятельность – 6 человек (20%) Музыка – 3 человека (10%) Рисование – 4 человека (14%) Спорт – 6 человек (20%) Комп. игры – 10 человек (34%) ничем не занимаются – 3 человека (10 %). В таблице представлена занятость детей в кружках, секциях, центрах. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 ФИО учащегося Занятость в кружках и секциях Антипов Даниил Бельтихин Никита Бутова Ксения Воробьева Мария Галкина Екатерина Гусев Егор Журавлев Михаил Завальнюк Мария Капустин Антон Карасев Евгений Киселев Егор Китаев Илья Колесова Анастасия Кузнецова Анна Лукичев Федор Малова Ксения Межитова Варвара Морозова Дарья Палева Елизавета Плиплин Дмитрий Сесекина Елена Сидоров Артем Приокский ФОК ,плавание ­ Бассейн «Олимп» Изо, «Семейный очаг», бассейн «Кнопочки», музыкальная школа бадминтон пятиборье Танцы «Стремление» Юный техник Тхеквандо Футбол, «Радий» Бассейн   «Олимп»,   физкульт «Жарптица» «Семейный очаг» Вокал, «Кнопочки» Танцы «Фианит» Танцы «Новое поколение», изо Танцы «Новое поколение» Английский язык ,Оксфорд « Кнопочки», пятиборье ­ Танцы «Фантазия», музыкальная школа Юный техник, бассейн 6 23 24 25 26 27 28 Стародубова Софья Суякова Виктория Тибин Андрей Тихонов Илья Тюрин Марк Чемизова Елизавета Танцы «Новое поколение», английский язык,Оксфорд ФОК Приокский, бассейн Юный техник, скалолазание ­ ФОК Приокский, бассейн Танцы В целом, дети воспитываются в благополучных семьях, родители уделяют   детям большое внимание. Многие мамы имеют педагогическое образование.                  Из диаграммы видно, что 22(79%) детей воспитываются в полных  семьях, а 6 (21%)человек – в неполных. Состав семей 7 По   количеству   детей   семьи   представлены   разными   категориями:   с   одним ребёнком – 15 (54%); с двумя детьми – 10 (36%); с тремя детьми – 3 (11%). Образование родителей среднее – 3 (6%); среднее профессиональное – 6 (24%); среднее специальное – 7 (10%); высшее профессиональное – 35 (54%). Анкеты, показывают, что многие родители стараются создать лучшие условия   для   всестороннего   развития   своих   детей.   У   всех   детей   созданы условия для выполнения домашнего задания, дополнительного образования. Папы и мамы активно участвуют в делах класса и школы.   Продолжая изучать мой класс, я обратила внимание на агрессивность некоторых детей, которая выражалась в ежедневных конфликтах между ними, 8 увлеченность компьютерными военными играми, что создавало трудности в моей   работе   на   этапе   адаптации   детей   в   5   классе.   Приходилось   большое количество   времени   тратить   на   разрешение   конфликтов.   Я   использовала многое   из   своего   педагогического   арсенала:   ласку,   внимание,   сочувствие, заботу.   Поэтому,   при   планировании   работы,   пришлось   большое   внимание уделить   данной   проблеме.   Я   провела   тестирование,   которое   показало следующее. Тест «Уровень агрессивности у ребенка» (Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М) На   данной   диаграмме   видно,   что   в   классе   преобладает   средний   уровень агрессивности (64,3%). Детей с низким уровнем – 14,3%. Процент детей с высоким показателем достаточно велик – 21,4%. Диагностика «Какой у нас коллектив  (методика А.Н. Лутошкина) Ответы школьников оценивались по пятибалльной шкале,  соответствующей пяти ступеням развития коллектива. 9 Значительная часть класса (60,8%) на данном этапе считает похожим свой классный коллектив на «мягкую глину».   Известно, что мягкая глина – материал,   который   сравнительно   легко   поддается   воздействию   и   из   него можно лепить различные изделия.  Но если к нему не приложить усилий, то он может   оставаться   и   простым   куском   глины.     Не   все   получается,   нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой­либо цели   происходит   с   трудом.   Скрепляющим   звеном   зачастую   являются формальная   дисциплина   и   требования   старших.   Отношения   в   основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь.  В   основном,   в   классе   преобладает   хорошее   настроение,   достаточно активное отношение к учёбе. Также идет процесс развития коллективистских   В   коллективе устремлений, присутствует   не   только   критика,   но   и   самокритика.   В   группах   самостоятельности.   организованности, ценят познавательную   активность,   дружелюбие.   Отрицательным   моментом считаются   жалобы   и   лживость.   Интересы   в   классе   самые   разнообразные. Среди   них   –   интерес   девочек   к   музыке   и   изобразительной   деятельности. Мальчики   интересуются   компьютерными   играми   и   спортом.   Болезненно переживают свои неудачи. Что   касается   поведения, то   можно   сказать,   что   положительного   в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них меньше, чем агрессивности, эгоизма, грубости. Хотя правила хорошего тона знают все, но 10 не умеют сдерживать себя. На переменах отличаются своим громким голосом, шумят, стараются перекричать друг друга.    Ребята   отзываются   на   просьбы   учителя   и  своих   одноклассников   о помощи, но не всегда. Принимают участие в классных и внеклассных, а также школьных мероприятиях, но не достаточно активно. Следующий   критерий,   который   я   изучила   –   это   уровень удовлетворенности детей и родителей работой образовательного учреждения. Для меня, как для классного руководителя, это было важно, так как именно классный руководитель играет ведущую роль в организации сотрудничества между семьей и школой.  Уровень удовлетворенности детей школьной жизнью Согласно   анкетированию,   большинство   детей   удовлетворены   школьной жизнью, идут в школу с радостью. Однако есть 2 человека, у которых нет удовлетворенности   школьной   жизнью.   Предстоит   работа   по   выяснению причин. 11 Уровень удовлетворенности родителей  деятельностью образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) На данной диаграмме видно, что у родителей преобладает средний уровень удовлетворённости деятельностью образовательного учреждения (59,1%). Есть и родители с высоким уровнем (27,9%). Также здесь видно, что и достаточно высок процент родителей с низким уровнем удовлетворённости деятельностью образовательного учреждения  (13%). Анализируя   сложившуюся   ситуацию,   я   пришла   к   мысли,   что, воспитывая   детей   в   школе,   необходимо  закладывать   в   их   неокрепшее нравственное сознание не просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать   и   принимать   себя   и   окружающих,   какими   бы   они   ни   были: своими   взглядами,   своими   привычками,   к   какой   бы   ни   принадлежали национальности, культуре,  любовь к Родине и родному дому.  Необходимо формировать такие базовые компетентности, которые бы помогли будущему гражданину нашей необъятной, многонациональной Родины быть толерантным во   всех   отношениях   и   на   этой   базе   стать   настоящими   интеллигентными людьми.   И все это необходимо делать в тесном контакте с семьей,  так как именно семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность 12 всего   учебно­воспитательного   процесса.   Но,   вместе   с   тем,   в   большинстве семей   имеет   место   неправильный   подход   к   ответственности   родителей   за воспитание ребенка (большая доля ответственности ложится на школу)      Проводимая диагностическая работа по изучению детей, семей, их традиций, увлечений позволила получить материал для выбора приоритетных направлений воспитательной работы.  В течение обучения детей в 5 классе  проводится промежуточная диагностика, результаты которой представлены ниже. Я   отметила,   что   прослеживается   пусть   невысокая,   но   положительная динамика. На   данных   диаграммах   показаны   в   сравнении   результаты,  полученные при   входящей   и   исходящей   диагностике.   Данные   по   «удовлетворенности учащихся своим коллективом»  и данные по агрессивности. Диагностика «Какой у нас коллектив (методика А.Н. Лутошкина) Данные   диаграммы   показывают,   что   класс   стал   дружнее.   Большее количество детей считают класс «мерцающим маяком» и «алым парусом». 13 Тест «Уровень агрессивности у ребенка» (Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М) Выводы: уровень агрессивности снижается, однако по прежнему есть дети с высоким и средним уровнем агрессивности (около 45%). Итак,   согласно   полученным   результатам   и   основываясь   на   своих наблюдениях, я сделала следующие выводы: повысился   уровень   воспитанности   учащихся,   однако   по   прежнему высок процент детей с высокой и средней агрессивностью; определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети   стали   больше   проявлять   заботу   друг   о   друге,   поддерживают дружеские отношения с   одноклассниками, поздравляют друг друга с днем рождения; не   сформирована   самостоятельность   к   подготовке   дел,   испытывают сложности в организации своей деятельности; в   течение   года   образовалось   самоуправление   в   классе,   оформилась инициативная группа родителей «Сотворчество»; ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям; увеличился   уровень  познавательной  активности,  учащиеся  принимали участие   в   школьных   конкурсах,   соревнованиях,   занимали   призовые места; 14 В   начале   прошлого   учебного   года   была   поставлена   задача, способствовать дальнейшему формированию классного коллектива, но уже на новой   образовательной   ступени,   помочь   учащимся   класса   пройти адаптационный период, связанный с переходом на среднюю ступень обучения. В   связи   с   этим   были   выделены   три   группы   учащихся   по   степени работоспособности   и   усвоению   учебного   материала   для   того,   чтобы   при необходимости   вносить   необходимые   корректировки   в   учебный   процесс данных групп учащихся. Так   же,   в   связи   с   тем,   что   большую   часть   классного   коллектива составляют мальчики, была поставлена задача всестороннего физического и гражданско­патриотического воспитания, для этого шла активная работа с учащимися и их родителями  с целью увеличить количество  детей занятых   Что   послужило   росту внеклассной   деятельностью   (секции,   кружки).   активности учащихся в мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях школы, района, города, области, что и показывает положительная динамика удовлетворенности учащихся. Есть у наших мальчиков и свои достижения, двое наших учащихся выиграли первое место в районных соревнованиях по футболу.  В учебной деятельности тоже имеет место определенная стабильность: в начале 2016­2017 учебного года в классе обучалось 2 отличника, по итогам третьей четверти 2016­2017 года 4человека, по хорошистам идет снижение от 11 человек в первой четверти до 8 в третьей четверти. Остальные учащиеся показывают   удовлетворительный   уровень   знаний,   конечно,   продолжает существовать определенная группа учащихся, имеющих трудности в освоении учебного материала, но им и их родителям была оказана соответствующая методическая помощь и даны соответствующие рекомендации по выполнению учебных   заданий,   при   выполнении   которых   возможно   достижение положительных результатов. 15 Познавательное   направление   остается   одним   из   главных   среди   всех целей   и   задач   воспитательной   работы   в   классном   коллективе   на   все последующие годы. Выявился еще один круг проблем, который требует постановки новой группы воспитательных задач. В   классе   есть   группа   ребят,   живущих   в   неполных   семьях   (после развода, в результате потери кормильца и т.п.), есть дети, родители которых вступили   в   повторный   брак   (в   семье   отчим   или   мачеха).   В   связи   с   этим возникает необходимость работы в направлении семейного воспитания, чтобы помогать  ребятам  адаптироваться  в возникающих   конфликтных  ситуациях, привить необходимые навыки семейного общения и взаимодействия. Считаю, что помочь в решении данного блока задач может партнерство с   семьей,   взаимодействие   классного   коллектива,   коллектива   родителей   со службой СППС. Изучение детского коллектива и их семей позволило выделить успехи, которые станут основой и движущей силой функционирования нашей системы и проблемы, которые предстоит решать. Успехи   удовлетворенности Уровень родителей   работой   школы   средний. Большинство   детей   удовлетворены работой школы. Проблемы Есть дети и родители  неудовлетворенные школьной жизнью. Возможно они испытывают тревогу и  переживания. Количество детей, не занятых во  внеурочное время, незначительное (3  из 29). В классе есть ребята с высоким и  средним уровнем агрессивности (15 и  30% соответственно). 16 Большинство детей воспитываются в  полных семьях. Родители уделяют  достаточно внимания детям. Недостаточная сформированность  взаимодействия между сверстниками,  а также между сверстниками и  взрослыми.  Ребята   и   родители   в   основном активны.   В   классе   сформирована инициативная   группа   родителей Не сформирована самостоятельность  к подготовке дел, испытывают  сложности в организации своей  деятельности. «Сотворчество». У   30%   учащихся   сформирована познавательная активность. Подмена реального общения  виртуальным.  Есть учащиеся, которые начинают  терять интерес к учебе. Данный вывод актуален с учетом их возрастных  изменений. На первый план начинает  выходить общение, поэтому важно,  чтобы ребята не забывали и про учебу. 17 Концептуальные основы воспитательной системы класса Учителем   начальной   школы   Чараевой   Валентиной   Алексеевной.   – классным   руководителем   4   «а»­   была   написана   воспитательная   система класса,   направленная   на   развитие   творческих   способностей   учащихся, формирование   гражданственности   и   крепкого   и   дружного   коллектива родителей. В классе были созданы традиции: ­ подготовка и коллективное поздравление каждого именинника; ­ подготовка и проведение совместных КТД для детей и родителей; ­ организация выставки­конкурса «Осенний салют» (букеты); ­ создание клуба «Ты – нижегородец» (изучение истории родного края, экскурсии, викторины». Исходя   из   педагогических   идей   К.   Д.   Ушинского,   анализа воспитательной   работы   4   «а»   класса,   комплексного   анализа   ситуации   в классе, анализа современной ситуации в обществе, и, как следствие, в семье, а также   учитывая   то,   что   учащиеся   перешли   на   новый   уровень   развития (взросление, переход на новую ступень образования), считаю целесообразным сохранять традиции класса, а также продолжать работу на новом уровне. Как учитель   истории  считаю  необходимым   формирование   гражданственности  и действенного   патриотизма,   опираясь   на   принципы   коллективизма   и   равно партнёрских отношений. Воспитательная система класса – это целостный социальный организм, функционирующий   при   условии   взаимодействия   основных   компонентов воспитания, способ   организации   отражающий   специфический   жизнедеятельности коллектива класса.     Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы класса «Патриот».      Система   опирается   на   идею   социального   партнерства,   вовлечения родителей   в   деятельность   детей,   вовлечение   детей   в   активную   урочную   и 18 внеурочную   деятельность   как   альтернативу   влияния   агрессивной   внешней среды, уважительного отношения к личности ребенка, раскрытия творческого потенциала каждого учащегося, воспитания у детей уважительного отношения к своему государству, его традициям, воспитания у детей самостоятельности.    Воспитательная система реализуется через технологию содружества и самоуправления: протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие   я личности   ребенка   носили   более   целенаправленный   характер, систематизировала   воспитательные   дела   и   мероприятия   по   направлениям, связанным   с  развитием   таких   потенциалов   личности   ребенка   как   духовно­ нравственный, патриотический, познавательный. В основу ВСК были положены следующие принципы: Принцип   самостоятельности   личности   («самостоятельность головы   учащегося   –   единственное   прочное   основание   всякого плодотворного учения»); Принцип   образованности   личности   («воспитание   не   только должно   развивать   разум   человека   и   дать   ему   известный   объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда…»); Принцип   взаимодействия   личностей   (дети­родители­педагоги) («одно   из   священных   прав   человека   –   право   на   правильное   и доброе воспитание»). 19 Нормативно­правовая основа ВСК Конституция Российской Федерации; Декларация прав ребенка (1959 г.); Конвенция о правах ребенка; Федеральный Закон «Об Образовании»; Федеральный   закон   «Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в Российской Федерации»; Указ   Президента   РФ   от   1   июня   2012 г.   № 761   «О   национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ­ 2017 годы»; Письмо   Минобразования   России   от   10.05.2001   г.   №22­06­626   «Об официальных ритуалах в образовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской федерации»; Письмо   Минобразования   РФ   от   22.07.2002   г.   330­51­547,16   «Об организации   родительского   всеобуча   в   общеобразовательных учреждениях»; Программа МБОУСОШ №32 «Семья и школа»; 20 Цели и задачи ВСК Цель воспитательной системы:  Создание   условий   для   духовно­   нравственного   развития   личности младшего   школьника,   формирования   активной   гражданской   позиции, ценностного отношения к Родине, развития интеллектуального и творческого потенциала   через   самоактуализацию   на   основе   социального   партнерства   с семьей и школой.             Для реализации цели нами определены следующие задачи: Воспитывать   у   обучающихся   гражданственность,   уважительное отношение к Родине, готовность созидать её в труде; Развивать   интеллектуальный   потенциал   личности   –   как   основу   её духовного мира, социальной ответственности; Развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки; Усилить роль семьи в воспитании полноценных граждан общества; Формировать   дружный   классный   коллектив,   способствовать формированию органов ученического самоуправления. 21 Ожидаемые результаты ВСК Развитие   у   учащихся   интеллектуальных   способностей,   сформированность осознанного   познавательного   интереса   и   готовность   к   продолжению образования; Сформированность гражданственности, патриотизма как важнейших духовно­ нравственных и социальных ценностей; Сформированность   толерантного   поведения   детей   в   их   практической деятельности, уважительного отношения к иной культуре и традициям; Сформированность   взаимодействия   семьи   и   школы   в   воспитании полноценного гражданина и патриота. Сформированность   понимания   и   принятия   нравственных   норм   здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье; 22 Механизм реализации ВСК Воспитательная система рассчитана на 5 лет. Условно реализацию ВСК можно разбить на четыре этапа. На каждом из этапов ВСК перед нами стоят цели и задачи, которые необходимо выполнить, поэтому  весь наш путь в рамках ВСК «Патриот», мы собираемся пройти под девизом: «Вперед к вершинам!» Этап Сроки Задачи 1.Проектирование 5 класс Изучение   интересов, Содержание деятельности Диагностика   по 2016­ 2017 у.г. воспитательной системы «Намечаем ближние вершины» и потребностей других   личностных   различным методикам. Создание модели ВСК. характеристик членов   классного   КТД направлений различных сообщества. Проектирование с (совместно родителями). Создание   желаемого   образа класса. классного уголка.  Психолого­ Определение перспектив педагогические консультации   для жизнедеятельности классного детей и родителей. Выборы актива класса,  Родительского актива коллектива. Развитие   социально­ педагогического взаимодействия   детей, учителей, семьи. 23 2.Становление системы. «Вперед, покорению вершин!»   6 класс 2017­ Укрепление межличностных Мониторинг,   классные КТД, часы,   к 2018 у.г. отношений. Формирование родительские собрания, чувства «мы». Создать условия для родительские лектории. всестороннего развития учащихся. Активизация учащихся   на   основе приобщения жизненным ценностным ориентирам. Укрепление,   создание   к новых традиций   классного коллектива на основе социального партнерства. Формировать   органы ученического 3.Стабильное функционирование системы. 8 7,   класс 2018­ 2020 самоуправления. Способствовать тому,   чтобы КТД,   круглые   столы, встречи с интересными классный   коллектив выступал,   как   часть людьми, психологические «Нам покоряются у.г. школьного тренинги,   ролевые 24 вершины» коллектива, объединенный   общей игры, активное участие в районных, городских целью. Рост   социально­ конкурсах. Предметные   недели. познавательной   и творческой олимпиады.   НОУ, Проектирование. активности учащихся систему через   Активное   участие   в общешкольных   КТД. ученического самоуправления. Семейные Промежуточная   вечера. Повышение мотивации к учению.  диагностика. Исследовательская   Работа ученического органов деятельность.    4. Завершение функционирования 9 класс 2020­ самоуправления. Усложнение содержания Социальное проектирование, акции, системы. «Покорители вершин» 2021 у.г. деятельности. Демонстрация исследовательская деятельность, накопленного   опыта. Социальное олимпиады, Тренинги.   НОУ.   КТД проектирование. Создание   условий различных направлений.   Анализ для преемственности традиций   классного рейтинговой   таблицы семей   воспитанников, сообщества традициям   к участие   в   школьном конкурсе «Класс   следующей   ступени года»,   награждение, 25 обучения. Определить   уровень заключительный классный   час   «Мы вместе»   совместно   с родителями, выпускной вечер. самореализации каждого воспитанника. Определить   вклад каждой   семьи   в творческие дела.  Воспитательную работу в классе предполагается вести по следующим направлениям: Патриотическое – «Отчий дом» Духовно­нравственное – «Чистый исток» Познавательное – «Наша компетентность» В   рамках   направления  «Наша   компетентность»  предполагается совместная   работа   с   учителями­предметниками   по   координации   усилий   в обучении   и   развитии   интеллектуальных   способностей   ученика,   а   также деятельность   по   коррекции   знаний   отдельных   учащихся   по   предмету.   Для этого работают факультативные занятия по русскому языку и математике, а также ИГЗ по предметам.   Для учащихся организовано малое НОУ. Ребята могут себя попробовать в школьных олимпиадах, познавательных интернет­ проектах,   интеллектуальных   играх.   Кроме   того,   классный   руководитель постоянно поддерживает связь с родителями и своевременно оповещает их о возникающих   проблемных   ситуациях   в   очных   встречах   и   в   рамках взаимодействия   в   интернет­проекте   «Дневник.ру».   На   мой   взгляд, компетентность   вырабатывается   в   практической   деятельности,   поэтому ребята полученные знания применяют и в шефской работе над учащимися 2­ ых классов. Ребята готовят для них викторины, познавательные игры. 26 В   рамках  направления   «Отчий   дом»  предполагается   проведение работы   по   формированию   действенного   патриотизма   через   систему конкретных дел.  Для достижения поставленных в системе задач планируется организация   социальных   проектов,   проведение   акций,   КТД,   организация тематических   экскурсий,   участие   в   недели   истории,   в   конкурсах   «Ты­ Нижегородец», «Овеянные славою  флаг наш и герб» и др. предполагается организация   тематических   опросов   в   интернет­   сети   «Дневник.ру», посвященных памятным датам нашей истории. В рамках направления «Чистый исток» планируется организация дел духовно­нравственного направления. На мой взгляд, у настоящего патриота должен быть высокий уровень воспитанности и нравственности. Это должен быть   человек,   который   не   только   на   словах,   но   и   на   конкретных созидательных делах готов строить наше будущее. Поэтому важно заложить в рамках данного направления такие базовые ценности – как семья, патриотизм, честь, долг, совесть, добро, справедливость. В рамках данного направления предполагается   организация   участия   в   благотворительных   делах, волонтерском движении. План реализации ВСК «Патриот» 5 класс  1 этап – Проектирование воспитательной системы «Намечаем ближние вершины» Направление деятельности  Мероприятия/ Ответственные Родители Классный руководитель Старши е классы/ Соц. партнер ы Конкурс фотографий «С чего начинается   Родина» 27 Классный час «Герои земли Нижегородской» Стенгазета «День народного единения» Патриотическое «Отчий дом» Выпуск боевого листка Конкурс творческих работ «Летопись войны». Классный час «О  трудолюбии и прилежании:  актуально ли это сегодня?» Конкурс газет с  использованием природного  материала «С днём учителя» Посещение  театра ТЮЗ Подготовка к огоньку,  посвящённому 8 Марта и  Дню защитника Отечества  Духовно­ нравственное «Чистый исток» Выпуск газеты  «Сын.Отец.Отечества» Подготовка к  выставке  технического  творчества Участие в концерте, посвящённом 8  Марта Акция «Чистый город» Классный час «Козьма Минин и Дмитрий Пожарский –  славные сыны земли Русской»  Выпуск фотоотчёта о посещении достопримечательных  мест города. Посещение планетария 28 Познавательное «Наша компетентность» Экскурсия в музей «Народов и быта Нижегородской  области» Продолжение знакомства с правилами дорожного движения  «Осторожно – дорога!» ­Классный час «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях»» Деловая игра «Мой вопрос Президенту России» Инструктаж по технике безопасности: «Осторожно –  гололёд!» Правила поведения в зимнее время года. Посещение музея­особняка Рукавишниковых Совместная экскурсия в г.Городец   6 класс 2 этап – Становление системы «Вперед, к покорению вершин!»  Мероприятия/ Ответственные Направление деятельности Родител и Классный руководитель Старшие классы/ Соц. партнеры Выпуск стенгазеты, посвящённой Дню города Организация поздравлений с Днём учителя Фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина» Выпуск боевого листка Патриотическое «Отчий дом» Встреча с родителями, прошедшим службу в армии. Конкурс «А ну­ка, мальчики» Соревнования по футболу, веселые старты, эстафеты. Выезд в Дворец спорта на соревнование по хоккею Кл.час "Ради жизни на земле" Классный час «Наши права» К Дню пожилого человека.  Диспут "Не будь равнодушным" 29 Духовно­ нравственное «Чистый исток» Познавательное «Наша компетентность» Выход в театр оперы и балета Классный час «Спешите делать  добрые дела» Цикл классных часов «Великие  люди Герои России» Классный час «Самооценка и  взаимооценка, как способ  понять себя и других» Конкурс патриотической песни  Акция «Дети – детям» Участие в православной олимпиаде Круглый стол "Дочки­матери" Классный час "Экология  Приокского района" Урок мужества «Ордена России».  Возложение цветов к мемориалу на  пл.Жукова Классный час «Законы дружбы.  Какими им быть.» Посещение музея  "Художественных промыслов" Правила дорожного движения  «Что значит быть  ответственным» Литературный ринг «О дружбе,  доброте и отзывчивости» Интеллектуальная игра «Счастливый случай» Классный час «Этикет. Что это?" Участие в конкурсе "Зеленый кабинет" Праздник «Гостья наша – дорогая Масленица» Выставка технического творчества «Творчество юных –  любимому городу» Летний школьный лагерь (с экскурсиями) 7­8 класс 30 3 этап ­ Стабильное функционирование системы    «Нам покоряются вершины» Мероприятия/ Ответственные Направление деятельности Родител и   Классный руководитель Старшие классы/ Соц. партнеры Классный час ­беседа «О чести, о доблести и мужестве  Организация поздравлений с Днем учителя                 Час нравственного разговора «О чем говорят письма  солдат?» Патриотическое «Отчий дом»  Фотоконкурс "Моя родная сторона"                                         Спортивно­тактические игры «Лазертаг»   Классный час "Война в истории моей семьи"                 Участие в ежегодной лыжной эстафете  Творческий час «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» Экскурсия к памятникам  Нижегородского кремля Классный час «Твори добро!» Игра – путешествие «Дорогой  Нижегородского ополчения» Классный час  "Ответственность групповое  преступление" Классный час «Истории той  войны» Классный час " Спортивные достижения  России в 21 веке" Посещения оперного театра Классный час ко Дню матери «Самый добрый урок» Духовно­ нравственное «Чистый исток» Познавательное   Игра – путешествие «Летим в  космос!» 31 «Наша компетентность» Интеллектуально­ познавательная игра  «Дорожные приключения» Игра – демонстрация «Города  герои России» Экскурсия в Домик Каширина Экскурсия по улице Большой  Покровской Викторина "Этот  удивительный мир" Посещение Театра юного зрителя Патриотическое «Отчий дом» Выпуск стенгазеты, посвящённой Дню города                                                                                         Выпуск боевого листка                                     Организация поздравлений с Днём учителя Конкурс творческих работ "Летопись войны" Встреча с курсантами военных училищ Классный час " Нижегородцы ­ Герои Советского Союза" Духовно­ нравственное «Чистый исток» Классный час "Права и  обязанности ученика" Интерактивный час «Затянем  узелки потуже о доброте и  дружбе!» Ролевые игры «Роскошь  человеческого общения» Час общения «Мальчишки и  девчонки, девчонки и  мальчишки» Интерактивный проект «Спасибо вам мамы за то, что вы есть» Ролевая игра «Комплимент» Театрализованная игра «Да здравствуют вежливость и  доброта» Итоговое мероприятие «Мы выбираем дружбу!» Познавательное Литературное лото «Поэзия  военных лет» 32 Интеллектуальная игра­ путешествие «Дружный  экспресс» Цикл экскурсий в музеи  Боевой Славы г. Нижнего  Новгорода Классный час «Восемь чудес света» Классный час «Музы» Семейная гостиная «Под зеленым абажуром» «Наша компетентность» Создание презентаций «Я и  Мир» Игра «Организм человека и  его здоровье» Летний школьный лагерь 9 класс 4 этап ­ Завершение функционирования системы «Покорители вершин» Направление деятельности Родители Мероприятия/ Ответственные Классный руководитель Старшие классы/ Соц. партнеры Патриотическое «Отчий дом» Выпуск стенгазеты, посвящённой Дню города                                                                                                                       Организация поздравлений с Днём учителя                       Выпуск боевого листка                                                            Конкурс «А ну­ка, мальчики» Встреча с ветеранами                                                             Полоса препятствий в нижегородском ОМОНе Классный час "Права гражданина и человека" Классный час «Дети войны» Диспут "Мое мнение о службе в армии"  26 ноября День Военно­морской пехоты. Встреча с морскими  пехотинцами                                                33 Традиционное участие в школьном Смотре строя и песни Духовно­ нравственное «Чистый исток» Познавательное «Наша компетентность » К Дню пожилого человека. Выход­ поздравление близким и родным Интерактивный проект «Интервью о школьной дружбе» Интерактивный час «Письмо  солдату!» 26 ноября День Военно­морской  пехоты. Встреча с морскими  пехотинцами Литературная гостиная «Ещё раз про любовь» Конкурс «Традиции моей семьи»   Классный час "Кто если не МЫ" Интерактивный проект «Сердце матери» Итоговое мероприятие «Служить России» Игра «Я бы в армию пошел» Интеллектуальная игра­ путешествие «Полководцы  России» Цикл экскурсий в воинской части  Нижегородской области  Классный час «Кем быть?» Экономическая игра «Мы и деньги» Игра «Организм человека и его здоровье» Конкурс «Минута Славы» Самый классный класс, или  чуть­чуть о каждом. Летний школьный лагерь 34 Управление и мониторинг Детское самоуправление В   5­ом   классе   была   продолжена   работа   по   формированию   у   детей самостоятельности, навыков самоуправления. В данном учебном году данная работа продолжается, через систему поручений развивается самоуправление в классе. Цель:  освоение   духовно­нравственных,   гражданско­патриотических ценностей   через   накопление   опыта   самоопределения,   самореализации   и самоактуализации лидерского и творческого потенциала подростка. Задачи:      способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности; способствовать развитию волевых качеств личности, настойчивости и решительности в достижении цели; способствовать развитию чувства товарищества; развивать умения сотрудничать со старшеклассниками, учителями; способствовать   осмеянию   мелких   недостатков:   зависти,   лживости, хвастовства. Самоуправление в классе выглядит следующим образом: Классное собрание Актив класса Староста Художники­               Пресс­ центр           Учебный     Экологический     оформители                                               центр  35 Спортивный                     Трудовой                       Организаторы                                 центр                                центр                                  досуга Классное   собрание  ­   высший   законодательный   орган   детского самоуправления, принимает важные решения, вырабатывает планы работы. Актив   класса  –   высший   исполнительный   орган   самоуправления. Контролирует  исполнение   принятых  решений,  анализирует  и  координирует работу всех групп (центров). Староста  – первый помощник учителя, лидер среди ребят, помогает контролировать решение организационных вопросов. Пресс   –   центр  –   собирает   информацию,   освещает   события   жизни класса,   выпускает   информационные   листы,   на   базе   которых   создаётся «Энциклопедия». Художники   –   оформители  –   эта   группа   ребят,   которая   делает фоторепортажи, оформляет классный уголок, выпускает праздничные газеты. Спортивный   центр  –   собирает   спортивную   команду   из   учащихся класса,   освещает   крупные   спортивные   события,   готовит   спортивные конкурсы, викторины, эстафеты. Учебный центр – помогает в проверке дневников, работает с учебным отделом школьной библиотеки. Трудовой центр  – следит за  состоянием  мебели  в  кабинете, за  графиком дежурств, за проведением школьных акций «Чистый двор». Экологический – ухаживает за цветами, контролирует санитарное состояние кабинета, исполнение режима проветривания, помогает озеленять школьный двор. Организаторы   досуга  –   действующая   творческая   группа, организовывает внеклассные мероприятия  36 Родительское самоуправление Родительское собрание  – высший законодательный орган самоуправления, принимает важные решения. Собирается раз в четверть. Родительский комитет  – высший исполнительный орган самоуправления. Контролирует   исполнение   принятых   решений,   анализирует   работу, координирует работу всех служб. Творческий сектор – оказывает помощь в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, в подготовке праздников. Организаторский сектор  – оказывает помощь в организации мероприятий, проведении   трудовых   десантов,   оказывает   классному   руководителю   при подготовке к родительскому всеобучу. 37 Финансовый   сектор  –   занимается   покупкой   канцтоваров,   наглядно­ дидактических пособий. Социальное партнерство с семьей Деятельность   участников   воспитательной   системы   организована   по принципу триединства:                                                          Учитель                                        Дети                               Родители Взаимодействие   по   данной   схеме   осуществляется   при   условии   реализации единой воспитательной цели, в результате чего происходит развитие не только детей, но и семьи в целом. Родительское соуправление Огромную роль в управлении воспитательной системой играет коллектив родителей.   Высшим   органом   самоуправления   родителей   в   классе   является классное родительское собрание, которое созывается не реже одного раза в учебную четверть. На классном родительском собрании:  избирается классный родительский комитет (ежегодно);  решаются вопросы участия родителей в жизни класса;  определяются   направления   деятельности   родителей   в   классе,   формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, актовом класса;  выслушиваются отчеты о работе родительского комитета;  высказываются   предложения   родителей   по   усовершенствованию образовательного и воспитательного процесса в классе;  принимаются решения о создании финансового фонда; 38  выслушиваются   отчеты   учителей   об   успеваемости   детей,   рекомендации, советы психолога;  решаются текущие вопросы школьной жизни. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:     психолого ­ педагогическое просвещение родителей;  вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс;  участие в управлении учебно­воспитательным процессом.  Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже   таблице,   которые   предполагают   создание   условий   для   организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива. основные направления Психолого­педагогическое просвещение родителей Вовлечение   родителей   в учебно­воспитательный процесс Участие в управлении учебно­ воспитательным процессом Формы работы с семьёй Родительские лектории Индивидуальные и тематические консультации Тренинги Конференции Родительские собрания Дни творчества  Открытые уроки и внеклассные мероприятия Помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении   материально   ­   технической   базы   школы   и класса Родительское общественное патрулирование Шефская помощь Участие родителей класса в работе совета школы Участие   родителей   класса   в   работе   родительского комитета и комитета общественного контроля Участие   в   работе   общественного   совета   содействия семье и школе Организация походов по местам боевой славы 39 Социальное партнерство Внутренние и внешние связи ДДТ им. В.П. Чкалова, ЦРТ Приокского района, клуб «Контакт», система доп. образования МБОУ СОШ № 32 Семья Ребен ок 40 Одноклассник и Классный руководитель, учителя, администрация школы УМО при Мининском университете Орган ученического самоуправления школы «ШОНу» (школьное объединения не учителей) Социально- психолого- педагогическ ая служба МБОУ СОШ № 32 Учреждения культуры г. Нижнего Новгорода (театры, библиотеки, учреждения спорта). Ребенок Социальное   партнерство   оказывает   огромную   помощь   в   работе   классного руководителя и значительно обогащает жизнь класса. Достижение   поставленных   целей   и   задач   отслеживается   в   рамках мониторинга.   Ниже   представлены   методики,   по   которым   отслеживается становление личности. Методики, используемые для диагностики в 5­ом классе № Что исследуется 1 2 Мотивация к учению Изучение межличностных  отношений в детском коллективе Автор методики Н. Г. Лусканова П. В. Степанов, Д. В.  Григорьев, И. В. Кулешов 3 4 5 6 6 7. 8. Изучение взаимоотношений в семье Кл. руководитель (анкета) изучение уровня нравственного  развития личности и духовно­ нравственной атмосферы в классном коллективе. О. В. Соловьев Ближние и дальние цели учащихся  («мои вершины») Уровень патриотического вопитания Кл. руководитель (анкета) Кл. руководитель (анкета) Удовлетворенность учащихся ,  родителей школьной жизнью А. А. Андреев Уровень самооценки Изучение удовлетворенности  школьной жизнью родителей Дембо­Рубинштейн Кл. руководитель (анкета) Степень удовлетворенности  учащихся своим коллективом А. Н. Лутошкин 41 Методики для исследования детского коллектива 6­9 класс (примерный перечень). № Что исследуется Умение учиться 1 2 Диагностика воспитанности школьников Автор методики Тебякина А. И. Г. П. Буданова Поведение в конфликте Тест Томаса Килмера 3 Диагностика нравственной  воспитанности Исследование самооценки Гос НИИ семьи и  воспитания РАО Дембо­Рубинштейн Поведение в конфликте Тест Томаса Килмера Уровень удовлетворенности детей и  родителей школьной жизнью Поэма о классе Мотивация к учению Андреев А. А. учащиеся Школьный психолог Эмоционально­психологические  отношения в коллективе Отношения в семье Уровень удовлетворенности детей и  родителей школьной жизнью Мы­коллектив! Понимание слова «патриотизм» Уровень воспитанности Уровень удовлетворенности детей и  родителей школьной жизнью Григорьев Д. В. Кулешов И. В. Кл. руководитель Андреев А. А. М. Г. Казакина Кл. руководитель Школьный психолог Андреев А. А. 42 Промежуточные результаты Изучение уровня нравственного развития личности и духовно­нравственной атмосферы в классном коллективе. Сроки проведения Январь 2017­2018 уч.г.  Самые   «продаваемые» качества Грубость, Самые «приобретаемые» качества Вежливость, вспыльчивость, нетерпимость   к   чужим дружелюбность,   умение прислушиваться к   недостаткам, несобранность   мнению другого человека,   аккуратность, пунктуальность Совместная деятельность родителей и детей (январь 2018) 43 После   проведения   родительских   собраний,   совместных   мероприятий, проведения   индивидуальных   бесед   с   родителями,   на   6%   увеличилось количество   родителей,   обсуждающих   с   детьми   прошедший   день.   Однако снизился   на   8%   показатель   совместного   выполнения   домашних   заданий, родители стали проверять факт выполнения домашнего задания. Родители считают, что детей надо приучать к самостоятельности. По итогам 2 четверти это не привело к снижению успеваемости. Расстановка намеченных вершин Ближние вершины. (6 класс) 44 Данная   диаграмма   отражает   высокую   заинтересованность   в   учебе,   но довольно многие хотят также приобрести новых друзей и сохранить старых. Примерно треть детей хотят достичь успехов в занятиях спортом, музыкой, танцами. Изучение понимания слова «Патриотизм» Часть учащихся понимает «патриотизм» размыто, выбирает для ответа общие фразы. Классным руководителем включены в план работы классные часы по данной проблеме. 45 Список использованной литературы Нормативно­правовые акты Закон   РФ   «Об   образовании»   [Электронный   ресурс, http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie­dok.html    сайт].URL: (дата   обращения:   05.02.2014); Стратегия   2020   [Электронный   ресурс,   сайт].URL: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf  (дата   обращения: 05.02.2014); Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий   в   интересах   детей   на   2012  ­   2017   годы».   Извлечения.//Классный руководитель   и   федеральный   государственный   образовательный   стандарт. Нижний Новгород, 2012. Статьи из сборника 46 Белик   Н.Н.   Классный   руководитель   и   ФГОС//   Классный   руководитель   и федеральный государственный образовательный стандарт. Нижний Новгород, 2012; Тивикова   С.К.   Учитель,   воспитай   ученика//   Федеральный   государственный образовательный стандарт и воспитание в школе. Нижний Новгород, 2011. 47 Приложения Направление патриотическое «Отчий дом» 48 Направление духовно­нравственное «Чистый исток» 49 50 Направление познавательное «Наша компетентность» 51

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"

Воспитательная система класса "Патриот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017