Программа "Золотое перо" 1 класс

  • docx
  • 09.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Золотое перо.docx

Ковалева Марина Ивановна

 

 

 

 

Рабочая  программа по внеурочной деятельности

«Золотое перо» (в соответствии с ФГОС)

для 1 класса

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по факультативному курсу «Золотое перо» для 1 класса разработана на основе:

·         Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273.

·         Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ.

·         Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253.

·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089.

·         Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009.

·          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.

·         Основная образовательная программа МКОУ «Покоснинская СОШ»

·         Уроки чистописания . Л.Я. Желтовская, Е. Н. Соколова.

 

Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.

 

Она ориентирована на развитие навыков письма и выработку каллиграфического почерка. В процессе изучения курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями применения. Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в его содержание входят знания по технологии, искусству, истории.

 

Теоретическую основу обучения составляет принцип одновариантного начертания букв. Суть метода заключается в следующем: через поэлементное овладение письмом к безотрывному и ускоренному воспроизведению букв и их комплексов.

Осуществляется через приемы копирования и тактирования. При написании букв определенной конфигурации, высоты, ширины и наклона даются ориентиры для зрительной координации, сопоставления правильности выполнения каждого элемента - частая косая линия и модульные сети, определяющие и высоту элементов буквы, и протяженность и наклон.

 

В программу курса включены упражнения для развития зрительно-моторных координаций, упражнения для развития свободных движений руки, упражнения для предупреждения сходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых букв, упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.

Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном письме нарушается правильность начертания графических элементов букв.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Цель:

 

·         формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

 

Задачи:

 

·         по обучению безотрывному письму и скорому письму;

·         усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе;

·         предупреждения и исправления, общих для данной группы ошибок при их письме;

·         исправления тех или иных недостатков при письме у отдельных учащихся;

·         формирование почерка учащихся.

 

 

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений.

Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах. Правильный расстановки слов на строке. Со сменой разлиновки становится актуальным становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв. Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению безотрывному письму и скорому письму.

 

Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.

 

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать написанное. В современном обществе человеку приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекции, конспектов и другое. Во всех этих случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.

 

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

 

Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах. Правильный расстановки слов на строке. Со сменой разлиновки становится актуальным становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв.

 

 

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

 

 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

·         карточки;

·         тесты;

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Занятия по чистописанию приучают ученика двигать свободно рукой, выполнять различные ритмически организованные узоры. Эти упражнения направлены на то, чтобы движения руки в процессе письма становились более смелыми, уверенными. Пусть не с первого раза у учащихся будут получаться такой же красивый почерк, как в образце, для этого они тренируются, и в итоге письмо будет плавным, безотрывным, а значит скорым и отчетливым.

 

В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижения ритмичности и плавности письма.

 

В 1-2 классах это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

 

В 3-4 классах содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно.

 

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдение наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке, нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций заглавных и строчных букв, линейности (соблюдения одинаковой высоты букв на всей строчке письма), искажения форм букв или их отдельных элементов и т.д. Коллективные упражнения сочетаются с индивидуальными, учитываются особенности письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописание учителем букв, слов в тетрадях учащихся. Содержание упражнений по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с двойными согласными и т.д.

 

Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым. Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

 

В 1 классе учащиеся пишут в тетради Пропись. Обучение учащихся правильному письму букв требует от учителя внимания к затруднениям детей, настойчивости в выполнении основных требований к письму. Необходимо неуклонно следить за правильной посадкой учащихся, исправлять отклонения в держании ручки, добиваться ослабления напряжения в позе и в мускулатуре руки. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв, потому что в этот период учащиеся преодолевают самые большие трудности письма: они учатся координировать движение пальцев руки, сообразуясь с положением тела и руки, держащей ручку, с наклоном тетради, одновременно направляя главное внимание на письмо буквы. Все это требует от ребенка немалых усилий. От того, как сложатся первые умения в письме, зависит формирование навыка: переучивать всегда труднее, чем наладить навык с самого начала. Учащиеся забывают начертания букв. Поэтому следует повторять наиболее трудные для учащихся написания, в нужных случаях сопоставлять сходные буквы.

Наиболее часто первоклассники смешивают при письме строчные буквы: м - ш, т - ш, л - м, п - т, л - и, в - з, н - х, х - к, л - г, б - д. Из заглавных букв часты замены: И - Ш, П - Т, Д - Б, В - Р, В - З, Е - З. Бывает и так, что учащийся помнит начертание отдельных букв, но забывает те же буквы, когда нужно писать слог или слово. Это значит, что в основе забывания лежит слабое обобщение звукового значения буквы: звук в слове и слоге звучит иначе, чем отдельный.

 

Обучая детей письму букв и их соединению, учитель предлагает:

1) списывать с образцов;

2) приучать учащихся к осмысливанию того, что они списывают, то они привыкают срисовывать каждую букву, забывая при этом, как она называется.

Поэтому, прежде чем давать образец письма буквы, нужно выделить из слов соответствующий звук, соотнести печатную и письменную буквы. Учить правильно списывать - значит учить произносить слова при письме по слогам, т.е. видеть при списывании не одну букву, а весь слог и каждую его букву. Слабых учащихся необходимо упражнять в этом и индивидуально, так как побуквенно проговаривание слова вызывает у них частые пропуски гласных при письме.

 

С первых дней обучения письму учитель стремится обучать учащихся приемам безотрывного письма. Для безотрывного соединения и письма букв типа: и, ш, н используется простой прием: доводим соединительные линии до верхней линии (не до середины строки) и начало другого элемента или буквы продолжаем писать, не отрывая руки. При письме элемента, выходящего за строку, в буквах р и ф сначала ведем руку вниз за строку, затем вверх по той же самой линии и не отрывая руки, переходим к письму верхней части буквы. Для безотрывного соединения овальных и полуовальных букв используются разные способы соединений. Такие буквы, как а, д, б соединяются с предыдущими буквами путем повторного проведения по написанному снизу:

Полуовалы соединяются путем повторного проведения сверху или снизу с возвратом по уже написанной линии:

Это два основных приема, которые мы используем для безотрывного соединения овалов и полуовалов. Выбор соединения зависит от положения буквы в слове. Так буква О с последующей и предыдущей буквами соединяется разными способами. Буква О в начале слова при верхнем соединении писать сверху:

Букву О в начале слова при нижнем соединении и при любом нижнем соединении в середине слова начинаем писать снизу. Также начинается буква при письме ее и в конце слова:

Буквы в словах не должны быть очень узкими или очень растянутыми, широкими. Учитель делает указание детям индивидуально. Правильной расстановке слов на строке и установлению правильной ширины букв способствуют упражнения по списыванию с прописей, а также упражнения по самостоятельному определению расстояний между словами, буквами (приблизительно расстояние между словами равно букве и).

 

 

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Рабочая программа факультативного курса «Золотое перо»  относится к  предметной области «Филология» для 1 класса. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2015-2016 год. Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс), 1а класс - 1 часов в неделю, всего 33 часа (33 учебных недель).

 

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

9ч.

7ч.

9ч.

8ч.

33ч

 

 

 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Проблема нравственности остается актуальной в наших школах. Может быть она более актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто.

Много было и есть споров о почерке. Одни считают, что это немаловажная деталь, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк - это характер, поэтому сформировать его (почерк) невозможно. Но, если почерк отражает характер (что не вызывает сомнения), разве можно в таком случае отрицать тот факт, что, работая над постановкой почерка, мы можем содействовать формированию характера? Ведь обратная связь обязательно есть. Работая над каллиграфией, мы воздействуем на ребенка в воспитательном плане. Обучение письму должно стать частью нравственного, эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставлять радость близкому тебе человеку своим трудом - все это можно с успехов формировать в процессе обучения письму.

 

Красивое письмо - это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно научить ребенка созидать, снять в первые школьные дни психологическую перегрузку, через обучение письму научить думать, развивать логику мышления, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным.

 

Дети с первого дня проговаривают вслух все, что пишут, постоянно проводят анализ, сравнения, большую часть новых букв разбирают самостоятельно. Сложнее всего написать те буквы, которые включают в себе овал. По возможности можно заменить прямой наклонной линией с поворотом на месте, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. Полностью овалы сохраняются в буквах о, б, ю, в, ы, ь, ъ, в остальных написание построила на основе крючка. Обязательное условие при написании: поворот на месте (качалочку) выполнять после того, как прямая наклонная линия коснется нижней линейки рабочей строки. Дети выучиваются красиво писать за первые 3-4 недели. В присутствующей методике алгоритм письма не только помогает обучать, но и дает возможность корректировать почерк у учащихся разного возраста.

 

Помочь детям выправить почерк можно. Однако следует помнить, что детская графология - деликатная и тонкая наука, требующая большого опыта. Поэтому всякий раз надо быть крайне осторожным, переучивая ребенка, меняя его почерк. Необходимое условие: желание детей и умение учителя побудить это желание, зажечь эту искорку в душе ребенка. И успех может прийти в любой из дней, начиная с третьего урока, посвященного отработке каллиграфии.

 

По прописям, поняв принцип письма, можно работать в разноуровневых классах. Причем работу в коррекционных классах можно проводить на более доступном для них уровне, получая при этом хорошее качество написания, а в классах, где дети с более высоким интеллектом развития, эту же работу можно проводить на возрастающем уровне трудности. Надо видеть, что переживает ребенок и его родители, когда из трудно читаемого его письмо превращается в письмо, способное доставить радость всем, в письмо с более высокой грамотностью.

Красивое письмо - это очень важный и нужный процесс, который, к сожалению, в последнее время получил ослабление в учительской среде. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.

 

Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребенку дано от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.

 

М.Р.Львов в своей работе Правописание в начальных классах (1990, 2001) пишет: Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма.

 

Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15-45 % учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально - 70-90 %. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав работы известных методистов (П.С. Жедек Методика обучения орфографии, М.Р.Львова Правописание в начальных классах и ряд статей из журнала Начальная школа, пришли к некоторым выводам:

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

Ввести понятие опасное место, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.

 

Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.

Развивать фонематический слух.

Обучать правильному списыванию текста.

Прививать интерес к чтению.

Интегрировать уроки русского языка и чтения.

Расширять словарный запас детей.

 

Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением.

 

При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов:

1.      обучение постановке ударения;

2.      ввод слов, где написание расходится с произношением.

3.      отработка навыка правописания безударной гласной.

4.      отработка умения проверять безударную гласную.

 

Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание.

Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.

 

5.      восприятие орфограммы на слух.

Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.

В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм.

Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударной гласной путем подбора однокоренных слов.

Во 2,3 классах проводится отработка навыка проверки слов.

 

Цель же работы в 1 классе: привлечь внимание детей к неоднозначному написанию и произношению.

Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом: знакомим детей с правилом и тут же указываем место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками.

 

Очень помогают в работе мини-справочники, которые учащиеся делают сами. Это то же привычный детям словарик (разрезанная вдоль тетрадочка), в котором есть схемы - опоры практически на каждое правило. Здесь же ученики пишут все образцы разборов и при необходимости могут ими пользоваться.

 

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.

1) Очень активизируют работу перфокарты. Так, например, начиная со 2 класса выписывают все слова с безударной гласной, разделяют их на три группы:

·         существительные;

·         прилагательные;

·         глаголы.

2) Использование принципа какографии - это упражнение в редактировании слов, текстов, предложений, в которых допущены ошибки. Этот прием можно использовать и при обучении каллиграфии: написать текст с нарушениями форм букв, соединения их друг с другом и предложить детям подчеркнуть ошибки.

3) Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.

4) Объяснительные и предупредительные диктанты.

5) Выборочные списывания и диктанты.

6) Показ нужной орфограммы на карточках-сигналах.

7) Письмо по памяти.

8) Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко.

9) Использование зрительных диктантов для развития бокового зрения.

10) Использование этимологического анализа слов.

11) Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха.

Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.

12) Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо, каллиграфический навык.

 

Анализируя процесс письменной речи, Л.С.Высоцкий писал: Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик.

 

Существует множество методик по обучению списывания, но все они сходятся в одном - орфографическое прочтение просто необходимо. Как необходимо каждый урок начинать с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению.

 

Алгоритм списывания может выглядеть так:

·         прочитай предложение так, как оно слышится;

·         прочитай предложение, как оно пишется;

·         повтори по памяти;

·         подчеркни орфограммы и опасные места;

·         еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;

·         пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;

·         проверь по книге.

 

При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности.

Но в то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемом предложение представляло собой новую ступеньку сложности.

 

Требования систематичности при применении приема списывания заставляет задуматься об организации домашнего списывания.

Поэтому пока не отработан алгоритм списывания, на дом нежелательно давать этот вид работы в начале обучения.

Обязательно нужно проинструктировать родителей.

 

Во 2-3 классах желательно завести специальные тетради по списыванию и постоянно поощрять рост ребенка, следить за соблюдением форм всех букв, за правильностью их соединений.

 

Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения.

Разумеется, все предложенное не является чем-то новым, но систематическая работа на каждом уроке дает неплохие результаты в обучении грамотному письму.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Личностными результатами изучения курса «Золотое перо» в 1-м классе является формирование следующих умений:

·         Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной  принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных  ориентаций.

·         Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

·         Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

·         Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

·         Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·         Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

·         Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

·         Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·         Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·         Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Золотое перо» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

·         Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

·         Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·         Использование знаково-символических средств представления информации.

·         Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

·         Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

·         Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое

·         высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

·         Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

·         аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

·         Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

·         свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

·         Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

·         деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

·         Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

·         Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с

·         содержанием учебного предмета «Русский язык».

·         Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и

·         процессами.

·         Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

·         соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 

Предметные результаты изучения курса «Золотое перо» в 1-м классе является формирование следующих умений:

·         Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

·         Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

·         осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

·         Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции

·         человека.

·         Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,

·         пунктуационных) и правилах речевого этикета.

·         Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного

·         решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

·         Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и

·         правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

·         Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,

·         практических и коммуникативных задач.

·         Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании

·         (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

·         Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы

·         адекватно ситуации речевого общения.                                          

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема урока

Количество

часов

1.

Введение.

3

2.

Упражнения для работы над высотой букв

4

3.

Упражнения для работы над формой отдельных букв

7

4.

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв

9

5.

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв

3

6.

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв

3

7.

Практические и творческие работы

4

 

ВСЕГО:

33ч

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

Введение ( 3 часа)

Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки.

Развитие мелкой моторики рук

Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.

 

Упражнения для работы над высотой букв (4 часа)

Упражнения для работы над высотой букв. Прописывание слогов. Написание заглавных букв с использованием модульной сети. Буквица. Вензель ( применение каллиграфии в вышивке и искусстве).

 

Упражнения для работы над формой отдельных букв( 7 часов)

Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Приём работы с калькой . Письмо заглавных букв А, Л, М,Я. Письмо букв с нижним элементом: з, р,у,д. Последовательность написания букв Ф,ф. Варианты написания элемента буквы «ы». Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Особенности написания элемента «шапочка».

 

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 9 часов)

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л; ш, м; о,ю;л,я; х,ж. Безотрывное написание Х,Ж. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у; в,з; з,е; с,э.

 

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв ( 3 часа)

Выполнение заданий по образцу. Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Прописывание слогов.

 

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв ( 3 часа)

Прописывание слогов с нижним соединением. Прописывание слогов с верхним соединением. Прописывание слогов среднего соединения. Выполнение работ по образцу.

 

Практические и творческие работы ( 4 часа)

Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста объявления, визитной карточки ученика.

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЗОЛОТОЕ ПЕРО» 1 КЛАСС

 

 

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

(плановая)

Дата проведения

(фактическая)

1

Введение. Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности.

1

 

 

2

Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук.

1

 

 

3

Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.

1

 

 

4

Упражнения для работы над высотой букв.

1

 

 

5

Упражнения для работы над высотой букв. Прописывание складов.

1

 

 

6

Упражнения для работы над высотой букв. Написание заглавных букв с использованием модульной сети.

1

 

 

7

Буквица. Вензель( применение каллиграфии в вышивке и искусстве).Упражнения для работы над высотой букв.

1

 

 

8

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо с проговариванием.

1

 

 

9

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Приём работы с калькой .

1

 

 

10

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо заглавных букв А, Л, М,Я.

1

 

 

11

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р,у,д.

1

 

 

12

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность написания букв Ф,ф.

1

 

 

13

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы».

1

 

 

14

Упражнения для работы над формой отдельных  букв. 

Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Особенности написания элемента «шапочка».

1

 

 

15

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л.

1

 

 

16

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м.

1

 

 

17

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,ю.

1

 

 

18

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л,я.

1

 

 

19

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж.

1

 

 

20

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у

1

 

 

21

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з.

1

 

 

22

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е.

1

 

 

23

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э.

1

 

 

24

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение заданий по образцу.

1

 

 

25

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение заданий по образцу.

1

 

 

26

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение заданий по образцу.

1

 

 

27

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.

1

 

 

28

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение.

1

 

 

29

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение.

1

 

 

30

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение.

1

 

 

31

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов. Практическая работа: подписывание тетради.

1

 

 

32

Творческое задание: подписывание поздравительной открытки.

1

 

 

33

Итоговое занятие. Визитная карточка.

Написание текстов поздравления, приглашения, объявления.

1

 

 

 

ВСЕГО:

33ч.

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

1. Т.Ф. Клементовича. Я учусь писать красиво и грамотно. Санкт- Петербург. Издательский дом « Литера», 2010г.

 

2. Е.Ф. Бортникова. Мои первые прописи. Тетрадь. Екатеринбург. ООО « КнигоМир», 2010г.

 

3. С.Е.Гаврина. Н.Л.Кутяева. Учимся писать. Рабочая тетрадь. Москва, ЗАО « РОСМЭН- ПРЕСС», 2008г.

 

4. В.А.Степных. Минутки чистописания. Статья. Журнал «Начальная школа №5,1990г.

 

5. В.П.Канакина. Грамматика, правописание, развитие речи. Статья из опыта работы.

Журнал «Начальная школа №6,1988г.

 

6. Т.Е. Хохлова. Комбинированный урок в обучении письму шестилетних детей.

Журнал «Начальная школа №10,1988г.

 

7. Н.Г.Агаркова. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму. Журнал «Начальная школа №2,1992г.

 

8. Н.Г.Агаркова. Формирование графического навыка письма у младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу для студентов педагогических институтов. Москва, 1987г.

 

9. Л.Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. Дидактический материал к урокам чистописания. Москва, 1988 г.

 

10. М.М.Безруких, С.П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? Москва, Просвещение, 1991 г.