Представлена программа и тематическое планирование для 10 класса линии Габриеляна О.С. Программа включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи, организацию обучения, критерии оценивания, тематическое планирование, содержание курса, учебно-методическое обеспечение, Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии. развернутое тематическое планированиеПрограмма для 10 класса
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 9 класса средней общеобразовательной
школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от
09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы
курса химии для 811 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3е изд.,
переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008».
Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю), включая 2 практические работы, 3
контрольные работы, 18 лабораторных опытов.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Программа включает все темы,
предусмотренные федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по
химии и авторской программы учебного курса.
Основные цели учебного курса:
формирование у учащихся единой целостной химической картины мира, обеспечение
преемственности между основной и старшей ступенями обучения
Основные задачи учебного курса:
Повторение важнейших химических понятий органической химии. Изучение строения и
классификации органических соединений. Ознакомление с классификацией химических
реакций в органической химии м механизмах их протекания. Закрепление и развитие
знаний на богатом фактическом материале химии классов органических соединений от
более простых углеводородов до сложных биополимеров.
Методические особенности изучения предмета:
В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость
учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических
соединений начинается с практической посылки с их получения. Химические свойства
веществ рассматриваются сугубо прагматически на предмет их практического
применения.
Программа направлена на формирование
коммуникативных,
компетентностей, компетентностей разрешения проблем;
сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез, обобщение, выделение главного.
Отличительные особенности рабочей программы
На раздел «Биологически активные органические соединения» вместо 4 часов будет
отведено 2часа.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частичнопоисковый, объяснительно
иллюстративный;
учебно
учебноинформационных умений и навыков;Информационных
способов деятельности:
учебноуправленческих,По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический,
сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуальноориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения: (формы промежуточного, итогового
контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских
работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы,
интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения: Ключ к тестам, зачётные вопросы,
разноуровневые задания
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины
мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в
развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью
и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих
вред здоровью человека и окружающей среде.
Исходными документами для составления примера рабочей программы
явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
Федеральный перечень учебников,
(допущенных)
Министерством образования к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от
07.12.2005 г.;
рекомендованных
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
(//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
разработан на основе авторской программы О.С.
Пример рабочей программы
Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта(Габриелян О.С.
общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской
Федерации.
Программа курса химии для 811 классов
общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа,
2005.),а такжена основе примерной программы из сборника(Примерные программы по
учебным предметам.Химия, 1011 классы.М.:Просвещение,2010)
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1. Увеличено число часов на изучение тем:
№ 2 «Углеводороды и их природные источники» до 10 часов вместо 8;
№ 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 11
часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической
химии.
2. Уменьшено число часов на изучение тем:
№ 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»
до 5 вместо 6 часов за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как этот
раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных
программ;
№ 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так
как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не
внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.
№ 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 3 часов до 2
часов.
3. Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и
лабораторные опыты изза недостатка времени на их выполнение при 1 часе в
неделю, так как авторская программа предусматривает 1 / 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована
при использовании
традиционной технологии обучения, а также элементов других современных
образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее
обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от
склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических,
самостоятельных и контрольных работ.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, в результате
изучения химии на базовом уровне ученик должен:
проводить самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (научнопопулярных изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать
компьютерные технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
разных источников.
№
п/п
Тема (глава)
Тематическое планирование по химии, 10 класс
(1 час в неделю, всего 34 часов)
УМК О.С. Габриеляна
Количство
часов
уроки
В том числе
Практ. работы
Введение
Глава 1. Углеводороды и их
природные источники
Тема 2. Кислородосодержащие и
азотосодержащие органические
соединения и их природные
источники
Тема 3. Искусственные и
синтетические полимеры
Итого:
3
9
18
4
34
3
8
16
2
29
П.р №1 «Решение
экспериментальных
задач на
идентификацию
органических
соединений.»
П.р №2
«Распознавание
пластмасс и
волокон»
2
Контр.
работы
К.р.№1
К.р.№2
Итоговая
контрольная
работа
3
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 10 класс. — М.:
Дрофа, 2008.
10 КЛАСС
(1 ч в неделю; всего 34 ч)
Введение (3 ч)
Предмет органической химии.
Сравнение органических соединений с
неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле
согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических
соединений. Понятие о гомологии, гомологах, изомерии и изомерах.
Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Лабораторные опыты: определение элементарного состава органических
соединений.
Тема 1 Углеводороды и их природные источники (9 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного
газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические
свойства алканов (на примере метана и этана): Горение, замещение, разложение и
дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание
бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Полиэтилен,
его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиеныи каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными
связями. Химические свойства бутадиена1, 3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и
полимеризации в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение
хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакции
полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид, его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола:
горение, галагенирование, нитрирование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин. Понятие об
октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этана, этилена, ацетилена. Отношение метана,
этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение
этилена реакцией дегидратацией этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена
карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов
разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и
свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» . 3.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и
свойства ацетилена.
Контрольная работа №1 «Углеводороды».
Тема 2 Кислород и азотсодержащие органические соединения и их природные
источники (18 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых
организмов.
Спирты.
Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.
Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и
сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных
спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение
фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола:
взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с
формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе
свойств.
Применение
глицерина.
спирты.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.
Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление
в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.
Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и
реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные
кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации.
Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и
гидрирование жидких жиров.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды
(сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в
жизни человека.
Применение жиров на основе свойств.
Глюкоза вещество с двойственной функцией альдегидоспирт. Химические
свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение
(молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на
примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина анилина из
нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле
анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение
анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом
белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений:
взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).
Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная,
вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение,
денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая
связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий
план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых
кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и
генной инженер.
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы.
Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых
организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами:
авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель
водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности
живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика
сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин.
Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и
профилактика.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные
реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление
альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусноэтилового и уксусноизоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная
реакция на крахмал.
Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной
водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и
биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы:
этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь
этановая кислота.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8.
Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты.
10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала. 14. Свойства белков
Контрольная работа № 2 «Кислородсодержащие органические соединения».
Практическая работа № 1. «Решение экспериментальных задач на идентификацию
органических соединений»
Тема 3 Искусственные и синтетические полимеры. (4 ч)
Искусственные и синтетические полимеры. Пластмассы. Целлулоид. Волокна. Ацетатное
волокно, вискоза, медноаммиачное волокно. Структура полимеров линейная,
разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен
низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна:
лавсан, нитрон и капрон. Синтетические каучуки. Термореактивные и термопластичные
полимеры.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и
синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к
нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и
каучуков.
Практическая работа № 2 распознавание пластмасс и волокон
Итоговая контрольная работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки
выпускников)
В результате изучения курса ученик должен:
1.Требования к усвоению теоретического учебного материала.
Знать/понимать:основные положения теории химического строения веществ,
важнейшие функциональные группы
структурную изомерию,
гомологию,
органических веществ, виды связей (одинарную, двойную, ароматическую,
водородную), их электронную трактовку и влияние на свойства веществ. Знать
основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер,структурное звено,
степень полимеризации линейная,
разветвлённая и
пространственные структуры, влияние строения на свойства полимеров.
Уметь: разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ,
материальное единство органических и неорганических веществ, причинно
следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ,
развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.
2.Требования к усвоению фактов.
Знать строение, свойства, практическое значение предельных, непредельных и
ароматических углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов,
карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, глюкозы и сахарозы, крахмала и
целлюлозы, аминови аминокислот, белков. Знать особенности строения, свойства,
применения важнейших представителей пластмасс, каучуков, промышленную
переработку нефти, природного газа.
Уметь пользоваться строением, анализом и синтезом, систематизацией и
обобщением на учебном материале органической химии; высказывать суждения о
свойствах вещества на основе их строения и о строении вещества по их свойствам.
3.Требования к усвоению химического языка.
Знать и уметь разъяснять смысл структурных и электронных формул органических
веществ и обозначать распределение электронной плотности в молекулах, называть
ве5щества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства органических веществ, их генетическую связь.
4.Требования к выполнению химического эксперимента.
Знать правила работы с изученными органическими веществами и оборудованием,
токсичность и пожарную опасность органических соединений.
Уметь практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических
вещества; определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные и
многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, амины,
аминокислоты и белки.
Учебнометодический комплект:
1. О.С.Габриелян. Химия.10 класс. Базовый уровень. Учебник. М.:Дрофа,2005г;
2. О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов. Настольная книга для учителя.М.:Дрофа,2004;3. И.Г. Хомченко. Сборник задач по химии для средней школы..М.Новая Волна.2002
4. О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов. Методическое пособие для учителя.Химия
10.М.:Дрофа,2003
5. В.Б. Воловик, Е.Д. Крутецкая. Органическая химия. Упражнения и задачи. СПб.: Издво
А.Кардакова,2004
6. О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова. Органическая химия в тестах,задачах,
упражнениях.10 класс.М.:Дрофа,2003;
7.
Троегубова.М.:ВАКО,2011
Контрольноизмерительные
материалы.Химия:10
класс/Сост.
Н.П.
Оснащение учебного процесса
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания гидроксиды: натрия,кальция,25%ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра;
сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол,
фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению
задач;
уксусная кислота, метиловый оранжевый,Дидактические материалы:рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с
заданиями,таблицы.
Экраннозвуковые средства обучения:
CD, DVDдиски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в
формате Ppt.
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор;
Экран;
Кодоскоп.