Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»
Оценка 4.7

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Детсад
27.01.2017
Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из самых актуальных. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бесстрессовым. Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка? Как организовать педагогический процесс в детском саду в ходе адаптации ребенка к новым условиям? Как сделать период адаптации наиболее безболезненным? Для решения этих проблем нами была создана программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.docx
СОДЕРЖАНИЕ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..3­5 2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………6 3.СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ……………………………………….7­21 4.МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ………………22­41 5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………42 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность:  проблема   социальной   адаптации   ребенка   не     нова, однако до сих пор остается одной из самых актуальных. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми   могут стать для ребёнка серьёзной психической   травмой.   Малыш   может   воспринять   это   как   отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход   был   плавным,   мягким,   бесстрессовым.   Как   максимально адаптировать   дошкольное   образовательное   учреждение   к   потребностям   и интересам конкретного ребенка? Как организовать педагогический процесс в детском   саду   в   ходе   адаптации   ребенка   к   новым   условиям?   Как   сделать период   адаптации   наиболее   безболезненным?   Для   решения   этих   проблем нами   была   создана   программа     адаптации   детей   раннего   возраста   к   ДОУ «Курносики».  Новизна программы заключается в создании  группы, способствующей адаптации   детей   к   условиям   дошкольного   учреждения;   в   создании комфортных условий для развития детей раннего возраста. Цель:   решить   проблемы   адаптационного   периода   детей   раннего возраста.      1.Преодоление   стрессовых   состояний   у   детей   раннего   возраста   в   период  Задачи: адаптации к детскому саду. 2.Формирование   активной   позиции   родителей   по   отношению   к   процессу адаптации детей. 3. Создать непрерывную систему в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей. 3 4.Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. Параллельно     с   решением   основных   задач   решаются  задачи комплексного развития детей: Образовательные:  обучать детей игровым действиям с предметами. Развивающие:     развитие   внимания,   восприятия,   речи,   воображения; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревоги, агрессии. Воспитательные:  формирование навыков взаимодействия детей друг с другом. Направленность программы: коррекционная работа с детьми раннего возраста с помощью игровой терапии. Методика:  программно ­ методическое  обеспечение   организуется  по комплексной   «Программе воспитания     и     обучения     в     детском     саду» (авторский         коллектив         под         руководством   М.А.   Васильевой,   В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).   Занятия   с детьми проводятся   по   следующей сетке  игр­занятий:   1. Расширение ориентировки в окружающем / развитие речи.   2.Развитие движений .  3.Игры­занятия с дидактическим материалом / художественная литература.  4.Музыкальное . Для     реализации   воспитательно­образовательного   процесса       в адаптационной   группе   педагоги     обеспечивают   развивающее   окружение,   в соответствии       с   «   Концепцией   построения     развивающей     среды     для организации  жизни  детей и взрослых  в  системе  дошкольного образования» Формы работы с детьми:  1.Игры ­ занятия. 4 2.Диагностическое обследование. Формы работы с родителями: 1.Консультации для родителей. 2.Беседы. 3.Папки­передвижки. 4.Анкеты для родителей.          Этапы работы:   I этап «Подготовительный».  Разработка программы, сетки совместных  мероприятий с детьми, содержания работы. Подбор необходимого  оборудования и создания условий в ДОУ.  II этап «Основной». Запуск и апробация различных форм работы с  детьми и родителями адаптационной группы.  III этап «Обобщающий». Подведение практических итогов реализации  программы, педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ.        Ожидаемые результаты:   1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ.   2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей      раннего возраста.   3. Повышение физического, психического, речевого уровня развития  детей.   4. Формирование  тесного сотрудничества между родителями и  дошкольным учреждением.   5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ. Контингент : дети  от 1,5 до 3 лет. Сроки реализации: программа  адаптационной группы рассчитана  5 на 8 месяцев (октябрь­май).           Режим работы: по 1 часу  2 раза в неделю. Предусмотрен  последующий переход на полное пребывание ребенка в ДОУ.         Объём часов: 60 часов. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание тем Всего часов Теория Практик № п/п 1. 2. 3. Знакомство с группой и друг другом. Воспитание культурно – гигиенических  навыков. Знакомство с игрушкой. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Игры с дидактическим материалом:  Знакомство с кошечкой. Знакомство с зайчиком. Знакомство с петушком. Знакомство с куклой. пирамидка, кубики, вкладыши.. «Мы исследователи». 4. 5. Музыкальное воспитание. 5.1. Чтение потешек. 5.2. Музыкально­дидактические  игры . 5.3. Игры­развлечения. 5.4. Музыкальная игра­ занятие. 6. Подвижные игры. 7. 8. Знакомство со сказками. Работа с родителями. 8.1. Консультации о привитии культурно –  гигиенических навыков. 8.2. Консультации о речевом развитии  детей раннего возраста. 2 2 17 4 3 3 3 4 4 10 4 3 2 1 6 4 15 4 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 15 4 2 а 2 2 17 4 3 3 3 4 4 10 4 3 2 1 6 4 ­ ­ ­ 6 8.3. Консультация о значении физической  культуры. 8.4. Консультация о психологической  безопасности ребенка. 8.5. Консультация о значении рисования  для детей раннего возраста. 8.6. Консультация по развитию у детей  познавательных способностей. 8.7. Консультация о значении  музыкального воспитания ребенка. 8.8. Консультация по руководству игровой  деятельностью детей. 8.9. Консультация по песочной терапии. Итого: 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 60 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема № 1 (2 часа ) Знакомство с группой и друг другом Ребёнок может знать и уметь: ­эмоционально реагировать на игрушку; ­проявлять интерес к ярким предметам, игрушкам. 1.Игровое упражнение: «Поздоровайся с Петрушкой». Цель:  установить   контакт   с   родителями   и   детьми,   привнести   часть семейного тепла в стены детского сада. 2.Игровые упражнения:  «Стенка, стенка», «Мельница», «Коза рогатая». Цель:   снятие   эмоционального   напряжения,   создание   психологически непринужденной атмосферы. Ожидаемые   результаты:    умение   детей     здороваться,   установление положительного  контакта с родителями;  включение детей в  совместную игровую деятельность с родителями . Тема № 2 (2 часа) Воспитание культурно – гигиенических навыков Ребёнок может знать и уметь: ­раздеваться с небольшой помощью взрослого ( снимает ботинки, шапку); ­надевать некоторые предметы одежды ( ботинки, шапку); ­ самостоятельно есть жидкую пищу; ­ с помощью взрослого приводить в порядок одежду, прическу.  Аккуратно, в правильной последовательности складывать одежду,  ставить на место обувь. 8 1.Занятие: «Водичка, водичка, умой моё личико» . Цель:   вовлечь   родителей   в   воспитательно­образовательный   процесс, обучать   их   приемам   взаимодействия   с   малышом;   прививать   детям культурно – гигиенические навыки. 2.Игра «Чьи башмачки». Цель: учить малышей находить свою обувь. Самостоятельно одевать её. Ожидаемые результаты:    умение самостоятельно находят свою обувь, пытаться её одеть; мыть с помощью взрослого руки и лицо. Тема № 3 (17 часов) Знакомство с игрушкой Знакомство с кошечкой (4 часа) Ребёнок может знать и уметь: ­понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопрос  «где?»(1,6 – 1,9); ­ в игре  обозначать свои действия словами и двухсловными  предложениями(1,6­1,9); ­ориентироваться в 3­х контрастных величинах предметов  ( типа кубов) с разницей в 2см (1,6­1,9); ­ориентироваться в величинах «большой», «маленький»; цвет : красный,  синий (1,6­1,9); понимать короткий рассказ взрослого ( без показа) о событиях, уже  имевших место в его опыте(1,9­2 года); ­ при общении со взрослым пользоваться 3­х словными предложениями,  употребляя прилагательные и местоимения (1,9­2 года); ­ подбирать по образцу и слову взрослого 3­4 контрастных цвета  ( красный, синий, желтый, зеленый) (1,9­2 года); ­ воспроизводить ряд последовательных действий  9 ( начало сюжетной игры); ­воспроизводить несложные сюжетные постройки  ( «ворота», «скамейка», «дом»); ­употреблять сложные придаточные предложения (3 года); ­употреблять вопросы: «Почему?» (3 года); ­правильно использовать  геометрические фигуры, картинки с  геометрическими фигурами (3 года). 1.Занятие  «Кошечка к нам пришла». Цель:   установить   с   детьми   эмоционально–положительный   контакт   и вызывать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с игрушкой, изображающей кошку (рассмотреть, рассказать и показать, как она   мяукает,   поддерживая   желание   помяукать   вместе   с   кошкой. Способствовать   накоплению   зрительного   и   осязательного   опыта. Познакомить со строением игрушки, обратить внимание на ее цвет. 2. Игра – развлечение «Играем с кошечкой в прятки». Цель:   вызвать   у   детей   положительное   эмоциональное   состояние, удовольствие от игры и совместной деятельности с другими детьми. 3.Игра «Угостим кошечку молочными продуктами». Цель: вызвать интерес к игре со взрослым и помогать осваивать действия с   игрушками.   Начинать   формировать   у   детей   умение   принимать воображаемую   ситуацию   и   овладевать   первыми   игровыми   действиями, отражающими   фрагмент   хорошо   известной   им   жизненной   ситуации   – кормление с использованием знакомых молочных продуктов. 4. Игра «Укладываем кошечку спать». Цель:  способствовать   развитию   речи   детей:   понимать   речь   и   учиться звукоподражанию при укачивании игрушки. Ожидаемые   результаты:  проявление     к   игрушке,   её   интереса   10 обследованию. Повышение речевого уровня развития детей. Знакомство с зайчиком (3 часа) 1.Занятие «Давайте познакомимся с зайчиком». Цель:   установить   с   детьми   эмоционально­положительный   контакт   и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить детей с игрушкой, изображающей зайчика (рассмотреть его, рассказать, где он живет и т.п.). 2. Занятие по сенсорному развитию «Такие разные зайчики». Цель:   учить   детей   различать   предметы   по   величине   и   правильно ориентироваться   в   словах   «большой»,   «маленький».Способствовать накоплению у детей зрительного опыта. 3.  Игра «Зайчики­братики встречаются». Цель:  продолжать вызывать у детей интерес к совместной со взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию.   Продолжать   обучать   детей   разнообразным   действиям   с игрушками. Разыграть сюжет, изображающий встречу братьев­зайцев. Ожидаемые   результаты:  ориентирование     в   понятиях   «   большой», «маленький»;  выполнение разнообразные действий с игрушками. Знакомство с петушком (3 часа) 11 1.Занятие  «Давайте познакомимся с петушком». Цель:   установить   с   детьми   эмоционально­положительный   контакт   и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить детей с игрушкой, изображающей петушка (рассмотреть его, рассказать, где он живет и т.п.). 2. Занятие по сенсорному развитию «Рассмотрим петушка». Цель:  способствовать накоплению у детей зрительного и осязательного опыта.  Обратить   внимание   на  гребешок,   крылья,   хвост   петушка. Познакомить детей с красным цветом. Упражнять детей в подражании крику петушка: «Ку­ка­ре­ку!». 3. Игра­развлечение Театр игрушек по потешке «Уж ты Петя­петушок». Цель:  создавать   положительную   эмоциональную   атмосферу   общения   с детьми. Побуждать детей произносить отдельные звуки, слова потешки, например, «Марине, Олегу (и т.п.) спать не даешь». Ожидаемые   результаты:  повторение     отдельных     слов     потешки, включение  в совместную игровую деятельность со взрослыми. Знакомство с куклой (3 часа)  1.Дидактическая игра «Катя в гости пришла». Цель: познакомить с игрушкой, рассмотреть её; учить игровым действиям с куклой. Учить выделять части тела и называть их. 2.Дидактическая игра «Напоим куклу Катю чаем». 12 Цель:   расширить   знания   детей   о   предметах   ближнего   окружения,   в частности о предметах домашнего обихода (мебель: стол, стул, диван; посуда:   чашка,   тарелка).   Пополнить   активную   речь   словами, относящимися   к   предметам   быта.   Учить   внимательно   слушать   речь воспитателя.  3.  Занятие     по   сенсорике     «В   гости   к   кукле   Кате». Цель: закреплять умение  внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;     длина:   короткий,   длинный   ;   величина:   большой,   маленький ;цвет:   желтый,   красный   ;развивать   наглядно­образное   мышление; воспитывать культуру поведения (учить детей здороваться и прощаться).  Ожидаемые  результаты:  различение         желтого     и   красного   цветов, выполнение  игровых  действий с куклой, выделение  частей  тела куклы. Игры с дидактическим материалом: пирамидка, кубики,  вкладыши..  (4 часа) 1.  Дидактическая   игра   «Сложи   большой   шар   в   большую   коробку, маленький – в маленькую». Цель: дать представление о форме и размере предметов. 2. Конструирование из кубиков “Башенка” (по 3–4 кубика одного цвета на каждого ребенка); Усложнение “Башенка из кирпичиков”. Цель: развивать сенсомоторные способности, мышление. 3.Дидактические игры: “Собери пирамидку”, “Рамки – вкладыши”. Цель:   развивать   исследовательские   способности,   мелкую   моторику пальцев. 4.Дидактическая   игра “Соберем пирамидку” из 3–4­х колечек одного 13 цвета, от  большого к маленькому. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление. Ожидаемые результаты: самостоятельное различение колец пирамидки по   размеру   и   её   сбор,   различение     предметов   по   размеру(   большой, маленький);  самостоятельные игры со строительным материалом. Тема №4 (4 часа) «Мы исследователи» Ребёнок может знать и уметь: ­ в игре  обозначать свои действия словами и двухсловными  предложениями( от 1,6­1,9 лет); ­понимать короткий рассказ взрослого ( без показа) о событиях, уже  имевших место в его опыте; ­ при общении со взрослым пользоваться 3­х словными предложениями,  употребляя прилагательные и местоимения; ­ воспроизводить ряд последовательных действий  ( начало сюжетной игры); ­отображать сюжет, выполнять роль, определяет её словом, на вопрос  называть свою роль( 3 года). 1.Игра “Печем печенье” (сухой и влажный песок). Цель: сравнить сухой и влажный песок, учить лепить из песка. 2.Экспериментирование с водой «Плавает­тонет». Игра “Достань камешек”. Цель: показать на примере,  что бывают тонущие и плавающие предметы; учить доставать камешек  из воды. 3. Игра­занятие «Волшебные кисточки». 14 Цель: прививать детям навыки рисования. 4. Игра­занятие «Разноцветные краски». Цель:   учить     детей     нетрадиционной   технике   рисования   (пальчиковая живопись, рисование ладошкой и т.д.).  самостоятельное   включение   в   игровую Ожидаемые   результаты:   деятельность  с песком; пересыпание песка из ёмкости в другую ( также воду); умение держать кисточку. Тема №5 (10 часов) Музыкальное  воспитание Ребёнок может знать и уметь: ­понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопрос  «где?»; ­ в игре  обозначать свои действия словами и двухсловными  предложениями; ­понимать короткий рассказ взрослого ( без показа) о событиях, уже  имевших место в его опыте; ­ при общении со взрослым пользоваться 3­х словными предложениями,  употребляя прилагательные и местоимения; Чтение потешек (4 часа) 1.Чтение потешки «Ладушки ­ ладушки». Цель:   учить   детей   подражать   игровым   действиям,   формировать ощущения   ритма.   Учить   повторять   отдельные   слова,   предложения. Вырабатывать усидчивость на занятии. 2.Слушание  потешки «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: развивать музыкальный слух. Доставить радость. 15 3.Театр игрушек по потешке «Уж ты Петя­петушок». Цель:   создавать   положительную   эмоциональную   атмосферу   общения   с детьми. Побуждать детей произносить отдельные звуки, слова потешки, например, «Марине, Олегу (и т.п.) спать не даешь». 4.Театр   игрушек   по   потешке   «Заинька,   походи,   серенький,   походи»   с пением и музыкальным сопровождением. Цель:   создавать   положительную   эмоциональную   атмосферу   общения   с детьми.   Вызвать   с   помощью   художественного   слова   и   действий   с игрушкой   желание   у   детей   вместе   выполнять   простейшие   действия (топать ножкой, поворачиваться, кланяться, плясать). Ожидаемые   результаты:  повторение   отдельных   выполнение  имитационных движений  по тексту.   слов     потешек, Музыкально­дидактические игры (3 часа) 1. Игра «Погремушки». Цель: развивать музыкальный слух , умение слушать. 2.Музыкальная игра  «Мы милашки – куклы неваляшки». Цель: учить под музыку повторять движения воспитателя. 3.«Кто как поет». Музыкальная игра на развитие голоса и слуха. Цель: учить родителей развивать музыкальные навыки детей. Ожидаемые результаты: выполнение под музыку  отдельных  движений за воспитателем. Игры­развлечения (2 часа) 1.Игра­развлечение «Петрушка танцует с детьми». 16 Цель: снять эмоциональное напряжение, доставить радость. 2.Игра­развлечение «Веселые музыканты». Цель: доставить детям радость, снять эмоциональное напряжение. Ожидаемые   результаты:  включение  в совместную со взрослыми деятельность.   снятие   эмоционального   напряжения, Музыкальная игра­занятие (1 час) «Музыкальные игрушки»  Цель: закрепить в речи названия музыкальных инструментов. Побуждать высказываться, делиться личными впечатлениями. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Ожидаемые результаты:    повторение названий музыкальных игрушек, выполнение   с   ними   определенных   действий.   Различение     по   звуку музыкальных инструментов. Тема №6 (6 часов) Подвижные игры Ребёнок может уметь:   ­1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10­15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5­10 см.;    ­1 г. 8 мес.­ 2 г. Самостоятельно влезает на стул или скамейку; ­1 г. 6мес. – 1,9  мес. перешагивает через брусочек приставным шагом; 17 ­1г. 9 мес.­ ходить по дорожке в 20см, 15 см.; ­2 года­ перешагивают через препятствие чередующимся шагом. 1.Игра:  «Зайка серенький сидит». Цель:  учить  выполнять  движения   за  воспитателем,  развивать   основные виды движений; снятие эмоционального напряжения. 2.Игра:  «Пропавшие ручки». Цель: развивать основные виды движений, доставить детям радость от совместной со взрослым деятельностью. 3.Игра: «Любопытная Варвара». Цель: учить делать повороты в стороны и действовать по сигналу. 4.Игра: «Мы ногами топ».  Цель: развивать двигательную активность. 5.Игра: «По дорожке мы шагаем». Цель:   развивать   двигательную   активность,   снятие   эмоционального напряжения. 6. Игра­занятие: «Курочка ряба»  Цель: учить родителей методам и приемам, обеспечивающим оптимальное физическое развитие малышей, формировать точные двигательные навыки и движения у детей. Ожидаемые   результаты:    развитие   основных   видов  движений, выполнение   действий   за   воспитателем.   Снятие   эмоционального напряжения. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ. Тема №7(4 часа) Знакомство со сказками 18 Ребенок может знать и уметь: ­отвечать на вопрос «где?»(1,6 – 1,9); ­ в игре  обозначать свои действия словами и двухсловными  предложениями(1,6­1,9); ­понимать короткий рассказ взрослого ( без показа) о событиях, уже  имевших место в его опыте(1,9­2 года); ­ при общении со взрослым пользоваться 3­х словными предложениями,  употребляя прилагательные и местоимения (1,9­2 года); ­ воспроизводить ряд последовательных действий  ( начало сюжетной игры); ­употреблять сложные придаточные предложения (3 года); ­употреблять вопросы: «Почему?» (3 года). 1.Рассказывание русской сказки: «Курочка ряба» (театр). Цель:   вызвать   эмоциональный   отклик   при   рассказывании художественного   произведения,   учить   внимательно   следить   за   ходом развертывающихся   событий.   Побуждать   к   высказываниям   о   героях сказки, отвечая на вопрос «Кто вам больше понравился?»  2.Сказка «Репка» (плоскостной театр). Цель:   обучать   внимательному   прослушиванию,   просмотру   сказки. Запомнить   последовательность   действий   персонажей.   В   конце   сказки подчеркнуть   основную   мысль:   дружба   помогает   выполнить   самую трудную работу. 3.Кукольный театр «Колобок». Цель: вовлечь родителей в показ кукольного театра, обучать способам активизации речи малышей; учить детей внимательно   слушать сказку, воспринимать текст  с опорой на наглядный материал, показ. Учить детей запоминать   персонажей   и   песенку   (повторять   отдельные   слова, 19 предложения),   отвечать   на   вопросы   воспитателя   предложением   из   3­4 слов. 4.Показ сказки на фланелеграфе  «Теремок». Цель:  обучать   внимательному   прослушиванию,   просмотру   сказки. Запомнить   последовательность   действий   персонажей.   Заинтересовать детей сюжетом, учить импровизировать звуки голосов героев. Ожидаемые   результаты:    развитие   слухового   внимания,   выполнение имитационных движений по тексту произведений. Тема №8 (15 часов) Работа с родителями  Родители могут знать и уметь: ­на   основании   «Закона   об   образовании»   ст.18   п.1.,   родители   должны заложить основы нравственного, умственного…воспитания детей; ­родители должны знать методы и приемы воспитания детей; ­родители   должны  уметь  пользоваться  методической  , художественной литературой в целях воспитания своих детей. Консультации   о   привитии   культурно   –   гигиенических   навыков (4часа) 1. «Я сам». Консультация о привитии КГН и навыков самообслуживания. Цель: расширить знания родителей о значении навыков самообслуживания и воспитания культурно­гигиенических навыков у малышей. 2.«Живу   по   расписанию».   Консультация   о   значении   режима   дня   как значимом факторе в жизни ребенка. Цель: формировать у родителей представление о режиме дня. Оказать помощь в организации единого режима жизни ребенка в детском саду и дома. Расширить знания родителей о способах взаимодействия с детьми. 3.«Где   моя   большая   ложка».   Консультация   о   значении   рационального 20 питания в жизни детей дошкольного возраста. Цель: познакомить родителей с перечнем продуктов, необходимых для гармоничного физического и нервно­психического развития малышей. 4.«Семейный обед». Обмен между родителями рецептами приготовления блюд. Цель:   способствовать   сотрудничеству   и   взаимодействию   между родителями. Консультации о речевом развитии детей раннего возраста ( 2 часа) 1.«Этот   пальчик   –   я».   Консультация   о   значении   развития   мелкой моторики в раннем возрасте. Цель: раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте для речевого развития. 2.«Сначала было слово». Консультация по развитию речи детей раннего возраста. Цель:   расширить   знания   родителей   по   совершенствованию   у   ребенка понимания речи и функции общения. Консультация о значении физической культуры (1 час) «Здоровый малыш». Консультация о значении физической культуры.  Цель:   раскрыть   важность   двигательной   активности   детей   раннего возраста. Консультация о психологической безопасности ребенка (1час) «Карабас Барабас или Добрая Фея?». Консультация о психологической безопасности ребенка. Цель:   защитить   ребенка   от   неблагоприятных   стрессовых   ситуаций. 21 Познакомить   родителей   со   стилями   воспитания,   помочь   выработке правильных, целесообразных стилей и методов воспитания в семье. Консультация   о   значении   рисования   для   детей   раннего   возраста (1час) «Много   красок   у   меня,   выбирай   любую».   Консультация   о   значении рисования для детей раннего возраста. Цель: раскрыть значение рисования в развитии малышей. Консультация   по   развитию   у   детей   познавательных   способностей (2часа) 1.«Хочу все знать». Консультация по развитию у детей познавательных способностей. Цель:   ознакомить   родителей   со   способами   организации   условий   для формирования у детей познавательных способностей. 2.   «А   вот   и   я!»   Консультация:   «Особенности   развития   детей   раннего возраста». Цель:   расширить   знания   родителей   о   возрастных   особенностях дошкольников. Консультация о значении музыкального воспитания ребенка (2 часа) 1.«Мы танцуем и поем, вместе весело живем». Консультация о значении музыкального воспитания ребенка. Цель:   раскрыть   особенности   музыкального   развития   детей   раннего возраста. 2.Консультация   «Методические   пособия   для   развития   музыкальных способностей ребенка». 22 Цель: оказать помощь родителям в использовании пособий для домашнего развития ребенка Консультация по руководству игровой деятельностью детей ( 1 час) «Я   играю   целый   день,   мне   играть   совсем   не   лень».   Консультация   по руководству игровой деятельностью детей. Цель: повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью, научить создавать обстановку в которой он чувствовал бы себя свободно, легко и радостно, находил бы отклик своим интересам и возможностям Консультация по песочной терапии (1 час) «Песок   на   солнышке   искрится   и   мне   он   в   жизни   пригодится». Консультация по песочной терапии. Цель: дать знания родителям о необходимости игр с песком с детьми раннего возраста. Ожидаемые   результаты:   личностному развитию детей     раннего возраста.  осознанное   отношение   родителей   к Формирование   более   тесного   сотрудничества   между   родителями   и дошкольным учреждением: участие родителей в делах группы, детского сада.   Формирование   активной   позиции   родителей   по   отношению   к процессу   адаптации   детей.   Психолого   –   педагогическое   просвещение родителей. 23 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ  Тема №3 Знакомство с игрушкой Знакомство с кошечкой  1.Занятие «Кошечка к нам пришла» Цель:  установить   с   детьми   эмоционально–положительный   контакт   и вызывать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с игрушкой, изображающей кошку (рассмотреть, рассказать и показать, как она   мяукает,   поддерживая   желание   помяукать   вместе   с   кошкой. Способствовать   накоплению   зрительного   и   осязательного   опыта. Познакомить со строением игрушки, обратить внимание на ее цвет. Материал: игрушка кошечка. Ход:  Воспитатель показывает детям игрушку ­ кошку и говорит: "Дети,  кто к нам пришел? Правильно, киса к нам пришла". Рассматривает с  детьми игрушку (гладит). Давайте спросим кису, как её зовут. Кису зовут  Мурка. "Где у кисы глазки? Лапы? А уши и хвост? Скажите, как мяукает киса.  Киса, вот какая киса, кису можно позвать: кс­кс­кс­кис. (Говорить нужно  четко.) Смотрите, киса бежит. (Показывает, передвигая игрушку.)  Убежала киса. Где киса? Нет кисы. Позовите кису: кис­кис. Сделайте   ручкой так (показывает). Прибежала киса. Вот она! Давайте  погладим  кису". Берет в свою руку руку ребенка и поглаживает игрушку,  приговаривая: "Хорошая киса, хорошая!" 24 Это наша Таня, она вышла погулять и увидела кису (воспитатель  показывает куклу и читает потешку): «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша Танечка пойдет,  Через киску упадет!»  Воспитатель сопровождает чтение потешки игровыми действиями с  куклой и киской. Побуждает детей произносить слова. При повторном  чтении задает вопросы: Где киса? Что делает киса? Для усложнения  задания можно предлагать детям произносить целые фразы и обыграть  потешку вместе с детьми. В конце занятия предлагается поползать как кошечки. 4.Игра « Укладываем кошечку спать» Цель:  способствовать   развитию   речи   детей:   понимать   речь   и   учиться звукоподражанию при укачивании игрушки. Ход: дети, наша киса устала, захотела спать ( игрушка лежит в кроватке). Воспитатель   подходит   к   ней   и   говорит   :   «Кисонька,   ты   не   спишь? Закрывай   глазки,   пора   спать   (киса   мяукает).   Спи   кисонька,   мы   тебе постелем простынку, одеальце; мы тебе положим мягкую подушку. Спи киса:   волчок   в   норке   спит,   зайка   под   кустиком   дремлет   и   ребятки   в кроватках спят. Я тебе песенку спою: «Баю­бай, баю­бай, наша киска засыпай, А ты, собачка, не лай, белолапа не скули, Нашу киску не буди». ( воспитатель укачивает киску и предлагает каждому ребенку покачать её). Вот  и  уснула   киса. Давайте   все скажем:  «Ш­ш­ш..».  Тихо, пусть  спит 25 крепко ( воспитатель на цыпочках уходит). Знакомство с зайчиком  1.Занятие «Давайте познакомимся с зайчиком» Цель: установить с детьми эмоционально­положительный контакт и  вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить  детей с игрушкой, изображающей зайчика ( рассмотреть его, рассказать,  где он живет и т.п.). Активизация словаря: прыг­прыг, зайка.  Материал: зайчик, морковка.  Ход: На столе у воспитателя лежит морковка.  Воспитатель : ­Дети, сегодня к нам в гости придет зайчик. Кто это к нам  пришел?! Посмотрите, какой он маленький, пушистый, беленький. Зайчик  живет в лесу.(Разрешает детям погладить его.) А что у зайчика?  (Показывает уши.) Уши у зайчика длинные, он хорошо слышит. А это что? (Показывает хвостик.) Какой хвостик? Правильно, хвостик маленький, а  уши длинные. У зайчика есть лапы? Наш зайка хорошо прыгает ­ прыг­ прыг­прыг, а когда хочет есть ищет морковку. (Передвигает игрушку по  столу.) Скажите дети: прыг­прыг. Давайте поможем зайке найти  морковку. Нашел зайка морковку и ест: хрум­хрум­хрум. Наелся и снова  прыг­прыг, хочет играть.  ­Зайка прыг к Свете, прыг к Люде. (Дети гладят зайчика.) Давайте все  вместе поиграем с ним  (дети встают в круг, берут зайку за лапки. Все  подпрыгивают, проговаривают слова ирыг­прыг).  Воспитатель имитирует  движения по тексту стихотворения: «Зайка скачет скок­скок на зеленый на лужок, Травку щиплет , кушает, осторожно слушает, 26 Не идет ли волк». После занятия дети играют с зайчиком в игровом уголке. Знакомство с куклой  3.Занятие по сенсорике «В гости к кукле Кате». Программные задачи: Закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на  вопросы длина: короткий, длинный ;величина: большой, маленький ;цвет:  желтый, красный ;развивать наглядно­образное мышление; воспитывать  культуру поведения (учить детей здороваться и прощаться).  Материал и оборудование: Цветные полоски «дорожки» (желтого и красного цвета; длинная и  короткая), игрушка­кукла большая и маленькая,  разрезные картинки, два  дерева яблони с яблочками (большое и маленькое). Предварительная работа: Рассматривание картинок и предметы по величине, по длине, по цвету;  использование д/и «Собери картинку». Ход занятия: ­Ребятки, а вы любите ходить в гости? (да) ­Тогда мы с вами прямо сейчас отправляемся в гости, только вот к кому  мы пойдем вам нужно отгадать. (индивидуальная работа; каждый ребенок из двух частей складывает  картинку) ­Кто же у нас получился? (кукла) ­И, правда кукла, вот к ней­то мы и пойдем в гости. ­ Вот только живет она далеко и идти к ней надо по дорожке. ­Посмотрите­ка перед нами две дорожки :желтая и красная ;одна  27 короткая, другая длинная. ­А к кукле Кате  надо идти по красной длинной дорожке. Где же у нас  красная длинная дорожка? (ответы детей) ­ Мы пришли с вами к дому куклы. ­Здравствуйте, дети! (здравствуй кукла Катя). Я очень рада видеть вас . У меня есть подружка – её зовут Маша. ( показываю куклу меньшего  размера) ­Ребята, посмотрите, куклы  красивые, но разные. Эта кукла  большая или маленькая? (ответы детей). А эта? (ответы детей) ­Давайте с куклами  поиграем . ­Молодцы ребятки, умеете вы играть, веселые вы, дружные. ­Пока  вы играли, да плясали  ­ куколки наши проголодались ­У  кукол есть сад, в котором яблочки растут, а яблоки разные ­  большие  и маленькие. ­Давайте  сходим в сад,  да яблок соберем по одному каждой . ­Давайте теперь куколок  угостим. Маленькой  кукле Маше  дадим  маленькое яблочко, а большой– большое. ­Вот спасибо вам ребята, и повеселили вы нас и яблочками угостили. ­Ну, а нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с куклами. ­Ну, а к дому нас ребятки приведет желтая короткая дорожка. Тема №5  Музыкальное  воспитание Музыкальная игра­занятие  «Музыкальные игрушки» Программное содержание: Формировать умение образовывать глаголы  28 от названия музыкальных инструментов (барабан ­ барабанит);  обыгрывать игру на музыкальных инструментах с помощью движений.  Закрепить в речи названия музыкальных инструментов. Побуждать  высказываться, делиться личными впечатлениями. Воспитывать бережное  отношение к игрушкам.  Способствовать эмоциональному отклику на происходящее, создать  хорошее настроение.  Материал : Музыкальный домик, музыкальные инструменты,  игрушечный заяц, кукла­мальчик.  Ход:  Воспитатель : Ребята, кто у меня в руках? (Зайка). Поздоровайтесь с ним.  Зайчик рад всех вас видеть и приглашает в гости. ( Воспитатель  провожает детей к зайчику в гости, дети рассаживаются).  Воспитатель :   Зайка этот не простой. Зайку сделали из плюша, У него  большие уши  и особенный талант, Этот зайка музыкант!  Зайчик живёт в музыкальном домике. Слышите, играет музыка? У него  здесь много музыкальных инструментов. Зайка говорит, что кто отгадает  загадку, тот будет играть на музыкальной игрушке.  Ой, звенит она, звенит,  Всех игрою веселит!  А всего­то три струны!  Что такое? Отгадай­ка!  Это наша : балалайка.  29 Эту загадку отгадал : (называется имя ребёнка), он будет играть на  балалайке.  Воспитатель предлагает ребёнку выйти "на сцену", поиграть, а  музыкальный руководитель в это время может подыграть ребёнку; другие дети хлопают артисту.  Воспитатель : Вот какой музыкант! На чём ты играл? Ребята, на какой  музыкальной игрушке играл ?  Слушайте другую загадку: Очень весело поёт,  Если дуете в неё.  Ду­ду­ду,  Да­да­да,  Так поёт она всегда.  Не палочка, не трубочка.  А что же это? (Дудочка).   (имя ребёнка) отгадала. Иди, сыграй на дудочке, а мы тебе похлопаем.  На какой музыкальной игрушке играла? Как она называется? Ребята, на  чём играла ?  Воспитатель : Ребята, а здесь, у зайчика, ещё много музыкальных  игрушек!  Что это? (Колокольчик). А что делает колокольчик? Колокольчик звенит! (воспитатель побуждает к обыгрыванию колокольчика с помощью  движений, одновременно приговаривая: зве­нит, зве­нит, зве­нит).  30 Что это? (Погремушка). Что делает погремушка? Погремушка гремит!  (обыгрывание).  Что это? (Бубен). Что делает бубен? Бубен стучит! (обыгрывание).  Что это? (Барабан). Что делает барабан? Барабан барабанит!  (обыгрывание).  Теперь я всем раздам музыкальные игрушки. Что у тебя? А у тебя? И т. д. Сейчас мы будем все вместе играть на музыкальных игрушках, и у нас  получится оркестр! (Дети  вместе с родителями играют, в сопровождении русской народной мелодии). Как весело и громко у нас получается! У  меня такое хорошее настроение! Ой, да я попляшу! Ну­ка, сыграйте ещё  раз! Вот как попляшу!  Устала. И вы устали, и музыкальные игрушки устали. Где лежали? (В  домике). Как лежали инструменты? (аккуратно, красиво). И вы их  положите красиво, аккуратно.  Ой, кто­то стучит! Кто же пришёл? Пойдёмте, посмотрим. Андрюша  (кукла) пришёл. Расскажите, у кого в гостях вы были? В каком домике он  живёт? На каких инструментах играли? Как играли? Что делала я, когда  вы играли? Вам понравилось? Тогда давайте все вместе попляшем, и  Андрюша тоже!  Тема №6  Подвижные игры 1. Игра: «Зайка серенький сидит!» 31 Зайка серенький  сидит Взрослый садится. И ушами  шевелит. Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими,  поворачиваясь вправо и влево. Вот так, вот так Он ушами  шевелит Зайке холодно  сидеть, Надо лапочки  погреть. Вот, так, вот так Надо лапочки  погреть! Зайке холодно  стоять, Надо зайке  поскакать. Вот так, вот так Надо зайке  поскакать! Зайку волк  испугал! Зайка тут же  убежал! Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова. Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две  последние строчки. Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две  последние строчки. Взрослый рычит! Дети разбегаются врассыпную. 2.Игра: « Пропавшие ручки». У меня пропали ручки Спрятать руки за спину. Где вы, рученьки мои? Посмотреть по сторонам, ища  потерянные руки. 1,2,3,4,5 – покажитесь мне  Показать руки. 32 опять. У меня пропали ножки. Где Вы ноженьки мои? Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них. 1,2,3,4,5 – покажитесь мне  опять. Встать на ноги. Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки. 3.Игра:  «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, Дети поднимают и  опускают плечи. Поворачивают корпус  влево. Поворачивают корпус  вправо. Смотрит вверх, Поднимают голову вверх. Смотрит вниз, Опускают голову. Чуть присела на карниз, Выполняют легкие  полуприседания. 33 А с него свалилась вниз! Резко приседают. 4. Игра: «Мы ногами топ!» Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения: Мы ногами топ­топ­топ Дети вместе со взрослыми ходят по комнате  и топают. А в ладошки хлоп­хлоп­ хлоп Ай да малыши! Ай да крепыши! Высоко поднимая ладоши, хлопают. По дорожке мы шагаем Идут за воспитателем. И в ладоши ударяем. Хлопают в ладоши. Топ­топ, ножки, топ! Стоя на месте, топают ногами. Хлоп­хлоп, ручки, хлоп! Хлопают руками. Ай да малыши! Ай да крепыши! Руки на пояс – кружатся. 5.Игра:   «Коза рогатая».                                                                                  Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка. Идет коза  рогатая, Идет коза  бодатая: Ножками – топ,  топ! Глазками –  хлоп, хлоп! Кто кашки не  Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под  34 мышки сначала с одной стороны, затем с другой. ест, Кто молока не  пьет. Того забодает. 6.Игра: «Стенка, стенка». Стенка, стенка Потолок, Раз ступенька, Два ступенька, Дзынь –  звонок. Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки  ребенка, затем другой Лба Потом подбородка Места над верхней губой И кончика носа малыша. Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша. 7.Игра: «Мельница». Дуйте, дуйте, ветры, в  поле Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на  шейку ребенка. Чтобы мельницы  мололи, Сначала мама совершает круговые движения с  одной рукой малыша, затем с другой. Чтобы завтра из муки  испекли нам пирожки. Имитация лепки пирожков (ладони ребенка  соединяются). Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки. Тема №8 Работа с родителями Консультация о речевом развитии детей раннего возраста 1.«Этот пальчик – я». Консультация о значении развития мелкой  35 моторики в раннем возрасте. Мелкая   моторика   –   это   различные   по   сложности   движения, целенаправленно осуществляемые кистями и пальцами рук. Значение мелкой  моторики. 1.Движения   рук   –   это   основа   для   формирования   навыков самообслуживания у детей. 2.   Уровень   развития   мелкой   моторики   является   одним   из   важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. 3.Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих   воспоминаниях   писал   о   том,   что   «ум   ребенка   находится   на кончиках   его   пальцев.   Чем   больше   мастерства   в   детской   руке,   тем ребенок   умнее.   Именно   руки   учат   ребенка   точности,   аккуратности, ясности   мышления.   Движения   рук   возбуждают   мозг,   заставляя   его развиваться» По   наблюдениям   исследователей,   развитие   словесной   речи   ребенка начинается,   когда   движения   пальцев   рук   достигают   достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности ­ руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная 36 тренировка   рук   у   детей   проводится   в   детских   садах   с   двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.   Уже   грудному   младенцу   можно   массировать   пальчики (пальчиковая   гимнастика),   воздействуя   тем   самым   на   активные   точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте   нужно   выполнять   простые   упражнения,   сопровождаемые стихотворным   текстом,  не  забывать   о   развитии   элементарных   навыков самообслуживания:   застегивать   и   расстегивать   пуговицы,   завязывать шнурки и т. д. Вспомните, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку   ­белобоку",   показывать   "козу   рогатую".   Все   эти   игры   очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками,   пирамидками,   матрешками.   Позже   ­   с   различного   вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. Предлагаем   вашему   вниманию   игры   на   развитие   мелкой   моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Упражнения   для   развития   тактильной   чувствительности   и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. 1.   Ребенок   опускает   кисти   рук   в   сосуд,   заполненный   каким­либо однородным   наполнителем   (вода,   песок,   различные   крупы,   дробинки, любые мелкие предметы). 5 ­ 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких   проб   ребенок   с   закрытыми   глазами   опускает   руку   в 37 предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 2.  "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4­5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача   состоит   в   том,   чтобы   движениями   всех   пальцев   передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. 3. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством   приведенных   ниже   игр   на   развитие   мелкой   моторики   у детей   является   то,   что   для   их   проведения   не   требуются   какие­то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Возьмите   яркий   поднос.   Тонким   равномерным   слоем   рассыпьте   по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится   яркая   контрастная   линия.   Позвольте   малышу   самому нарисовать   несколько   хаотических   линий.   Затем   попробуйте   вместе нарисовать какие­нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 38 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное  или раздражительное; неустойчивое; подавленное ). 2. Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное;  медленное). 3 .Характер сна (спокойный; неспокойный). 4. Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый;  плохой) 5.Отношение вашего ребенка к высаживанию на горшок (положительное;  отрицательное). 6. Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает  сухой; не просится; ходит мокрый). 7. Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или  пустышку; раскачивается, когда спит или сидит). 1. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой,  незнакомой обстановке?______________________________________ 2. Интересуется ли действиями взрослых?__________________________ 39 3. Внимателен ли он при этом, активен ли он, усидчив?______ 4. Инициативность в игровой деятельности (может или не может найти  без посторонней помощи себе занятие; может или не может  самостоятельно подготовится игре)? ________________________________________________ 5. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в  контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________ 6. Инициативность в отношениях с детьми (вступает в контакт по  собственной инициативе; не вступает в контакт)? ________________________ 7. Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии  взрослого; не умеет играть самостоятельно)? ____________________________ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу. 2. Первое время приводить ребенка на 2­3 часа. 3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации),  то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы  познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в  воспитателя. 4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в  первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи. 5. Первые 2­3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать  одному и тому же члену семьи. 6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе  должны быть витамины, свежие овощи и фрукты. 40 7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не  замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала  погоде. 8. Помнить, что период адаптации ­ сильный стресс для ребенка, поэтому  нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви,  ласки, внимания. 9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в  детский сад, с ней малышу будет спокойнее. 10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с  воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных  негативных проявлений. 11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с  детским садом. ДИАГНОСТИКА  АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА  К УСЛОВИЯМ  ДОУ   1.Первичная диагностика проходит по трём направлениям: ­характеристика родителями состояния своих детей в семье  ( анкеты для родителей); ­оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к  условиям детского сада; ­оценка психоэмоционального состояния детей. По результатам проведенного анкетирования родителей  обозначаются семьи воспитанников, с повышенной тревожностью. В  дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить  профилактическую и консультативную работу с родителями. 41 На основании первичной диагностики составляется  заключение, в  котором дается предварительная оценка адаптационного периода  каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога  и  воспитателя определяется круг детей, нуждающихся  в помощи при  прохождении адаптации. 2.Коррекционно­развивающая работа. Эта работа направлена  на снятие проблем, возникающих в  начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного  учреждения. 3.Контрольная диагностика. В       группе раннего возраста   проводится сравнительный  анализ показателей   первичной   и   заключительной   диагностик.       Используются такие    методы, как  наблюдение,  беседа,   анализ    листов  адаптации детей. Контроль  за  поведением детей фиксируется в дневнике группы, где помимо  повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель   дает   описание  поведения   детей   в   эпикризные   периоды, используя    памятку ­ опросник    по    методике  К.Л.  Печоры  и   Г.В. Пантюхиной. Психолого­педагогические параметры определения готовности  поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) Какое из перечисленных настроений преобладает? 1.Бодрое, уравновешенное ­ 3 балла 2.Раздражительное, неустойчивое – 2 балла 3.Подавленное – 1 балл Как засыпает Ваш ребенок? 1.Быстро, до 10 минут  ­ 3 балла 2.Медленно – 1 балл 42 Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? 1.Ничего – 3 балла 2.Укачиваю, лежу рядом и пр. – 1 балл Какова длительность сна? 1.Соответствует возрасту – 3 балла 2.Спит меньше нормы – 2 балла 3.Сон существенно нарушен  ­ 1 балл Какой аппетит у Вашего ребенка? 1.Хороший – 3 балла 2.Неустойчивый, избирательный – 2 балла 3.Плохой – 1 балл Просится ли на горшок? 1.Просится – 3 балла 2.Нет, но бывает сухой ­ 2 балла 3.Нет, ходит мокрый – 1 балл Как относится к высаживанию на горшок? 1.Положительно – 3 балла 2.Отрицательно – 1 балл Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? 1.Нет – 3 балла 2.Есть (какие именно?)  ­ 1 балл Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в  незнакомой обстановке? 1.Проявляет – 3 балла 2.Только в привычной обстановке  ­ 2 балла Проявляет ли интерес, активность при обучении? 1.Проявляет – 3 балла 2.Недостаточно – 2 балла 3.Не проявляет – 1 балл 43 Инициативен ли в игре? 1.Способен сам найти себе дело – 3 балла 2.Играет только со взрослыми – 2 балла 3.Не умеет играть – 1 балл Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? 1.Вступает в контакт по своей инициативе – 3 балла 2.Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого – 2  балла 3.Не идет на контакт со взрослыми  ­ 1 балл Инициативен ли в отношении с детьми? 1.Вступает в контакт по своей инициативе – 3 балла 2.Сам не вступает в контакт – 2 балла 3.Не умеет общаться с детьми – 1 балл Был ли опыт разлуки с близкими? 1.Нет – 1 балл 2.Да ­ 2 балла Как перенес разлуку? 1.Очень тяжело – 1 балл 2.Спокойно ­ 3 балла Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об  уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное  учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44  балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к  условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов ­  16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным  параметрам, по которому даётся прогноз адаптации: 3 ­ 2,6 балла ­ готов к поступлению в ясли сад; 44 2,5 ­ 2 балла ­ готов условно; 2 ­ 1,6 балла ­ не готов.      В  период  адаптации        наблюдается: ­ эмоциональное  состояние; ­ отношения  к предметному  миру и  игрушкам; ­ речевая  активность; ­ двигательная  активность; ­ общее  состояние  организма; ­ взаимодействие  со взрослыми; ­ взаимодействие  со сверстниками.   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ    1. Закон  Республики Башкортостан «Об образовании» ­ Уфа – 2007.    2. Закон Российской Федерации «Об образовании» ­ Новосибирск: Сиб.        унив. изд – во, 2006.    3. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. – М.: Линка­Пресс, 2005.     4.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ.       Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004. 45 5.   Волосова   Е.   Развитие   ребёнка   раннего   возраста   (основные     показатели).      – М.: Линка­Пресс, 2007.     6. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего      возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно­методическое пособие. – М.:      Педагогическое общество России, 2004.     7.Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ.     Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.     8.Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие     по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с.     (ранний возраст).    9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в      ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2005.    10. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.        Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. ­3­е изд., испр. И доп. – М.:    Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.    11.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2­4 лет в период         адаптации к дошкольному учреждению. – М:. книголюб, 2007. – 72с. 46 47

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»

Программа  адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Курносики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017