Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и испытательным сроком для родителей.
Во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие родителей в жизни ребенка.
Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все Ваши недоработки.
В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, вам родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio -- приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму у первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на:
❖ усталость,
❖ головные боли,
❖ возникает раздражительность,
❖ плаксивость,
❖ нарушение сна,
❖ снижается аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например,
❖ чувство страха,
❖ отрицательное отношение к учебе, учителю,
❖ неправильное представление о своих способностях и возможностях. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
Физиологическая адаптация
Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация.
Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (это признак утомления), а у некоторых - значительное повышение артериального давления (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают • головные боли, • усталость, • плохой сон, • снижение аппетита, • и другие недомогания. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервнопсихические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Для успешной адаптации школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий на протяжении всего времени обучения в начальной школе:
-- проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;
-- на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;
-- использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;
Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Этапы адаптации:
Первый этап – называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией» , когда организм бурно реагирует на новые воздействия, тратит все свои ресурсы и даже берет «в долг». В результате в сентябре многие первоклассники болеют. Эта «физиологическая буря» длится обычно 2-3 недели. Это самое тяжелое время для ребенка.
Второй этап называется неустойчивое приспособление, во время которого организм ищет и находит какие-то приемлемые реакции на внешние воздействия. «Буря» постепенно затихает.
На третьем этапе – этапе от носит ельно уст ойчивого приспособления – организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность всех трех фаз в норме обычно составляет 5-6 недель, из которых наиболее сложными являются первые четыре недели. Но у кого-то этот процесс может затянуться надолго, вплоть до конца учебного года. Адаптация в целом длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Несколько совет ов психолога «Как прожить хот я бы один день без нервотрёпки»
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов
. - Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
- Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу воспитания решайте без него.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
- Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание.
Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.