Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +2
docx
русский язык +1
7 кл—11 кл +1
04.07.2017
Главная цель спецкурса «Ресурсы русского языка» 7-8 класс.состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умении пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны - интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей.
В связи с этим предлагаемая программа «Ресурсы русского языка» предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа построена на дополнении и углублении базового образования и нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл устного и письменного высказывания в разных ситуациях общения.Главная цель спецкурса «Ресурсы русского языка» 7-8 класс.состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умении пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны - интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей.
В связи с этим предлагаемая программа «Ресурсы русского языка» предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа построена на дополнении и углублении базового образования и нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл устного и письменного высказывания в разных ситуациях общения.
ДОУ по русскому языку 7-8 классДокумент Microsoft Word.docx
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе
«Ресурсы русского языка» 78 класс.
Главная цель, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в
том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об
устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного
языка, умении пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой
стороны интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих
способностей.
В связи с этим предлагаемая программа «Ресурсы русского языка» предназначена
для учащихся 78 классов и рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа
построена на дополнении и углублении базового образования и нацеливает на более
углубленное изучение возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл
устного и письменного высказывания в разных ситуациях общения.
Курс состоит из двух разделов:
первый «Морфологические средства выразительности русской речи» изучается в седьмом
классе, второй «Синтаксическое богатство русского языка» в восьмом классе.
Цель курса развитие способности не только правильной, но и выразительной речи. В связи
с этим основное внимание на занятиях уделяется формированию системы коммуникативных
умений и навыков, осознанному выбору и организации языковых средств для достижения
коммуникативного совершенствования речевого высказывания,
повторению, систематизации и углублению сведений из области морфологии, синтаксиса и
стилистики.
Безусловно, для решения практических задач курса, формирования устойчивых
навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и
совершенствование на этой основе навыков языкового анализа. Это должно способствовать
развитию таких качеств речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая
уместность и выразительность, что, в свою очередь, может быть достигнуто в результате
умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка и строгом
соблюдении языковых норм.
Программа предусматривает разнообразные формы организации учебной
деятельности: исследование, лекция, практическая работа, урок игра, практикум, тестирование, что помогает выявить сильные и слабые стороны лингвистического анализа
текста и уровня грамотности каждого учащегося, а также реализует деятельностно
системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса
совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы
лингвистических знаний.
Прогнозируемые результаты обучения.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны овладеть основными
общеучебными умениями: коммуникативными (морфологическими и
синтаксическими средствами выразительной письменной речи, научиться
целесообразному отбору единиц языка, оценивать тексты различной стилевой
принадлежности, интерпретировать семантическую и композиционную
структуры текста),
информационными (извлекать информацию из различных источников,
умение работы со справочной литературой), организационными (планировать
цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самокоррекцию).
Содержание программы дополнительных образовательных услуг
«Ресурсы русского языка» 78 класс
1ый год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю).
Морфологические средства выразительности русской речи .
Имя существительное (7 часов)
Что значит экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях
писателей разных направлений?
Имена существительные как изобразительновыразительное средство в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного
(число, род). Как определить грамматический род и пол живых существ.
Как часто используется образная категория рода при создании поэтического олицетворения.
Стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Умение
определять данные имена существительные в художественном тексте. Как обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев помогает точнее
раскрыть образ литературного героя. Учимся быть исследователями, работа с текстами
писателей разных эпох и направлений.
Имя прилагательное (7 часов)
Каково значение образной функции имен прилагательных, в произведениях писателей
разных литературных направлений. Как часто употребляются относительные,
притяжательные , качественные прилагательных в переносном значении как средство
речевой экспрессии. Роль эпитета как языкового средства. Его создание; постоянные
эпитеты.
С помощью какой части речи создаются цветовые образы?
Стилистическая роль сложных прилагательных. Писатели как создатели индивидуально
авторских образований сложных прилагательных. Умение видеть и находить в тексте формы
слов индивидуально авторских образований.
Роль кратких прилагательных и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.
Умение употреблять в речи прилагательные данной формы.
Имя числительное (3 часа)
Какие сочетания имен числительных существуют? Варианты сочетаний числительных
с существительными, в произведениях различных стилей и типов речи. Экспрессивная роль
числительных. Собирательные и количественные числительные как синонимы, их значение..
Каково употребление числительных символов (3, 7, 40, 100). Числительные в составе
сложных слов. Умение употреблять числительные как средство речевой экспрессии.
Местоимение (4 часа)
Экспрессивная роль местоимений в художественном тексте. Для чего в стилистике
используются устаревшие местоимения? Синонимика местоимений разных разрядов и их
использование. Употребление личных местоимений ед.ч. и мн. ч. как экспрессивное
средство.
Глагол и его формы (7 часов) Какова экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в
переносном значении. Олицетворение как поэтический троп и языковые средства его
создания.
Для чего используются усеченные глаголы (Например: прыг в траву) в
художественном тексте?
Показать грамматические категории глагола как источник выразительности речи:
категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени
(наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Совершенствовать умения по
редактированию чужого текста.
Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью
придания живости повествованию. (Например: пришла и говорю, прибежал и видит).
Умение использовать данные формы глагола для создания текста повествовательного типа.
Наречие (3 часа)
Показать специфические свойства наречия и их соотнесенность с другими частями
речи. Развивать навыки работы с тестом различного стиля.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Развивать лингвистическую
зоркость.
Как часто используются степени сравнения наречий и прилагательных для создания
эмоционально – экспрессивной окраски. Сочинение текста на заданную тему с
использованием форм данных наречий и прилагательных.
Служебные части речи (3 часа)
Для чего употребляют служебные части речи в художественном тексте?
Показать назначение частицы НЕ в отрицательном сравнении. Семантическая роль
противительных союзов и использование их в конструкциях художественного произведения.
Научить анализировать текст с использованием фонетикоинтонационных,
пунктуационных, графикоорфографических, словообразовательных, лексических,
морфологических особенностей художественного текста и его выразительное чтение.
Учебнотематический план курса
«Ресурсы русского языка» 78 класс
1ый год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю).
Колво
часов
Тема занятия
Теори
я
Прак
тика
№
п/п Морфологические средства выразительности
русской речи
Имя существительное
7 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Функции частей речи в художественных
произведениях разных писателей.
Изобразительновыразительное использование имени
существительного в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических
категорий имени существительного (число, род).
Грамматический род и пол живых существ.
Образное использование категории рода при создании
поэтического олицетворения.
Имена собственные и нарицательные; стилистическая
роль собственных наименований в литературных
произведениях.
Обыгрывание внутренней формы фамилий
литературных героев как средство художественной
характеристики.
Имя прилагательное
Образная функция имен прилагательных в
произведениях писателей разных литературных
направлений.
Употребление относительных, притяжательных,
качественных прилагательных в переносном значении
как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные
эпитеты.
Роль имени прилагательных в создании цветовых
образов.
Стилистическая роль сложных прилагательных.
Индивидуально авторские образования сложных
прилагательных.
Использование кратких и усеченных прилагательных в
поэтическом тексте.
Имя числительное
Варианты сочетаний числительных с
существительными.
Собирательные и количественные числительные как
синонимы.
Употребление числительных символов (3, 7, 40, 100)
в тексте. Числительные в составе сложных слов.
Местоимение
18
Экспрессивная роль местоимений в художественном
7 часов
3 часа
4 часа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
тексте.
Стилистическое использование архаичных
местоимений.
Синонимика местоимений разных разрядов и их
использование.
Употребление личных местоимений ед.ч. и мн. ч. как
экспрессивное средство.
Глагол и его формы
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте.
Употребление глагола в переносном значении.
Олицетворение как поэтический троп и языковые
средства его создания.
Использование усеченных глаголов (Например: прыг в
траву) в художественном тексте.
Грамматические категории глагола как источник
выразительности речи.
7 часов
Употребление глаголов одного времени (наклонения)
в значении другого как изобразительный прием.
Соединение форм прошедшего и настоящего времени
в предложении с целью придания живости
повествованию.
Наречие
3 часа
Специфические свойства наречия, их соотнесенность
с другими частями речи.
Экспрессивное использование наречий разных
разрядов.
Использования степеней сравнения наречий и
прилагательных для создания эмоционально –
экспрессивной окраски.
Служебные части речи
3 часа
Роль служебных частей речи в художественных
текстах.
Частица НЕ в отрицательном сравнении.
Семантическая роль противительных союзов и
использование их в конструкциях художественного
противопоставления.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Учебнотематический план курса
«Ресурсы русского языка»
2ой год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю)
Колво
часов
Тема занятия
Синтаксическое богатство русского языка
Особенности русского синтаксиса
3 часа
23 часа
Свойства русского синтаксиса, его богатство,
разнообразие, возможности в передаче смысла речи.
Свойства русского синтаксиса в создании
художественных образов: свободный порядок слов,
развитая синонимика синтаксических конструкций,
функциональностилистическая закрепленность
синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений
разного типа
Интонационное многообразие и богатство
эмоциональных значений побудительных и
вопросительных предложений.
Лексическое и грамматическое оформление
вопросительных и побудительных предложений.
Особенности интонации вопросительных
предложений.
Риторический вопрос и его художественные функции.
Особенности интонации восклицательных
предложений.
Лексические и грамматические средства оформления
восклицательных предложений.
Стилистическое использование побудительных,
вопросительных и восклицательных предложений.
Семантико – стилистические возможности
односоставных предложений.
Использование определенноличных, неопределенно
личных и безличных предложений в художественном
тексте.
Выразительные возможности номинативных
(назывных) предложений.
№
п/п
1
23
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Теори
я
1
1
1
1
1
1
Прак
тика
2
1
1
1
1
1 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Именительный представления и его эстетическая
функция в художественной речи.
Семантико – грамматические свойства обобщенно
личного предложения в произведениях
художественной литературы, в пословицах,
поговорках, загадках.
Слова предложения; их семантика, грамматические
способы оформления и стилистическое использование
в речи.
Стилистическая окраска союзов.
Семантико – стилистическая роль союзов в сложных
предложениях.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые
средства его создания.
Употребление бессоюзных предложений в
художественном тексте, произведениях устного
народного творчества.
Семантико – стилистическая функция прямой речи.
Использование прямой, косвенной, несобственно
прямой речи как средство создания речевой
характеристики персонажа, психологического
состояния героя.
Стилистические особенности синтаксиса
8часов
Стилистика словосочетаний. Синонимия
синтаксических конструкций.
Устранение ошибок в выборе форм управления, в
согласовании определений и приложений.
Стилистическая оценка главных членов предложений.
Устранение ошибок в грамматической координации
главных членов предложения.
Стилистическое значение и использование порядка
слов.
Стилистические особенности предложений с
однородными членами.
Устранение речевых ошибок при употреблении
однородных членов предложений.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Список литературы. 1. Горбачевич К. С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. –
М., 004.
2. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
3. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995 .
4. Крылатые слов: Энциклопедия/ Сост. В. Серов. – М., 2003.
5. Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьезном: практические задания
для учащихся 811 классов. – М. , 2006.
6. Максимов В. И. К тайнам словообразования. М., 1970.
7. Новиков Л. А. Искусство слова. М., 1982.
8. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.,
1986.
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.