Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Оценка 4.9

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +2
docx
русский язык +1
7 кл—11 кл +1
04.07.2017
Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Главная цель спецкурса «Ресурсы русского языка» 7-8 класс.состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умении пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны - интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей. В связи с этим предлагаемая программа «Ресурсы русского языка» предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа построена на дополнении и углублении базового образования и нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл устного и письменного высказывания в разных ситуациях общения.Главная цель спецкурса «Ресурсы русского языка» 7-8 класс.состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умении пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны - интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей. В связи с этим предлагаемая программа «Ресурсы русского языка» предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа построена на дополнении и углублении базового образования и нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл устного и письменного высказывания в разных ситуациях общения.
ДОУ по русскому языку 7-8 классДокумент Microsoft Word.docx
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Ресурсы русского языка» 7­8 класс. Главная цель, которая должна быть решена при  обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка,   умении   пользоваться   его   богатейшими   стилистическими   ресурсами,   а   с   другой стороны   ­   интенсивное   развитие   речемыслительных,   интеллектуальных,   творческих способностей.  В связи с этим предлагаемая программа «Ресурсы русского языка»  предназначена для     учащихся   7­8     классов   и   рассчитана   на   2   года   обучения   (68   часов).       Программа построена   на   дополнении   и   углублении   базового   образования   и     нацеливает   на   более углубленное изучение возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл устного и письменного высказывания в разных ситуациях общения. Курс состоит из двух разделов:  первый ­ «Морфологические средства выразительности русской речи» ­ изучается в седьмом  классе, второй ­  «Синтаксическое богатство русского языка» ­ в восьмом классе. Цель курса ­  развитие способности не только правильной, но и выразительной речи. В связи  с этим  основное внимание на занятиях уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, осознанному выбору и организации языковых средств для достижения  коммуникативного совершенствования речевого высказывания,  повторению, систематизации и углублению сведений из области морфологии, синтаксиса и  стилистики. Безусловно,  для решения практических задач курса, формирования устойчивых  навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и  совершенствование на этой основе навыков языкового анализа.  Это должно способствовать  развитию таких качеств речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая  уместность и выразительность, что, в свою очередь,  может быть достигнуто в результате  умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка и строгом  соблюдении языковых норм.  Программа предусматривает разнообразные формы организации учебной  деятельности:  исследование, лекция, практическая работа, урок­ игра, практикум, тестирование, что помогает выявить сильные и слабые стороны лингвистического анализа  текста и уровня грамотности каждого учащегося, а также реализует деятельностно ­  системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса  совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы  лингвистических знаний. Прогнозируемые результаты обучения.  В ходе изучения данного курса учащиеся должны овладеть основными  общеучебными умениями:  коммуникативными (морфологическими и  синтаксическими средствами выразительной письменной речи, научиться  целесообразному отбору единиц языка, оценивать тексты различной стилевой  принадлежности, интерпретировать семантическую и композиционную   структуры текста),   информационными (извлекать информацию из различных источников,  умение работы со справочной литературой), организационными (планировать  цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самокоррекцию). Содержание программы дополнительных образовательных услуг  «Ресурсы русского языка» 7­8 класс 1­ый год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Морфологические средства выразительности русской речи . Имя существительное (7 часов)              Что значит экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях писателей разных направлений?     Имена существительные как изобразительно­выразительное средство в художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, род). Как определить   грамматический род и пол живых существ. Как часто используется образная категория рода при создании поэтического олицетворения. Стилистическая  роль   собственных  наименований   в  литературных   произведениях.   Умение определять данные имена существительные в художественном тексте. Как обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев помогает точнее раскрыть образ литературного героя. Учимся быть исследователями,   работа с текстами писателей разных эпох и направлений.  Имя прилагательное (7 часов) Каково значение образной функции имен прилагательных,  в произведениях писателей разных литературных направлений. Как часто употребляются относительные,  притяжательные , качественные прилагательных в переносном значении как средство  речевой экспрессии. Роль эпитета как  языкового средства. Его создание; постоянные  эпитеты.  С помощью какой части речи создаются  цветовые образы? Стилистическая роль сложных прилагательных. Писатели как создатели индивидуально­  авторских образований сложных прилагательных. Умение видеть и находить в тексте формы  слов индивидуально­ авторских образований. Роль кратких прилагательных и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.  Умение употреблять в речи прилагательные данной формы. Имя числительное (3 часа) Какие сочетания имен числительных существуют? Варианты сочетаний числительных  с существительными,  в произведениях различных стилей и типов речи. Экспрессивная роль  числительных.  Собирательные и количественные числительные как синонимы, их значение..  Каково употребление числительных ­ символов (3, 7, 40, 100). Числительные в составе  сложных слов. Умение употреблять числительные как средство речевой экспрессии. Местоимение (4 часа)  Экспрессивная  роль местоимений в художественном тексте.  Для чего в стилистике  используются устаревшие местоимения? Синонимика местоимений разных разрядов и их  использование. Употребление личных местоимений ед.ч. и мн. ч. как экспрессивное  средство.  Глагол и его формы (7 часов) Какова экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении. Олицетворение как поэтический троп и языковые средства его  создания. Для чего используются усеченные глаголы (Например: прыг в траву) в  художественном тексте? Показать грамматические категории глагола как источник выразительности речи:  категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени  (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Совершенствовать умения по  редактированию чужого текста. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью  придания живости  повествованию.  (Например: пришла и говорю, прибежал и видит).  Умение использовать данные формы глагола для создания текста повествовательного типа. Наречие (3 часа) Показать специфические свойства  наречия и их соотнесенность  с другими частями  речи. Развивать навыки работы с тестом  различного стиля.  Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Развивать  лингвистическую  зоркость. Как часто используются степени сравнения наречий и прилагательных для создания  эмоционально – экспрессивной окраски. Сочинение текста на заданную тему с  использованием форм данных наречий и прилагательных. Служебные части речи (3 часа) Для чего употребляют служебные части речи в художественном тексте?  Показать назначение частицы  НЕ в отрицательном сравнении. Семантическая роль  противительных союзов и использование их в конструкциях художественного произведения. Научить  анализировать текст с использованием фонетико­интонационных,  пунктуационных, графико­орфографических, словообразовательных, лексических,  морфологических особенностей художественного текста и его выразительное чтение. Учебно­тематический план курса  «Ресурсы русского языка» 7­8 класс 1­ый год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Кол­во часов Тема занятия Теори я Прак тика № п/п Морфологические средства выразительности русской речи Имя существительное  7 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Функции частей речи в художественных  произведениях разных писателей. Изобразительно­выразительное использование имени  существительного в художественной речи. Стилистическое использование грамматических  категорий имени существительного (число, род). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категории рода при создании  поэтического олицетворения. Имена собственные и нарицательные; стилистическая  роль собственных наименований в литературных  произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий  литературных героев как средство художественной  характеристики. Имя прилагательное  Образная функция имен прилагательных в  произведениях писателей разных литературных  направлений. Употребление относительных, притяжательных,  качественных прилагательных в переносном значении  как средство речевой экспрессии. Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. Роль имени прилагательных в создании цветовых  образов. Стилистическая роль сложных прилагательных.  Индивидуально­ авторские образования сложных  прилагательных. Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте. Имя числительное  Варианты сочетаний числительных с  существительными.  Собирательные и количественные числительные как  синонимы.  Употребление числительных ­ символов (3, 7, 40, 100)  в тексте. Числительные в составе сложных слов. Местоимение  18 Экспрессивная роль местоимений в художественном  7 часов 3 часа 4 часа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 тексте. Стилистическое использование архаичных  местоимений.  Синонимика местоимений разных разрядов и  их  использование. Употребление личных местоимений ед.ч. и мн. ч. как  экспрессивное средство. Глагол и его формы  Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении. Олицетворение как поэтический троп и языковые  средства его создания. Использование усеченных глаголов (Например: прыг в  траву) в художественном тексте. Грамматические категории глагола как источник  выразительности речи. 7 часов Употребление глаголов одного времени (наклонения)  в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени  в предложении с целью придания живости   повествованию.  Наречие  3 часа Специфические свойства наречия,   их  соотнесенность с другими частями речи.  Экспрессивное использование наречий разных  разрядов. Использования степеней сравнения наречий и  прилагательных для создания эмоционально –  экспрессивной окраски. Служебные части речи  3 часа Роль служебных частей речи в художественных  текстах. Частица НЕ в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и  использование их в конструкциях художественного  противопоставления. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебно­тематический план курса   «Ресурсы русского языка» 2­ой год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю) Кол­во часов Тема занятия Синтаксическое богатство русского языка Особенности русского синтаксиса  3 часа 23 часа Свойства русского синтаксиса, его богатство,  разнообразие, возможности в передаче смысла речи. Свойства русского синтаксиса в создании  художественных образов: свободный порядок слов,  развитая синонимика синтаксических конструкций,  функционально­стилистическая закрепленность  синтаксических средств. Экспрессивное использование предложений  разного типа  Интонационное многообразие и богатство  эмоциональных значений побудительных и  вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление  вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных  предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных  предложений. Лексические и грамматические средства оформления  восклицательных предложений. Стилистическое использование побудительных,  вопросительных и восклицательных предложений. Семантико – стилистические возможности  односоставных предложений. Использование определенно­личных, неопределенно­ личных и безличных предложений в художественном  тексте. Выразительные возможности номинативных  (назывных) предложений. № п/п 1 2­3 4 5 6 7 8 9 10 11 12­ 13 14 Теори я 1 1 1 1 1 1 Прак тика 2 1 1 1 1 1 15 16­ 17 18 19 20 21­ 22 23 24 25  ­26 27 28­ 29 30 31 32 33 34 Именительный представления и его эстетическая  функция в художественной речи. Семантико – грамматические свойства обобщенно­ личного предложения в произведениях  художественной литературы,  в пословицах,  поговорках, загадках. Слова­ предложения; их семантика, грамматические  способы оформления и стилистическое использование в речи. Стилистическая окраска союзов. Семантико – стилистическая роль союзов в сложных  предложениях. Сравнение как поэтический троп и разные языковые   средства его создания. Употребление бессоюзных предложений в  художественном тексте, произведениях устного  народного творчества. Семантико – стилистическая функция прямой речи. Использование прямой, косвенной, несобственно­  прямой речи как средство создания речевой  характеристики персонажа,  психологического  состояния героя. Стилистические особенности синтаксиса  8часов Стилистика словосочетаний. Синонимия  синтаксических конструкций. Устранение ошибок в выборе форм управления, в  согласовании определений и приложений.  Стилистическая оценка главных членов предложений. Устранение ошибок в грамматической координации  главных членов предложения. Стилистическое значение и использование порядка  слов. Стилистические особенности предложений с  однородными членами. Устранение речевых ошибок при употреблении  однородных членов предложений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы. 1. Горбачевич К. С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. –  М., 004. 2. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001. 3. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995 .  4. Крылатые слов: Энциклопедия/ Сост. В. Серов. – М., 2003. 5. Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьезном: практические задания  для учащихся 8­11 классов. – М. , 2006. 6. Максимов В. И. К тайнам словообразования.­ М., 1970. 7. Новиков Л. А. Искусство слова.­ М., 1982. 8. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.,  1986.

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса

Программа дополнительного курса по русскому языку для учащихся 7-8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017