Программа дополнительного образования
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
1 кл
15.05.2018
Программа дополнительного образования
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.
Игралочка.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игралочка»

Программа дополнительного образования детей  7  лет

Срок реализации  1 год

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Смирнова  Надежда Владимировна

учитель начальных классов

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Качканар

2011г.

 

Пояснительная записка.

Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.

В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Программа «Игралочка» по содержанию социально – педагогической направленности. По функциональному предназначению  учебно – познавательная.  По форме организации групповая. По времени реализации одногодичная.

 

            Цель  программы:

               Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

 

Задачи программы:

 

·        Развивать  произносительные стороны речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать.

·        Развивать  выразительность – умения ярко, убедительно представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.

·        Развивать логичность – последовательность, последовательного перехода от одного высказывания к другому, структурированности мысли.

·        Развивать мелкую  мускулатуры с помощью пальчиковой гимнастики и упражнений по штриховке, что положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

·        Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группе, сопереживать и сочувствовать.

Программа адресована учащимся в возрасте  7 лет. Программа рассчитана на один год:  занятия проводятся один раз в неделю  по одному часу.

Программа составлена в поддержку  программы обучения грамоте  и  разработана на основе материалов книг   В.Н. Иванкова  «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок»,  Волина В.В. Учимся играя»,  Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика», Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика».

Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.

Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).

Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.

С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.

Программа разработана с учетом требований ФГОС к организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении.

Программа ориентирована на применение  таких современных образовательных технологий:

Игровые (имитационного моделирования технологии). Ведущий метод – игра. Организационные формы: деловые игры, ролевые и сюжетные игры путешествия, дидактическая игра.

Коммуникативные технологии.

Исследовательские технологии (проблемно – поисковые). Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов.

Организационные формы: совместный поиск решения проблемы.

Технологии творческой деятельности: решение нестандартных лингвистических  задач и загадок,  выполнение простейших экспериментов со словами, создание творческих ситуаций.

Информационные технологии.

Технологии формирования рефлексии.

Здоровьесберегающие технологии.

Согласуясь с задачами уроков обучения грамоте, содержанием учебного материала, материальным обеспечением уроков, степенью подготовленности обучающихся при организации занятий используются следующие методы:

·                    объяснительно – иллюстративные;

·                    репродуктивные;

·                    проблемного обучения;

·                    организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические);

·                    стимулирования и интереса к учению;

·                    методы контроля и самоконтроля;

·                    самостоятельной познавательной деятельности учащихся (наблюдение, работа с книгой)

Новизна данной программы  состоит в том, что программа  разработана впервые в данном образовательном учреждении  и  соответствует возрастным  особенностям учащихся. Основой всех занятий является групповая форма работы. Каждое занятие и курс в целом строятся по:

·        принципу продвижения от простого к сложному.

·        принципу опоры на интересы учащихся, родителей, учета и формирования социального заказа школе.

·        принципу индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся.

·        принципу психологической  комфортности.

·        принципу развития творческой личности.

·        принципу интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной  и кружковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Для достижения  воспитательных результатов используются следующие виды деятельности:  познавательная.    Форма работы – беседа, игра.

 

Вид деятельности

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Познавательная

Познавательные беседы.

Через игру и систему упражнений.

 

 

 

Учебно – тематический план

 

 

 

Раздел, тема по обучению грамоте/ тема по развитию речи

 

 

Всего

 

Теоретич

 

Практич

1

Звуки гласные и согласные. Лес / Лексика и  словообразование.

ПГ.     

1

1

 

2

Буквы а и о. Цветы на клумбе / Дифференциация звуков,

составление словосочетаний. ПГ.

1

1

 

3

Буква ы. Шары / Образование множественного числа. ПГ.

1

1

 

4

Буква н. Порядок\ Предлог на. ПГ

1

1

 

5

Буква с. Самолет \ Лексика. ПГ

1

1

 

6

Буквы к и т. Кактусы \ Решение логической задачи,

Аргументация.  ПГ.

1

1

 

7

Буква л. Лягушата \ Звук [л]. Автоматизация звука.  ПГ.

1

1

 

8

Буква р. Краски.

Цвета и оттенки \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ.

1

1

 

9

Буква в. Виноград \ Использование предлогов, лексика.  ПГ.

1

1

 

10

Буква. Паук и Муха \ Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек.  ПГ.

1

1

 

11

Буква м. Транспорт \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ.

1

1

 

12

Буквы з – с. Снеговик \  Снеговик.  ПГ.

1

1

 

13

Буквы б – п. Бабочка \ Сочинение-описание.  ПГ.

1

1

 

14

Буквы д – т. Роботы \ Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией.  ПГ.

1

1

 

15

Буква ч \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

1

1

 

16

Мягкие согласные звуки \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

1

1

 

17

Звук ш. Шмель \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией.  ПГ.

1

1

 

18

Буква ж. Жук \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией.  ПГ.

1

1

 

19

Буква е. Елка \ Составление пересказа.  ПГ.

1

1

 

20

Буква ю. Клюква \ Составление пересказа.  ПГ.

1

1

 

21

Буква ц. Цыпленок \ Составление пересказа.  ПГ.

1

1

 

22

Буква щ. Щенок и щетка \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

1

1

 

23

Буквы ф – в. Фонтан и вода \ Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией.  ПГ

1

1

 

24

Буква я. Интонация.

Ягоды и львенок \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

1

 

1

25

Дифференциация

звуков ц – ч.  Часы \ Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией.  ПГ.

1

1

 

26

Дифференциация

звуков с – ш.  Мыши \ Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией.  ПГ.

1

1

 

27

Предметы.  Кухня. Игровой материал \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ.

1

 

1

28

Признаки предметов.  Листья.

Времена года \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ.

1

1

 

29

Действия предметов.  Камень и львенок \ Развитие мышления, устное сочинение.  ПГ.

 

 

1

 

1

 

30

Составление текста из предложений.  Космос, ракета \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

1

 

 

1

31

Русские народные сказки.  Колобок \ Составление пересказа.  ПГ.

1

 

1

 

32

Русские народные сказки. Репка    \ Составление пересказа.  ПГ.

 

 

1

1

 

33

Составление текста. Лето    \  Развитие мышления, устное сочинение.  ПГ.

 

 

1

 

 

1

Все часы программы проводятся в аудитории.

 

 

Содержание курса

Раздел, тема

Содержание

1

Звуки гласные и согласные. Лес / Лексика и  словообразование.

ПГ.     

- буква – как знак звука;

- лексическое значение слова;

2

Буквы а и о. Цветы на клумбе / Дифференциация звуков,

составление словосочетаний. ПГ.

- согласные звуки: твёрдые и мягкие;

- согласные звуки: звонкие и глухие

3

Буква ы. Шары / Образование множественного числа. ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

4

Буква н. Порядок\ Предлог на. ПГ

фонетический и словарный языковой материал.

5

Буква с. Самолет \ Лексика. ПГ

фонетический и словарный языковой материал.

6

Буквы к и т. Кактусы \ Решение логической задачи,

Аргументация.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

7

Буква л. Лягушата \ Звук [л]. Автоматизация звука.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

8

Буква р. Краски.

Цвета и оттенки \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

9

Буква в. Виноград \ Использование предлогов, лексика.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

10

Буква. Паук и Муха \ Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

11

Буква м. Транспорт \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

12

Буквы з – с. Снеговик \  Снеговик.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

 - парные звонкие и глухие согласные;

 

13

Буквы б – п. Бабочка \ Сочинение-описание.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

- парные звонкие и глухие согласные;

 

14

Буквы д – т. Роботы \ Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

- парные звонкие и глухие согласные;

 

15

Буква ч \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

16

Мягкие согласные звуки \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

17

Звук ш. Шмель \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

- парные звонкие и глухие согласные;

 

18

Буква ж. Жук \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

- парные звонкие и глухие согласные;

 

19

Буква е. Елка \ Составление пересказа.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

20

Буква ю. Клюква \ Составление пересказа.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

21

Буква ц. Цыпленок \ Составление пересказа.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

22

Буква щ. Щенок и щетка \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

23

Буквы ф – в. Фонтан и вода \ Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией.  ПГ

фонетический и словарный языковой материал.

24

Буква я. Интонация.

Ягоды и львенок \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

25

Дифференциация

звуков ц – ч.  Часы \ Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

26

Дифференциация

звуков с – ш.  Мыши \ Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией.  ПГ.

фонетический и словарный языковой материал.

27

Предметы.  Кухня. Игровой материал \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ.

- лексическое значение слова;

 

28

Признаки предметов.  Листья.

Времена года \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ.

- лексическое значение слова;

 

29

Действия предметов.  Камень и львенок \ Развитие мышления, устное сочинение.  ПГ.

 

 

- слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая? какое? какие?

- слова, отвечающие на вопросы кто? что?;

 

30

Составление текста из предложений.  Космос, ракета \ Развитие мышления,

устное сочинение.  ПГ.

- слово;

- предложение;

-текст;

 

31

Русские народные сказки.  Колобок \ Составление пересказа.  ПГ.

- слово;

- предложение;

-текст;

 

32

Русские народные сказки. Репка    \ Составление пересказа.  ПГ.

 

 

- слово;

- предложение;

-текст;

 

33

Составление текста. Лето    \  Развитие мышления, устное сочинение.  ПГ.

 

 

- слово;

- предложение;

-текст;

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Образовательные результаты:

Ученик будет знать:

- различия устной и письменной речи;

- понятие слово, предложение, текст

- фонематический и словарно-языковой материал.

Ученик будет уметь:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Воспитательные результаты:

Ученик будет уметь:

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

 

Ученик  получит возможность

- для формирования ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- для развития способности к самооценке, ориентации на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- для формирования эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;

- для формирования установки на здоровый образ жизни;

- для формирования толерантности, как принятия существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

 

Оценка результатов  реализации программы

 

Подведение итогов работы учащихся по теме походит в форме   диагностики.

наблюдение за поведением и эмоционально – нравственным состоянием школьников, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в ролевых играх, а групповых  занятиях.

-   анализ письменных работ учащихся.

-   изучение уровня детского коллектива,  (методика А. Н Лутошкина «Какой у нас коллектив»)

- социометрия – характер взаимоотношений в детском коллективе.

 

 

Методическое обеспечение


         Для занятий необходимы видео-, аудио-материалы, программное обеспечение компьютера, дидактические материалы.

Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.

 

 

 

 

Литература для педагога

·        1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.

·        Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

·        Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.

·        Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.

 

 

 Сведения об авторе

Смирнова Надежда   Владимировна

  МОУ «СОШ №3»

 учитель начальных классов

 образование высшее

 педагогический стаж 16 лет

I квалификационная категория

 город Качканар, улица Свердлова, дом 26,квартира 158

 домашний телефон 6-65-75.

 

Аннотация

Программа «Игралочка» рассчитана на учащихся 7 лет. Срок реализации программы  один  год: по  одному  часу в неделю (33 часа в год).

Программа направлена в поддержку обучения грамоте на создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.

Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» «Игралочка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» «Игралочка»

Пояснительная записка. Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи

Пояснительная записка. Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи

Развивать логичность – последовательность, последовательного перехода от одного высказывания к другому, структурированности мысли

Развивать логичность – последовательность, последовательного перехода от одного высказывания к другому, структурированности мысли

Коммуникативные технологии.

Коммуникативные технологии.

Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности: познавательная

Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности: познавательная

ПГ. 1 1 11

ПГ. 1 1 11

Действия предметов. Камень и львенок \

Действия предметов. Камень и львенок \

Буква р. Краски. Цвета и оттенки \

Буква р. Краски. Цвета и оттенки \

Буква ю. Клюква \ Составление пересказа

Буква ю. Клюква \ Составление пересказа

Русские народные сказки. Репка \

Русские народные сказки. Репка \

Оценка результатов реализации программы

Оценка результатов реализации программы

Сведения об авторе Смирнова Надежда

Сведения об авторе Смирнова Надежда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018