Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Игралочка»
Программа дополнительного образования детей 7 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Смирнова Надежда Владимировна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
г. Качканар
2011г.
Пояснительная записка.
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Программа «Игралочка» по содержанию социально – педагогической направленности. По функциональному предназначению учебно – познавательная. По форме организации групповая. По времени реализации одногодичная.
Цель программы:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи программы:
· Развивать произносительные стороны речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать.
· Развивать выразительность – умения ярко, убедительно представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.
· Развивать логичность – последовательность, последовательного перехода от одного высказывания к другому, структурированности мысли.
· Развивать мелкую мускулатуры с помощью пальчиковой гимнастики и упражнений по штриховке, что положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
· Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группе, сопереживать и сочувствовать.
Программа адресована учащимся в возрасте 7 лет. Программа рассчитана на один год: занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
Программа составлена в поддержку программы обучения грамоте и разработана на основе материалов книг В.Н. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», Волина В.В. Учимся играя», Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика», Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика».
Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.
Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.).
Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.
С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.
Программа разработана с учетом требований ФГОС к организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении.
Программа ориентирована на применение таких современных образовательных технологий:
Игровые (имитационного моделирования технологии). Ведущий метод – игра. Организационные формы: деловые игры, ролевые и сюжетные игры путешествия, дидактическая игра.
Коммуникативные технологии.
Исследовательские технологии (проблемно – поисковые). Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов.
Организационные формы: совместный поиск решения проблемы.
Технологии творческой деятельности: решение нестандартных лингвистических задач и загадок, выполнение простейших экспериментов со словами, создание творческих ситуаций.
Информационные технологии.
Технологии формирования рефлексии.
Здоровьесберегающие технологии.
Согласуясь с задачами уроков обучения грамоте, содержанием учебного материала, материальным обеспечением уроков, степенью подготовленности обучающихся при организации занятий используются следующие методы:
· объяснительно – иллюстративные;
· репродуктивные;
· проблемного обучения;
· организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические);
· стимулирования и интереса к учению;
· методы контроля и самоконтроля;
· самостоятельной познавательной деятельности учащихся (наблюдение, работа с книгой)
Новизна данной программы состоит в том, что программа разработана впервые в данном образовательном учреждении и соответствует возрастным особенностям учащихся. Основой всех занятий является групповая форма работы. Каждое занятие и курс в целом строятся по:
· принципу продвижения от простого к сложному.
· принципу опоры на интересы учащихся, родителей, учета и формирования социального заказа школе.
· принципу индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся.
· принципу психологической комфортности.
· принципу развития творческой личности.
· принципу интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной и кружковой деятельности.
Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности: познавательная. Форма работы – беседа, игра.
Вид деятельности |
Приобретение социальных знаний |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение опыта самостоятельного общественного действия |
Познавательная |
Познавательные беседы. |
Через игру и систему упражнений. |
|
Учебно – тематический план
№ |
Раздел, тема по обучению грамоте/ тема по развитию речи |
|
||
Всего |
Теоретич |
Практич |
||
1 |
Звуки гласные и согласные. Лес / Лексика и словообразование. ПГ. |
1 |
1 |
|
2 |
Буквы а и о. Цветы на клумбе / Дифференциация звуков, составление словосочетаний. ПГ. |
1 |
1 |
|
3 |
Буква ы. Шары / Образование множественного числа. ПГ. |
1 |
1 |
|
4 |
Буква н. Порядок\ Предлог на. ПГ |
1 |
1 |
|
5 |
Буква с. Самолет \ Лексика. ПГ |
1 |
1 |
|
6 |
Буквы к и т. Кактусы \ Решение логической задачи, Аргументация. ПГ. |
1 |
1 |
|
7 |
Буква л. Лягушата \ Звук [л]. Автоматизация звука. ПГ. |
1 |
1 |
|
8 |
Буква р. Краски. Цвета и оттенки \ Лексика по теме, словообразование. ПГ. |
1 |
1 |
|
9 |
Буква в. Виноград \ Использование предлогов, лексика. ПГ. |
1 |
1 |
|
10 |
Буква. Паук и Муха \ Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек. ПГ. |
1 |
1 |
|
11 |
Буква м. Транспорт \ Лексика по теме, словообразование. ПГ. |
1 |
1 |
|
12 |
Буквы з – с. Снеговик \ Снеговик. ПГ. |
1 |
1 |
|
13 |
Буквы б – п. Бабочка \ Сочинение-описание. ПГ. |
1 |
1 |
|
14 |
Буквы д – т. Роботы \ Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией. ПГ. |
1 |
1 |
|
15 |
Буква ч \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
1 |
1 |
|
16 |
Мягкие согласные звуки \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
1 |
1 |
|
17 |
Звук ш. Шмель \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией. ПГ. |
1 |
1 |
|
18 |
Буква ж. Жук \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией. ПГ. |
1 |
1 |
|
19 |
Буква е. Елка \ Составление пересказа. ПГ. |
1 |
1 |
|
20 |
Буква ю. Клюква \ Составление пересказа. ПГ. |
1 |
1 |
|
21 |
Буква ц. Цыпленок \ Составление пересказа. ПГ. |
1 |
1 |
|
22 |
Буква щ. Щенок и щетка \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
1 |
1 |
|
23 |
Буквы ф – в. Фонтан и вода \ Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией. ПГ |
1 |
1 |
|
24 |
Буква я. Интонация. Ягоды и львенок \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
1 |
|
1 |
25 |
Дифференциация звуков ц – ч. Часы \ Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией. ПГ. |
1 |
1 |
|
26 |
Дифференциация звуков с – ш. Мыши \ Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией. ПГ. |
1 |
1 |
|
27 |
Предметы. Кухня. Игровой материал \ Лексика по теме, словообразование. ПГ. |
1 |
|
1 |
28 |
Признаки предметов. Листья. Времена года \ Лексика по теме, словообразование. ПГ. |
1 |
1 |
|
29 |
Действия предметов. Камень и львенок \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ.
|
1
|
1 |
|
30 |
Составление текста из предложений. Космос, ракета \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
1
|
|
1 |
31 |
Русские народные сказки. Колобок \ Составление пересказа. ПГ. |
1
|
1 |
|
32 |
Русские народные сказки. Репка \ Составление пересказа. ПГ.
|
1 |
1 |
|
33 |
Составление текста. Лето \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ.
|
1
|
|
1 |
Все часы программы проводятся в аудитории.
Содержание курса
№ |
Раздел, тема |
Содержание |
1 |
Звуки гласные и согласные. Лес / Лексика и словообразование. ПГ. |
- буква – как знак звука; - лексическое значение слова; |
2 |
Буквы а и о. Цветы на клумбе / Дифференциация звуков, составление словосочетаний. ПГ. |
- согласные звуки: твёрдые и мягкие; - согласные звуки: звонкие и глухие |
3 |
Буква ы. Шары / Образование множественного числа. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
4 |
Буква н. Порядок\ Предлог на. ПГ |
фонетический и словарный языковой материал. |
5 |
Буква с. Самолет \ Лексика. ПГ |
фонетический и словарный языковой материал. |
6 |
Буквы к и т. Кактусы \ Решение логической задачи, Аргументация. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
7 |
Буква л. Лягушата \ Звук [л]. Автоматизация звука. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
8 |
Буква р. Краски. Цвета и оттенки \ Лексика по теме, словообразование. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
9 |
Буква в. Виноград \ Использование предлогов, лексика. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
10 |
Буква. Паук и Муха \ Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
11 |
Буква м. Транспорт \ Лексика по теме, словообразование. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
12 |
Буквы з – с. Снеговик \ Снеговик. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. - парные звонкие и глухие согласные;
|
13 |
Буквы б – п. Бабочка \ Сочинение-описание. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. - парные звонкие и глухие согласные;
|
14 |
Буквы д – т. Роботы \ Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. - парные звонкие и глухие согласные;
|
15 |
Буква ч \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
16 |
Мягкие согласные звуки \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
17 |
Звук ш. Шмель \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. - парные звонкие и глухие согласные;
|
18 |
Буква ж. Жук \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. - парные звонкие и глухие согласные;
|
19 |
Буква е. Елка \ Составление пересказа. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
20 |
Буква ю. Клюква \ Составление пересказа. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
21 |
Буква ц. Цыпленок \ Составление пересказа. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
22 |
Буква щ. Щенок и щетка \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
23 |
Буквы ф – в. Фонтан и вода \ Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией. ПГ |
фонетический и словарный языковой материал. |
24 |
Буква я. Интонация. Ягоды и львенок \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
25 |
Дифференциация звуков ц – ч. Часы \ Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
26 |
Дифференциация звуков с – ш. Мыши \ Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией. ПГ. |
фонетический и словарный языковой материал. |
27 |
Предметы. Кухня. Игровой материал \ Лексика по теме, словообразование. ПГ. |
- лексическое значение слова;
|
28 |
Признаки предметов. Листья. Времена года \ Лексика по теме, словообразование. ПГ. |
- лексическое значение слова;
|
29 |
Действия предметов. Камень и львенок \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ.
|
- слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая? какое? какие? - слова, отвечающие на вопросы кто? что?;
|
30 |
Составление текста из предложений. Космос, ракета \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ. |
- слово; - предложение; -текст;
|
31 |
Русские народные сказки. Колобок \ Составление пересказа. ПГ. |
- слово; - предложение; -текст;
|
32 |
Русские народные сказки. Репка \ Составление пересказа. ПГ.
|
- слово; - предложение; -текст;
|
33 |
Составление текста. Лето \ Развитие мышления, устное сочинение. ПГ.
|
- слово; - предложение; -текст;
|
Ожидаемые результаты реализации программы
Образовательные результаты:
Ученик будет знать:
- различия устной и письменной речи;
- понятие слово, предложение, текст
- фонематический и словарно-языковой материал.
Ученик будет уметь:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Воспитательные результаты:
Ученик будет уметь:
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
Ученик получит возможность
- для формирования ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- для развития способности к самооценке, ориентации на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- для формирования эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
- для формирования установки на здоровый образ жизни;
- для формирования толерантности, как принятия существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Оценка результатов реализации программы
Подведение итогов работы учащихся по теме походит в форме диагностики.
- наблюдение за поведением и эмоционально – нравственным состоянием школьников, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в ролевых играх, а групповых занятиях.
- анализ письменных работ учащихся.
- изучение уровня детского коллектива, (методика А. Н Лутошкина «Какой у нас коллектив»)
- социометрия – характер взаимоотношений в детском коллективе.
Методическое обеспечение
Для занятий необходимы видео-, аудио-материалы, программное
обеспечение компьютера, дидактические материалы.
Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.
Литература для педагога
· 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.
· Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
· Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
· Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.
Сведения об авторе
Смирнова Надежда Владимировна
МОУ «СОШ №3»
учитель начальных классов
образование высшее
педагогический стаж 16 лет
I квалификационная категория
город Качканар, улица Свердлова, дом 26,квартира 158
домашний телефон 6-65-75.
Аннотация
Программа «Игралочка» рассчитана на учащихся 7 лет. Срок реализации программы один год: по одному часу в неделю (33 часа в год).
Программа направлена в поддержку обучения грамоте на создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.