Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)
Оценка 4.9

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир +1
3 кл—11 кл +1
26.11.2017
Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)
Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" знакомит учащихся начальной школы (третьего - четвёртого классов) с историей родного края - Новгородской земли, показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей , непохожесть животного мира, жилища и национальной одежды, знакомит с легендами, сказками и сказами Новгородчины.
программа Моя малая Родина.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Волок                                                                        «Утверждено»                                                                                                                     Директор  _________ Е. В. Степанова                                          Образовательная программа                                   дополнительного образования детей Моя малая Родина                                   возраст детей    ___6 – 9 лет                                   срок реализации   ____2 года  __  ___                                                                           составитель     Федорова                                                       Татьяна  Александровна                                                                       учитель начальных классов                                                                         высшей категории г. Боровичи Новгородской области __2012__год Пояснительная записка      «Краеведение учит людей любить не только свои родные  места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки». Д.С. Лихачёв        Одной из задач современной школы является привитие чувства  принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.        Знакомство с историей родного края показывает многообразие  национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и  несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви,  отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости,  неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем  позволяет дополнить и углубить знания детей, их представления о  действительности, с которой они непосредственно соприкасаются,  сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека,  истории и культуры, единства материального и духовного мира.         Только на основе национальной культуры, народных традиций и  потребностей общества конкретного региона возможен перевод  общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только  в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом  культуры.        Одна из задач национально­регионального компонента содержания  образования заключается в воспитании нравственной позиции российского  гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель  или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры,  понимающий и любящий свою “малую Родину”.       Содержание программы отражает комплексно­системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии  составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать  природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие  и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном  взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования  мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно­ обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и  рациональном уровне.                   Актуальность программы:    В   настоящее   время   остро   ощущается   необходимость   возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей   “малой   родины”,   восстановление   духовности   для   формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни   каждого   человека.   Частица   любимой   Отчизны,   дорогие   сердцу   места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.     Краеведение   –   важное   педагогическое   средство,   которое   способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.           Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати­поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего  к нему всем сердцем  и душой. Цель данной программы – формирование  целостного представления о  природном и социальном окружении родного края. Задачи:  Познавать учениками родной край в прошлом и настоящем;  1. 2.  формировать чувства гордости и уважения к истории и современности  3.  учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и  Новгородского края;  навыками самостоятельной работы с различными источниками  информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским  методом;   совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга  школьников на основе новых педагогических технологий;  развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и  школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;  воспитывать у детей желание к совместной деятельности; 4. 5. 6. 7.   приобщать   к   красоте,   воспитывать   желание   беречь   и   приумножать красивое вокруг себя.      Данная программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для работы  с обучающимися 1­3 классов в возрасте 6­9 лет. Занятия проводятся из расчёта 68 часов в год. Занятия проходят раз в неделю по 2 часа.   Численный состав:  1 год обучения – 15 чел.                                   2 год обучения – 12 чел. Педагогические условия реализации программы:         Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию  программы, являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;  • доброжелательный психологический климат на занятиях;  • личностно­деятельный подход к организации учебно­воспитательного  процесса;  • оптимальное сочетание форм деятельности;  • доступность.                 Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и  практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных  формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия,  беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы  с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются  практические работы, создание проектов, выступления, дискуссии.             Используются следующие педагогические технологии:   культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая,  личностно­ориентированная, интеграционная, информационно­компьютерная. На занятиях предусматривается использование ИК – технологии и  возможности сети Интернет. Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые  представляют собой инсценированные представления, выставки,  праздники  народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей  чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота  России. Ожидаемый результат: По окончании изучения курса обучающиеся должны: знать:   пространственное расположение Новгородской области и своего  населенного пункта;  основные географические  и природные объекты родного края;   представителей животного и растительного мира края.  символику своей области,  района; определять:   месторасположение  Новгородской области на карте России; уметь:   вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности; вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного  края. Учебно­тематический план 1 года обучения. № Название темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8. 9. Введение Географическое краеведение. Историческое краеведение. Народная культура. Православное краеведение. Природное краеведение Экологическое краеведение Литературное краеведение. Экскурсионно­ исследовательское направление. Итого: Количество часов Теория Практика Всего 1 2 7 6 1 4 2 3 1 27 1 2 7 10 3 4 2 7 5 41 2 4 14 16 4 8 4 10 6 68 Содержание программы 1 года обучения: Тема 1: Введение (2 ч) Теория: Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как  источник информации и другие источники. История изучения края.  Практическая работа: Просмотр презентации «Село мое родное» Тема 2: Географическое краеведение  (4 ч) Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. Домашний адрес. Практические работы: Творческие работы  ­ конкурс  рисунков «Моя малая Родина».  Оформление выставки. Тема 3: Историческое краеведение  (14 ч) Теория: Наше село. Историческое прошлое села. Традиции родного села.   Памятные места моего села. Мой любимый уголок села. Мои известные земляки. Практические работы: Творческие работы ­ конкурс рисунков, фотографий, посвящённых родному  краю. Оформление выставки.  Экскурсия – Достопримечательности родного села. Выполнение проекта ­  «Мое село».  Тема 4: Народная культура (16 ч) Теория: Жители Боровичского края. Особенности труда людей родного края,  профессии. Их обычаи, характерные особенности быта. В гости к старожилам.   Моя семья. Мои родители.  Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии.  Родословная моей семьи. Практические работы: Творческие работы ­ конкурс  рисунков «Моя семья».  Оформление выставки. Выполнение проекта ­  «Родословная моей семьи».  Защита проекта.   Тема 5: Православное краеведение  (4 ч)   Теория: Русский праздник  «Рождественская неделя» с песнями, играми и   гаданиями.    Практические работы:     Игры в Рождественскую неделю. Тема 6: Природное краеведение  (8 ч) Теория: Растительный и животный мир родного края. Знакомство с растениями и животными. Лекарственные и ядовитые растения. Сезонные изменения в природе. Охрана растительного и животного мира человеком.   Практические работы:  Экскурсия – в березовую рощу. Творческие работы  ­ конкурс  рисунков «Зеленая аптека».  Оформление выставки. Тема 7: Экологическое краеведение (4 ч) Теория: Что ты знаешь об экологии? Забота о зелёном друге. Охрана  животного мира родного края.  Красная книга Новгородской земли. Практическая работа:  Игра «Заповеди природы». Тема 8: Литературное краеведение  (10 ч) Теория: Поэты и писатели родного края. Знакомство с творчеством (В. Бианки ,  Е. Русакова, И. Коневского, М. Полевикова и др.).  Практические работы:  Творческие работы ­ чтение и заучивание стихов поэтов родного края. Литературная гостиная (встреча с поэтом). Экскурсия – в сельскую библиотеку. Тема 9: Экскурсионно­исследовательское направление (6 ч) Теория: Родное село ­ Волок. Город Боровичи. Практические работы:  Экскурсия в краеведческий музей г. Боровичи. Экскурсия в дендропарк. Исследовательская работа ­ «Улица, на которой я живу». Ожидаемые результаты  1­го года обучения Учащиеся должны  знать:  ­ общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае;  ­ основные сведения о своём селе, районе;  ­ основы исторического прошлого родного села, районного центра; ­ музеи города (села);   ­ 2­3 произведения поэтов родного края;  ­ что изучает наука экология;  ­ основные заповеди природы;  ­ зимние православные праздники. уметь:  ­ работать в группе; ­ пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями; ­ целенаправленно читать литературу по определённой теме; ­ различать историко­архитектурные объекты; ­ вести  себя в общественном месте, в природе. Учебно­тематический план 2 года обучения. № Название темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Географическое краеведение. Природное краеведение Экологическое краеведение Историческое краеведение. Народная культура. Православное краеведение. Литературное краеведение. Экскурсионно­ исследовательское направление. Итого: Количество часов Теория Практика Всего 2 4 2 8 4 2 4 2 2 4 4 6 8 6 6 4 28 40 4 8 6 14 12 8 10 6 68 Содержание программы 2 года обучения: Тема 1: Географическое краеведение  (4 ч) Теория: Наш край родной. Месторасположение  Новгородской области на карте. Формы поверхности нашего края. Водоемы. Символы края.  Что дает нам наш край родной. Практические работы: Творческие работы  ­ конкурс  рисунков «Этот сердцу милый край».  Оформление выставки. Тема 2: Природное краеведение  (8 ч) Теория: Растительный и животный мир Новгородского края.  Охрана растительного и животного мира человеком.  Практические работы:  Создание гербария ­  «Растения края».  Тема 3: Экологическое краеведение (6 ч) Теория: Что ты знаешь об экологии? Охрана растений и  животных родного края.  Красная книга Новгородской земли. Практическая работа:  Занимательные задачи о родном крае «Помоги  Почемучке!»  Выполнение проекта ­  «Красная книга моего края». Защита проекта. Тема 4: Историческое краеведение  (14 ч) Теория: Господин Великий Новгород. Новгородский кремль. Берестяные  грамоты. Историческое прошлое города. Традиции новгородцев.   Достопримечательности Великого Новгорода. Новгородцы –  герои  Великой  Отечественной войны. Прославленный полководец А. В. Суворов. Практические работы: Просмотр кинофильма об истории города Великий Новгород. Творческие работы ­ конкурс рисунков, фотографий, посвящённых  Новгородской земле.  Оформление выставки.  Экскурсия – Достопримечательности города. Выполнение проекта ­  «Новгородский кремль».  Тема 5: Народная культура (12ч) Теория: Жители Новгородского края. Наш край в прошлом и настоящем.  Новгородский фольклор. Народный костюм. Практические работы: Творческие работы –  Конкурс рисунков «Новгородский народный костюм». Оформление выставки.  Посещение  ТЮЗа. Тема 6: Православное краеведение  (8 ч)   Теория: Традиционные русские праздники.  Православные храмы и соборы.   Практические работы:  Подготовка фольклорного праздника «Деревенские посиделки».   Тема 7: Литературное краеведение  (10 ч)  Теория: Легенды и сказки земли Новгородской. Практические работы:  просмотр кинофильма «Садко» чтение «Новгородских сказок» Творческие работы – конкурс  рисунков «Новгородские сказки».  Оформление выставки. Тема 8: Экскурсионно­исследовательское направление (6 ч) Теория: Новгородская земля. Практические работы:  Экскурсия в музей с. Кончанское­Суворовское. Обзорная экскурсия по г. Боровичи. Исследовательская работа ­ «Моя малая Родина». Ожидаемые результаты  2­го года обучения Учащиеся должны  знать: ­ государственную символику Новгородского края; ­ военное прошлое родного города; ­ названия основных городов родного края (областной, районный центры), ­  историю их названия; ­ музеи края; ­ особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные; названия растений, животных, характерных для своей местности; ­ сказки и предания Новгородской земли. уметь: ­ работать в группе; ­ пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями; ­ уметь работать над проектом; ­ различать историко­архитектурные объекты в городе; ­ правильно вести  себя в общественном месте, ­ различать наиболее распространённые в Новгородском крае виды растений и виды животных;       ­ охранять растения и животных. Методическое обеспечение программы. Методические рекомендации    Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия, экскурсии. В ходе  занятий ребята выполняют исследовательские работы, готовят рефераты,  выступления, принимают участия в дискуссиях.      Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии,  работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с  интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих  объектов.      На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно­ исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её  обработки. Дидактические средства могут быть представлены в виде  презентаций, докладов, рисунков, сообщений  для усвоения детьми. Важным условием является придание обучению проблемного характера.  Каждый последующий этап должен включать в себя какие­то новые, более  сложные задания, требующие осмысления.      Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование  деятельности, консультирование, защита своего исследования.     Главным методическим принципом организации творческой практики детей  выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их  логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является  разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть  предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых  навыков.     Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса  может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время  конференций, круглых столов, дискуссий.     Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры –  современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему  образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях краеведческого кружка  необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной  дискуссии.      При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков  целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все  режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.     Кроме того, эффективности организации курса способствует использование  различных форм проведения занятий: ­ беседы; ­ интеллектуальные  игры; ­библиотечные уроки; ­ дискуссии; ­ творческие работы; ­ исследования; ­ экскурсии; ­ путешествия; ­ викторины;  ­ встречи  с интересными людьми; ­ конкурсы; ­ праздники; ­ выставки; Материально­ техническое обеспечение. Оборудование для занятий в кабинете: компьютер с возможностью выхода в Интернет, проектор, экран, телевизор с  DVD­приставкой. Учебно­методическое обеспечение:  карта Новгородской области, рисунки, фотографии, схемы – конспекты,  наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.  Для учебных и практических занятий ­ тетрадь или блокнот для записей.        Список литературы Рекомендуемая литература для обучающихся: 1. «Новгородские сказки», изд: Земля Новгородская, 1993 год 2. О. Орлов «Полководец», изд: Санкт­Петербург, 1995 3. В. Бианки «Лесная газета», изд: Летгиз, 1958 4. В. Бианки «У кого дом лучше всех», изд: Ленинград «Художник РСФСР»,  1988 5. В. Бианки «Чьи это ноги», изд: Малыш, 1974 6. В. Бианки «Мышонок Пик», изд: Детская литература, 1989 7. «Садко»,  изд: «Наташа», 1996 8. Е. Русаков «Солнце взошло», изд: Детская литература, 1987 9. Е. Русаков «Мельница­метелица», изд: Детская литература, 1973 10.Е. Русаков «"Живу я в маленькой деревне"», изд: Лениздат, 1979 11.Е. Русаков «"Заозерье"», изд: Детская литература, 1982 12. П. Лопырёв «Вниз по Ловати», изд: Детская литература,1977 г 13.М.Дьячкова "Боровичи. История края в изложении для детей", 2012 Рекомендуемая литература для учителей: 1. М. Ефетов «Земля Новгородская», изд: Детская литература. Москва, 1983 2. 3. П.Г. Гайдуков, Т.М. Казармщикова «Новгород и Новгородская земля»,   Азбелев С.Н. «Устная история», изд: СПб: Дмитрий Буланин, 2007 Новгород, 1997 г.  «У древних стен, у Ильмень­озера», изд: Современник, 1980 4. 5. Л. М. Фрумкин «Боровичи», илд: Лениздат, 1984 6. А. П. Полевиков «Боровичский край», изд: Санкт­Петербург, 2002 7. Л. А. Рождественская «Новгородский Кремль», изд: Лениздат, 1980 8. В. Н. Серова «География Новгородской области», изд: Лениздат, 1988 9. Б. Р. Вересов «Деревянное кружево Боровичей», изд: СПб, 2005 10.«Акафист святому праведному Иакову Боровичскому», изд: Лето, 2002 11.В. П. Малышева «Кончанское –Суворовское», изд:Лениздат, 1990 12.М. Н. Петрова «Наша Новгородская земля», изд: Лениздат, 1985 13.Е. М. Краснопевцев «Несколько страниц из прошлого Новгороской  губернии», изд: Новгород, 1994 14.В. П. Малышева «Музей­заповедник А. В. Суворова», изд:Лениздат, 1984 15.Л. Р. Фрумкин «Эти сердцу милые края…», изд: Лениздат, 1987 16.А. Аносов «Есть такой город – Боровичи», изд: Боровичи,1995 17.В. Н. Серова «Цвети, наш край!», изд: Лениздат, 1987 18.В. Л. Янин «Я послал тебе Бересту, изд: МГУ, 1965 19.В. П. Герасимов «Животный мир нашей Родины», изд: М. Просвещение,  1985 20.В. В. Петров «Растительный мир нашей Родины»,изд: М. Просвещение,  1991 интернет­ресурсы 1. http://forum.relicvia.ru/ptopic2295.html 2. http://video.mail.ru/mail/vasilich­box47/6344/13213.html 3. http://video.mail.ru/mail/sophia­v/584/595.html?liked=1 4. http://video.yandex.ru/users/hram­preobrazhenie­pirogovo/view/72/# 5. http://rt.com/programs/documentary/russia­novgorod­medieval­century/ 6. http://www.protown.ru/russia/obl/history/history_414.html 7. http://www.novgorod.ru/read/information/history/ 8. http://faunazoo.ru/zhivotnye­novgorodskoj­oblasti 9. http://novgorod.forest.ru/rast/ КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Моя малая Родина» месяц №  п/ п сентябрь 1. (первый год обучения) Теоретические  занятия часы Практические  занятия 1 Введение (2 ч) Просмотр  презентации  «Село мое  родное» Что изучает  краеведение.  Источники  краеведческих  знаний: карта  как источник  информации и  другие  источники.  История  изучения края.  часы Средств а  обучени я Воспитательна я работа 1 Игра­  путешест вие воспитывать в  детях любовь к  природе,  к   Родине Географическое краеведение  (4 ч) 2. Наш край  родной.  3. Месторасполож ение на карте.  Домашний  адрес. 1 1 конкурс   рисунков «Моя  малая Родина».  Оформление  выставки. 1 1 Историческое краеведение  (14 ч) 4. 5. 6. Наше село.  Историческое  прошлое села. Традиции  родного села.   Памятные места моего села. 7. Мой любимый  уголок села. 8. Мои известные  земляки. 1 1 1 1 1 Творческие  работы ­ конкурс фотографий,  посвящённых  родному краю. Творческие  работы ­ конкурс рисунков,  посвящённых  родному краю. конкурс  фотографий,  посвящённых  родному краю. конкурс  рисунков. Оформление  выставки.  1 1 1 1 1 Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Воспитание  бережного  отношения к  природе  родного края воспитание потребности  свою устную  речь, делать её более  точной,  правильной,  богатой.  воспитание  стремле­ ния к  творческой деятельности, Воспитание  взаимоуваже­ ния работы в  коллективе 9. 10.  Проект «Мое  село» 1 Экскурсия –  Достопримеча­ тельности  родного села. Выполнение  проекта ­  «Мое  село».  Народная культура (16 ч) конкурс   рисунков  «Жители края». 2 1 1 Экскур­ сия проект (паре, группе,  команде) Игра­  путешест вие 1 1 2 1 2 1 1 11. Жители  Боровичского  края.  Особенности  труда людей  родного края,  профессии. 12. Их обычаи,  характерные  особенности  быта. 13. В гости к  старожилам. 14. Моя семья. Мои  родители.   Мои бабушка и  дедушка. 15. Корни своей  фамилии. 16. Родословная  моей семьи. 17. Проект  «Родословная  моей семьи». 18. праздник  «Рож­ дественская  неделя» с  песнями, играми и  гаданиями. 20. Изделие:  аппликация  «Русская изба». 1 игра Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие проект Защита  проекта Творческие  работы ­ конкурс рисунков «Моя  семья».  Оформление  выставки. Выполнение  проекта ­   «Родословная  моей семьи».  Защита проекта  «Родословная  моей семьи». 1 1 1 2 1 Игра­  путешест вие Игры в  Рождественскую  неделю. 2 игра  Православное краеведение  (4 ч) 19. Русский  1 игры Природное краеведение  (8 ч) 1 1 21. Растительный и  животный мир  родного края. 1 1 22. Лекарственные и  ядовитые  растения. 23. Сезонные  изменения в  природе. Охрана  растительного и  животного мира  человеком. 24. Знакомство с  растениями и  животными. Творческие  работы ­ конкурс  рисунков «Зеленая  аптека» Оформление  выставки. Экскурсия – в  березовую рощу. 1 1 2 Экологическое краеведение (4 ч) Игра «Заповеди  природы» Игра «Заповеди  природы» 1 1 25. Что ты знаешь  об экологии? Забота о  зеленом друге. 26. Охрана  1 1 животного мира  родного мира. Красная книга  Новгородской  области Литературное краеведение  (10 ч) 27. 1 1 28. Поэты и  писатели  родного края.  Знакомство с  творчеством В.  Бианки  29. Поэты и  писатели  родного края.  Знакомство с  творчеством    Е. Русакова,             И. Коневского).  2 1 1 Экскурсия – в  сельскую  библиотеку Творческие  работы – чтение  рассказов В.  Бианки Творческие  работы – чтение  и заучивание  стихов поэтов  родного края. Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие Экскур­ сия викторин а Игра­  путешест вие Экскур­ сия Игра­  путешест вие Игра­  путешест вие 30. Поэты и  писатели  родного края.  Знакомство с  творчеством        М. Полевикова и др.  31. 1 Конкурс стихов  поэтов родного  края. Литературная  гостиная (встреча с поэтом) 1 2 Игра­  путешест вие Встреча  с инте­ ресными  людьми Экскурсионно­исследовательское направление (6 ч) 32. Родное село –  Волок. 33. Город Боровичи 34. Исследовательс кая работа –  «Улица на  которой я живу» 1 1 1 Конкурс  рисунков «Родное село» Экскурсия в  краеведческий  музей г. Боровичи Выполнение  исследовательс­  кой работы –  «Улица на  которой я живу» 1 1 1 Игра­  путешест вие Экскур­ сия Исследо­ вательс­ кая  работа Итого: 30 ч. 38 ч.

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)

Программа дополнительного образования "Моя малая Родина" (3-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017