Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
ОБЗР +1
Детсад
14.02.2018
Программа предназначена для организации кружковой работы или организации вариативного компонента в детском дошкольном учреждении. программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю 36 часов в год. К программе разработаны технологические карты к каждому занятию на весь учебный год
Программа ПДД.doc
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № _____
«____» _____________
П Р О Г Р А М МА
«Правила дорожные
знать нам всем
положено!»
(старшая группа) Пояснительная записка
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность…
Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же
проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка
интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чемлибо новым,
необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что
дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии
правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость,
переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не
выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро
меняющейся дорожной обстановке. Таким образом, у детей дошкольного возраста
отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая
свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать чтото новое часто ставит
ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Обеспечение безопасности
детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожнотранспортного травматизма
является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения
задач. Знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения,
усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение
потребностью человека.
Программа «Правила дорожные знать нам всем положено» это курс обучения
правилам дорожного движения, рассчитанный на детей дошкольного возраста. Вся
информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём
говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или
как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о
специальных машинах экстренной помощи и многоемногое другое. Программа
предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную
работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также
активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное
решение вопросов, динамично развивающийся положительный характер детско
родительских отношений в ходе реализации программы способны создать условия для
привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице, тесно связано с развитием у
детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного
пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность,
ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств, становится
причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному
поведению на улице осуществляются в системе. Знания, сообщаемые детям, постепенно
усложняются, уточняются и дополняются. Комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с
дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа
подростков должны дать положительный результат.
Цель программы
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице,
профилактика дорожнотранспортного травматизма.
Задачи
1. Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного
поведения на улице.
2. Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного
движения, правил для пассажиров.
3. Закрепление знаний о работе светофора.
4. Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
Принципы обучения
Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка,
учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке
полноценного партнера.
Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного
движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с
использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской
деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
частного к общему.
игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.
Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной
Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему
Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от
Ожидаемые результаты.
Ребенок знает правила дорожного движения:
переходит улицу только на зеленый сигнал светофора;
не играет на дороге или около проезжей части;
переходит улицу только по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;
при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и
водителей.
Ребенок умеет:
с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на
различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности
улице;
человека; называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию,
отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на
в которой применяется данный знак;
улице.
Ребенок имеет представление:
о работе водителя;
о том, как водители заботятся об автомобиле;
об автозаправочной станции, станции техобслуживания, автостоянке.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, срок реализации 1 год, нагрузка в
неделю 1 час, за год 36 часов.
Перспективнотематический план работы
Месяц
Тема
месяца
№ Название занятия
Цели.
Сентябрь Пешеход
1
Посвящение в
пешеходы!
2
«Школа пешеходных
наук»
3
«Наша улица»
4
«Вечер загадок»
Закрепить у детей знания правил
дорожного движения;
формировать
представления школьников о безопасности
дорожного движения при передвижении по
улицам и дорогам; воспитывать навыки
выполнения основных правил поведения
учащихся на улице.
Продолжать обучать детей правилам
безопасного дорожного движения;
познакомить с назначением дорожных
знаков.
Расширять словарный запас;
развивать связную речь; формировать
наблюдательность; развивать воображение,
память и мышление у детей. Воспитывать
уважительное отношение к ПДД;
воспитывать
культуру безопасного
поведения.
Познакомить с улицей. Активизировать
мышления детей посредством: развития
способности к определению задач на
основе поставленной проблемы, развития у
детей
созданию
задуманного продукта, совершенствования
уровня накопленных практических
навыков
(создание макета улицы,
дополнение
деталями).
Активизировать речь детей, через развитие
умения организовывать свои действия и
действия
Воспитывать
самостоятельность
умение
взаимодействовать со сверстниками.
Закрепить знания детей о правилах
дорожного движения; вызвать у детей
положительную эмоциональную реакцию.
Воспитывать коллективизм.
способности к
других.
и
его Октябрь
Транспорт
5
«Какой бывает
транспорт?»
Раскрыть значение транспорта в жизни
людей; формировать представление детей
о разных видах транспорта; познакомить с
правилами поведения в общественном
транспорте. Развивать у детей логическое и
ассоциативное мышление,
внимание,
память, смекалку и речевую активность;
умение по описанию (загадке) узнавать вид
транспорта; развивать мелкую моторику
рук. Воспитывать культуру поведения
в общественном транспорте.
6
7
8
«Специальный
транспорт»
«Сельскохозяйственная
техника»
«Железнодорожный
транспорт»
Ноябрь
Пассажиры
9
«В городском
транспорте»
10
Сюжетно – ролевая
игра
«Мы пассажиры»
11
«Знакомство с
автобусной
его
детей с
Учить
скорая помощь,
видами
Познакомить
специализированных машин (пожарная
машина,
полиция).
Формировать у детей представление о том,
что спецтранспорт помогает людям в
чрезвычайных ситуациях. Закрепить знания
детей о видах транспорта (грузовой и
пассажирский),
назначении.
Воспитывать желание соблюдать ПДД.
Познакомить с сельскохозяйственной
техникой и ее назначением, с профессиями
людей, работающих на это технике.
Развивать у детей память, внимание,
монологическую речь.
Воспитывать
уважение к труду.
Знакомство детей с поездами и
с
правилами поведения и безопасности на
железной дороге.
детей
внимательно слушать рассказ воспитателя;
развивать монологическую речь с
помощью стихотворений.
Закрепить
знания детей о правилах поведения на
железной дороге. Воспитывать у детей
доброжелательное отношение друг к
другу.
Познакомить со следующими понятиями:
«общественный транспорт», «автобус»,
«трамвай», «троллейбус». Сформировать
следующие умения: правильно обходить
общественный городской транспорт,
правильно вести себя в автобусе,
троллейбусе
трамвае.
Содействовать воспитанию нравственных
качеств, соблюдению ПДД.
Закрепить правила поведения в
общественном транспорте. Активировать
словарь словами: «кассир», «пассажир», «
пешеход».
Воспитывать уважение к
окружающим, к труду взрослых.
Познакомить детей со знаком «Место
остановки автобуса», закрепить знания
и остановкой»
12
«Правила и
обязанности
пассажиров при
поездке в автомобиле и
на мотоцикле»
Декабрь
Светофоры
13
«Школа светофорных
наук»
14
«Путешествие Колобка
по улице»
15 Сюжетноролевая игра
«Светофор»
16
«Веселая эстафета от
Грамотного
Светофора»
Январь
Дорожные
17 «Дорожные знаки»
знаки
детей об остановке и правилах поведения
на остановке. Воспитывать
чувство
самосохранения и безопасности.
Знакомство детей с правилами и
обязанностями пассажиров при поездке в
автомобиле и на мотоцикле. Развивать
кругозор детей и логическое мышление,
память, речь и другие психические
Воспитывать у учащихся
процессы.
дисциплинированность,
вежливость,
уважительное отношение к водителю.
Закрепить знания детей о светофоре, о его
сигналах; систематизировать знания детей
о дорожных знаках, об их значении;
развивать наблюдательность, зрительную
память; воспитывать ответственность за
свое здоровье.
Закрепить знания об опасностях, которые
ждут детей на улице; закрепить знания
детей о сигналах светофора; закрепить
умение детей применять полученные
знания о ПДД
в играх. Развивать
внимательность, наблюдательность при
выполнении задания. Воспитывать у детей
уважительное отношение к ПДД
и
желание следовать им.
Расширить знания о правилах дорожного
движения; о поведении водителя и
пешехода в условиях улицы. Закрепить
представления детей о назначении
светофора, о работе полицейского. Учить
различать
дорожные
знаки (предупреждающие, запрещающие,
разрешающие)
предназначенные для
водителя и пешехода.
Воспитывать
культуру
целью
предупреждения детского дорожно
транспортного травматизма
Создание условий, в которых дети могут
проявить накопленный двигательный опыт
в играх по правилам дорожного движения.
Побуждение детей к активному участию в
соревновательных
упражнениях,
максимальному проявлению каждым
ребенком своих возможностей. Воспитание
чувство коллективизма.
детей
о
Закрепить
знания
запрещающих,
предупреждающих,
предписывающих,
информационно
указательных дорожных знаках и знаках
сервиса. Развивать внимание, логическое
мышление, творческое воображение детей.
поведения
с 18 «Приключения
дорожных знаков»
19
Рисование
«Дорожные знаки»
20
«В гости к бабушке
загадушке»
Февраль
Перекрёсто
21
к
Экскурсия
«Перекрёсток»
22
«Знакомство с
регулировщиком»
23
«Виды перекрестков»
24
«Профессия –
инспектор дорожного
движения»
знания
Развивать устойчивые навыки безопасного
поведения на улице. Воспитывать в детях
чувство ответственности, довести до
сознания детей, к чему может привести
нарушение правил дорожного движения.
Закрепить знания детей о дорожных
знаках. Развивать мышление, воспитывать
желание совершать добрые поступки.
детей
о
Закрепить
запрещающих,
предупреждающих,
предписывающих,
информационно
указательных дорожных знаках и знаках
сервиса. Упражнять в умении схематично
изображать дорожные знаки, используя
разные изобразительные материалы
(краски, цветные карандаши, фломастеры,
гелиевые ручки). Воспитывать навыки
ориентировки в пространстве, навыки
осознанного использования знания ПДД в
повседневной жизни.
Учить детей отгадывать загадки, опираясь
на изображение,
развивать речь,
воспитывать понимание важности и
нужности дорожных знаков.
Познакомить с перекрестком и правилами
поведения на этом участке дороги.
Расширить знания об улице. Воспитывать
навыки осознанного поведения на улице.
детей с понятием
Познакомить
«регулировщик»,
дать характеристику
действиям регулировщика, учить понимать
действия регулировщика,
воспитывать
чувство ответственности за свою жизнь и
здоровье.
Сформировать у детей представление о
перекрестке,
безопасному
поведению на перекрестке. Воспитывать
уважительное отношение к ПДД.
Дать детям представление о работе
инспектора дорожного движения.
Закреплять знания детей о правилах
поведения на дороге.
Формировать
связную речь, устанавливая причинно
следственные
используя
доказательную речь, упражнять в подборе
прилагательных. Воспитывать уважение к
профессии инспектора
дорожного
движения.
научить
связи,
Март
Я и
велосипед
25
«История велосипеда» Познакомить с историей велосипеда.
Формировать понимание о безопасности
велосипедиста. Воспитывать уважение к
пешеходам. Апрель
Правила
движения
достойны
уважения!
26
«Правила для
велосипедиста»
27
«Дорожные знаки для
велосипедиста»
28
«Эстафета на
средствах детского
передвижения: ролики,
самокаты, велосипеды»
29
«Знакомство с
фликерами»
30 «Какие опасности ждут
нас на улице?»
31
«Про трех друзей и их
приключения на
дороге»
32
«Компьюшкин
кроссворд по ПДД»
Май
Итожим то,
что знаем!
33 Сюжетноролевая игра
«Водители. Гараж.
Дорожная полиция»
знаком
улицах
Познакомить с ПДД для велосипедиста,
формировать желание соблюдать ПДД,
воспитывать ответственность за свою
жизнь и здоровье.
Познакомить детей с разрешающим
дорожным
«Велосипедная
дорожка» и с запрещающим дорожным
знаком «Движение на велосипедах
запрещено». Развивать память, мышление,
воображение, обогащать словарный запас.
Воспитывать дружелюбие,
культуру
безопасного поведения на дороге.
Учить детей соблюдать правила,
формировать бережное отношение к
своему здоровью, развивать ловкость,
скорость, воспитывать желание быть
активным.
Расширить знания детей о правилах
дорожного движения и безопасного
поведения на
городах.
Познакомить детей светоотражателями.
Совершенствовать у детей в играх –
дружеские взаимоотношения, развивать
логическое мышление, внимание и память.
Воспитывать чувство коллективизма,
умение радоваться своему успеху и успеху
товарищей.
Учить правильному поведению во время
ЧП. Формировать сознание к безопасному
поведению на дороге,
во дворе.
Воспитывать чувство взаимопомощи.
Повторить правила поведения на улице.
Правила дорожного движения. Развивать
внимательность, наблюдательность при
Воспитывать
выполнении
культуру
с
целью
предупреждения детского дорожно
транспортного травматизма.
представления
Формировать
безопасности дорожного движения.
В
основные понятия дорожного движения;
Воспитывать уважительное отношение ко
всем участникам дорожного движения.
Учить детей предварительно планировать
этапы предстоящей игры, уметь находить
нужные для данной игры предметы,
использовать разнообразные предметы
заменители.
Воспитывать интерес и
уважение к труду транспортников,
работников автоинспекции, закреплять
представление об их значении для жизни
города,
и
занимательной форме повторить
задания.
поведения
труда
условиях
о формировать
взаимоотношениях «инспекторводитель»,
«инспекторпешеход», закреплять знание
правил дорожного движения.
Создавать условия и поощрять социальное
творчество,
умение
распределяться на подгруппы в
соответствии с игровым сюжетом и по
окончании заданного игрового действия
снова объединяться в единый коллектив.
Расширять представления детей о
гуманной направленности работы службы
спасения, её необходимости, мобильности
в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь
детей.
Определить знания детей о ПДД и знаках
ДД. Развивать умение ориентироваться в
нарушениях ПДД; формировать умения
использовать полученные знания в жизни.
Воспитывать культуру поведения на
дорогах и в транспорте.
34 Сюжетноролевая игра
«Служба спасения»
35
«Экзамен на получение
прав пешехода и
будущего водителя»
36
Праздник! Технологическая карта №1
Білім саласы: ( образовательная область): «Познание», «Коммуникация», «Творчество».
Бөлік ( раздел): вариативная программа по ОБЖ
Тақырып ( тема): «Посвящение в пешеходы».
Мақсат ( цель): Закрепить у детей знания правил дорожного движения; формировать
представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по
улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся
на улице.
Материалдар мен құралжабдықтар (материалы и оборудование): разрезанный
светофор (4), бумага, клей, иллюстрации к сказкам, мяч, аудио любой подходящей песни.
Екі тілдік компонент (билингвальный компонент): светофор бағдаршам standing.
Балалардың
Ісәрекет
ісәрекеті
бөлімдері
Этапы
Действия детей
деятельности
Ынталандыру,
сезімді ояту.
Мотивационно
побудительный
Ізденістер,
ұйымдастыру.
Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы
стать настоящими пешеходами, которые знают и
соблюдают ПДД.
Тәрбиешінің ісәрекеті
Действия воспитателя
Отправляются в
путешествие.
Эмоционально
реагируют.
Отвечают на
вопросы: да или
нет.
Организационно
Поисковый
Для того, чтобы стать настоящими пешеходами,
вы должны выполнить сложнейшие задания от
мистера «Светофорика». Готовы? Ну, тогда
начнем! Игра на внимательность!
Игра «Данет»
Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете "да" или
"нет".
Что хотите говорите, красный свет проезда
нет? "да"
Что хотите говорите, но если очень вы
спешите, то перед транспортом бежите? "нет"
Что хотите говорите, мы всегда идем вперед
только там, где переход? "да"
Что хотите говорите, мы бежим вперед так
скоро, что не видим светофора? "нет"
А сейчас мы узнаем, знаете ли вы сказки? Ведь знание сказок, показывает на вашу грамотность
желание много знать, а знания очень нужны
пешеходу!
Игра «Викторина»
1. на чем Емеля ехал к царю во дворец? (на
печке)
2. любимый вид транспорта кота Леопольда?
(двухколесный велосипед)
3. во что превратила добрая фея тыкву для
Золушки? (карета)
4. какой подарок сделали родители дяди Федора
почтальону Печкину? (велосипед)
5. на чем летал старик Хоттабыч? (на ковре)
6. личный транспорт БабыЯги? (ступа, метла)
Молодцы! А сейчас я узнаю, знаете ли вы
правила поведения на дороге и в транспорте?
Ребята должны повторять эти слова, там
где правильный ответ.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
кто из вас в трамвае тесном, уступил бабуле
место?
кто кричит, толкается и на всех ругается?
знает кто, что красный свет – это значит хода
нет?
кто летит вперед так скоро, что не видит
светофора?
кто из вас идет вперед только там, где
переход?
кто из вас идет вперед
Только там где переход?
Знает кто, что свет зеленый означает, путь
открыт.
А что желтый свет всегда о вниманье говорит?
Следующее задание называется
«Собери светофор».
Дети делятся на две команды. Собирают
светофор и приклеивают его, делая аппликацию
на бумаге.
Проводится игра «Ответь правильно», дети
становятся по кругу, воспитатель в центре с
мячом, кому из детей воспитатель бросает
мяч, тот отвечает.)
Вопросы:
Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)
Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты
(пассажир)
Голос автомобиля (сигнал)
А машины летают?
У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный,
желтый, зеленый)
А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на
автостоянке)
Отвечают на
вопросы
викторины.
Проявляют
внимательность.
Собирают
разрезанную
картинку и
выполняют
коллективную
аппликацию.
Кто ловит мяч,
тот отвечает на
вопрос. Қорытындылау
Өзінөзі бағалу
Рефлексивно
коррегирующий
Как называется то место, где люди ожидают
автобус (остановка)
Как называется место, которое включает в себя
дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки
(улица)
Светофорик: Какие вы молодцы, ребята! Вы
хорошо знаете правила дорожного движения!
Теперь я за вас спокоен. Я знаю точно, что с
вами ничего не случится. До свидания.
Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам
запомнилось больше всего? Какие задания
показались вам трудными? (краткий опрос по
занятию)
Достаточно ли ваших знаний, для того, чтобы
стать пешеходами? Достаточно, но есть
пословица «всю жизнь живи – всю жизнь учись!»
Как вы можете ее объяснить?
Подводит к выводу, что ПДД изучать нужно
всегда!
Прощаются с
мистером
Светофориком,
беседуют с
воспитателем.
Күтілу нәтижесі:
Жаңғыртады (воспроизводит): правильное и не правильное поведение на дорогах и
транспорте.
Түсінеді (понимает): как собирать картинку, выполнить аппликацию.
Қолданады (применяет): знания по ПДД, в ответах на вопросы, могут объяснить смысл
пословицы. Технологическая карта №2
Білім саласы: ( образовательная область): «Познание», «Коммуникация».
Бөлік ( раздел): вариативная программа по ПДД
Тақырып ( тема): «Школа пешеходных наук».
Мақсат ( цель): Продолжать обучать детей правилам безопасного дорожного движения;
познакомить с назначением дорожных знаков.
Расширять словарный запас;
развивать связную речь; формировать наблюдательность; развивать воображение, память и
мышление у детей. Воспитывать уважительное отношение к ПДД; воспитывать культуру
безопасного поведения.
Материалдар мен құралжабдықтар (материалы и оборудование):
«Незнайка», картинки: дорожные знаки, светофор.
Екі тілдік компонент (билингвальный компонент): дорогажол Road.
Ісәрекет
бөлімдері
Этапы
деятельности
Ынталандыру,
сезімді ояту.
Мотивационно
побудительный
Эмоционально
реагируют,
проявляют
желание помочь.
Ребята, сегодня в гости к нам пришёл Незнайка.
Ему нужна ваша помощь.
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся и пропал,
Не знал законов я дороги,
Чуть под машину не попал.
Тәрбиешінің ісәрекеті
Действия воспитателя
игрушка
Балалардың
ісәрекеті
Действия детей Ізденістер,
ұйымдастыру.
Организационно
Поисковый
Кругом автобусы, трамваи,
Кругом машины на пути.
Кругом автобусы, трамваи,
Кругом машины на пути.
Ребята, вы мне помогите, и,
И если можно расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под машину угодить!
Ну что, поможем Незнайке? Вы знаете правила
дорожного движения. Используйте свои знания,
договаривая стихи.
1.Бурлит в движении мостовая
Бегут авто, спешат трамваи;
Все будьте правилу верны
Держитесь с стороны (правой).
2.Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая для (транспорта),
Для тебя • (тротуар).
3. Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе (переход).
4. Дорога не тропинка,
Дорога не канава.
Сначала смотри (налево),
Потом смотри (направо).
5. Игры на проезжей части
могут привести к несчастью,
Скажет каждый постовой:
"Не играй на ... (мостовой)".
Послушайте рассказ И. Серякова «Твой друг
тротуар». (приложение 1)
Беседа по прочитанному:
- Для чего люди разделили улицу на проезжую
часть и тротуар?
Расскажите, как нужно переходить дорогу?
Что такое тротуар?
Физминутка:
Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело, мы идём вперёд,
Где пешеходный переход.
Когда дорогу перешли,
Можно попрыгать: раз, два, три.
Знакомство со знаками:
Сейчас мы с вами познакомимся с новыми
дорожными знаками: «Пешеходный переход»;
«Надземный пешеходный переход»;
«Подземный пешеходный переход».
Переход через улицу или дорогу обозначен
линиями разметки на проезжей части и
дорожными знаками.
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.
Договаривают
стихи.
Слушают рассказ.
Ведут беседу.
Выполняют
физминутку,
движения
согласно тексту.
Знакомятся со
знаками. На дорогах, где большое движение транспорта,
пешеходные переходы делают над дорогой. В
крупных городах на улицах, где большое
движение, пешеходные переходы делают под
землей. Места этих переходов указывают
дорожными знаками. Это информационно
указательные знаки.
Как вы думаете, почему их так называют?
(ответы детей)
Информационноуказательные знаки, как
правило, выполняются в виде прямоугольника с
голубым фоном. Они сообщают об особенностях
дорожной обстановки или о расположении на
пути следования обозначенных на этих знаках
объектов.
Қорытындылау
Өзінөзі бағалу
Рефлексивно
коррегирующий
На этом наше занятие заканчивается. Ребята,
прежде чем попрощаться с Незнайкой, давайте
напомним ему, где надо переходить дорогу.
Рисунки с различными переходами через дорогу
(светофор, пешеходный переход, подземный
переход, надземный переход).
Незнайка: Спасибо, дорогие дети. Теперь я буду
знать, где и как нужно переходить дорогу. До
свиданье!
Напоминают, как
нужно переходить
дорогу, знаки. (по
картинкам)
Күтілу нәтижесі:
Жаңғыртады (воспроизводит): Ребенок имеет представление о проезжей части дороги и
тротуара.
Түсінеді (понимает): Понимает назначение дорожных знаков.
Қолданады (применяет): Принимает активное участие в беседе, игре.
Приложение 1.
И. Серякова «Твой друг тротуар».
Это случилось в старой Москве многомного лет назад. Был летний вечер. По Тверской
улице, поднимая тучи пыли, мчались вперегонки две тройки. Бубенцы заливались на всю
улицу. Развалившиеся на сиденьях купчики колотили кучеров кулаками в спины и кричали:
Гони, на чай получишь!
Рослые ямщики, привстав на облучке, нещадно хлестали лошадей. Тройки бешено мчались
к перекрёстку, где толпились люди. Кучера махали кнутами и орали во всё горло:
Берегись!
Но уберечься удалось не всем. Улица огласилась воплями сбитых с ног, насмерть
перепуганных людей. Когда взмыленные лошади остановились, разъярённая толпа начала
колотить, чем попало и пассажиров и кучеров. На мостовой остались пострадавшие. «Как
избежать несчастных случаев?» гадали хозяева города.
Надо поделить улицу между конными экипажами и пешеходами, предлагали разумные
люди. Тогда и решено было мостовую отдать в безраздельное владение повозкам, экипажам, а тротуар пешеходам. Французское слово «тротуар» так и переводится
дорога для пешеходов. Тротуар сделан немного выше, чем мостовая. Это для того, чтобы
на него даже нечаянно не мог попасть автомобиль.
В тех местах, где особенно людно, тротуар отделяют от мостовой металлической оградой,
чтобы пешеход случайно не зашёл на мостовую. Там же, где почемуто не сделали
тротуара, для пешеходов вдоль домов отводят полоску улицы, которую ограничивают
белыми линиями. Все пешеходы знают, что тротуар сделан специально для НИХ, что там
ходить совершенно безопасно. Знать это обязаны все.
Технологическая карта №3
Білім саласы: ( образовательная область): «Познание», «Коммуникация», «Творчество».
Бөлік ( раздел): вариативная программа по ПДД
Тақырып ( тема): «Наша улица».
Мақсат ( цель): Познакомить с улицей. Активизировать мышления детей посредством:
развития способности к определению задач на основе поставленной проблемы, развития у
детей способности к созданию задуманного продукта, совершенствования уровня
накопленных практических навыков (создание макета улицы, дополнение его деталями).
Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и
действия других. Воспитывать самостоятельность и умение взаимодействовать со
сверстниками.
Материалдар мен құралжабдықтар (материалы и оборудование): картинки или
фотографии знакомой для детей улицы, краски, кисти, бумага А4, фломастеры, салфетки.
Екі тілдік компонент (билингвальный компонент): улицаOutdoorкөше.
Ісәрекет
Тәрбиешінің ісәрекеті
Балалардың бөлімдері
Этапы
деятельности
Ынталандыру,
сезімді ояту.
Мотивационно
побудительный
Ізденістер,
ұйымдастыру.
Организационно
Поисковый
Действия воспитателя
Эй! Ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Какое у вас настроение стало?
Ребята, у меня сейчас тоже очень
хорошее настроение и я хочу
поделиться им с вами.
Я знаю, что вы любите играть, и сейчас я
хочу поиграть с вами в игру.
Проводится игра «Встаньте, те
кто…».
Дети садятся на стульчики,
расположенные по кругу, слушают и
выполняют задание воспитателя:
Встаньте те, кто любит играть в
машинки?
Встаньте те, кто приходит в детский сад
пешком?
Встаньте те, кто приезжает в детский
сад на автобусе?
Встаньте те, кого привозят в детский сад
на машине?
Встаньте те, кого сегодня привела мама?
Встаньте те, кого сегодня привел папа?
Встаньте те, кто приходит в детский сад
один, без взрослых?
Посмотрите, ребята, сейчас вы все
сидите, это значит, что все вы приходите
в детский сад вместе с взрослыми, с
мамой или папой, с бабушкой или
дедушкой. Как вы думаете, почему?
Правильно, мы с вами знаем, что улица –
это место, где надо быть очень
внимательными, чтобы не случилось
беды.
Вспомните, как называются правила,
которые должны соблюдать люди, если
они собираются выйти на улицу и куда
нибудь пойти или поехать? Правильно,
это правила дорожного движения. Что
мы с вами говорим о правилах
дорожного движения?
Проводится игра «Передай жезл»:
ісәрекеті
Действия детей
Проявляют эмоции,
показывают свое настроение.
Играют по правилам игры.
Ответы детей.
Хором:
«Чтобы никогда не попадать
в сложные положения,
Надо знать и соблюдать
правила дорожного
движения!»
дети становятся в круг,
передают друг другу жезл
инспектора ГАИ и называют
какоенибудь правило
(например, я перехожу
дорогу только на зеленый
сигнал светофора; когда я еду в детский сад на машине,
то папа пристегивает меня
ремнем безопасности; по
дороге в детский сад я держу
маму за руку; мы с мамой
идет по тротуару и т.д.)
Дети показывают движения.
чтобы было удобно, на
дороге есть разметка;
по тротуарам двигаются
люди (пешеходы), для людей,
которые пользуются
общественным транспортом,
здесь установлены остановки;
на улицах обозначены места
для переходов;
на улицах много дорожных
знаков и есть светофор.
Проводится физминутка
«Мы шоферы»
Едем, едем на машине
(движение рулем)
Нажимаем на педаль
(ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем
(рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота!
(«дворники»)
Волосы ерошит ветер
(пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда!
(большой палец правой руки вверх)
Беседа «Как устроена улица?»
Я начну, а вы мне помогайте,
рассказывайте, что знаете. Улицы
устроены так, чтобы всем людям было
удобно.
Высказывания детей (если дети
затрудняются или забыли назвать
какуюнибудь
улицы,
воспитатель подводит их к ответу,
НО! не дает готовый ответ за детей,
по мере обсуждения на мольберте
схематично рисуются основные части
улицы):
на улице стоят дома;
у каждого дома есть свой номер, по
которому легко найти нужный адрес
(несколько детей называют свой адрес,
вспомнить с детьми, почему важно знать
свой адрес);
вдоль улицы расположены тротуары и
дороги;
по дороге двигаются автомобили, ими
управляют шоферы.
Посмотрите на схему, как много того,
что есть на улице,
вы уже назвали. Что еще можно
рассказать об улицах города?
часть Предлагает нарисовать свою
безопасную улицу!
Обсуждение работы.
Қорытындылау
Өзінөзі бағалу
Рефлексивно
коррегирующий
Рисуют улицу по замыслу.
придумывают
название
улицы, дети рассказывают,
как устроена их улица,
почему они поставили тот
или иной знак, выбрали
именно это место для
светофора и т.д.
Күтілу нәтижесі:
Жаңғыртады (воспроизводит): Ребенок имеет представление об улице.
Түсінеді (понимает): Понимает назначение дорожных знаков.
Қолданады (применяет): умение предвидеть и называть потенциально опасные ситуации на
улице.
Технологическая карта №4
Білім саласы: ( образовательная область): «Познание», «Коммуникация», «Творчество».
Бөлік ( раздел): вариативная программа по ПДД
Тақырып ( тема): «Вечер загадок».
Мақсат ( цель): Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; вызвать у детей
положительную эмоциональную реакцию. Воспитывать коллективизм. Материалдар мен құралжабдықтар (материалы и оборудование): Игрушка «Бабушка
загадушка», карты с вопросами, разрезанные знаки, бумага, карандаши, музыкальное
сопровождение.
Екі тілдік компонент (билингвальный компонент): улицаOutdoorкөше.1,2,3,4,5 бір екі
үш төрт бес Alone, Two, Three, Four, fifty.
Тәрбиешінің ісәрекеті
Ісәрекет
бөлімдері
Действия воспитателя
Этапы
деятельности
Ынталандыру,
сезімді ояту.
Мотивационно
побудительный
Балалардың
ісәрекеті
Действия детей
Радуются гостье,
проявляют
желание
доказать свои
знания.
Под музыка
приходят в
станцию
«Загадкино».
Отгадывают
загадки.
Получают
первую «5».
В гости приходит Бабушказагадушка.
Я, бабуся – хоть куда!
Я красива и модна!
Модно нынче знать
Правила дорожного движения!
Я их знаю! А вот вы?
Дети, бабушказагадушка сомневается в ваших
знаниях! Докажем ей, что мы тоже знаем их на
отлично?
За каждое выполненное задания мы будем получать
«5»
Звучит веселая музыка.
Станция «Загадкино»
Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет
Пешеходный переход.
("Пешеходный переход".)
Ізденістер,
ұйымдастыру.
Организационно
Поисковый
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят дети. ("Дети".)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на велосипеде.
("Велосипедная дорожка".)
А здесь, ребята не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная
дорожка".)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
("Пункт медицинской помощи".)
Что мне делать? Как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должен знать и ты, и он
В этом месте телефон. ("Телефон".)
Станция «Карточная»
На карточках вопросы и нужно на них ответить.
Как называют людей идущих по улице? (пешеходы)
По какой части улицы должны ходить пешеходы?
(тротуар, пешеходная дорожка, обочина).
По какой стороне тротуара должны ходить
пешеходы? (по правой).
В каком месте нужно переходить дорогу? (на
перекрестке, пешеходном переходе).
С кем детям дошкольного возраста можно
переходить дорогу? (со взрослыми)
Где можно играть детям? (во дворе на игровой
площадке).
Почему нельзя играть на дороге? (это опасно)
Про что говорят «главный командир на дороге»?
(светофор).
Как называют человека, регулирующего дорожное
движение? (регулировщик)
Какие еще помощники есть у водителей и
пешеходов? (дорожные знаки).
Где ожидают пассажиры автобус? (на остановке)
С какой стороны нужно обходить машины и автобус?
(сзади).
Станция «Разрезные знаки».
В конверте разрезанные дорожные знаки. (5 знаков:
пешеходный переход,
подземный переход,
автобусная остановка; велосипедная дорожка; пункт
медицинской помощи.)
Собрать знаки и правильно назвать.
Познакомить с незнакомыми знаками.
Станция «Можно нельзя».
А сейчас поиграем в игру «Можно нельзя»
(определим места катания на велосипеде).
На остановке автобуса…(нельзя)
Во дворе …(можно)
На стадионе … (можно)
На проезжей части …(нельзя)
В детском саду …(можно)
На шоссе… (нельзя)
На автомагистрали …(нельзя)
На полянке …(можно)
По лужайке …(можно)
По лестнице …(нельзя)
По тротуару … (можно)
Предлагает нарисовать загадку (т.е. ребенок
рисует то, что он загадал, а после загадывает
Под музыка
приходят в
станцию
«Карточная».
Отвечают на
вопросы.
Получают
вторую «5».
Под музыка
приходят в
станцию
«Разрезные
знаки».
Собирают знаки,
называю
знакомые и
знакомятся с
новыми для них
знаками.
Получают
третью «5».
Дети встают
врассыпную.
Дети реагируют:
если можно
крутят рули, а
если нельзя, то
приседают,
обхватывая
колени руками.
Получают
четвертую «5»
Рисуют загадки.
Получают «5» Қорытындылау
Өзінөзі бағалу
Рефлексивно
коррегирующий
загадку всем и показывает отгадку рисунок)
Давайте посчитаем, сколько у нас «5», посчитаем на
казахском и английском языке.
Игра с рисункамизагадками.
Похвала.
Күтілу нәтижесі:
Жаңғыртады (воспроизводит): Ребенок имеет представление об ПДД.
Түсінеді (понимает): Понимает о местах катания на велосипедах.
Қолданады (применяет): умение разгадывать загадки, отвечать на вопросы.
Считают на 3
языках,
загадывают свои
загадки
и
показывают
отгадки. Технологическая карта №5
Білім саласы: ( образовательная область): «Познание», «Коммуникация», «Творчество».
Бөлік ( раздел): вариативная программа по ПДД
Тақырып ( тема): «Какой бывает транспорт?».
Мақсат ( цель): Раскрыть значение транспорта в жизни людей; формировать
представление детей о разных видах транспорта; познакомить с правилами поведения в
общественном транспорте. Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление,
внимание, память, смекалку и речевую активность; умение по описанию (загадке) узнавать
вид транспорта; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать культуру поведения
в общественном транспорте.
Материалдар мен құралжабдықтар (материалы и оборудование): карточки с разным
видом транспорта, иллюстрации и изображением неба, воды, земли, диск с фильмом «Виды
транспорта», иллюстрации достопримечательностей г. Астана, раскраска по видам
транспорта.
Екі тілдік компонент (билингвальный компонент): самолет, поезд ұшақ , пойыз plane,
train.
Ісәрекет
бөлімдері
Этапы
деятельности
Ынталандыру,
сезімді ояту.
Мотивационно
побудительный
Балалардың
ісәрекеті
Действия детей
Тәрбиешінің ісәрекеті
Действия воспитателя
Мы сегодня с вами отправимся в
путешествие. Наш маршрут г. Астана.
Почему именно в этот город? Но как же
нам попасть в Астану? Это наземный
транспорт.
Машины придумали и делают люди для
облегчения своего труда. Чтобы работать
на машине,
нужно много знать.
Перечислите, какие профессии вы знаете,
которые связаны с машинами?
Ізденістер,
ұйымдастыру.
Организационно
Поисковый
Эмоционально реагируют.
Предполагаемые ответы
детей: вызывать такси,
доехать на автобусе, или
на поезде.
Предполагаемые ответы
детей: Водитель – водит
машину, кондуктор –
распространяет билеты
за проезд, автомеханик
ремонтирует машины,
таксист водит такси,
тракторист работает
на тракторе, крановщик
на подъёмном кране и т.
д.
Предполагаемые ответы
– Хорошо. А теперь помогайте мне
говорить, кто управляет, каким
транспортом. Водитель водит машину,
пилот водит –...самолёт, космонавт
управляет –… (ракетой), капитан
управляет …(кораблём), машинист ведёт
…(поезд), велосипедист управляет …
Для передвижения по земле, воде, воздуху,
для перевозки пассажиров и грузов служит
транспорт. Транспорт бывает:
пассажирский, грузовой, специальный.
Пассажирский – перевозит людей: автобус, детей: не шуметь, вежливо,
не отвлекать водителя, не
бегать по автобусу или
электрички, уступать
место пожилым людям,
приобретать билеты…
Знакомятся с видами
транспорта.
Отгадывают загадки и
определяют, к какому
виду он относится.
маршрутное такси, самолет, поезд и т. д..
Дети, а вы знаете как себя вести в
пассажирском транспорте?
Грузовой – перевозит груз: грузовые
машины, грузовые поезда, самолеты,
корабли и т. д. (объяснение
сопровождаются показом иллюстраций,
фотографий транспорта).
Специальный транспорт – нужен для очень
ответственной работы. Их вызывают по
телефону, если требуется срочная помощь:
пожарная машина, скорая помощь,
милицейская машина. Какие номера
телефонов набирают при пожаре?
Больному? Если чтото случилось?
Мы столько узнали о транспорте. На какие
группы можно разделить транспорт?
Педагог делает вывод:
Транспорт: водный, воздушный, наземный.
Водный транспорт (морской и речной):
теплоход, катер, баржа и т. д. Воздушный
транспорт: самолет, вертолет. Наземный
транспорт: автобус, легковые автомобили,
трамвай, троллейбус, грузовые машины,
поезда и т. д..
Давайте мы поиграем в игру, которая
называется « Угадай транспорт».
Игровая задача: закреплять в сознании
детей представление о видах
транспорта.
Послушайте правила игры. Я буду
загадывать загадки о транспорте, а вы
должны подумать и правильно их отгадать.
Кто первым отгадает, о каком транспорте
идет речь в загадке, найдёт этот вид
транспорта на картине и положит её на
иллюстрацию: «ВОДА», «ЗЕМЛЯ»,
«НЕБО».
Загадки:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолет)
Под водой железный кит –
Днем и ночью он не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой. (Подводная лодка)
Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)
Дом чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Программа дополнительного образования "Правила дорожные знать нам всем положено"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.