Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)
Оценка 4.6

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
технология +1
8 кл—11 кл +1
28.11.2018
Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)
Образовательная программа "Семейная экономика и азбука предпринимательства" рассчитана на учащихся 8-9 классов. Объём учебных часов 144 часа, срок реализации 2 года. Учащиеся 8 класса изучают блок "Семейная экономика", а учащиеся 9 класса блок "Азбука предпринимательства". В программе предусмотрено выполнение учащимися разного рода практических работ: написание сочинения, составление карт, выполнение тестов, выполнение психологических тренингов и так далее. Форма организации учебных занятий: урок, игра, практикум, урок- исследование.
программа семейная экономика и азбука предпринимательства.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 г. Тамбов                                                                              №381­од от30.08.2016 Утверждено приказом директора                                                          методическим советом                                                                  протокол №1 от 29.08. 2016 Рекомендовано к использованию ПРОГРАММА дополнительного образования «Семейная экономика и азбука предпринимательства» (образовательная программа) для учащихся 8­9 классов, рассчитана  на 144 часа срок реализации – 2 года Автор составитель:  Оболенкина Наталия Владимировна, учитель технологии, МАОУ СОШ №30, г. Тамбова Тамбов ПРОГРАММА курса: «Семейная экономика и азбука предпринимательства» Пояснительная записка      Для современного общества характерен повешенный интерес к экономике и   предпринимательству.   Предпринимательская   деятельность   притягательна как для взрослых, так и для молодых людей возможностью наиболее полной самореализации и удовлетворения материальных запросов.      Кризисные ситуации в экономике нашей страны убедительно показывают, что   одних   знаний,   умений   и   навыков   экономической   деятельности недостаточно.   Требуется   ещё   и   предпринимательская   подготовка,   то   есть формирование  навыков оперативной корректировки планов, прогнозирования последствий собственной экономической деятельности, а также деятельности других.   Поэтому   в   настоящий   момент   ознакомление   учащихся общеобразовательных   школ   с   основами   экономики,   на   примере   ведения домашнего хозяйства, а также с основами предпринимательской деятельности признается целесообразным и необходимым.      Данный курс позволяет выполнить следующие функции:  Надстройка профильного курса «Основы предпринимательства» 10­11  классы;  Удовлетворение познавательных интересов учащихся в различных  областях деятельности человека (в условиях рыночной экономики);  Обеспечение дополнительной подготовки учащихся для современных  социально­ экономических условий сегодняшней России;   Помощь выпускнику школы при самоопределении и выборе будущей  профессии.  Как известно, первоначальные понятия об экономике учащиеся осваивают в семье,   школе,   окружающей   среде,   при   выполнении   проектов.   Семья   –   это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив семейную экономику, учащиеся осознанно будут   изучать   другие   составляющие   экономики,   а   также   основы предпринимательства. ЦЕЛИ: 1. Вооружить учащихся знаниями о семейной экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации; 2. Воспитать   уважение   к   собственности,   ответственность,   экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления; 3. Подготовить   учащихся   к   выполнению   роли   потребителя, производителя, гражданина; 4. Сформировать знания о предпринимательстве как  сфере человеческой деятельности   и   первоначальные   умения   применения   этих   знаний   в повседневной деятельности. Задачи:  Познакомить   учащихся   с   экономической   жизнью   семьи, правилами   ведения   домашнего   хозяйства,   семейным   бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;  Развивать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные и нравственные устои и традиции;  Раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;  Научить   осуществлять   несложные   экономические   расчеты   и   в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и другое;  Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;  Раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве;  Сформировать   первоначальные предпринимательской деятельности;   умения   участия   в  Освоить   некоторые   приемы   и   методики   выбора   своего   дела,   и   оценивать принятия   решения,   умения   анализировать   экономическую ситуацию;  Сформировать   экономическую   культуру, мышление;   экономическое  Воспитать   у   учащихся   бережное   отношение   к   ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.       Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут,   деловые,   ролевые   и   имитационные   игры,   самостоятельную   работу учащихся. Особое внимание следует уделить ИКТ, моделирующим различные этапы предпринимательской деятельности. Перечень знаний умений и навыков, формируемых у учащихся. Учащиеся должны знать:  Цели и задачи семейной экономики;  Общие правила ведения домашнего хозяйства;  Составляющие   семейного   бюджета   и   источники   его   доходной   и расходной частей;  Экономические связи семьи с рыночными структурами общества;  Элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;    Роль   членов   семьи   в   формировании   семейного   бюджета; экономическую   взаимосвязь   в   семьи,   предприятий,   государства   и общества;   необходимость   производства   товаров   и   услуг   как   условие жизни общества в целом и каждого его члена;  место   предпринимательства   в   экономической   структуре   общества;   источники   его принципы   и   формы   предпринимательства, финансирования;  порядок   создания   предприятий   малого   бизнеса;   роль   менеджмента   и маркетинга в деятельности предпринимателей. Учащиеся должны уметь:  анализировать семейный бюджет;  определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;  анализировать рекламу потребительских поваров;  осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;  выдвигать деловые идеи;  определять   себестоимость   произведенной   продукции,   разрабатывать элементарный бизнес­план.       Для контроля знаний учащихся рекомендуется использовать мини­тесты, устные   опросы   и,   главное   задачи   и   игровые   ситуации,   предполагающие действия в реальных ситуациях.       Данный курс состоит из  двух больших блоков: « Семейная экономика» изучается   в   8   классе   по   2   часа   в   неделю   (72   часа)   и   «Азбука предпринимательства» изучается в 9 классе по 2 часа в неделю (72 часа).           При   построении   программы   учитывались   особенности   развития познавательных интересов, памяти, мышления, интеллекта детей 13­15 лет. Учащиеся   этой   возрастной   группы   могут   мыслить   логически,   рассуждать теоретически   и   заниматься   самоанализом.   У   них   активно   развивается логическая   память.   Их   отличает   повышенная   познавательная   и   творческая активность,   стремление   узнать   что­то   новое,   чему­то   научиться.   Это стремление   выглядеть   взрослыми   проявляется     в   желании   развивать   и демонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их   стороны.   Главные   мотивационные   линии   этого   возрастного   периода связаны   с   активным   стремлением   к   личностному   самосовершенствованию, самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Только деятельностный подход   позволяет   эффективно   формировать   эти   качества   личности   в обучении «Семейной экономике» и «Азбуке предпринимательства».       Учебно­тематический план курса «Семейная экономика» 72 часа – 1 год обучения Тема  курса № темы 1 2 3 Введение Семья в экономической структуре  общества Семья – первичная социально­ экономическая ячейка общества Бюджет семьи Рациональные вещевые потребности Обязательные платежи Накопления и сбережения Семейный менеджмент 4 5 6 7 8 9 Маркетинг  в семейной экономике 10 Правовые основы семейных отношений 11 Предпринимательство в семейной  12 экономике Экономика приусадебного хозяйства Итого:   Содержание   курса. Введение. Понятие «семейная экономика».  Всего  часов 1 8 6 30 8 2 1 2 1 3 1 9 72 В том числе Теор. 1 5 Практ. ­ 3 4 15 3 1 ­ 1 ­ 1 ­ 5 33 2 15 5 1 1 1 1 2 1 4 39 Семья в экономической структуре общества. Теория.  Что такое семья? Цели и задачи семейной экономики. Семья и её потребности. Ресурсы семьи их воспроизводство. Практика. Написание сочинения на  одну из тем: «Что значить экономить?», «Нужно ли изучать экономику и для чего?»; составление карты потребностей; определение технологических ресурсов каждого члена семьи. Семья – первичная социально­экономическая ячейка общества Теория.  Цели   и   функции   семьи.   Состав   семьи.   Становление   семейных отношений. Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства Практика.  Написание сочинения на одну из тем: «Моя семья», «Чем богат человек?»,   «Какой   я   хотел   бы   видеть   свою   будущую   семью» Заполнение   кроссворда   пирамиды;   подготовка   сообщений   об   организации семейных отношений у различных народов мира; составление кроссворда на тему «Семья в экономике». Бюджет семьи   Теория.  Понятие   о   бюджете   семьи.   Анализ   и   планирование   семейного бюджета.   Источники   доходов   семьи.   Забота   государства   о   семье   и   её бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его использовании. Профессия «бухгалтер». Постоянные   и   переменные   расходы.   Экономия   средств.   Ограниченность ресурсов семьи. Рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на энергоносители: расчет потребностей в энергоносителях для средней семьи. Расходы на услуги. Расходы на жильё. Расходы на питание. Физиологически   обоснованные   нормы   расхода     продуктов   питания   на человека, семью. Затраты на питание.  Практика.  Тест:   «Умеем   ли   мы   тратить   деньги?»;   вместе   с   родителями составить   семейный   бюджет   за   месяц;   решение   проблемных   ситуаций; заполнение   финансовой документации семьи; тест: «Умеем ли мы считать семейные   деньги?»;   расчет   своих   расходов   на   месяц.  Включая   расходы   на питание, одежду (обувь), коммунальные услуги, канцелярские товары и т.д; составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование; расчет   энергетической   ценности   и   стоимости   блюд;   расчет   стоимости оборудования   вашей   квартиры   (комнаты);   проведение   анализа   интерьера рабочей   комната   школьника;   расчет   минимальной   площади   кухни   и возможность создания рационального интерьера; расчет примерной стоимости ремонта одной из комнат в квартире; Подсчет части семейного бюджета на оплату квартплаты и оплате коммунальных услуг. Рациональные вещевые потребности Теория.  Виды   семейных   потребностей.   Норма   рационального   потребления. Уровень жизни и потребительская корзина. Практика. Определение минимальных затрат на удовлетворение потребности в   знании   за   полгода;   расчет   стоимости   основных   нормативных   продуктов питания в год на одного человека, на всю семью; подбор рецептов блюд с использованием черствого хлеба; расчет стоимости потребительской корзины вашей семьи на неделю. Обязательные платежи. Теория. Налоги. Виды налогов. Ссуды и кредиты. Практика.  Решение   задач   на   расчет   подоходного   налога;   подготовка сообщений   о   развитии   налоговой   системы   страны;   решение   проблемных ситуаций. Накопления и сбережения. Теория.  Накопления и сбережения. Способы сбережения денежных ресурсов семьи. Семейный менеджмент. Теория.  Понятие о семейном менеджменте. Задачи менеджмента.   Научная организация труда в семье. Распределение обязанностей в семье. Практика.  Разработка   графика   распределения   трудовых   обязанностей   в семье,   разработка   графика   закладки   продуктов   при   приготовлении конкретного блюда. Маркетинг  в семейной экономике. Теория. Понятие о маркетинге.  Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Правовые основы семейных отношений. Теория. Семейное законодательство. Брачный контракт. Семья и государство. Практика.  Подготовка   сообщения   о   защите   семьи   в   статьях   уголовного кодекса. Предпринимательство в семейной экономике. Теория.  Понятие   о   предпринимательстве.   Формы   предпринимательской деятельности. Лицензия, патент. Экономика приусадебного хозяйства. Задачи   приусадебного   хозяйства. Теория.    Оптимальная   площадь приусадебного участка. Стоимость продукции сада и огорода. Планирование приусадебного участка. Приусадебное хозяйство. Практика.  Расчет   желаемой   площади   приусадебного   участка;   нарисуйте план­проект   своего   дачного   участка;   подбор   сортового   состава   для приусадебного сада и огорода. Учебно­тематический план курса « Азбука предпринимательства » 72 часа – 2 год обучения   № темы 1 2 Тема курса 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 формы Вводное занятие Предпринимательство:  сущность,  цели  и задачи Предпринимательская идея Основные   документы   деятельности предпринимателя Организационно­правовые   предпринимательства в России   Современные деньги Рынок труда. Контрактная система труда Менеджмент в играх Основы маркетинга Предприниматель и государство Бизнес­план Экскурсии и мероприятия Зачеты Итого: Всего часов 2 4 В том числе Теор. 2 3 Практ. ­ 1 2 4 2 6 4 10 8 6 10 12 2 72 1 2 1 3 2 2 3 2 5 ­ 2 28 1 2 1 3 2 8 5 4 5 12 ­ 44 Содержание   курса. Введение. Теория. Знакомство с программой обучения, рекомендуемая литература. Практика. Тест: «Вовлечение в предмет». Предпринимательство: сущность, цели и задачи. Теория.    бизнеса.   Предпринимательская   деятельность   –   деятельность   по   созданию   новых   предпринимательства, экономики, Понятие Вопросы,   которые   решает   предприниматель. ресурсов. предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности. Практика.    предрасположенности   к предпринимательской   деятельности;   дидактическая   игра   «Виды   малого бизнеса», решение кроссворда.   Цели Тесты   на   выявление Предпринимательская идея. Теория. Как и с чего начинается бизнес. Идея – начало предпринимательства. Какой   должна   быть   продуктивная   предпринимательская   идея?   Виды предпринимательских идей. Спрос и предложение. Практика.  Деловая   игра   «Предпринимательская   идея»   по   выдвижению предпринимательских   идей.   Проверка   предпринимательской   идеи   на жизнеспособность. Основные документы деятельности предпринимателя. Теория. Устав. Учредительный договор. Практика. Разработка  устава и учредительного договора. Организационно­правовые формы предпринимательства в России. Теория. Собственность. Зачем она нужна? Виды собственности. Юридические и физические лица. Индивидуальная предпринимательская деятельность как самая распространенная форма предпринимательства в России. Общество с ограниченной   ответственностью.   Акционерные   общества   открытого   о закрытого типов. Практика.  Дидактическая   игра   «Деловой   мир»,   решение   кроссвордов   и прохождение тестов. Современные деньги. Теория.   Происхождение сущность и функции денег. Какие деньги были на Руси?   Наличные   и   безналичные   деньги.   Ценные   бумаги.   Источники финансирования предпринимательства: внутренние, внешние. Практика. Практикум «Банкир»; работа с чеком и чековой книжкой, деловая игра   «Источники   финансирования   предпринимательства»,   решение кроссвордов и проведение тестов. Рынок труда. Контрактная система труда. Теория. Рынок труды. Предприниматель и наемные рабочие. Условия найма. Система найма. Рабочий день и его использование. Производительность труда. Как   измерить   количество   труда?   Системы   оплаты   труда:   повременная, сдельная, аккордная. Практика.  Деловые   игры:   «Формирование   трудового   коллектива», «Производительность труда», ролевая игра «Прием на работу». Менеджмент в играх. Теория.  Менеджер   –   главная   фигура   в   рыночной   экономике.   Организация управления   фирмой.   Менеджеры,   известные   всему   миру.   Культура предпринимательской   деятельности.   Предприниматель   –   руководитель фирмы. Этика предпринимательской деятельности. Практика.  Деловая игра «Менеджер ли я?», мини­игры: «Культура речи», «Телефонные   переговоры»,   «Язык   жестов»,   тренинг   «Стили   руководства», ролевые игры «Предприниматель – руководитель   фирмы», «Устройство на работу», игры, предназначенные для развития навыков общения. Основы маркетинга. Теория.  Понятие маркетинга. Составляющие производства товаров и услуг: расчет   себестоимости   изготавливаемой   продукции,   оказания   услуг.   Цена. Расчет предполагаемой цены на продукцию. Реклама  в системе маркетинга. Практика.  Практикум:   «Расчет   себестоимости   выпускаемой   продукции», деловые   игры   «Продажа»,   «Рекламная   фирма».   Решение   кроссвордов   и прохождение тестов. Предприниматель и государство. Теория.  Система   налогообложения.   Налогообложение   –   основной   метод образования бюджета государства. Почему нужно платить налоги? Налоги с физических   и   юридических   лиц.   Как   и   какие   налоги   платить?   Льготы   по налогообложению. Ответственность налогоплательщика.             Возможные виды ответственности предпринимательской деятельности. Помощь государства предпринимательству. Защита прав потребителей. Практика.  Практикум   «Расчет   подоходного   налога   физических   лиц», решение кроссвордов, прохождение тестов. Бизнес­план. Теория.  Что такое бизнес­ план, для чего он необходим? Структура бизнес­ плана. Практика. Разработка бизнес­плана собственного дела. Защита бизнес­плана. Экскурсии и мероприятия. Практика. Экскурсии на коммерческие предприятия разной направленности. Проведение   игр   с   целью   закрепления,   дополнения   и   проверки   знаний учащихся:   «Экономический   брейн­ринг»,   «Поле   чудес»,   «Морской   бой», «Звездный час», «Крестики – нолики», «Экономический КВН». Настольные игры: «Путь к успеху», «Фермер», «Интеллектуальный бизнес», «Как стать отличником». Методическое обеспечение  образовательной программы.  Основные формы обучения:  при   выполнении   практических   работ6   индивидуальная,   парная, групповая; коллективная.    при   выполнении   проектов,   бизнес   планов:   работа   в   малых   группах, индивидуальная. Основные методы обучения:  метод проблемного изложения;  мозговой штурм;  беседа, диалог, диспут;  метод проектов;  практикум;  экскурсия;  конкурс;  игра Общим   итогом   курса   является   расширение   поведенческого   репертуара учащихся в ситуации продвижения себя на рынке товаров и услуг, развитие профессиональных   стратегий,   ориентация   и   выбор   профессии   в   новых социально­экономических условиях. Список литературы. Для учителя: 1. Абчук В.А., Занимательная экономика и бизнес. – СПб, Тригон, 1998 2. Абчук В.А.,  Основы предпринимательства. _ М., Вита­пресс, 1995 3. Афанасьев   Т.П.   и   др.   Основы   предпринимательской   деятельности: метод. Пособие для преподавателей. –М., 1998 4. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс, ­ М. Дрофа, 2000. 5. Преображенская   Е.В.   Основы   предпринимательства.   Домашняя экономика:   методические   рекомендации   к   проведению   практических занятий. – Саратов: Лицей, 2002. 6. Преображенская   Е.В.       Домашняя   экономика:     Тетрадь   с   печатной основой. – Саратов: Лицей, 2002. 7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И., Семейная экономика, 7­8 класс, Вита­ пресс, М,2002 8. Сальцберг Е.К. Лекции по экономике.  ­ Тамбов: ТОИПКРО, 2004 Для учащихся: 1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М., Вита­пресс, 1998. 2. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс, ­ М. Дрофа, 2000. 3. Липсиц И.В. Экономика: В2 кн. – М., Вита­пресс, 2000. 4. Коробковский Г.В., Смирнова Г.Л., Экономика домашнего хозяйства. – Л., 1991. 5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И., Семейная экономика, 7­8 класс, Вита­ пресс, М,2002

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)

Программа дополнительного образования "Семейная экономика и азбука предпринимательства" (8-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018