Программа «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

  • Мероприятия
  • docx
  • 25.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мною была разработана программа «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». Программа предназначена для учащихся 5- 11 классов и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.Мною была разработана программа «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». Программа предназначена для учащихся 5- 11 классов и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Иконка файла материала Программа.docx

                                                                            

 

 

 

 

 

«Реализация программы «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»».

  

 

 

 

Выполнила

 Иванова Галина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 4 г. Покачи

 

 

 

 

                                                                                 г.  Покачи, 2017 г.

 

 

 

 

 

                                                                      Пояснительная записка

 

       Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом со мной находятся   ученики, поэтому они – самые важные для меня люди. Воспитательная парадигма школы требует от  меня  максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Поэтому я осуществляю постоянный поиск различных форм, методов и способов мотивации учащихся к изучению всех предметов в школе. Для успешной реализации национального проекта, для требований ФГОС отвожу важное место в своей работе внеурочной деятельности. Считаю, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся,  понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. 

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Программа «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности».

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся

и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

В.А. Сухомлинский.

 

           Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Происходящие  перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним, предъявляют  новые требования к моей работе в качестве учителя русского языка и литературы.

         Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана  с четырьмя положениями:

1.  Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,

образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В  современном мире    подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

3.  Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

         Мною была разработана программа «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности». Программа предназначена для учащихся 5- 11 классов и   разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа   направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 Данная  программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

        Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной  деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

       Приоритетными направлениями программы являются воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, трудовое и экологическое воспитание. Содержание программы реализуется через разные формы учебной и внеурочной деятельности. Однако в учебном плане  школы не всегда достаточно часов на работу с учащимися по духовно-нравственному воспитанию. Поэтому мною  была разработана модель организации внеурочной деятельности учащихся на основе  моей программы. Данная модель внеурочной деятельности позволила систематизировать  работу по духовно-нравственному воспитанию  и развитию школьников, создала условия для творческого взаимодействия детей, педагогов, родителей и заинтересованной общественности, инициировала процессы внедрения ФГОС.

        Одной из задач в реализации модели является создание   среды,   благоприятствующей   духовно - нравственному   воспитанию   и развитию учащихся.  Организованы подпространства, позволяющие учащимся изучать символы российской государственности (стенд «Символы РФ»); изучать историю, традиции, особенности экономики и быта  народов ханты и манси (Школьный   музей); ознакомиться с материалами о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны (экспозиции  «Они сражались за Родину», «Этот День Победы»); ознакомиться  с историей, культурными традициями, достижениями учащихся и педагогов школы  (экспозиция «Страницы истории  нашей  школы», сайт школы);  осваивать эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства (выставки репродукций картин известных художников, фоторабот, рисунков, творческих работ учащихся и педагогов).

Большим подспорьем в организации  внеурочной деятельности по краеведению  является Школьный музей, который возглавляет Дычко Л.Г., учитель русского языка и литературы.  На базе музея я провожу уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии для учащихся  и взрослых. Для формирования социально необходимых качеств, самоопределения и самореализации школьников,  а также  для приобщения к нормам культурного поведения и делового общения  я разработала и апробировала элективный курс «Деловой русский».

        Одним из эффективных средств нравственного воспитания и социализации учащихся  в рамках модели внеурочной деятельности являются разработка и реализация социальных проектов.  Моя программа «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности» предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города. Ежегодно учащиеся   находят среду применения своей социальной активности.  Во внеурочной деятельности реализуются такие проекты, как  «Вместе весело» (сотрудничество школы и детского сада), «И старость в радость» (помощь престарелым жителям города).

Эффективность реализации модели внеурочной деятельности в рамках программы «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности »  оценивается в ходе мониторинговых процедур, диагностирующих степень воспитывающих воздействий видов внеурочной деятельности, которыми занят ученик, личностный рост самого воспитанника, здоровье учащихся, психологический климат в  школьном коллективе.

Программа реализуется мною  в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами. (ТПП «Покачевнефтегаз», «ПЧ-15»,  МУЗ ЦГБ «Городская больница», «Покачевское УТТ», «Городская библиотека», Администрация города, работники военкомата, городской музей, ОВД г. Покачи, Центр искусств, дошкольные учреждения города).

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций.

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

      Направления деятельности по реализации задач программы  «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности»

 

Задачи

 

Направления

 

Система мероприятий для учащихся

Система мероприятий для родителей, для других субъектов социализации

Блок 1.

В области формирования личностной культуры.

·  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

·  Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

·  Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

·  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Тематические классные часы по проблемам нравственности, патриотизма. Внедрение в практику работы с классом часов саморазвития (изучение обучающимися собственных волевых качеств, своих возможностей).

Организация психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся.

Изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира и страны, в которой проживают дети; традиций своей семьи, школы.

Организация воспитательных мероприятий, создающих атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности.

Организация работы по изучению нравственных понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.).

Участие в военно-патриотических акциях, вахтах памяти, посвященных 23 февраля, 9 мая, 22 июня.

Участие в  конкурсах  патриотической песни, конкурсе рисунков, конкурсе сочинений «Моя малая Родина».

Организация экскурсий, знакомств с историческими и памятными местами страны, города, округа.

Привлечение к работе школьного музея.

Дискуссии по нравственной тематике.

Изучение нравственного наследия писателей и поэтов мира и страны, города.

Организация цикла нравственных бесед «Люди и нравственность».

Проведение выставок декоративно-прикладного искусства, творческих работ учащихся.

Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

Конкурсы, викторины по правовой тематике.

Интерактивные игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на…».

Читательские конференции по правовой тематике.

Организация выставок декоративно-прикладного искусства.

Работа школьного музея, использование экспонатов музея на уроках, факультативах, кружковых занятиях.

Встречи с ветеранами ВОВ.

Оформление стендов, посвященных знаменательным датам военных событий истории России.

Конкурсы военно-спортивной направленности.

Акция «Сохраняем здоровье»

Цель: обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, создавать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье.

Конкурс рисунков: «Скажем плохому настроению - нет!», «Мы против этого», «Выбирай».

Организация бесед, круглых столов, диспутов, переговорных площадок с участием представителей духовенства, представителей общественных объединений, партий.

 

Блок 2.

В области формирования социальной культуры.

·  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

·  Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Тематические классные часы по проблемам взаимодействия с окружающими «Как я понимаю другого человека». Цикл психологических занятий  «Учусь понимать себя и других».

Создание и реализация школьных, социальных проектов.

Организация поздравлений ветеранам.

Организация концертов, акций милосердия, тематических дней «Подари улыбку другу», «Сделай доброе дело».

Акции «Помоги птицам», «Добрые дети»

Цель: формировать нравственные качества личности.

Конкурс рисунков: «Я и другие», «Мой друг», «Моё настроение».

Акция «Добрые дела»

Цель: развивать доброе отношение к окружающим, формирование способности к  доверию, сочувствию, сопереживанию.

Конкурс рисунков: «Улыбка для друга», «Наши дела», «Мой любимый уголок».

Акция «Ты+Я»

Цель: развивать способность понимать себя и другого, настрой на сотрудничество. Конкурс рисунков: «Давай дружить», «Я и другие», «Мой друг», «Моё настроение».

 

Блок 3.

В области формирования семейной культуры.

·  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

·  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

·  Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Цикл тематических бесед о традициях семьи, укладе семейной жизни, нравственных основ отношений в семье.

Игровая программа «Дети +родители».

Тренинги общения и бесконфликтного взаимодействия (дети и родители).

Игровые психологические упражнения:  «А я считаю…», «Самый уникальный», «Интересные люди», «Внешнее и внутреннее», «Надо договориться»,  «Кого я боюсь».

Написание эссе: «Мои родители - как я их воспринимаю», «Мир моей семьи», «Моё место в семье».

Конкурс рисунков.

Отчётные концерты для родителей «Вот мы какие».

 

Организация совместной событийной деятельности взрослых и детей: акции, праздники, спортивные мероприятия, проекты, творческие конкурсы.

Привлечение родителей к решению школьных проблем.

 

В результате реализации программы  «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности»   должно обеспечиваться достижение обучающимися следующих результатов.

      Критерии результативности реализации программы «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности»

Задачи

Критерии

Показатели

Способы мониторинга

Блок 1.

В области формирования личностной культуры.

Уровень личностной культуры.

Культура отношения к себе, культура общения.

Осознание и принятие, моральных норм,  нравственных принципов и следование им в повседневной жизни.

Становление  позиции субъекта общения в процессе деятельности.

Эмоциональное благополучие в общении.

Интерес обучающихся к жизнедеятельности класса, школы.

Позитивные  изменения в уровне воспитанности.

Снижение агрессивности, конфликтности и тревожности.

Процедуры педагогической и психологической диагностики (тестирование, анкетирование, беседа).

Анализ продуктов деятельности.

Наблюдение. Экспертная оценка.

Самоанализ.

Беседа.

Блок 2.

В области формирования социальной культуры.

Уровень социальной культуры.

Сформированы основные социальные навыки обучающегося: коммуникативные навыки, толерантность, готовность к выполению различных социальных ролей, адекватность поведенческих реакций в конфликтных ситуациях.

Способность к рефлексии, осознанному поступку, проявление эмпатии.

Построение общения с детьми на основе гуманитарных принципов: толерантности, диалогичности, доверия к возможностям и способностям ребенка, отношения к ребенку как к суверенной личности.

Выстраивание  совместной  воспитывающей деятельности с детьми на основе толерантности, сотрудничества и сотворчества; удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в школе.

Блок 3.

В области формирования семейной культуры.

Уровень семейной культуры.

Культура отношения к родителям, семье.

Уважительное отношение к родителям, братьям, сёстрам.

 

 

 

 

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе

      Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.                              Школьный возраст – это период, когда проходит активное формирование моральных нравственных идеалов. Поэтому роль школы  в формировании жизненных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой личности, способной вырабатывать собственные морально-нравственные установки.

Будущее нашего общества  зависит от сидящих за партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Человек вырастает личностью, если определит свою жизненную цель и пути её достижения. Мы не знаем, что будет ценно завтра, но мы знаем, что было ценно во все времена. Сегодня у учителей русского языка и литературы особая миссия: «На каждом из нас лежит долг подвига - в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была».

 

Литература:

1.     Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html .

2.     Распоряжение  от 22 марта 2013 г. N 101-р  «О  стратегии развития образования  Ханты- Мансийского округа –Югры  до 2020 года и на период до 2030 года  (в ред. постановления Правительства ХМАО – Югры от 16.05.2014 N 179-п, от 26.09.2014 N 533-рп).

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

4.     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего  образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»   мая  2012 г. № 413.

5.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).