Отличительные особенности программы - состоят в том, что в ходе её реализации одним из главных элементов является непосредственное общение воспитанников с природой, при этом учащиеся знакомятся с методиками изучения природы, как вести мониторинг окружающей среды, изучают биологические объекты, наблюдают многочисленные связи между живыми существами, проводится практическая посильная помощь живой природе и другое.
Адресат программы - Программа рассчитана на школьников 11-16 лет. Потому что именно в этом возрасте проявляется потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 432 (3 года обучения)
Росинка - программа экологического кружка.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр
развития творчества детей и юношества «Потенциал»
УТВЕРЖДАЮ_____________
Директор Бротцель Е.А.
Приказ №______«31» августа 2016 г.
Принято на заседании
Педсовета № 1
от «25» августа 2016
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Экология и мы
(3 года обучения, возраст учащихся 1116 лет)
Составитель: Агафонова Вера Владимировна
педагог дополнительного образования
МКОУ Мазунинской СОШ с. Мазунино, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы естественнонаучная (Порядок 1008, п.9);
Актуальность программы – В последнее время стало уже очевидным, что развитие
человеческой цивилизации, ориентированное на техногенность, неизбежно ведет к
глобальной экологической катастрофе. Без изменения человеческого сознания, отношения
к природе, дальнейшая эволюция человечества кажется весьма проблематичной. В этой
связи очень важно вести просветительскую работу среди подрастающего поколения,
формируя у него экологическое мировоззрение. Закон РФ «Об охране окружающей среды»
предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель
которого развитие экологической культуры народа и каждого члена общества.
Отличительные особенности программы состоят в том, что в ходе её реализации
одним из главных элементов является непосредственное общение воспитанников с
природой, при этом учащиеся знакомятся с методиками изучения природы, как вести
мониторинг окружающей среды,
наблюдают
многочисленные связи между живыми существами, проводится практическая посильная
помощь живой природе и другое.
Адресат программы Программа рассчитана на школьников 1116 лет. Потому что
именно в этом возрасте проявляется потребность в самостоятельности и стремление к
самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 432 (3 года обучения)
Формы организации
Формой подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы являются: организация и
проведение экологической конференции, участие в научнопрактических конференциях,
проведение мероприятий посвященных экологической безопасности, теоретические и
практические занятия, экскурсии, анализ информации, подготовленной в процессе
поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приемы проектной деятельности.
Срок освоения
изучают биологические объекты,
образовательного процесса
программы – 3 года
Режим занятий – Общее количество часов в год – 144
Количество занятий в неделю – 2, по 2 учебному часу (45 мин. занятие, 15 мин. перерыв)
Среда – 14.00 – 14.45
14.55 15.40
Вторник 14.00 – 14.45
14.55 15.40
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Объединить заинтересованных изучением природы ребят и познакомить их с
разнообразием животного и растительного мира родной природы
Помочь в проведении статической обработки, написании и оформлении
исследовательских работ, подготовке и выступлению в научнопрактических
конференциях. Задачи:
1. Организовать теоретические и практические занятия по работе с научной
литературой.
2. Научить учащихся правильно проводить обработку материала, собранного на
экологических маршрутах.
3. Сформировать умение по оформлению исследовательских работ.
4. Научить особенностям написания тезисов и выступлений со своей работой.
5. Спланировать работу на следующий летний период
6. В увлекательной, научнопознавательной форме показать хрупкость и ранимость
природных систем, ценность каждого биологического вида, уникальность
выполняемой им функции.
7. Выработать основные навыки наблюдений живой природы и правильного поведения
в ней.
Последние две задачи поставлены для более эффективной работы с членами кружка,
которые занимаются первый год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год обучения
№
п\п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
Название
раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Вводный
инструктаж по
ТБ. Игра.
Экскурсия в
природу
2
2
Раздел 1 Вводное занятие
игра
2
2
экскурсия
Фоторепортаж
Раздел 2 Главные принципы работы с определителями
Работа с
определителями
растений
Работа с
определителями
животных
2
2
2
2
определение
растений
определение
растений
определение
животных
определение
животных
Раздел 3. Правила работы с научной литературой.
3.
3.1. Научная
литература по
теме
3.2. Поиск
необходимой
информации
3.3. Организация и
проведение
массовых
мероприятий и
экологических
2
6
4
1
2
2
1
4
2
работа с
научной
литературой
работа с
информацией
Интернета
экологическая
акции
поиск
информации
поиск
информации
участие в
акции 4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
акций.
Международный
день наблюдения
птиц
Заготовка корма
для зимующих
птиц.
Редкие растения
с. Мазунино
Растения
красители
Биология
прыткой ящерицы
3.4.
4.
4.1
4.2.
4.3.
4.4. Исследование
4.5.
экологии
животных в
осеннезимний
период на
территории села
Строительный
материал птичьих
гнёзд
Влияние
эмоциональных
нагрузок
школьника на
работу сердечно
сосудистой
системы
4.7. Жилища
4.6.
насекомых
4.8. Использование
сведений по
этноботанике и
этнозоологии для
сохранения
природы
4.9. Изучение
особенностей
возникновения и
проявления
страхов у
обучающихся 7
класса школы
Исследование
влияния шума и
музыки на память
и внимание
4.10
.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
Заготовка корма Заготовка
Раздел 4. Проведение исследований.
корма
полученные
результаты
полученные
результаты
полученные
результаты
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 4.11
.
4.12
.
4.13
.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
человека.
Организация и
проведение
массовых
мероприятий и
экологических
акций. День
образования
общества охраны
природы
Организация и
проведение
массовых
мероприятий и
экологических
акций.
Организация
фотовыставки
«Наши питомцы»
Организация и
проведение
массовых
мероприятий и
экологических
акций. Акция
«Покормите птиц
зимой»
Редкие растения
с. Мазунино
Растения
красители
Биология
прыткой ящерицы
5.4. Исследование
экологии
животных в
осеннезимний
период на
территории села
Строительный
материал птичьих
гнёзд
Влияние
эмоциональных
нагрузок
5.5.
5.6.
2
1
1
экологическое
мероприятие
проведение
мероприятия
4
2
2
Выставка
выставка
4
2
2
экологическая
акция
проведение
акции
Раздел 5. Обработка данных.
1
практикум
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
2
2
2
2
2
2
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы 2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
практикум
практикум
практикум
практикум
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
школьника на
работу сердечно
сосудистой
системы
5.7. Жилища
насекомых
5.8. Использование
сведений по
этноботанике и
этнозоологии для
сохранения
природы
5.9. Изучение
особенностей
возникновения и
проявления
страхов у
обучающихся 7
класса школы
Исследование
влияния шума и
музыки на память
и внимание
человека.
Редкие растения
с. Мазунино
Растения
красители
Биология
прыткой ящерицы
5.10
.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
Раздел 6. Оформление исследовательских работ
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
анализ
информации
анализ
информации
анализ
информации
анализ
информации
оформленная
работа
оформленная
работа
оформленная
работа
оформленная
работа
анализ
информации
анализ
информации
оформленная
работа
оформленная
работа
анализ
оформленная
6.4. Исследование
6.5.
экологии
животных в
осеннезимний
период на
территории села
Строительный
материал птичьих
гнёзд
Влияние
эмоциональных
нагрузок
школьника на
работу сердечно
сосудистой
системы
6.7. Жилища
6.6. насекомых
6.8. Использование
сведений по
этноботанике и
этнозоологии для
сохранения
природы
6.9. Изучение
особенностей
возникновения и
проявления
страхов у
обучающихся 7
класса школы
Исследование
влияния шума и
музыки на память
и внимание
человека.
6.10
.
7.
7.1.
7.2.
7.1.
Тема №1 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №2 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №3 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №4 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №5 (доклад,
наглядность к
выступлению)
7.5. Организация и
7.3.
7.4.
проведение
массовых
мероприятий и
экологических
акций.
Подготовка и
проведение
праздника
«Всемирный день
воды»
Тема №6 (доклад,
наглядность к
выступлению)
7.6.
2
2
1
1
2
1
1
1
1
информации
анализ
информации
работа
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
Раздел 7. Подготовка к школьной конференции
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
праздник
праздник
2
практикум
доклад,
презентация 7.7.
7.8.
7.9.
7.10
.
7.11
.
7.12
.
Тема №7 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №8 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №9 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №10
(доклад,
наглядность к
выступлению)
Организация и
проведение
массовых
мероприятий и
экологических
акций. Подготовка
к празднику
«Международный
день птиц»
Праздник
«Международный
день птиц»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
практикум
практикум
практикум
практикум
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
2
подготовка к
празднику
праздник
2
праздник
праздник
Раздел. 8. Подготовка к районной конференции.
8.1. Подготовка
докладов к
выступлению
Работа с
презентациями.
8.3. Организация и
8.2.
проведение
массовых
мероприятий и
экологических
акций.
Проведение
экологической
конференции.
8.4. Организация и
4
4
4
4
2
4
2
проведение
массовых
мероприятий и
экологических
акций.
«Всемирный День
Земли»
8.5. Организация и
2
1
проведение
Индивидуальная доклад
Индивидуальная презентация
работа с
информацией,
экологическая
конференция
экологическая
конференция
экологическая
акция
экологическая
акция
экологическое
мероприятие
экологическое
мероприятие
4
2
2
1 массовых
мероприятий и
экологических
акций.
Подготовка и
проведение «День
экологического
образования»
Раздел. 9. Планирование работы на летний период.
9.1.
Выбор тем для
исследований
9.2. Ознакомление с
новыми
методиками
исследований
2
2
2
2
Итого часов
144
61
83
беседа
беседа
выбранная
тема или
область
работы
выбор
методики
Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1 Вводное занятие
1.1. Экскурсия в природу
Теория: Инструктаж по ТБ. Ознакомление с основными группами организмов в
посещаемом биоценозе.
Практика: «Стартовый уровень» определение основных групп животных и растений.
«Базовый уровень» составлять пищевые цепи.
«Продвинутый уровень» определять 23 таксономические единицы растений и животных.
Раздел 2 Главные принципы работы с определителями
2.1. Работа с определителями растений
Теория: Правила работы с определителями и определительными карточками
Практика: «Стартовый уровень» определение растений по определительным карточкам
«Базовый уровень» определение по определителям до семейства.
«Продвинутый уровень» определение до вида.
2.2. Работа с определителями животных
Теория: Правила работы с определителями и определительными карточками
Практика: «Стартовый уровень» определение животных по определительным карточкам
«Базовый уровень» определение по определителям до семейства.
«Продвинутый уровень» определение до вида.
Раздел 3. Правила работы с научной литературой.
3.1.Научная литература по теме
Теория: как работать с различными бумажными научными источниками. Практика: «Стартовый уровень» умение находить книги, журналы, газеты и др. источники
с необходимой информацией
«Базовый уровень» умение находить книги, журналы, газеты и др. источники с
необходимой информацией и работать с каталогом.
«Продвинутый уровень» составлять перечень необходимой литературы и работать с ней.
3.2.Поиск необходимой информации
Теория: как работать с различными бумажными и электронными научными источниками.
Практика: «Стартовый уровень» умение находить бумажные источники с необходимой
информацией и заходить на необходимые страницы Интернета.
«Базовый уровень» работать с электронными и бумажными источниками информации и
выделять необходимую информацию.
«Продвинутый уровень» умение находить в электронных и бумажных носителях
необходимую информацию и её анализировать.
3.3.Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Международный день наблюдения птиц
Теория: Значимость экологических мероприятий и акций.
Практика: «Стартовый уровень» визуально определять 34 местных видов птиц.
«Базовый уровень» визуально определять 57 местных видов птиц.
«Продвинутый уровень» визуально определять до 10 местных видов птиц.
3.4.Заготовка корма для зимующих птиц.
Теория: какие семена растений наиболее питательны для зимующих птиц.
Практика: «Стартовый уровень» умение определять семена культурных злаковых
растений.
«Базовый уровень» умение определять семена культурных злаковых растений и 23 вида
дикорастущих.
«Продвинутый уровень» умение определять семена культурных злаковых растений и 23
вида дикорастущих, знать предпочтения птиц к определённым кормам.
Раздел 4. Проведение исследований.
4.1. – 4.10. Исследовательские работы по темам №1 №10.
Теория: Основные методики, которые можно использовать при выполнении
исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» ознакомление с методиками предложенными учителем и
выполнение исследований по одной из них.
«Базовый уровень» выбор методик необходимых для выполнения своей работы из
перечня предложенных учителем и проведение необходимых исследований
самостоятельно, но предварительно проконсультировавшись с учителем.
«Продвинутый уровень» самостоятельный подбор необходимых методик и выполнение
исследований.
4.11. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Подготовка и проведение мероприятия «День образования общества охраны
природы»
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике.
«Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
4.12. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Организация фотовыставки «Наши питомцы» Практика: «Стартовый уровень» сделать фото своих домашних животных и принести в
школу.
«Базовый уровень» сделать фото своих домашних животных, принести в школу и
привлечь к участию в выставке одноклассников.
«Продвинутый уровень» самостоятельно организовать фотовыставку «Наши питомцы».
4.13. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Акция «Покормите птиц зимой»
Практика: «Стартовый уровень» используя готовые проекты изготовить кормушку(и) для
птиц и развесить в школьном дворе или около дома.
«Базовый уровень» самостоятельно изготовить кормушку(и) для птиц и развесить в
школьном дворе или около дома.
«Продвинутый уровень» самостоятельно изготовить кормушку(и) для птиц, развесить в
школьном дворе или около дома и привлечь к данной акции одноклассников и других
учащихся школы.
Раздел 5. Обработка данных.
5.1. – 5.10. Исследовательские работы по темам №1 №10.
Теория: Систематизирование полученных данных, анализ результатов.
Практика: «Стартовый уровень» вместе с педагогом систематизировать полученные
данные и сделав анализ написать выводы.
«Базовый уровень» с помощью педагога систематизировать полученные данные и сделав
анализ самостоятельно написать выводы.
«Продвинутый уровень» самостоятельно систематизировать и проанализировать
полученные данные.
Раздел 6. Оформление исследовательских работ
6.1. – 6.10. Исследовательские работы по темам №1 №10.
Теория: Требования к оформлению исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» оформлять работу с помощью педагога.
«Базовый уровень» оформлять работу самостоятельно используя алгоритм предложенный
педагогом.
«Продвинутый уровень» оформление работы самостоятельно без помощи педагога.
Раздел 7. Подготовка к школьной конференции
7.1. – 7.10. Подготовка выступлений на школьную НПК.
Теория: Подготовка докладов, наглядности к выступлению на школьной конференции.
Практика: «Стартовый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению по
алгоритму с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению по алгоритму
самостоятельно.
«Продвинутый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению
самостоятельно.
7.11. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Подготовка и проведение праздника «Всемирный день воды»
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике.
«Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
7.12. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Подготовка к празднику «Международный день птиц» Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике.
«Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
7.13. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Праздник «Международный день птиц»
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении праздника с материалом
предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении праздника.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение праздника.
Раздел. 8. Подготовка к районной конференции.
8.1. Подготовка докладов к выступлению
Теория: Структура доклада
Практика: «Стартовый уровень» подготовка доклада с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка доклада самостоятельно по алгоритму, возможны
консультации учителя.
«Продвинутый уровень» самостоятельное составление доклада.
8.2. Работа с презентациями.
Теория: Правила составления презентации для выступления на НПК.
Практика: «Стартовый уровень» подготовка презентации с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка презентации самостоятельно по алгоритму, возможны
консультации учителя.
«Продвинутый уровень» самостоятельное составление презентации в соответствии с
требованиями.
8.3. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Проведение экологической конференции.
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении конференции с материалом
предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении конференции.
«Продвинутый уровень» организовать проведение конференции.
8.4. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: «Всемирный День Земли»
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении праздника с материалом
предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении праздника.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение праздника.
8.5. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Подготовка и проведение «День экологического образования»
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении мероприятия с
использованием материала предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении мероприятия.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение мероприятия.
Раздел. 9. Планирование работы на летний период.
9.1. Выбор тем для исследований
Теория: Тематика будущих исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» выбор темы из возможного перечня тем, предложенного
учителем. «Базовый уровень» предложить возможную область своих будущих исследований.
«Продвинутый уровень» сформулировать тему своих новых исследований.
9.1. Ознакомление с новыми методиками исследований
Теория: Основные методики, которые можно использовать при выполнении
исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» выбрать методику с помощью учителя.
«Базовый уровень» выбрать методику из предложенного перечня.
«Продвинутый уровень» самостоятельно найти методику, с помощью которой будет
проводить исследования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
№
п\п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
Название раздела,
темы
Вводный инструктаж
по ТБ. Экоигра.
Экскурсия в природу 2
2
Количество часов
Всег
о
Практик
а
Теори
я
Раздел 1 Вводное занятие
2
Формы
организации
занятий
экоигра
Формы
аттестации
(контроля)
2
экскурсия
Фоторепортаж
Раздел 2 Главные принципы работы с определителями
2
2
Работа с
определителями
растений
Работа с
определителями
беспозвоночных
животных
2
2
определение
растений
определение
растений
определение
беспозвоночных
животных
определение
животных
Научная литература
по теме
Раздел 3. Правила работы с научной литературой. Наблюдения.
поиск
информации
2
1
1
работа с
научной
литературой
работа с
информацией
Интернета
экологическая
акции
поиск
информации
участие в акции
экскурсия
фоторепортаж
2
2
2
Поиск необходимой
информации
Организация и
проведение массовых
мероприятий и
экологических
акций.
Международный
день наблюдения
птиц
Экскурсия
«Наблюдение за
животными в
природе по их
следам
2
2
2 жизнедеятельности»
Заготовка корма для
зимующих птиц.
Наши домашние
питомцы. Праздник
рыжего кота.
Ятрышник – орхидея
с. Мазунино
Растения красители
3.5.
3.6.
4.
4.1
4.2.
4.3.
4.4.
4.9.
4.5.
Взаимосвязь
окружающей среды с
душевным
состоянием человека
Поверья, легенды,
связанные с
необычной силой
деревьев
Изучение
биологического
разнообразия,
изменения видового
состава растений
луга вблизи дороги.
Дом – опасный и
безопасный.
Изучение
приспособлений
насекомых к
условиям обитания
Изучение
приспособленностей
аквариумных рыб
Изучение
особенностей
возникновения и
проявления страхов
у обучающихся 7
класса школы
4.10. Исследование
4.8.
4.6.
4.7.
влияния шума и
музыки на память и
внимание человека.
4.11. Экология и здоровье
человека
4.12. Пропаганда
природоохранных
идей
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
2
1
2
1
Заготовка
корма
праздник
Заготовка
корма
фоторепортаж
Раздел 4. Проведение исследований.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
полученные
результаты
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
беседа
практикум
экологические
плакаты,
листовки
тестирование
выпуск
листовок
плакатов 4.13. Организация и
4
2
2
экологическая
акция
проведение
акции
проведение массовых
мероприятий и
экологических
акций. Акция
«Покормите птиц
зимой»
Ятрышник – орхидея
с. Мазунино
5.
5.1.
5.2.
Растения красители
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
Взаимосвязь
окружающей среды с
душевным
состоянием человека
Поверья, легенды,
связанные с
необычной силой
деревьев
Изучение
биологического
разнообразия,
изменения видового
состава растений
луга вблизи дороги.
Дом – опасный и
безопасный.
5.7.
5.9.
5.8.
Изучение
приспособлений
насекомых к
условиям обитания
Изучение
приспособленностей
аквариумных рыб
Изучение
особенностей
возникновения и
проявления страхов
у обучающихся 7
класса школы
5.10. Исследование
Раздел 5. Обработка данных.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
влияния шума и
музыки на память и
внимание человека.
6.
Раздел 6. Оформление исследовательских работ 6.1.
6.2.
Ятрышник – орхидея
с. Мазунино
Растения красители
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
Взаимосвязь
окружающей среды с
душевным
состоянием человека
Поверья, легенды,
связанные с
необычной силой
деревьев
Изучение
биологического
разнообразия,
изменения видового
состава растений
луга вблизи дороги.
Дом – опасный и
безопасный.
Изучение
приспособлений
насекомых к
условиям обитания
Изучение
приспособленностей
аквариумных рыб
Изучение
особенностей
возникновения и
проявления страхов
у обучающихся 7
класса школы
6.10. Исследование
6.7.
6.8.
6.9.
влияния шума и
музыки на память и
внимание человека.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
анализ
информации
анализ
информации
анализ
информации
оформленная
работа
оформленная
работа
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
анализ
информации
оформленная
работа
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
Раздел 7. Подготовка к школьной конференции
Тема №1 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №2 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №3 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №4 (доклад,
наглядность к
2
2
2
2
2
2
2
2
практикум
практикум
практикум
практикум
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация 7.5.
7.6.
7.7.
7.8.
7.9.
выступлению)
Тема №5 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №6 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №7 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №8 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №9 (доклад,
наглядность к
выступлению)
7.10. Тема №10 (доклад,
наглядность к
выступлению)
7.11. Игра «Следствие
ведут знатоки»
7.12. Конкурс «Чудо
природы»
7.13. Организация и
проведение массовых
мероприятий и
экологических акций.
Подготовка к
празднику
«Международный день
птиц»
7.14. Праздник
«Международный
день птиц»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
игра
фоторепортаж
конкурс
фоторепортаж
подготовка к
празднику
праздник
праздник
праздник
Раздел. 8. Подготовка к районной конференции.
Индивидуальна
я
4
4
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
Подготовка
докладов к
выступлению
Работа с
презентациями.
Организация и
проведение массовых
мероприятий и
экологических
акций. Проведение
экологической
конференции.
Организация и
проведение массовых
мероприятий и
4
4
2
4
2
4
2
2
доклад
презентация
экологическая
конференция
Индивидуальна
я
работа с
информацией,
экологическая
конференция
экологическая
акция
экологическая
акция экологических
акций. «Всемирный
День Земли»
Подвижные
экологические игры
2
1
1
подвижные
игры
фоторепортаж
Раздел. 9. Планирование работы на летний период.
Выбор тем для
исследований
Ознакомление с
новыми методиками
исследований
2
2
2
2
беседа
беседа
выбранная тема
или область
работы
выбор
методики
8.5.
9.1.
9.2.
Итого часов
144
59
85
Содержание учебного плана
2 год обучения
Раздел 1 Вводное занятие
1.1. Экскурсия в природу
Теория: Инструктаж по ТБ. Ознакомление с основными группами организмов в
посещаемом биоценозе.
Практика: «Стартовый уровень» определение основных групп животных и растений.
«Базовый уровень» составлять пищевые цепи.
«Продвинутый уровень» определять 23 таксономические единицы растений и животных.
Раздел 2 Главные принципы работы с определителями
2.1. Работа с определителями растений
Теория: Правила работы с определителями и определительными карточками
Практика: «Стартовый уровень» определение растений по определительным карточкам
«Базовый уровень» определение по определителям до семейства.
«Продвинутый уровень» определение до вида.
2.2. Работа с определителями беспозвоночных животных
Теория: Правила работы с определителями и определительными карточками
Практика: «Стартовый уровень» определение животных по определительным карточкам
«Базовый уровень» определение по определителям до семейства.
«Продвинутый уровень» определение до вида.
Раздел 3. Правила работы с научной литературой. Наблюдения.
3.1.Научная литература по теме
Теория: как работать с различными бумажными научными источниками.
Практика: «Стартовый уровень» умение находить книги, журналы, газеты и др. источники
с необходимой информацией
«Базовый уровень» умение находить книги, журналы, газеты и др. источники с
необходимой информацией и работать с каталогом.
«Продвинутый уровень» составлять перечень необходимой литературы и работать с ней.
3.2.Поиск необходимой информации
Теория: как работать с различными бумажными и электронными научными источниками.
Практика: «Стартовый уровень» умение находить бумажные источники с необходимой
информацией и заходить на необходимые страницы Интернета. «Базовый уровень» работать с электронными и бумажными источниками информации и
выделять необходимую информацию.
«Продвинутый уровень» умение находить в электронных и бумажных носителях
необходимую информацию и её анализировать.
3.3.Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Международный день наблюдения птиц
Теория: Значимость экологических мероприятий и акций.
Практика: «Стартовый уровень» визуально определять 34 местных видов птиц.
«Базовый уровень» визуально определять 57 местных видов птиц.
«Продвинутый уровень» визуально определять до 10 местных видов птиц.
3.4. Экскурсия «Наблюдение за животными в природе по их следам жизнедеятельности»
Теория: Инструктаж по ТБ. Краткая информация о биоценозах.
Практика: «Стартовый уровень» наблюдать следы жизнедеятельности животных с
помощью учителя.
«Базовый уровень» наблюдать следы жизнедеятельности животных с помощью учителя,
самостоятельно.
«Продвинутый уровень» наблюдать следы жизнедеятельности животных с помощью
учителя, самостоятельно и делать выводы.
3.5.Заготовка корма для зимующих птиц.
Теория: какие семена растений наиболее питательны для зимующих птиц.
Практика: «Стартовый уровень» умение определять семена культурных злаковых
растений.
«Базовый уровень» умение определять семена культурных злаковых растений и 23 вида
дикорастущих.
«Продвинутый уровень» умение определять семена культурных злаковых растений и 23
вида дикорастущих, знать предпочтения птиц к определённым кормам.
3.6. Наши домашние питомцы. Праздник рыжего кота.
Теория: Наши домашние питомцы.
Практика: «Стартовый уровень» сделать фото кошки и принести в школу.
«Базовый уровень» сделать фото кошки, принести в школу и привлечь к участию в
выставке и празднике одноклассников.
«Продвинутый уровень» самостоятельно организовать фотовыставку и праздник.
Раздел 4. Проведение исследований.
4.1. – 4.10. Исследовательские работы по темам №1 №10.
Теория: Основные методики, которые можно использовать при выполнении
исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» ознакомление с методиками предложенными учителем и
выполнение исследований по одной из них.
«Базовый уровень» выбор методик необходимых для выполнения своей работы из
перечня предложенных учителем и проведение необходимых исследований
самостоятельно, но предварительно проконсультировавшись с учителем.
«Продвинутый уровень» самостоятельный подбор необходимых методик и выполнение
исследований.
4.11. Экология и здоровье человека
Теория: Тесная взаимосвязь здоровья человека и условий жизни.
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике. «Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
4.12. Пропаганда природоохранных идей
Теория: Пропаганда природоохранных идей
Практика: «Стартовый уровень» с помощью учителя изготовить листовку.
«Базовый уровень» самостоятельно найти информацию для листовки и изготовить её.
«Продвинутый уровень» самостоятельно найти информацию для плакатов, листовок,
изготовить их.
4.13. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Акция «Покормите птиц зимой»
Практика: «Стартовый уровень» используя готовые проекты изготовить кормушку(и) для
птиц и развесить в школьном дворе или около дома.
«Базовый уровень» самостоятельно изготовить кормушку(и) для птиц и развесить в
школьном дворе или около дома.
«Продвинутый уровень» самостоятельно изготовить кормушку(и) для птиц, развесить в
школьном дворе или около дома и привлечь к данной акции одноклассников и других
учащихся школы.
Раздел 5. Обработка данных.
5.1. – 5.10. Исследовательские работы по темам №1 №10.
Теория: Систематизирование полученных данных, анализ результатов.
Практика: «Стартовый уровень» вместе с педагогом систематизировать полученные
данные и сделав анализ написать выводы.
«Базовый уровень» с помощью педагога систематизировать полученные данные и сделав
анализ самостоятельно написать выводы.
«Продвинутый уровень» самостоятельно систематизировать и проанализировать
полученные данные.
Раздел 6. Оформление исследовательских работ
6.1. – 6.10. Исследовательские работы по темам №1 №10.
Теория: Требования к оформлению исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» оформлять работу с помощью педагога.
«Базовый уровень» оформлять работу самостоятельно используя алгоритм предложенный
педагогом.
«Продвинутый уровень» оформление работы самостоятельно без помощи педагога.
Раздел 7. Подготовка к школьной конференции
7.1. – 7.10. Подготовка выступлений на школьную НПК.
Теория: Подготовка докладов, наглядности к выступлению на школьной конференции.
Практика: «Стартовый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению по
алгоритму с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению по алгоритму
самостоятельно.
«Продвинутый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению
самостоятельно.
7.11. Игра «Следствие ведут знатоки»
Теория: Подготовка и проведение игры.
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике. «Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
7.12. Конкурс «Чудо природы»
Теория: Подготовка и проведение конкурса
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике.
«Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
7.13. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Подготовка к празднику «Международный день птиц»
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике.
«Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
7.14. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Праздник «Международный день птиц»
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении праздника с материалом
предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении праздника.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение праздника.
Раздел. 8. Подготовка к районной конференции.
8.1. Подготовка докладов к выступлению
Теория: Структура доклада
Практика: «Стартовый уровень» подготовка доклада с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка доклада самостоятельно по алгоритму, возможны
консультации учителя.
«Продвинутый уровень» самостоятельное составление доклада.
8.2. Работа с презентациями.
Теория: Правила составления презентации для выступления на НПК.
Практика: «Стартовый уровень» подготовка презентации с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка презентации самостоятельно по алгоритму, возможны
консультации учителя.
«Продвинутый уровень» самостоятельное составление презентации в соответствии с
требованиями.
8.3. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Проведение экологической конференции.
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении конференции с материалом
предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении конференции.
«Продвинутый уровень» организовать проведение конференции.
8.4. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: «Всемирный День Земли»
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении праздника с материалом
предложенным учителем. «Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении праздника.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение праздника.
8.5. Подвижные экологические игры
Теория: Подготовка и проведение подвижных экологических игр.
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении мероприятия с
использованием игр предложенных учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении мероприятия.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение мероприятия.
Раздел. 9. Планирование работы на летний период.
9.1. Выбор тем для исследований
Теория: Тематика будущих исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» выбор темы из возможного перечня тем, предложенного
учителем.
«Базовый уровень» предложить возможную область своих будущих исследований.
«Продвинутый уровень» сформулировать тему своих новых исследований.
9.2. Ознакомление с новыми методиками исследований
Теория: Основные методики, которые можно использовать при выполнении
исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» выбрать методику с помощью учителя.
«Базовый уровень» выбрать методику из предложенного перечня.
«Продвинутый уровень» самостоятельно найти методику, с помощью которой будет
проводить исследования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
№
п\п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего Теори
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Практик
а
я
Раздел 1 Вводное занятие
2
экоигра
Вводный инструктаж
по ТБ. Экоигра.
Экскурсия в природу 2
2
2
экскурсия
Фоторепортаж
Раздел 2 Главные принципы работы с определителями
2
2
Работа с
электронными
определителями
растений
Работа с
электронными
определителями
животных
2
2
определение
растений
определение
растений
определение
животных
определение
животных
Научная литература
по теме
Раздел 3. Правила работы с научной литературой. Наблюдения.
поиск
информации
2
1
1
Поиск необходимой
информации
2
2
поиск
информации
работа с
научной
литературой
работа с
информацией 3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
Организация и
проведение массовых
мероприятий и
экологических
акций.
Международный
день наблюдения
птиц
Экологический
проект «Моё дерево»
Заготовка корма для
зимующих птиц.
Удивительное на
грядке.
4.
4.1 Жизненные формы
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
птиц с. Мазунино
Современные
безвредные методы
борьбы с сорной
растительностью.
Использование
сорных растений в
народной медицине.
Экологические
проблемы
локального
характера
Изучение
биологического
разнообразия,
изменения видового
состава животных
луга вблизи дороги.
Видовое
разнообразие
насекомых,
обитающих на
территории с.
Мазунино
Влияние звуков и
шумов на организм
человека
Болезни растений
произрастающих на
территории с.
Мазунино
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
Интернета
экологическая
акции
участие в акции
проектная
деятельность
Заготовка
корма
фотовыставка
проект
Заготовка
корма
фоторепортаж
Раздел 4. Проведение исследований.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
наблюдение,
исследование
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты 4.9.
4.10.
Исследование
загрязнения
снежного покрова
путём
биотестирования
Как природа
готовится к зиме
4.11. Экология и здоровье
человека
4.12. Пропаганда
природоохранных
идей
4.13. Организация и
проведение массовых
мероприятий и
экологических
акций. Акция
«Покормите птиц
зимой»
5.
5.1. Жизненные формы
птиц с. Мазунино
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
Современные
безвредные методы
борьбы с сорной
растительностью.
Использование
сорных растений в
народной медицине.
Экологические
проблемы
локального
характера
Изучение
биологического
разнообразия,
изменения видового
состава животных
луга вблизи дороги.
Видовое
разнообразие
насекомых,
обитающих на
территории с.
Мазунино
Влияние звуков и
2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
наблюдение,
исследование
полученные
результаты
беседа
практикум
экологические
плакаты,
листовки
экологическая
акция
тестирование
выпуск
листовок
плакатов
проведение
акции
Раздел 5. Обработка данных.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
практикум
таблицы, 5.8.
5.9.
шумов на организм
человека
Болезни растений
произрастающих на
территории с.
Мазунино
Исследование
загрязнения
снежного покрова
путём
биотестирования
5.10. Как природа
готовится к зиме
2
2
2
1
1
1
1
1
1
практикум
практикум
практикум
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
таблицы,
графики,
диаграммы
Раздел 6. Оформление исследовательских работ
6.
6.1. Жизненные формы
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
6.9.
птиц с. Мазунино
Современные
безвредные методы
борьбы с сорной
растительностью.
Использование
сорных растений в
народной медицине.
Экологические
проблемы
локального
характера
Изучение
биологического
разнообразия,
изменения видового
состава животных
луга вблизи дороги.
Видовое
разнообразие
насекомых,
обитающих на
территории с.
Мазунино
Влияние звуков и
шумов на организм
человека
Болезни растений
произрастающих на
территории с.
Мазунино
Исследование
загрязнения
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
анализ
информации
анализ
информации
оформленная
работа
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа
анализ
информации
оформленная
работа снежного покрова
путём
биотестирования
6.10. Как природа
готовится к зиме
7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.
7.7.
7.8.
7.9.
Тема №1 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №2 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №3 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №4 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №5 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №6 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №7 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №8 (доклад,
наглядность к
выступлению)
Тема №9 (доклад,
наглядность к
выступлению)
7.10. Тема №10 (доклад,
наглядность к
выступлению)
7.11. Составление
альбомов «Редкие
виды растений и
животных»
7.12. Организация и
проведение массовых
мероприятий и
экологических акций.
Подготовка к
празднику
«Международный день
птиц»
7.13. Праздник
«Международный
2
1
1
анализ
информации
оформленная
работа
Раздел 7. Подготовка к школьной конференции
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
доклад,
презентация
практикум
фотоальбомы
подготовка к
празднику
праздник
2
праздник
праздник Раздел. 8. Подготовка к районной конференции.
Индивидуальна
я
4
доклад
презентация
экологическая
конференция
Индивидуальна
я
работа с
информацией,
экологическая
конференция
экологическая
акция
экологическая
акция
игра
фоторепортаж
день птиц»
Подготовка
докладов к
выступлению
Работа с
презентациями.
Организация и
проведение массовых
мероприятий и
экологических
акций. Проведение
экологической
конференции.
Организация и
проведение массовых
мероприятий и
экологических
акций. «Всемирный
День Земли»
Игра «Мой дом –
моя крепость»
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
9.1.
Конференция
4
4
2
2
1
2
2
1
4
4
4
2
4
Раздел. 9. Подведение итогов.
2
2
Конференция
рейтинг
исследовательс
ких работ и
проектов
Итого часов
144
57
87
Содержание учебного плана
3 год обучения
Раздел 1 Вводное занятие
1.1. Экскурсия в природу
Теория: Инструктаж по ТБ. Ознакомление с основными группами организмов в
посещаемом биоценозе.
Практика: «Стартовый уровень» определение основных групп животных и растений.
«Базовый уровень» составлять пищевые цепи.
«Продвинутый уровень» определять 23 таксономические единицы растений и животных.
Раздел 2 Главные принципы работы с определителями
2.1. Работа с электронными определителями растений.
Теория: Правила работы с определителями и определительными карточками
Практика: «Стартовый уровень» определение растений по определительным карточкам
«Базовый уровень» определение по определителям до семейства.
«Продвинутый уровень» определение до вида.
2.2. Работа с электронными определителями животных.
Теория: Правила работы с определителями и определительными карточками Практика: «Стартовый уровень» определение животных по определительным карточкам
«Базовый уровень» определение по определителям до семейства.
«Продвинутый уровень» определение до вида.
Раздел 3. Правила работы с научной литературой. Наблюдения.
3.1.Научная литература по теме
Теория: как работать с различными бумажными научными источниками.
Практика: «Стартовый уровень» умение находить книги, журналы, газеты и др. источники
с необходимой информацией
«Базовый уровень» умение находить книги, журналы, газеты и др. источники с
необходимой информацией и работать с каталогом.
«Продвинутый уровень» составлять перечень необходимой литературы и работать с ней.
3.2.Поиск необходимой информации
Теория: как работать с различными бумажными и электронными научными источниками.
Практика: «Стартовый уровень» умение находить бумажные источники с необходимой
информацией и заходить на необходимые страницы Интернета.
«Базовый уровень» работать с электронными и бумажными источниками информации и
выделять необходимую информацию.
«Продвинутый уровень» умение находить в электронных и бумажных носителях
необходимую информацию и её анализировать.
3.3.Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Международный день наблюдения птиц
Теория: Значимость экологических мероприятий и акций.
Практика: «Стартовый уровень» визуально определять 34 местных видов птиц.
«Базовый уровень» визуально определять 57 местных видов птиц.
«Продвинутый уровень» визуально определять до 10 местных видов птиц.
3.4. Экологический проект «Моё дерево»
Теория: Как работать по экологическому проекту
Практика: «Стартовый уровень» выполнять работу совместно с учителем.
«Базовый уровень» выполнять работу частично самостоятельно по алгоритму.
«Продвинутый уровень» выполнять работу самостоятельно по алгоритму.
3.5.Заготовка корма для зимующих птиц.
Теория: какие семена растений наиболее питательны для зимующих птиц.
Практика: «Стартовый уровень» умение определять семена культурных злаковых
растений.
«Базовый уровень» умение определять семена культурных злаковых растений и 23 вида
дикорастущих.
«Продвинутый уровень» умение определять семена культурных злаковых растений и 23
вида дикорастущих, знать предпочтения птиц к определённым кормам.
3.6.Удивительное на грядке.
Теория: Приятные результаты по выращиванию культурных растений.
Практика: «Стартовый уровень» сделать фото растений и принести в школу.
«Базовый уровень» сделать фото растений, принести в школу и привлечь к участию в
выставке и празднике одноклассников.
«Продвинутый уровень» самостоятельно организовать фотовыставку.
Раздел 4. Проведение исследований.
4.1. – 4.10. Исследовательские работы по темам №1 №10. Теория: Основные методики, которые можно использовать при выполнении
исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» ознакомление с методиками предложенными учителем и
выполнение исследований по одной из них.
«Базовый уровень» выбор методик необходимых для выполнения своей работы из
перечня предложенных учителем и проведение необходимых исследований
самостоятельно, но предварительно проконсультировавшись с учителем.
«Продвинутый уровень» самостоятельный подбор необходимых методик и выполнение
исследований.
4.11. Экология и здоровье человека
Теория: Тесная взаимосвязь здоровья человека и условий жизни.
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике.
«Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
4.12. Пропаганда природоохранных идей
Теория: Пропаганда природоохранных идей
Практика: «Стартовый уровень» с помощью учителя изготовить листовку.
«Базовый уровень» самостоятельно найти информацию для листовки и изготовить её.
«Продвинутый уровень» самостоятельно найти информацию для плакатов, листовок,
изготовить их.
4.13. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Акция «Покормите птиц зимой»
Практика: «Стартовый уровень» используя готовые проекты изготовить кормушку(и) для
птиц и развесить в школьном дворе или около дома.
«Базовый уровень» самостоятельно изготовить кормушку(и) для птиц и развесить в
школьном дворе или около дома.
«Продвинутый уровень» самостоятельно изготовить кормушку(и) для птиц, развесить в
школьном дворе или около дома и привлечь к данной акции одноклассников и других
учащихся школы.
Раздел 5. Обработка данных.
5.1. – 5.10. Исследовательские работы по темам №1 №10.
Теория: Систематизирование полученных данных, анализ результатов.
Практика: «Стартовый уровень» вместе с педагогом систематизировать полученные
данные и сделав анализ написать выводы.
«Базовый уровень» с помощью педагога систематизировать полученные данные и сделав
анализ самостоятельно написать выводы.
«Продвинутый уровень» самостоятельно систематизировать и проанализировать
полученные данные.
Раздел 6. Оформление исследовательских работ
6.1. – 6.10. Исследовательские работы по темам №1 №10.
Теория: Требования к оформлению исследовательских работ.
Практика: «Стартовый уровень» оформлять работу с помощью педагога.
«Базовый уровень» оформлять работу самостоятельно используя алгоритм предложенный
педагогом.
«Продвинутый уровень» оформление работы самостоятельно без помощи педагога.
Раздел 7. Подготовка к школьной конференции 7.1. – 7.10. Подготовка выступлений на школьную НПК.
Теория: Подготовка докладов, наглядности к выступлению на школьной конференции.
Практика: «Стартовый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению по
алгоритму с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению по алгоритму
самостоятельно.
«Продвинутый уровень» подготовка докладов, наглядности к выступлению
самостоятельно.
7.11. Составление альбомов «Редкие виды растений и животных»
Теория: Подбор материала по редким растениям и животным с. Мазунино.
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике.
«Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать для изготовления альбомов.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать для изготовления альбомов и организовать его
проведение.
7.12. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Подготовка к празднику «Международный день птиц»
Практика: «Стартовый уровень» найти информацию по данной тематике.
«Базовый уровень» найти материал по данной тематике и выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии.
«Продвинутый уровень» найти материал по данной тематике, выделить основную
информацию, которую можно использовать на мероприятии и организовать его проведение.
7.13. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Праздник «Международный день птиц»
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении праздника с материалом
предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении праздника.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение праздника.
Раздел. 8. Подготовка к районной конференции.
8.1. Подготовка докладов к выступлению
Теория: Структура доклада
Практика: «Стартовый уровень» подготовка доклада с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка доклада самостоятельно по алгоритму, возможны
консультации учителя.
«Продвинутый уровень» самостоятельное составление доклада.
8.2. Работа с презентациями.
Теория: Правила составления презентации для выступления на НПК.
Практика: «Стартовый уровень» подготовка презентации с помощью учителя.
«Базовый уровень» подготовка презентации самостоятельно по алгоритму, возможны
консультации учителя.
«Продвинутый уровень» самостоятельное составление презентации в соответствии с
требованиями.
8.3. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: Проведение экологической конференции.
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении конференции с материалом
предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении конференции. «Продвинутый уровень» организовать проведение конференции.
8.4. Организация и проведение массовых мероприятий и экологических акций.
Теория: «Всемирный День Земли»
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении праздника с материалом
предложенным учителем.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении праздника.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение праздника.
8.5. Игра «Мой дом – моя крепость»
Теория: Подготовка и проведение игры.
Практика: «Стартовый уровень» участвовать в проведении игры.
«Базовый уровень» участвовать в подготовке и проведении игры.
«Продвинутый уровень» организовать подготовку и проведение игры.
Раздел. 9. Подведение итогов.
9.1. Конференция
Теория: Подготовка выступлений на итоговой конференции.
Практика: «Стартовый уровень» подготовить выступление с помощью учителя.
«Базовый уровень» самостоятельно подготовить выступление.
«Продвинутый уровень» самостоятельно подготовить своё выступление и участвовать в
организации конференции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Изучение курса дает возможность достичь следующих личностных результатов:
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы родного края, интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с различными источниками биологической информации;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникативных технологий (ИКТкомпетенций). Предметными результатами являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе родного края и закономерностях
ее развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине
мира;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, умения выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к природе родного края;
осознания необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний, растений, животных родного края.
В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции.
Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в
процессе изучения курса.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных
характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных
периодов \ этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность
каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.;
календарный учебный график является обязательным приложением к
образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (см.
документ «шаблон календарного учебного графика»).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к помещению:
Показатели физической среды классалаборатории должны быть согласованы с
принятыми санитарногигиеническими нормами. В помещении кабинета должны
поддерживаться определенная температура, влажность, уровень освещенности, соблюдено
процентное соотношение вредных примесей в воздухе.
Важный момент в оборудовании кабинета — правильное освещение, так как
недостаток света снижает работоспособность учащихся и приводит к ухудшению зрения.
Кабинет следует проветривать во время перемен. В теплые дни занятия проводятся при
открытых форточках .
Список технических средств обучения
1.Телевизор «Горизонт»;
2. Видеоплейер «LD»;
3. DVD –K 33 Panasonic;
4. Компьютер.
Список компьютерных средств обучения
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии: Растения. Бактерии. Грибы 6 класс.
Животные 7 класс.
Список наглядных пособий
Гербарии:
1. Лекарственные растения.
2. Морфология и биология растений.
3. Ядовитые и вредные в животноводстве растения.
4. Гербарий деревьев и кустарников.
5. Основные группы растений.
6. Важнейшие культурные растения.
7. Кормовые травы.
8. Систематика растений (1 и 2 части).
9. Для курса ботаники.
Инструментарий для лабораторных и практических работ:
Микроскопы, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, лотки, пинцеты,
скальпели и др.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
1. Школьная НПК.
2.Районный тур НПК «Шаг в будущее».
3.Экологическая конференция.
4.Итоговая конференция.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методическое обеспечение программы 1й год
№ Тема
Материал
1. Вводное занятие
2.
Главные принципы работы с
определителями
3. Правила работы с научной
литературой
Игра «Паутинка доверия»
№
приложения
1
2
4 Проведение дополнительных
Методика исследований
3,4,5
исследований
5 Обработка данных
6 Оформление исследовательских
работ
7 Подготовка к школьной
конференции
8 Подготовка к районной
конференции
Методика оформления
исследовательских работ
6 9 Организация и проведение
экологических мероприятий
Планирование работы на летний
период
1
0
Экологическая конференция
7
№ Тема
Материал
Методическое обеспечение программы 2й год
экоигра
Экологическая конференция
Праздник, посвященный Дню
птиц
Игра «Следствие ведут
знатоки»
Конкурс «Чудо природы»
№
приложения
12
8,9,10,11
2
Водное занятие
1
2 Организация и проведение массовых
мероприятий и экологических акций
3
Главные принципы работы с
определителями
4 Правила работы с научной литературой
5 Проведение дополнительных
исследований
Методики исследований
3,4,5
6 Обработка данных
7 Оформление исследовательских работ Методика оформления
исследовательских работ
6
8 Подготовка к школьной конференции
9 Подготовка к районной конференции
1
0
Планирование работы на летний
период
№ Тема
Материал
Методическое обеспечение программы 3й год
Водное занятие
1
2 Организация и проведение массовых
мероприятий и экологических акций
Экоигра
Экологическая конференция.
Праздник «Встречаем птиц».
Экология и здоровье
человека.
Пропаганда
природоохранных идей.
Игра «Мой дом – моя
крепость».
3
Главные принципы работы с
электронными определителями
4 Правила работы с научной
5
литературой, выход в Интернет
Дополнительное проведение
исследований
Методики исследований
3,4,5
№
приложения
12
13,14,15,16,17
18
19 6 Обработка данных
7 Оформление исследовательских работ Методика оформления
исследовательских работ
6
8 Подготовка к школьной конференции
9 Подготовка к районной конференции
1
0
Итоговая конференция
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Ашихмина ТЛ. Экология родного края. Киров, 1996
2. Бабенко, В.Г, Зайцева Е.Ю. Биология. Материалы к урокам экскурсиям.
3. Басов В.М. «Летний полевой практикум по экологии», Ижевск,2002
4. Громова Л.А.Биология 59 классы. Организация проектной и исследовательской
деятельности школьников, М: Вентана Граф, 2014
5. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. — М: Сфера, 2005
6. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей
среды. — М: Владос, 2001
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Основная:
1.
Козлов М.А. Школьный атлас определитель беспозвоночных. М: Просвещение,
1991
Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. М: Просвещение, 1972
2.
3. Мамаев Б.М. Школьный атласопределитель насекомых. М. «Просвещение»,1985
4.
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас определитель высших растений. М:
Просвещение, 1985
Храбрый В.М. Школьный атлас определитель птиц. М: Просвещение, 1988
5.
Дополнительная:
6.
Воротников А.А. Универсальная энциклопедия школьника. Биология и анатомия.
Минск: Валев, 1995
7. Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. Харьков, «Услуга», 1992
8.
Рахмонов А.И. Птицы наши друзья. М: Росагропромиздат, 1989
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Программа экологического кружка "Росинка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.