Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс
Оценка 4.7

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
9 кл
25.02.2018
Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс
В связи с переходом школ Российской Федерации на профильное обучение, большое значение приобрела проблема выявления интереса обучающихся к будущим профильным предметам в 9 классах. Актуальность биологических знаний и знаний непосредственно о строении человеческого тела, устройстве и работе физиологических систем организма в современное время приобретают необходимость у подрастающего поколения. В Российской Федерации правительство, система здравоохранения и система образования должны заботиться о будущем подрастающего поколения, которое должно быть здоровым и образованным. Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы сохранения здоровья, поэтому пропаганда сохранения здорового образа жизни и поддержания его на должном уровне должна являться одной из ведущих в системе образования. Введение факультативного курса «Человек и его здоровье», как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что возникает необходимость в биологическом просвещении школьников. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что учащиеся более подробно узнают о составляющих здоровья, особенностях человека, биологических ритмах, образе жизни, факторах, влияющих на состояние здоровья, вредных привычках и их профилактике, оздоровительно – профилактических средствах на службе здоровья, о науке, позволяющей сохранить молодость и здоровье – ювенологии, то есть большое количество вопросов. Которые не входят в изучении курса биологии 8 класса. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование положительной мотивации к выбору естественнонаучного профиля изучаемой дисциплины. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, валеология, физическая культура. Программа адресована обучающимся 9 классов, а также может быть частично использована в 8 классах.
Человек и его здоровье.doc

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек и его здоровье

 

Рабочая программа по курсу

для 9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2017

Содержание

1.     Пояснительная записка                                                                    с. 3 - 5

2.     Планируемые результаты освоения курса                                     с. 6 - 7

3.     Содержание курса                                                                            с. 8 - 12

4.     Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы                                                              с. 13 - 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В связи с переходом школ Российской Федерации на профильное обучение, большое значение приобрела проблема выявления интереса обучающихся к будущим профильным предметам в 9 классах. Актуальность биологических знаний и знаний непосредственно о строении человеческого тела, устройстве и работе физиологических систем организма в современное время приобретают необходимость у подрастающего поколения. В Российской Федерации правительство, система здравоохранения и система образования должны заботиться о будущем подрастающего поколения, которое должно быть здоровым и образованным. Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы сохранения здоровья, поэтому пропаганда сохранения здорового образа жизни и поддержания его на должном уровне должна являться одной из ведущих в системе образования.

Введение  факультативного курса «Человек и его здоровье», как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что возникает необходимость в биологическом просвещении школьников.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что учащиеся более подробно узнают о составляющих здоровья, особенностях человека, биологических ритмах, образе жизни, факторах, влияющих на состояние здоровья, вредных привычках и их профилактике, оздоровительно – профилактических средствах на службе здоровья, о науке, позволяющей сохранить молодость и здоровье – ювенологии, то есть большое количество вопросов. Которые не входят в изучении курса биологии 8 класса.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование положительной мотивации к выбору естественнонаучного профиля изучаемой дисциплины.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, валеология, физическая культура. Программа адресована обучающимся 9 классов, а также может быть частично использована в 8 классах.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1. Понятии здоровья, его составляющих

2. Психофизиологических и биологических особенностях человека как индивидуума

3. Образе жизни и слагающих его факторах

4. Видах вредных привычек и профилактике отвыкания

5. Стрессе, как негативном факторе окружающей среды

6. Физиологических аспектах сна

7. Роли анализаторов в восприятии окружающего мира

8. Психологии сексуальной жизни подростков

9. Ювенологии

знает:

1.     Определения и термины курса

2.     Представления об основных принципах здорового образа жизни

3.     Виды факторов окружающей среды, оказывающих влияние на здоровье человека

4.     Особенности человека как индивидуума

5.     Оздоровительно – профилактические нормы и средства для поддержания здорового образа жизни

умеет:

1.      оценивать собственное состояние физического здоровья

2.      оценивать суточные изменения физических показателей

3.      оценивать реакцию физиологических систем организма на изменение физической нагрузки

4.      определять собственную стрессоустойчивость в условиях психоэмоционального напряжения и разгрузки

5.      оценивать подготовленность собственного организма к физическим занятиям

6.      пользоваться простейшими приемами исследования здоровья человека

7.      сформировать убежденность искоренения вредных привычек

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1.  Понятие о здоровье. Составляющая здоровья

2. Человек как индивидуум

3. Искусство быть здоровым

4. Ювенология

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, выполнение лабораторных работ. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью фронтальных опросов на уроках, письменных ответов, поиска дополнительной информации к урокам. Курс рассчитан на 34 часа лекционно - практических занятий в 9 классе

(1 час в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса

          Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания курса «Человек и его здоровье»:

1.  Умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

2. Умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

3. Умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные:

1. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

2. Проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;

3. Проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;

4. Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях. Метапредметные:

 1. Характеристика личного и общественного здоровья как социально-культурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

2.  Обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологическим возрастным особенностям;

3. Планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

4. Анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;

5. Управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Раздел

Содержание

1

Введение. Понятие о здоровье. Составляющая здоровья

Человек как часть живой природы. Здоровье человека – личное и общественное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья человека. Ответственность каждого за свое здоровье и здоровье окружающих. Отношение к здоровью в культрах народов планеты.

Лабораторная работа 1. Оценка состояния физического здоровья.

2

Человек как индивидуум

Индивидуальность человека. Психофизиологическое, биологическое, биологогенетическое развитие человека.

Биологические ритмы человека

Синхронизация биологических ритмов человека с природными циклами. Суточная ритмика физиологических процессов организма человека. Биоритмологическая индивидуальность человека – жаворонки, голуби, совы.

Причины нарушений биологических ритмов человека

Значение биоритмов в практической деятельности человека. Зависимость работоспособности от биоритмов. Значение биоритмов для лечения и предупреждения заболеваний. Рассогласование биоритмов и его последствия.

Лаболраторная работа 2 Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей

 

3

Искусство быть здоровым

Образ жизни как фактор здоровья.

Здоровье как состояние физического, психологического и социального благополучия. Понятие об образе жизни.

Факторы, влияющие на состояние здоровья

Влияние окружающей среды на состояние здоровья человека. Генетическая предрасположенность, влияние социума.

История развития представлений о здоровом образе жизни

Истоки зарождения понятий и направлений здорового образа жизни. Высказывания и представления ученых античности, средних времен, эпохи Возрождения и современности о здоровом образе жизни. Современные представления о здоровом образе жизни, определение понятия  Всемирной Организации Здравоохранения.

Вредные привычки и их влияние на здоровый образ жизни

Табакокурение. История возникновения данной вредной привычки. Отрицательное воздействие табака на организм человека. Развитие паталогий, связанных с табакокурением. Наркомания – болезнь нации. Классификация наркотических веществ. Виды наркотических веществ, их воздействие на организм. Виды заболеваний, возникающих, при употреблении наркотиков. Токсикомания. Виды токсических веществ, отрицательно влияющих на здоровье человека. Последствия токсикомании. Профилактика вредных привычек.

Стресс как негативный социальный фактор

Понятие стресса. Виды стресса. Влияние стресса на физиологические системы человека. Негативные последствия. Стресс и работоспособность.

Лабораторная работа 3. Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.

 Оздоровительно – профилактические средства на службе здоровья

Закаливание. Понятие, виды. Правильное сбалансированное питание. Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы, их суточная потребность. Физическая нагрузка на организм человека, ее роль, положительное влияние на физиологические системы человека. Соотнесение времени рабочего дня человека, времени отдыха. Виды активного отдыха человека.

Лабораторная работа 4. Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку

Лабораторная работа 5. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой

Здоровье человека и медицинская генетика

Понятие здоровья в медицине. Хромосомы человека – норма и паталогия. Заболевания, передающиеся по наследству. Роль наследственности в формировании организма. Несостоятельность фатального взгляда на наследственность. Решение задач на наследование признаков.

 Роль анализаторов в восприятии окружающего мира

Строение и функции зрительного, слухового анализаторов. Тактильное ощущение, вкус, обоняние, вестибулярный аппарат. Значение анализаторов в восприятии действительности. Условия нормального функционирования анализаторов. Эмоционально – психические нагрузки при работе на компьютере

Лабораторная работа 6. Воздействие шума на остроту слуха

 Сон как составляющая здорового образа жизни

Сон. Значение сна, фазы сна. Сновидения. Физиологическая необходимость сна. Летаргический сон, понятие, особенности, отличающие от физиологического сна. Понятие о гипнозе. Гипнотический сон.

     Психология сексуальной жизни

Физиологические особенности в строении женской и мужской половых систем. Понятие о противозачаточных средствах как сексуальное просвещение подрастающей молодежи. Классификация противозачаточных средств, виды.

 

4

Ювенология

Ювенология – наука сохранения здоровья и молодости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Раздел 1. Введение. Понятие о здоровье. Составляющая здоровья

6

1

Человек как часть живой природы

1

2

Здоровье человека – личное и общественное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья человека

1

3

Ответственность каждого за свое здоровье и здоровье окружающих

1

4

Отношение к здоровью в культурах народов планеты

1

5

Лабораторная работа 1. Оценка состояния физического здоровья

1

6

Контрольная работа по разделу 1

1

Раздел 2. Человек как индивидуум

5

7

Индивидуальность человека. Психофизиологическое, биологическое, биологогенетическое развитие человека

1

8

Синхронизация биологических ритмов человека с природными циклами

1

9

Биоритмологическая индивидуальность человека – жаворонки, голуби, совы

1

10

Значение биоритмов в практической деятельности человека. Зависимость работоспособности от биоритмов

1

11

Лабораторная работа 2 Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей

1

Раздел 3. Искусство быть здоровым

22

12

Здоровье как состояние физического, психологического и социального благополучия. Понятие об образе жизни

1

13

Влияние окружающей среды на состояние здоровья человека

1

14

Истоки зарождения понятий и направлений здорового образа жизни

1

15

Высказывания и представления ученых античности, средних времен, эпохи Возрождения и современности о здоровом образе жизни

1

16

Современные представления о здоровом образе жизни, определение понятия  Всемирной Организации Здравоохранения

1

17

Табакокурение. История возникновения данной вредной привычки

1

18

Отрицательное воздействие табака на организм человека. Развитие патологий, связанных с табакокурением

1

19

Наркомания – болезнь нации

1

20

Виды заболеваний, возникающих, при употреблении наркотиков

1

21

Токсикомания. Виды токсических веществ, отрицательно влияющих на здоровье человека

1

22

Профилактика вредных привычек

1

23

Понятие стресса. Виды стресса. Влияние стресса на физиологические системы человека

1

24

Лабораторная работа 3. Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы

1

25

Закаливание. Понятие, виды

1

26

Правильное сбалансированное питание

1

27

Соотнесение времени рабочего дня человека, времени отдыха. Виды активного отдыха человека

1

28

Лабораторная работа 4. Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку

1

29

Лабораторная работа 5. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой

1

30

Понятие здоровья в медицине.  Заболевания, передающиеся по наследству

1

31

Строение и функции зрительного, слухового анализаторов

Лабораторная работа 6. Воздействие шума на остроту слуха

1

32

Сон. Значение сна, фазы сна. Сновидения. Физиологическая необходимость сна

1

33

Физиологические особенности в строении женской и мужской половых систем. Понятие о противозачаточных средствах как сексуальное просвещение подрастающей молодежи

1

Раздел 4. Ювенология

1

34

Ювенология – наука сохранения здоровья и молодости

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Содержание 1. Пояснительная записка с

Содержание 1. Пояснительная записка с

Пояснительная записка В связи с переходом школ

Пояснительная записка В связи с переходом школ

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о : 1

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о : 1

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: 1

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: 1

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; 4

Планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; 4

Содержание курса №

Содержание курса №

Лаболраторная работа 2 Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей 3

Лаболраторная работа 2 Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей 3

Классификация наркотических веществ

Классификация наркотических веществ

Лабораторная работа 4. Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку

Лабораторная работа 4. Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку

Искусство быть здоровым Образ жизни как фактор здоровья

Искусство быть здоровым Образ жизни как фактор здоровья

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Лабораторная работа 5. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой 1 30

Лабораторная работа 5. Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой 1 30

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс

Программа элективного курса "Человек и здоровье" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018