Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
география +2
8 кл—11 кл +1
19.05.2018
Программа курса «Местное самоуправление моего края» предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и ориентирована на гуманитарный и естественнонаучный профили. Программа элективного курса «Местное самоуправление моего края» содержит материал, выходящий за рамки школьных программ по обществознанию, географии, и направлена на удовлетворение познавательного интереса школьников и формирование творческой индивидуальности. Предлагаемая программа способствует нравственному воспитанию учащихся и становлению активной гражданской позиции по отношению к своей Родине и появлению широкого взгляда на мир. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности, творческих способностей и обобщению межпредметных связей.Цель курса - создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Сформировать у учащихся представления о возможных вариантах организации самоуправления в классе, школе.
Задачи:
• Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности.
• Собирать, анализировать и систематизировать информацию о деятельности органов местного самоуправления.
• Готовить предложения для органов местного самоуправления.
• Готовить варианты проекта «Школьное самоуправление».
Местное самоуправление.doc
Программа элективного курса для 89 классов «Местное
самоуправление моего края».
Автор: Стекленёва Светлана Юрьевна
учитель географии высшей категории
Место выполнения: МОУ «СОШ р.п Духовницкое»
Саратовская область
. ru
Email: steklenewa
@ yandex
1. Пояснительная записка
Программа курса «Местное самоуправление моего края» предназначена
для учащихся 89 классов общеобразовательных школ в рамках
предпрофильной подготовки и ориентирована на гуманитарный и
естественнонаучный профили. Программа элективного курса «Местное
самоуправление моего края» содержит материал, выходящий за рамки
школьных программ по обществознанию, географии, и направлена на
удовлетворение познавательного интереса школьников и формирование
творческой индивидуальности. Предлагаемая программа способствует
нравственному воспитанию учащихся и становлению активной гражданской
позиции по отношению к своей Родине и появлению широкого взгляда на мир.
Его изучение будет способствовать развитию профессиональной
направленности личности,
межпредметных связей.
творческих способностей и обобщению
В современном мире существует много возможностей, благодаря которым
люди могут решать жизненно важные задачи и добиваться успеха в любой
области. Тем не менее, многие люди вопреки всем своим желаниям так и не
становятся успешными на протяжении всей своей жизни. Вроде бы время
мир находится в постоянном развитии,
всем дано одинаково,
совершенствуются технологии, однако одни люди успешны, а другие – нет. И
в тот момент, когда человек желает себе помочь и решить трудные задачи на
своем пути, ему порой мешают сомнения, нерешительность и неумение
строить отношения с окружающими. Средствами данного курса можно выявить организаторские способности
школьника, сформировать мотивы для осознанного выбора профессии.
Данный курс является личностно ориентированным.
Цель курса создание условий и возможностей для успешной социализации и
эффективной самореализации молодежи. Сформировать у учащихся
представления о возможных вариантах организации самоуправления в классе,
школе.
Задачи:
Обучение приемам и методам организации и планирования
деятельности.
Собирать, анализировать и систематизировать информацию о
деятельности органов местного самоуправления.
Готовить предложения для органов местного самоуправления.
Готовить варианты проекта «Школьное самоуправление».
Обучение навыкам социальной активности.
Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за
себя и окружающих.
Развитие способности самопознания.
Овладение приемами конструктивного взаимодействия.
Знать основные нормативноправовые акты, в которых дается
характеристика местного самоуправления, регламентируется сфера
его деятельности.
Уметь свободно разбираться в вопросах и проблемах местного
самоуправления.
Анализировать современное состояние местного самоуправления и
возможности повышения его эффективности.
Используются методы: беседы, игры, упражнения, деловые игры. При организации и проведении занятий возможно создание творческих
групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных
методик, создание презентаций. Изучение программы курса помогает
ученикам осознанно выбрать профиль обучения в старшей школ.
3.Описание места учебного курса в учебном плане.
Программа элективного курса ориентирована на учащихся 9 классов. Режим
работы – 1 раз в неделю. Элективный курс краткосрочный и реализуется в
течение одной четверти. Общее количество часов 12.
4. Требования к уровню подготовки школьников.
Предметные результаты.
1. Формирование представления о типах отношений между людьми, о
формах проявления отношения к другому человеку в словах, поступках,
мимике, жестах.
2. Умение правильно интерпретировать информацию, получаемую при
непосредственном наблюдении за человеком.
3. Формирование представления об особенностях общения при различных
видах коммуникации, о межличностных отношениях, как отношениях,
основанных на взаимности, взаимодействии.
4. Формирование понятия потребности в общении, осознание своей
потребности и своих характерных особенностей в общении.
5. Формирование представления об эмпатии как важнейшем условии
отношений между людьми, обеспечивающем подлинно гуманное отношение к
другим людям.
6. Раскрытие роль жизненного опыта в формировании собственных
критериев понимания и оценки другого человека
Личностные результаты: 1. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
2. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
4. Формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
5. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
поставленных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в деятельности. 5.Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
7. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
5.Содержание учебного курса
Тема 1. Понятие «местное самоуправление» (2 часа).
Типы организации местного самоуправления. Сущность и признаки местного
самоуправления. Организационные формы местного самоуправления.
политическая, экономическая,
Функции местного самоуправления:
социальная, функция охраны общественного порядка, экологическая.
Тема 2. Страницы истории местного самоуправления в России. (2 часа).
Знание – сила. Местное самоуправление Древней Руси. Дореволюционный
этап. Местное самоуправление в советский период. Местное самоуправление
России в переходный период (90е годы xx века). Организация местного
самоуправления в Саратовской области.
Тема 3. Муниципальные образования и органы местного самоуправления в
современной России. (2 часа)
Органы местного самоуправления в системе управления Российской
Федерации. Компетенция органов местного самоуправления.
Тема 4. Формы общественного самоуправления. (2 часа)
Референдум, муниципальные выборы, сход граждан как формы участия
населения в местном самоуправлении. Территориальное общественное самоуправление и публичные слушания. Развитие общественного
самоуправления в муниципальном образовании р.п. Духовницкое Саратовской
области.
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей
старшеклассников.
Тема 5. Школьное самоуправление (2 часа).
Понятие «самоуправление», «школьное самоуправление». Самоуправление и
российская школа. Правовые основы организации школьного самоуправления.
Модель школьного самоуправления.
Продуктивность, сплоченность, интеграция и обучение. Деловая игра.
Тема 6. Самореализация – стиль жизни. Формирование организаторских
способностей (2 часа)
Формирование навыков совместной работы в группе. Правила составления
сценария. Коллективнотворческие дела. Этапы КТД. Технология
организации мероприятия. Анализ результативности мероприятия.
6. Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности.
№ занятия
Тема занятия
Количе
Основные виды деятельности
Знакомство с программой
«Местное самоуправление
моего края».
Тема 1.
Понятие
«местное
самоуправлени
е»
ство
часов
1
Знать понятие «местное
самоуправление».
Формирование позитивного
отношения к программе,
выявление интереса и желания
быть ее активным участником. Функции
местного
Тема2.
самоуправления.
Знание – сила.
Страницы
истории
местного
самоуправления
в России
Организация местного
самоуправления в
Саратовской области.
1
1
1
Участие в коллективном
диалоге.
Участие в коллективном
диалоге. Знакомство с
основными этапами местного
самоуправления.
Развитие самодисциплины,
самомотивации.
Участие в коллективном
диалоге.
Тема 3.
Органы местного
1
Организовывать свою
Муниципальные
образования и
самоуправления в системе
управления Российской
деятельность. Учить
действовать в неожиданной
органы
местного
самоуправления
в современной
России.
Федерации.
Компетенция
местного самоуправления
органов
1
ситуации; снизить уровень
тревожности и эмоционального
напряжения; создать условия
для самореализации учащихся.
Тема 4. Формы
Референдум, муниципальные
2
Исследовать практические
общественного
самоуправления
выборы, сход граждан как
формы участия населения в
.
местном самоуправлении.
Территориальное
общественное
самоуправление и публичные
слушания.
ситуации, связанные с
проведением. Описывать и
оценивать собственные
увлечения в контексте
возможностей личностного
развития. Методика изучения
коммуникативных и
организаторских склонностей Развитие
самоуправления
общественного
в
старшеклассников
муниципальном образовании
Духовницкое
р.п.
Саратовской области.
Понятие «самоуправление»,
Тема 5.
1
Расширять знаний детей друг о
Школьное
самоуправление
«школьное самоуправление».
и
Самоуправление
друге; активизация
размышлений учащихся о
российская школа.
Деловая игра «Выборы царя
зверей»
Тема 6.
Большая психологическая
Самореализация
– стиль жизни.
игра "Дом наших отношений"
1
2
значимости бесконфликтного
общения; развитие навыков
сотрудничества; формирование
ресурсов к поддержанию
положительного микроклимата
в коллективе.
Участие в коллективном
диалоге. Прогнозировать
результат своей деятельности.
Развивать навыки и умения для
уверенного поведения и
эффективного взаимодействия;
развитие умения поддерживать
дружеские отношения с
окружающими. Участвовать в
творческой деятельности,
мероприятиях.
Всего
12
7. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение курса. Для изучения курса, в наличии следующие объекты и средства материально
технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья, учительский стол, настенная
доска для вывешивания иллюстративного материала; карандаши, бумага,
фотоаппарат.
Технические средства обучения демонстрационное оборудование,
предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и
явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют
видеть предмет или явление (компьютер);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для
обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных
средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч.
принтер, сканер.
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
интернетресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные
презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Список использованных источников:
1. Андреев В. И. Конфликтология. – М. : Народное образование, 1995. –
128 с.
2. Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение,
1991. – 223 с.
3. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. –
НМЦ, Пенза. – 1994. – 344 с.
4. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М. : Просвещение, 1978. – 159 с. 5. Титов Ю. П. История государства и права России. М., 2006.
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. –
М. : ВЛАДОС, 1995 с. – 529 с.
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей
старшеклассников
Инструкция: “Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы “да”
или “нет”. Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех
необходимых подробностей, постарайтесь представить себе типичные
ситуации. Не следует затрачивать много времени на обдумывание”.
1.
Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к
принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кемто из
Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с
различными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за
какиминибудь другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какието помехи в осуществлении Ваших намерений, то
легко ли Вы отступаете от своих намерений?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно
старше Вас по возрасту?
10.Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами
различные развлечения?
11.Трудно ли вам включаться в новые для Вас компании?
12.Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было
выполнить сегодня?
13.Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в
соответствии с Вашим мнением?
15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами изза
невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с
новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть
одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас
обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить
начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения,
если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым
человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых
Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление
в малознакомую для Вас компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе – классе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим
количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение,
если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас
компанию? 34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и
спокойным, когда приходится говорить чтолибо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с
малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?
Обработка результатов: Результаты обрабатываются через сравнение
ответов учащихся с ключом (отдельно по коммуникативным и
организаторским склонностям).
Ключ “Коммуникативные
склонности”
Ключ “Организаторские
склонности”
1да
3нет
5да
7нет
9да
2да
4нет
6да
8нет
10да
11нет
13да
15нет
17да
19нет
12нет
14да
16нет
18да
20нет
21да
23нет
25да
27нет
29да
22да
24нет
26да
28нет
30да
31нет
33да
35нет
37да
39нет
32нет
34да
36нет
38да
40нет
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому
разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент
коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей школьников по
формуле: К=0,05хС, где К – величина оценочного коэффициента, С –
количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный коэффициент может
варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне
коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 – о низком
уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы,
свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей. Коммуникативные склонности
Организаторские склонности
Кк
Баллы
Уровень
Ко
Баллы
Уровень
0,10 – 0, 45
0,46 – 0, 55
0,56 – 0, 65
0,66 – 0, 75
0,76 – 1,00
1
2
3
4
5
Низкий
0,20 – 0, 55
Ниже
среднего
0,56 – 0, 65
Средний
0,66 – 0,70
Высокий
0,71 – 0,80
Очень высокий
0,81 – 1,00
1
2
3
4
5
Низкий
Ниже
среднего
Средний
Высокий
Очень высокий
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Программа элективного курса для 8-9 классов «Местное самоуправление моего края».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.