Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными городами и их ролью в современном мире. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики. Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
РП ЭЛЕКТИВ ГОРОДА МИРА.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «ГОРОДА МИРА»
для 9 классов
Учебнометодический комплект:
1. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа,
2008.
2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение,
2007.
3. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.
Пояснительная записка
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/ Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 9
классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными
городами и их ролью в современном мире.
Рассматривая особенности истории
возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах
их роста учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики.
Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся
элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего
изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно
рассматривать как своего рода универсальный курс, который может быть предложен
слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может
максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в
соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе
общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию
всесторонне образованной личности.
Данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих
стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из
видов которых – знакомство с достопримечательностями.
Открыты границы для
посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир
прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что
данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это
знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и
друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или
ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы –
Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные
творения рук человеческих – Мавзолей ТаджМахал в Агре в Индии, Стоунхендж в
Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в
Марокко и другие.
Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по
подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является
география.
Содержание программы включает новые знания и новые образы.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией,
искусством, психологией, архитектурой.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного
курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в
информационном обществе, дети должны иметь представление о различных
информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.
Использование
позволяет максимально учитывать
индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать
учебные знания к возможностям ученика.
компьютерных технологий
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического
профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии –
туризмом и сервисом, его направлениями.
Общие цели предпрофильной подготовки:
каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения;
в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/ через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор
будущей профессии;
интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему в
дальнейшем.
современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать
Цель программы:
Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию
профильного страноведческого курса “Страны мира”.
Общие задачи программы:
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными
и природными достопримечательностями;
познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них
сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные
и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это
встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей
природных и созданных руками человека.
Результатом успешного прохождения программы может служить участие в
иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.
Ожидаемые результаты
о различных видах достопримечательностей;
о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
об уровне жизни в различных государствах;
о традициях и обычаях населения стран мира;
о ценностях культуры данной страны.
страны и столицы;
Учащиеся будут иметь представление:
Учащиеся должны знать:
формирование политической карты мира;
формы экономических отношений;
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся будут иметь опыт:
сотрудничества, взаимопомощи;
самостоятельного выбора будущей профессии;
общения в процессе учебной деятельности.
работать с различными источниками информации;
разбираться в вопросах определения достопримечательностей
работать на компьютере.
ориентироваться по карте;
свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
виды достопримечательностей;
примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/ Учебнотематический план
Наименование
Всего
часов
В том числе
лекц
практ
семинар
1. Введение
2. Политическая карта мира и основные этапы
ее формирования
Государства мира
3. Современная политическая карта мира
4.
5. Международные организации
6. Достопримечательности мира
7. От города до мегаполиса
8. Основные исторические типы городов
Города в территориальной структуре
9.
хозяйства
10. Итоговое занятие
ИТОГО
1
3
2
3
3
11
3
3
4
1
34
1
1
1
1
5
2
1
1
13
1
1
1
3
1
1
1
1
10
1
2
1
1
3
1
2
11
Содержание программы
Введение. (1 час)
Тема 1. Политическая карта мира и основные этапы ее формирования. (3 часа)
Лекция: Что такое политическая карта. Основные этапы ее формирования.
Количественные и качественные изменения на политической карте.
Самостоятельная работа: Количественные и качественные изменения на
политической карте в разное историческое время.
Семинар: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное
историческое время.
Тема 2. Современная политическая карта мира. (2 часа)
Семинар: Современная политическая карта мира.
Тема 3. Государства мира. (3 часов)
Лекция: Что такое государство, государственная территория, государственные грани
цы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира.
Самостоятельная работа: Составление классификаций стран мира по разным
основаниям. Определение типологической принадлежности государства или государств по
возможно большему числу оснований.
Семинар: Многообразие и многоликость стран современного мира.
Итоговая проверочная работа: Определение типологической принадлежности
государства по возможно большему числу оснований.
Тема 4. Международные организации. (3 часа)
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/ Лекция: Международные организации: значение, функции. Политические и политико
Глобальные и
Межправительственные и неправительственные.
экономические.
региональные.
Самостоятельная работа: Составление «визитной карточки» международной
организации и «Карты …(международных организаций)»
Семинар: Международные организации и их роль в современном мире.
Тема 5. Достопримечательности мира (11 часов)
Лекция: Комитет ООН – ЮНЕСКО. Положение об охране Объектов Всемирного
Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные,
заповедные Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности
мира – Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам
мира.
Выделение наиболее интересных и привлекательных для туристов
достопримечательностей.
Самостоятельная работа: Определение достопримечательностей по критериям
ЮНЕСКО – природные и культурные.
Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы
Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева
башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг – Бэн, аукцион
тюльпанов, Трептов – парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла – Скала, Пизанская
башня, Колизей, фонтан Треви,катание по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз,
ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах.
Самостоятельная работа: викторина по достопримечательностям (иллюстрации).
Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии.
Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные
города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду – памятник
культуры, Тадж – Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в
Японии, гора Фудзияма, Замок Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба,
усыпальница первого императора, Айерс – Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее.
Самостоятельная работа: путешествие по столицам и крупным городам.
Лекция: Америка с севера на юг. Экскурсия по достопримечательностям: Канада
памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си – Эн – Тауэр»,
индейские тотемы. США – Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов,
арка в Сент – Луисе, памятник на горе Маунт – Рашмор. Мексика – пирамида Чичен – Ица,
птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия – водопад Игуасу, Храм Тернового Венца,
Статуя Свободы. Эквадор – памятный знак, посвященный экватору. Перу –
пустыня Наска.
Лекция: Африка – встреча с прекрасным. Марокко – знаменитые мечети. Вади
Сахары – историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад
Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания – национальный парк в Серенгети. Деревня
пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР.
Семинар: Объекты Всемирного Наследия в России: исторический центр Санкт –
Петербурга и его окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве,
исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова,
белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троицо – Сергиева Лавра в Сергиевом
Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Карелии, озеро Байкал,
вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности – Объекты
Всемирного Наследия.
Тема 6. От города до мегалополиса (3 часа)
Лекция: Город. Типы городов. Что такое город. Типы городов. Классификации
городов
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/ Лекция: Город, городская агломерация, мегалополис – как формы расселения
Самостоятельная работа: Урбанизация и ее глобальный характер
Тема 7. Основные исторические типы городов (3 часов)
Лекция: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город.
Средневековые города Западной Европы и Востока
Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город,
римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока
Лекция: Города Нового времени. Города Древней Руси и России (с древнейших
времен до начала XX века)
Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город,
римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока
Лекция: Города XX века. Современные города
Семинар: Города: история и современность. Город – центр своего окружения
Темя 8. Города в территориальной структуре хозяйства (4 часа)
Лекция: Города опорный каркас расселения
Самостоятельная работа: Концепции развития городов
Семинар: Города мира: история и современность
Заключительное занятие. (1 час)
Список литературы по курсу:
1.
2.
3.
словарь)
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический
Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10
класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.
Заяц Д. В. Политическая карта мира: что изменилось за сто лет.
Еженедельник «География», № 17, 2001, с. 1, 5—25.
4. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. – М. Аспект
Пресс, 2001.
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.
Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.
Родионова И. А., Холина В. Н. Политическая карта мира. Пособие по
5.
6.
географии для поступающих в вузы. — М. УникумЦентр. 1998 г.
7. Страны и регионы. Статистический справочник Всемирного банка. – М. Весь мир.
2001. 2002 гг.
8. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2001. 2002 гг.
9.
Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура,
политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных
предметов. – М. Просвещение. 2002 г.
Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и
10.
11.
12.
13.
страны. Под ред. С. Б. Лаврова – М. Гардарики. 2002 г.
Детские исторические и географические энциклопедии.
Географические атласы для средней школы.
Исторические атласы для средней школы.
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/ Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/
Программа элективного курса "Города мира"
Программа элективного курса "Города мира"
Программа элективного курса "Города мира"
Программа элективного курса "Города мира"
Программа элективного курса "Города мира"
Программа элективного курса "Города мира"
Программа элективного курса "Города мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.