Программа элективного курса "Города мира"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 08.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 9 классов. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными городами и их ролью в современном мире. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики. Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Иконка файла материала РП ЭЛЕКТИВ ГОРОДА МИРА.doc
РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по элективному курсу  «ГОРОДА МИРА»   для 9 классов Учебно­методический комплект: 1. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2008. 2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2007. 3. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.   Пояснительная записка Материал скачан с сайта Интернет­сообщества учителей http://pedsovet.su/Программа   элективного   курса   «Города   мира»   предназначена   для   учащихся   9 классов. Содержание   элективного   курса   позволяет   познакомить   учащихся   с  крупными городами   и   их   ролью   в   современном   мире.  Рассматривая   особенности   истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики. Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными   знаниями   по   экономической,   политической   и   социальной   географии. Данный   курс   может   иметь   существенное   образовательное   значение   для   дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Важная   особенность   предложенного   курса   заключается   в   том,   что   его   можно рассматривать   как   своего  рода   универсальный  курс,   который   может   быть   предложен слушателям   разных   профилей.   При   этом   в   одном   случае   его   содержание   может максимально   способствовать   реализации   углубленного   содержания   выбранных   в соответствии   с   профилем   предметов,   в   другом,   что   не   менее   важно,   нести   в   себе общезначимую   культурологическую   направленность,   способствовать   формированию всесторонне образованной личности. Данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом  зависит от развития  международного туризма и  услуг  – один из видов   которых   –   знакомство   с   достопримечательностями.  Открыты   границы  для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных  творений  рук человеческих  и  созданных  природой.  Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.  Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей.   Путешествуя   по   странам   через   образные   рассказы   экскурсовода   учителя   или ученика   и   красочные   видеофильмы,   учащихся   заинтересуют   уже   знакомые   образы   – Эйфелева   башня,   Пизанская   башня,   Елисейские   поля,   и   совсем   новые,   но   прекрасные творения   рук   человеческих   –   Мавзолей   Тадж­Махал   в   Агре   в   Индии,   Стоунхендж   в Великобритании,  Собор Святого Петра в Ватикане, оперный  театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие. Расширяется   сеть   учебных   заведений,   в   которых   открываются   факультеты  по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география. Содержание программы включает новые знания и новые образы. Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой. Особенностью  данного   курса   является   то,   что   некоторые   направления   данного курса изучаются с использованием  новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном   обществе,   дети   должны   иметь   представление   о   различных информационных процессах, владеть основными элементами  информационной культуры. Использование позволяет   максимально   учитывать индивидуальные  особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.   компьютерных   технологий  Занятия данного курса  влияют  на осознанный выбор  социально – экономического профиля  обучения, на  выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями. Общие цели предпрофильной подготовки:    каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения; в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению; Материал скачан с сайта Интернет­сообщества учителей http://pedsovet.su/через практические занятия  формируется ответственность за самостоятельный  выбор  будущей профессии;  интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему  в  дальнейшем. современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать  Цель программы: Расширить   географический   кругозор,   подготовить   учащихся   к   восприятию профильного страноведческого курса “Страны мира”. Общие задачи программы:   вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;   познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;   показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;   воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;   расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.  Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны.  Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи   туристов   и   представление   ценностей   своей  страны  –  достопримечательностей природных и созданных руками человека. Результатом   успешного   прохождения   программы  может   служить   участие   в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида. Ожидаемые результаты о различных видах достопримечательностей; о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области; об уровне жизни в различных государствах; о традициях и обычаях населения стран мира; о ценностях культуры данной страны. страны и столицы; Учащиеся будут иметь представление:       Учащиеся должны знать:    формирование политической карты мира;  формы экономических отношений;   Учащиеся должны уметь:       Учащиеся будут иметь опыт:     сотрудничества, взаимопомощи; самостоятельного выбора будущей профессии; общения в процессе учебной деятельности. работать с различными источниками информации; разбираться в вопросах определения достопримечательностей работать на компьютере. ориентироваться по карте; свободно рассказывать о достопримечательностях мира. виды достопримечательностей; примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО. Материал скачан с сайта Интернет­сообщества учителей http://pedsovet.su/Учебно­тематический план Наименование Всего часов В том числе лекц практ семинар 1. Введение  2. Политическая карта мира и основные этапы  ее формирования Государства мира 3. Современная политическая карта мира 4. 5. Международные организации 6. Достопримечательности мира 7. От города до мегаполиса 8. Основные исторические типы городов Города в территориальной структуре  9. хозяйства 10. Итоговое занятие ИТОГО 1 3 2 3 3 11 3 3 4 1 34 1 1 1 1 5 2 1 1 13 1 1 1 3 1 1 1 1 10 1 2 1 1 3 1 2 11 Содержание программы Введение. (1 час) Тема 1. Политическая карта мира и основные этапы ее формирования. (3 часа) Лекция:  Что   такое   политическая   карта.   Основные   этапы   ее   формирования. Количественные и качественные изменения на политической карте.  Самостоятельная   работа:  Количественные   и   качественные   изменения   на политической карте в разное историческое время.  Семинар: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное историческое время.  Тема 2. Современная политическая карта мира. (2 часа) Семинар: Современная политическая карта мира. Тема 3. Государства мира. (3 часов) Лекция: Что такое государство, государственная территория, государственные грани­ цы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира.  Самостоятельная   работа:  Составление   классификаций   стран   мира   по   разным основаниям. Определение типологической принадлежности государства или государств по возможно большему числу оснований.  Семинар: Многообразие и многоликость стран современного мира.  Итоговая   проверочная   работа:  Определение   типологической   принадлежности государства по возможно большему числу оснований. Тема 4. Международные организации. (3 часа) Материал скачан с сайта Интернет­сообщества учителей http://pedsovet.su/Лекция: Международные организации: значение, функции. Политические и политико­   Глобальные   и   Межправительственные   и   неправительственные. экономические. региональные.  Самостоятельная   работа:  Составление   «визитной   карточки»   международной организации и «Карты …(международных организаций)»  Семинар: Международные организации и их роль в современном мире.  Тема 5. Достопримечательности мира (11 часов) Лекция:  Комитет   ООН  – ЮНЕСКО.  Положение  об  охране  Объектов  Всемирного Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные, заповедные   Охраняемые   территории.   Природные   и   культурные   достопримечательности мира – Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам мира.   Выделение   наиболее   интересных   и   привлекательных   для   туристов достопримечательностей. Самостоятельная   работа:  Определение   достопримечательностей   по   критериям ЮНЕСКО – природные и культурные. Лекция:  Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг – Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов – парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла – Скала, Пизанская башня, Колизей, фонтан Треви,катание по каналам Венеции,  Дворец Дождя,  долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре,  ветряные мельницы в Нидерландах. Самостоятельная работа:  викторина по достопримечательностям (иллюстрации). Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду – памятник культуры, Тадж – Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии,   гора   Фудзияма,   Замок   Химедзи,   Портик,   Китайская   стена,   Храм   Неба, усыпальница первого императора, Айерс – Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее. Самостоятельная работа: путешествие по столицам и крупным городам. Лекция: Америка с севера на юг.  Экскурсия по достопримечательностям: Канада ­ памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си – Эн – Тауэр», индейские тотемы. США – Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов, арка в Сент – Луисе, памятник на горе Маунт – Рашмор. Мексика – пирамида Чичен – Ица, птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия – водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Статуя   Свободы.   Эквадор   –   памятный   знак,   посвященный   экватору.   Перу   – пустыня Наска. Лекция:  Африка   –   встреча   с   прекрасным.   Марокко   –   знаменитые   мечети.   Вади Сахары   –   историческая   справка.   По   памятным   местам   Давида   Ливингстона.   Водопад Виктория.   Пирамиды   Гизе.   Танзания   –   национальный   парк   в   Серенгети.   Деревня пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР. Семинар:  Объекты   Всемирного   Наследия   в   России:   исторический   центр   Санкт   – Петербурга и его окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические   памятники   Новгорода   и   его   окрестностей,   Соловецкие   острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троицо – Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде,  церковь  Вознесения  в  Коломенском,  девственные  леса  Карелии,  озеро  Байкал, вулканы   Камчатки,   исторический   центр   Ярославля   и   его   окрестности   –   Объекты Всемирного Наследия.   Тема 6. От города до мегалополиса (3 часа) Лекция:  Город.   Типы   городов.   Что   такое   город.   Типы   городов.   Классификации городов Материал скачан с сайта Интернет­сообщества учителей http://pedsovet.su/Лекция: Город, городская агломерация, мегалополис – как формы расселения Самостоятельная работа: Урбанизация и ее глобальный характер Тема 7.  Основные исторические типы городов (3 часов) Лекция:  Города  Древнего мира:  города Востока, античный город, римский  город. Средневековые города Западной Европы и Востока  Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока  Лекция:  Города   Нового   времени.   Города   Древней   Руси   и   России   (с   древнейших времен до начала XX века) Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока Лекция: Города XX века. Современные города Семинар: Города: история и современность. Город – центр своего окружения Темя 8. Города в территориальной структуре хозяйства (4 часа) Лекция: Города ­ опорный каркас расселения Самостоятельная работа: Концепции развития городов  Семинар: Города мира: история и современность Заключительное занятие. (1 час) Список литературы по курсу: 1. 2. 3. словарь) Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г. Заяц   Д.   В.   Политическая   карта   мира:   что   изменилось   за   сто   лет. Еженедельник «География», № 17, 2001, с. 1, 5—25. 4. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. – М. Аспект Пресс, 2001. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г. Родионова   И.   А.,   Холина   В.   Н.   Политическая   карта   мира.   Пособие   по 5. 6. географии для поступающих в вузы. — М. Уникум­Центр. 1998 г. 7. Страны и регионы. Статистический  справочник Всемирного  банка.   – М. Весь мир. 2001. 2002 гг. 8. Страны мира. Статистический справочник ООН.  – М. Весь мир. 2001. 2002 гг. 9. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.   Учебник   для   10   –   11   классов   с   углубленным   изучением   гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г. Экономическая,   социальная   и   политическая   география   мира.   Регионы     и 10. 11. 12. 13. страны. Под ред. С. Б. Лаврова – М. Гардарики. 2002 г.  Детские исторические и географические энциклопедии. Географические атласы для средней школы. Исторические атласы для средней школы. Материал скачан с сайта Интернет­сообщества учителей http://pedsovet.su/Материал скачан с сайта Интернет­сообщества учителей http://pedsovet.su/