Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными городами и их ролью в современном мире. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики. Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «ГОРОДА МИРА»
для 9 классов
Учебнометодический комплект:
1. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа,
2008.
2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение,
2007.
3. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.
Пояснительная записка
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/Программа элективного курса «Города мира» предназначена для учащихся 9
классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными
городами и их ролью в современном мире.
Рассматривая особенности истории
возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах
их роста учащиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанистики.
Курс «Города мира» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся
элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего
изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно
рассматривать как своего рода универсальный курс, который может быть предложен
слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может
максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в
соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе
общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию
всесторонне образованной личности.
Данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих
стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из
видов которых – знакомство с достопримечательностями.
Открыты границы для
посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир
прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что
данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это
знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и
друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или
ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы –
Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные
творения рук человеческих – Мавзолей ТаджМахал в Агре в Индии, Стоунхендж в
Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в
Марокко и другие.
Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по
подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является
география.
Содержание программы включает новые знания и новые образы.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией,
искусством, психологией, архитектурой.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного
курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в
информационном обществе, дети должны иметь представление о различных
информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры.
Использование
позволяет максимально учитывать
индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать
учебные знания к возможностям ученика.
компьютерных технологий
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического
профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии –
туризмом и сервисом, его направлениями.
Общие цели предпрофильной подготовки:
каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения;
в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор
будущей профессии;
интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему в
дальнейшем.
современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать
Цель программы:
Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию
профильного страноведческого курса “Страны мира”.
Общие задачи программы:
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными
и природными достопримечательностями;
познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них
сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные
и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это
встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей
природных и созданных руками человека.
Результатом успешного прохождения программы может служить участие в
иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.
Ожидаемые результаты
о различных видах достопримечательностей;
о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
об уровне жизни в различных государствах;
о традициях и обычаях населения стран мира;
о ценностях культуры данной страны.
страны и столицы;
Учащиеся будут иметь представление:
Учащиеся должны знать:
формирование политической карты мира;
формы экономических отношений;
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся будут иметь опыт:
сотрудничества, взаимопомощи;
самостоятельного выбора будущей профессии;
общения в процессе учебной деятельности.
работать с различными источниками информации;
разбираться в вопросах определения достопримечательностей
работать на компьютере.
ориентироваться по карте;
свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
виды достопримечательностей;
примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/Учебнотематический план
Наименование
Всего
часов
В том числе
лекц
практ
семинар
1. Введение
2. Политическая карта мира и основные этапы
ее формирования
Государства мира
3. Современная политическая карта мира
4.
5. Международные организации
6. Достопримечательности мира
7. От города до мегаполиса
8. Основные исторические типы городов
Города в территориальной структуре
9.
хозяйства
10. Итоговое занятие
ИТОГО
1
3
2
3
3
11
3
3
4
1
34
1
1
1
1
5
2
1
1
13
1
1
1
3
1
1
1
1
10
1
2
1
1
3
1
2
11
Содержание программы
Введение. (1 час)
Тема 1. Политическая карта мира и основные этапы ее формирования. (3 часа)
Лекция: Что такое политическая карта. Основные этапы ее формирования.
Количественные и качественные изменения на политической карте.
Самостоятельная работа: Количественные и качественные изменения на
политической карте в разное историческое время.
Семинар: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное
историческое время.
Тема 2. Современная политическая карта мира. (2 часа)
Семинар: Современная политическая карта мира.
Тема 3. Государства мира. (3 часов)
Лекция: Что такое государство, государственная территория, государственные грани
цы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира.
Самостоятельная работа: Составление классификаций стран мира по разным
основаниям. Определение типологической принадлежности государства или государств по
возможно большему числу оснований.
Семинар: Многообразие и многоликость стран современного мира.
Итоговая проверочная работа: Определение типологической принадлежности
государства по возможно большему числу оснований.
Тема 4. Международные организации. (3 часа)
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/Лекция: Международные организации: значение, функции. Политические и политико
Глобальные и
Межправительственные и неправительственные.
экономические.
региональные.
Самостоятельная работа: Составление «визитной карточки» международной
организации и «Карты …(международных организаций)»
Семинар: Международные организации и их роль в современном мире.
Тема 5. Достопримечательности мира (11 часов)
Лекция: Комитет ООН – ЮНЕСКО. Положение об охране Объектов Всемирного
Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные,
заповедные Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности
мира – Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам
мира.
Выделение наиболее интересных и привлекательных для туристов
достопримечательностей.
Самостоятельная работа: Определение достопримечательностей по критериям
ЮНЕСКО – природные и культурные.
Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы
Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева
башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг – Бэн, аукцион
тюльпанов, Трептов – парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла – Скала, Пизанская
башня, Колизей, фонтан Треви,катание по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз,
ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах.
Самостоятельная работа: викторина по достопримечательностям (иллюстрации).
Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии.
Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные
города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду – памятник
культуры, Тадж – Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в
Японии, гора Фудзияма, Замок Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба,
усыпальница первого императора, Айерс – Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее.
Самостоятельная работа: путешествие по столицам и крупным городам.
Лекция: Америка с севера на юг. Экскурсия по достопримечательностям: Канада
памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си – Эн – Тауэр»,
индейские тотемы. США – Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов,
арка в Сент – Луисе, памятник на горе Маунт – Рашмор. Мексика – пирамида Чичен – Ица,
птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия – водопад Игуасу, Храм Тернового Венца,
Статуя Свободы. Эквадор – памятный знак, посвященный экватору. Перу –
пустыня Наска.
Лекция: Африка – встреча с прекрасным. Марокко – знаменитые мечети. Вади
Сахары – историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад
Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания – национальный парк в Серенгети. Деревня
пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР.
Семинар: Объекты Всемирного Наследия в России: исторический центр Санкт –
Петербурга и его окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве,
исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова,
белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троицо – Сергиева Лавра в Сергиевом
Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Карелии, озеро Байкал,
вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности – Объекты
Всемирного Наследия.
Тема 6. От города до мегалополиса (3 часа)
Лекция: Город. Типы городов. Что такое город. Типы городов. Классификации
городов
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/Лекция: Город, городская агломерация, мегалополис – как формы расселения
Самостоятельная работа: Урбанизация и ее глобальный характер
Тема 7. Основные исторические типы городов (3 часов)
Лекция: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город.
Средневековые города Западной Европы и Востока
Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город,
римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока
Лекция: Города Нового времени. Города Древней Руси и России (с древнейших
времен до начала XX века)
Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город,
римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока
Лекция: Города XX века. Современные города
Семинар: Города: история и современность. Город – центр своего окружения
Темя 8. Города в территориальной структуре хозяйства (4 часа)
Лекция: Города опорный каркас расселения
Самостоятельная работа: Концепции развития городов
Семинар: Города мира: история и современность
Заключительное занятие. (1 час)
Список литературы по курсу:
1.
2.
3.
словарь)
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический
Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10
класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.
Заяц Д. В. Политическая карта мира: что изменилось за сто лет.
Еженедельник «География», № 17, 2001, с. 1, 5—25.
4. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. – М. Аспект
Пресс, 2001.
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.
Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.
Родионова И. А., Холина В. Н. Политическая карта мира. Пособие по
5.
6.
географии для поступающих в вузы. — М. УникумЦентр. 1998 г.
7. Страны и регионы. Статистический справочник Всемирного банка. – М. Весь мир.
2001. 2002 гг.
8. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2001. 2002 гг.
9.
Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура,
политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных
предметов. – М. Просвещение. 2002 г.
Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и
10.
11.
12.
13.
страны. Под ред. С. Б. Лаврова – М. Гардарики. 2002 г.
Детские исторические и географические энциклопедии.
Географические атласы для средней школы.
Исторические атласы для средней школы.
Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/Материал скачан с сайта Интернетсообщества учителей http://pedsovet.su/