Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Оценка 5

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
история +1
9 кл—11 кл +1
08.03.2018
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Пояснительная записка Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У учащихся отрабатываются навыки систематизации, осмысления и оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска. Элективный курс “Исторический портрет” рассчитан для учащихся 9-11 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории.
Программа элективного курса 6.doc
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11­й класс Пояснительная записка Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся,  формирование у них умений исследовательской деятельности. Исследовательская работа активизирует самостоятельную  познавательную деятельность, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У учащихся  отрабатываются навыки систематизации, осмысления и оформления собранного материала, они приобретают первый опыт  научно­исследовательского поиска. Элективный курс “Исторический портрет” рассчитан для учащихся 9­11 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Данный курс построен на содержательном материале  отечественной истории. В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов.  Отведенное количество часов по программе не дает возможности познакомить учащихся с более полным объемом  материала о великих личностях в истории и проводимых ими преобразованиях. Содержание курса будет качественно отличаться от базового курса тем, что учащийся, выбрав в качестве объекта  изучения одного из исторических деятелей отечественной истории, проведет исследование человеческих качеств данного  деятеля по четырем мирам (физический, сенсорный, интеллектуальный, духовный), а затем проанализирует деятельность и вклад этого человека в историю нашего государства. При изучении же базового курса содержание представлено  “вскользь”, неравномерно, многие вопросы либо вообще не рассматриваются, либо только упоминаются. Оценка  деятельности и личных качеств многих личностей нередко страдают односторонностью и зачастую на уроке не хватает  времени, чтобы более детально рассмотреть и изучить жизнь и деятельность исторических деятелей, поэтому, осваивая  данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые: 1) необходимы для восприятия деятельности исторических фигур, для адекватной оценки их жизни и роли в истории; 2) способствуют более полному освоению программного материала по истории и подготовке к выпускным экзаменам за  курс основной школы. Элективный курс организован для того, чтобы реализовать задачу по созданию условий для выявления и максимального  развития индивидуальных способностей учащихся. Он строится на принципе добровольности и объединяет учащихся,  которые любят историю и желают вести самостоятельный поиск по теме. Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной  истории. Основные задачи курса: 1. Оценить деятельность того или иного исторического деятеля, создать его политический и нравственный портрет; 2. Определить значение деятельности исторического деятеля, его влияние на исторические процессы в стране; 3. Способствовать расширению и углублению понимания роли личностей в истории. 4. Познакомить учащихся с методами исторического исследования, овладение умениями и навыками поиска,  систематизации и комплексного анализа исторической информации на основе работы с различными типами исторических  источников; 5. Формировать историческое мышление – способность сопоставлять различные версии и оценки исторических личностей; 6. Повышать мотивацию учебной деятельности, стимулировать развитие интереса к предмету; 7. Расширить кругозор учащихся; 8. Развивать у учащихся творческие способности, интеллектуальные и практические умения. 9. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания. 10. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа. Сроки реализации программы: Изучение курса рассчитано на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю в течение года. Предлагаемый курс не  противоречит основной программе “История России” в школе, являясь ее дополнением. Принципы построения программы: Процесс исследования носит индивидуальный характер и протекает по следующей схеме: 1. Выбор объекта изучения (исторический деятель, которого он будет изучать); 2. Составление плана работы; 3. Определение круга источников и литературы; 4. Знакомство с источниками; 5. Отбор и оценка исторических фактов; 6. Обработка и систематизация собранного материала; 7. Написание исследовательской работы, оформление сводных таблиц; 8. Рецензирование и доработка; 9. Окончательное редактирование и оформление исследования. Особенности организации учебного процесса по курсу: Большая часть времени отводится индивидуальной исследовательской работе под руководством учителя. Учитель  консультирует учащихся и контролирует ход работы. Во время занятий “творцы” делятся своим “готовым продуктом”­  знаниями по объявленной теме, мыслями и впечатлениями. Объединяя учащихся по интересам, данная работа предоставляет учителю истории широкий простор для творческой  деятельности и дает мощный стимул для самообразования и повышения педагогического мастерства. Этапы исследовательской деятельности учащихся: I. Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск необходимо предварительное  овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы учащихся:  составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с  библиотечными каталогами, работа с документами. Исходя из этого, необходимо провести общий инструктаж по  составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учебников,  энциклопедий, документов, СМИ, Интернета и др.). Учащихся необходимо специально обучать приемам рациональной  умственной работы­ систематизации, обобщению и т.д. II. Изучение проблемы, работа с документами, монографиями, выписки из литературных источников. Учащимся  разъясняются, как делаются выписки и заметки из литературы, каковы требования к оформлению работы. Учитель  наблюдает за развитием познавательной деятельности учащихся и направляет где еще можно найти информацию. III. Приобщение учащихся к научно­исследовательской деятельности­ подготовка к научно­учебной конференции. Основные формы обучения используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной цели:  Лекция  Семинар  Практикум (в том числе на компьютере)  Собеседование  Конференция  Лабораторное занятие Основные методы обучения (классификация М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера) используемые на занятиях, которые  обеспечивают достижение поставленной цели:  Объяснительно­иллюстративный  Репродуктивный  Частично­поисковый  Исследовательский Основные виды деятельности учащихся используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной  цели:  Анализ биографий исторических деятелей;  Анализ исторической литературы и исторических источников;   Работа с дополнительной литературой (хрестоматиями, справочниками); Составление таблиц;  Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;  Защита практической работы. Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:       работать с документальной, научно­популярной, художественной и справочной литературой; владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением  собранных данных; уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат  и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности); уметь оформлять письменные сообщения; объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторического деятеля; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, связанных с деятельностью  исторического деятеля. Результат освоения содержания учебного материала В результате работы учащиеся составляют 2 таблицы:  ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ ПО ЧЕТЫРЕМ МИРАМ  ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДАННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ (ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА) Критерии успешности изучения курса: Ученик получает зачет (оценка не ниже "4") при условии выполнения работы, представленных в установленный срок, в  предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Форма итоговой отчетности: Итоговая конференция в школе с публичной презентацией своей работы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ” № п/п ТЕМА Ко л­ во час ов ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИ И 1­2 Вводное занятие.  2ч. Ознакомление со структурой Лекция Определение целей и  задач исследования. научного исследования.  Определение целей и задач  исследования. 3­4 Типы письменных  2ч. источников, приемы  работы с ними. Летописи. Актовые материалы. Лекция, Лабораторная работа. Делопроизводственная  документация. Мемуары, воспоминания. Политические сочинения. Материалы  законодательства. Статистические источники. 5­6 Исторические  документы и их виды, критерии отбора. 2ч. Значение применения  письменных документов в  исследовательской работе. Классификация документов. Лекция 7­8 Методика изучения  2ч. документов. 2ч. 9­ 10 Роль художественной литературы в  исследовательской  работе. Методы и приемы  работы с  художественной  литературой. Практикум Лекция,  лабораторная  работа. Практикум 1. Обучение работе с  документом: 1.образец  разбора документа; 2. Анализ документа под  руководством учителя и  самостоятельно. Значение использования  художественных  произведений в  исследовательской работе. Классификация  художественных  произведений. а) литературные источники; б) историческая  беллетристика. 3. Способы анализа  художественного  произведения для получения  необходимой информации. 4. Анализ отрывков из  романа А.Н.Толстого “Петр  I”. 5. Сопоставление текстов  исторических источников и  текста художественного  произведения. 11­ 13 Способы работы с  исторической  информацией. 3ч. Поиск источников  информации. Тезисы. Лекция,  практикум 14­ 15 Знакомство со  справочным отделом  библиотеки. 2ч. Конспектирование. Фильтрация и  систематизация материала. Тематическая картотека  книг и журналов. Предметный, алфавитный  каталоги. Каталоги журнальных и  газетных статей. Лекция,  экскурсия в  библиотеку. 16­ 17 Представление о  физическом мире. Представление о  сенсорном мире. 2ч. Физический мир человека.  Создаются древа понятий по  словарям. Сенсорный мир человека.  Создаются древа понятий по  словарям. Лекция,  лабораторная  работа,  аналитическая  беседа. 18­ 19 Представление об  интеллектуальном  мире. Представление о  духовном мире. 2ч. Интеллектуальный мир  человека. Создаются древа  понятий по словарям. Духовный мир человека.  Создаются древа понятий по  словарям. Лекция,  лабораторная  работа,  аналитическая  беседа. 20­ 21 Определение темы  исследования.  Требования к  оформлению работы. Беседа, Лекция 2ч. Алгоритм изучения  человека: Структура исследования. Свойства исследования. Виды отношений четырех  миров между собой. 22­ 33 Анализ личности  исторического  деятеля (по выбору  учащихся) по  четырем мирам. 12ч. Сбор и обработка материала. Анализ полученной в ходе  поиска информации. Структурирование  информации. Практическая  работа 34­ 35 Защита работы на  научно­учебной  конференции. 2ч. Научно­учебная  конференция Знакомство с результатами  исследования, демонстрация  сводных таблиц по  результатам исследования.  Выставка работ учащихся.  Содержание программы             Кол­во часов

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018