Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Оценка 5
Образовательные программы
doc
история +1
9 кл—11 кл +1
08.03.2018
Пояснительная записка
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У учащихся отрабатываются навыки систематизации, осмысления и оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска.
Элективный курс “Исторический портрет” рассчитан для учащихся 9-11 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории.
Программа элективного курса 6.doc
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11й класс
Пояснительная записка
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся,
формирование у них умений исследовательской деятельности. Исследовательская работа активизирует самостоятельную
познавательную деятельность, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У учащихся
отрабатываются навыки систематизации, осмысления и оформления собранного материала, они приобретают первый опыт
научноисследовательского поиска.
Элективный курс “Исторический портрет” рассчитан для учащихся 911 классов, имеющих повышенный интерес в области
истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Данный курс построен на содержательном материале
отечественной истории.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов.
Отведенное количество часов по программе не дает возможности познакомить учащихся с более полным объемом
материала о великих личностях в истории и проводимых ими преобразованиях.
Содержание курса будет качественно отличаться от базового курса тем, что учащийся, выбрав в качестве объекта
изучения одного из исторических деятелей отечественной истории, проведет исследование человеческих качеств данного
деятеля по четырем мирам (физический, сенсорный, интеллектуальный, духовный), а затем проанализирует деятельность и
вклад этого человека в историю нашего государства. При изучении же базового курса содержание представлено
“вскользь”, неравномерно, многие вопросы либо вообще не рассматриваются, либо только упоминаются. Оценка
деятельности и личных качеств многих личностей нередко страдают односторонностью и зачастую на уроке не хватает
времени, чтобы более детально рассмотреть и изучить жизнь и деятельность исторических деятелей, поэтому, осваивая
данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые:
1) необходимы для восприятия деятельности исторических фигур, для адекватной оценки их жизни и роли в истории;
2) способствуют более полному освоению программного материала по истории и подготовке к выпускным экзаменам за
курс основной школы.
Элективный курс организован для того, чтобы реализовать задачу по созданию условий для выявления и максимального
развития индивидуальных способностей учащихся. Он строится на принципе добровольности и объединяет учащихся,
которые любят историю и желают вести самостоятельный поиск по теме.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной
истории.
Основные задачи курса:
1. Оценить деятельность того или иного исторического деятеля, создать его политический и нравственный портрет;
2. Определить значение деятельности исторического деятеля, его влияние на исторические процессы в стране;
3. Способствовать расширению и углублению понимания роли личностей в истории.
4. Познакомить учащихся с методами исторического исследования, овладение умениями и навыками поиска,
систематизации и комплексного анализа исторической информации на основе работы с различными типами исторических
источников;
5. Формировать историческое мышление – способность сопоставлять различные версии и оценки исторических личностей;
6. Повышать мотивацию учебной деятельности, стимулировать развитие интереса к предмету;
7. Расширить кругозор учащихся;
8. Развивать у учащихся творческие способности, интеллектуальные и практические умения.
9. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.
10. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
Сроки реализации программы:
Изучение курса рассчитано на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю в течение года. Предлагаемый курс не
противоречит основной программе “История России” в школе, являясь ее дополнением. Принципы построения программы:
Процесс исследования носит индивидуальный характер и протекает по следующей схеме:
1. Выбор объекта изучения (исторический деятель, которого он будет изучать);
2. Составление плана работы;
3. Определение круга источников и литературы;
4.
Знакомство с источниками;
5. Отбор и оценка исторических фактов;
6. Обработка и систематизация собранного материала;
7. Написание исследовательской работы, оформление сводных таблиц;
8. Рецензирование и доработка;
9. Окончательное редактирование и оформление исследования.
Особенности организации учебного процесса по курсу:
Большая часть времени отводится индивидуальной исследовательской работе под руководством учителя. Учитель
консультирует учащихся и контролирует ход работы. Во время занятий “творцы” делятся своим “готовым продуктом”
знаниями по объявленной теме, мыслями и впечатлениями.
Объединяя учащихся по интересам, данная работа предоставляет учителю истории широкий простор для творческой
деятельности и дает мощный стимул для самообразования и повышения педагогического мастерства.
Этапы исследовательской деятельности учащихся:
I. Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск необходимо предварительное
овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы учащихся:
составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с
библиотечными каталогами, работа с документами. Исходя из этого, необходимо провести общий инструктаж по
составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учебников,
энциклопедий, документов, СМИ, Интернета и др.). Учащихся необходимо специально обучать приемам рациональной
умственной работы систематизации, обобщению и т.д.
II. Изучение проблемы, работа с документами, монографиями, выписки из литературных источников. Учащимся
разъясняются, как делаются выписки и заметки из литературы, каковы требования к оформлению работы. Учитель
наблюдает за развитием познавательной деятельности учащихся и направляет где еще можно найти информацию.
III. Приобщение учащихся к научноисследовательской деятельности подготовка к научноучебной конференции.
Основные формы обучения используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной цели:
Лекция
Семинар
Практикум (в том числе на компьютере)
Собеседование
Конференция
Лабораторное занятие
Основные методы обучения (классификация М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера) используемые на занятиях, которые
обеспечивают достижение поставленной цели:
Объяснительноиллюстративный
Репродуктивный
Частичнопоисковый
Исследовательский Основные виды деятельности учащихся используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной
цели:
Анализ биографий исторических деятелей;
Анализ исторической литературы и исторических источников;
Работа с дополнительной литературой (хрестоматиями, справочниками);
Составление таблиц;
Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
Защита практической работы.
Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
работать с документальной, научнопопулярной, художественной и справочной литературой;
владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением
собранных данных;
уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат
и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности);
уметь оформлять письменные сообщения;
объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторического деятеля;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, связанных с деятельностью
исторического деятеля.
Результат освоения содержания учебного материала
В результате работы учащиеся составляют 2 таблицы:
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ ПО ЧЕТЫРЕМ МИРАМ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДАННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ (ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА)
Критерии успешности изучения курса:
Ученик получает зачет (оценка не ниже "4") при условии выполнения работы, представленных в установленный срок, в
предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Форма итоговой отчетности:
Итоговая конференция в школе с публичной презентацией своей работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ”
№
п/п
ТЕМА
Ко
л
во
час
ов
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СРЕДСТВА
РЕАЛИЗАЦИИ
СРОКИ
РЕАЛИЗАЦИ
И
12 Вводное занятие.
2ч. Ознакомление со структурой
Лекция
Определение целей и
задач исследования.
научного исследования.
Определение целей и задач
исследования.
34 Типы письменных
2ч.
источников, приемы
работы с ними.
Летописи.
Актовые материалы.
Лекция,
Лабораторная работа.
Делопроизводственная
документация.
Мемуары, воспоминания.
Политические сочинения.
Материалы
законодательства.
Статистические источники.
56 Исторические
документы и их виды,
критерии отбора.
2ч.
Значение применения
письменных документов в
исследовательской работе.
Классификация документов.
Лекция
78 Методика изучения
2ч.
документов.
2ч.
9
10
Роль художественной
литературы в
исследовательской
работе.
Методы и приемы
работы с
художественной
литературой.
Практикум
Лекция,
лабораторная
работа.
Практикум
1. Обучение работе с
документом: 1.образец
разбора документа;
2. Анализ документа под
руководством учителя и
самостоятельно.
Значение использования
художественных
произведений в
исследовательской работе.
Классификация
художественных
произведений.
а) литературные источники;
б) историческая
беллетристика.
3. Способы анализа
художественного
произведения для получения
необходимой информации.
4. Анализ отрывков из
романа А.Н.Толстого “Петр
I”.
5. Сопоставление текстов
исторических источников и
текста художественного
произведения.
11
13
Способы работы с
исторической
информацией.
3ч. Поиск источников
информации.
Тезисы.
Лекция,
практикум 14
15
Знакомство со
справочным отделом
библиотеки.
2ч.
Конспектирование.
Фильтрация и
систематизация материала.
Тематическая картотека
книг и журналов.
Предметный, алфавитный
каталоги.
Каталоги журнальных и
газетных статей.
Лекция,
экскурсия в
библиотеку.
16
17
Представление о
физическом мире.
Представление о
сенсорном мире.
2ч. Физический мир человека.
Создаются древа понятий по
словарям.
Сенсорный мир человека.
Создаются древа понятий по
словарям.
Лекция,
лабораторная
работа,
аналитическая
беседа.
18
19
Представление об
интеллектуальном
мире.
Представление о
духовном мире.
2ч. Интеллектуальный мир
человека. Создаются древа
понятий по словарям.
Духовный мир человека.
Создаются древа понятий по
словарям.
Лекция,
лабораторная
работа,
аналитическая
беседа.
20
21
Определение темы
исследования.
Требования к
оформлению работы.
Беседа,
Лекция
2ч. Алгоритм изучения
человека:
Структура исследования.
Свойства исследования.
Виды отношений четырех
миров между собой.
22
33
Анализ личности
исторического
деятеля (по выбору
учащихся) по
четырем мирам.
12ч. Сбор и обработка материала.
Анализ полученной в ходе
поиска информации.
Структурирование
информации.
Практическая
работа
34
35
Защита работы на
научноучебной
конференции.
2ч.
Научноучебная
конференция
Знакомство с результатами
исследования, демонстрация
сводных таблиц по
результатам исследования.
Выставка работ учащихся.
Содержание программы
Колво часов
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.