Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история +1
10 кл—11 кл +1
08.03.2018
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса по истории “История России в вопросах и ответах” составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
В соответствии с базисным учебным планом, учебным планом школы на элективный курс отводится 1 час в неделю в 10 классе, всего 34 часов в год
Элективный курс обеспечивает изучение курса истории России с древнейших времен до нач. XIX века. Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" малоизученных страниц, роли личности в истории. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Программа элективного курса 10.doc
Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса по истории “История России в вопросах и ответах” составлена для
учащихся 10го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), в соответствии с
задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
В соответствии с базисным учебным планом, учебным планом школы на элективный курс отводится 1 час в неделю в 10
классе, всего 34 часов в год
Элективный курс обеспечивает изучение курса истории России с древнейших времен до нач. XIX века. Курс предназначен
для углубленного изучения важнейших вопросов истории России, "белых пятен" малоизученных страниц, роли личности в
истории. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных,
дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование
событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса
поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы не
возможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие,
углубленно изучить территориальные, административные изменения в связи с большим объёмом программного материала
и ограниченным количеством часов.
Цели курса:
1. Содействие становлению человека как духовнонравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной,
творческой личности; как гражданина и патриота.
2. Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ
Задачи:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах
общественнополитического, социальноэкономического развития России
– способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений
отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и
настоящем;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому
своего и других народов.
Учащиеся должны знать:
Характерные черты наиболее ярких личностей в истории;
Роль и значение деятельности исторической личности;
Оценка персоналии очевидцами и нашими современниками;
Суть, основные моменты того или иного исторического документа;
Границы Русского государства в разные исторические периоды;
Особенности социальноэкономическое развитие государства в различные периоды.
Учащиеся должны уметь
Работать с первоисточниками, документами, картами, энциклопедическими словарями;
Устанавливать причинноследственные связи;
Анализировать, сопоставлять, давать собственную оценку событиям;
Составлять связный рассказ по тому иному вопросу истории, опираясь на документы, факты;
Читать исторические карты разных исторических эпох, делая сравнения и выводы.
Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной
исторической эпохе
Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и
настоящего;
Определять, и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы изучения курса:
Работа с первоисточниками, документами, архивными материалами, энциклопедическими словарями и другой
дополнительной литературой;
Изучение монографии, исследование о жизни и деятельности исторических личностей;
Работа с историческими картами.
Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов
Ведения диалога, дискуссии
Моделирование исторических ситуаций
Введение
Содержание элективного курса
Значение углубленного изучения документов, первоисточников, личностей, карт для изучения исторических процессов в
развитии России. История России – подходы к изучению Взаимосвязь истории России с мировой и региональной историей.
Древнерусское государство в IXXII вв.
Восточные славяне: происхождение, быт и хозяйство. Предпосылки создания государства у восточных славян. Правление
первых русских князей. Значение деятельности князей для дальнейшего укрепления русского государства, повышения его
авторитета. "Русская правда", "Поучение детям" и "Устав" Владимира Мономаха, – юридические памятники
раннефеодальной эпохи.
Русь в период раздробленности
Русские земли и княжества в ХII–середины ХIII века. Раздробленность русских земель. ВладимироСуздальское
княжество. Новгородская республика. История в лицах: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое
гнездо.
Борьба против монгольских завоевателей. Походы Батыя на Русь. Чингисхан – Великий хан. Борьба русских земель с
западными завоевателями. Александр Невский. Князьяполководцы, возглавившие борьбу русского народа против
иноземных захватчиков в XII – XIV веках. Русь и Орда в XIII – XIV веках.
Образование Русского централизованного государства
Усиление Московского княжества в СевероВосточной Руси в первой половине XIV века. Собирание русских земель во
второй половине XIV века. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV веке. Формирование и
укрепление централизованного российского государства. XV век. Московское княжество в первой половине XV века.
Правление Ивана Грозного: внутренняя и внешняя политика. Опричнина. Русская культура XVI века.
Преображённая Россия XVII – XVIII веков
Смутное время – гражданская война в России? Значение Смутного времени, уроки. Новые явления в экономике. Первые
Романовы. Характеристика их деятельности, значение. Власть и церковь. Церковный раскол. Социальные движения XVII
века. Обмирщение культуры. Пётр I и его время. Современники Петра о его деятельности. Эпоха дворцовых переворотов
– выбор пути. Русская историография. “Золотой век” Екатерины Великой. Формирование Российской империи.
Календарнотематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Дата
проведения Введение
История России – подходы к изучению
Историческая карта – источник информации
Как работать с историческим документом
Древнерусское государство в IXXII вв.
Восточные славяне. Предпосылки создания государства.
Правление первых русских князей.
1
2
3
4
5
6 Юридические памятники раннефеодальной эпохи
7
Практическая работа
Русь в период раздробленности
Раздробленность русских земель.
Альтернативы развития отдельных земель
8
9
10
“Вызов” Востока – “ответ” Руси
11
Русь и крестовые походы
12
Русь и Орда в XIII – XIV веках.
13 Практическая работа
Образование Русского централизованного государства
14 Усиление Московского княжества
15 Собирание русских земель
16 Формирование и укрепление централизованного российского
государства.
17 Правление Ивана Грозного: реформы и опричнина
18
Внешняя политика Ивана Грозного 19
Русская культура XVI века.
20 Практическая работа
Преображённая Россия XVII – XVIII веков
21 Смутное время – гражданская война в России?
22 Основные события Смутного времени. Герои и народ
23
Значение Смутного времени, уроки.
24 Первые Романовы. Новые явления в экономике.
25
Власть и церковь. Церковный раскол.
26 Социальные движения XVII века.
27 Обмирщение культуры.
28 Пётр I и его время. Становление империи
29 Современники Петра о его деятельности.
30
Эпоха дворцовых переворотов – выбор пути.
31
“Золотой век” Екатерины Великой. Проекты и реальность
32 Формирование Российской империи
33 Практическая работа
34 Итоговая контрольная работа
Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"
Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"
Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"
Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.