Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Оценка 4.9

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история +1
11 кл +1
08.03.2018
Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Пояснительная записка Актуальность: На протяжении многих столетий аграрный вопрос был одним из главных и трудных вопросов русской действительности. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории нашей страны было много политических течений, представители которых считали основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле. Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но к началу XX века он так и не был разрешён. В XX веке в России произошёл переход от аграрного к современному индустриальному обществу, который сопровождался как свершениями, так и трагическими событиями. Известный политик Ю. Лужков в предисловии к своей книге “Сельский капитализм в России: столкновение с будущим” по этому поводу пишет: “На “крестьянской телеге Россия въехала в ГУЛАГ, и полетела в космос”. Тем не менее, в школьном курсе истории России этому важному вопросу уделяется недостаточно внимания. Изучение предлагаемого элективного курса позволит учащимся гуманитарного профильного класса исторически осмыслить эволюцию аграрного вопроса в России; углубить свои знания по таким трудным темам как “Столыпинская аграрная реформа”, “Коллективизация в СССР” и др.; обратить внимание на некоторые малоизвестные факты.
Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках.doc
Программа элективного курса по истории в 11­м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века" Пояснительная записка Актуальность: На протяжении многих столетий аграрный вопрос был одним из главных и трудных вопросов русской  действительности. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой  диаметрально противоположные его решения. В истории нашей страны было много политических течений, представители  которых считали основной целью своей деятельности ­ решение наболевшего вопроса о земле. Вопрос о земле  неоднократно возникал в течение всей истории России, но к началу XX века он так и не был разрешён. В XX веке в России  произошёл переход от аграрного к современному индустриальному обществу, который сопровождался как свершениями,  так и трагическими событиями. Известный политик Ю. Лужков в предисловии к своей книге “Сельский капитализм в  России: столкновение с будущим” по этому поводу пишет: “На “крестьянской телеге Россия въехала в ГУЛАГ, и полетела в космос”. Тем не менее, в школьном курсе истории России этому важному вопросу уделяется недостаточно внимания.  Изучение предлагаемого элективного курса позволит учащимся гуманитарного профильного класса исторически  осмыслить эволюцию аграрного вопроса в России; углубить свои знания по таким трудным темам как “Столыпинская  аграрная реформа”, “Коллективизация в СССР” и др.; обратить внимание на некоторые малоизвестные факты. Цель курса: углубленное изучение истории аграрного вопроса в России XX века Задачи:     получить представление об эволюции аграрного вопроса в России; систематизировать знания по истории аграрного вопроса в России; научиться анализировать и осмысливать события, процессы и явления прошлого, связанные с историей аграрного  вопроса; проводить комплексный поиск исторической информации по изучаемому предмету в источниках разного типа. Предлагаемый курс состоит из одного вводного, одного заключительного занятия и пяти логически взаимосвязанных тем: 1. Аграрный вопрос в первой русской революции. 2. Столыпинская аграрная реформа. 3. Коллективизация в СССР. 4. Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва. 5. “Неперспективная” деревня В построении учебного процесса используется схема: лекция – семинар – лабораторная работа, что позволяет  рассматривать изучаемый материал с различных сторон, а так же развивать навыки самостоятельной и исследовательской  работы учащихся. Предполагаемые результаты: полное представление об эволюции аграрного вопроса в России XX века; систематические знания по изученной темпе; развитые аналитические и исследовательские навыки. Учебно­тематический план элективного курса “Аграрный вопрос в России XX века” № Тема занятия 1 Введение: “История аграрного вопроса в России” Тема I Аграрный вопрос в первой русской революции 2 3 Аграрный вопрос – коренной вопрос первой русской революции Крестьянское движение в ходе первой русской революции Всего часов Вид занятий 1 3 1 1 лекция   лекция семинар 4 Тема Проблема аграрного развития страны в деятельности четырёх  Государственных Дум Столыпинская аграрная реформа Социальный, культурный и профессионально­аграрный фон  столыпинских преобразований Положительные и отрицательные факторы аграрной реформы II 5 6 7 Столыпинские начинания в материалах губерний Центрального  Нечерноземья Коллективизация в СССР Тема III 8 Мифические и подлинные цели коллективизации 9 Сталинская коллективизация (1930­1931 годы) 10 Практика колхозного хозяйствования 11 Сопротивление коллективизации в 1930–1933 годах Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва 12 Цена сталинской коллективизации Тема IV 13 Три “суперпрограммы”: целина, кукуруза, животноводство 14 Тема Замыслы и реальность преобразований в сельском хозяйстве “Неперспективная” деревня V 15 Основные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства в  60­80 гг. XX века 16 Программа, которая осталась на бумаге 17 Заключение: Возродится ли российская деревня? Содержание элективного курса “Аграрный вопрос в России XX века” 1 4 2 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 лабораторная работа   лекция семинар лабораторная работа   лекция семинар лабораторная работа лекция семинар   лекция семинар   лекция лабораторная работа семинар 1. Введение. История аграрного вопроса в России” (Лекция) Аграрный вопрос – один из главных в русской истории. Исторические и общественные деятели о решении аграрного  вопроса. Неразрешенность аграрного вопроса – существенный фактор экономического отставания страны. Попытки  решить аграрный вопрос в XIX веке: указ о "Вольных хлебопашцах" и реформа графа Киселёва. Реформа 1861 г.  “Американский” и “прусский” пути развития сельского хозяйства (1) 1. Аграрный вопрос – коренной вопрос первой русской революции 1905–1907 гг. (Лекция) Тема I. Аграрный вопрос в первой русской революции (3) Главные проблемы российской деревни накануне революции 1905–1907 годов. Программы ведущих политических партий  России по аграрному вопросу. Манифест 3 ноября 1905 года о выкупных платежах (1). 2. Крестьянское движение в ходе первой русской революции (Семинар) Влияние крестьянского движения на ход революции Предлагаются для обсуждения вопросы для обсуждения (1). 3. Проблема аграрного развития страны в деятельности четырёх Государственных Дум (Лабораторная работа) Проблема аграрного развития страны ­ главная для всех четырех Дум. Законопроект кадетов в I Думе. Аграрные законопроекты второй Думы: их содержание и судьба. Работа с документами (1). Тема II. Столыпинская аграрная реформа (4) 1. Социальный, культурный и профессионально­аграрный фон столыпинских преобразований (Лекция). Мнения профессионалов. Крестьяне читают брошюры. Крестьянское “авось” и деревенское хулиганство (1). 2. Положительные и отрицательные факторы аграрной реформы (Семинар) “Пожарная эпидемия”. Крестьяне­практиканты в Чехии. Культурно­хозяйственные гнёзда и разбавленное молоко.  Коллективное добро и индивидуальное зло. Были ли положительные результаты у столыпинской реформы? Предлагаются вопросы для обсуждения (1). 3. Столыпинские начинания в материалах губерний Центрального Нечерноземья (Лабораторная работа) Работа с документами (1). 1. Мифические и подлинные цели коллективизации (Лекция). Тема III. Коллективизация в СССР (5). Причинно­следственные связи между социальными потрясениями 1917–1922 гг. и 1929–1933 гг. Хлебозаготавительные  кризисы 1927–1928 гг. Нарастание конфликта между крестьянством и номенклатурой. Продовольственное положение в  городах. Информационные сводки ОГПУ о положении в стране. XVI партийная конференция и первый пятилетний план.  Главный источник средств на индустриализацию промышленности – деревня. Цели и методы высшей номенклатуры (1). 2. Сталинская коллективизация (1930­1931 годы) (Семинар) Создание колхозов. Раскулачивание. Предлагаются вопросы для обсуждения (1). 3. Практика колхозного хозяйствования (Лабораторная работа) Работа с документами (1). 4. Сопротивление коллективизации в 1930–1933 годах (Лекция). Рост крестьянского сопротивления. Массовый забой скота – удар по животноводству. Открытые вооружённые  выступления крестьян (1). 5. Цена сталинской коллективизации (Семинар) Трагедия спецпереселенцев и голодомор 1932–1933 гг. Предлагаются вопросы для обсуждения (1). 1. Три “суперпрограммы”: целина, кукуруза, животноводство (Лекция) Тема IV . Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва (2) Сельское хозяйство – один из приоритетов внешней политики. Освоение целинных и залежных земель. Кукуруза – “царица  полей”? программа развития животноводства (1). 2. Замыслы и реальность преобразований в сельском хозяйстве (Семинар) Плюсы и минусы аграрной политики Н.С. Хрущёва. Предлагаются вопросы для обсуждения (1). 1. Основные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства в 60­80 гг. XX века (Лекция) Тема V. “Неперспективная” деревня (2) Новые попытки решить продовольственную проблему и их последствия (1). 2. Программа, которая осталась на бумаге (Лабораторная работа) Продовольственная программа 80­х гг. (1). 3. Заключение: Возродится ли российская деревня? (Семинар) Современное сельское хозяйство России. Проблемы и решения Предлагаются вопросы для обсуждения (1). Методические рекомендации к элективному курсу “Аграрный вопрос в России XX века”. Учебные занятия элективного курса “Аграрный вопрос в России XX века” выстроены по схеме: лекция – семинар –  лабораторная работа, что позволяет рассматривать изучаемый материал с различных сторон, а так же развивать навыки  самостоятельной и исследовательской работы учащихся. Во время лекции учащиеся подробно знакомятся с фактическим  материалом. Преподаватель анализирует причинно­следственные связи между изучаемыми явлениями, знакомит учащихся с главными проблемами темы, обращает внимание на малоизвестные факты, приводит статистические данные. Желательно во время лекций использовать компьютерные презентации с иллюстративным и статистическим материалом. Для проведения семинарских занятий учащимся заранее предлагается круг обсуждаемых вопросов и список  дополнительной литературы. Вопросы должны быть составлены так, чтобы учащиеся использовали не только материал  лекции, но и другие источники: учебники, дополнительную литературу, Интернет. Семинары можно проводить в  классической форме, как “круглые столы” или использовать технологию “дебаты”. На семинарах учащиеся развивают  навыки монологической и диалогической речи, учатся аргументировать свою точку зрения, формируют коммуникативные  навыки. Проанализировать исторические источники по теме учащиеся смогут во время лабораторных работ. На лабораторных  работах им предлагаются документы и различные задания к ним. Среди документов воспоминания и письма  современников, различные точки зрения на изучаемые вопросы историков и обществоведов. Выполняя лабораторные  работы, ученики развивают исследовательские и аналитические навыки, учатся обобщать изученный материал и делать  выводы. Александров К. Второе крепостное право. “История”. №19, 20, 21 .М., 2005. Андреев Е.М. и др. Население Советского Союза 1922–1991. М., 1993. Список литературы для учителя Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. В 5 т. 1927–1939 / Под ред. В.  Данилова, Р. Маннинга, Л. Виолы и др. Зырянов П.Н. Крестьянская община европейской России в 1907–1914 гг. М., 1992. Иваницкий В.А. Коллективизация и раскулачивание. М., 1996 г. Козлов С. Проснувшаяся деревня. “История”. №11, 12 .М., 2007. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001 Список литературы для учащихся Бунин И.А. Деревня. Повести и рассказы. Любое издание. Шолохов М.С. Поднятая целина. Любое издание.

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"

Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018