Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история +1
11 кл +1
08.03.2018
Пояснительная записка
Актуальность: На протяжении многих столетий аграрный вопрос был одним из главных и трудных вопросов русской действительности. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. В истории нашей страны было много политических течений, представители которых считали основной целью своей деятельности - решение наболевшего вопроса о земле. Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но к началу XX века он так и не был разрешён. В XX веке в России произошёл переход от аграрного к современному индустриальному обществу, который сопровождался как свершениями, так и трагическими событиями. Известный политик Ю. Лужков в предисловии к своей книге “Сельский капитализм в России: столкновение с будущим” по этому поводу пишет: “На “крестьянской телеге Россия въехала в ГУЛАГ, и полетела в космос”. Тем не менее, в школьном курсе истории России этому важному вопросу уделяется недостаточно внимания. Изучение предлагаемого элективного курса позволит учащимся гуманитарного профильного класса исторически осмыслить эволюцию аграрного вопроса в России; углубить свои знания по таким трудным темам как “Столыпинская аграрная реформа”, “Коллективизация в СССР” и др.; обратить внимание на некоторые малоизвестные факты.
Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках.doc
Программа элективного курса по истории в 11м классе в рамках
профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Пояснительная записка
Актуальность: На протяжении многих столетий аграрный вопрос был одним из главных и трудных вопросов русской
действительности. Этот вопрос стал причиной споров исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой
диаметрально противоположные его решения. В истории нашей страны было много политических течений, представители
которых считали основной целью своей деятельности решение наболевшего вопроса о земле. Вопрос о земле
неоднократно возникал в течение всей истории России, но к началу XX века он так и не был разрешён. В XX веке в России
произошёл переход от аграрного к современному индустриальному обществу, который сопровождался как свершениями,
так и трагическими событиями. Известный политик Ю. Лужков в предисловии к своей книге “Сельский капитализм в
России: столкновение с будущим” по этому поводу пишет: “На “крестьянской телеге Россия въехала в ГУЛАГ, и полетела
в космос”. Тем не менее, в школьном курсе истории России этому важному вопросу уделяется недостаточно внимания.
Изучение предлагаемого элективного курса позволит учащимся гуманитарного профильного класса исторически
осмыслить эволюцию аграрного вопроса в России; углубить свои знания по таким трудным темам как “Столыпинская
аграрная реформа”, “Коллективизация в СССР” и др.; обратить внимание на некоторые малоизвестные факты.
Цель курса: углубленное изучение истории аграрного вопроса в России XX века
Задачи:
получить представление об эволюции аграрного вопроса в России;
систематизировать знания по истории аграрного вопроса в России;
научиться анализировать и осмысливать события, процессы и явления прошлого, связанные с историей аграрного
вопроса;
проводить комплексный поиск исторической информации по изучаемому предмету в источниках разного типа.
Предлагаемый курс состоит из одного вводного, одного заключительного занятия и пяти логически взаимосвязанных тем:
1. Аграрный вопрос в первой русской революции.
2. Столыпинская аграрная реформа.
3. Коллективизация в СССР.
4. Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва.
5.
“Неперспективная” деревня
В построении учебного процесса используется схема: лекция – семинар – лабораторная работа, что позволяет
рассматривать изучаемый материал с различных сторон, а так же развивать навыки самостоятельной и исследовательской
работы учащихся.
Предполагаемые результаты: полное представление об эволюции аграрного вопроса в России XX века; систематические
знания по изученной темпе; развитые аналитические и исследовательские навыки.
Учебнотематический план элективного курса
“Аграрный вопрос в России XX века”
№
Тема занятия
1
Введение: “История аграрного вопроса в России”
Тема I Аграрный вопрос в первой русской революции
2
3
Аграрный вопрос – коренной вопрос первой русской революции
Крестьянское движение в ходе первой русской революции
Всего
часов
Вид занятий
1
3
1
1
лекция
лекция
семинар 4
Тема
Проблема аграрного развития страны в деятельности четырёх
Государственных Дум
Столыпинская аграрная реформа
Социальный, культурный и профессиональноаграрный фон
столыпинских преобразований
Положительные и отрицательные факторы аграрной реформы
II
5
6
7
Столыпинские начинания в материалах губерний Центрального
Нечерноземья
Коллективизация в СССР
Тема
III
8 Мифические и подлинные цели коллективизации
9
Сталинская коллективизация (19301931 годы)
10 Практика колхозного хозяйствования
11 Сопротивление коллективизации в 1930–1933 годах
Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва
12 Цена сталинской коллективизации
Тема
IV
13
Три “суперпрограммы”: целина, кукуруза, животноводство
14
Тема
Замыслы и реальность преобразований в сельском хозяйстве
“Неперспективная” деревня
V
15 Основные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства в
6080 гг. XX века
16 Программа, которая осталась на бумаге
17
Заключение: Возродится ли российская деревня?
Содержание элективного курса
“Аграрный вопрос в России XX века”
1
4
2
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
лабораторная
работа
лекция
семинар
лабораторная
работа
лекция
семинар
лабораторная
работа
лекция
семинар
лекция
семинар
лекция
лабораторная
работа
семинар
1. Введение. История аграрного вопроса в России” (Лекция)
Аграрный вопрос – один из главных в русской истории. Исторические и общественные деятели о решении аграрного
вопроса. Неразрешенность аграрного вопроса – существенный фактор экономического отставания страны. Попытки
решить аграрный вопрос в XIX веке: указ о "Вольных хлебопашцах" и реформа графа Киселёва. Реформа 1861 г.
“Американский” и “прусский” пути развития сельского хозяйства (1)
1. Аграрный вопрос – коренной вопрос первой русской революции 1905–1907 гг. (Лекция)
Тема I. Аграрный вопрос в первой русской революции (3)
Главные проблемы российской деревни накануне революции 1905–1907 годов. Программы ведущих политических партий
России по аграрному вопросу. Манифест 3 ноября 1905 года о выкупных платежах (1).
2. Крестьянское движение в ходе первой русской революции (Семинар)
Влияние крестьянского движения на ход революции Предлагаются для обсуждения вопросы для обсуждения (1).
3. Проблема аграрного развития страны в деятельности четырёх Государственных Дум (Лабораторная работа)
Проблема аграрного развития страны главная для всех четырех Дум.
Законопроект кадетов в I Думе. Аграрные законопроекты второй Думы: их содержание и судьба.
Работа с документами (1).
Тема II. Столыпинская аграрная реформа (4)
1. Социальный, культурный и профессиональноаграрный фон столыпинских преобразований (Лекция).
Мнения профессионалов. Крестьяне читают брошюры. Крестьянское “авось” и деревенское хулиганство (1).
2. Положительные и отрицательные факторы аграрной реформы (Семинар)
“Пожарная эпидемия”. Крестьянепрактиканты в Чехии. Культурнохозяйственные гнёзда и разбавленное молоко.
Коллективное добро и индивидуальное зло. Были ли положительные результаты у столыпинской реформы?
Предлагаются вопросы для обсуждения (1).
3. Столыпинские начинания в материалах губерний Центрального Нечерноземья (Лабораторная работа)
Работа с документами (1).
1. Мифические и подлинные цели коллективизации (Лекция).
Тема III. Коллективизация в СССР (5).
Причинноследственные связи между социальными потрясениями 1917–1922 гг. и 1929–1933 гг. Хлебозаготавительные
кризисы 1927–1928 гг. Нарастание конфликта между крестьянством и номенклатурой. Продовольственное положение в
городах. Информационные сводки ОГПУ о положении в стране. XVI партийная конференция и первый пятилетний план.
Главный источник средств на индустриализацию промышленности – деревня. Цели и методы высшей номенклатуры (1).
2. Сталинская коллективизация (19301931 годы) (Семинар)
Создание колхозов. Раскулачивание. Предлагаются вопросы для обсуждения (1).
3. Практика колхозного хозяйствования (Лабораторная работа)
Работа с документами (1).
4. Сопротивление коллективизации в 1930–1933 годах (Лекция).
Рост крестьянского сопротивления. Массовый забой скота – удар по животноводству. Открытые вооружённые
выступления крестьян (1).
5. Цена сталинской коллективизации (Семинар)
Трагедия спецпереселенцев и голодомор 1932–1933 гг.
Предлагаются вопросы для обсуждения (1).
1. Три “суперпрограммы”: целина, кукуруза, животноводство (Лекция)
Тема IV . Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва (2)
Сельское хозяйство – один из приоритетов внешней политики. Освоение целинных и залежных земель. Кукуруза – “царица
полей”? программа развития животноводства (1).
2. Замыслы и реальность преобразований в сельском хозяйстве (Семинар)
Плюсы и минусы аграрной политики Н.С. Хрущёва.
Предлагаются вопросы для обсуждения (1).
1. Основные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства в 6080 гг. XX века (Лекция)
Тема V. “Неперспективная” деревня (2)
Новые попытки решить продовольственную проблему и их последствия (1).
2. Программа, которая осталась на бумаге (Лабораторная работа)
Продовольственная программа 80х гг. (1).
3. Заключение: Возродится ли российская деревня? (Семинар) Современное сельское хозяйство России. Проблемы и решения Предлагаются вопросы для обсуждения (1).
Методические рекомендации к элективному курсу
“Аграрный вопрос в России XX века”.
Учебные занятия элективного курса “Аграрный вопрос в России XX века” выстроены по схеме: лекция – семинар –
лабораторная работа, что позволяет рассматривать изучаемый материал с различных сторон, а так же развивать навыки
самостоятельной и исследовательской работы учащихся. Во время лекции учащиеся подробно знакомятся с фактическим
материалом. Преподаватель анализирует причинноследственные связи между изучаемыми явлениями, знакомит учащихся
с главными проблемами темы, обращает внимание на малоизвестные факты, приводит статистические данные. Желательно
во время лекций использовать компьютерные презентации с иллюстративным и статистическим материалом.
Для проведения семинарских занятий учащимся заранее предлагается круг обсуждаемых вопросов и список
дополнительной литературы. Вопросы должны быть составлены так, чтобы учащиеся использовали не только материал
лекции, но и другие источники: учебники, дополнительную литературу, Интернет. Семинары можно проводить в
классической форме, как “круглые столы” или использовать технологию “дебаты”. На семинарах учащиеся развивают
навыки монологической и диалогической речи, учатся аргументировать свою точку зрения, формируют коммуникативные
навыки.
Проанализировать исторические источники по теме учащиеся смогут во время лабораторных работ. На лабораторных
работах им предлагаются документы и различные задания к ним. Среди документов воспоминания и письма
современников, различные точки зрения на изучаемые вопросы историков и обществоведов. Выполняя лабораторные
работы, ученики развивают исследовательские и аналитические навыки, учатся обобщать изученный материал и делать
выводы.
Александров К. Второе крепостное право. “История”. №19, 20, 21 .М., 2005.
Андреев Е.М. и др. Население Советского Союза 1922–1991. М., 1993.
Список литературы для учителя
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. В 5 т. 1927–1939 / Под ред. В.
Данилова, Р. Маннинга, Л. Виолы и др.
Зырянов П.Н. Крестьянская община европейской России в 1907–1914 гг. М., 1992.
Иваницкий В.А. Коллективизация и раскулачивание. М., 1996 г.
Козлов С. Проснувшаяся деревня. “История”. №11, 12 .М., 2007.
Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. М., 2001
Список литературы для учащихся
Бунин И.А. Деревня. Повести и рассказы. Любое издание.
Шолохов М.С. Поднятая целина. Любое издание.
Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки "Аграрный вопрос в России XX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.