Античная мифология, методическое пособие
Оценка 4.6

Античная мифология, методическое пособие

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
история +2
11 кл +1
26.04.2018
Античная мифология, методическое пособие
В методическом пособии " Античная мифология" рассматриваются рождение мифа, происхождение богов и мира, древнейшие религии Античности. Представлены основные и косвенные божества по данным религиям, а также включены наиболее известные мифы. Цель методического пособия – помочь студенту в изучении истории мировой культуры.
античная мифология справочник +.doc
М.В.Максимова Методическое пособие по истории мировой культуры «Античная мифология» В   методическом   пособии   рассматриваются   рождение   мифа,   древнейшие   религии Античности. Представлены основные и косвенные божества по данным религиям, а также включены наиболее известные мифы. Цель   методического   пособия   –   помочь   студенту   в   изучении   истории   мировой культуры. Методическое   пособие   предназначено   для   студентов   ГКСКТиИ,   специальности: Народное   художественное   творчество,   Музыкальное   искусство   эстрады,   Актерское искусство, Живопись, Библиотековедение. Содержание «Античная мифология».................................................................................................................1 Пояснительная записка..................................................................................................................3 Общие сведения..............................................................................................................................4 Человек и окружающий мир..........................................................................................................7 Генеалогия богов и героев Древней Греции.................................................................................8 Боги Древней Греции отличались от остальных божественных сущностей,  представленных в любой другой религии того времени. Их делили на три поколения, но  слуху современного человека более привычны имена второго и третьего поколения богов Олимпа: Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия.....................................................................8  Описание генеалогических цепей................................................................................................9 Происхождение мира и богов......................................................................................................10 Списки богов, мифологических существ и героев....................................................................11 Соответствие римских и греческих богов.................................................................................25 Список использованных источников и литературы...................................................................28 2 Пояснительная записка Древнегреческая   религия   заметно   отличается   своей   сложностью   от   тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными   вариантами   греческих   мифов.   В   своем   становлении   комплекс религиозных   представлений,   свойственных   древним   грекам,   прошел   несколько   стадий, связанных   с   изменением   социального   устройства   и   самого   народа   –   носителя   этих представлений. Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских   народов.   Мифология   довольно   сильно   влияла   на   становление религиозной мысли в Древней Греции. Исследователи выделяют три основных периода в развитии   древнегреческой   мифологии:   хтонический,   или   доолимпийский,   классический олимпийский  и поздний  героический.  Взгляды,  характерные для хтонического периода, сложились в греческом обществе задолго до дорийского завоевания XII в. до н.э. и даже до возникновения первых ахейских государств. Не сохранилось источников, в которых бы эти взгляды были представлены полно и последовательно. Поэтому приходится использовать отдельные   архаичные   образы   или   мифологические   эпизоды,   случайно   отразившиеся   в текстах, относящихся к значительно более позднему времени. Как и древнегреческая религия,  римская религия не имела единой организации и учения,   а   состояла   из   культов   различных   божеств.   Религиозные   обряды,   связанные   с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его   мог   заменить   обладавший   особыми   полномочиями   управляющий   поместьем. Официальные   государственные   обряды   совершались   опосредствованно   некоторыми носителями высшей власти ­ сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами   и   преторами,   в   критические   моменты ­   диктатором.   При   этом   император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал. Если мифология греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного   вымысла,   то   римская   религия   бедна   легендами.   Религиозные представления римлян, которые, по существу являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же   исходные   данные,   что   и   у   греков,   ­   страх   перед   непонятным   явлением   природы, стихийными бедствиями и преклонение пред производящими силами земли 3 Общие сведения Культура   исторически   сформировалась   как   способ   духовного   освоения действительности, как духовное производство. Исторически сложились различные формы и способы духовной деятельности, которые все глубже дифференцировались с развитием общества   и   превратились   в   самостоятельные   образования   культуры   как   мифология, религия, искусство, наука.  Миф  — это наиболее древняя форма духовной культуры, человеческого бытия, когда   человек   еще   не   выделял   себя   из   природной   и   социальной   среды   и   переносил человеческие   свойства   (одушевленность,   чувственность,   разумность)   на   природные объекты, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. На протяжении сотен и тысяч лет люди жили  как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования играли важную роль: они были выражением и хранением   исторической   памяти,   регулятивом   их   социальной   организации.   Назовите категории мифов, исчерпал ли миф себя сегодня? Религия  пришла   вслед   за   мифом.   Как   и   мифология,   религия   апеллирует   к фантазиям   и   чувствам.   Однако   в   отличие   от   мифа   религия   не   смешивает   земное   и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религиозное сознание было шагом вперед по отношению к мифологическому сознанию. Следует   разобраться,   в   чем   это   нашло   выражение,   как   изменялось   религиозное сознание   на   протяжении   истории   человечества.   Охарактеризуйте   мировые   религии, создавшие за долгие века своего существования свой образ мира, свои установки личного и социального   поведения   людей.   Выясните   место   религии   в   системе   культуры,   общие тенденции развития соотношения культуры и религии.  Искусство  существовало   и   действовало   параллельно   с   мифом   и   религией.   Это исторически   сложившаяся   система   образного   освоения   опыта   человеческой   жизни, закрепленная   в   художественных   ценностях.   Выясните   роль   искусства   в   развитии   и обогащении культуры, противоречивость этой роли. При этом следует иметь в виду то, что искусство воспроизводит мир, создавая ценности, ориентированные в прошлое, настоящее или будущее. Однако общим для этих ценностей является то, что все они обращены к человеческому «я», что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу  духа.  А  для  культуры  это  является  важным  фактором  ее  развития.  Наряду  с другими   формами   духовной   культуры   искусство   оказалось   нужным   человечеству   как 4 способ   целостного   общественного   воспитания   человека,   его   эмоционального   и интеллектуального   развития,   его   приобщения   к   накопленному   человечеством коллективному   опыту,   к   вековой   мудрости,   к   конкретным   общественно­историческим интересам, устремлениям, идеалам. Греческая мифология возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким­ то   образом   разгадать   грозные   и   часто   непонятные   природные   явления,   познать   те таинственные   неизвестные   силы,   которые   управляют   человеческой   жизнью.   Фантазия древних   греков   и   породила   древнегреческую   мифологию,   населила   окружающий   мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли  из себя единую семью, главой  которой был Зевс­ Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве   высшей   меры   совершенства   считалась   внешняя   красота.   Итак,   могучие   силы природы,   ранее   неподвластные   ни   понимаю   человеку,   ни   тем   более   его   влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.  Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни  людей,  богов  и  героев.  В  древнегреческой  мифологии   воспоминания  о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира). Греческая   мифология   представляет   из   себя   первобытную   попытку   осмыслить действительность,   придать   всей   природной   картине   целесообразность   и   стройность, расширить жизненный опыт. Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем  к древнегреческой  мифологии  обращались  философы  и историки, поэты и 5 художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду. 6 Человек и окружающий мир Как объяснить, почему извергается вулкан, грохочет молния, идет засуха или море штормит, уничтожая все на своем пути? Древние  греки  нашли ответ – действия Богов. Мифология  Древней Греции  – это целое мироустройство с большим семейством Богов, объяснение всех природных явлений  и сил, управляющих человеческой  жизнью. О ком были мифы? Становились ли смертные героями легенд? Где вымысел, а где правда? Фантазия   древних  греков  и   породила   древнегреческую   мифологию,   населила окружающий   мир   добрыми   и   злыми   сказочными   существами:   в   рощах   и   на   деревьях поселились дриады, в  реках  – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные   и   совершенные   существа,   подобные   по   внешнему   облику   на  людей.   Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс­Громовержец. Очеловечивание   божественных   существ   является   характерной   особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве   высшей   меры   совершенства   считалась   внешняя   красота.   Итак,   могучие   силы природы,   ранее   неподвластные   ни   понимаю   человеку,   ни   тем   более   его   влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека. Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни  людей, богов  и  героев.  В  древнегреческой  мифологии   воспоминания  о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека   и   мира).   Греческая   мифология   представляет   из   себя   первобытную   попытку осмыслить   действительность,   придать   всей   природной   картине   целесообразность   и стройность, расширить жизненный опыт. Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем  к древнегреческой  мифологии  обращались  философы  и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов 7 идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду. Генеалогия богов и героев Древней Греции Боги   Древней   Греции   отличались   от   остальных   божественных   сущностей, представленных в любой другой религии того времени. Их делили на три поколения, но слуху современного человека более привычны имена второго и третьего поколения богов Олимпа: Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия.  Согласно преданиям, с момента начала времен власть принадлежала верховному богу Хаосу. Как понятно из имени, в мире не было порядка и тогда богиня Земли Гея вступила в брак с Ураном, отцом Неба и родилось первое поколение могучих титанов. Генеалогическое древо греческих богов и героев представляет собой паутину связей и   имеет   очень   большой   объем   и   сложную   структуру.   Для   упрощения   оно   разбито   на генеалогические цепи. Начальная ­ возникновение мира и древнейших существ.  8 Описание генеалогических цепей Начало начал – возникновение Земли и Неба. Дети Моря – титаны, дети Понта и Геи. Титаны – обширная группа титанов, дети Урана и Геи, а также Кронос и Рея ­ родители олимпийцев. Дети солнца ­ потомки Гелиоса. Океаниды ­ Обширная ветвь исходящая от титана Океана и Фетиды. Олимпийцы ­ дети Реи и Кроноса. Потомки Леды ­ ветвь, состоящая в основном из людей. Реки ­ дети Океана и Фетиды. Дети Аполлона – дети бога. Лаодика – все дети Приама. Одиссей – сеть родственных связей героя. Дети Геры – дети Зевса и Геры. Плеяды – дети Атланта и Плеоны. Дети Зевса – дети громовержца. Персеиды – потомки Персея и Андромеды. Дети Земли – дети Геи. Гераклиды – дети героя Геракла. Кадм и Гармония – дети героя. Эллины – потомки бога ветров Энолы и богини Энореты. 9 Происхождение мира и богов "Вначале было слово...  Все через него начало быть..."  Евангелие от Иоанна (Глава 1) Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса ­ весь мир и бессмертные боги. Он был как­бы сырьем, из которого появилось все, что когда­либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной ­ Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Хронос породил три стихии ­  Огонь,  Воздух  и  Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Следом за Хроносом возникли одновременно, как братья­близнецы, Эрос и Антерос. (В последствии такое двойное рождение очень часто встречается и считалось у греков чуть ли не священным) Эрос ­ Любовь, и Антерос ­ Отрицание Любви.  Хаос же породил нечто   подобное   себе   ­  Эреба,  как   воплощение   Мрака.   За   ним   ­  Никту  ­   темную беззвездную Ночь. А также Непостижимую Бездну ­ Тартар.  Тартар   был   сама   пустота,   черная   дыра.   На   протяжении   всей   истории   Боги использовали его глубины в качестве наказания поверженным. Никто не мог вырваться из Бездны   своими   силами.   Тартар   был   самым   ужасным   местом   во   Вселенной.   Но от Мрака и Ночи родились Вечный Свет ­ Эфир и Сияющий День ­ Гемера.  У Эреба и Никты были еще дети: мрачный  Харон  ­ перевозчик через реку Стикс в царстве мертвых и три дочери ­ близнецы  Тисифона,  Алекто  и  Мегера  ­ богини мщения  Эринии.  Остатки первобытного Хаоса вращались уже с огромной скоростью и превратились в Яйцо. Яйцо это было зародышем Земли. Но вот оно раскололось на две части.  Верхняя  половина   скорлупы   стала  Звездным Небом ­ Ураном,  нижняя  ­ Матерью Землей ­ Геей. А жидкость, разлившаяся по телу Земли ­ Бескрайним Морем ­ Понтом. Он стал первым мужем Геи. Вторым же был Уран­Небо. От их брака произошли все Олимпийские боги. 10 Списки богов, мифологических существ и героев Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны. ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ Сначала существовала Мгла (Скотос). Из нее появился Хаос. От Мглы и Хаоса родились Никта/Нюкта/Никата (Ночь), Эреб (Мрак) и Эрос (Любовь). ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ Дети Никты и Эреба: Близнецы Эфир – олицетворение воздуха и Химера – богиня дневного света;  братья­близнецы Гипнос (Сон) и Танатос (Смерть).  Керы ­ первоначально души умерших, сделавшиеся кровожадными демонами, приносящие людям   страдания   и   смерть.   Древние   греки   представляли   кер   крылатыми   женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Мойры ­ богини судьбы. У древних римлян Мойрам соответствовали Парки. Три сестры­ мойры: оо  ­ прядущая (нить жизни).  Клот  («Пряха»)  («Судьба», «дающая жребий») ­ определяющая судьбу.   («Неотвратимая») или Айса ­ неумолимая, неотвратимая участь  ао Л хесис, также Лахеса Ао тропос, также Атропа (смерть). Перерезающая нить.  Мом ­ бог насмешки, злословия и глупости.  Немезида  ­     крылатая   богиня   возмездия,   карающая   за   нарушение   общественных   и моральных норм. Эрида – богиня раздора.  Эринии – богини мщения. Ата  ­  богиня, персонификация заблуждения, помрачения ума, обмана, глупости. Дети Эфира и Химеры: Гея – одно из первобытных божеств земли. Уран – олицетворение неба, супруг Геи, относится к самому древнему поколению богов. Химера родила Урана или она породила его во сне. 11 Дети Геи Тартар ­  глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида (представление, начиная с  Гесиода), куда после титаномахии1 Зевс низвергнул Кроноса и титанов и где их стерегли  сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана. Понт ­ бог внутреннего моря, древнее предолимпийское божество, сын Геи и Эфира. Отцы ­ Уран, Понт и Тартар Кето  ­ персонаж греческой мифологии, имя которой происходит от слова «к тос» (др.­ греч. ­ «морское чудовище»), от которого произошло и русское «кит».  Нерей   ­  один   из   наиболее   любимых   и   чтимых   богов   водной   стихии   (моря):   добрый, мудрый,  справедливый  старец, олицетворение  спокойной  морской  глубины,  обещающий ио морякам счастливое плавание. Тавмант  ­ божество морских чудес, подводный великан, сын Понта и Геи. Форкий ­ морское хтоническое божество2, бог бурного моря, бог чудес. Эврибия ­ воплощение морской силы, дочь Геи и Понта Титаны и титаниды ­  боги второго поколения, дети Урана и Геи. Их 6 братьев и 6 сестёр­ титанид, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов. Гекатонхейры   ­  сторукие   пятидесятиголовые   великаны,   олицетворение   стихий,   по Гесиоду ­ сыновья верховного бога Урана и Геи: Бриарей – сила, Гиес – пашня, Котт – гнев. Сразу после рождения заключены в недрах земли отцом, опасавшимся за своё владычество. Уран ввергнул их в оковы и поселил в недрах земли, а Зевс освободил их для войны с титанами. Во время титаномахии откликнулись на призыв богов­олимпийцев и выступили против титанов, чем принесли победу богам. Гиперион   ­  «сияющий»   бог,   буквально   «идущий   наверху»,   то   есть   по   небу,   и   потому отождествляется   он   с   Гелиосом   ­   нередко   у   Гомера,   в   эллинистической   мифологии   ­ Титаны 1 Титаномахия ­ битва богов­олимпийцев с титанами, серия сражений в течение десяти лет в Фессалии между двумя лагерями божеств задолго до существования человеческого рода: Титаны, с базой на горе Офрис, и Олимпийцы, которые придут править, с базой на горе Олимп. 2 Хтонические божества (от греч. «земля, почва») ­ во многих религиях и мифологиях ­ божества, изначально олицетворявшие собой силы подземного мира. 12 постоянно; так, сыновья Гелиоса именуются Гиперионидами. Супруг своей сестры Тейи, отец Гелиоса, Селены и Эос. Иапет   ­  прародитель   человеческого   рода,   супруг   океаниды   Климены   (либо,   по Аполлодору,   океаниды   Асии),   которая   родила   ему   Атланта,   Менетия,   Прометея   и Эпиметея. Кей ­  является  богом­воплощением   небесной  оси  вокруг  которой  вращаются  облака  и ходят по небесам Гелиос и Селена. Был царем северной части Земли, после свержения Урана   и   до   начала   правления   Зевса.   Брат   и   муж   титаниды   Фебы,   родившей   Лето   и Астерию. Криос ­ супруг дочери Понта Еврибии. Был повержен во время титаномахии и сброшен в Тартар. Отец Астрея, Перса и Палланта. Кронос (Крон, Хронос) ­ первоначально ­ бог земледелия, позднее, бог времени. Океан ­ божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд. У Гомера Океан ­ не только бог, но первоначало всего сущего. Океан не участвовал в нападении титанов на отца и в битве титанов против Зевса и потому сохранил своё высокое положение. Титаниды Мнемозина ­ богиня, олицетворявшая память. Мать Муз, рождённых ею от Зевса Тейя ­ старшая дочь Урана и Геи, сестра и жена Гипериона, мать Гелиоса (Солнца), Эос (утренней зари) и Селены (луны). Рея ­ мать олимпийских богов. Дочь Урана и Геи. Супруга и сестра титана Кроноса, мать богини домашнего очага Гестии, богини полей и плодородия Деметры, богини семей и родов Геры, бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса. Интересно знать! Кронос   пожирал   всех   своих   детей,   опасаясь   рождения   более сильного,   чем   он,   наследника,   но   Рее   удалось   спасти   самого младшего   ­   Зевса.   По   совету   Геи   и   Урана   она   родила   Зевса   в области Ликтос, спрятала на горе Дикте; либо родила его тайно в пещере   на   острове   Крит,   на   горе   Дикта;   либо,   когда   была беременна,   прибыла   на   гору   Тавмасион   в   Аркадии,   охраняемая 13 гигантами (там была пещера Реи), а Зевса родила на горе Ликее, где   есть   и   место   Кретея,   послед   же   бросила   в   реку   Лимакс. Кроносу   она   подсунула   запеленатый   камень,   который   тот   и проглотил.   В   другом   варианте   мифа   Рея   спасла   Посейдона, спрятав его среди пасущихся овец, а Кронос проглотил жеребёнка. В   некоторых   источниках,   Рею   во   время   поисков   места   для рождения Зевса, сопровождали куреты. Согласно легенде, куреты подняли   невообразимый   шум,   дабы   заглушить   им   крики новорожденного   бога   и   тем   самым   спасти   его   от   неминуемой гибели  в чреве своего отца. В полном вооружении они охраняли Зевса­младенца на Крите, ударяя копьями о щиты. Тефида ­ супруга своего брата Океана, с которым породила три тысячи сыновей ­ речных потоков и три тысячи дочерей ­ океанид. Феба ­  сестра и жена Кея, мать Лето и Астерии, бабка Аполлона и Артемиды. Феба ­ кормилица Аполлона. Она владела святилищем с храмом и оракулом в Дельфах после Фемиды, затем подарила его внуку. По имени своей бабки Аполлон именуется Фебом.   Фемида ­ богиня правосудия, вторая супруга Зевса. Фемиду всегда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках. Весы ­ древний символ меры и справедливости. Младшее поколение Астерия ­  звёздное божество, дочь титана Кея и Фебы, сестра Лето. Жена Перса, мать Гекаты. Атлас (Атлант) ­ могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Гелиос   ­  солнечное   божество,   сын   титана   Гипериона   (откуда   пошло   его   прозвище «Гиперионид» и Тейи (либо сын Гипериона и Ирифессы), брат Селены и Эос. Лето ­ титанида дочь титана Кея и Фебы, жена Зевса, с которой он расстался ради Геры, или же его возлюбленная вне брака, мать близнецов Аполлона и Артемиды. Менетий ­ сын титана Иапета и Климены (по Аполлодору, Асии), брат Прометея, Атланта и Эпиметея. Во время титаномахии Менетий был поражён перуном Зевса и сброшен в тартар; либо отправлен в Эреб за нечестивость и силу. 14 Прометей   ­  титан,   царь   скифов,   защитник   людей   от   произвола   богов.   Сын   Иапета   и Климены (по Аполлодору ­ Асии). Его жена Гесиона. Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий». Интересно знать! Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его   присыпая   золой.   Этот   тростник   имеет   внутренность, сохранять, заполненную   белой   мякотью,   которая   может   гореть   как   фитиль.   В истолковании, он изобрёл «огневые палочки», от которых загорается огонь. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний. Миф о Прометее раздваивается на две линии: культурный герой, несущий свет, знания  и цивилизацию, и бунтарь,   восставший  против  власти  небес   во имя самоценности личности. За похищение огня Зевс приказал Гефесту  приковать Прометея к Кавказскому хребту. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся   мучения:   прилетавший   каждый   день     орёл   клевал   у Прометея   печень,   которая   в   дальнейшем   вновь   отрастала.   Эти   муки,   по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Селена ­ персонификация луны. Эос ­ персонификация утренней зари. Эпиметей   ­    сын   Иапета   и   Климены;  в   классической   традиции   Эпиметей   является мифологической   фигурой,   тесно   связанной   с   преданиями   о   Прометее   и   Пандоре.   Как показывает само имя, Эпиметей, что в переводе с греческого языка означает «думающий после»   то   есть   «крепкий   задним   умом»,   является   противоположностью   своему   брату Прометею,   отличаясь   медлительностью   соображения   и   способностью   постоянно   делать ошибки.   Обманув   при   жертвоприношении   Зевса,   Прометей   дал   совет   Эпиметею   не принимать от Зевса никаких даров, из боязни мести со стороны Олимпийца, но Эпиметей не послушался брата и принял от Гермеса посланную Зевсом Пандору, которая принесла на землю все несчастья.  Интересно знать! 15 Пандора ­ в древнегреческой мифологии первая женщина на земле, созданная   Гефестом   по   велению   Зевса   ­   в   наказание   людям   за похищение для них Прометеем огня у богов. Бог огня Гефест слепил её,   смешав   землю   с   водой,   при   участии   других   богов,   в   частности Афины, которые наделили её подарками: так, Афродита одарила её красотой, Гермес ­ хитростью и сладкоречием. Афина дала ей душу, Зевс   дал   ей   любопытство.   Любопытная   Пандора   открыла полученный ею от Зевса сосуд (ящик Пандоры), из которого тут же по земле   разлетелись   все   несчастья   и   бедствия,   а   под   захлопнутой   в страхе крышкой осталась на донышке только надежда. ОЛИМПИЙЦЫ Дети титана Кроноса и титаниды Реи Зевс ­ рим. Юпитер. Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона.  Атрибуты: лабрис3, орел, молния, гром, дуб, колесница. Гера  ­ рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, покровительница рожениц, супруга Зевса.  Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар, колесница. Посейдон ­ рим. Нептун. Владыка морей.  Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена ­ Амфитрита. Аид  ­ рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Брат Зевса, Атрибуты:   трёхглавый   пёс   Цербер   (Кербер),   вилы   (двузубец),   колесница.   Жена   — Персефона (Прозерпина). Деметра ­ рим. Церера. Богиня земледелия и плодородия.  Атрибуты: посох в виде стебля. Гестия ­ рим. Веста. Богиня домашнего очага. Богиня­девственница. Атрибуты: факел.  Потомки детей Кроноса и Реи Аполлон  ­ рим. Феб. Сын Зевса и титаниды Лето, брат­близнец Артемиды. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог­прорицатель.  3 Лабрис ­ древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор 16 Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами, колесница, золотая лира. Арес ­ рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны.  Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж Афродиты. Интересно знать! Первоначально считалось, что Гера родила Ареса без участия Зевса, от прикосновения   к   волшебному   цветку.   В   более   поздних   мифах   Арес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки Урана. Артемида ­ рим. Диана. Дочь Зевса и богини Лето, сестра­близнец Аполлона. Богиня луны и охоты. Богиня­девственница.  Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница. Афина   (Паллада)  покровительница   города   Афины,   ремесел,   наук.   Родилась   из   головы   Зевса.   Богиня­ ­   рим.   Минерва.   Богиня   мудрости,   справедливой   войны, девственница. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. В руках ­ щит с изображением головы Медузы Горгоны (Эгида) и копьё. Изображалась со статуэткой богини победы ­ Ники.  Интересно знать! Как   и   положено   в   мифах,   рождение   богини   Афины   было необычным.   Наиболее   распространённая   версия   рассказана   в «Теогонии»   Гесиода:   царь   богов   Зевс   по   совету   Урана   и   Геи проглотил свою первую жену Метиду Премудрость,  когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына,   который   свергнул   бы   Зевса.   После   этого   он   породил воительницу Афину из своей головы Афродита (Киприда)  ­ рим. Венера. Богиня красоты и любви,  включавшаяся  в число двенадцати великих олимпийских богов4. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она ­ богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти 4 Олимпийцы, (Олимпийские боги) ­ в древнегреческой мифологии боги третьего поколения (после  изначальных богов и титанов ­ богов первого и второго поколений), верховные божества, обитавшие на горе  Олимп. 17 Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница. Интересно знать! Афродита   возникла   обнаженной   из   воздушной морской раковины вблизи Кипра отсюда её прозвище «Киприда» и на раковине добралась до берега. Оры в золотых   диадемах   увенчали   её   золотым   венцом, украсили   золотым   ожерельем   и   серьгами,   а   боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены. Гермес  ­ рим. Меркурий. Бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий   богатство   и   доход   в   торговле,   бог   атлетов.   Покровитель   глашатаев,   послов, пастухов   и   путников;   покровитель   магии,   алхимии   и   астрологии.   Посланник   богов   и проводник   душ   умерших   (отсюда   прозвище   Психопомп   ­   проводник   душ)   в   подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. Атрибуты:  крылатые  сандалии,  шлем­невидимка  с крылышками,  кадуцей  (посох в виде двух переплетенных змей). Гефест  ­   рим.   Вулкан.   Бог   кузнечного   дела,   покровитель   всех   ремесленников   и   огня. Хромоногий. Жена ­ Афродита.  Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница. Интересно знать! 18 Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из своего бедра, в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса. Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался  своим  любимым  делом:  ковал.   Прекрасные   изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по   прочности.   Словно   живые   летали   изображенные   птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении   матери,   Гефест   решил   отомстить.   Он   создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы   кресла,   поэтому   Зевс   был   вынужден   отправить   Гермеса, посланца   богов,   чтобы   приказать   Гефесту   освободить   Геру.   Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать. Дионис (Вакх)  ­ рим. Бахус. Бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Зевса и фиванской царицы Семелы Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница. 19 Боги и божества водной стихии Посейдон  ­   один   из   трёх   главных   богов­олимпийцев   вместе   с   Зевсом   и   Аидом.   При разделении мира после победы над титанами Посейдону досталась водная стихия. Амфитрита ­ богиня моря, супруга Посейдона Ахелой ­ речной бог с телом быка и лицом человека. Его рог, отрубленный Гераклом, стал  рогом изобилия Лимнады ­ нимфы озёр и болот Наяды ­ нимфы родников, источников и рек Нереиды ­ морские нимфы, сестры Амфитриты Океан ­ персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену Океаниды ­ дочери Океана Понт ­ бог внутреннего моря. Речные боги ­ боги рек, сыновья Океана и Тефиды Тефида ­ титанида, жена Океана, мать океанид. Тритон ­ древнегреческий бог, вестник глубин, сын Посейдона и Амфитриты (у римлян  сын Нептуна и Салации). Отец тритонов. Тритоны ­ свита Посейдона и Амфитриты Боги и божества воздушной стихии Аура ­ персонификация лёгкого ветра, воздуха. Борей ­ олицетворение северного бурного ветра. Зефир ­ западный сильный ветер, считался также вестником богов (у римлян стал  олицетворять ласкающий, лёгкий ветер). Нефела ­ богиня облаков. Нот ­ южный ветер. Эвр ­ восточный ветер. Эол ­ полубог, повелитель ветров. 20 Боги смерти и подземного мира Аид ­ бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи,  брат Зевса,  Посейдона, Геры, Деметры и Гестии.  Именем бога названа карликовая планета Плутон. Персефона ­ богиня плодородия и царства мёртвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. У римлян ­ Прозерпина. Интересно знать! Мрачный   Аид   ­   олимпийский   бог,   хотя   и  находился   постоянно   в  своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам, или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе   с   супругой   Персефоной   (дочерью   Зевса   и   Деметры),   которую похитил,   когда   она   собирала   на   лугу   цветы.   Похищая   Персефону,   он появился   на   запряжённой   четвёркой   лошадей   колеснице.   Миф   этот   у Гомера   не   упоминается   и   локализовался   в   различных   местах   древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия, где, как считалось, и произошло   похищение.  Мать   Персефоны   Деметра,   богиня   плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире.   Зевс   решил,   что   Персефона   две   трети   года   будет   проводить   на земле с матерью и одну треть ­ с Аидом. Радамант ­ судья царства умерших. Геката ­ богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений. Мелиноя  ­   богиня   духов,   одна   из   служанок   Аида.   Присматривает   за   неупокоенными мертвецами,   бродящими   по   земле.   Каждую   ночь   выходит   из   царства   мертвых,   чтобы попугать смертных. 21 Музы  Дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, либо дочери Гармонии, живущие на горе  Парнас; богини  ­  покровительницы  искусств  и  наук.  От муз  происходит  слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство   или   науку,   связанные   с   деятельностью   муз.   Музам   посвящались   храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»). Каллиопа ­ муза эпической поэзии. Клио ­ муза истории в древнегреческой мифологии. Мельпомена ­ муза трагедии. Полигимния ­ муза торжественных гимнов. Терпсихора ­ муза танца. Талия ­ муза комедии и лёгкой поэзии. Урания ­ муза астрономии. Эвтерпа ­ муза лирической поэзии и музыки. Эрато ­ муза любовной поэзии. Циклопы Три одноглазых великана, порождение Геи и Урана. Сразу после рождения киклопы были   связаны   и   сброшены   отцом   в   Тартар.   Они   были   освобождены   титанами   после свержения Урана, но вновь закованы Кроносом. Когда Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, вывел киклопов из Тартара, чтобы те пришли на помощь олимпийским богам в войне против титанов. Киклопы выковали Зевсу перуны (громы и молнии), которые тот метал в титанов. Аиду они выковали шлем, а Посейдону трезубец, научили Гефеста и Афину ремеслам. Арг ­ «молния» Бронт ­ «гром» Стероп ­ «блеск» Другие боги Ника ­ богиня победы. Гименей ­ бог брака. Ирида ­ богиня радуги, вестница богов. Апата ­ богиня обмана. 22 Фобос ­ бог страха, сын Ареса и Афродиты. Деймос ­ бог ужаса, родной брат Фобоса. Асклепий  –   бог   медицины   и   врачевания;   был   рождён   смертным,   но   за   высочайшее врачебное искусство получил бессмертие. Морфей ­ бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса). Гимерот ­ бог плотской любви и любовного наслаждения. Ананке ­ божество­воплощение неотвратимости, необходимости, персонификация рока. Алоэй ­ древнее божество обмолоченного зерна. Пан  ­ бог лесов, покровитель охотников и пастухов; считается сыном Гермеса. Спутник Диониса. Неперсонифицированные боги  Боги ­ «множества» по М. Гаспарову. Сатиры ­  лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами. Нимфы   ­  олицетворение   в   виде   девушек   живых   стихийных   сил,   подмечавшихся   в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей. Оры  ­ богини времён года в древнегреческой мифологии, ведали порядком в природе. Дочери Зевса и Фемиды. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Герои Смертные потомки бога и смертной женщины, реже ­ богини и смертного мужчины. Как   правило,   обладали   исключительными   (иногда   сверхъестественными)   физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п. Ахилл   ­  в   героических   сказаниях   древних   греков   является   храбрейшим   из   героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Геракл ­ герой, сын бога Зевса и Алкмены ­ жены героя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он 23 рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес. Одиссей   ­  царь   острова   Итаки,   греческий   герой,   участвовавший   в   Троянской   войне   и прославившийся своей хитростью и красноречием. Он был сын Лаэрта, муж Пенелопы и отец Телемаха; принял участие в Троянской войне лишь после долгих просьб Агамемнона. Троя   была   взята   благодаря   хитрости   и   предприимчивости   Одиссея,   при   помощи деревянного коня. После разрушения Трои Одиссей отправился на родину, но в течение 20 лет не мог добраться до Итаки. В это время он пережил целый ряд приключений, подробно описанных в «Одиссее» Гомера. Персей ­  герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель чудовища горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды. Тесей  ­   сын   афинского   царя   Эгея   (или   бога   Посейдона)   и   Эфры,   11­й   царь   Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Ясон ­ сын царя Иолка Эсона и Полимеды (или Алкимеды). Герой, участник Калидонской охоты, предводитель аргонавтов, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. Это задание ему дал единоутробный брат его отца, Пелий, чтобы погубить его. Беллерофонт   прозвище   Гиппоноя   ­  сын   Главка   и   Евримеды   (либо   Посейдона   и Евриномы). На погребальных играх по Пелию победил в скачке на коне. Беллерофонту покровительствовала Афина и передала ему Пегаса. Орфей ­  легендарный певец и музыкант ­ исполнитель на лире, чьё имя олицетворяло могущество   искусства.   По   наиболее   распространенному   варианту,   сын   фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. 24 Соответствие римских и греческих богов Этот список, показывает взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных   с   обожествлением   сил   природы,   семьи,   происхождения   общины   и   города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V­ VI   веке   до   н.   э.   Сложившийся   пантеон   богов,   обширная   литература   и   культура мифотворчества   неизбежно   воздействовала   на   представителей   римской   цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами. Римский автор III века до н. э. Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критического подхода к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону. Греция Аид, Гадес Амфитрита Аполлон Арес Артемида Асканий Асклепий Описание бог царства мёртвых жена Посейдона (Нептуна) бог солнца и покровитель искусств бог войны богиня охоты персонаж мифов (сын Энея) бог врачевания Атлас или Атлант титан, эпоним океана и гор Афина Афродита Борей Геба Геката Гелиос Гемера Гера Геракл Гермес Геспер богиня мудрости и справедливой войны богиня любви и красоты бог северного ветра богиня юности богиня мрака и чародейства солнечный бог божество дня царица богов герой мифов, сын Зевса вестник богов, покровитель путников и торговцев сын Атланта или Астрея Рим Плутон, Орк, Диспатер Салация Феб Марс Диана Юл Эскулап Атлант Минерва Венера Аквилон Ювента Тривия Сол Диес Юнона Геркулес Меркурий Веспер 25 Греция Гестия Гефест Гея Гигиея Гименей Гипнос, Морфей Деметра Дидона Описание богиня домашнего очага бог огня и кузнечного ремесла богиня земли богиня здоровья божество брака Бог сна богиня полей и плодородия персонаж мифов основательница Карфагена Рим Веста Вулкан Теллус Салюс Талассий Сомн Церера Элисса Дионис, Вакх бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер Зевс Зефир Илифия Ипполит Кибела Кора Кронос Лето Ливия Лисса Мегера Мойры Музы Ника, Нике Нот Нюкта Одиссей Осса Пан верховный бог бог западного ветра богиня родов герой, сын Тесея богиня­владычица гор, лесов, зверей божество матери Земли титан, бог времени титанида (дочь Кея и Фебы) нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна божество безумия богиня мести богини человеческой судьбы покровительницы наук, поэзии и искусств богиня победы бог южного ветра божество ночи герой, главное действующее лицо «Одиссеи» олицетворение молвы, вестница Зевса бог лесов, охотников и пастухов, всей природы Юпитер Фавоний Люцина Вирбий Опа Теллус Сатурн Латона Ливия Мания Фурина Парки Камены Виктория Австр Нокс Улисс Фама Фавн Персефона богиня плодородия и царства мёртвых Пистис Плутос Полидевк богиня верности клятве бог богатства герой, один из Диоскуров, брат­близнец Прозерпина, Карне, Фуррин Фидес Плутон Поллукс 26 Греция Понт (мифология) Посейдон Селена Семела Силен Танатос Тартар Тихе, Тюхе, Тиха Фемида Фосфор Хариты Хлорис Эвр Энио Эос Эрида Эреб Эринии Эрот, Эрос Эхо Описание Кастора бог­олицетворение Моря, самый первый водный бог бог морей и землетрясений богиня луны мать Диониса божества лесов бог­воплощение смерти бог Зла, дух Ада и Разрушения, отец гигантов богиня случая и судьбы богиня правосудия солнечное божество богини красоты и изящества богиня цветов бог восточного ветра богиня неистовой войны богиня утренней зари богиня раздора олицетворение мрака богини мщения бог любви нимфа Рим Понтус Нептун Диана Стимула либо Либера Сильван Морс Тартаррус Фортуна Юстиция, Эквитас Люцифер Грации Флора Вольтурн Беллона Аврора Дискордия Эребус, Скотос Фурии Амур, Купидон Мута, Тацита 27 Список использованных источников и литературы 1. Кун Н.А. Мифы Древней Греции. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 624 с. 2. Грекомания.   Путеводитель   по   Греции   [ЭЛЕКТРОННЫЙ   РЕСУРС] http://www.grekomania.ru/articles/mythology. 3. Мифология   Древней   Греции   [ЭЛЕКТРОННЫЙ   РЕСУРС] http://www.ice­nut.ru/greece/greece106.htm. 4. Мифологический   портал   «Мифы   и   легенды»   [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] http://mithology.ru/Greece.html. 5. Эллада [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] http://www.hellados.ru/index.htm. 6. Энциклопедия   мифологии   [ЭЛЕКТРОННЫЙ   РЕСУРС]   http://godsbay.ru/. 28

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие

Античная мифология, методическое пособие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018