Со средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио, ТВ), каждое из них формирует то или иное мнение. Телевидение обладает большим преимуществом: оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью.
Влияние телевидения столь значительно, что это необходимо осознать обществу и государству. Необходимо, что бы телевидение играло не только роль всеобщего раздражителя, навязывающее людям свои вкусы и пристрастия, но и понимало свою ответственность; которые накладывает открытый доступ в дома миллионов людей.
Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков – представителей разных общественных наук. Телевидение, как и другие СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто господствует в обществе. Где-то такое служение обеспечиваются откровенным вмешательством правительства (с помощью цензуры и других средств контроля), где-то – более тонкими экономическими (коммерческими) механизмами. Но, находясь под контролем тех или иных социальных сил, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения и др.
СМИ – современный обзор.doc
СМИ – современный обзор
Со средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио, ТВ), каждое
из них формирует то или иное мнение. Телевидение обладает большим преимуществом: оно доступно,
привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью.
Влияние телевидения столь значительно, что это необходимо осознать обществу и государству. Необходимо, что
бы телевидение играло не только роль всеобщего раздражителя, навязывающее людям свои вкусы и
пристрастия, но и понимало свою ответственность; которые накладывает открытый доступ в дома миллионов
людей.
Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал
неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный
общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков – представителей разных
общественных наук. Телевидение, как и другие СМИ, служит политическим, социальным и экономическим
интересам тех, кто господствует в обществе. Гдето такое служение обеспечиваются откровенным
вмешательством правительства (с помощью цензуры и других средств контроля), гдето – более тонкими
экономическими (коммерческими) механизмами. Но, находясь под контролем тех или иных социальных сил,
телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание,
формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы
поведения и др.
В основе телевизионной идеологии современного общества, базирующегося на частной собственности и законах
предпринимательства, лежат следующие ценности: индивидуализм, протестантская трудовая этика (несмотря
на то, что реклама и развитие культуры, ориентированной на потребление, разрушают ее), подчинение
авторитетам и власти, жертвенность, дисциплина, образование (одновременно с некоторыми
антиинтелектуалльными чертами) , материализм, технологический прогресс, умеренность семья, плюрализм
(если только различия и разнообразие не угрожает статускво) и институциональная ответственность.
Телевидение, как правило, показывает, что решение проблем лежит исключительно на индивидуальном,
личностном уровне. Оно предполагает в своей основе консенсус ценностей и опирается на модель порядка, а не
конфликта. Предлагаемые решения проблем, как правило, являются воображаемыми, так как они скрывают
основной внутренний конфликт между ценностями и идеалами (например, счастьем и достижением) и
институтами современного индустриального общества. Эти институты характеризуются процессами
приватизации, рационализации и бюрократизации. Р.се это может сильно затруднить достижение идеальных
целей. В свою очередь идеалы отражают основные моральные принципы, которые редко оспариваются.
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и
социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность
личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей
роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост,
распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное
изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую
социальную среду.
Средства массовой информации – мощная сипа воздействия на сознание людей, средство оперативного
донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека,
способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных
СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на
чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности
выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально
политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это
отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных
планов работы СМИ, их включающих. В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее
положение среди средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение. Если в конце 70х
начале 80х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт, практически
каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьезно конкурирует с радио.
Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.
Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших
социальных, духовных и политических запросов. При этом необходимо различать понятия информационные
потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и
обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности человека, в том числе
объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же
интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социальнопсихологических
факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.).
Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает
только картину тематических интересов аудитории. Ее необходимо дополнить анализом характера ролевой
деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту
и семье.
Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации
целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие
им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств
массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся
результатом коммуникативного процесса.
В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории. Исходя из этого, среди
тематики газет и журналов появились новые, пусть не всегда “чистые”, но зато привлекающие читателя
направления (“Желтая пресса”, “Скандалы”, “Совершенно секретно”, “СПИДинфо и т.д.) А телевидение массово
пропагандирует всевозможные “проамериканские” викторины (“Поле чудес” – аналог американского “Колеса
фортуны” и другие), а также различные токшоу на злободневные темы (“Большая стирка”, “Окна” и т.д.). Что ж,
уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры СМИ...
Цель: Активизировать познавательную и мыслительную деятельности учащихся в процессе работы, развития их
способностей.
Задачи:
Образовательные: обеспечить создание у учащихся образного представления о видах средств массовой
информации.
Воспитательные: воспитание эстетических взглядов, воспитание положительного отношения к предмету;
Развивающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные
и организационные условия для развития у учащихся познавательной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Примененная педагогическая технология: проблемное обучение, личностноориентированное, реализация
компетентностного подхода.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Оборудование:
– учебник Боголюбов. 10 класс. М. издатво “Просвещение”.
– Пособие по общеегвознанию. “Школьная программа. Обществознание в таблицах”. 10–11 классы. Пособие по
обществознанию в схемах и таблицах. А.В. Махоткин., Н.В. Махоткина.
– Мультипроектор.
– Учебная презентация.
– Мел, доска
1. Организационный момент (3 минуты).
А) проверка готовности учащихся к уроку.
Б) проверка учащихся по журналу.
Ход урока 2. Актуализация опорных знаний.
Тест по теме: Культура. Формы и разновидности культуры:
1) Культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой
создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. В каком
смысле “узком” и ли “широком” дано определение? (Впишите ответ.)
2. Функциями культуры являются… Выберите верные.
А) познавательная
Б) оценочная
В) регулятивная
Г) информативная
Д) коммуникативная
3. Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе – это
А) субкультура
Б) контркультура
4. Соотнесите стрелочками следующие утверждения:
Концертная и эстрадная музыка, поп культура
Элитарна
я
Народная Создается привилегированной частые общества, либо по ее заказу профессиональными
творцами
Массовая Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки
5. Что относится к культуре в широком смысле:
А) исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной
жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей
Б) Практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей
3. Объяснение нового материала
Показать основные виды СМИ, посмотреть и уяснить принципы СМИ
4. Закрепление знаний
Проблемный вопрос: нужно ли показывать на экране нецензурную брань, “черный юмор”, и иную пошлость
которую очень часто демонстрируют СМИ?
5. Подведение итогов:
– отметить лучшие ответы;
– указать на допущенные ошибки;
– объявить оценки за урок.
Литература.
1. Резников М.Р. Радио и телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: Связь, 2011. С. 95.
2. Джигит И.С. История развития и достижения советского телевидения.// Радиотехника. 1947. № 9. С. 39–
43.
3. Шамшин В. А. Телевидение.// Электросвязь.1975. № 9. С. 1.
4. Талызин Н.В. Связь, телевидение, радиовещание.// Радио. 1976. № 3. С. 1–3.
5. Горохов ПК. Б.Л.Розинг – основоположник электронного телевидения. М.: Наука, 1964. 120 с.
6. Бурлянд В.А., Володарская BE., Яроцкий А.В. Советская радиотехника и электросвязь в датах. М., Связь,
1975. С. 191.
7. Добровольский ЕЕ. Основные направления научнотехнического прогресса радиосвязи, радиовещания и
телевидения. М.: Связь, 1974. С. 56.
СМИ – современный обзор
СМИ – современный обзор
СМИ – современный обзор
СМИ – современный обзор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.