Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
география
7 кл
26.02.2017
Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углу¬бить географические знания и расширить кругозор учащихся в области географии и истории.
Курс построен с привлечением географических и исторических материалов. В нём рассматриваются географические аспекты изучения Земли и открытий на планете; взаимосвязи географии, истории и обществознания; роль географического фактора в жизни людей.
Программа элективного курса «География материков и океанов» построена на доступном для обучающихся материале. Курс построен таким образом, чтобы сформировать у учащихся определенный социальный опыт и заложить основы нравственного отношения к среде обитания и поведения в ней.
Примерная программа дает примерное распределение учебных часов курса и рекомендуемую последовательность изучения тем элективного курса, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
На изучение учебного материала по курсу «География материков и океанов» отведено 35 часов, по 1 часу в неделю.
Изучение спецкурса «География материков и океанов» на ступени общего образования позволяет внедрить элементы географии в содержание гипотетических исследований, и направлено на достижение следующей цели: пропаганда географии на современном этапе накопления знаний, повышение географического образования школьников.
ПО МАТЕРИКАМ И ОКЕАНАМ 7 кл.doc
Элективный курс по географии
По материкам и океанам
для обучения в 7 классе
Учитель географии
муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №8»
села Грушевского
Александровского района
Ставропольского края
Абакарова Марина Петровна Примерная программа элективного курса
«По материкам и океанам»
(7 класс)
Спецкурс «По материкам и океанам» – важная часть учебно –
воспитательной работы. Его содержание рассчитано на повышение интереса к
географической науке и развитие познавательного интереса школьников. Он
задуман как расширяющий и углубляющий знания учащихся по основному
школьному курсу.
Структура и содержание курса обусловлены возрастными
особенностями учащихся,
а также возможностями установления
межпредметных связей (история, обществознание). Содержание данного
курса способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
Он расширяет теоретические знания школьников, знакомит их с развитием и
накоплением знаний о Земле.
Задачи курса:
Формирование глубокого осознания идей развития, целостности,
взаимосвязи в природе Земли.
Повышение научных знаний и развитие диалектико –
материалистического мировоззрения учащихся.
Совершенствование знаний школьников об общих географических
закономерностях Земли, о важнейших географических открытиях.
Вооружение школьников системой знаний и умений по работе с
картами различного назначения и содержания,
Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по
составление комплексных характеристик.
Развитие географического мышления, применение в работе
различных методов.
Содействие развитию разносторонних интересов и способностей
школьников.
Формирование умения и навыков исследовательского труда. Пояснительная записка элективного курса
Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить
географические знания и расширить кругозор учащихся в области географии и
истории.
Курс построен с привлечением географических и исторических
материалов. В нём рассматриваются географические аспекты изучения Земли
и открытий на планете; взаимосвязи географии, истории и обществознания;
роль географического фактора в жизни людей.
Программа элективного курса «География материков и океанов»
построена на доступном для обучающихся материале. Курс построен таким
образом, чтобы сформировать у учащихся определенный социальный опыт и
заложить основы нравственного отношения к среде обитания и поведения в
ней.
Примерная программа дает примерное распределение учебных часов
курса и рекомендуемую последовательность изучения тем элективного курса,
с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
На изучение учебного материала по курсу «География материков и
океанов» отведено 35 часов, по 1 часу в неделю.
Изучение спецкурса «География материков и океанов» на ступени
общего образования позволяет внедрить элементы географии в содержание
гипотетических исследований, и направлено на достижение следующей цели:
пропаганда географии на современном этапе накопления знаний, повышение
географического образования школьников.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
имена путешественников и исследователей и результаты их работы;
гипотезы происхождения литосферы,
возникновения и развития жизни на Земле;
атмосферы,
гидросферы,
пути расселения и миграции;
особенности природы крупных частей океанов и материков;
причины изменений природы под воздействием хозяйственной
деятельности; виды природных богатств;
принципы построения самостоятельной работы.
Учащиеся должны уметь:
работать с источниками географической информации;
определять географические координаты; определять расстояние между
точками в градусах и километрах;
объяснять размещение основных форм рельефа,
циркуляцию
атмосферы, расселение по Земле растений, человека, и животных;
объяснять взаимодействие океанов с материками;
объяснять необходимость международного сотрудничества в
использовании природных богатств и в деле охраны природы;
описывать по картам природу;
объяснять изменения природы;
анализировать,
сопоставлять,
сравнивать,
выделять главное,
устанавливать причинноследственные связи;
составлять прогнозы, решать географические задачи, строить схемы,
составлять карты, графики.
Содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды
учебнопознавательной деятельности учащихся, в том числе:
анализ географических карт;
анализ статистических данных;
составление карт, схем, графиков и комментариев к ним;
составление таблиц и классификаций;
подготовка устных сообщений, презентаций с использованием
различных источников информации.
Учебнопознавательная деятельность может быть индивидуальной и
групповой.
В ходе курса предполагается разработка тематических и социальных
проектов, разработка исследовательских работ на основе комплексной
характеристики гипотетических материков, островов, архипелагов, заливов,
морей и т.д. Учебнотематический план курса
№
п/п
1
Тема занятия
Введение
«Открытие» Земли
2
3
4
5
6
7
География в древности
География в эпоху Средневековья.
Эпоха великих географических открытий
Географические открытия XVIIXIXвв.
Открытие Антарктиды. Первое русское
кругосветное путешествие.
Географические исследования XX в.
8 Пр.р. №1 Составление маршрута по теме
«Великие русские путешественники».
9
10
11
Научные открытия и гипотезы
8
Земля в Солнечной системе
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Литосфера. Гипотезы происхождения и эволюции
литосферы.
12 Атмосфера. Гипотезы происхождения атмосферы.
13
Р.К. Пр.р. №2 Описание атмосферных явлений
своей местности.
Гидросфера. Гипотезы происхождения
14
Тип урока
комбинированный
л
о
К
в
о
с
а
ч
1
7
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
ознакомление с новым
материалом
применения знаний и
умений
ознакомление с новым
материалом
ознакомление с новым
материалом
комбинированный
комбинированный
применения знаний и
умений
комбинированный 15
гидросферы.
Биосфера. Гипотезы возникновения и развития
жизни на Земле.
16 Пр.р.№3 Создание картосхем расселения
некоторых видов растений, животных, человека
по Земле.
На материках и в океанах
10
Северный Ледовитый океан.
Евразия.
Северная Америка.
Тихий океан.
Атлантический океан.
17
18
19 Индийский океан.
20
21
22
23 Южная Америка.
24 Африка.
25 Австралия и Океания.
26 Антарктида.
Учебноисследовательская деятельность
школьников
27 Основы учебноисследовательской деятельности.
6
28 Пр.р. №4 Разработка материалов для
конференции по гипотетическому объекту на
основе картографического материала.
29 Пр.р. №5 Разработка материалов для
конференции по гипотетическому объекту на
основе иллюстративного материала.
30 Пр.р. №6 Подготовка дидактических
материалов для конференции по
гипотетическому объекту на основе
картографического и иллюстративного
материала.
«Разнообразие» гипотетических акваторий.
«Достоинства» гипотетических территорий.
31
32
33 Изучение географией взаимодействия природы и
Будущее географии
человека на материках и в океанах
Возможности применения новейших методов
исследования
Итоговый урок
34
35
комбинированный
обобщение и
систематизация знаний
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
комбинированный
ознакомление с новым
материалом
применения знаний и
умений
применения знаний и
умений
применения знаний и
умений
защита проектов
защита проектов
2
1
комбинированный
обобщение и
систематизация знаний
обобщение и
систематизация знаний СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
элективного курса «По материкам и океанам»,
7 класс (35 час)
1. Введение (1 час)
Учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным
содержанием и, самое главное, формами, видами и планируемым объемом
самостоятельных и творческих итоговых работ, которые и предстоит
выполнить за данное время.
Источники географической информации: карты и атласы, дневники и
отчёты экспедиций, справочники и научно – популярная литература.
2. «Открытие» Земли (7 час)
Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире, первые карты (Эратосфен, Птолемей,
Геродот, Страбон).
Первые путешествия, расширившие представление европейцев о Старом
Свете (Марко Поло, Афанасий Никитин, плавания португальцев и голландцев
к «островам пряностей»).
Эпоха Великих географических открытий – открытие и завоевание
Нового Света (колонизация испанцами и португальцами Южной и
Центральной Америки, экспедиции французов, англичан и русских в
Северную Америку).
В поисках «Неведомой Южной Земли». Голландские мореплаватели у
берегов Австралии, плавания Дж. Кука. Русские кругосветные экспедиции.
Развитие географических знаний о природе, жизни людей и их
хозяйственной деятельности. Исследования Африки (Д. Ливингстон,
В.В.Юнкер, А.В.Елисеев и др.), Азии (Великая Северная экспедиция,
С.П.Крашенинников, П.К.Козлов, Н.М.Пржевальский и др.).
Исследования полярных областей (Р.Пири, Р.Амундсен, Р.Скотт,
Ф.Нансен, Г.Седов, О.Ю.Шмидт, экспедиция «Северный полюс – 1» и др.).
Современные географические исследования. Изучение Земли из
космоса.
3. Научные открытия и гипотезы (8 час)
Место Земли в Солнечной системе. Возраст Земли, гипотезы
происхождения. Гипотезы происхождения и эволюции литосферы. Происхождение
основных форм рельефа, закономерности их размещения и развитие.
Гипотезы происхождения атмосферы.
Наиболее характерные
региональные проявления циркуляции атмосферы и явления, связанные с ней.
Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Мировой
океан как единый природный комплекс. Современные водные проблемы.
Гипотезы возникновения и развития жизни на Земле. Расселение по
Земле растений, человека и животных; пути расселения и миграции. Значение
связей живой и неживой природы.
4. На материках и в океанах (10 час)
Путешествие по крупным регионам материков и океанов. Общие черты
природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона
прилегающих частей океанов, а также влияние суши на природу этих
акваторий. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ,
национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи).
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию
природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и
домашние животные материков.
Крупные города, их географическое положение, внешний облик,
планировка.
5. Учебноисследовательская деятельность школьников (6 час)
Самостоятельное определение школьниками областей, объектов,
предметов исследования. Выдвижение гипотезы; определение цели, задач,
методов работы. Отработка навыков публичных выступлений (дискуссии
помогают определиться в правильности или ошибочности выдвигаемых
предположений).
Этапы проведения учебно – исследовательской деятельности:
аналитический, камеральный, теоретическое обоснование. Составление
рабочего плана. Оформление основных структурных элементов учебно –
исследовательской работы: подбор слайдов, устное описание слайда,
иллюстрации к работе.
6. Будущее географии (2 час) Современная география; превращение описательной науки в
преобразовательную. Изучение географией
взаимодействия природы и
человека на материках и в океанах, в странах с различным уровнем
экономического развития. Роль географической науки в рациональном
использовании природы.
Возможности применения новейших методов исследования, изучения
природы на Земле и за её пределами.
7. Итоговое занятие (1 час)
Роль географической науки в рациональном использовании природы.
Экологическая культура, ответственное отношение к природе и собственному
здоровью.
Практические работы
1.
Составление маршрута воображаемой экспедиции.
Цель: Сформировать навыки поиска информации по заданной теме, и её
представления.
2.
Описание атмосферных явлений своей местности.
Цель: Отработать навыки анализа и систематизации данных об атмосферных
явлениях своей местности.
3.
Создание картосхем расселения некоторых видов растений,
животных, человека по Земле.
Цель: Отработать навыки анализа карт и картосхем по заданной теме.
4.
Разработка материалов
для конференции по
гипотетическому объекту на основе картографического материала.
Цель: Используя знания об общих географических закономерностях,
представить себе природу и население гипотетического материка (моря,
залива ит.д.) и составить его гипотетический атлас.
5.
Разработка материалов
для конференции по
гипотетическому объекту на основе иллюстративного материала. Цель: Используя знания об общих географических закономерностях,
представить себе природу и население гипотетического материка (моря,
залива ит.д.) и подготовить иллюстрированный «фотоальбом».
6.
Подготовка дидактических материалов для конференции
и
по гипотетическому объекту на основе картографического
иллюстративного материала.
Цель: Используя знания об общих географических закономерностях,
представить себе природу и население гипотетического материка (моря,
залива ит.д.) и составить его описание.
Литература
Для учащихся:
1.
2.
Кублицкий Г., По материкам и океанам. М, 1999.
Смирнова Н.П., Шибанова А.А., По материкам и океанам. М,
1988.
2009.
3.
4.
Атлас. География материков и океанов. 7 класс. Роскартография,
Атлас. Планета Земля. 6класс. Серия Сферы. Издательство
«Просвещение», 2006. Для учителя:
Двойнишникова Е.Н., программа курса
Валов А.Б., программа курса «История Великих географических
1.
открытий и исследований» // География в школе. 2000. № 6.
2.
«Развитие навыков
исследовательской деятельности учащихся» // География и экология в школе
XXI века. 2008. № 5.
3.
4.
5.
География в школе.2006.№ 7.
6.
Лазаревич К.С., Я иду на урок географии. – М., 2000
Факультативные курсы, сборник №2, часть 2. –М, 1990.
Ялышева Л.В., Учебноисследовательская деятельность школьников //
Электронные образовательные ресурсы:
Учебное электронное издание «Наш дом – Земля. Материки,
океаны, народы и страны», Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин
В.Б.
Engina, 3D атлас Земли, ООО
Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе
«География. Планета Земля», 6 класс, издательство
«Просвещение», 2007
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Программа элективного курса "По материкам и океанам" (7 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.