Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48)
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089
3. Программы для общеобразовательных учреждений по географии (6-11 классы). Составитель Е.В. Овсянникова. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа А.И. Алексеева (стр. 11).На изучение курса по федеральному базисному учебному плану выделено 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год. Рабочая программа не модифицирована.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Иткульская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Педагогический Совет Директор МКОУ Иткульская
МКОУ Иткульская средняя средняя общеобразовательная
общеобразовательная школа школа
_______/__________________/ ________/_________________/
ФИО ФИО
Протокол №_____ Приказ № _____
от «_____»___________201__г. от «______»___________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
для 7 класса
Уровень: базовый
Учитель: Патрахина С.В.
Квалификационная категория: первая
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной
программы по географии для общеобразовательных школ
Составитель Е.В. Овсянникова. Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа А.И.
Алексеева2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно
правовых документов:
1. Федерального закона №273ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48)
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
по географии, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089
3. Программы для общеобразовательных учреждений по географии (611 классы).
Соответствует федеральному компоненту
Составитель Е.В.
государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа А.И.
Алексеева (стр. 11).
Овсянникова.
Это второй по счёту школьный курс географии. Основная цель курса раскрыть
закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии
природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый
порядок, связь явлений. Это воспитывает бережное отношение к природе, решение проблем
окружающей среды. Другая важная цель курса создать у учащихся целостное
представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения,
ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и
представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
В характеристике отдельных материков главным является изучение наиболее
представительных регионов, сопровождающееся рассмотрением взаимосвязей природных и
общественных явлений. Основное внимание уделяется наиболее ярким, специфическим
картинам природы, населения и хозяйства. Сочетание индуктивного и дедуктивного
подходов к построению курса при ведущей роли первого из них позволяет учесть
возрастные особенности психической деятельности учащихся, большую роль наглядно
образных компонентов их мышления, необходимость постепенного овладения приёмами
систематизации, обобщения и абстрагирования. На основе выборочного изучения регионов
отдельных континентов формулируются выводы о некоторых закономерностях,
свойственных всему материку или планете в целом. Попутно учащиеся овладевают и
многими жизненно значимыми умениями: чтением тематических и общегеографических
карт, различающихся по содержанию, масштабу, охвату территории и т.д. Специфика
курса состоит в широком использовании картографических источников информации.
Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода
познания нашей планеты.
На изучение курса по федеральному базисному учебному плану выделено 2 часа в
неделю, т.е. 70 часов в год. Рабочая программа не модифицирована.
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
1. Учебник под редакцией А.И. Алексеева. «Полярная звезда» География. Страны и
континенты. 7 кл. М.: Просвещение, 2014.
2. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2014.
3. Душина И.В. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. М.: Дрофа, 2014
Дополнительная литература:
4. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А., – М.: Дрофа, 2008
5. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 20056. Учебные электронные издания. 7 класс.
7. Интернет – ресурсы.
Формы промежуточного контроля:
топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
тестовый контроль, проверочные работы,
Содержание программы
Название раздела
К/ч по рабочей
программе
П/р и Л/р по
рабочей программе
№
1.
2.
Введение
Тема I. Население Земли
3. Тема II. Природа Земли
4.
5.
6.
Тема III. Природные комплексы и
регионы
Тема IV. Материки и страны
Заключение
ВСЕГО:
3
6
13
8
39
1
70
2
3
9
5
14
33
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть (показывать):
основные географические объекты, изучаемые в курсе (согласно перечню
номенклатуры);
состав географической оболочки, источники энергии процессов, происходящих в ГО,
закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности ГО;
отличия материковой коры от океанической; (крупные литосферные плиты, платформы,
складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма);
климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс,
области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;
океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; ресурсы океанов, районы добычи
полезных ископаемых и других ресурсов, природные пояса, виды хозяйственной
деятельности человека в океанах, примерь! антропогенных изменений в природе океанов,
меры по охране вод, крупнейшие порты; предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы
повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, виды
хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы;
в результате изучения материков: имена путешественников и исследователей континента
и результаты их работы; крупные объекты береговой линии; крупные формы рельефа,
месторождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, преобладающие
воздушные массы, климатические пояса, важнейшие реки и озёра, источники питания рек,
размещение на материке ГО, характерные представители растительности и животного
мира основных ПЗ континентов,
районы повышенной плотности размещения населения на материках, крупнейшие
народы, ареалы их распространения; крупные регионы материка, различающиеся
природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; страны, входящие
в состав региона, а также крупнейшие по площади и населению страны, природные
богатства стран, основные виды хозяйственной деятельности населения стран, столицы
государств; крупнейшие заповедники и национальные парки материков, меры по охране
природы континентов; в Океании наиболее крупные острова и архипелаги.
2. Определять:
ПТ материка (океана), координаты крайних точек, протяжённость материка с севера на
юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; ГП крупных островов я
архипелагов Океании;
ГП страны и её столицы; по картам различного содержания особенности природы
регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав
населения; степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране;
по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков.
4. Описывать:
по схемам круговороты вещества, схему строения ПК;
особенности ГП материка в сравнении с другими материками, особенности крупных
форм рельефа, климат отдельных территорий, реку (по выбору), ГП ПЗ, смену высотных
поясов в горах, компоненты ПЗ (по выбору),
по картам одну из стран (по выбору), один из регионов страны (по выбору), природу
одного из островов Океании (по выбору).
4. Объяснять:
существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», «воздушная масса»,
«пассаты», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»,
«широтная зональность», «высотная поясность»; «географическое положение материка»,
«режим реки»;
причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО;
значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни
людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности,
необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в
деле охраны природы;
роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных
масс океана;
особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу
прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов;
влияние ГП на особенности природы континента (океана);
образование и размещение крупных форм рельефа Земли;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, свойства
основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и
пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на
Земле;
влияние освещённости на ритмы в природе, причины зональной и азональной
дифференциации ПК и всей ГО в целом; размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на
материках в зависимости от строения земной коры;
причины формирования типов климата на континенте, особенности питания и режима
рек, особенности растительности и животного мира ПЗ;
причины размещения отдельных зон, различия в почвах, растительности и животном
мире ПЗ, причины антропогенных изменений в ПЗ;
особенности хозяйственной деятельности населения, а также изменение природы
континента под влиянием деятельности человека;
причины опасных природных явлений.
5. Прогнозировать:
предвидеть тенденции изменения очертаний суши в результате движения литосферных
плит;
тенденции изменения климата, питания и режима рек, подземных вод, почвенного
покрова, растительного и животного мира под воздействием хозяйственной деятельности
человека; изменения природных комплексов в целом под воздействием природных
факторов и человеческой деятельности;
оценивать влияние ГП на особенности природы материка;
тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова№
урока
Тема урока
Вид контроля, измерители
Требование стандарта
Домашнее
задание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Как мы будем изучать географию в
7 классе
Учимся с «Полярной звездой» (1)
Географические карты
Введение (3 часа)
Устный опрос
1. Описание одного из видов
охраняемых территорий (по
выбору) по плану
2. Анализ карт
географического атласа
§ 1
§ 2
§ 3
Знать:
предмет изучения географии; части
света; карты материков. Историю
создания карт, роль, свойства и
виды карт, способы изображения
явлений и процессов на картах.
Уметь:
называть основные группы карт и
их свойства, описывать
карту по плану, объяснять
построение градусной сетки на
картах и измерительные
возможности в сравнении с
глобусом.
Народы, языки и религии
Города и сельские поселения
Учимся с «Полярной звездой» (2)
Страны мира. Республика.
Монархия
Экономически развитые страны
мира
Обобщающий урок
Тема I. Население Земли (6 часов)
Знать:
крупнейшие народы и мировые
религии.
Уметь:
показать крупнейшие народы
земли; крупные города и их
столицы.
3. Анализ карты «Народы и
плотность населения мира»
4. Определение на карте
крупнейших городов мира
Работа с учебником
5. Составление таблицы «Самые
многонаселённые страны мира»
Устный опрос
Тест
Тема II. Природа Земли (13 часов)
§ 4
§ 5
§ 6
§ 7
§ 7
§ 1 710.
Развитие земной коры
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Земная кора на карте
Природные ресурсы земной коры
Температура воздуха на разных
широтах
Давление воздуха и осадки на
разных широтах
Общая циркуляция атмосферы
Климатические пояса и области
Земли
17.
Океанические течения
18.
19.
Реки и озёра Земли
Учимся с «Полярной звездой» (3)
6. Обозначение на к/к
крупнейших платформ и горных
систем.
Схема
7. Определение по карте строения
земной коры закономерностей
размещения топливных и рудных
полезных ископаемых
Устный опрос
8. Анализ карты
«Среднегодовое количество
осадков»
Презентация
9. Анализ карты
«Климатические пояса и
области Земли»
10. Описание одного из
климатических поясов по плану
11. Изучение климатической
диаграммы
12. Анализ погоды в
различных частях земного шара на
основе прогнозов Интернета,
телевидения, газет
13. Характеристика течения
Западных Ветров с
использованием карты по плану
14. Нанесение на к/к
крупнейших рек и озёр Земли
Работа с учебником
Знать:
строение литосферы и земной
коры, материковую и
океаническую земную кору; теорию
литосферных плит; зависимость
между рельефом, тектоническим
строением и размещением
полезных ископаемых. Гипотезу
происхождения атмосферы; пояса
освещенности и тепловые пояса;
климатообразующие факторы;
типы климатических поясов. части
гидросферы (Мировой океан,
ледники, воды суши), свойства
водных масс, различие в природе
частей Мирового океана и вод
суши.
Уметь:
показывать крупные литосферные
плиты, платформы, складчатые
области, сейсмические пояса,
области вулканизма; объяснять
понятия: «платформа», « рельеф»
« выветривание». Объяснять
циркуляцию воздушных масс,
определять географическое
положение климатических поясов
и давать их характеристику.
Описывать примеры
взаимодействия океана с
атмосферой и сушей, объяснять
§ 8
§ 9
§ 10
§ 11
§ 12
§ 13
§ 14
§ 15
§ 16
§ 1720.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Растительный и животный мир
Земли
Почвы
Обобщающий урок
Презентация
Устный опрос
Тест
роль океана в жизни Земли,
свойства вод, объяснить причины
образования течений.
Тема III. Природные комплексы и регионы (8 часов)
Природные зоны Земли
Океаны. Тихий океан
Северный Ледовитый океан
Атлантический океан
Индийский океан
Материки
Как мир делится на части и как
объединяется
Обобщающий урок
15. Установление
закономерностей смены ПЗ Земли
при анализе карты «ПЗ Земли»
16. Описание ПЗ по плану
17. Описание океана по плану
Работа с к/к
Сообщение
18. Сравнение океанов по выбору
19. Установление сходства и
различия материков на основе
карт и рисунков учебника
Презентация
Тест
Знать:
географическую зональность.
Особенности природы каждого из
океанов Земли. Рельеф дна,
образование течений. Влияние
океанов на природу материков.
Ресурсы океанов. Будущее
океанов.
Уметь:
показывать океаны и их части на
карте.
§ 18
§ 19
§ 1819
§ 20
§ 21
§ 21
§ 22
§ 22
§ 23
§ 24
§ 2024
31.
Африка — образ материка
32.
Африка в мире
Тема IV. Материки и страны (39 часов)
20. Определение г/к и к/т,
протяжённости материка в
градусах и километрах
21. Обозначение на к/к
изучаемых г/о
Сообщение
Знать:
приемы определения
географического положения
материка, имена исследователей
§ 25
§ 2633.
Африка — путешествие (1)
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Африка — путешествие (2)
Египет
Учимся с «Полярной звездой» (4)
Обобщающий урок
Австралия — образ материка
Австралия путешествие
Антарктида
Обобщающий урок
Южная Америка — образ
материка (1)
Южная Америка — образ
материка (2)
Латинская Америка в мире
Южная Америка — путешествие
(1)
Южная Америка — путешествие
(2)
Бразилия
Обобщающий урок
Северная Америка — образ
материка
22. Описание по
климатической карте климата
отдельных пунктов
23. Работа с картами
путешествий
24. Описание Египта по
типовому плану
Работа с учебником
Тест
25. Определение по карте ГП
Австралии
26. Обозначение на карте г/о
маршрута путешествия
27. Определение по карте крайних
точек Антарктиды
Тест
Презентация
28. Описание Амазонки по плану
Сообщение
Работа с атласом
С/р
29. Описание страны по плану
Тест
30. Сравнительная
характеристика природных
богатств горного пояса и равнин
Северной Америки
континента и результаты их
работы.
Особенности рельефа, зависимость
форм рельефа от тектонического
строения материка. Особенности
климата материка. Основные
речные системы, озера материка.
Особенности природных зон
материка.
численность, плотность,
особенности размещения
населения; современную
политическую карту. Состав
территории и ее регионы; черты
различия между странами,
входящими в регион; главные
особенности населения: язык, быт,
народные промыслы, религию;
крупные города.
Уметь:
определять географическое
положение материка, крайних
точек, протяженность с севера на
юг и с запада на восток в градусной
мере и километрах. Оценивать
вливание географического
положения на особенности
природы материка. Называть и
показывать на карте крупные
формы рельефа, месторождения
полезных ископаемых.
§ 27
§ 28
§ 29
§ 30
§ 2530
§ 31
§ 32
§ 33
§ 3133
§ 34
§ 35
§ 36
§ 37
§ 38
§ 39
§ 3439
§ 40Показывать климатические пояса и
характеризовать типичные для них
погоды; выявлять зависимость
климата от основных
климатообразующих факторов.
Показывать внутренние воды на
карте.
Объяснять своеобразие природы
материка, характеризовать
природу отдельных частей
материка.
Определять по карте
географическое положение страны
и ее столицы, показывать по карте
крупные страны и их столицы.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
АнглоСаксонская Америка
Северная Америка — путешествие
(1)
Северная Америка — путешествие
(2)
Соединённые Штаты Америки
Обобщающий урок
Евразия — образ материка (1)
Евразия — образ материка (2)
Европа в мире
Европа — путешествие (1)
Европа — путешествие (2)
Германия
61.
Франция
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
Великобритания
Азия в мире
Азия — путешествие (1)
Азия — путешествие (2)
Китай
Индия
Учимся с «Полярной звездой» (5)
Обобщающий урок
Сообщение
Презентация
Работа с атласом
Сообщение
Тест
Работа с атласом
Географический диктант
Сообщение
Презентация
Устный опрос
31. Составление по картам
сравнительного
географического описания стран
(по выбору)
32. Знакомство с
туристической схемой столицы
одного из государств Евразии (по
выбору)
Сообщение
33. Установление различий в
численности и плотности
населения различных регионов
Азии
Работа с атласом
Устный опрос
Сообщение
Презентация
Работа с учебником
Тест
§ 41
§ 42
§ 43
§ 44
§ 4044
§ 45
§ 46
§ 47
§ 48
§ 49
§ 50
§ 51
§ 52
§ 53
§ 54
§ 55
§ 56
§ 57
§ 58
§ 455870.
Россия в мире. Итоговый урок
Тест
тест
Заключение (1 час)